Главная |
страница 1
На правах рукописи НЕВСКИЙ Игорь Александрович оценка эффективности малого ПРЕДПРИЯТИЯ ПО УРОВНЮ ЕГО КАПИТАЛИЗАЦИИ Специальность 08.00.01 — Экономическая теория АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук МОСКВА – 2008 Работа выполнена на кафедре экономики, управления и оценки Международной академии оценки и консалтинга
Защита состоится « » мая 2008 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 521.005.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Институте международного права и экономики имени А.С. Грибоедова по адресу: 105066, г. Москва, ул. Спартаковская, дом 2/1, стр. 5. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат экономических наук, доцент Е.П. Пилипенко Малые предприятия – одна из наименее стабильных форм организации предпринимательской деятельности. Например, в Москве около 30% малых предприятий прекращают работу в течение первых полутора-двух лет после регистрации. Статистика, безусловно, не располагает данными о причинах такого прекращения деятельности (указанные данные не находят отражения ни в одной из форм статистической отчетности малых предприятий), однако можно с большой степенью уверенности утверждать, что в подавляющем большинстве случаев речь не идет о банкротстве организации, т.е. имеет место добровольная ликвидация организации, что является исключительной прерогативой его учредителей (участников, акционеров). Из этого можно сделать единственный вывод: учредители малого предприятия принимают решение о его ликвидации в том случае, когда не видят дальнейшей возможности стабильного продолжения работы, то есть считают работу организации неэффективной. Вместе с тем, на уровне малого предпринимательства анализ деятельности предприятия, в том числе и его эффективности, и дальнейшие действия на его основе чаще всего не проводятся, хотя этот анализ способен принести довольно ощутимые преимущества проводящему его субъекту. Одной из основных причин для отказа от проведения такого анализа можно назвать отсутствие методики его проведения, которая может быть применена собственником малого предприятия самостоятельно, без привлечения специалиста-оценщика, услуги которого слишком дороги для субъекта малого предпринимательства. В диссертации рассматривается проблема проведения анализа эффективности малого предприятия. Показаны преимущества выбора стоимости предприятия (бизнеса) в качестве показателя эффективности субъекта малого предпринимательства. Также разработан концептуальный подход к оценке его стоимости, который может быть применен собственником малого предприятия, владеющим всей информацией о его деятельности. Показано, что разработанная методика может быть использована собственником малого предприятия самостоятельно, без привлечения специалистов-оценщиков, и при этом дает результаты, не существенно отличающиеся от результатов, полученных с применением «классической» методики оценки. Проблемы эффективности деятельности организации в российских условиях исследованы в трудах Е. Мерзликиной, О. Дмитриевой, Р. Петухова, Г. Савицкой и др. В то же время проблемы анализа эффективности предприятия касаются, в основном, средних и крупных организаций; в рамках субъектов малого предпринимательства методология проведения такого рода анализа не разработана. Методология и механизм оценки стоимости предприятия (бизнеса) для крупных предприятий подробно описаны в трудах А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой, Ю.В. Козыря, Г. Десмонда, Р. Келли и др. Однако проблема оценки стоимости малого предприятия на сегодняшний день остается неразработанной. Нормативную и правовую базу исследования составляют законодательные акты Российской Федерации, субъектов РФ, акты представительных органов местного самоуправления, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты исполнительных органов власти всех уровней, регламентирующие все аспекты деятельности малых предприятий. Целью исследования является методологическое обоснование совершенствования методики оценки эффективности субъектов малого предпринимательства в рамках теории стоимости и с учетом мировой и отечественной практики. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи исследования:
Объектом исследования являются хозяйствующие субъекты сферы малого предпринимательства (малые предприятия). Предметом исследования являются социально-экономические и организационные отношения, возникающие в сфере малого предпринимательства. Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используются методы теории принятия решений, исследования операций, организационно-экономического анализа бизнеса, методы структурного системного анализа, экономико-математические методы и модели, а также имитационное моделирование. Исследование проведено в соответствии с п. 1.2 «Теория фирмы» Паспорта специальности 08.00.01 «Экономическая теория». Научная новизна результатов диссертации состоит в разработке теоретических положений и методических подходов по оценке эффективности субъектов малого предпринимательства, являющихся неотъемлемым элементом национальной экономики. Конкретные научные результаты, полученные лично автором:
Теоретическая значимость результатов диссертации заключается в разработке новых положений по оценке эффективности субъекта малого предпринимательства на основе его капитализации. Практическая ценность результатов диссертации обусловливается обеспечением возможности принятия на основе полученной оценки капитализации малого предприятия и ее динамики решений в отношении рассматриваемого малого предприятия. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и получили положительную оценку научных конференций в НОУ «Международная академия оценки и консалтинга», Москва, 2007 г., в Нижегородском филиале Государственного университета – Высшей школы экономики, Нижний Новгород, 2007 г., Институте экономики РАН, Москва, 2008 г. Основные положения проведенного исследования опубликованы в 5 научных работах, написанных лично автором, общим объемом 1,74 п.л. Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Оглавление диссертации выглядит следующим образом: ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1. Эффективность как экономическая категория и показатели ее оценки 1.2. Малое предприятие как элемент экономической системы 1.3. Особенности формирования экономического эффекта в малом бизнесе и специфика постановки задачи его повышения 2. ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА 3.1. Рост стоимости малого предприятия и его капитализации как интегральный показатель эффективности его деятельности 3.2. Современные методы оценки стоимости предприятия (бизнеса) 3.3. Методология оценки стоимости малого предприятия его собственником 4. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА БАЗЕ ЕГО КАПИТАЛИЗАЦИИ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ 2. Основное содержание диссертации Экономическая эффективность предприятия как показатель характеризуется соотношением результата и затрат. Для ее количественной оценки применяются частные и обобщающие показатели. Частные показатели свидетельствуют об эффективности использования отдельного ресурса и результативности каждого конкретного продукта, а обобщающие дают представление об эффективности всех ресурсов или продуктов, а также о результативности предприятия как единого целого. Из числа основных обобщающих показателей, как правило, выбирается один, который является критерием (т.е. мерой) экономической эффективности и характеризует ее уровень. Критерии эффективности предприятий, которые могут встречаться в задачах оценки и планирования их развития, неоднородны по своему составу. Среди них можно выделить группы, базирующиеся на показателях коммерческой, производственно-технической, социальной и общественной эффективности. Показатели эффективности компании или методики ее оценки, используемые самостоятельно или в рамках системы, активно используются при выборе стратегии управления крупных компаний. Однако для юридических лиц меньшего размера эти способы могут быть совсем не применимы либо могут не давать адекватные результаты, что также делает их использование невозможным. Иными словами, применение того или иного показателя в качестве критерия эффективности для малого предприятия должно быть оправдано спецификой организации деятельности в этой форме. В настоящее время как в экономической теории, так и в законодательной практике различных стран существуют различные определения малого предприятия; при этом устоявшегося определения не существует. Понятие малого предприятия в России определено статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». При отнесении потребительского кооператива или коммерческой организации к субъектам малого предпринимательства указанное юридическое лицо не должно превышать ограничения установленные в отношении его учредителей (участников), средней численности работников, и (с 01.01.2010) финансовых показателей – величины выручки от реализации или балансовой стоимости активов. Известный голландский исследователь Ван Хорн приводит пять присущих малым предприятиям признаков:
Несколько иное определение дано так называемой комиссией Боултона (правительственной комиссией Великобритании по науке и технологии), которая называет три основных признака малого предприятия: 1) положение компании на рынке не позволяет ей оказывать сколько-нибудь существенное влияние на цену товара (работы, услуги); 2) управление организацией осуществляется собственниками, а не через формализованную управленческую структуру (в том числе наемных менеджеров); 3) управление фирмой осуществляется собственником (собственниками) самостоятельно, процесс принятия решений свободен от какого-либо контроля и/или влияния извне. Оба приведенные определения выделяют следующие основные (по мнению автора) особенности малого бизнеса:
Из этих двух основных признаков фактически вытекают остальные: непосредственное управление бизнесом является следствием небольших размеров малого предприятия, с ним же связаны несистематичность менеджмента, ограниченность ресурсов и номенклатуры товаров (работ, услуг), реализуемых малым бизнесом. В связи с изложенным следует признать не вполне обоснованным одно из ограничений, устанавливаемых действующим российским законодательством – ограничение по доле участия для иностранных граждан, а также общественных и религиозных объединений (не получающих поддержку публичных образований), и предложить соответствующее уточнение определения малого предприятия. В рекомендации Комиссии Европейского сообщества от 6 мая 2003 года № 2003/361/EC (действует с 1 января 2005 года) для отнесения экономических субъектов к субъектам малого бизнеса использованы три критерия: численность персонала, независимость (автономность) и финансовый показатель (годовой оборот или стоимость активов компании). Законодательство Австрии, Франции, Германии, Италии, Португалии, Японии и других развитых стран предусматривает аналогичные признаки малых предприятий. Определения малого предприятия, данные в официальных документах различных стран, опираются на один или несколько из следующих трех показателей: это численность работников, годовой оборот и валюта баланса (стоимость всех активов, принадлежащих компании). Причем в подавляющем большинстве определений используется комбинация критериев численности наемных работников и одного (или обоих) из денежных показателей. Применяемое во всех странах и в надгосударственных объединениях ограничение по доле непосредственного участия других организаций или публичных институтов (как правило, 25%) является скорее не критерием малого предприятия, а квалифицирующим условием для определения возможности применения иных показателей. Выбор применяемых субъектами малого предприятия методов анализа эффективности определяется их специфическими чертами: 1. Ограниченные возможности для анализа. 2. Малый размер предприятия и, соответственно, ограниченное (минимальное) влияние на рыночную ситуацию. 3. Ограниченность ресурсов и масштабов бизнеса. Специфика постановки задачи повышения эффективности субъекта малого предпринимательства связана с тем, что при управлении малым предприятием практически не используются сложные технологии управления и административные процедуры. Также малое предприятие характеризуется небольшим количеством работников. В связи с этим любые изменения тактики и стратегии развития малого предприятия, как правило, требуют меньших усилий, проще доводятся до сотрудников фирмы и быстрее начинают применяться ими. Малый бизнес — это база для развития предпринимательской активности и основа для расширения среднего класса. Кроме того, развитие малого предпринимательства — это один из решающих факторов инновационного обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности. Основной проблемой развития малых предприятий в настоящее время остаются административные барьеры. На это указал, в частности, Избранный Президент РФ Д.А. Медведев на заседании Президиума Госсовета РФ 27.03.2008. Сейчас контроль за малым бизнесом осуществляют около 30 органов примерно по 45 направлениям, что существенно осложняет работу малых предприятий и значительно повышает финансовую нагрузку на малые предприятия. Кроме того, большинство необходимых разрешений абсолютно дублируют друг друга и имеют ограниченный срок действия. В этой связи одной из основных задач государства становится обеспечение адекватных мер поддержки малых предприятий. Поддержка субъектов малого предпринимательства определена статьей 3 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого предпринимательства. Одной из наиболее важных форм государственной поддержки малых предприятий является создание благоприятных условий для их функционирования. Однако указанная форма законодательством не предусмотрена. Более того, в Российской Федерации не действует даже правило, позволяющее не распространять изменения законодательства, ухудшающие положение малых предприятий, на вновь созданные малые предприятия в течение нескольких первых лет их функционирования («дедушкина оговорка»). Основными проблемами развития малого бизнеса в современной России можно также назвать:
Названные проблемы требуют первоочередного решения, которое должно существенно облегчить условия осуществления малыми предприятиями своей деятельности. В настоящее время не определены даже общие принципы отбора субъектов малого предпринимательства, претендующих на адресную государственную поддержку, для оказания такой поддержки. В структуре малого бизнеса Москвы, по данным НП «Московский центр развития предпринимательства», возраст 47% малых предприятий не превышает 2 лет, возраст 62% малых предприятий – 3 лет, при этом 17% действующих малых предприятий зарегистрированы в 1987-1998 гг. (возраст составляет 8-19 лет). Средний возраст малых предприятий в 2006 году составил 4,13 лет. В то же время средняя продолжительность функционирования выбывших в 2006 году малых предприятий составила 3,62 года. Приведенные выше цифры указывают на необходимость первоочередной поддержки именно малых предприятий в возрасте 3-5 лет. При этом для увеличения обоснованности расходов предпочтение при оказании государственной поддержки должно отдаваться эффективно функционирующим малым предприятиям. Именно в этом случае будет соблюден и принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса РФ). Оценка эффективности функционирования малого предприятия может осуществляться на базе разработанной в диссертации методики. Для анализа эффективности малого предприятия с точки зрения его собственника необходимо выбрать критерий, который будет обладать следующими свойствами: с одной стороны, он должен отражать сущность деятельности компании, учитывая влияние всех существенных позитивных и негативных факторов; с другой стороны, указанный критерий должен быть применим в условиях малого предприятия, то есть анализ должен быть достаточно простым. В качестве такого критерия разумным выбором представляется показатель стоимости (капитализации) предприятия. В Международных стандартах оценки рыночная стоимость определена как наиболее вероятная цена, по которой имущество может быть обменено на дату оценки между добровольным покупателем и добровольным продавцом после адекватного маркетинга, при этом каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения. Это определение соответствует и понятию рыночной стоимости, приведенному в статье 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Оценка стоимости бизнеса предполагает оценку продолжающего действовать предприятия, имеющего благоприятные перспективы развития с сохранением существующего использования активов (сохранение предприятия как системы без существенного сокращения деятельности и распродажи активов по отдельности, либо иного варианта наилучшего использования). Капитализация представляет собой определение ценности имущества по его доходности. Капитализация (стоимость) действующего предприятия является объективным показателем, который поддается непосредственному измерению (оценке). Показатель капитализации предприятия учитывает в себе самые различные аспекты его деятельности – финансовые, показатели риска, качества управленческих решений и др. Таким образом, рост капитализации (стоимости) малого предприятия является тем показателем, который указывает на его эффективность. В современной теории и практике оценки стоимости любых активов, в том числе и стоимости предприятия (бизнеса), выделяются три подхода: доходный, затратный и сравнительный. Сутью доходного подхода является следующее утверждение: стоимость бизнеса равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет бизнес его владельцу. Затратный подход основан на том, что стоимость бизнеса сопоставима с затратами, которые необходимо понести в настоящее время для создания такого же бизнеса. Сравнительный подход предполагает, что бизнес стоит столько, за сколько продается аналогичный бизнес в рыночных условиях, а именно при наличии полной информации и при добровольном заключении сделки каждой из ее сторон. Перечисленные выше универсальные подходы разработаны для оценки любых активов, поэтому эксперт-оценщик может отказаться от применения одного или нескольких из них, обосновав свой отказ. Помимо методов, относящихся к одному из трех описанных подходов, стали появляться и «гибридные» методы, включающие в себя элементы различных подходов и методов – например, модель Ольсона, базирующаяся на методах затратного и доходного подходов. В случае оценки малого предприятия в целях проведения анализа его собственником применение затратного подхода не имеет экономического смысла, так как для владельца субъекта малого предпринимательства он уже создан и анализировать расходы на его новое создание бессмысленно. В то же время данные, полученные с помощью методов сравнительного и доходного подходов, следует признать адекватной основой для проведения анализа. В настоящее время невозможно выделить адекватную методику оценки стоимости малого предприятия, которую можно рекомендовать использовать в российских условиях в рамках анализа, проводимого собственником. Далее будет показана методика оценки стоимости малого предприятия, которая может быть применена его собственником. Для определения стоимости крупных предприятий экспертами-оценщиками наиболее часто используется метод дисконтирования денежных потоков (МДДП), суть которого состоит в том, что стоимость бизнеса равна текущей стоимости будущих денежных потоков, генерируемых им, то есть текущей стоимости дохода, который будет получен его владельцем в будущем. Процедура оценки с применением МДДП приведена на рис. 1. Рисунок 1. Процедура оценки рыночной стоимости предприятия с применением метода дисконтирования денежных потоков Основная расчетная зависимость для определения текущей стоимости ожидаемых доходов (стоимости субъекта малого предпринимательства) имеет следующий вид: (1) где: DI – прогнозируемый доход I-ого периода прогноза; RI – ставка дисконтирования, учитывающая риски получения ожидаемого дохода; Cp – стоимость бизнеса в постпрогнозный период; n – число периодов прогнозируемого срока получения дохода. Процесс определения текущей стоимости ожидаемых доходов малого предприятия состоит из следующих последовательных этапов. 1. Расчет величины дохода каждого периода прогноза. 2. Расчет и обоснование ставки дисконтирования. 3. Расчет текущей стоимости будущих доходов. В целях анализа более предпочтительным представляется использование косвенного метода построения денежного потока. Это связано прежде всего с тем, что при использовании косвенного метода доходы и расходы компании группируются таким способом, который обеспечивает большую по сравнению с другими способами наглядность, обеспечивая лучшие возможности для минимизации влияния выявленных недостатков конкретного бизнеса при одновременной максимизации влияния присущих ему преимуществ. Косвенный метод построения денежного потока также проще для прогнозирования будущих денежных потоков. В условиях объективно существующей инфляции в российской экономике наиболее объективным представляется расчет номинального денежного потока. Учитывая, что малые предприятия в настоящее время финансируются за счет собственного капитала, а заемные средства привлекают в основном для покрытия временных кассовых разрывов, при оценке стоимости малого предприятия должен строиться денежный поток на собственный капитал. Для денежных потоков на собственный капитал применяется ставка дисконтирования на собственный капитал (RСАРМ). Типичным сроком прогнозного периода, за который предприятие выходит на определенный уровень, характеризующийся стабильностью денежных потоков, по сложившейся практике оценки бизнеса, является пятилетний период. Оценка стоимости малого предприятия включает 11 этапов. На данном этапе рассматриваются товары, работы, услуги1, реализуемые малым предприятием, и прогнозируется размер выручки от реализации каждого их вида. Размер выручки каждого года прогнозного периода может быть описан формулой: (2) , где: TIt – выручка (Total Income) t-го года прогнозного периода; Pi – цена i-го товара (средневзвешенная цена i-й группы товаров); Qi – величина продаж i-го товара (i-й группы товаров) в натуральном выражении; n – количество товаров (групп товаров), реализуемых предприятием. Для каждой группы товаров собственник малого предприятия обладает информацией о планах расширения продаж, модернизации производственного оборудования (для увеличения объемов выпуска) и т.п. Иными словами, в ходе проводимого анализа он может определить планы реализации в натуральном выражении. Прогнозирование цен реализуемых товаров осуществляется на основании индексов цен каждого из реализуемых товаров (каждой группы товаров) на каждый год прогнозного периода. Индексы цен товаров прогнозируются в соответствии со сложившейся тенденцией за предыдущие годы. В корреляционно-регрессионной математической модели в качестве факторного показателя используется, как правило, показатель времени (порядковый номер периода). Анализ затрат для целей построения денежного потока проводится с использованием той же схемы, что и анализ доходов. Методы прогнозирования величины расходов каждой группы можно представить следующим образом (табл. 1):
В приведенной таблице использованы следующие обозначения: FC, VC, MC, OC (Fixed Costs, Variable Costs, Miscellaneous Costs, Other Costs) – соответственно условно-постоянные, условно-переменные и смешанные расходы; Как при построении прогноза доходов, так и при прогнозировании величины затрат следует иметь в виду, что соответствующие индексы цен могут быть рассчитаны при проведении первого анализа деятельности малого предприятия, а затем многократно использованы в будущем. 3. Расчет чистой прибыли (3) Чистая прибыль важна в качестве базиса для дальнейшего построения денежного потока от операционной деятельности и определяется формулой: NI = (TI – (TFC + TVC + TMC)) – T, где: NI (Net Income) – чистая прибыль; T – сумма налога, которым облагается доход организации. В зависимости от применяемой организацией системы налогообложения (общий режим, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход) сумма налога определяется в соответствии с нормами налогового законодательства. Следует иметь в виду, что для целей оценки стоимости малого предприятия проведение анализа расходов и налогов и прогнозирование их величин громоздко и необязательно. Собственником субъекта малого предпринимательства расходы могут быть спрогнозированы «от обратного» на основе показателя рентабельности продаж (то есть отношения чистой прибыли к величине выручки), который, безусловно, ему известен без построения каких-либо прогнозов. Такой прогноз на практике может оказаться даже точнее расчета, осуществленного в аналогичной ситуации сторонним экспертом-оценщиком, так как расходы малого предприятия нередко включают в себя и неофициальные платежи, которые в официальном учете отражаются в качестве разовых, нетипичных расходов и поэтому экспертом при нормализации структуры расходов могут быть не учтены. 4. Построение денежного потока от операционной деятельности При построении денежного потока чистая прибыль предприятия корректируется с учетом возврата неденежных расходов, учтенных ранее при расчете чистой прибыли (амортизации), а также изменения собственного оборотного капитала. Собственный оборотный капитал (СОК) представляет собой сумму текущих активов, уменьшенных на краткосрочные обязательства. Увеличение необходимого предприятию для нормальной работы СОК должно финансироваться за счет уменьшения величины свободных для использования собственником свободных денежных средств, и наоборот. (4) Денежный поток от операционной деятельности для каждого года прогнозного периода строится следующим образом: ОCFt = NIt + Амt – ΔСОКt , где: OCFt (Operating Cash Flow) – величина денежного потока от операционной деятельности; Амt – сумма амортизационных отчислений соответствующего года прогнозного периода; ΔСОКt = СОКt – СОКt-1 – изменение величины собственного оборотного капитала в прогнозном году. 5. Построение денежного потока от инвестиционной деятельности Денежный поток от инвестиционной деятельности соответствует вложениям компании в обновление основных фондов. Ежегодные капиталовложения необходимы для поддержания степени годности основных средств на приемлемом уровне, достаточном для осуществления операционной деятельности. В случае малого предприятия, не планирующего экстенсивный рост, приемлемым будет допущение, что для поддержания основных фондов достаточными будут капиталовложения, равные сумме начисленной за соответствующий год амортизации. Если в планы собственника входит расширение деятельности, капитальные вложения (затраты на приобретение основных фондов) прогнозируются, исходя из этих планов. Денежный поток от финансовой деятельности представляет собой совокупность изменения суммы задолженности по займам и кредитам, полученным организацией (в том числе затраты на обслуживание привлеченных займов и кредитов), а также изменение величины собственных средств – прежде всего, уставного капитала. 7. Построение совокупного денежного потока (5) Таким образом, денежный поток для собственного капитала представляет собой сумму денежных потоков от операционной деятельности, от инвестиционной деятельности и от финансовой деятельности: CFt = OCFt + ICFt + FCFt 8. Расчет ставки дисконтирования Ставка дисконтирования – это процентная ставка, используемая для пересчета будущих (то есть отстоящих от нас во времени на разные сроки) потоков доходов, которых может быть несколько, в единую величину текущей стоимости, являющуюся базой для определения рыночной стоимости бизнеса. В экономическом смысле в роли ставки дисконтирования выступает требуемая инвесторами ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования или, другими словами, это требуемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска. Ставка доходности собственного капитала в России рассчитывается по формуле: (6) где: S1 – премия за малую капитализацию компании; S2 – дополнительная премия за специфический риск рассматриваемой компании. Коэффициент «бета», скорректированный на структуру капитала оцениваемой компании, рассчитывается по формуле: (7) где: βL – коэффициент «бета», скорректированный на структуру капитала оцениваемой компании, т. н. «рычаговая бета»; βU – безрычаговый коэффициент «бета» на рынке США для соответствующей отрасли; D/E – коэффициент долговой нагрузки оцениваемой компании, отношение величины заемных средств к величине собственного капитала, т. н. «финансовый рычаг»; τ – предельная ставка налога на прибыль (налога на доходы) для оцениваемой компании в случае экономии на налогообложении при использовании заемных средств (при отсутствии экономии τ = 0). В качестве безрисковой ставки доходности на российском рынке может принята ставка доходности российских еврооблигаций с датой погашения в 2030 г. Безрычаговый коэффициент «бета» может быть получен по данным А. Дамодарана. Рассчитанные А. Дамодараном коэффициенты «бета» для основных отраслей, в которых осуществляют деятельность малые предприятия в Российской Федерации, приведены в Приложении 3 к диссертации. Коэффициент долговой нагрузки (D/E) определяется непосредственно в ходе анализа на основании учетных данных. Предельная ставка налога на прибыль (налога на доходы) определяется в соответствии с налоговым законодательством. Премия за систематический риск развитого фондового рынка США, по данным информационного агентства Ibbotson Associates, составляет 6,10%. Стандартное отклонение доходности акций на фондовых рынках США и России рассчитано в размере 2,348. Премия за малую капитализацию компании по данным Ibbotson SBBI Yearbook 2007 для малого предприятия принимается равной 6,27%. Премия за специфические риски инвестирования в конкретную компанию принимает во внимание дополнительные риски, вызванные внутренними и внешними параметрами, характерными для оцениваемой компании, и может быть определена экспертным путем в интервале от 0 до 5%. Так как прогнозирование денежных потоков для оценки стоимости бизнеса осуществляется в рублях, а ставка доходности рассчитывается для долларового денежного потока, необходимо скорректировать ставку доходности на несоответствие долларовой и рублевой инфляции по формуле: (8) где: RRUR – рублевая ставка дисконтирования; RUSD – долларовая ставка дисконтирования; IRUR – рублевая инфляция в долгосрочной перспективе; IUSD – долларовая инфляция в долгосрочной перспективе; Рублевая инфляция (IRUR) по данным социально-экономического прогноза МЭРТ РФ в долгосрочной перспективе составляет IRUR = 6%. Долларовая инфляция (IUSD) определяется по прогнозным данным Правительства США на долгосрочный период по показателю GDP price index (Gross Domestic Product Price Index), который равен IUSD = 2,0%. Денежные потоки каждого прогнозного года пересчитываются в текущую стоимость на дату проведения оценки по формуле дисконтирования: (9) где: PV – текущая стоимость денежного потока; FV – величина денежного потока i-го прогнозного года; R – ставка дисконтирования; – коэффициент дисконтирования. 10. Определение стоимости бизнеса в постпрогнозный период Определение стоимости в постпрогнозный период основано на предпосылке о том, что предприятие способно приносить доход и по окончании прогнозного периода. Целесообразным представляется расчет в соответствии с моделью Гордона по формуле: (10) Конечная стоимость V(term) по формуле Гордона определяется на момент окончания прогнозного периода. Полученная по формуле Гордона стоимость предприятия приводится к текущей величине с применением механизма дисконтирования (на конец прогнозного периода): (11) , 11. Определение стоимости малого предприятия на текущую дату Рыночная стоимость малого предприятия рассчитывается по формуле: (12) Показатель стоимости (капитализации) предприятия, рассчитанный с применением разработанной в диссертации методики, дает результаты, отличающиеся от аналогичной величины, рассчитанной традиционным методом, применяемым специалистами-оценщиками, не более чем на 3 процента. Таким образом, разработанный метод существенно упрощает расчеты, а разница между показателями, рассчитанными различными методами, несущественна, что позволяет сделать вывод о возможности применения разработанной в диссертации методики на практике в ходе анализа, проводимого собственником малого предприятия в целях построения стратегии дальнейшего развития бизнеса. Основной стратегией развития малого предприятия в России следует признать сохранение бизнеса в качестве малого и как источник доходов и удовлетворения предпринимательских потребностей своего владельца. Для ее успешного применения необходимо как систематическое проведение анализа эффективности субъекта малого предпринимательства, так и моделирование вариантов развития организации и изменения его стоимости в результате принятия и реализации того или иного решения. Последовательное и систематическое применение при анализе разработанной в диссертации методики обеспечивает решение сразу нескольких задач. Во-первых, сам по себе показатель капитализации предприятия является одним из наиболее адекватных индикаторов его эффективности. Во-вторых, исчисление капитализации малого предприятия с учетом влияния того или иного решения собственника может рассматриваться как эффективный метод анализа правильности указанного решения и выбора одного из имеющихся вариантов развития организации. В-третьих, в процессе оценки капитализации (стоимости) предприятия детально анализируется не только текущая структура доходов и расходов, но и строится их дальнейший прогноз, что дает возможность собственнику оценить возможность и перспективы дальнейшего развития бизнеса. Так, по результатам анализа могут быть приняты решения:
Таким образом, разработанная в диссертации методика анализа эффективности функционирования малого предприятия на базе оценки его капитализации позволяет его собственнику собственными силами понять, насколько правильно осуществляется развитие малого предприятия и частично или полностью построить стратегию его развития. 3. Основные результаты и выводы Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы. 1. Эффективность предприятия — это соотношение полученного результата и затрат ресурсов (факторов). В силу того, что цели функционирования предприятия должны отражать всю полноту связанных с ним потребностей, можно констатировать множественность данных целей. В связи с этим возникает задача определения системы критериев эффективности, применимых к исследованию экономических объектов. 2. Применение того или иного показателя в качестве критерия эффективности для малого предприятия должно быть оправдано спецификой организации деятельности в этой форме. 3. Основными особенностями малого предприятия являются самостоятельное управление бизнесом его собственниками и отсутствие влияния на рынке. Из этих двух основных признаков фактически вытекают другие: управление предприятием без создания системы менеджмента, несистематичность менеджмента, ограниченность ресурсов и номенклатуры товаров (работ, услуг), реализуемых малым предприятием. 4. Определения малого предприятия, данные в официальных документах различных стран и надгосударственных объединений, основаны на одном или нескольких из следующих трех показателей: численность работников, годовой оборот и валюта баланса (стоимость всех активов, принадлежащих компании). В подавляющем большинстве определений используется комбинация показателей численности наемных работников и одного (или обоих) финансовых показателей. 5. В России в настоящее время используется по существу только один критерий – численность занятых, что не соответствует общепринятой практике. Целесообразно ускорение введения финансовых показателей отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства. Также необоснованным представляется ограничение доли в уставном капитале малого предприятия иностранных граждан, а также общественных и религиозных объединений (не получающих поддержку публичных образований) 6. Для малого предприятия его эффективность, оцениваемая с точки зрения собственника, является необходимой и достаточной для сохранения существующих условий деятельности. Экономическая эффективность малого предприятия с точки зрения собственника оценивается одновременно с двух позиций: с одной стороны, малое предприятие должно быть эффективно как фирма, с другой стороны – доходы от деятельности малого предприятия являются, как правило, единственным источником дохода его владельца и поэтому в любом случае должны покрывать его личные нужды. 7. При анализе деятельности субъекта малого предпринимательства должны применяться такие методы, которые не требуют существенных для бизнеса затрат ресурсов. Отсутствием возможности существенного увеличения затрат определяется и специфика постановки задачи повышения эффективности малого предприятия. 8. Специфика постановки задачи повышения эффективности малого предприятия также связана с тем, что при управлении им практически не используются сложные технологии управления и административные процедуры. Также малое предприятие характеризуется небольшим количеством работников. В связи с этим любые изменения тактики и стратегии развития малого предприятия, как правило, требуют меньших усилий, проще доводятся до сотрудников фирмы и быстрее начинают применяться ими. 9. Понятие и формы государственной поддержки малых предприятий определены Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства». Такая форма поддержки, как создание благоприятных условий для функционирования малых предприятий, не предусмотрена. В то же время именно эта форма представляется главной, так как распространяется на все малые предприятия. 10. Одним из основных неблагоприятных факторов развития малых предприятий являются административные барьеры, снижение которых составляет задачу, требующую первоочередного решения. Основными проблемами развития малого предпринимательства в современной России можно также назвать:
11. В настоящее время не определены даже общие принципы отбора малых предприятий, претендующих на адресную государственную поддержку, для оказания такой поддержки. Для увеличения обоснованности расходов предпочтение при оказании государственной поддержки должно отдаваться эффективно функционирующим субъектам малого предпринимательства. Эффективность малого предприятия может оцениваться с применением разработанной в диссертации методики. 12. При проведении собственником малого предприятия анализа его эффективности наиболее адекватным критерием представляется рост капитализации (стоимости) компании. Этот показатель, с одной стороны, соответствует результатам деятельности малого предприятия, с другой стороны – отражает изменение всех качественных аспектов функционирования организации. 13. В современной теории и практике оценки стоимости любых активов, в том числе и стоимости предприятия, выделяются три подхода: доходный, затратный и сравнительный. В рамках каждого подхода разработаны свои методы оценки, также существуют и «гибридные», то есть использующие методологию нескольких подходов или методов. При этом применение методов затратного подхода в ходе анализа, проводимого его собственником, лишено экономического смысла. 14. Методика оценки капитализации малого предприятия, применимая в Российской Федерации, не разработана: методы сравнительного подхода неприменимы из-за отсутствия достаточной статистической базы, а методы доходного подхода, в том виде, в котором они используются экспертами-оценщиками, слишком сложны и трудоемки для использования собственником малого предприятия. 15. Для оценки капитализации малого предприятия может быть применен метод дисконтирования денежных потоков (МДДП), относящийся к доходному подходу. При этом этот метод может быть в достаточной степени упрощен, так как, с одной стороны, собственник субъекта малого предпринимательства обладает внутренней, «инсайдерской» информацией, которая третьим лицам (в том числе и экспертам-оценщикам) никогда не предоставляется, с другой стороны, при оценке малого бизнеса могут быть введены корректировки, значительно упрощающие процесс оценки. Полученная в результате таких корректировок методика может быть применена собственником без серьезных затрат времени и при отсутствии у него специальных знаний и опыта эксперта-оценщика. 16. Применение разработанной в диссертации методики дает результаты, сопоставимые с результатами, полученными с применением традиционной методики оценки, используемой специалистами-оценщиками. 17. Оценка капитализации малого предприятия является инструментом анализа, который позволяет собственнику малого предприятия оценить как его эффективность, так и необходимость и/или возможности принятия того или иного решения, в том числе и сделать выбор между несколькими возможными вариантами развития компании. 18. Таким образом, разработанная в диссертации методика оценки стоимости субъекта малого предпринимательства может быть применена его собственником для оценки его эффективности. Основные публикации по теме диссертации 1. Невский И.А. Скромные модели. Проблемы использования существующих методов и показателей при оценке эффективности деятельности российских малых предприятий // Российское предпринимательство. – 2007. – № 8. – С. 28-332. 2. Невский И.А. Финансовые показатели малого бизнеса // Концептуальные основы развития социально-экономического пространства в условиях глобализации: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов МАОК. 25-27 апреля 2007 года, Москва – М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2007. 3. Невский И.А. Проблемы использования существующих методов и показателей при оценке эффективности российских малых предприятий // Концептуальные основы развития социально-экономического пространства в условиях глобализации: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов МАОК. 25-27 апреля 2007 года, Москва – М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2007. 4. Невский И.А. Совершенствование стратегии развития малого предприятия на основе упрощенной методики оценки его стоимости // Инновации и инвестиции. – 2008. – № 1. С. 55-60. 5. Невский И.А. Проблемы государственной поддержки малого бизнеса // Актуальные проблемы развития экономических систем: теория и практика. Материалы научно-практической конференции. М., 2008. 1 Для облегчения восприятия текста в дальнейшем все товары, работы, услуги, имущественные права, реализуемые анализируемым малым предприятием, будут обозначаться как «товары». 2 Журнал входит в перечень журналов и изданий ВАК Смотрите также:
Невский игорь Александрович оценка эффективности малого предприятия по уровню его капитализации
431.75kb.
11 (19. 00) и 12 (18. 00) Дмитрий Хворостовский и Игорь Крутой
296.91kb.
Помазков Сергей Александрович Правовая культура властных структур как фактор управленческой эффективности: региональная специфика
343.19kb.
Оценка эффективности фильтрации трафика в межсетевых мостах и коммутаторах Сергей Владимирович Маков, аспирант, каф. «Радиоэлектронные системы»
82.85kb.
С-петербург, Невский пр, 30, 3 этаж, офис 2
15.78kb.
Е. А. Ларичева способность к инновациям на разных этапах жизненного цикла предприятия
120.83kb.
Оценка эффективности деятельности общественных советов при федеральных органах власти за II квартал 2011 года
198.03kb.
Инновации в создании малого предприятия в нии и образовательном учреждении
87.33kb.
Абрамович С. Г., Холмогоров Н
30.57kb.
Вопросы к экзамену «Оценка эффективности программных продуктов»
2464.24kb.
В экспозиции Горно-Алтайского музея есть картина, на которой изображен архимандрит Макарий Невский. Картина написана известным сибирским художником Г. И. Гуркиным, в судьбе которого отец Макарий принял участие
87.32kb.
Реферат "Рождение русского государства, XIV-XV веков"
150.94kb.
|