Главная страница 1

МЕМОРАНДУМ ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ РЕШЕНИЯ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА КАВКАЗЕ И В БЛИЗЛЕЖАЩЕМ РЕГИОНЕ
ПРЕАМБУЛА
С целью достижения мирного решения Нагорно-Карабахского конфликта,
С целью достижения мира и безопасности в регионе Южного Кавказа и соседних государствах,
С целью обеспечения политического, экономического и культурного развития государств региона Южного Кавказа и заселяющих их народов,
С целью достижения решения исторически существовавших нерешенных проблем в регионе Южного Кавказа и в соседних государствах,
C целью согласования интересов на Южном Кавказе всех государств-подписантов данного Меморандума,
С целью выполнения Резолюций Совета Безопасности ООН № № 822, 853,874 и 884, и следуя основным принципам и положениям ОБСЕ,
Принимая за основу нормы международного права и принцип территориальной целостности государств, с уважением относясь к праву народов на самоопределение,
С целью обеспечения возможности общего использования транспортных коммуникаций и улучшения доступа к мировому океану посредством Черного Моря для государств, расположенных в данном регионе,
Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Грузия, Турецкая Республика, Исламская Республика Иран и страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ—Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Франция подписали нижеследующий Меморандум:
1. Основные понятия
Если иное не вытекает из положений Меморандума, ниже перечисленные термины будут иметь следующие значения:
1.1. Стороны (и / или участники) — это следующие государства (если они не указаны отдельно или самостоятельно): Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Грузия, Турецкая Республика, Исламская Республика Иран, ОБСЕ и государства - сопредседатели Минской группы — Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Франция;
1.2. Южный Кавказ (или Южно-Кавказский регион) — административно-географическая территория, охватывающая Азербайджанскую Республику, Республику Армения и Республику Грузия;
1.3.Нагорный Карабах — Нагорно-Карабахская Автономная Область, являющаяся административно-территориальной единицей Азербайджанской ССР, входившей в состав СССР (ныне—Азербайджанская Республика);
1.4.Граница Нагорного Карабаха до 1988 года — территория, охватывающая принадлежавшая Нагорно-Карабахскую Автономную Область до 1988 года;
1.5. Соглашение (Соглашения) — двусторонние или многосторонние соглашения, подписанные между Сторонами, охватывающие вопросы, предусмотренные данным Меморандумом и не противоречащие его Положениям;
1.6.Районы вокруг Нагорного Карабаха - Агдамский, Физулинский, Джебраильский, Губадлинский, Зангеланский, Кельбаджарский, Лачинские районы Азербайджанской Республики.
1.7. Миротворческие силы ОБСЕ (или ООН) — миротворческие вооруженные силы, принадлежащие различным государствам (за исключением Сторон данного Меморандума), и действующие под эгидой ОБСЕ (или ООН);
2.Основные договоренности и обязательства Сторон:
2.1. Стороны соглашаются, что все споры, имеющиеся в регионе Южного Кавказа и близлежащих территориях, будут решаться мирным способом и путём переговоров;
2.2. Стороны соглашаются, что, руководствуясь положениями полностью гарантированного ими данного меморандума, стороны будут заключать между собой двусторонние или многосторонние соглашения;
2.3. Стороны соглашаются, что взамен на обязательства по невступлению в членство НАТО Азербайджанской Республики, Республики Грузии и Республики Армении, в течении 2 лет после подписания данного меморандума сторонами Российская Федерация обеспечит вывод своих военных баз с территории Республики Армении, и в регионе Южного Кавказа впредь не будут дислоцироваться военные базы других государств;

2.4. Стороны соглашаются, что они окажут содействие по присоединению к транснациональным проектам в регионе Южного Кавказа государств -участников данного меморандума, в том числе и Республику Армения;


2.5. Стороны соглашаются, что, как и отдельно указано в положениях данного меморандума, часть вопросов будет решаться поэтапно, после решения вопросов указанных в каждом этапе, начнётся решение вопросов следующего этапа;
2.6. Стороны соглашаются, что они окажут содействие по принятию решений Совета Безопасности ООН, предусматривающих некоторые вопросы данного меморандума;
3.Между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения заключаются двусторонние соглашения, предусматривающие следующие вопросы:
3.1. Все границы между Азербайджанской Республикой и Республикой Армении открываются, устанавливаются дипломатические отношения, восстанавливаются или вновь создаются все коммуникационные линии (на первом этапе);
3.2.Нынешние власти Нагорного Карабаха и Республики Армении выводят свои вооруженные силы из районов вокруг Нагорного Карабаха (за исключением Лачинского района), вооруженные силы Нагорного Карабаха и Армянской Республики отводятся до границ Нагорно- Карабахской Автономной Области, существовавших до 1988 года (на первом этапе);
3.3.После освобождения районов Азербайджанской Республики вокруг Нагорного Карабаха (за исключением Лачинского района) от вооруженных сил Нагорного Карабаха и Республикой Армении, Азербайджанская Республика может разместить на этих территориях только полицейские силы, силы выполняющие функции пограничной таможенной службы и очистки территорий от мин (на первом этапе);
3.4. В буферной зоне по линии границ Нагорно-Карабахской Автономной Области, существовавших до 1988 года, и северной линии границ Азербайджанской Республики и Армянской Республики будут размещаться миротворческие силы ОБСЕ (на первом этапе);

3.5.С целью обеспечения военного равновесия между собой

Азербайджанская Республика и Республика Армения будут полностью

следовать “ДОГОВОРУ ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ”, и свои военные потенциалы будут приводить в соответствие с

условиями этого Договора (на втором этапе);
3.6. После проведения дороги в обход Лачинского района, соединяющей Нагорный Карабах с Республикой Армения, и создания соответствующей инфраструктуры, этот район будет демилитаризован, и на данной территории будут размещены миротворческие силы ОБСЕ (или ООН) (на втором этапе);
3.7. Республика Армения выводит свои вооруженные силы из Нагорного Карабаха и переводит их на свою территорию, а на территории Нагорного Карабаха размещаются миротворческие силы ОБСЕ (или ООН) (на втором этапе);
3.8. После вывода миротворческих сил ОБСЕ (или ООН) с территории Нагорного Карабаха, контроль над данной территорией осуществляют внутренние полицейские войска Нагорного Карабаха (на третьем этапе);
3.9. За основу правовой базы на территории Нагорного Карабаха будут применяться законы Азербайджанской Республики, но, учитывая местную спецификацию, местная власть Нагорного Карабаха может принимать нормативные акты, отличающиеся от законов Азербайджанской Республики.



3.10. Статус Нагорного Карабаха
1-й вариант:

Статус Нагорного Карабаха будет определен в 2050 году на общереспубликанском референдуме (на третьем этапе);
2-й вариант:

Нагорный Карабах объявляется свободной экономической зоной и передаётся в управление ООН до 2050 года, по истечении данного срока получает статус национально-культурной автономии в составе Азербайджанской Республики (на третьем этапе);

3-ий вариант:

Нагорный Карабах, являясь составной частью Азербайджанской Республики, передаётся до 2050 года в управление Республики Армении, и по истечении данного срока возвращается в управление Азербайджанской Республики с предоставлением ему статуса автономного государства в составе Азербайджанской Республики (на третьем этапе);
4-ый вариант:

Нагорный Карабах получает статус автономного государства в составе Азербайджанской Республики (на третьем этапе);


3.11.Азербайджанская Республика создаёт отдельную государственную структуру (министерство, комитет или агентство), регулирующую отношения с Нагорным Карабахом, и принимает специальный закон Азербайджанской Республики, регулирующий отношения Азербайджанского правительства c Нагорным Карабахом (на втором этапе);


3.12. Граждане, вернувшиеся в Нагорный Карабах, в полной мере пользуясь своими гражданскими правами, будут обладать правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, государственные и общественные органы на территории Нагорного Карабаха Азербайджанской Республики; граждане Нагорного Карабаха будут обладать правом избирать своих представителей в выборные органы Азербайджанской Республики;
3.13. Между Азербайджанской Республикой и Республикой Армении будут подписано соглашение о «двойном гражданстве», распространяющееся только на лиц, проживающих на территории Нагорного Карабаха;
4. Между Азербайджанской Республикой, Турецкой Республикой, Республикой Армении, Республикой Грузии и Исламской Республикой Иран будет подписано многостороннее соглашение, включающee следующие вопросы:
4.1. Стороны уважают государственный суверенитет и признают территориальную целостность друг - друга, и каждая из сторон даёт полную гарантию другой стороне об отсутствии к ней территориальных притязаний,

и о том, что не будет поддерживать на ее территории сепаратистские движения в какой-либо форме, и проявят стремление для исключения из законодательства своих стран положений, противоречащих данным принципам;


4.2. Стороны пришли к соглашению о том, что административно-территориальные единицы Азербайджанской Республики (***) км, находящиеся между Зангеланским районом и Нахчиванской Автономной Республикой, вдоль южной границы Республики Армения и Исламской Республики Иран (включая Мегринский район), передаётся в управление Азербайджанской Республике до 2050 года (на втором этапе);
Другой вариант;
4.2.1. Стороны пришли к соглашению о том, что административно-территориальные единицы Азербайджанской Республики (***) км, находящиеся между Зангеланским районом и Нахчиванской Автономной Республикой, вдоль южной границы Республики Армения и Исламской Республики Иран (включая Мегринский район), передаётся в совместное управление Азербайджанской Республике, Турецкой Республике и Исламской Республике Иран до 2050 года, с объявлением этой зоны «свободно-экономической транспортной зоной» (на втором этапе);
4.2.2. С целью обеспечения безопасности данной территории, в период управления, на этой территории временно могут поселиться граждане Азербайджанской Республики.
4.2.3. Азербайджанская Республика даёт полную гарантию на сохранение и нормальное функционирование всех коммуникационных линий между Республикой Армения и Исламской Республикой Иран, находящихся на этой территории, до её передачи в управление, в том числе даёт полную гарантию на беспрепятственное передвижение всех грузов и лиц через эту зону (на территории возможно нахождение нескольких погранично-пропускных пунктов, обслуживающих непосредственно Республику Армения и Исламскую Республику Иран);

4.2.4. Во время срока управления, пограничные службы Республики Армения и Исламской Республики Иран размещаются вдоль управляемой зоны на территории (***) км от границ друг – друга, и заключается отдельное соглашение, регулирующее пограничный режим на данной территории.


4.2.5. Республика Армения обеспечивает временное переселение жителей проживающих до подписаниея данного Меморандума в управляемой зоне, в другие населенные пункты Республики Армения.
5. Часть территории в северной части Турецкой Республики в размере (***) км - вдоль границ Азербайджанской Республики (территория Нахчиванской АР), Республики Армения и Республики Грузия, передаётся в совместное управление указанных государств до 2050 года (данная территория может быть объявлена свободной экономически-транспортной зоной) (на втором этапе);
6. Данный меморандум вступает в силу с момента его подписания и является основой для подписания других соглашений, вытекающих из этого меморандума.







Смотрите также:
Меморандум об основных принципах решения нагорно-карабахского конфликта и обеспечения мира и безопасности на кавказе и в близлежащем регионе
85.03kb.
7: Конфликты и способы их решения понятие конфликта
595.82kb.
Также при разработке учитывались рекомендации, содержащиеся в документах магатэ, накопленный отечественный и зарубежный опыт по обеспечению безопасности стационарных и мобильных радиационных источников
540.63kb.
Формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ
584.48kb.
«Диалектический метод» в конфликтологии Р
281.29kb.
Стретерн Пол
433.17kb.
Конвенция ООН о правах инвалидов
486.07kb.
«Гамлет». Легенда о Гамлете из датской летописи, её гуманистическое переосмысление Шекспиром. Причины трагического конфликта Гамлета с действительностью
78.19kb.
Инструкция для пользования и технического обслуживания предупреждения
100.56kb.
Пиротехника
23.54kb.
Рассмотрен ряд подходов к обеспечению базового уровня информационной безопасности для автоматизированных систем. Рассмотрен ряд возникающих при этом проблем
69.96kb.
Во исполнение решения председателя Могилевского облисполкома от 26. 08
42.57kb.