Главная страница 1

Формы занятий методических объединений
(по Л.П.Ильенко. Новые модели методической службы в образовательных учреждениях. М., 2003.- с.54)

  1. Теоретические семинары (доклады, сообщения).

  2. Семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, классных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях).

  3. Диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия») и др.

  4. «Деловые игры», ролевые игры; уроки-имитации, уроки-панорамы.

  5. Лектории ученых-дидактов и т.д.

  6. Обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки.

  7. Обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, мероприятий или их цикла.

  8. Обсуждение или оценка авторских программ, учебных пособий.

  9. Обсуждение «срезов знаний», вопросов для тестирования и анкетирования учащихся.

  10. Разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки уроков, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших тетрадей учащихся, продуктов их творчества (сочинений, поделок, рисунков и т.д.)

  11. Обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению.

  12. Конкурсы «Лучший учитель кафедры, школы…».

  13. Педчтения, научно-практические конференции.



Теоретические семинары (доклады, сообщения)

Эта форма занятий является необходимой для ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Для этого требуется большая подготовка: индивидуальные беседы, консультации учителей со специалистами-учеными.


Семинары-практикумы

В центре внимания находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки. После посещения учителями практической части семинаров – уроков, факультативов, внеклассных мероприятий – очень важно умело организовать обсуждения, дискуссии, на которых каждый может высказать свои соображения, мнения, дать оценку практикуму.
Диспуты, дискуссии
Дискуссия – целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями с целью поиска истины.

Кратко охарактеризуем некоторые формы дискуссий:



  1. «Панельная дискуссия». В ней могут участвовать 2-3 и более методобъединений. Однако следует составить из них группы по 6-8 участников, которые заранее избирают председателей. Последние обсуждают намеченную проблему, после чего совместно приходят к определенному выводу, решению. Важно, чтобы все участники «панельной дискуссии» были заинтересованы в обсуждаемой проблемы.

  2. Форум – обсуждение, механизм проведения которого сходен с изложенным выше, и мнениями обмениваются все участники.

  3. Симпозиум – более формализованное (по сравнению с выше перечисленными) обсуждение; в ходе его участники выступают с сообщениями, в которых раскрывают свою точку зрения на интересующую проблему, после чего отвечают на вопросы присутствующих.

  4. Дебаты – явно формализованное обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме, и имеющее целью победу в споре.

Эти формы дискуссий скорее всего могут практиковаться эпизодически или вовсе не использоваться в работе методобъединений.

Наиболее актуальными и распространенными в практике работы методобъединений являются «круглые столы».

«Круглый стол» - это беседа, в которой на равных участвуют до 10 учителей, и в ходе ее происходит обмен мнениями между всеми участниками.

Темы:


  • Развитие логического, критического и творческого мышления учащихся.

  • Поиски по линии исследовательского обучения учащихся.

  • Общепедагогические и организационно-методические возможности использования игры в обучении учащихся предметам искусств.

Содержание «техники аквариума» определено противоречиями, разногласию по определенному вопросу. Механизм проведения «техники аквариума» таков:



  • Участники дискуссии делятся на 2-3 группы, которые располагаются в аудитории по кругу.

  • Члены каждой группы выбирают представителя, который будет в процессе дискуссии отстаивать ее позицию.

  • Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениями. (Можно предложить тему в начале дискуссии, тогда члены «аквариума» должны в течение 15-20 минут обсудить ее и выработать общую точку зрения.)

  • Представители групп собираются в центре по кругу и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники «аквариума» не могут высказывать свое мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.

  • Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с ее членами.

  • «Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.

  • После окончания дискуссии представителями групп проводится критический разбор хода обсуждения, а решения вырабатываются уже всеми участниками «аквариумного» диспута.

Подобную форму дискуссии можно проводить на совместном заседании 2-3 методобъединений.

Темы:


  • «Типы инновационных подходов к обучению»

  • «Диалоговый характер обучения»

  • «Интеграция как средство и цель обучения учащихся»

  • «Критериально ориентированное обучение учащихся»

В педагогике любые игры связаны с определенными правилами (условиями) для играющих. В ходе игры учителя овладевают реальным опытом, учатся активно решать трудные проблемы, а не быть сторонними наблюдателями.



«Деловые» игры. Необходимо избрать председателя – ведущего игру, инструктора, судью, который только следит за ходом игры и соблюдением игровых правил, тренера. После игры подводятся итоги (подсчет очков, объявление игровых результатов).Завершать следует анализом игровой ситуации, определяя ее соотношение с реальностью и, главное, - значимость для формирования интеллектуально-познавательных, профессиональных интересов учителей

Ролевая игра (по существу игра-драматизация) – это процесс, в котором участвуют учителя проблемных микрогрупп, распределяющие между собой роли учителя, учащихся, заместителя директора, директора, методиста ИПК и т.д. Руководить игрой должен либо заместитель директора, либо руководитель МО.

Механизм проведения:

  • руководитель сообщает тему игры;

  • дается инструктаж о ходе игры;

  • фиксируется эмоциональная реакция каждого их играющих;

  • руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих;

  • подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений.

Значимость такой игры связана с активизацией внимания, переживаний, с мыслями участников процесса. И самое важное – учителя должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.
Урок-панорама не требует особой подготовки, а опирается на потенциальные возможности учителя, его компетентность, эрудицию.

Механизм проведения:

  • участники работают в группах или индивидуально;

  • учителя сами определяют тему урока-игры или выбирают ее из числа тем, предложенных руководителем-ведущим;

  • участники получают из библиотеки учебники и учебные программы;

  • каждая группа составляет план урока, четко планируя все его этапы и использование современных методов, форм, приемов, видов работ на каждом этапе;

  • игроки защищают свои варианты разработок уроков;

  • участники оценивают урок-панораму с точки зрения реализации триединой дидактической цели (образовательной, развивающей, воспитательной) и рационального, эффективного использования методов, форм, приемов, видов спланированных работ с учащимися;

  • в роли арбитра выступает заместитель директора или руководитель МО.

Обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, мероприятий или их цикла.

Открытый урок или внеклассное мероприятие – это не только открытые двери для всех, желающих посетить эти мероприятия, но и демонстрация, показ нового, возможно, маленького, но педагогического открытия.

При обсуждении необходимо учитывать реализацию следующих задач:


  • Умение планировать и определять образовательные, воспитательные и развивающие цели;

  • Умение четко ставить перед учащимися задачи, цели урока.

  • Умение выбрать эффективные и целесообразные формы, методы, виды, приемы работы с учащимися.

  • Умение добиваться максимальной результативности и рациональности труда учащихся.

Выставки и отчеты по самообразованию

Отчеты по самообразованию прежде всего требуют наглядной демонстрации продуктов труда учителя (доклады, рефераты, разработки уроков, создание авторских программ, составление тестов-анкет, дидактических пособий и т.д.)
Обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению.

При определении критериев оценки передового педагогического опыта необходимо учитывать:



  • Высокую эффективность, результативность;

  • Длительность функционирования данного опыта;

  • Сбалансированность и комплексность результатов;

  • Рациональность затрат времени, усилий и средств,

  • Возможность воспроизведения, использования данного опыта другими учителями.



Научно-практические конференции

Эти формы работы требуют привлечения всех звеньев методической службы и являются своеобразным подведением итогов их работы. Тема научно-практической конференции или педагогических чтений должны быть связаны с единой методической темой школы и не носить случайный характер, а отражать опыт учителей школы, их достижения, успехи, исследовательскую работу, связанную с преодолением ошибок, недочетов профессиональной деятельности и приведшую в конце концов к положительным результатам. Доклады должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, слайдами, фотографиями, продуктами ученического труда и т.д. Выступления докладчиков ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются (после того, как выступающий ответит на вопросы), часто в дискуссионной форме.

Желательно, чтобы проведение педчтений, научно-практических конференций планировалось для подведения рубежных и итоговых результатов работы педколлектива по единой методической теме и приоритетным проблемам, определенным на 3-5 лет.

Нередко практика проведения конференций и педчтений сводится к изложению выступающими публикаций из педагогической прессы и трудов ученых-дидактов. Подобное происходит в том случае, когда не проводится достаточная работа по подбору практического и иллюстративного материала из опыта работы учителя в период подготовки и корректировки докладов выступающих членов педколлектива, когда им не оказывается грамотная методическая помощь. Уместно вспомнить в таком случае слова ученого Р. Генри Мильора, который остроумно заметил: «Неудача в подготовке – все равно что подготовка к неудаче».


Группы взаимодействия

Несколько педагогов в силу профессиональной необходимости и взаимного притяжения совместно готовятся к урокам, анализируют состояние процесса и получаемые результаты, обсуждают складывающиеся ситуации, проводят внеклассные мероприятия.


Кружки качества

Качественная работа педагогов предполагает выход на запланированные результаты, т.е. достижение обозначенных целей в запланированное время и создание наилучших условий для участия педагогов в учебно-воспитательном процессе. В этом случае нас интересуют результат и процесс. Группа педагогов, собравшись для совместной работы, определяет совместное поле, ранжирует проблемы, планирует направления и содержание деятельности и возможный результат, определяет пути эксперимента, поиска и критерии успеха, затем начинается практическая реализация поставленных задач. Опыт показывает, сто одновременно можно выдвинуть одну-три операционные цели, поскольку размельчение и массовость целей снижает возможность для их достижения. В совместно принятой программе прописываются пошаговое участие каждого из членов кружка, формы представления промежуточных результатов, характер деятельности.



Смотрите также:
По Л. П. Ильенко. Новые модели методической службы в образовательных учреждениях. М., 2003. с
83.05kb.
Внутришкольное управление методической деятельностью
66.28kb.
28 апреля 2011 г на выездном заседании Коллегии администрации Василеостровского района по вопросу «О развитии форм дистанционного обучения в образовательных учреждениях
28.42kb.
План проведения Месячника безопасности Интернета с 01. 02. 2013 по 02. 03. 2013 в образовательных учреждениях Дебесского района
61.83kb.
Научных мероприятий
104.26kb.
Наименование системы «Система единой службы каталогов Microsoft Active Directory и электронной почты Microsoft Exchange Уральского Банка Сбербанка рф»
158.18kb.
Учебно-тематическое планирование по немецкому языку
754.55kb.
Службы примирения в общеобразовательных учреждениях
628.58kb.
Одна из функций методической службы информационная
57.89kb.
Ипм- 1 Наименование опыта
128.56kb.
Некоторые вопросы и перспективы использования учебного кино в образовательных учреждениях с учетом возможностей сетевых компьютерных технологий
72.13kb.
Открытые уроки «Экологические проблемы почв России», «На досуге»
18.67kb.