Главная страница 1

Программа элективного курса

«Нанотехнологии: когда размер имеет значение»

(32 часа)
Автор: К.Ю. Богданов, kbogdanov1@yandex.ru,

зав. кафедрой физики лицея №1586 г. Москвы



Пояснительная записка

На наших глазах фантастика становится реальностью – люди научились перемещать отдельные атомы и складывать из них, как из кубиков, устройства и механизмы необычайно малых размеров и поэтому невидимые обычным глазом. Появилась целая отрасль науки - НАНОТЕХНОЛОГИИ, впитавшие в себя самые новые достижения физики, химии и биологии. Ученые-нанотехнологи работают с ничтожно малыми объектами, размеры которых измеряются в нанометрах. Нанотехнологии - это не просто количественный, а качественный скачок от работы с веществом к манипуляции отдельными атомами. О том, что могут нанотехнологии рассказано в лекциях этого элективного курса.

Данный курс предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательных средних школ естественно-научного, физико-математического и подобных профилей, федеральный компонент базисного учебного плана которых включает в себя 5 часов физики в неделю. Курс основан на знаниях, полученных учащимися при изучении физики в основной и средней школе.

Элективный курс рассчитан на 32 часов (1 час в неделю), однако занятия курса можно провести и в одном из полугодий 11 класса по два часа в неделю. При этом наиболее эффективным было бы проведение этого курса во втором полугодии 11 класса, так как к этому времени учащиеся уже знакомы с основными положениями квантовой физики.



Цель курса:

- познакомить учащихся с новой отраслью знаний – нанотехнологиями.



Основные задачи курса:

- расширение представлений школьников о физической картине мира на примере знакомства со свойствами нанообъектов;

- реализация межпредметных связей, т.к. для развития нанотехнологий требуются знания не только физики, но и других наук;

- приобретение знаний об истории возникновения нанотехнологий, о методиках, используемых при создании нанообъектов, об уникальных свойствах наноматериалов, об их применении перспективах развития этой отрасли науки.


При проведении занятий целесообразны лекции и семинары. К семинарам учащиеся с помощью преподавателя находят информацию, касающуюся темы семинара, из научно-популярной литературы и сайтов Интернета. Работа учащихся по этому курсу оценивается в конце года по результатам зачёта.
Содержание курса
11 класс
Введение

(2 ч)


Положение нанообъектов на шкале размеров. Ричард Фейнман – пророк нанотехнологической революции. Почему освоение наномира может быть так полезно для человечества? Эрик Дрекслер и его книга «Машины созидания». Нанороботы. Нанотехнологии внутри и снаружи нас. Нанотехнологии – область знаний, где объединяются усилия физиков, химиков, биологов, врачей, инженеров – электроников, математиков и специалистов самых разных специальностей для очередного прорыва на пути человечества к прогрессу.

Инструменты и методы наномира

(5 ч)


Пути создания нанообъектов: «снизу-вверх» или «сверху-вниз». Можно ли увидеть молекулы в микроскоп? Сканирующий электронный микроскоп. Как атомно-силовая микроскопия чувствует прикосновение атомов. Что такое туннельный микроскоп. Лазерный пинцет – инструмент для передвижения нанообъектов.

Наноматериалы

(4 ч)


Особая роль углерода в наномире. Графен – слой графита. Фуллерены – наношарики из углерода. Углеродные нанотрубки – трубки из графена. Нанопроволоки. Дендримеры – капсулы наноразмеров. Самоорганизация нанообъектов и её использование при создании наноматериалов. Моделирование наноструктур.

Физические и химические свойства нанообъектов

(6 ч)


Большое отношение поверхности к объёму – основное свойство нанообъектов. Эффект лотоса. Отсутствие дислокаций - причина колоссальной прочности нанопроволок и нанотрубок. Почему температура плавления металлических нанообъектов уменьшается на сотни градусов? Квантовые явления в наномире. Почему электрическое сопротивление нанотрубки не зависит от её длины. Квантовые точки – искусственные атомы наномира. Зависимость цвета в наномире от размера объектов. Нанохимия – невозможное становится возможным.

Наноэлектроника

(5 ч)


Полевой транзистор – основной элемент цифровых электронных схем. История создания и современное воплощение. Фотолитография или как рождается микросхема. Закон Мура – удвоение плотности транзисторов в микросхемах каждые два года. Современный транзистор – это уже нанотранзистор. Основная болезнь нанотранзистора – высокая температура. Углеродные нанотрубки – будущие элементы нанотранзисторов. Наносенсоры – глаза для наноэлектроники. Наномоторы – мышцы нанороботов.

Наномедицина и биотехнология

(5 ч)


Генная инженерия. Использование ДНК для синтеза лекарств. Трансгенные животные и растения. Генмодифицированные продукты: за и против. Нанотехнологии против вирусов и бактерий. Адресная доставка лекарств, упакованных в нанокапсулы, больным клеткам. Нанотехнологии в борьбе с раковыми заболеваниями. Нанотехнологии в диагностике. Возможные риски использования наноматериалов.

Нанотехнологии вокруг нас

(4 ч)


Примеры товаров, созданных с использованием нанотехнологий и причины их уникальных свойств. Несмачиваемые и всегда чистые ветровые стёкла, диски колёс и т.п. Созданные на основе наночастиц оксида титана и серебра поверхности, обладающие бактерицидными свойствами. Нанокомпозитные материалы. Нанотехнологии в различных областях производства. Нанотехнологии в энергетике и экологии. Нанотехнологии в криминалистике и косметике. Динамика развития нанотехнологий в России и за рубежом. Перспективы мировой наноэкономики.

Аттестация учащихся

(2 ч)


Работа учащихся по данному элективному курсу оценивается после их ответа на 2-3 вопроса, содержащиеся в билетах с учётом активности и выступлений на семинарах в течение всего курса.
Литература для учителей и учащихся

«Нанотехнологии. Азбука для всех». Сборник статей под редакцией Ю. Третьякова, М., Физматлит, 2007.

«Наноматериалы. Нанотехнологии. Наносистемная техника». Сборник статей под редакцией П.П. Мальцева, М., Техносфера, 2006.

Андриевский Р.А., Рагуля А.В. «Наноструктурные материалы», М., Академия, 2005.

Андрюшин Е.А. «Сила нанотехнологий: наука & бизнес», М., Фонд «Успехи физики», 2007.

Кобаяси Н., Введение в Нанотехнологию, изд-во Бином, 2005.

Пул Ч., Оуэнс Ф. «Нанотехнологии», М., Техносфера, 2006.

Ратнер М., Ратнер Д. «Нанотехнология: простое объяснение очередной гениальной идеи», Изд-во «Вильямс», 2005.

Харрис П. «Углеродные нанотрубы и родственные структуры», М., Техносфера, 2003.
Интернет-сайты

http://www.nanonewsnet.ru/ - сайт о нанотехнологиях #1 в России

http://www.nanometer.ru/ - сайт нанотехнологического общества «Нанометр»

http://nauka.name/category/nano/ - научно-популярный портал о нанотехнологиях, биогенетике и полупроводниках

http://www.nanorf.ru/ - журнал «Российские нанотехнологии»

http://www.nanojournal.ru/ - Российский электронный наножурнал

http://www.nanoware.ru/ - официальный сайт потребителей нанотоваров



http://kbogdanov1.narod.ru/ - «Что могут нанотехнологии?», научно- популярный сайт о нанотехнологиях .



Смотрите также:
Программа элективного курса «Нанотехнологии: когда размер имеет значение» (32 часа)
49.46kb.
Программа элективного курса
83.07kb.
Тематический план учебной дисциплины
251.36kb.
Программа элективного курса «Астрономия 10»
55.45kb.
Учебно-тематический план элективного курса «история экономических учений»
138.73kb.
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)
134.19kb.
Проект программы элективного курса по литературе «Литература и кино»
86.06kb.
Рабочая программа по русскому языку в 7-ом классе предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчёта 4 часа в неделю
342.09kb.
Программа специального курса «археологический рисунок»
106.4kb.
Qo = 80кBт; хладагент – R717; задача №2: продукт свинина; физическая модель цилиндр; характерный размер 2R
164.33kb.
Алкометр цифровой al 6000 proff
30.86kb.
Программа курса «Избирательные системы и избирательный процесс: сравнительный анализ»
326.48kb.