Главная |
страница 1
«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Пояснительная записка Примерное тематическое планирование изучения учебного предмета Преподавание исторических и нравственных основ православной культуры осуществляется в каждом из 4-5 классов в течение всего года обучения — 34 часа в год (в 2013-2014 году только в 4-х классах). При этом на изучение основ православной культуры отводится по 1 часу в неделю. Этот вариант позволяет в целом удвоить количество часов на реализацию рабочей учебной программы, что, несомненно, будет способствовать более глубокому усвоению учебного материала. Учебно-методический комплекс: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 класс. – М., «Просвещение», 2011 г. Организация учебно-воспитательного процесса Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учётом традиций российской педагогики. Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России. Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры». В учебно-методический комплект входят: учебное пособие для учащихся 4–5 классов, книга для учителя, книга для родителей и книга для семейного чтения. Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является:
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России. Преподавание основ православной культуры в 4–5 классах общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни. Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Основными задачи учебного предмета также являются — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
России: иконами, храмами, монастырями;
Изучение основ православной культуры учащимися 4–5 классов реализуется последующим взаимосвязанным содержательным линиям: 1. Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России. 2. Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре. 3. Всемирно известные памятники православной культуры России — храмы, иконы, книги, монастыри. 4. Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия. 5. Православные традиции патриотического и социального служения в современной России. 6. Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни. 7. Возрождение православной культуры России в конце XX – начале XXI века. 8. Нравственные основы религиозной культуры России. Принципы построения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания». При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность. Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам религиозных культур и светской этики. Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» учащимися 4–5 классов: – осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность); – развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России; – знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России; – осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; – умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; – настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими; – как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений. – развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере; – любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре; – умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники; – умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи. Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе: – развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры; – знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России; – умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище); – умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл; – умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей; – приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа; – усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры; – приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг; – формирование потребности в нравственном совершенствовании. Смотрите также:
Пояснительная записка Примерное тематическое планирование изучения учебного предмета
88.75kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» для основной школы предназначена для учащихся 5-9 -х классов
782.4kb.
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета
148.92kb.
Тематическое планирование учебного материала по математике для профильных класс
55.54kb.
Тематическое планирование учебного материала по истории 7 класс
69.17kb.
Примерное планирование кружка «Робототехника»
48.12kb.
Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 8
222.38kb.
Календарно-тематическое планирование курса «Мировая художественная культура»
91.35kb.
Тематическое планирование программного материала по русской литературе в 6 классе
180.87kb.
Календарно тематическое планирование 8 класс
158.39kb.
Календарно-тематическое планирование по немецкому языку
529.64kb.
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я
1436.93kb.
|