Главная страница 1

Вариант 25 (2010\11)

  1. Москва,Москва! .. Люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

  1. Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

(3)Так писал Михаил Юрьевич Лермонтов, который родился и вырос в Москве. (4)Однажды поэт, чтобы описать Москву и Кремль, поднялся на его самую высокую башню – колокольню Ивана Великого, откуда долго рассматривал древний город: дома, памятники, дворцы, Москву-реку… (5)Тогда ему предстала столица в час заката.

(6)Даже будущему великому поэту нелегко оказалось выразить в строчках школьного сочинения восторг при виде Москвы и Кремля, о котором он закончил писать такими словами:

(7) «Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни его пышных дворцов описать невозможно… (8) Надо видеть, видеть… надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению!..»

(9)Во времена Лермонтова еще не знали фотографии и кино. (10)Тогда не было телевидения. (11)Сегодня мы можем подолгу рассматривать виды Кремля в фотоальбомах. (12)Снимают его с разных точек операторы документальных фильмов, телевизионных программ. (13) И все равно нелегко показать Кремль. (14) В нем, как в фокусе, сосредоточена вся история нашей страны, в нем поныне совершаются самые важные события в жизни народа.

(15) Камни Кремля могут звучать. (16)У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля. (17)Поднимемся на башню, чтобы увидеть весь Кремль. (18)Взойдем на колокольню Ивана Великого. (19) Пятьсот лет стоит неколебимо легендарный исполин. (20)Давно сошли с его постов часовые, высматривающие вдали врагов. (21) Поколения людей истерли ступени в толще столпа. (22) С высоты Москва показалась Лермонтову не безмолвной, а полной чудесных звуков. (23) Вот как писал он о ней в школьном сочинении:

(24) «О, какое блаженство внимать этой неземной музыке, взобравшись на самый верхний ярус Ивана Великого, облокотясь на узкое мшистое окно, к которому привела вас истертая, скользкая, витая лестница!»

(25) Вот оно, окно, откуда смотрел на Москву и Кремль поэт.

(26) Делаю шаг к окну и замираю, пораженный. (27) Как охватить взором бескрайнюю картину?

А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос «Почему нелегко показать Кремль?»



  1. Кремль многогранен, он вобрал в себя всю историю страны с древности до наших дней.

  2. В настоящее время еще недостаточно хорошо развита техника.

  3. В Кремле много мест, съемка которых запрещена.

  4. Даже поднявшись на самую высокую колокольню, весь Кремль нельзя охватить взглядом.

А2. Какое утверждение противоречит точке зрения автора данного текста?

  1. Имея современные технические средства, Кремль можно легко показать всем желающим.

  2. В Кремле сосредоточена вся история нашей страны.

  3. Невозможно охватить взором бескрайнюю картину Кремля.

  4. Стены и купола Кремля могут звучать, сливаясь в богатырскую симфонию.

А3. В каком предложении употреблены контекстные синонимы?

  1. 5 2) 7 3) 16 4) 22

А4. В каком значении употреблено слово ФОКУС в предложении 14?

  1. Точка пересечения преломленных или отраженных лучей

  2. Точка, в которой объектив создает отчетливое изображение

  3. Средоточие, центр

  4. Искусный трюк, основанный на обмане зрения.

А5. Укажите предложения, в которых используется книжная лексика:

  1. 4,6 2) 8,11 3) 16, 17 4) 19, 24

А6. Укажите предложения, в которых содержится метафора.

  1. Однажды поэт, чтобы описать Москву и Кремль, поднялся на его самую высокую башню – колокольню Ивана Великого, откуда долго рассматривал древний город: дома, памятники, дворцы, Москву-реку…

  2. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля.

  3. Давно сошли с его постов часовые, высматривающие вдали врагов.

  4. Как охватить взором бескрайнюю картину?

Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, не разделяя их знаками препинания и пробелами.

В1. Замените слово ИСПОЛИН из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом.

В2. Из предложений 24-27 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.

В3. Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется – с, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный звук».

В4. Из предложений 15-19 выпишите слово, в котором правописание суффиксе –ЕМ- определяется правилом: «В страдательных причастиях, образованных от глаголов первого спряжения, пишется суффикс –ЕМ-»

В5. Выпишите цифры, обозначающие знаки при однородных членах.



Нет,(1) ни Кремля,(2) ни его зубчатых стен,(3) ни его темных переходов, (4)ни его пышных дворцов описать невозможно…

В6. Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) знак(и) между частями сложносочиненного предложения.



У каждой стены и купола особый звук,(1) а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию,(2) исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля.

В7. Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) знак(и) между частями сложноподчиненного предложения.



Однажды поэт,(1) чтобы описать Москву и Кремль,(2) поднялся на его самую высокую башню – колокольню Ивана Великого (3), откуда долго рассматривал древний город: дома,(5) памятники(6), дворцы,(7) Москву-реку…

В8. Из предложений 17-19 выпишите словосочетание(я) с примыканием.

В9. Из предложения 12 выпишите грамматическую основу.

В10. Среди предложений 24-27 найдите предложение с обособленным уточняющим членом. Напишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 20-27 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

В13. Среди предложений 9-16 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 3-8 найдите сложноподчиненное(ые) предложение(я) с придаточным определительным. Напишите номер(а) этого (их) предложения (ий)



Используя прочитанный текст, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения напишите номер задания: С2.1 или С2.2.

С2.1 Анна Владимировна сказала: «Включенные в текст цитаты всегда интересны. Они придают аргументам весомость, а всему произведению добавляют достоверности»

Напишите сочинение-рассуждение: «Роль цитат в речи». Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующих ваше мнение.



Объем сочинения не менее 50 слов.

С2.2. Объясните, как вы понимаете смысл лермонтовских фраз, процитированных в тексте: «Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни его пышных дворцов описать невозможно… Надо видеть, видеть… надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению!..»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Объем сочинения не менее 50 слов.



Смотрите также:
Москва,Москва! Люблю тебя как сын, Как русский, сильно, пламенно и нежно
43.39kb.
Почему именно Москва стала центром объединения русских земель
106.43kb.
«33 или 32? Почему забывается буква
226.39kb.
И разумные будут сиять, как светила на тверди и обратившие многих к правде как звёзды, вовеки, навсегда
332.68kb.
Кандидат политических наук, г. Москва как победить в современной войне
108.24kb.
Курс лекций Москва, 2000 Введение Понятие о Православном Катихизисе
2563.37kb.
Дорога. Санкт-Петербург Геленджик (через Смоленск) 2004 Дорога в обход трассы Петербург Москва и Москва Воронеж по территории России
60.18kb.
Журнал «Экономика и тэк сегодня» является информационным спонсором/участником следующих мероприятий
48.06kb.
«Кандидат в мужья»: аст, аст москва; Москва
4946.88kb.
Издатель: Zivorad Mihajlovic Slavinski
2958.79kb.
ΣΧΟΛΗ Философское антиковедение и классическая традиция
2620kb.
Викторина «Россия и Италия: традиции сквозь века»
38.97kb.