Главная страница 1

Тема «Гамлет». Легенда о Гамлете из датской летописи, её гуманистическое переосмысление Шекспиром. Причины трагического конфликта Гамлета с действительностью.

Цель: ознакомление учащихся с датской летописью; сопоставление образа Гамлета из летописи и трагедии Шекспира; раскрытие причины и сути конфликта главного героя с действительностью; развитие представления о том, что искоренение зла недостойными методами разрушительно для человеческой личности; воспитание твёрдой жизненной позиции.

Оборудование: текст трагедии «Гамлет»; карточки с коммуникативно-ситуативными упражнениями, электронные презентации, сделанные учениками
Ход урока


  1. Работа над темой урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Трагедия Шекспира «Гамлет» - одна из самых популярных в мире. По её сюжету ставились и ставятся спектакли во многих странах. А кинофильмов было снято более восьмидесяти! И во всех этих театральных и киноверсиях перед зрителями представал Гамлет, каким его видели режиссёры, актёры. Наша с вами задача сегодня – постараться понять, каким же хотел показать нам Гамлета сам Шекспир и в чём видел он причины трагического конфликта своего героя с действительностью.

Вы уже знаете, что в трагедии Шекспира используется сюжет легенды о Гамлете, которую в конце 12 века записал датский летописец Саксон Грамматик. Что рассказывается в этой легенде и каким в ней предстаёт Гамлет?


Чтение учеником легенды о Гамлете(в записи, с видеорядом)

«В древние времена язычества правитель Ютландии был убит во время пира своим братом Фенгом, который затем женился на его вдове. Сын убитого, молодой Гамлет, решил отомстить за убийство отца. Чтобы выиграть время и казаться безопасным в глазах коварного Фенга, Гамлет притворился безумным: валялся в грязи, размахивал руками, как крыльями, кричал петухом. Друг Фенга (шекспировский Полоний) взялся проверить, точно ли Гамлет безумен. Чтобы подслушать разговор Гамлета с его матерью, этот придворный спрятался под лежавшей в углу соломой. Но Гамлет был осторожен. Войдя к матери, он сначала обыскал комнату и нашёл спрятавшегося. Он его убил, разрезав труп на куски, сварил их и бросил на съедение свиньям. Фенг отправил Гамлета в Англию в сопровождении двух придворных, тайно вручив им письмо к английскому королю с просьбой умертвить Гамлета.. Гамлет подменил письмо, и английский король вместо него послал на казнь двух сопровождавших Гамлета придворных. Английский король ласково принял Гамлета, а Гамлет женился на его дочери, затем вернулся в Ютландию, где во время пира напоил Фенга и придворных и зажёг дворец. Придворные погибли в огне. Фенгу Гамлет отрубил голову. Так Гамлет восторжествовал над своими врагами».


Учитель. Эту легенду использовал французский писатель Бельфоре в своих «Трагических повестях» и Томас Кид в пьесе «Испанская трагедия». Это те источники, которыми пользовался Шекспир, когда в 1601 году, 405 лет назад, написал своего «Гамлета».

- Как вы думаете, какое время изобразил Шекспир в трагедии? Данию 9-го века( к которому относится легенда) или более позднее время? Найдите ответ в тексте трагедии:

1) В трагедии упоминается пушечная пальба, а порох был изобретён лишь в 16 веке.

2) Место действия – укреплённый замок в Эльсиноре, но он был построен только в 16 веке.

3) Гамлет учится в Виттенберге, а университет там был основан тоже лишь в 16 веке ( в 1502 году)

Вывод: Большинство бытовых и других деталей принадлежат Англии эпохи Шекспира.

Учитель: Если вы внимательно читали трагедию, то заметили, что шекспировский Гамлет и Гамлет из легенды – очень разные люди. И даже в самом сюжете есть отличия. Какие?


    1. Гамлет из легенды не колеблется: мстить или нет? Он сразу же приступает к мести и для этого притворяется сумасшедшим. – А Гамлет Шекспира?

    2. Гамлет убивает друга короля намеренно и не жалеет о своём поступке, он зверски разрезает труп на куски и отдаёт на съедение свиньям. Он поступает, как варвар.

    3. Безжалостно убивает короля и сжигает дворец. При этом погибают безвинные придворные, которые Гамлету не сделали ничего плохого.

Учитель: Гамлет из легенды живёт по старым, средневековым законам, по законам языческих времён, когда долг чести требовал непременного мщения, причём жестокого, безжалостного. А Гамлет у Шекспира – это герой нового времени. Что мы знаем о нём? –

  1. Он молод, учится в университете, начитан, образован, умён.

  2. Гамлет – хороший сын, любящий и уважающий отца, он остаётся верен его памяти. Мать он тоже любит, но его больно сразило новое замужество матери.

  3. Гамлет – сильная личность, он умеет не только думать, но и действовать.

  4. Гамлет – гуманист. Он верит в человека, в его добрые чувства, любит людей.

Учитель. А теперь посмотрим, среди каких людей живёт Гамлет. Кто его окружает?

А)Ученики разыгрывают сцены с участием разных героев трагедии(сцены, в которых ярче всего проявляются характеры героев)

Б)Презентация учеников своих работ о героях трагедии, окружающих Гамлета)

В)Выводы, которые делают ученики после анализирования ситуаций и презентации:


Король Клавдий - убийца. Отравитель брата; политик он рассудительный и очень хитрый; кажется, что жену он любит, но она умирает от яда, вложенного его рукою; Гамлета он ненавидит и готов убрать со своего пути любыми средствами; он мнительный, подлый, его терзает страх перед расплатой.

- Чем Гамлет мешает Клавдию?

- Почему Клавдий боится гнева народа?

-Можно ли утверждать, что в гибели Офелии виновен и Клавдий?

- Как влияет Клавдий на людей, на придворных?

- Можно ли сказать, что Клавдий олицетворяет в трагедии зло?

Гертруда – быстро изменила памяти бывшего супруга, любит нового мужа и переживает за сына, но не понимает, в какой опасности он оказался; когда сын говорит ей об убийстве – не уходит от Клавдия, а продолжает с ним жить; узнав, что сын только притворяется сумасшедшим, не выдаёт его мужу» ; умирая, обращается только к сыну.

- Догадывается ли Гертруда, что ждёт её сына в Англии?

- Как вы думаете, на чьей стороне Гертруда: на стороне сына или нового мужа?

- Хорошая ли она мать?

Полоний – интриган, угодливый царедворец; чтобы угодить королю – пойдёт на любую подлость; говорит Клавдию, что не допустит близких отношений между Гамлетом и Офелией, а сам мечтает породниться с королями. В подлых интригах готов использовать даже собственную дочь, не считаясь с её чувствами. Погибает, выполняя прихоть короля; «гниль» короля подействовала и на него, изуродовав его натуру.

- Полоний такой от природы или это влияние короля?

- Что можно сказать о Полонии-отце? Любит ли он свою дочь? Заставляя быть покорной, не толкает ли он её на несчастье?

Офелия – юная симпатичная девушка, очень простодушная и доверчивая; она послушная дочь и привыкла подчиняться отцу; следует советам брата и избегает Гамлета, она становится приманкой в руках врагов Гамлета.

- Любит ли Офелия Гамлета?

- Кого можно назвать виновником её смерти?

- Виноват ли Гамлет? Чувствует ли он свою вину?

- Понимает ли Офелия, что Гамлету угрожает опасность?

- Почему Офелия так простодушна? Что это6 её достоинство или недостаток воспитания?

Розенкранц и Гильдестерн- они не очень отличаются друг от друга ( это сделано намеренно), называющие себя друзьями Гамлета, но готовые оказывать услуги королю даже путём предательства своих друзей ( не бескорыстно);. Любыми средствами пытаются выведать тайну сумасшествия Гамлета.

- Что хочет сказать Гамлет своим друзьям, сравнивая себя с флейтой?

- Знали ли Розенкранц и Гильдестерн о том, что содержится в приказе, который они везут в Англию?

Учитель. Найдите в тексте трагедии высказывание Гамлета о человеке, которое соответствует гуманистическим идеалам эпохи Возрождения.

Акт 2. Сцена 2

«Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движеньям! Поступками как близок к ангелам! Почти равен богу разуменьем! Краса вселенной! Венец всего живущего!»


Учитель. Гамлет верит в доброе начало в человеке и в то, что общество справедливо, и вдруг, вернувшись на родину, он начинает осознавать, что окружающий его мир преступен. Это меняет Гамлета. Гамлет задаёт себе вопросы:

- что такое человек?

- чего стоит жизнь?

- какова тайна смерти?

- можно ли верить в любовь и дружбу?

Театрализация эпизодов «Гамлет и Офелия перед спектаклем», «Гамлет и Горацио», «Гамлет и Гертруда после спектакля».

Учитель. Гамлет понимает, что в его королевстве, в людях что-то не так. Люди живут во грехе, утеряна нравственность. Подчиняться таким условиям жизни Гамлет не может и бороться со злом преступными методами он тоже не может. Не хочет Гамлет становиться таким, как Клавдий. Отсюда и причины его конфликта с действительностью. Гамлет посягает на невозможное: он хочет изменить жизнь и людей, он каждому из них даёт шанс, чтобы исправиться или хотя бы покаяться, признаться в своей вине. Он и Клавдия не убивает в удобные для этого моменты потому, что хочет торжества справедливости путём добра. Гамлет говорит:

Век расшатался, и скверней всего,



Что я рождён восстановить его.
Монолог героя (один из сильных учеников говорит от имени Гамлета, даёт свою интерпретацию его мыслей)
Учитель: На следующем уроке мы поговорим о том, перед каким же выбором встал Гамлет и как выдержал испытание. А сейчас я предлагаю вам выполнить ряд коммуникативно-ситуативных упражнений по изучаемому произведению.

  1. Представь себя матерью Гамлета и объясни, что заставляет тебя соглашаться на подслушивание твоего разговора с сыном.

  2. Ты Гамлет и видишь стоящего на коленях и молящегося Клавдия. Почему ты не можешь его убить?

  3. Представь, что ты Полоний. Объясни, что заставляет тебя стоять за ковром и подслушивать разговор Гертруды и Гамлета.

  4. Ты слышишь, как Гамлет сравнивает себя с флейтой. Как ты понимаешь его слова?

  5. Если бы ты оказалась на месте Офелии, как бы ты боролась за любовь дорогого тебе человека?

  6. Ты – Гамлет. Объясни, любишь ли ты Офелию. Что ты чувствуешь, узнав о её смерти?

  7. Объясни от имени Розенкранца, почему ты выполняешь приказание короля.

  8. Если бы ты был на месте Гамлета, пошёл бы ты на встречу с призраком своего отца?

  9. Ты Клавдий. Что ты чувствуешь, наблюдая за игрой актёров?

  10. Если бы ты был Гамлетом, какие бы советы насчёт игры ты дал актёрам?

Учитель. Завершая урок, я хотела бы задать вам ещё некоторые вопросы и услышать на них ответ.

  1. Как вы считаете, Гамлет- это жертва обстоятельств или он сам создаёт эти обстоятельства и творит свою судьбу?

  2. Почему, приняв решение, Гамлет медлит с его выполнением?

  3. Очень ли отличается Гамлет в начале трагедии и в её конце?

  4. Какое событие сделало Гамлета абсолютно смелым и безоглядным?

  5. Как вы понимаете выражение Гёте: «Гамлет похож на изящную вазу, в которую посадили дуб. Дуб пустил корни, разросся, и ваза рассыпалась»?


ДЗ. Составить своё объяснение того выбора, перед которым встал главный герой трагедии «Гамлет». Предложить свою версию поведения в данной ситуации. Как бы поступили вы, если бы были на месте Гамлета?



Смотрите также:
«Гамлет». Легенда о Гамлете из датской летописи, её гуманистическое переосмысление Шекспиром. Причины трагического конфликта Гамлета с действительностью
78.19kb.
7: Конфликты и способы их решения понятие конфликта
595.82kb.
Н. А. Светлов предлагает проследить динамику рецепции «Гамлета» Шекспира с момента его появления на сцене вплоть до второй половины двадцатого столетия. Кратко рассмотрев трактовку образа Гамлета классицистами, ром
30.46kb.
«Диалектический метод» в конфликтологии Р
281.29kb.
Урок истории в 10 классе на тему «смутное время. Люди смутного времени»
98.73kb.
Цель: раскрыть причины войны, охарактеризовать основные события, выяснить причины поражения российской армии, итоги и значение русско-японской войны, показать примеры героизма и драматизм войны
62.65kb.
Духовно-нравственные причины кризиса Киевской Руси. Завоевание русских княжеств монголо-татарами. Монгольские завоевания в Азии и Европе. Битва на Калке. Нашествие Батыя на Русь. М
224.02kb.
Современные источники права и правовые проблемы, как отражение антиобщественного характера глобализации
93.77kb.
Швеция и Новгород в XII xv вв
65.09kb.
Сущность трагического у шекспира [выдержки]
244.77kb.
Ошибки в зрительном восприятии, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображенного объекта. Причины таких ошибок кроются и в особенностях физиологии зрения, и в психологии восприятия
24.33kb.
Поселения каменного века
93.36kb.