Главная |
страница 1страница 2
Тема 4. ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ. ЩЕЛОЧНО-ЗЕМЕЛЬНЫЕ МЕТАЛЛЫ Свойства металлов. Все химические элементы подразделяют на металлы и неметаллы. К неметаллам относят 22 химических элемента. К металлам принадлежат все элементы побочных подгрупп, включая лантаноиды и актиноиды, элементы главных подгрупп I группы (за исключением водорода), II группы, III группы (за исключением бора) и некоторые элементы главных подгрупп IV—VI групп (германий, олово, свинец, сурьма, висмут, полоний). Некоторые элементы, относящиеся к металлам (германий, сурьма и др.) занимают промежуточное положение между металлами и неметаллами. Отдельные металлические свойства могут проявляться у некоторых элементов-неметаллов (кремний, мышьяк, теллур). Важнейшими физическими свойствами металлов являются: высокие электро- и теплопроводность, металлический блеск и пластичность. Эти свойства обусловлены металлической связью. Из химических свойств металлов следует, прежде всего, отметить их восстановительную способность, которая обусловлена легкостью отдачи электронов атомами металлов. Металлы реагируют со многими окислителями, например: 2Fe0+3Cl2=2Fe+3Cl3; Zn0+CuSO4=Zn+2SO4+Cu. Для металлов характерны реакции с кислотами. Достаточно активные металлы (Al, Mg, Zn, Fe, Sn) растворяются в соляной и разбавленной серной кислотах с выделением водорода: 2Al+6HCl=2AlCl3+3H2; Zn+H2SO4=ZnSO4+H2. Малоактивные металлы (Сu, Ag) в этих кислотах не растворяются. Азотная и концентрированная серная кислоты, являющиеся сильными окислителями, растворяют многие металлы (водород в этих реакциях не выделяется), например: Cu+2H2SO4=CuSO4+SO2+2H2O; Ag+2HNO3=AgNO3+NO2+H2O. Некоторые металлы (Al, Zn, Pb, Sn) растворяются в водных растворах щелочей, например: Zn+2NaOH+2H2O=Na2 [Zn (OH)4]+H2; 2Al+2KOH+10H2O=2K [Al (OH)4∙ (H2O)2]+3H2. В промышленности главным образом используют не чистые металлы, а сплавы. Сплавами называют металлические материалы, состоящие из двух или нескольких простых веществ. Кроме металлов в состав сплавов могут входить и неметаллы. Как и металлы, сплавы имеют металлический блеск и обладают способностью проводить электрический ток. При сплавлении металлов могут образовываться интерметаллические соединения, гомогенные смеси металлов (твердые растворы), гетерогенные системы (состоящие из кристаллов отдельных компонентов). Пример: 1.Смесь меди и цинка массой 40 г обработали концентрированным раствором щелочи. При этом выделился газ объемом 8,96 л (условия нормальные). Рассчитайте массовую долю меди в смеси. Дано: m(смеси)=40 г, V(Н2)=8,96 л. ______________________________ w (Cu)=? Решение. 1.1. Вычисляем количество вещества образовавшегося газа (водорода): 1.2. Из двух компонентов смеси (медь и цинк) с раствором щелочи реагирует только цинк: Zn+2NaOH+2H2O=Na2 [Zn(OH)4]+H2. Из уравнения реакции следует, что n(Zn)=n(H2); n(Zn)=0,4 моль. 1.3. Вычисляем массу цинка в смеси: m(Zn) = n(Zn)–M(Zn); m(Zn) = 0,4 моль–65 г/моль = 26 г. 1.4. Масса меди в смеси будет равна: m(Си) – m(смеси)—m(Zn); m(Си)= (40 — 26) г= 14 г. 1.5. Рассчитываем массовую долю меди в смеси металлов: Пример: 2.Серебро массой 5,4 г растворили в концентрированной азотной кислоте. К полученному раствору прилили избыток раствора бромида натрия. Рассчитайте массу образовавшегося осадка. Дано: m(Ag)=5?4 г ________________ m (AgBr)=?
Ag0+2HN+5O3=Ag+1NO3+N+4O2+H2O; Ag0–e– =Ag+1 1 N+5+e– =N+4 1 Образующийся нитрат серебра реагирует с бромидом натрия: AgNO3+NaBr=AgBr↓+NaNO3. Из уравнения реакций (а) и (б) следует, что n(AgBr)=n(Ag); n(AgBr)=0,05 моль.
m(AgBr)=n(AgBr) М(AgBr); m(AgBr)=0,05 моль 188 г/моль=9,4 г. Пример: 3.При взаимодействии железа массой 28 г с хлором образовалась смесь хлоридов железа (II) и (III) массой 77,7 г. Рассчитайте массу хлорида железа (III) в полученной смеси. Дано: m(Fe)=28 г, m(FeCl2+FeCl3)=77,7 г. ___________________________________ m(FeCl3)=? 2Fe+3Cl2=2FeCl3. 3.3. Обозначаем массу FeCl3 в полученной смеси буквой х, т. е. m(FeCl3)=х г. Тогда масса FeCl2 будет равна: m(FeCl3)=m(FeCl2 + FeCl3)–m(FeCl3); m (FeCl2) = (77,7—x) г. 3.4. Вычисляем количество веществ хлорида железа (II) и хлорида железа (III): 3.5. Из уравнения реакций (а) и (б) следует, что n(Fe)=n(FeCl2)+n(FeCl3) или Решая полученное уравнение, находим, что х=65, т.е. масса хлорида железа (III) в полученной смеси хлоридов равна 65 г. Задания для самостоятельного выполнения (выполнение в тетради) 60. Железо массой 11,2 г сплавили с серой массой 6,4 г. К продукту реакции прилили соляную кислоту (взята в избытке). Выделившийся газ пропустили через раствор сульфата меди (II). Рассчитайте массу полученного осадка. 61. Вычислите объем соляной кислоты (массовая доля НС1 20%, плотность 1,1 г/мл), которая потребуется для растворения смеси цинка и никеля массой 9,8 г (массовая доля никеля в смеси составляет 60,2%). 62. Методом электронного баланса подберите коэффициенты в схемах следующих окислительно-восстановительных реакций с участием металлов: б) Ag+HNO3→AgNO3+NO+H2O; в) Ca+H2SO4→CaSO4+H2S+H2O; г) Bi+HNO3→Bi(NO3)3+NO+H2O. 63. Технический цинк массой 0,33 г обработали разбавленным раствором серной кислоты. Выделившийся водород занимает при нормальных условиях объем 112 мл. Рассчитайте массовую долю цинка в техническом металле. 64. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: а) CuSO4→Cu→Cu(NO3)2→Cu(OH)2; б) Cu(OH)2→CuO→CuCl2→CuS. Уравнения реакций, протекающих в водных растворах электролитов, изобразите в молекулярной и сокращенной ионной формах. 65. Кобальт массой 2,95 г растворили в соляной кислоте, при этом образуется соль кобальта (II), в полученный раствор пропустили сероводород. Определите массу образующегося при этом осадка. 66. Изобразите электронные формулы атомов титана (элемент № 22) и галлия (№ 31). Укажите, какие электроны отдают атомы, образуя химические соединения. Какие степени окисления они проявляют при этом? 67. Германий и свинец находятся в главной подгруппе четвертой группы периодической системы Д.И. Менделеева. Какой из этих металлов проявляет более выраженные металлические свойства? 68. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: б) NiCl2→Ni→NiSO4→Ni(NO3)2→Ni(OH)2→NiCl2. Уравнения реакций, протекающих в растворах, изобразите в ионной и сокращенной ионной формах. 69. Смесь меди и оксида меди (II) массой 2 г растворили в концентрированной серной кислоте. При этом образовался газ объемом 0,56 л (нормальные условия). Вычислите массу оксида меди в исходной смеси. 70. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: 72. При действии разбавленной серной кислоты на смесь олова и серебра массой 12,5 г выделился водород объемом 2,24 л (нормальные условия). Вычислите массовую долю серебра в смеси металлов. 73. При разложении нитрата меди (II) массой 47 г образовался твердый остаток, который растворили в серной кислоте. Вычислите массу медного купороса CuSO4-5H2O, который может быть выделен из полученного раствора. Составьте уравнения всех осуществленных реакций. 74. Свинец массой 6,9 г растворили в концентрированной азотной кислоте. Из полученного раствора выделили нитрат свинца (II). Определите объем оксида азота (IV) (нормальные условия), который образуется при термическом разложении полученного нитрата свинца (II). 75. Смесь цинка и оксида цинка массой 14,6 г растворили в разбавленной серной кислоте. Из раствора выделили сульфат цинка массой 32,2 г. Рассчитайте массовую долю цинка в исходной смеси. 76. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: →Х→СuCl2 а) Cu(NO3)2— →Y→CuCl2 б) CuSO4 — →Z→CuCl2. Назовите соединения X, Y и Z. 77. Необходимо приготовить сплав олова со свинцом массой 89 г, в котором массовая доля свинца составляет 46,5%. Вычислите массу оксида олова (IV) и массу оксида свинца (II), которые надо взять, чтобы при восстановлении их углем получился требуемый сплав. 78. Сплав меди с оловом массой 20 г (массовая доля олова в сплаве равна 11,9%) поместили в соляную кислоту. Рассчитайте объем водорода, измеренный при нормальных условиях, который выделится при этом. 79. Образец смеси порошков меди, цинка и магния массой 16 г поместили в разбавленную серную кислоту. При этом образовался водород объемом 6,72 л (нормальные условия). Масса не растворившегося остатка равна 4,7 г. Рассчитайте массовые доли всех металлов в исходной смеси. Простейшим электродом может служить медная пластинка, погруженная в раствор сульфата меди (II). В результате взаимодействия металла с водой и ионами меди (II) устанавливается электрохимическое равновесие между металлом и его ионами в растворе: Cu2++2e– Cu. Существуют и другие типы электродов. Водородный электрод представляет собой следующую систему: платина погружена в раствор кислоты, через раствор продувается газообразный водород. При этом устанавливается равновесие: 2Н++2е– 2Надс(Pt) Н2 или упрощенно 2Н++2e– Н2, где Надс — адсорбированный атом. Каждый электрод характеризуется определенным значением электродного потенциала Е, единица измерения которого вольт (В). Электрод, равновесие на котором устанавливается в стандартных условиях (250С, нормальное давление, концентрация ионов 1 моль/л), называется стандартным электродом (например, стандартный водородный электрод). Обозначение потенциалов стандартных электродов — Е°. Электродный потенциал стандартного водородного электрода равен 0, т.е. Е°(2Н+|Н2)=0 В; электродный потенциал стандартного медного электрода равен Е°(Cu2+|Cu)=0,34 В. Если расположить электроды в порядке возрастания стандартных электродных потенциалов, то получится ряд стандартных электродных потенциалов (см. приложение 4; устаревшее название — ряд напряжений металлов). При помощи стандартных электродных потенциалов можно решить многие вопросы по химии металлов. Например, вопрос об участии металлов в реакциях замещения: металлы, имеющие более отрицательное значение Е°, обычно вытесняют металлы с более положительным значением Е° из растворов солей. Металлы с отрицательными значениями Е° вытесняют водород из растворов соляной и разбавленной серной кислот. Например: Zn+Pb(NO3)2=Zn(NO3)2+Pb, Fe+2HCl=FeCl2+H2. При использовании ряда электродных потенциалов необходимо учитывать, что Li, К, Ва, Са и Na реагируют с водой. Нельзя вытеснить металлы из растворов солей молекулярным водородом (водородный электрод работает только в присутствии платины). Свинец не вытесняет водород из растворов соляной и серной кислот. Пример: 4. Будет ли цинк взаимодействовать со следующими веществами, находящимися в водных растворах: а) 1 М НС1; б) 1 М хлорид олова (II); в) 1 М хлорид магния? Решение. 4.1. Используя ряд стандартных электродных потенциалов, находим значения потенциалов цинкового, водородного, оловянного и магниевого электродов: E0(Zn2+|Zn)= –0,76 В; E0(2H+|H2)=0; E0(Sn2+|Sn)= –0,14 В; E0(Mg2+|Mg)= –2,36 В. 4.2. Стандартный электродный потенциал цинкового электрода меньше (имеет более отрицательное значение), чем Е° водородного и оловянного электродов, следовательно, цинк взаимодействует с растворами хлороводородной кислоты и хлорида олова (II): Zn+2HCl=ZnCl2+H2; Zn+SnCl2=ZnCl2+Sn. 4.3. Е° цинкового электрода имеет более положительное значение, чем Е° магниевого электрода, следовательно, цинк не реагирует с растворами солей магния. 5. Имеется раствор смеси солей: сульфата магния, сульфата кадмия и сульфата меди (II). Какие вещества и в какой последовательности выделятся при электролизе этого раствора? Решение. 5. 1. Значения стандартных электродных потенциалов находим по приложению: E0(Mg2+|Mg)= –2,36 В; E0(Cd2+|Cd) В; E0(Cu2+|Cu)=0,34 В. 5.2. Легче всего восстанавливаются на катоде катионы металла с наиболее положительным значением электродного потенциала, т. е. ионы меди (II): Cu2++2e– =Cu0 5.3. Вслед за медью восстанавливаются катионы кадмия, образуя металлический кадмий: Cd2++2e– =Cd0 Катионы магния невозможно восстановить в водном растворе, поэтому после восстановления ионов Cd2+ восстанавливаются только молекулы воды: 2H2O+2е– =2ОН-+Н2 5.4.В растворе находятся сульфат-ионы, которые не окисляются в водных растворах. Следовательно, окислению на аноде подвергается вода: 2Н2О–4е– =4Н++О2 Пример: 6. Цинковую пластинку массой 22,5 г погрузили в раствор нитрата свинца (II). Через некоторое время масса пластины стала равна 25,34 г. Рассчитайте массу цинка, который перешел в раствор в виде ионов, и массу свинца, который осадился на пластинке. Дано: m1=22,5 г, m2=25,34 г. ________________________ m(Zn)=? m(Pb)=? m(Pb)–m(Zn)=2,84 г. 6.2. Вычисляем количество вещества осадившегося свинца и растворившегося цинка: 6.3. Используя ряд стандартных электродных потенциалов, находим, что Е°(Zn2+| Zn) = –0,76 В, Е6(Pb2+| РЬ)= –0,13 В. Следовательно, происходит реакция замещения цинком свинца в растворе соли последнего: Zn+Pb(NO3)2=Zn(NO3)2+Pb. 6.4. Из уравнения реакции следует: 6.5. Решая систему уравнений (а) и (б), получаем m(Zn) = l,3 г; m(Pb)=4,14 г. Задачи для самостоятельного выполнения (выполнение в тетради) 80. Пользуясь рядом стандартных электродных потенциалов, определите, может ли железо взаимодействовать с водными растворами следующих веществ: а) 1 М ВаС12; б) 1 М НС1; в) 1 М CuSO4; г) 1 М А1С13; д) 1 М Pb(NO3)2? Напишите уравнения реакций в молекулярной, ионной и сокращенной ионной формах. 81. Пользуясь рядом стандартных электродных потенциалов, определите, какие металлы могут быть замещены медью в растворах солей? Напишите уравнения двух таких реакций замещения. 82. Допишите схемы тех реакций, которые могут протекать в водных растворах. Подберите коэффициенты методом электронного баланса: б) CdSO4+Ni→ …; д) Hg2(NO3)2+Ag→ …; в) HCl+Ni→ …; е) Mg(NO3)2+Fe→ … . 84. Может ли металлический марганец реагировать с водными растворами следующих электролитов: а) 1 М NaNO3; б) 1 М H2SO4; в) 1 М AuCI3; г) 1 М MgSO4; д) 1 М MnSO4? Для ответа используйте ряд стандартных электродных потенциалов. Напишите уравнения возможных реакций в молекулярной и сокращенной ионной формах. 85. При помощи ряда стандартных электродных потенциалов определите, какие вещества и в какой последовательности выделятся на электродах при электролизе (электроды из графита) водного раствора смеси солей: хлорида кобальта (II), хлорида кальция и хлорида меди. 86. Какие вещества и в какой последовательности будут выделяться на электродах при электролизе водного раствора смеси сульфатов: калия, магния, никеля (11) и марганца (II)? Для ответа используйте ряд стандартных электродных потенциалов. 87. Железные опилки массой 20,5 г поместили в раствор сульфата меди (II). Через некоторое время металлический осадок отделили от раствора и взвесили. Его масса составила 20,7 г. Вычислите массу железа, которое перешло в раствор, и массу меди, оказавшейся в … . 88. В раствор нитрата серебра поместили образец меди массой 50,6 г. Через некоторое время масса образца увеличилась до 54,4 г. Вычислите массу осажденного на меди серебра. Руды. Получение металлов. Большинство металлов встречаются в природе в виде различных соединений (минералов). Природные минеральные соединения, из которых экономически целесообразно получать металл, называются рудами. Например, железная руда может содержать Fe3O4, Fe2O3, Fe2O3H2O и другие соединения железа. Кроме полезных минералов руда содержит, пустую породу. Руды являются основным сырьем металлургии — отрасли промышленности, производящей металлы. Для получения металлов руды перерабатывают. Соединения металлов восстанавливают, используя различные восстановители: углерод, оксид углерода (II), активные металлы (кальций, натрий, алюминий), водород, электрический ток на катоде, например: t NiO+C → Ni+CO; t Mn2o3+2Al → 2Mn+Al2O3; в растворе CuSO4+Fe → Cu+FeSO4; t WO3+2H2→W+3H2O; электролиз раствора CuCl → Cu+Cl2. Пример: 7.Титановая руда содержит рутил TiO2 (массовая доля 12%). Рассчитайте массу титана, который может быть получен из образца такой руды массой 200 кг. Дано: m(руды)=200 кг, w(TiО2)=12%. ________________________________ m(Ti)=? 8. Вычислите массовые доли минерала магнетита Fe3O4 и пустой породы в железной руде, если из образца этой руды массой 500 г получили железо массой 200 г. Дано: m(руды)=500 г, m(Fe)=200 г. ______________________________ ω(Fe3O4)=? ω(пустой породы)=? Решение. 8.1. Вычисляем количество вещества железа, полученного из руды: 8.2. Из формулы магнетита Fe3O4 следует: 8.3. Вычисляем массу магнетита, содержащегося в образце руды: m(Fe3O4)=n(Fe3O4)∙M(Fe3O4); m(Fe3O4)=1,19 моль∙232 г≈276 г. 8.4. Массовая доля магнетита в руде составляет: 8.5. Масса пустой породы в руде равна: m(пустой породы)=m(руды)–m(Fe3О4); m(пустой породы)=(500–276)г=224 г. 8.6. Рассчитываем массовую долю пустой породы в руде: Пример: 9. Марганец получают электролизом водного раствора сульфата марганца (II) с инертными электродами. Определите массу марганца, который будет получен, если на аноде выделится кислород объемом 56 л (нормальные условия). Учтите, что массовая доля выхода кислорода составляет 100%, а металла — 80%. Дано: V(О2)=56 л, η(О2)=100%, η(Mn)=80%. ______________________________________ m(Mn)=? +2 катод (–) Mn+2e– =Mn 2 + анод (+) 2Н2О–4e– =4Н+О2 1 _____________________________ 2+ электролиз + 2Mn+2Н2О → 2Mn+4Н+О2 2MnSО4+2Н2О → 2Mn+2H2SO4+O2. 9.3. Из уравнения реакции следует, что n(Mn)=2n(O2); n(Mn)=2 ∙2,5 моль=5 моль. 9.4. Рассчитываем массу марганца, который образовался бы при количественном (100%-ном) выходе металла: m(Mn)=n(Mn) ∙M(Mn); m(Mn)=5 моль ∙55 г/моль=275 г. 9.5. Учитывая массовую долю выхода металла, находим массу реально полученного марганца: Задания для самостоятельного выполнения (выполнение в тетради) 89. Медная руда содержит минерал малахит CuCO3-Cu(OH)2 (массовая доля 7%). Вычислите массу меди, которая может быть получена из образца такой руды массой 300 г. 90. Из образца титановой руды массой 250 г получили титан массой 40 г. Руда содержит титан в составе минерала ильменита FeTiO3 - Рассчитайте массовые доли ильменита и пустой породы в руде. 91. Вольфрам получают, восстанавливая оксид вольфрама (VI) водородом. Вычислите объем водорода, приведенный к нормальным условиям, который потребуется для восстановления концентрата вольфрамовой руды массой 200 кг (массовая доля WO3 в концентрате равна 92,8%). 92. Для получения никеля используют реакцию восстановления оксида никеля (II) углеродом (NiO+C= =Ni+CO). Определите массу угля, который необходимо взять для получения никеля массой 295 г, если массовая доля углерода в угле составляет 92%. Учтите, что для реакции нужен двукратный избыток углерода. 93. Из медной руды массой 8 т получили технический металл массой 325 кг (массовая доля меди 98,46%). Определите массовую долю халькозина Cu2S в руде, если других медьсодержащих компонентов в ней нет. 94. Методом электронного баланса подберите коэффициенты в схемах реакций, которые лежат в основе процессов получения металлов: а) V2O5+Ca→V2CaO; б) TiCl4+Mg→Ti+MgCl2; в) Fe2O3+CO→Fe+CO2; г) Cr2O3+Al→Al2O3+Cr. 95. Натрий получают электролизом расплава хлорида натрия, а для получения чистого железа используют электролиз водного раствора сульфата железа (II). Напишите уравнения реакций, протекающих при этих процессах. 96. Медь получают электролизом водного раствора сульфата меди (II) с инертными электродами. При этом на аноде выделился кислород объемом 448 л (нормальные условия). Рассчитайте массу меди, полученной на катоде. 97. При электролизе расплава хлорида кальция на аноде был получен хлор объемом 112 л (нормальные условия), а на катоде — кальций массой 180 г. Считая, что массовая доля выхода хлора равна 100%, определите массовую долю выхода кальция. 98. Медную руду, которая содержит минерал CuCO3>Cu(OH)2 (массовая доля 5%), обработали раствором серной кислоты. В полученный раствор внесли металлическое железо. Вычислите массу меди, которая может быть выделена из руды массой 666 кг. Рассчитайте массу железа, которое требуется для осуществления процесса. Напишите уравнения реакций в молекулярной и сокращенной ионной формах. 99. Для получения чистого никеля применяют метод электролиза водного раствора сульфата никеля (II) с инертными электродами. В процессе электролиза на аноде был собран кислород объемом 8,96 м3 (условия нормальные, массовая доля выхода 100%). Рассчитайте массу никеля, который образуется на катоде, если массовая доля выхода металла равна 75%. 100. Рассчитайте массовую долю меди в ее рудах, одна из которых содержит минерал халькопирит CuFeS3 (массовая доля 6%), а другая — минерал ковелин CuS (массовая доля 4,5%). Вычислите массу меди, которую можно выделить из образца каждой руды массой 100 кг. 101. Олово получают, восстанавливая углем минерал касситерит (SnO2+2C=Sn+2CO). При восстановлении концентрата оловянной руды массой 1 т получено олово массой 630 кг. Рассчитайте массовую долю касситерита в концентрате оловянной руды. 102. При восстановлении углем при высокой температуре смеси карбоната цинка ZnCO3 и оксида цинка ZnO (масса смеси 53 кг) получен цинк массой 39 кг. Рассчитайте массовую долю оксида цинка в исходной смеси. 103. Медная руда содержит минералы куприт Сu2О, тенорит СuО и пустую породу (массовая доля пустой породы 80%). Из образца такой руды массой 20 кг выделили металлическую медь массой 3,328 кг. Вычислите массовые доли куприта и тенорита в руде. 2.И.Г. Хомченко. Общая химия. –М.: Оникс, 2006. –460 с. Дополнительная 1.М.И. Гельфман, В.П. Юстратов. Химия. –Санкт-Петербург, 2000. –472 с. 2.А.С. Егоров. Химия. –Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. –767 с. 3.Р.А. Лидин, В.А. Молочко. Химия. –М.: Дрофа, 2001. –М.: Дрофа, 2001. –574 с. Предисловие……………………………………………………...…3 Тема 1. Атом. Строение атома. Периодический закон .И.Менделеева………………………………………………..4 Тема 2. Молекулы и химическая связь………………………..…13 Тема 3. Химические реакции…………………………….……….16 3.1.Химические реакции……………………………………….…16 3.2. Окислительно-восстановительные реакции……………...…29 Тема 4.Щелочные металлы. Щелочно-земельные металлы.……………………………………….......................…….41 Список литературы……………………………………………….62 УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ ХИМИЯ Методические указания для выполнения самостоятельной работы студентами Часть I Составители: Путинцева Ольга Викторовна, Панова Лариса Иосифовна << предыдущая страница Смотрите также:
Методические указания Часть I для выполнения самостоятельной работы студентами специальностей
646.03kb.
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине " Теоретическая физика"
225.79kb.
Б. И. Джинджолия восточная философия xix–xx веков
544.14kb.
Методические указания к программе обучения иностранному языку в профессиональной сфере студентов направления 081100. 62
252.21kb.
Доцент каф зоологии и зоогигиены, канд с. х наук К. В
167.33kb.
Методические указания для изучения курса философии для студентов дневной и заочной формы обучения всех специальностей
309.81kb.
Темы контрольных работ Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «История и культура региона» для студентов заочной формы обучения
62.21kb.
Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов Тема: Лечение косолапости в возрастном аспекте. Дисциплина: детская хирургия
57.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного государства и права»
5377.6kb.
Методические указания по их выполнению для студентов, обучающихся по специальности
239.17kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения
668.69kb.
Методические указания к лабораторной работе по физике для студентов строительных специальностей
190.29kb.
|