Главная страница 1



Урок основ православной культуры в 8 классе

Тема: «Преподобный Сергий Радонежский – учитель и устроитель России»
Учитель математики, информатики, основ православной культуры МОУ СОШ №1 г.Ртищево Саратовской области» Попова Наталья Анатольевна (221-713-163)

Цели урока:

  • обучающие:

    • Исследуя основные этапы жития Преподобного Сергия Радонежского ответить на вопрос урока: почему, за какие дела считают Сергия великим деятелем России и игуменом земли русской;

    • формирование мышления;

  • развивающие: развитие памяти, речи, умения делать самостоятельные выводы.

  • воспитательные: воспитание любви к Родине, нравственности, духовности, любви к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества.

Тип урока: урок - исследование.

Используемые материалы:

  • мультимедийная презентация;

  • аудио-материал о детстве Сергия.

  • Раздаточный материал (карта страстей)

  • Карточки с пословицами

  • Иллюстации храмов Троице –Сергиевой Лавры

  • Деревянная шкатулка с расписной деревянной ложкой внутри.




Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Мы продолжаем познание жизни и деятельности святого Сергия Радонежского – одного из самых великих личностей России. Для этого постараемся понять в очень сложный внутренний мир Святого, душа которого была постоянно подчинена закону любви к Богу, ближним, Отечеству. И постараемся ответить на вопрос: Почему, за какие дела считают С.Р. великим деятелем России, почему мы считаем его учителем и устроителем России. Именно так звучит тема нашего урока. Но начнём всё по порядку. Я приглашаю вас пройтись по жизненным степеням преподобного. Кстати, что значит преподобный? Рисунок1

Эпиграф:

«В лице Преподобного Сергия русский народ сознал себя, своё культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил право на самостоятельность»

Павел Флоренский



Святой из монашествующих, отличающийся нравственным достоинством, подвигами во имя Бога; свой праведной благочестивой жизнью он восстанавливает подобие человека Богу.

2.

Итак, начало пути. Житие Сергия начинается с родителей, детстве, желании уйти в монастырь. Давайте вспомним об этом.

- Кто были родителями Сергия Радонежского? Были ли у него братья, сёстры? Как их звали?

- Были ли какие-нибудь чудесные явления, связанные с рождением мальчика? Что это были за события? О чём они говорят?

- Как назвали Сергия родители?

- Чем отличался Варфоломей от других детей?

- Какое чудо с ним произошло в детстве?

- Посмотрите на картину «Видение отроку…» (Рисунок2) и послушайте отрывок из литературно-музыкальной композиции, рассказывающий об этом событии.

- Как вы думаете, почему отрок Варфоломей не мог научиться грамоте?

Вы думаете, так легко научиться читать? Варфоломей родился в 1314 году. Книга, по которой учились читать была Псалтырь, написанная на старославянском языке. Название буквы и произношение звука было часто очень не похожи. Посмотрите на дем листы у вас на партах. Прочитайте начало азбуки так, как если бы вы учились во времена детства Варфоломея.

Назовите правильно буквицы, которые вы увидите на экране. Рисунок3

-Почему семья преподобного Сергия переехала в Радонеж?
-Когда Варфоломей стал подрастать, то захотел уйти в монастырь. Что ответили на это его родители? Как поступил Варфоломей? О чём говорит его поступок?

-Соблюдение какой заповеди проявилось в этом поступке?


Что же было после смерти родителей?

Как получилось, что Варфоломей стал Сергием? Когда это произошло?


Как же жил Сергий один в лесу?

Как же получилось так, что на этом месте зародился один из великих монастырей России?

Их семья стала бедной, их притесняли татары, а в Радонеже было спокойно

После смерти родителей, Варфоломей отказался от наследства в пользу старшего брата Петра, а сам с овдовевшим старшим братом Стефаном решил искать пустынного жития. Долго бродили братья по лесам, наконец им полюбилось место, удалённое от дорого и жилищ. Здесь они построили себе маленькую келью, а рядом поставили маленькую церковь во Имя Живоночальной Троицы. Так в 1337 году было положено основание Троице – Сергиевой Лавры.
Не выдержав отшельнической жизни, брат Стефан вскоре ушёл в Богоявленский монастырь, а Варфоломей через старца Митрофана принял монашеский постриг с именем Сергий. Ему было тогда 23 года.
Сергий жил в лесу без связей с миром, в трудах, молитве и посте. Он часто подолгу испытывал себя голодом, холодом, жаждой, непрестанными ночными молитвами, пением псалмом. Единственными его соседями были лесные звери. Однажды к Сергию зимой пришёл голодный медведь, которого он встретил ласковыми словами и положил ему на пень хлеба. Так у них завязалась дружба. Дикий зверь повиновался Сергию и сбыл перед ним кроток, как овца.

Слава о молодом отшельнике всё более распространялась. На третий год к нему стали приходить люди, желающие поселиться рядом с ним. Сергий не мог им отказать. Вскоре набралось 12 братиев, число которых несколько лет оставалось неизменным.



2.

Да, именно всё так и начиналось. По своей смиренность Сергий не хотел быть Игуменом, т.к. не хотел возвышаться над другими, работал со всеми одинаково. И здесь будет уместно начать разговор о его духовном росте и совершенствовании, которое выражалось в смирении страстей и гордости. Ещё древние подвижники духовного служения считали, что главным путём формирования праведной личности явление смирение страстей и гордости. Не разовое или периодическое, а постоянное, непрерывное, на протяжении всей жизни. Этим путём шёл преподобный Сергий. Епифаний Премудрый- -составитель первого жития Сергия – даёт следующий образ юного Варфоломея. Давайте его прочитаем.

Когда читаешь подобные строки, невольно сравниваешь с собой, и нередко приходишь в ужас от дикого несоответствия. Восемь страстей, восемь главных болезней мешают человеку подниматься вверх в своём духовном росте. Господь каждому из нас дал чистую и светлую душу, надеясь, что мы будем украшать её добродетелями. А мы вместо этого чаще отяжеляем её страстями. Вот они перед вами. На партах у вас лежат рабочие карты, в которых название страстей, их пояснение. Можем ли мы сбросать себя этот груз? Можем. Тогда чем мы заполним пустующее место? Справа Средства борьбы со страстями. Вам нужно соотнести страсть и средство Борьбы с ней.



«Как рассказать его тихость, кротость, молчаливость в слове, смирение, безгневие, неподдельную простоту, любовь ко всем людям равную? Никогда не подвигся он на гнев, ничем никогда не соблазнился, никого не обидел, ни в чём не попускал себе послабления, ни смеха. Если когда и встречалась надобность улыбнуться, так как этого нельзя избежать, то это было у него благопристойно и воздержанно… Псалмы в его устах никогда не прекращались. Ни пива, ни мёда никогда не вкушал. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался, от всех с любовью принимал неприятности».

Работа с картой «Восемь главных страстей»



(Приложение1)

3.

Да, только, будучи свободным от подобной тяжести, человек может совершить благие дела. Следующая ступень Сергия Радонежского – Свершение великих дел. Четыре великих дела было в жизни Сергия, за которые мы почитаем его как учителя и устроителя России.

1 дело. Создание и распространение нового типа монастырей.

Надо отметить, что там Сергий был образцом в исполнении нового устава.



2 дело: Начало освобождения от татаромонгольского ига.

Что вам известно об этом из уроков истории и словесности?

Исход битвы нам известен из уроков истории. Добавлю только, что во время самой битвы Сергий истово молился в Троицком храме и находясь на далёком расстоянии от Куликова поля, видел гибель каждого воина и называя его по имени говорил братии: «Помолитесь за упокой души раба Божии такого-то…». Наконец он возвестил братии о поражении врагов и нашей победе.

3 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице.

Православнее иерархи церкви и богословы считают, это было главным делом Сергия и его главной исторической заслугой. Троичные храмы и введённый с ними праздник Святой Троицы воплощают в себе призыв к единению земли русской. Сергий строит храм Пресвятой троицы, «чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистной разделённостью мира». Для троичного храма требовался обжигающий символ Святой Троицы, который бы, по словам Павла Флоренского «разделённости, вражде и ненависти противопоставил взаимную любовь, струящуюся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер Горних».

Таким символом стала икона Рублёва Троица. Однако истинным автором этого произведения, был сам святой Сергий. Так Павел Флоренский отмечает: «Андрей Рублёв, духовный внук преподобного Сергия, питался как художник тем, что дано ему было. И потому не преподобный Андрей Рублёв, а сам родоначальник земли русской – Сергий Р должен быть почитаем за истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти…»

Сегодня в России исповедание учения о Святой Троице стало опять весьма актуальным в связи с необходимостьб устранения «смертоносной разделенности» общества.



4 дело: создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице - Сергиевой лавры». Рисунок5

Почему же так выделено это детище Сергия? С самого своего возникновения Троицкая обитель после разорения Киева более всех вобрала в себя культурные и духовные достижения Византии и Эллады. На основании этого фундамента Сергий вместе со своими учениками создал мощный национальный духовный центр, во многом определивший культурное развитие Руси и затем России. Прочитайте слова Павла Флоренского, подтверждающие эти мысли.

На доске вы видите изображения храмов Троице-Сегриевой Лавры.


  1. Построен над гробом преподобного Сергия, весь из белокаменного камня. Верх храма весь вызолочен. Внутри у южной стены почивают мощи преподобного Сергия. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохраняет на себе пробоину от ядра, полученную во время осады поляков в 1608 году. (Троицкий собор)Рисунок6

  2. Воздвигнут посреди Лавры, с пятью большими главами. Средняя глава позолочена, а остальные украшены золотыми звёздами. (Успенский собор) Рисунок7

  3. Маленькая церковь с одной главою овальной формы. (Церковь Божией Матери «Одигидрия» (Смоленская.) Рисунок8

  4. Здание огромное, величественное и изящное, состоит из пяти ярусов и имеет вид четырёхугольного столба, который по мере возвышения своего уменьшается в объёме. Колокольня Рисунок 9

Задание:

У меня в руках шкатулка, а что там, вам предстоит угадать. Вы можете мне задавать вопросы, на которые я могу отвечать «да» или «нет». Посмотрим, кто из вас самый догадливый.


После того, как отгадали, что там деревянная ложка, вопрос: Какое отношение эта вещь имеет к преподобному Сергию?


Сергий воспринял существовавший в Византии общежительный устав монастыря, ввёл его в своей Троицкой обители, а затем во вновь создаваемых монастырях, где игуменами становились ученики Сергия. Позднее на этот устав перешли все монастыри России. До этого в монастырях каждый жил и питался по своим средствам. По новому уставу внутренняя жизнь монастыря отличалась справедливым порядком. Преподобным Сергием и его прямыми учениками было основано 37 монастырей с общежительным уставам, введённым преподобным.
В то время, когда уже в течении века народ Руси был подавлен системой татаромонголов, Сергий Р первым среди русского духовенства смело и открыто поставил задачу освобождения страны от завоевателей. В течении 40 лет Сергий настойчиво внушал людям идею освобождения Руси, поднимал и укреплял самосознание князей, бояр и простых людей, что Русь может и должна быть свободной. Орда проводила политику разобщённости князей и народов Руси. А стратегическое направление деятельности Сергия заключалось в объединении Родины. Святой одними из первых определил маленький провинциальный городок Москву – как столицу будущего могучего самостоятельного государства.

Сергий Радонежский был главным вдохновителем в подготовке великой Куликоской битвы. Он был духовным наставником Дмитрия Донского и с малых лет воспитывал его как полководца великоц битвы и победы. Как известно, по пути навстречу с мамаевым воском Дмитрий остановился в Троицкой обители, Сергий укрепил его дух и благословяя князя и всё воско на битву сказал: «Иди, господине, небоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов», а затем понизив голос сказал тихо одному великому князю: «Победиши враги твоя». Рисунок4

Дети читают: «Русская иконопись нить своего предания ведёт от иконописной лавки лаврской школы. Русская архитектура на протяжении всех веков делает сюда, в лавру, лучшие свои вклады, так что Лавра – подлинный исторический музей Русской архитектуры. Русская книга, русская литература, вообще русское просвещение основное своё питание получали всегда от просветительской деятельности, сгущавшейся в лавре, и около Лавры. Самые странствования… Преподобного Сергия, разносили с собой русское просвещение, русскую культуру, русскую хозяйственность, а точнее сказать – русскую идею, в её целом все стороны нашей жизни определяющую».
Ученик читает описание храмов, а остальные должны показать их на доске

Со времён преподобного Сергия в Троице - Сергиевой Лавре занимались резьбой по дереву, а также деревянные вещи были благословением монастыря.


4.

Работа индивидуальная.

5 человек получают карточки с пословицами. Надо привести пример их жизни Сергия Радонежского, иллюстрирующий эту пословицу.

1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

2. Жить – Богу служить.

3. Послушание паче поста и молитвы.

4. Умный смиряется -глупый надувается.

5. С молитвой в устах, с работаю в руках. Остальные слушают и при возможности помогают.


Пословицы на листочках

5.

Сегодня на уроке мы обзорно прошлись по жизненным ступеням преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий явился воспитателем и великим собирателем народного духа. Время в которое он жил, явилось переломной эпохой в жизни русского народа. «Тихость, кротость слова, молчание, смирение, безгневие, простота, любовь равная ко всем человекам» - эти качества Преподобного Сергия в течении всего его 50-летнегоиноческого подвига незаметно распространились по Руси, духовно врачуя, укрепляя и утешая русских людей. И народ воспрянул духом, в нём стала пробуждаться вера в свои нравственные силы, и открылась перспектива национального возрождения. Обратить внимание на эпиграф урока.




6.

Вся земля русская наполнилась слухом о святом старце, и до сей поры тянутся к обители вереницы его почитателей со всех сторон. Никто не уходит в обратный путь неутешенным. Вместе с просфорой монастырской, водой из святого источника люди приносят к своим домашним очагам самое драгоценное – благословение




7.

Каждый человек должен пройти в жизни свою лестницу. Какой она будет, сколько в ней ступенек? И будет ли она вести вверх, к свету, к совершенству или вы по ней будите скатываться вниз? А может вы замрёте на одной из ступеней, и так и не сделаете того, что вам было под силу? Так или иначе каждому из нас есть над чем задуматься. Радует то, что вы все сейчас находитесь на первой ступеньке вашей жизни, а значит всё в ваших руках. И житие Сергия пусть будет для вас путеводною звездой. Вот почему так важно, чтобы Сергий, как и до 30-х годов XX века, стал снова самым почитаемым святым России.

Домашнее задание.

Прочитать стихотворение «Пустынник» А. Майкова. Найти старославянские слова и дать им объяснение. Вспомнить Заповеди Блаженства (в прошлогодних дневниках) и сопоставить жизнь Сергия с каждой из них. И Ангел мне сказал: иди, оставь их грады,



В пустыню скройся ты, чтоб там огонь лампады,

Тебе поверенный, до срока уберечь,

Дабы, когда тщету сует они познают,

Возжаждут Истины и сета пожелают,

Им было б чем светильники зажечь.





Смотрите также:
Преподобный Сергий Радонежский учитель и устроитель России
119.82kb.
Тесты для зачета по теме: Европейский Север. Учитель: Медовникова Т. В
57.16kb.
Историческая справка
102.12kb.
1. Маршрут движения участников Крестного хода
51.02kb.
1 Комендантов директор Юрий учитель "первая "учитель"
115.38kb.
Разработали: Агапова М. Н.–учитель информатики и Сураева И. А –учитель математики
61.91kb.
Конкурса «Учитель года Волгоградской области-2004»
89.09kb.
Учебно –тематическое планирование по литературному чтению 2 класс Учитель Муллина Резеда Рамзиловна
483.9kb.
Открытое внеклассное мероприятие в рамках тшо учитель И. В. Стебенькова «М. В. Ломоносов- великий сын России»
34.5kb.
Князь Сергий Шахматов
2404.83kb.
Ермалаева М. Н. учитель географии Евстефеева Л. А. учитель химии моу сош с. Ново-Алексеевка Воскресенский район Саратовская область Тема урока: Проблемы Мирового океана и истинные растворы. Цель
112.86kb.
Участники муниципального конкурса «Учитель года 2014» Девиз конкурса –«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
18.89kb.