Главная страница 1


Экологический проект
Автор: Алейник Е.В., учитель начальных классов ТОГОУ

«Жердевская

общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Тема проекта :

«Экологическое равновесие биогеоценоза луга»
Творческое название:

«Почему шмель жужжит о помощи?»
Основополагающий вопрос: Насколько важно сохранять экологическое равновесие?
Аннотация
Тема данного проекта является актуальной, т.к. обучающиеся не заботятся об охране природы. Отчасти этому способствует негативный пример родителей.
Необходимо, чтобы дети приобрели экологические знания нравтсвенно-ценностного характера и практические умения поведения в природе.
Невозможно учить заботиться о природе вне природы, поэтому этот проект разработан в рамках реализации педагогического проекта «Создание экологической тропы в естественных условиях.
Работа по теме проекта предлагает детям изучение определенного круга вопросов, самостоятельный анализ возможности решения поставленных задач.

Тип проекта: смешанный (практикоориентированный и исследовательский).

Продолжительность: 4 недели.
Участники: обучающиеся 3-го класса.

Цель: Формирование экологической культуры учащихся в природных условиях.



Задачи:

  • формировать экологические знания нравственно-ценностного отношения к природе;




  • научить обучающихся самостоятельному поиску необходимой информации с использованием различных источников (компьютерных баз данных, библиотек, справочников, словарей) в ходе исследования экологических проблем, проводить социологический опрос.




  • развивать, творческую и общественную активность обучающихся через возможность личного участия в проектах и природоохранных акциях;



Гипотеза: Экологическое воспитание обучающихся будет успешным, если:
- воздействовать на эмоциональное восприятие детей;
- применять деятельностный подход.

Вопросы и темы самостоятельных исследований:

  • Каковы природные взаимосвязи и взаимозависимости

  • нашей местности?

  • Что приводит к нарушению окружающей среды?
    Как нарушение природных взаимосвязей влияет на человека?

Оценка возможных рисков:

В рамках реализации проекта запланированы мероприятия на природе: очищение от мусора экологической тропы, активный отдых. Необходимо организовать их так, чтобы дети не нанесли вред своему здоровью: выяснить, привиты ли они, донести до каждого правила безопасного поведения на природе.
Этапы осуществления проекта
I. Подготовительный:

1) Актуализация темы проекта.

2) Определение цели и задач.

3) Формирование рабочих групп и распределение в них ролей.

4) Определение источников информации.

5) Выбор критериев оценки результатов.


II. Основной:

  1. Сбор и уточнение информации.

  2. Выполнение исследований по группам.

  3. Анализ собранной информации.

  4. Организация внеурочной деятельности.

  5. Обобщение материала и компьютерная обработка материалов.


III. Подведение итогов:

  1. Защита творческих работ.

  2. Обсуждение достигнутых результатов.

  3. Тестирование обучающихся.

  4. Окончательное оформление проекта.


IV. Рефлексивный:

  1. Оценка проекта.

  2. Выводы.

План реализации проекта:




  1. Подготовительный (два урока- первая неделя):

Поставила перед детьми проблему исчезновения насекомых, показав видеоролик «Знакомою тропой».
Предложила высказаться о том, нужно ли помогать шмелю или пусть исчезает, ведь он так раздражает своим жужжанием и заставляет опасаться. (Мнения были разные: беречь шмеля, потому что жалко его; пусть исчезает, ведь от него никакой пользы, шмели – не пчелы, мед не делают и т.п.)
Подвела детей к осознанию необходимости разобраться досконально, нужны ли нам шмели и прочие насекомые, и что будет с их исчезновением.
Распределила детей по группам, учитывая их пожелания:
Проконсультировала об источниках информации.

Оговорили критерии успешности: создание презентации – проекта или творческого отчета, их анализ; участие в уборке экотропы от мусора; участие в учебном тестировании.




  1. Основной ( три недели – 5 уроков и внеурочная работа):

Все группы изучали информацию из своих источников, анализировали, обобщали, делали выводы; создавали презентационные работы.

Организовала акцию «В поисках «сокровищ»» по очистке от мусора школьной зоны отдыха.





  1. Подведение итогов:

На внеклассном мероприятии организовала защиту творческих работ. Дети обсуждали достигнутые результаты, я помогала в оценке и самооценке. Итог подвели члены жюри.

Провела итоговое тестирование с целью выяснить уровень осознанности полученных экологических знаний.

Доработала педагогический проект с учетом заключительных мероприятий.



  1. Рефлексивный:

Попросила высказаться коллег, членов жюри и представителя администрации о моем педагогическом проекте.

Распространение результатов:
Обобщение опыта о деятельностном подходе в экологическом воспитании в начальной школе, создание презентации.

Доклад на МО об использовании в учебно-воспитательной работе метода проектов и деятельностного подхода.

Размещение фотоматериалов на сайте школы.

Логическое продолжение проекта:
Совершенствование экологического образования в учебно-воспитательной работе через познавательное отношение к миру.

Учебно-методический пакет:



  1. Видеоролик «Знакомою тропой»

  2. Ученический проект «С кем дружит шмель?»

  3. Дидактический материал:

а) Маршрутный лист «Каковы взаимосвязи животных и растений луга?»

б) Схема «Какой вред можно нанести лугу, нарушив природное равновесие?»

в) Учебный тест по теме «Экологические связи луга»

Выводы:
Выдвинутая гипотеза подтвердилась:

- при формировании экологической культуры обучающихся я пыталась воздействовать на эмоциональное восприятие учащихся;

- заинтересовать их в активной творческой и природоохранной деятельности.

По результатам проекта можно считать эту работу успешной.

Наиболее эффективными были виды деятельности: поиск и анализ информации, социологический опрос, работа над продуктами проекта.

В ходе работы над проектом дети обогащались экологическими знаниями, у них формировались универсальные учебные действия: информационные (поиск и обработка информации из различных источников), коммуникативные (коллективная работа, работа в паре, группах, сотрудничество с учителями-предметниками, родителями).



А главное – они участвовали в мероприятиях по сохранению экологии родного города.

Ресурсы


  1. Сайт «Насекомые», статья «Почему исчезли тараканы?»http://www.muhi-buki.ru/pochemu_ischezayut.html




  1. Статья из Интернета «Почему исчезают насекомые?»

http://kashalot.narod.ru/nasecomy.htm


  1. Сайт «Родник – информационный ресурс», статья «Куда подевались тараканы …и пчелы» http://forum.rodnik-k.info/viewtopic.php?f=43&t=1282

  2. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь – справочник. – М.: Мысль, 1990.




  1. Большая Российская энциклопедия. СПб.: Норинт, 2002.




  1. «Все про все» (энциклопедия)




  1. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников/ Галина Владимировна Буковская. - М.: ВЛАДОС, 2002.- 192 с.




  1. А. Дитрих, Г. Юрмин «Почемучка»(детское справочное бюро)




  1. А.А. Плешаков «Мир вокруг нас 3 класс» (учебник)




Смотрите также:
Проекта предлагает детям изучение определенного круга вопросов, самостоятельный анализ возможности решения поставленных задач
63.19kb.
Краткое содержание проекта Проект проводится в рамках школьного предмета мхк
54.04kb.
Поиск возможности использования графического метода решения уравнений
37.03kb.
В книге Рональда Л. Джексона «Образы афроамериканцев: обсуждение и особенности расовых вопросов в популярной прессе» представлен современный, неодобрительный, общественно-научный анализ расовых вопросов
33.03kb.
Программно-планирующий блок. Рабочая программа
734.74kb.
2. Изучение функционального состояния ссс. Изучение функционального состояния органов внешнего дыхания
36.04kb.
Спортивный праздник «Богатыри спешат на помощь» Действующие лица
63.18kb.
Дисциплина формирует современное представление о процессах решения стратегических задач
4668.1kb.
Объединение алгоритмов решения задач
378.65kb.
Исследование методов решения некорректных задач многосигнальной радиопеленгации на одной частоте
228.62kb.
Москва к защите 1-го листа проекта
119.2kb.
Специальность 05. 13
223.15kb.