Главная |
страница 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТКафедра археологии, этнографии и музеологииПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА «АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ РИСУНОК» (для магистрантов очного отделения исторического факультета) Барнаул – 2008 Печатается по решению кафедры археологии, этнографии и музеологии АлтГУ Составитель: доцент кафедры археологии, этнографии и музеологии, к.и.н. Кунгуров А.Л. доктор исторических наук, профессор М.А. Демин кандидат исторических наук, старший преподаватель В.П. Семибратов Программа предназначена для структурирования учебного процесса и обучения магистрантов необходимым навыкам в период усвоения ими содержания курса «Археологический рисунок». Настоящий специальный курс является, преимущественно, практическим Издание включает пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы курса, перечень примерных вопросов итоговой аттестации, списки основной и дополнительной литературы. Программа рассчитана на магистрантов очного отделения исторического факультета. План УМД 2006 г., п. 8 Подписано в печать 12.10.2008. Формат 60*90/16. Бумага газетная. Печать офсетная. Усл. п.л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ _____. Типография Алтайского государственного университета: 656049, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Археологический рисунок» объединяет разносторонний материал систематизированный в соответствии с принципами обучения навыкам изображения артефактов (изделия из камня, кости, керамики и металла), разработанными автором. Объем учебной информации распределен на четыре раздела, соответствующих потребностям выбранной магистрантами специальности:
В содержание курса включены основные методические и практические приемы передачи наиболее точного и детального графического изображения артефактов по принятой схеме. Данный курс позволит магистрантам получить целостное представление о принципах передачи деталей предмета, навыке работы с тушью и карандашом, первоначальные умения в создании рисунка. Цель курса «Каменный век Алтая» обучить магистрантов грамотному и точному графическому изображению конкретных подлинных артефактов, изготовленных из различных материалов. В соответствии с указанной целью определены следующие задачи курса: 1.Ознакомление с основными теоретическими разработками в области археологического рисунка и различных стилей передачи изображения предмета, сложившихся в научном археологическом сообществе. 2.Усвоение особенностей графической передачи контура, деталей и объема изображаемого предмета с принятыми приемами и условными элементами (освещение слева-направо сверху-вниз, специфика затенения, отброс Тани и его роль в передаче объема и т.п.). 3.Отработка на практике перечисленных приемов и принципов графического изображения тушью. 4.Контрольное рисование предметов из различных материалов, которое играет роль итоговой аттестации. Предусматриваемая самостоятельная работа магистрантов заключается в выработке системы навыков внеучебного усвоения материала, в умении находить и отбирать соответствующую информацию. В этом плане рекомендуется работа с опубликованными рисунками предметов из различного сырья и разной сохранности в библиотеках и методическом кабинете кафедры археологии, этнографии и источниковедения АлтГУ, посещение музеев, выставок и др. Необходимая для работы литература приведена в соответствующем разделе настоящего издания. После усвоения объема курса магистранты должны знать: специфику археологического рисунка, существующие приемы и методики изображения артефактов, уметь проводить первоначальную отрисовку разнообразных предметов «в карандаше» и заполнение расунка тушью с передачей объема и необходимых для научного исследования и публикации элементов и деталей артефакта. Отдельным навыком магистрантов, прошедших обучение в рамках спецкурса следует считать умение создавать графические реконструкции неполных предметов и артефактов, дошедших до нас частично (наконечники без древков и рукоятей, части сложных изделий и костюмов и т.п.) Спецкурс «Археологический рисунок» ориентирован на магистрантов исторического факультета, которые должны иметь соответствующую подготовку. Он является дисциплиной общепрофессиональной подготовки (в соответствии с ГОС ВПО) и осваивается на третьем – четвертом году обучения в университете. Курс учитывает материалы других учебных дисциплин, прежде всего, археологии и этнологии. Программа включает содержание курса, структурированное по темам, учебно-тематический план, , список основной и дополнительной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Работа с тушью, нанесение контура артефакта (4 ч.) Правила и культура работы с тушью. Применяемые для графики виды бумаги, карандашей и перьев. Организация рабочего места. Вспомогательный инструмент. Тема 2. Передача различными способами объема отрисованного предмета (4 ч.) Понятие освещения, затенения и локальной тени на рисунке предмета. Учебное рисование различными техниками объемных геометрических фигур (шар, куб, пирамида и т.п.) Тема 3. Учебное рисование керамических сосудов (4 ч.) Способы передачи контура сосуда и кривизны венчика, плечиков и тулова. Разрез стенки сосуда. Передача объема с помощью точки, штриха и линии. Отображение элементов орнамента и иных деталей сосуда. Тема 4. Учебное рисование каменных изделий, выполненных в технике пикетажа и шлифовки (4 ч.) Создание контура и элементов рельефа изделия карандашным наброском. Контроль правильности рисунка и соответствия оригиналу. Передача комбинированными элементами рисунка объема и особенностей артефакта. Тема 5. Учебное рисование каменных изделий, выполненных в технике обивки (4 ч.) Отработка перенесения рельефа орудия на бумагу и контроль за соответствием контуров оригиналу. Специфика передачи характера обивки на рисунок в карандаше и туше. Выявление наиболее адекватной передачи объема с помощью светотени. Правила передачи на рисунке вторичной обработки каменного изделия. Тема 6. Учебное рисование костяных изделий различных типов (4 ч.) Особенности костяных орудий и перенесение их на рисунок (соответствие структуре кости). Выделение светотенью и комбинированной затушевкой изношенных и обработанных участков орудия. Передача видимых следов вторичной обработки или модификации поверхности заготовки. Тема 7. Учебное рисование бронзовых изделий различных типов (2 ч.) Специфика передачи окисленной поверхности бронзовых и медных орудий различного типа. Передача «благородной» патины. Отработка выделения элементов орудия (заточка, проковка, литейные детали) с помощью комбинированной затушевки и нанесения светотени. Тема 8. Учебное рисование железных изделий различных типов (2 ч.) Виды коррозии железных предметов и способы их графического отображения. Элементы реконструктивного рисования железных предметов с сильной степенью разрушения поверхности. Отображение видимых элементов вторичной обработки изделий (заточка, ковка, сварка, клепание и т.п.) Тема 9. Учебное рисование изделий различных типов из золота и серебра (4 ч.) Правила размещения различных украшений (подвески, серьги, бусы, пронизки) на формируемой графической таблице. Специфика передачи комбинированной техников поверхности мелких рельефных предметов из драгметаллов и их поверхности. Способы выделения и увеличения деталей украшений (звенья цепочек, зернь, скань, элементы декора и починки). Тема 10. Учебное рисование каменных и стеклянных украшений различных типов (4 ч.) Типы и способы размещения на графической иллюстрации бус из разного материала. Передача эффекта «низки» бус на графической изображении. Светотень и специфика ее нанесения на гладкие поверхности стекла и полированного камня. Передача мелких элементов и деталей рельефа украшений. Правила создания разрезов бус и их размещение на рисунке. Тема 11. Учебное рисование изделий различных типов из органических материалов (кожа, дерево, ткань) (4 ч.) Специфика передачи структуры органических изделий в графике (характер и направление волокон, ворса, переплетения нитей и их вязки). Комбинированные методики изображения помятостей и «скомконности» изделий. Элементы графической реконструкции внешнего вида кожаных, деревянных и тканых предметов по остаткам. Тема 12. Применение полученных навыков при рисовании полевых чертежей и набросков (4 ч.) Возможности применения техник передачи объема и структуры материала в полевых рисунках и чертежах (культурные слои с большой насыщенностью, погребения, ямы и т.п.). Правила графического отображения скелетов человека и животных (пропорции, узнаваемые элементы костей различного типа и т.п.). Тема 13. Итоговое (аттестационное) рисование предметов (2 ч.) Создание карандашного рисунка с контролем соответствию оригиналу и заполнение его тушью с соблюдением правил передачи структуры поверхности и рельефа. Контрольный рисунок выбирает магистрант, отталкиваясь от потребностей своей учебно-научной работы. Тема 14. Итоговое (аттестационное) «реконструктивное» рисование (2 ч.) Создание карандашного рисунка и заполнение его тушью на основе неполных или частично сохранившихся изделий с обоснованием выбранных элементов реконструкции. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Бородовский А.П. Студент-художник в археологической экспедиции (возможности и варианты сотрудничества) // Археология в ВУЗе и школе. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1995. Бюллетени полевой археологической практики студентов исторического факультута. Выпуски 1-5. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002-2005. Кирюшин Ю.Ф. Энеолит и ранняя бронза юга Западной Сибири. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. 294 с. (комплекс графических рисунков артефактов различных типов). Кирюшин Ю.Ф., Малолетко А.М., Тишкин А.А. Березовая Лука – поселение эпохи бронзы в Алейской степи. Том 1. Изд-во АлтГУ, 2005. 288 с. (комплекс графических рисунков артефактов различных типов). Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в III –VIX вв. Часть I. Оборонительное вооружение (доспех). Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2003. 174 с. (комплекс графических рисунков артефактов различных типов). Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в III –VIX вв. Часть II. Наступательное вооружение (оружие). Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006. 232 с. (комплекс графических рисунков артефактов различных типов). Проблемы изучения древней и средневековой истории. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2001. 176 с. (комплекс графических рисунков артефактов различных типов). Алтай и сопредельные территории в эпоху средневековья. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2001. 174 с. (комплекс графических рисунков артефактов различных типов). Смотрите также:
Программа специального курса «археологический рисунок»
106.4kb.
K Рисунок 5 Использование принтера в автономной среде Рисунок 6 Использование принтера в сетевой среде Рисунок 7 Локальная вычислительная сеть(лвс) Рисунок 8
89.04kb.
Монография предназначена для студентов, бакалавров, магистрантов
16.78kb.
Программа курса «Избирательные системы и избирательный процесс: сравнительный анализ»
326.48kb.
Программа курса введение в книгу
503.61kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
332.04kb.
Программа лекционного курса
61.26kb.
Рабочая учебная программа по информатике 11 класс
232.51kb.
Методические указания и программа к ведению курса Гидрогеология, инженерная геология и геокриология Казань-2008
72.3kb.
Программа курса для направления 230200. 68 «Информационные системы. Программа Базы знаний»
97.14kb.
Программа элективного курса «Нанотехнологии: когда размер имеет значение» (32 часа)
49.46kb.
Программа курса научно-практических прогностических игр "геостратег: войны будущего" Игра №1 28 января, суббота
85.51kb.
|