Главная |
страница 1
МЕМОРАНДУМ ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ РЕШЕНИЯ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА КАВКАЗЕ И В БЛИЗЛЕЖАЩЕМ РЕГИОНЕ ПРЕАМБУЛА С целью достижения мирного решения Нагорно-Карабахского конфликта, С целью достижения мира и безопасности в регионе Южного Кавказа и соседних государствах, С целью обеспечения политического, экономического и культурного развития государств региона Южного Кавказа и заселяющих их народов, С целью достижения решения исторически существовавших нерешенных проблем в регионе Южного Кавказа и в соседних государствах, C целью согласования интересов на Южном Кавказе всех государств-подписантов данного Меморандума, С целью выполнения Резолюций Совета Безопасности ООН № № 822, 853,874 и 884, и следуя основным принципам и положениям ОБСЕ, Принимая за основу нормы международного права и принцип территориальной целостности государств, с уважением относясь к праву народов на самоопределение, С целью обеспечения возможности общего использования транспортных коммуникаций и улучшения доступа к мировому океану посредством Черного Моря для государств, расположенных в данном регионе, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Грузия, Турецкая Республика, Исламская Республика Иран и страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ—Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Франция подписали нижеследующий Меморандум: 1. Основные понятия Если иное не вытекает из положений Меморандума, ниже перечисленные термины будут иметь следующие значения: 1.1. Стороны (и / или участники) — это следующие государства (если они не указаны отдельно или самостоятельно): Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Грузия, Турецкая Республика, Исламская Республика Иран, ОБСЕ и государства - сопредседатели Минской группы — Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Франция; 1.2. Южный Кавказ (или Южно-Кавказский регион) — административно-географическая территория, охватывающая Азербайджанскую Республику, Республику Армения и Республику Грузия; 1.3.Нагорный Карабах — Нагорно-Карабахская Автономная Область, являющаяся административно-территориальной единицей Азербайджанской ССР, входившей в состав СССР (ныне—Азербайджанская Республика); 1.4.Граница Нагорного Карабаха до 1988 года — территория, охватывающая принадлежавшая Нагорно-Карабахскую Автономную Область до 1988 года; 1.5. Соглашение (Соглашения) — двусторонние или многосторонние соглашения, подписанные между Сторонами, охватывающие вопросы, предусмотренные данным Меморандумом и не противоречащие его Положениям; 1.6.Районы вокруг Нагорного Карабаха - Агдамский, Физулинский, Джебраильский, Губадлинский, Зангеланский, Кельбаджарский, Лачинские районы Азербайджанской Республики. 1.7. Миротворческие силы ОБСЕ (или ООН) — миротворческие вооруженные силы, принадлежащие различным государствам (за исключением Сторон данного Меморандума), и действующие под эгидой ОБСЕ (или ООН); 2.Основные договоренности и обязательства Сторон: 2.1. Стороны соглашаются, что все споры, имеющиеся в регионе Южного Кавказа и близлежащих территориях, будут решаться мирным способом и путём переговоров; 2.2. Стороны соглашаются, что, руководствуясь положениями полностью гарантированного ими данного меморандума, стороны будут заключать между собой двусторонние или многосторонние соглашения; 2.3. Стороны соглашаются, что взамен на обязательства по невступлению в членство НАТО Азербайджанской Республики, Республики Грузии и Республики Армении, в течении 2 лет после подписания данного меморандума сторонами Российская Федерация обеспечит вывод своих военных баз с территории Республики Армении, и в регионе Южного Кавказа впредь не будут дислоцироваться военные базы других государств; 2.4. Стороны соглашаются, что они окажут содействие по присоединению к транснациональным проектам в регионе Южного Кавказа государств -участников данного меморандума, в том числе и Республику Армения; 2.5. Стороны соглашаются, что, как и отдельно указано в положениях данного меморандума, часть вопросов будет решаться поэтапно, после решения вопросов указанных в каждом этапе, начнётся решение вопросов следующего этапа; 2.6. Стороны соглашаются, что они окажут содействие по принятию решений Совета Безопасности ООН, предусматривающих некоторые вопросы данного меморандума; 3.Между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения заключаются двусторонние соглашения, предусматривающие следующие вопросы: 3.1. Все границы между Азербайджанской Республикой и Республикой Армении открываются, устанавливаются дипломатические отношения, восстанавливаются или вновь создаются все коммуникационные линии (на первом этапе); 3.2.Нынешние власти Нагорного Карабаха и Республики Армении выводят свои вооруженные силы из районов вокруг Нагорного Карабаха (за исключением Лачинского района), вооруженные силы Нагорного Карабаха и Армянской Республики отводятся до границ Нагорно- Карабахской Автономной Области, существовавших до 1988 года (на первом этапе); 3.3.После освобождения районов Азербайджанской Республики вокруг Нагорного Карабаха (за исключением Лачинского района) от вооруженных сил Нагорного Карабаха и Республикой Армении, Азербайджанская Республика может разместить на этих территориях только полицейские силы, силы выполняющие функции пограничной таможенной службы и очистки территорий от мин (на первом этапе); 3.4. В буферной зоне по линии границ Нагорно-Карабахской Автономной Области, существовавших до 1988 года, и северной линии границ Азербайджанской Республики и Армянской Республики будут размещаться миротворческие силы ОБСЕ (на первом этапе); 3.5.С целью обеспечения военного равновесия между собой Азербайджанская Республика и Республика Армения будут полностью следовать “ДОГОВОРУ ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ”, и свои военные потенциалы будут приводить в соответствие с условиями этого Договора (на втором этапе);
3.11.Азербайджанская Республика создаёт отдельную государственную структуру (министерство, комитет или агентство), регулирующую отношения с Нагорным Карабахом, и принимает специальный закон Азербайджанской Республики, регулирующий отношения Азербайджанского правительства c Нагорным Карабахом (на втором этапе); 3.12. Граждане, вернувшиеся в Нагорный Карабах, в полной мере пользуясь своими гражданскими правами, будут обладать правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, государственные и общественные органы на территории Нагорного Карабаха Азербайджанской Республики; граждане Нагорного Карабаха будут обладать правом избирать своих представителей в выборные органы Азербайджанской Республики; 3.13. Между Азербайджанской Республикой и Республикой Армении будут подписано соглашение о «двойном гражданстве», распространяющееся только на лиц, проживающих на территории Нагорного Карабаха; 4. Между Азербайджанской Республикой, Турецкой Республикой, Республикой Армении, Республикой Грузии и Исламской Республикой Иран будет подписано многостороннее соглашение, включающee следующие вопросы: 4.1. Стороны уважают государственный суверенитет и признают территориальную целостность друг - друга, и каждая из сторон даёт полную гарантию другой стороне об отсутствии к ней территориальных притязаний, и о том, что не будет поддерживать на ее территории сепаратистские движения в какой-либо форме, и проявят стремление для исключения из законодательства своих стран положений, противоречащих данным принципам; 4.2. Стороны пришли к соглашению о том, что административно-территориальные единицы Азербайджанской Республики (***) км, находящиеся между Зангеланским районом и Нахчиванской Автономной Республикой, вдоль южной границы Республики Армения и Исламской Республики Иран (включая Мегринский район), передаётся в управление Азербайджанской Республике до 2050 года (на втором этапе); Другой вариант; 4.2.1. Стороны пришли к соглашению о том, что административно-территориальные единицы Азербайджанской Республики (***) км, находящиеся между Зангеланским районом и Нахчиванской Автономной Республикой, вдоль южной границы Республики Армения и Исламской Республики Иран (включая Мегринский район), передаётся в совместное управление Азербайджанской Республике, Турецкой Республике и Исламской Республике Иран до 2050 года, с объявлением этой зоны «свободно-экономической транспортной зоной» (на втором этапе); 4.2.2. С целью обеспечения безопасности данной территории, в период управления, на этой территории временно могут поселиться граждане Азербайджанской Республики. 4.2.3. Азербайджанская Республика даёт полную гарантию на сохранение и нормальное функционирование всех коммуникационных линий между Республикой Армения и Исламской Республикой Иран, находящихся на этой территории, до её передачи в управление, в том числе даёт полную гарантию на беспрепятственное передвижение всех грузов и лиц через эту зону (на территории возможно нахождение нескольких погранично-пропускных пунктов, обслуживающих непосредственно Республику Армения и Исламскую Республику Иран); 4.2.4. Во время срока управления, пограничные службы Республики Армения и Исламской Республики Иран размещаются вдоль управляемой зоны на территории (***) км от границ друг – друга, и заключается отдельное соглашение, регулирующее пограничный режим на данной территории. 4.2.5. Республика Армения обеспечивает временное переселение жителей проживающих до подписаниея данного Меморандума в управляемой зоне, в другие населенные пункты Республики Армения. 5. Часть территории в северной части Турецкой Республики в размере (***) км - вдоль границ Азербайджанской Республики (территория Нахчиванской АР), Республики Армения и Республики Грузия, передаётся в совместное управление указанных государств до 2050 года (данная территория может быть объявлена свободной экономически-транспортной зоной) (на втором этапе); 6. Данный меморандум вступает в силу с момента его подписания и является основой для подписания других соглашений, вытекающих из этого меморандума. Смотрите также:
Меморандум об основных принципах решения нагорно-карабахского конфликта и обеспечения мира и безопасности на кавказе и в близлежащем регионе
85.03kb.
7: Конфликты и способы их решения понятие конфликта
595.82kb.
Также при разработке учитывались рекомендации, содержащиеся в документах магатэ, накопленный отечественный и зарубежный опыт по обеспечению безопасности стационарных и мобильных радиационных источников
540.63kb.
Формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ
584.48kb.
«Диалектический метод» в конфликтологии Р
281.29kb.
Стретерн Пол
433.17kb.
Конвенция ООН о правах инвалидов
486.07kb.
«Гамлет». Легенда о Гамлете из датской летописи, её гуманистическое переосмысление Шекспиром. Причины трагического конфликта Гамлета с действительностью
78.19kb.
Инструкция для пользования и технического обслуживания предупреждения
100.56kb.
Пиротехника
23.54kb.
Рассмотрен ряд подходов к обеспечению базового уровня информационной безопасности для автоматизированных систем. Рассмотрен ряд возникающих при этом проблем
69.96kb.
Во исполнение решения председателя Могилевского облисполкома от 26. 08
42.57kb.
|