Главная |
страница 1
Содержание Введение
Заключение Список использованной литературы Введение Тема моей контрольной работы звучит следующим образом: особенности Северного Возрождения. Именно северного Возрождения. Не классического итальянского, южного, а – северного! Но для начала, я предлагаю вообще вспомнить, что же означает этот культурологический термин «Возрождение»? В связи с этим возникают два вопроса: «возрождение чего?» и «возрождение к чему?». На первый вопрос («возрождение чего?») мы отвечаем так: возрождение старых, античных традиций культуры. Традиций, казалось, давно уничтоженных варварским нашествием. Традиций, для которых была характерна постановка человека в центр мироздания, в центр Вселенной, отношение к человеку, как к высшему существу, созданному природой. Отсюда такой культ человеческого тела в Древней Греции и Риме, и конечно же культ человеческого разума. Вот все это заново появляется в культуре Европы начиная с 14 века. Другой вопрос – «возрождение к чему?». Дело в том, что слово «возрождение» мы часто встречаем в Библии. Там говорится о духовном возрождении человека, о возвращении его к Богу, о новом возрождении христианских заветов после столетий темного средневековья. Колыбелью искусства Возрождения принято считать Италию, для которой античная культура всегда была неотъемлемой частью национального достояния. Вы можете приехать в любой значимый город Италии и увидеть там развалины древних античных зданий, современные постройки, выполненные в архитектурном стиле античности, вы можете посетить музеи , наконец, зайти в библиотеку и познакомится с трудами древних философов, писателей, поэтов. Все это в Италии есть. Кроме того, в 14 веке именно итальянские мастера заново открыли для своих современников искусство античности. В более северных странах, таких как Франция, Германия, Нидерланды, Англия (то, о чем я сейчас буду рассказывать), никогда не было такого изобилия античных памятников, как на земле Италии. До начала 16 века, там, в Северной Европе, в общем-то, никто и не знал как они (эти памятники) выглядят. Поэтому на становление искусства Северного Возрождения наибольшее влияние оказало христианство и его готическая культура. Итак, вот оно первое отличие: если на классическое южное Возрождение напрямик оказывала влияние античность, то на севере Европы, в виду упомянутых причин, Возрождение в большей степени чем в Италии потпитывалось готикой, христианской культурной традицией. Художник Северного Возрождения вещал в свои произведениях истину о Боге. Но изобразить «дядьку» с бородой, летающего по небу – не значит нарисовать Бога. И он, как человек уже нового времени, прекрасно понимал, что в сущности Бог, как совершенный абсолют, неотобразим. Художник способен лишь обозначить его присутствие на картине. Считалось, что образ Бога яснее сего запечатлен в окружающем мире. Поэтому предметом такого благоговеенного внимания художников Северного Возрождения становятся небеса и солнечный свет, вода и камни, растения и животные, человек, его жилище и все созданное его руками. Ренессансное искусство Франции, Германии, Нидерландов осмысливало место человека в мироздании иначе, чем итальянское. В Италии человек, наделенный безграничным творческим потенциалом, способный изменить мир, рассматривался как центр Вселенной. Собственно этого и требовали каноны античного искусства. Для мастеров Северной Европы такой антропоцентризм не был свойственен. Человек, считали они, не вершина мироздания, а лишь одно из многочисленных подтверждений всемогущества Творца. Одно из многочисленных… И здесь второе важное отличие Северного Возрождения от Итальянского. В коротком рассказе невозможно охватить творчество всех гениев Северного Возрождения. Я сделаю это выборочно, но сохраняя хронологию (или последовательность) появления этих персонажей на историческом поле. Поэтому первый герой моего рассказа это Клаас Слютер. (я.н.н.д.) Родился в Гаарлеме. Не путать с американским Гарлемом: Гаарлем – это на севере Нидерландов. Своему искусству обучался в Брюсселе, тогда это была столица герцогства Брабант. В 1385г. Клаас Слютер поступает на службу к герцогу Бургундии Филиппу Храброму. Переезжает к нему в Дижон, и там, в Дижоне, создает свои блестящие работы, самой знаменитой из которых является так называемый «Колодец пророков». Это шестигранный постамент почти двухметровой высоты, увенчанный каменным распятием. Вокруг него располагались шесть статуй библейских пророков: Моисея, Давида, Иеремии, Захарии, Даниила и Исаи. Воздействие этой скульптурной группы на людей было настолько велико, что посланник папы , побывавший в 1418 году (уже после смерти Слютера) в Дижоне пообещал каждому, посетившему этот памятник с благородной целью, отпущение грехов. Не будем долго останавливаться на Клаасе Слютере. Идем дальше. Следующие наши герои – это братья Лимбурги (яннд). Жан, Поль и Эрман Лимбурги. Родились во второй половине ХIV века в городе Неймегене, что на северо-восстоке Нидерландов. Братья рано потеряли отца, и их воспитанием занялся художник Жан Малуэль, приходившийся им дядей. Достигнув зрелого возраста Лимбурги отправляются на службу к герцогу Беррийскому. Нам, историкам, герцог Беррийский известен как регент при слабоумном короле Карле VI, но искусствоведы знают Жана Берриского как мецената, ценителя прекрасного. Теперь представьте себе средневековый замок, эти стены из грубого камня, узкие бойницы окон, остроносые крыши… Все это еще эпоха рыцарства. Но мир уже становится меньше. Люди путешествуют из страны в страну, из герцогства в герцогства, и художники путешествуют из страны в страну. Так и братья Лимбурги путешествуют из Нидерландов ко двору герцога Беррийского, чтобы создать иллюстрации к его часослову. Часослов – это сборник молитв; тех молитв, которые необходимо читать в тот или иной день в году, к тому или иному празднику. К такому сборнику молитв и создают свои иллюстрации братья Лимбурги. Вообще, обычай изображать месяцы, как сцены работ (или отдыха) соответствующие тому или иному времени года, известен у начала XIII века. В книжных миниатюрах того времени, например, февраль изображался в виде людей, греющихся у домашнего очага; май – в виде охотника с соколом; июнь – в виде косца. Такой же прием используют Лимбурги при оформлении «Богатейшего часослова герцога Беррийского». Таково полное название этого, пожалуй, самого светлого произведения средних веков. Знать играет, счастливые крестьяне трудятся. Такова точка зрения на мир богатого человека, каковым, собственно, и был Жан Беррийский. Чтобы оживить молитвенник, Лимбурги изобразили владения герцога: его земли, замки и… его крестьян. Из всех, нарисованных Лимбургами замков, до наших дней сохранился лишь Семю на реке Луаре. Герцог Беррийский видел в своем часослове, пожалуй, самую роскошную рукопись, какой только владели принцы королевской крови. Его можно представить в сумрачной церкви, держащим в руках молитвенник, но, скорее всего, не читающего молитву, а рассматривающего великолепные иллюстрации братьев Лимбургов. Например «Август», из календаря в начале книги. Вверху замок, один из 17, принадлежащих герцогу. Замок в лучах солнца. Ниже, на переднем плане, изображена кавалькада придворных. Все они пышно одеты. Впереди, на белой лошади, вероятно, сам герцог. Пышно одетая знать занята соколиной охотой. А видели они поля и реку и купающихся в ней крестьян. (Эти персонажи видны на заднем плане картины). Обнаженная женщина без всякого смущения плещется в воде, другие тоже купаются. Итак, на первом плане придворные, которые, очевидно, живут беспечной жизнью. Причем учтите это август – жаркая пора, а они одеты с ног до головы в богатые тесные наряды. А если взглянуть на талии женщин, ужасно утянутые, то вы поймете как им тяжело. Придворные на лошадях, охотятся с соколами, но вся их жизнь, даже сейчас, регламентируется строгими правилами. Даже обмен любовными взглядами двух центральных персонажей имеет свои строгие правила. Так что жизнь у них довольно стесненная, жизнь на виду. Тогда как крестьяне свободны и счастливы. «Что лучше?» как бы спрашивают Лимбурги, и такой подтекст очаровывает во всех их картинах. Ну а моя самая любимая работа из этого часослова - это «Февраль», потому что она пропитана комизмом. Трое люде греют промокшую одежду у очага. Первая – это женщина, хозяйка дома. Она приподняла подол платья и сушит его, показывая свои роскошные панталоны. Однако взгляд ее повернут в сторону от двух других персонажей. А это мужчины. Они тоже греют промокшую одежду, тоже задрали свои платья, но никаких панталонов под ними нет. Эта способность смотреть на мир непредвзятым взглядом и отличает великих художников. Смотрите также:
Моей контрольной работы звучит следующим образом: особенности Северного Возрождения. Именно северного Возрождения. Не классического итальянского, южного, а – северного!
61.91kb.
Значительный вклад в развитие отечественной науки внесли общественные организации и научные общества Северного Кавказа, возникновение и деятельность которых приходятся на конец XIX начало XX в
161.3kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История культуры и искусств» (3-6 семестры) для студентов очно-заочной формы обучения
29.66kb.
Северный Ледовитый океан
40.03kb.
И. Л. Нерсесов, А. Сыдыков, А. Нурмагамбетов, Η. Η. Михайлова сейсмический режим северного тянь-шаня в связи с жаланаш-тюпским землетрясением 25. 111 1978 Г
411.43kb.
Творчество сандро боттичелли
137.57kb.
Программа выступлений участников Пятого областного конкурса «Юный пианист Северного Урала»
167.7kb.
2 изучение и анализ документов краеведческого музея г. Шарьи
153.89kb.
Именно как империю воспринимал Россию Запад и в лице просветителей (от Лейбница до Дидро) приветствовал появление и европейскую инициативу «северного великана»
303.79kb.
Слайд 1 I. В 2012 году исполняется 15 лет инициативе «Северного измерения»
91.9kb.
«Рафаэль»
323.83kb.
Викторина на лучшего знатока истории Северного Кавказа. Вопросы: Кому принадлежало Черноморское побережье Кавказа в начале XIX в.? Ирану
311.32kb.
|