Главная |
страница 1
Формы занятий методических объединений (по Л.П.Ильенко. Новые модели методической службы в образовательных учреждениях. М., 2003.- с.54)
Теоретические семинары (доклады, сообщения) Эта форма занятий является необходимой для ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Для этого требуется большая подготовка: индивидуальные беседы, консультации учителей со специалистами-учеными. Семинары-практикумы В центре внимания находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки. После посещения учителями практической части семинаров – уроков, факультативов, внеклассных мероприятий – очень важно умело организовать обсуждения, дискуссии, на которых каждый может высказать свои соображения, мнения, дать оценку практикуму. Диспуты, дискуссии Дискуссия – целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями с целью поиска истины. Кратко охарактеризуем некоторые формы дискуссий:
Эти формы дискуссий скорее всего могут практиковаться эпизодически или вовсе не использоваться в работе методобъединений. Наиболее актуальными и распространенными в практике работы методобъединений являются «круглые столы». «Круглый стол» - это беседа, в которой на равных участвуют до 10 учителей, и в ходе ее происходит обмен мнениями между всеми участниками. Темы:
Содержание «техники аквариума» определено противоречиями, разногласию по определенному вопросу. Механизм проведения «техники аквариума» таков:
Подобную форму дискуссии можно проводить на совместном заседании 2-3 методобъединений. Темы:
В педагогике любые игры связаны с определенными правилами (условиями) для играющих. В ходе игры учителя овладевают реальным опытом, учатся активно решать трудные проблемы, а не быть сторонними наблюдателями. «Деловые» игры. Необходимо избрать председателя – ведущего игру, инструктора, судью, который только следит за ходом игры и соблюдением игровых правил, тренера. После игры подводятся итоги (подсчет очков, объявление игровых результатов).Завершать следует анализом игровой ситуации, определяя ее соотношение с реальностью и, главное, - значимость для формирования интеллектуально-познавательных, профессиональных интересов учителей Ролевая игра (по существу игра-драматизация) – это процесс, в котором участвуют учителя проблемных микрогрупп, распределяющие между собой роли учителя, учащихся, заместителя директора, директора, методиста ИПК и т.д. Руководить игрой должен либо заместитель директора, либо руководитель МО. Механизм проведения:
Значимость такой игры связана с активизацией внимания, переживаний, с мыслями участников процесса. И самое важное – учителя должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией. Урок-панорама не требует особой подготовки, а опирается на потенциальные возможности учителя, его компетентность, эрудицию. Механизм проведения:
Обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, мероприятий или их цикла. Открытый урок или внеклассное мероприятие – это не только открытые двери для всех, желающих посетить эти мероприятия, но и демонстрация, показ нового, возможно, маленького, но педагогического открытия. При обсуждении необходимо учитывать реализацию следующих задач:
Выставки и отчеты по самообразованию Отчеты по самообразованию прежде всего требуют наглядной демонстрации продуктов труда учителя (доклады, рефераты, разработки уроков, создание авторских программ, составление тестов-анкет, дидактических пособий и т.д.) Обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению. При определении критериев оценки передового педагогического опыта необходимо учитывать:
Научно-практические конференции Эти формы работы требуют привлечения всех звеньев методической службы и являются своеобразным подведением итогов их работы. Тема научно-практической конференции или педагогических чтений должны быть связаны с единой методической темой школы и не носить случайный характер, а отражать опыт учителей школы, их достижения, успехи, исследовательскую работу, связанную с преодолением ошибок, недочетов профессиональной деятельности и приведшую в конце концов к положительным результатам. Доклады должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, слайдами, фотографиями, продуктами ученического труда и т.д. Выступления докладчиков ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются (после того, как выступающий ответит на вопросы), часто в дискуссионной форме. Желательно, чтобы проведение педчтений, научно-практических конференций планировалось для подведения рубежных и итоговых результатов работы педколлектива по единой методической теме и приоритетным проблемам, определенным на 3-5 лет. Нередко практика проведения конференций и педчтений сводится к изложению выступающими публикаций из педагогической прессы и трудов ученых-дидактов. Подобное происходит в том случае, когда не проводится достаточная работа по подбору практического и иллюстративного материала из опыта работы учителя в период подготовки и корректировки докладов выступающих членов педколлектива, когда им не оказывается грамотная методическая помощь. Уместно вспомнить в таком случае слова ученого Р. Генри Мильора, который остроумно заметил: «Неудача в подготовке – все равно что подготовка к неудаче». Группы взаимодействия Несколько педагогов в силу профессиональной необходимости и взаимного притяжения совместно готовятся к урокам, анализируют состояние процесса и получаемые результаты, обсуждают складывающиеся ситуации, проводят внеклассные мероприятия. Кружки качества Качественная работа педагогов предполагает выход на запланированные результаты, т.е. достижение обозначенных целей в запланированное время и создание наилучших условий для участия педагогов в учебно-воспитательном процессе. В этом случае нас интересуют результат и процесс. Группа педагогов, собравшись для совместной работы, определяет совместное поле, ранжирует проблемы, планирует направления и содержание деятельности и возможный результат, определяет пути эксперимента, поиска и критерии успеха, затем начинается практическая реализация поставленных задач. Опыт показывает, сто одновременно можно выдвинуть одну-три операционные цели, поскольку размельчение и массовость целей снижает возможность для их достижения. В совместно принятой программе прописываются пошаговое участие каждого из членов кружка, формы представления промежуточных результатов, характер деятельности. Смотрите также:
По Л. П. Ильенко. Новые модели методической службы в образовательных учреждениях. М., 2003. с
83.05kb.
Внутришкольное управление методической деятельностью
66.28kb.
28 апреля 2011 г на выездном заседании Коллегии администрации Василеостровского района по вопросу «О развитии форм дистанционного обучения в образовательных учреждениях
28.42kb.
План проведения Месячника безопасности Интернета с 01. 02. 2013 по 02. 03. 2013 в образовательных учреждениях Дебесского района
61.83kb.
Научных мероприятий
104.26kb.
Наименование системы «Система единой службы каталогов Microsoft Active Directory и электронной почты Microsoft Exchange Уральского Банка Сбербанка рф»
158.18kb.
Учебно-тематическое планирование по немецкому языку
754.55kb.
Службы примирения в общеобразовательных учреждениях
628.58kb.
Одна из функций методической службы информационная
57.89kb.
Ипм- 1 Наименование опыта
128.56kb.
Некоторые вопросы и перспективы использования учебного кино в образовательных учреждениях с учетом возможностей сетевых компьютерных технологий
72.13kb.
Открытые уроки «Экологические проблемы почв России», «На досуге»
18.67kb.
|