Главная |
страница 1
Департамент образования Кировской области Государственное учреждение дополнительного образования одаренных детей «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ» УТВЕРЖДАЮ Заведующий по учебной работе ______________И.С. Рубанов «____» _____________________2012 г. Авторская ПРОГРАММАдля углубленного изучения биологии 2011/2012 учебный год Курс «Морфология растений» Составила: методист ЦДООШ ____________ Е.Н. Лимонова Киров – 2012I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный курс предназначен для учащихся, имеющих базовые знания по предмету, и направлен на углубление, а также ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по биологии растений в темах, касающихся внешнего строения растений. Курс построен с учетом обязательного минимума и отвечает современным требованиям теоретической и практической подготовки учащихся к Региональным, Окружным и Всероссийским олимпиадам по биологии. В школьном курсе биологии растений предусматривается знакомство учащихся с морфологическим строением растений; рассматривается строение растений в зависимости от мест их обитания; видоизменения органов, при этом недостаточно уделяется внимание строению, происхождению, функционированию органов растения; мало времени отводится на проведение практических занятий. Программой курса предусмотрено изучение таких тем, как «жизненные формы растений по
– продолжать знакомить с морфологическими особенностями органов растения; – способствовать формированию навыков изготовления коллекций и учебных гербариев; – способствовать формированию умений определять растения по внешнему виду и по определителю; – расширять представления учащихся о внешнем строении органов растений разных систематических групп; – продолжать формировать общебиологические понятия на основе связи строения с функцией, зависимости строения организма от условий обитания.
– способствовать развитию навыка работы с оптическими приборами; – способствовать развитию навыков наблюдения за возрастными и сезонными явлениями в жизни растений; – способствовать развитию навыков работы с биологическими объектами.
– продолжать воспитывать познавательный интерес к предмету; – продолжать создавать условия для формирования личностных качеств: аккуратности, внимательности, целеустремленности; – способствовать формированию навыка самостоятельной работы. В ходе проведения занятий используются методы: словесные (лекция, беседа, рассказ), наглядные (демонстрации объектов, пособий), практические (изготовление коллекций, распознавание и определение объектов, овладение техникой изображения биологического рисунка). Учебные занятия проводятся в форме лекций, практических занятий, экскурсий. Для проведения лабораторных работ используются наиболее интересные объекты исследования. При их отборе необходимо следовать принципам доступности, широкой распространенности и многообразия строения растений разных систематических групп и местообитаний. Программа рассчитана на 45 часов. Ежедневные групповые трехчасовые занятия проводятся в июле в Летней многопредметной школе, расположенной на территории Детского оздоровительного центра «Вишкиль». Программа по «Морфологии растений» включает следующие разделы: «Корень», «Побег», «Цветок и плод». По завершении курса программой предусмотрено проведение итогового контрольного мероприятия по определению и морфологическому описанию одного из биологических объектов; защита и презентация коллекций различных органов растений. Особенностью программы является
Данная программа может быть использована для проведения индивидуальных работ с учащимися, может быть предложена в 9 классе как курс по выбору; в качестве эликтивных курсов в 10-11 классах. Используя данную программу в своей работе, учителя могут столкнуться со следующими трудностями:
В результате прохождения курса учащиеся углубляют знания, умения и навыки по морфологии растений, что позволяет им успешно справляться с заданиями по этой теме на олимпиадах разного уровня. В результате изучения курса «Морфология растений» учащиеся должны знать:
В результате изучения курса «Морфология растений» учащиеся должны уметь:
II. МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ (VII класс) Учебно-тематический план
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ» Морфология типичного растения, жизненные формы (3 часа). Строение типичного растения. Отличия растений от организмов других царств. Классификации жизненных форм растений по И.Г. Серебрякову и К. Раункиеру. Роль растений в природе и для человека. После изучения темы учащийся должен знать:
После изучения темы учащийся должен уметь:
Самостоятельная работа учащихся:
Обработка растительных объектов, предназначенных для хранения (3 часа) Правила сбора, сушки и фиксации растительного материала. Монтировка и этикетирование гербария. Составление тематических коллекций. После изучения темы учащийся должен знать:
После изучения темы учащийся должен уметь:
Самостоятельная работа учащихся:
Корень (3 часа) Корень – основной вегетативный орган растения. Происхождение корня. Морфология корня, виды корней, типы корневых систем. Методы изучения корневых систем. Развитие в онтогенезе. Метаморфозы корня. После изучения темы учащийся должен знать:
После изучения темы учащийся должен уметь:
Самостоятельная работа учащихся:
Побег (18 часов) Побег – основной орган растения. Строение побега в связи с выполняемой функцией. Различные подходы к классификации побегов. Нарастание и ветвление. Образование системы побегов. Почки, их строение и классификация. Морфология стебля. Листорасположение. Листовая мозаика. Морфология листа. Онтогенез. Разнообразие листьев: формации, гетеро- и анизофиллия. Специализация и метаморфоз побегов.
После изучения темы учащийся должен уметь:
Самостоятельная работа учащихся:
Цветок и плод (15 часов) Цветок, части цветка, их значение в образовании семян и плодов. Строение андроцея и гинецея, различные типы завязи. Опыление, оплодотворение. Формула цветка, диаграмма цветка. Значение соцветий. Строение и классификация соцветий. Типичное строение семян однодольных и двудольных растений. Растения с надземным и подземным прорастанием семян Плод. Морфологическая и гинетическая классификации плодов. Способы распространения плодов и семян. После изучения темы учащийся должен знать:
После изучения темы учащийся должен уметь:
Самостоятельная работа учащихся:
Морфологический анализ растений (3 часа) Общий план морфологического анализа. Отличительные особенности морфологического анализа разных авторов. После изучения темы учащийся должен знать:
После изучения темы учащийся должен уметь:
Самостоятельная работа учащихся:
Список рекомендуемой литературы для учителя:
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
Мультимедийное сопровождение:
Смотрите также:
Программа для углубленного изучения биологии 2011/2012 учебный год Курс «Морфология растений»
130.95kb.
1. Заседание Педагогического совета Итоги работы педагогического коллектива за 2011/2012 учебный год. Планирование работы на 2012/13 учебный год
1281.34kb.
Рабочая программа по предмету: «Английский язык» для 8 класса на 2012/2013 учебный год Программу составила
386.01kb.
I. Анализ учебно-воспитательной и методической работы за 2010-2011 учебный год и основные задачи на новый 2011-2012 учебный год
3430.62kb.
Отчет зам декана по вр фф за 2011-2012 учебный год Барыс-Хоо В. С
39.35kb.
«Образовательная карта» муниципальных общеобразовательных учреждений г. Трехгорного на 2011-2012 учебный год
42.5kb.
Публичный доклад о деятельности мбоу «сангарская гимназия» за 2011 2012 учебный год сангар 2012 год
853.1kb.
Образовательная деятельность на 2011 / 2012 учебный год
124.72kb.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по литературе для обучающихся 11 класса на 2011-2012 учебный год
106.63kb.
Примерный перечень тем курсовых работ на 2011/2012 учебный год
34.44kb.
Учебный план на 2012/2013 учебный год
182.31kb.
Анализ работы педагогического коллектива за 2011-2012 учебный год в 2011 – 2012 учебном году педагогический коллектив мбоу «сош №2 г. Строитель Белгородской области»
3754.36kb.
|