Раздел 5
ПУБЛИКАЦИЯ
ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
О. А. Мельчакова
Н. Н. ДЕМИДОВ И ЕГО «ЖЕЛЕЗНЫЕ КАРАВАНЫ»: РОЛЬ ЗАВОДОВЛАДЕЛЬЦА В ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЗАВОДСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Организация перевозки продукции Нижнетагильских заводов Демидовых к основным рынкам сбыта внутри страны и к портам, осуществляемая по водным путям, достаточно детально исследована в фундаментальной монографии Б. Б. Кафенгауза1. Опираясь на огромный фактический материал из фондов центральных и местных архивов, историк изучил «железные караваны» Демидовых второй половины 40-х — первой половиы 70-х гг. XVIII в. и пришел к выводу о значительном удельном весе транспортных издержек в продажной цене заводской продукции. В 1770 г. они составляли по его подсчетам, 1/5 продажной цены2.
Э. Г. Истомина в монографии о водных путях России второй половины XVIII — начала XIX в. констатирует заметное удорожание стоимости продукции уральской промышленности в последней четверти XVIII в. и показывает это на примере Нижнетагильского заводского комплекса Н. Н. Демидова, в котором транспортные расходы в 1795 г. составили 22 % всех расходов. Главную причину автор усматривает в технической отсталости средств водного транспорта, в основе которого лежал ручной труд3.
© О. А. Мельчакова, 2007
Крайнюю замедленность технического прогресса на водном транспорте отмечает Т. К. Гуськова, по мнению которой, «качественные сдвиги в технике транспортировки заводской продукции наметились только в 50-е — 60-е гг. XIX века», когда на водных перевозках стали применять суда новой конструкции и первые пароходы. Автор считает, что к концу 50-х — началу 60-х гг. XIX в. произошли качественные изменения и в организации «караванной операции», связанные с завершением перехода к вольнонаемному труду и подрядной системе4.
Несмотря на значительный круг работ, в той или иной степени затрагивающих проблемы транспортировки заводской продукции Нижнетагильского заводского комплекса в конце XVIII — начале XIX в.5, и создания Н. Н. Демидовым механизма «дистантного» управления своим огромным хозяйством6, остаётся неисследованным вопрос о роли заводовладельца в организации «караванной операции».
Некоторое представление об организации «железных караванов», транспортировавших продукцию Нижнетагильского заводского комплекса в начале XIX в., дают два публикуемых документа, обнаруженных нами в личном фонде Демидовых в ГАСО (ф. 102). Один из них (Постановление об отправлении в караванах железа от 20 сентября 1800 г.) представляет собой инструкцию из семи пунктов, составленную в Санкт-Петербургской домовой конторе Н. Н. Демидова. Этот документ находится в составе дела, содержащего инструкции и предписания Н. Н. Демидова данной конторе за 1800—1801 гг. и является копией, заверенной подписями приказчиков Санкт-Петербургской конторы Ивана Шерлаимова, Алексея Мересьева, Акинфия Любимова и конторщика Родиона Лютина. Собственноручная приписка Николая Никитича к подлиннику Постановления и его содержание свидетельствуют о личном участии заводовладельца в разработке этого инструктивного документа.
В п. 1 Постановления названы города, в которые должны были следовать «однолетние», т. е. совершавшие путь в одну навигацию, и «зимние», т. е. останавливавшиеся на зимовку, караваны судов.
Пункт 2 свидетельствует о том, что количество перевозимого караванами железа определялось самим заводчиком и управляющими его Санкт-Петербургской конторы, в обязанности которых входило своевременное уведомление приказчиков главной Нижнетагильской заводской конторы об объеме поставок.
В п. 3 пункте определен порядок обеспечения караванов судов7 наемной рабочей силой: работниками, водоливами8 и сплавщиками.
Пунктом 4 подтверждается обязанность петербургских управляющих назначать приказчика, расходчика, подьячего и служителя для найма в г. Вятке работников на караван, разрабатывать для них инструкцию (Наставление) и обеспечивать отправку назначенных лиц в Вятку не позднее октября, чтобы они успели нанять лучших работных людей, водоливов и лоцманов9.
В пп. 5 и 6 определен круг деятельности назначаемых на караван служащих. В их обязанности входил найм на суда дополнительных работников в пути следования каравана, в частности от двух до четырех и более «прибавочных» работников на каждую коломенку в Лаишеве, коноводов10 и лоцманов в Рыбинске и Твери, сходочных работников — в Волочке и Новгороде; покупка в Рыбинске барок для разгрузки судов и передача в Касимове на подряд доставки Москворецкого каравана. Разграничивались сферы полномочий Санкт-Петербургской домовой и Нижнетагильской заводской контор в организации «караванной операции». Петербургские управляющие должны были назначать на каждый караван приказчика, расходчика и подьячего и выдавать им деньги на путь от Лаишева до пункта назначения. В обязанности нижнетагильских приказчиков входило своевременное назначение на караваны служителей из расчета один служитель на две-три коломенки, разработка для них инструкции и обеспечение их деньгами на следование от заводских пристаней до Лаишева.
Пункт 7 продиктован прежде всего стремлением Н. Н. Демидова сократить денежные затраты на транспортировку заводской продукции к пунктам сбыта. Нижнетагильским приказчикам предписано включить в инструкцию, предназначенную для караванных служителей, требование нанимать «лучших» лоцманов и использовать в качестве экономических стимулов их успешной деятельности денежные премии за быстрое движение судов («поспешный ход») до Рыбинска. Кроме того, заводовладелец требует экономии денежных средств при покупке или подряде барок для разгрузки железа с судов.
Завершает документ собственноручная приписка Н. Н. Демидова, в которой изложено его распоряжение поставить в известность всех служителей городовых контор о необходимости не позднее 15 сентября отправлять в Санкт-Петербургскую контору уведомление о количестве и ассортименте железа, стали и других видов заводской продукции, требующихся для доставки к ним караванами.
Второй публикуемый документ — предписание управляющих Санкт-Петербургской домовой конторы Н. Н. Демидова ее приказчику, Р. Н. Лютину, которому заводовладелец поручил непосредственный надзор за подготовкой и проведением «караванной операции» 1807 г., — находится в журнале исходящих дел данной конторы за 1806 г. под № 768. Дата записи предписания, указанная в журнале, — 2 ноября. Научная значимость этого документа в контексте исследуемой темы определяется прежде всего тем, что он неоспоримо свидетельствует о персональной причастности Н. Н. Демидова к его разработке. В первой его части излагается «повеление»
Н. Н. Демидова Санкт-Петербургской конторе от 6 июля 1806 г. По содержанию это инструкция, предписывающая меры на сокращение транспортных расходов и предупреждение злоупотреблений караванных работников и служащих. Принимая доводы приказчиков домовой конторы, усматривавших причины удорожания перевозки заводской продукции в возрастании оплаты труда обслуживавших суда наемных рабочих и в задержках движения из-за мелководья рек, Н. Н. Демидов вместе с тем обосновывает свое видение «узких мест» в организации транспортировки железа. Он утверждает, что наиболее значимым фактором успешности «караванной операции» является наличие постоянных штатных кадров опытных караванных приказчиков и расходчиков. С точки зрения Н. Н. Демидова, частая смена заводских служителей, назначаемых на эти важные должности, влечет за собой такие негативные следствия для его «интереса», как «излишняя передача цен» при найме работников на караваны и кража перевозимого железа по пути его следования. Для «приведения сей караванной части в лучший порядок и исправность» Николай Никитич отдает распоряжение откомандировать в Вятку приказчика Санкт-Петербургской конторы Родиона Лютина в ноябре 1806 г. для подготовки каравана 1807 г. В круг обязанностей Р. Лютина в Вятке Н. Н. Демидов включает контроль за деятельностью караванного приказчика, которому предстояло осуществить здесь найм работных людей на суда и раздачу им задатков, т. е. аванса в счет предстоящей в следующем году работы, обеспечение получения нанятыми работниками паспортов в государственных учреждениях — казначействах.
В начале февраля 1807 г. Р. Лютину предстояло переехать из Вятки на Нижнетагильский завод, где совместно с доверенным лицом Н. Н. Демидова, назначенным «первоприсутствующим» Нижнетагильской конторы, М. Даниловым, решить вопрос о назначении двух «комплектов» караванных приказчиков и расходчиков (второй комплект предназначался на тот случай, если каравану пришлось бы зазимовать в пути следования). Во избежание краж железа при его погрузке и перевозке Н. Н. Демидов предписывает Лютину предпринять ряд необходимых мер. В частности, речь идет о составлении инструкций для караванных служителей, согласно которым на них возлагалась ответственность за приемку железа на пристанях: его перевешивание и пересчитывание полос. Нововведением Н. Н. Демидова, нацеленным на обеспечение сохранности транспортируемого на судах груза и пресечение возможных злоупотреблений со стороны караванных служителей, было требование брать с них «подписки» после приема железа. В этих документах они должны были брать на себя обязательства сохранить «целость» полученной с заводов продукции и соглашались принять наказание при обнаружении недостатка ее количества: быть отданными на заводские работы, в рекруты или отправленными на поселение. Наряду с угрозой применения самых суровых санкций заводовладелец предусматривает меры, призванные стимулировать караванных «отправителей» и служителей к добросовестному труду. В их числе названы следующие: назначение «достаточных окладов жалования и харчевых», а также награждения денежными премиями тех, кто сумел сократить транспортные расходы, проявляя «отличную расторопность» и «особенное усердие в сохранении… интереса» Н. Н. Демидова.
Укомплектовав штат караванных служителей в Нижнетагильской заводской конторе, Р. Лютин с одним из «отправителей» каравана должен был, опережая прибытие судов, объехать главные пристани, расположенные по пути следования каравана, и нанять в них дополнительных рабочих, а в Рыбинске купить барки и осуществить найм лоцманов и коноводов. Кроме того, по прибытии в Н. Новгород Р. Лютину предписывалось отдать на подряд изготовление снастей для судов, обеспечив как можно более выгодные условия сделки с подрядчиком.
Для осуществления эффективного финансового контроля за деятельностью заводских и караванных служащих Нижнетагильского заводского комплекса его владельцы Никита Акинфиевич, а затем Николай Никитич уделяли достаточно пристальное внимание организации учета сырья, денег, заводской продукции и т. д.11 Поэтому обязательной принадлежностью документов инструктивного характера, исходящих от домовых контор и заводовладельцев в адрес служащих, было требование вести соответствующую документацию. В частности, Р. Лютин должен был получить от Санкт-Петербургской конторы две приходно-расходные тетради, которые предназначались для учета расходуемых денежных сумм на покупку судов, снастей, провианта, найм на заводской караван рабочих и лоцманов.
Вторая часть публикуемого документа представляет собой предписание Санкт-Петербургской конторы Р. Лютину и двум отправляемым с ним служителям, состоящее из двенадцати пунктов, конкретизирующих распоряжение Н. Н. Демидова.
В п. 1 этого инструктивного документа перед Р. Лютиным поставлена задача выяснить на практике степень выгодности предлагаемого конторой нововведения — передачи строительства 20 барок на подряд крестьянам, проживающим в селениях около рек Мологи и Шыйны вместо их закупки в готовом виде в Рыбинске.
Пункт 2 вводит в круг обязанностей Р. Лютина ревизию приходо-расходных книг служителей городовых контор по продаже железа в Ярославле и Н. Новгороде.
В п. 3 искушенные в караванных делах петербургские приказчики предписывают изучить возможность реализации предложения Н. Н. Демидова изготовлять пеньковые бечевые снасти подрядом в Н. Новгороде.
Пунктом 4 на усмотрение Р. Лютина и служителя нижегородской конторы по продаже железа П. Зубрилова оставлено решение вопроса о том, как организовать транспортировку судов, следующих к Москве, на участке пути от Н. Новгорода до Москвы: посредством найма работных людей или путем заключения договора с подрядчиком на доставку судов коноводами с лошадьми. Петербургские приказчики допускают и третий вариант доставки заводской продукции в Москву — водным путем до Дубны, а затем гужевым транспортом до Москвы.
Пункт 6 регламентирует количество нанимаемых в Вятке водоливов, лоцманов, косных и предписывает выбирать при найме наиболее здоровых и опытных в своем деле работников. Чтобы обеспечить возврат денег, выданных в качестве авансов («задатков»), в случае неявки получивших их работников, приказчики требуют заключать договоры с нанимаемыми «подесяточно», с их взаимным поручительством друг о друге.
В п. 7 изложено требование нанимать на караван только «исправных» работников и вместе с тем экономить денежные средства заводовладельца, не допуская их излишнего расхода.
В п. 8 предписаны меры по обеспечению сохранности транспортируемого груза, в частности обязательность включения в договор («ряду»), заключаемый с нанимаемыми на суда водоливами, в качестве условия его выполнения сдачу-приемку в пункте назначения доставленного железа посредствам счета («четки») полос, а также «снастей, якорей и других струговых припасов». Кроме того, предусмотрено использование на проводке каравана труда вотчинных крестьян, которых должна была высылать на работы Московская контора Н. Н. Демидова.
Пункт 10 предусматривает обязательность ведения одним из караванных служащих учета «мелочного расхода денег» в приходо-расходной тетради и ежемесячного финансового отчета перед Санкт-Петербургской конторой посредством присылки приказчикам выписок из нее.
В п. 11 поставлен вопрос о необходимости взыскания долгов, числившихся на вятских работных людях по долговым росписям и другим документам. При этом допускается возможность возвращения долгов не только деньгами, но и работой на караване 1807 г. Как и в других пунктах, предписано обязательное документирование любой финансовой деятельности (в частности, учет выданных при «рядах» с лоцманами в задаток денег).
Пункт 12 предписывает доставку приходно-расходных книг в Нижнетагильскую заводскую контору для их проверки («счета»).
В п. 13 изложено требование: при погрузке тщательно разбирать железо по сортам и связывать в пучки для удобства при разгрузке. Подтверждается необходимость выполнения предшествующих распоряжений о проверке гирь и весов на пристанях и при «продажах»; о назначении надежных служителей для надзора за сдачей железа в караваны, а также предписывается отремонтировать сараи («анбары»), предназначенные для хранения железа на пристанях.
Анализ содержания публикуемых документов позволяет сделать ряд выводов:
1. Н. Н. Демидов, несмотря на географическую удаленность от принадлежавшего ему Нижнетагильского заводского комплекса, был хорошо осведомлен о финансовых и организационных трудностях, возникавших при транспортировке заводской продукции водными путями к основным рынкам сбыта.
2. Заводовладелец осуществлял личное руководство подготовкой «железных караванов», вырабатывая своего рода стратегию действий, назначая доверенное лицо, воплощавшее в жизнь его распоряжения (в данном случае Р. Лютин).
3. В механизме «дистантного» управления заводами роль посредника между Н. Н. Демидовым и служащими Нижнетагильской конторы и «продаж» железа играла его Санкт-Петербургская домовая контора. Именно ее приказчики детализировали и конкретизировали замыслы заводовладельца; решали вопросы о практической осуществимости и степени эффективности того или иного новшества.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ ОТПРАВЛЕНИИ В КАРАВАНАХ ЖЕЛЕЗА
Сентября 20-го дня
1800 года
Санкт-Петербург
1-е
/Л.57об./ Наделываемое при заводах железо каждогодно отправлять с пристаней в четырех отделениях:
1-е: в Петербург временной или однолетний,
2-е: в Москву, Казань и Нижний,
3-е: в Рыбинск на зимовку, от которого отделится в Ярославль, Тверь, Дубны и в Ригу по Шексне,
4-е: к Таганрогскому порту.
2-е
Сколько ж в который караван железа потребно, разсигновку делать в Петербургской домовой конторе, и к доставке в Петербург во временном или однолетнем караване назначать каждогодно железа до ста тысяч пудов или смотря по обстоятельствам, сколько от меня приказано будет. И о том рассигновании давать знать Нижнетагильской конторе за временно и так, чтоб оное известие в заводах /л.58/ получено было до начатия возки железа на пристани, дабы по позднему получении известия не могло последовать излишней железа перевозки на дальнюю Чусовскую Усть-Уткинскую пристань. И сие конторе содержать в незабвенной памяти.
3-е
На оные караваны людей потребно к отправлению с пристаней на каждую коломенку: работников — по двадцать, водоливов — один и сплавщик — один, итого двадцать два человека. Работники и водоливы нанимаются всегда в Вятской губернии, а сплавщики при пристанях, и сии последние следуют только до города Перми.
4-е
Для найма на оные караваны по числу коломенок потребного числа работных людей, водоливов и из Лаишева к верховому ходу лоцманов посылать по прежнему порядку в город Вятку из Петербурга домовой конторы прикащика и к нему в помощь расходчика, подъячего и одного служителя из караванных с надобным /л. 58об./ о найме лучших работных людей и водоливов, а также и о взыскании с работных людей долговых денег, оставшихся от прежних годов против задач в недоработке, наставлением и с подтверждением, чтоб было особливое наблюдение в найме сведущих лоцманов, коим давать хорошие платы, не менее прочих заводчиков, ибо успешная доставка зависит большею частью от лоцманов, и с выдачею на оной найм потребного числа денег. И чтоб сие отправление было не позже последних чисел октября месяца, дабы поздним приездом не упустить удобное к найму лучших людей время.