Главная |
страница 1
От составителя На территории, называющейся «Северный Кавказ», перемешались степи и горы, различные климатические зоны, народы и культуры. На Северном Кавказе проживает свыше 50-ти различных народов, у которых существуют свои обычаи, верования, свой фольклор. В библиотеках нашей системы реализуются программы, проекты по формированию у детей и подростков поликультурного сознания, толерантного отношения к людям другой национальности, культуры и религии. Предлагаемые игры-путешествия, игры-конкурсы, викторины, кроссворды в сборнике «Занимательное путешествие по Северному Кавказу» станут хорошим подспорьем библиотекарям, преподавателям в этой работе. Сборник состоит из двух разделов:
Пособие «Занимательное путешествие по Северному Кавказу» также рассчитано на школьников среднего и старшего возраста и всех, кто интересуется краеведением.
история, география, природа. «Северный Кавказ – частица России»: конкурс-викторина на лучшего знатока истории Северного Кавказа. Вопросы:
столетия «Поэзия народов Кавказа» вошли переводы из грузинской, армянской, абхазской и балкарской поэзии. «…Я старалась служить переводу, я упивалась переводом. Мне хотелось, чтобы дивная речь другого народа звучала на моем языке, чтобы она была упоительной». Назовите, пожалуйста, имя этой поэтессы.
А.А. Фадеев сказал: «Если хотите, он является своего рода Леонардо да Винчи… Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и художником, и драматургом, и общественным деятелем». О ком это высказывание?
«Географическая азбука»: игра Ведущий: О многом могут рассказать нам географические имена и названия на карте Северного Кавказа. Каждое название имеет свой тайный смысл и значение. У ученых нет единого мнения, не только о том, что означает слово «Кавказ», но и том, от какого языка пошло это название. Это название впервые упоминается в сочинениях древних греков около 2500 лет тому назад. Считается, что «Кавказ» с еще более древнего, санскритского языка означает «Блестящие горы». Название «Эльбрус» чаще связывают с персидским языком – «Альброс» на этом языке означает – высокая гора. Дагестан — «горная страна» (от тюркских слов даг - «гора» и стан — «страна, земля»). Дон - название дано ираноязычными народами, некогда жившими на территории Северного Причерноморья, на языке которых дон означает «река». Кубань — название этой реки произошло от карачаевского слова «кьобан» и означает «большая река». Терек — тоже означает «река», только в переводе с древне- тюркского. В названии столицы края – города Ставрополя – много разных тайн, хотя хорошо известна дата основания крепости №8 (1777год), вокруг которой он образовался. Слово «Ставрополь» в переводе на русский язык с греческого означает «город креста» («ставрос» - крест, «полис» - город»). Греческое название для русской крепости? И почему целых три одинаковых названия в России? Это и название крепости, основанной еще в 1722 году по велению Петра I в низовьях реки Сулак, впадающей в Каспийское море южнее реки Терек, и крепость, а затем и город Ставрополь на р. Волге (основан в 1737г.) и наша крепость – Ставропольская (1777г.). Сразу же отметим, что древние греки к основанию этих крепостей не имели никакого отношения. Название столицы края – Ставрополь – связано с увлечением придворного окружения российских императоров в XVII – XVIII веках древнегреческой культурой и стремлением противопоставить символ христианства – крест распространению ислама на Северном Кавказе. А теперь, ребята, я предлагаю вам выполнить следующее задание: назовите как можно больше географических объектов, относящихся к Северному Кавказу, которые начинаются на буквы «С» и «К». Победителем будет тот, кто больше вспомнит названий. игра Ведущий: Реки на Северном Кавказе многочисленны и разделяются на горные и равнинные. Горные реки бурные, многоводные, стремительные. Это объясняется тем, что берут они свое начало от высокогорных снегов и ледников. А равнинные реки, наоборот, медленные и спокойные, маловодные, и летом совсем пересыхают. Ребята, в этом задании вы должны назвать как можно больше рек Северного Кавказа, которые вы знаете. Победит тот, кто последним назовет реку. (На листе ватмана, который прикреплен к стенду, начерчена сетка кроссворда. Ведущий задает вопросы, правильные ответы вписываются в клетки кроссворда).
Ведущий: В этом задании нам нужно разгадать кроссворд, тогда мы узнаем, какое слово в нем спрятано. Победителем становится тот, кто правильно называет слово, за это он получает очко. Задания:
С отметкой больше восьмисот. Ее порой цепляют облака, А ветер склоны все стрижет. Степных просторов властелин Поднялся из глубинных вод Теперь, как в сказке исполин Венчает Ставропольский свод».
«Кругом налево и направо Как бы остатки пирамид, А там царь их пятиглавый, Туманный сизо-голубой, Пугает чудной вышиной».
Водою лечишь с давних пор, Историю земли своей хранишь, Жемчужиной сверкая среди гор. С природой очень гармонично Живешь уже не первый год. Курорт лечебный, не обычный, Кавказских Минеральных Вод». игра (На стенде прикреплен лист ватмана со словосочетанием «Северный Кавказ»). Ведущий 1: Перед вами словосочетание «Северный Кавказ». Вам нужно составить из букв, входящих в него, как можно больше новых слов. Принимаются только имена существительные в именительном падеже. Победит тот, кто составит самое длинное слово. (Возможные варианты слов):
(В конце игры подсчитываются очки и выявляется победитель. Им становится тот, кто набрал наибольшее количество очков. Победителю вручается главный приз. Награждают призами и тех, кто занял второе и третье место). «В мире растений и животных»: путешествие по Красной книге Ставропольского края Ведущий: Ребята, как вы знаете, природа Северного Кавказа необычайно разнообразна. Не многие области России могут в этом отношении сравниться с ним. У нас есть все — и горные вершины, и песчаные пустыни, и просторные луговые степи. Большое разнообразие рельефа, климата, почв создало благоприятные условия для обитания самых разных представителей флоры и фауны. Но загрязнение окружающей среды, распахивание степей, истребление животных и растений привели к их исчезновению. 13 апреля 2000 г. Постановлением Губернатора края была учреждена Красная книга Ставропольского края. В Красную книгу включено около 188 видов животных, 304 вида растений и 5 видов грибов, которые являются редкими, исчезающими или находятся под угрозой исчезновения и нуждаются в охране. Состоит она из 2-х томов: Т. 1 — Растения. Т. 2 — Животные. (Показать книгу). Давайте совершим путешествие по Красной книге Ставропольского края и познакомимся с ее представителями. Сейчас я буду зачитывать описание животных или растений из Красной книги, а вы должны угадать, о ком идет речь. Правильно ответивший на вопрос получает очко.
«Народы и обычаи Северного Кавказа»: викторина на звание лучшего этнографа Ведущий: На Северном Кавказе проживает свыше 50-ти различных народов, у которых существуют свои обычаи, верования, свой фольклор. И сейчас мы проведем небольшую викторину на звание лучшего этнографа. За каждый правильный ответ вы получите очко. Победителем будет тот, кто верно ответит на наибольшее количество вопросов.
«Знатоки традиций Северного Кавказа»: конкурс Традиция - обычай, установившийся порядок поведения в быту. Каждый народ имеет право гордиться своими самобытными традициями, своей национальной культурой. (Команда выбирает вопрос для соперника) Вопросы:
«Птица сильна крыльями, а человек дружбой": конкурсная игра Цель игры: содействие в воспитании интернационализма, толерантности через изучение сокровищницы устного народного творчества (пословиц и поговорок). Условия и правила проведения игры: В игре участвует 2 команды. Игра состоит из пяти этапов – конкурсов по заданной теме. Все задания связаны с темой игры. Главное в игре – мотивация детей на освоение традиций, культуры, фольклора разных народов, знание и понимание, умение правильного толкования и применения в речи пословиц и поговорок. Все ответы оцениваются по 10-ти бальной системе. Конкурсные задания: 1-й конкурс “Давай подумаем” (Ведущий зачитывает 10 пословиц, команды подают знак (поднимают свою эмблему), если пословица соответствует теме игры. Пословицы и поговорки читаются вперемешку). Пословицы по теме: Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Имеющий тысячу друзей – спасся, имеющий тысячу голов скота – погиб. Крови не родной, да души одной. Друг лучше старый, а шуба – новая. Крапиву рвать легче чужими руками. Цени что имеешь – так и богатство множиться. Если вожак хорош, то и тот, кто следует за ним, - неплох. Где сшито на живую нитку, там жди прорехи. 1. Задание 1-й команде: Восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения.
Сравнения для вставки: ;(1) что орех не сколотый; (2)как пить попросить; (3)как рыба с водой; (4)что во мне; (5)что весенний день. Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные.
Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.
Слова: умный, добрый, ласковый, хороший.
Слова: дальняя, чужая, неродная, нелюбимая.
Слова: прочную, крепкую, хорошую.
Слова: жадный, неверный, плохой, злой. 2. Задание 2-й команде: Восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения.
Сравнения для вставки: (1) мёду; (2) за вихор таскает; (3) в крапиву садиться; (4) дерево без корней; (5) стекло Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные.
Слова: родного, милого, красивого, далекого.
Слова: старых, добрых, заботливых, далеких.
Слова: маленькой, доброй, злой, плохой.
Слова: близкий, хитрый, жадный, новый.
Слова: честный, вредный, трусливый, сильный. При выполнении этого задания главное даже не в том, справятся дети с ним во всех предложенных случаях или нет, а в том, чтобы привлечь их внимание к мелодике, красоте, мудрости народного слова. 3-й конкурс “Мудрые пословицы” (Определить, какие особенности характера народа, ментальности отражаются в предложенных пословицах). Задание 1-й команде:
(трудолюбие)
(толерантность, уважение)
(уважение к старшим)
(гостеприимство)
(мстительность)
(скромность)
(смирение) Задание 2-й команде:
(справедливость)
(гордость)
(ценность дружбы)
(скромность)
(взаимопомощь)
(гостеприимство)
(толерантность) 4-й конкурс капитанов ” Вопросы-ответы» (Ответить на вопросы пословицей или поговоркой. На скорость) Задание капитану 1-й команды:
Задание капитану 2-й команды.
5-й конкурс “Домашняя заготовка” (По принципу игры “Кто последний”. Каждая команда в порядке очередности проговаривает по одной пословице или поговорке по теме игры до тех пор, пока их знания не иссякнут. Пословицы повторять нельзя). Книги по теме пословицы народов Северного Кавказа о дружбе: Колпакова, Н. В. Под ласковым солнцем: сказки, песни, предания, загадки, пословицы народов СССР / Н. В. Колпакова. - Л.: Дет. лит., 1980. – 240 с. Краткое слово — красивое слово: народные изречения и пословицы Дагестана и Кабардино-Балкарии / вольн. пер. Н. Гребнева. - М. : Дет. лит., 1983. - 64 с. Пословицы и поговорки народов Востока. - М. : Восточ. лит., 1961. - 736 с. «Пир горой»: кулинарный конкурс Задание I 1)Укажите блюда русской национальной кухни и совместите их с ответами.
2) Укажите блюда кавказской национальной кухни и совместите их с ответами.
Задание II Найди продолжение пословицы о еде. Задание 1-й команде.
2.) Задание 2-й команде.
«пересол на спине» (русск.)
«в ложке у себя найдешь» (арм.)
Задание III Конкурс капитанов «Вопросы – ответы». Вопросы капитану 1-й команды.
Расседлай Расстилай. (Большой круглый открытый сверху пирог с начинкой; вообще пирожок с открытой начинкой.)
Курник Курятник Курьёз Курень. Вопросы капитану 2-й команды.
(маслом)
(Тем самым гостям прозрачно намекали, что пора расходиться по домам.)
Задание IV «Домашняя заготовка»: «Рассказ от имени национального блюда». Рассказ следует вести от первого лица. Например: «Я появляюсь на столах людей в особенные праздники»; «Меня готовят в специальной посуде, которую смазывают маслом, чтобы я не подгорел» и т.п. Важно замотивировать детей на создание оригинальных рассказов с большим количеством подробностей. План рассказа может включать следующие позиции: название блюда на национальном языке, состав, происхождение, процедура приготовления, создатели (возраст, семейная роль, пол), оформление, отношение к блюду разных людей, место в меню, вкусовые качества, сочетание с другими блюдами и т. п. Желательно выбор блюда обосновать: самое вкусное, самое важное в праздник, традиционное и т.п. Махаева Б. Ж. Кладезь народной мудрости — пословицы и поговорки: игровая программа [электронный ресурс] / Б. Ж. Махаева // «Открытый урок»: фестиваль педагогических идей : [сайт]. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2003-2011. - Режим доступа: http: // festival.1september.ru:8080 › articles/213777/ По страницам библиографического указателя «Северный Кавказ – наш общий дом»: познават. часы для учащихся 5-9 классов / СКДБ им. А. Е. Екимцева, сост. Т. В. Желтухина . – Ставрополь: АГРУС, 2006. – 48 с. Русские народные пословицы и поговорки / сост. А.М. Жигулев. – М.: Моск. рабочий, 1965. – 360 с. Этническая идентичность и тренинг в системе мероприятий по формированию у детей и подростков культуры межнационального общения / В. В. Чебан. – Ставрополь: Кн. изд-во, 2008. – 116 с. Содержание
история, география, природа: «Северный Кавказ – частица России»: конкурс-викторина на лучшего знатока истории Северного Кавказа……………………….…2 «Географическая азбука»: игра………………………………………..3 «Водный аукцион»: игра…………………………………………………..5 «Кроссворд» (с ключевым словом «Северный Кавказ»)…6 «Составь слова»:игра……………………………………………………….9 «В мире растений и животных»: путешествие по Красной книге Ставропольского края………………………………………...................10
«Народы и обычаи Северного Кавказа»: викторина на звание лучшего этнографа……………………………………………………….….11 «Знатоки традиций Северного Кавказа»: конкурс…………………………………………………………………………………….…...13 «Птица сильна крыльями, а человек - дружбой": конкурсная игра…………………………………………………………………………...15 «Пир горой»: кулинарный конкурс………………………………..20 Использованная литература…………………………………………………………25 Смотрите также:
Викторина на лучшего знатока истории Северного Кавказа. Вопросы: Кому принадлежало Черноморское побережье Кавказа в начале XIX в.? Ирану
311.32kb.
Значительный вклад в развитие отечественной науки внесли общественные организации и научные общества Северного Кавказа, возникновение и деятельность которых приходятся на конец XIX начало XX в
161.3kb.
Роль адата и шариата в системе судебных органов Северного Кавказа Сотников Андрей Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и политология»
96.71kb.
"Российское государство и право в конце XIX начале XX вв."
18.55kb.
Необъятны просторы нашей великой Родины России! В ее наряде есть жемчужина, которая зовется Кубанью. Это целое государство с пятимиллионным населением. Два теплых моря омывают его границы: Черное и Азовское
73.61kb.
Нохрин И. М. Канада в составе Британской империи в конце XIX начале XX вв.: дилемма имперского единства и национальной автономии // Восток Запад в контексте мировой истории: взгляд из Сибири
193.22kb.
Вопросы к экзамену по истории России(1-я пол. XIX в.) III курс дневного отделения, зимняя сессия
20kb.
Баев Валерий Григорьевич генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX – первой трети ХХ вв
729.76kb.
Ставрополье российское Косово?
114.29kb.
Условия формирования селевых потоков в бассейне реки Пшеха
120.47kb.
Внутренняя политика России в начале XIX века. Образование Министерства внутренних дел
404.04kb.
Меморандум об основных принципах решения нагорно-карабахского конфликта и обеспечения мира и безопасности на кавказе и в близлежащем регионе
85.03kb.
|