Главная
|
|
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
|
|
|
РПС Туркменистана
Министерство просвещения Украины
Государственный Торгово-Экономический Университет
Кафедра Внешнеэкономических связей
Курсовая работа по РПС:
На тему:
«Размещение Продуктивных Сил
Туркменистана»
Студента I курса 9 группы ФЭМП
Дневной формы обучения
Серого Е. В.
Научный консультант профессор Мазараки А.А.
Киев
1999 г
План
Введение 4
Общая характеристика страны. 5
Полезные ископаемые. 5
Демографические условия и население. 7
Сельское хозяйство. 9
Промышленность.
Топливно-энергетический комплекс. 11
Машиностроение. 13
Материалопроизводящий комплекс. 14
Производство товаров народного потребления. 16
Транспортная инфраструктура. 19
Экономико-географическое районирование. 22
Влияние экономического кризиса переходного периода на производительные
силы Туркменистана. 34
Внешнеэкономические связи. 35
Литература.
Введение.
Туркменистан является бывшей республикой СССР, и также как в Украине его производительные силы
имеют две экономические оценки:
в условиях планово-централизованной экономики (до 91г.),
в условиях рыночного реформирования (1992-1996гг.).
Оценка и анализ производительных сил в переходный период затруднены по нескольким причинам:
1. процесс еще далеко не закончен и тенденции, объективный экономический уровень показателей еще не
сформированы и будут значительно меняться;
2. на сегодняшнее состояние экономики Туркменистан а, как и Украины, оказывают влияние в большей
степени субъективные факторы чем объективные: несформированность эффективных владельцев предприятий;
отсутствие рыночно грамотных руководителей предприятий (государственных и недавно приватизированных),
допускающих грубые ошибки в управлении предприятиями; ошибки в государственном регулировании
экономики.
Результатом объективных и субъективных причин современного экономического кризиса в Туркменистане
является недоиспользование производительных сил, которые были созданы к 1988-1989гг. Недогрузка или
даже остановка части предприятий означает один из двух вариантов:
1. предприятие не вписалось в новые рыночные условия вследствие того, что его продукция действительно
не имеет объективного спроса и рыночного признания.
2. предприятие неэффективно управляется и не вписывается в те конкурентные условия, которые диктует
рынок. Но при более профессиональном управлении предприятие может работать и производить
конкурентоспособную продукцию.
В первом случае убыточное предприятие не следует относить к производительным силам, во втором –
следует. Точного разделения: какая часть снижения производства какими вызвана причинами не может сделать
сейчас никто, тем более официальная статистика. На этот вопрос ответит время. Для данной же работы принят
следующий подход к оценке производительных сил Туркменистана. Дан развернутый анализ
производительных сил, сформированных и реально действовавших к 1987-1989 годам (максимальные объемы
производства для всех республик СССР). Все предприятия, создававшие основу экономического потенциала
Туркменистана в 1989 г существуют и к 1996 г. Даже если не работают и потенциально могут быть отнесены к
производительным силам страны. Принцип оценки производительных сил по их максимальному проявлению в
1988 - 1989 гг. Использован в данной работе.
В специальном разделе в завершении работы показаны результаты экономического спада и пропорции
снижения реальных производств в том числе по основным видам продукции. Практически, это дает оценку
реального использования потенциала Туркменистана 1988 - 1989 годов. Иными словами, в работе реализован
принцип описания фактического потенциала 1988-1989 гг. и оценки степени его снижения в результате
экономического кризиса.
Общая характеристика страны.
Туркменистан находится в южно-западной части Центральной Азии. Протяженность с запада на восток –
1100 км, с севера на юг – 650 км. На западе страна омывается водами Каспийского моря. На северо-западе
Туркменистан граничит с Казахстаном, на севере, северо-востоке и на востоке – с Узбекистаном, на юге – с
Афганистаном и Ираном.
Площадь страны - 488,1 тыс. кв. км. Площадь пустынь – 375 тыс. кв. км. Столица – Ашгабат (450 тыс.
жителей).
По официальным данным, на февраль 1999 года, население Туркменистана составило 5 млн. человек.
Титульная нация - туркмены - составляет около 90 процентов населения. Из-за сильной миграции (эмиграции)
населения, настоящее соотношение оценить трудно. Государственный язык - туркменский.
Административное деление. Унаследовано от административного деления времен СССР. Введены новые
названия административных единиц, бывшей "области" соответствует "велаят", "району" – "этрап":
Ашхабадская область – Ахалский велаят; Марыйская область – Марыйский велаят; Чаржоуская область –
Лепабский велаят; Красноводская область – Балканский велаят; Ташаузкая область – Дашховузский велаят.
Независимость Туркменистана была провозглашена в октябре 1991 года по результатам проведенного в
Республике референдума. Конституция принята 18 мая 1992 года XIV сессией Верховного Совета (Меджлиса)
Туркменистана. В соответствие с ней Туркменистан является демократическим, правовым, светским
государством с президентской формой правления.
Президентом с 1990 года (в то время Туркменской Советской Социалистической Республики) является
Сапармурат Ниязов, до этого - первый секретарь ЦК Коммунистической партии Туркменистана. В соответствие
с действующим законодательством, Президент назначает практически всех высших чиновников как
исполнительной, так и судебной власти, а также одобряет кандидатов для выборов в Парламент.
Прецедентов альтернативных выборов в Туркменистане не существует. Все выборы – Президента, Парламента,
органов местного самоуправления проводились на безальтернативной основе. На выборах в декабре 1994 года
население могло выбирать 50 депутатов из 50 кандидатов.
Власть на местах осуществляют хякимы (главы местной исполнительной власти). В соответствии с
Конституцией они являются представителями главы государства и, назначаются и освобождаются от
должности Президентом Республики и ему подотчетны.
Экономическое положение Туркмении, как и во всех республиках бывшего СССР, достаточно сложное.
Ситуация усугубляется отсутствием серьезных реформ в этой области и сохранением административно-
командной системы управления. Республика прекратила свое сотрудничество с МВФ и Всемирным банком
реконструкции и развития. Приватизация коснулась лишь крайне незначительной части предприятий. Основная
масса финансовых поступлений в бюджет идет от экспорта газа.
Провозглашены основные права и свободы человека и гражданина в Конституции Туркменистана,
ратифицированы основополагающие международные документы в этой сфере (Всеобщая декларация прав
человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о
гражданских и политических правах), однако, о признании и соблюдении прав человека говорить пока рано.
Нарушение прав СМИ и журналистов - всего лишь одно из проявлений общей политики, направленной на
ограничение прав личности, подавление всякого инакомыслия и осуществления тотального контроля над
обществом. Власти идут по проторенному ещё в советский период пути: формально Туркменистан "осознавая
всю полноту ответственности по обеспечению и защите основных прав и свобод человека … основываясь на
Конституции и общепризнанных нормах международного права; подтверждая свою приверженность целям и
принципам Устава ООН и Всеобщей Декларации прав человека … обеспечивает каждому человеку права и
свободы, закрепленные в Конституции, законах и общепризнанных нормах международного права…", однако
на практике основополагающие права человека не только не соблюдаются, но и факты нарушений не позволено
предавать гласности (по крайней мере, на территории страны).
Полезные ископаемые.
Минерально-сырьевые ресурсы. Недра Туркменистана богаты различными полезными ископаемыми,
которые позволяют развивать многоотраслевое хозяйство республики комплексно и ускоренными темпами. В
республике добывается природный газ, нефть, озокерит, известняк, гипс, бентонитовые глины, каменная соль,
гранит, сера, глауберова соль, инертные материалы, поделочные камни, кирпичное и цементное сырье,
минеральные и пресные подземные воды.
Туркменистан располагает значительными ресурсами нефти и газа. По геологическому развитию осадочно-
го комплекса, условиям нефтегазонакопления и перспективам нефтегазоносности территория разделяется на
семь нефтегазоносных областей: Западно-Туркменская, Центрально-Каракумская, Беурдешик-Хивинская,
Чарджоуская, Заун-гузская, Мургабская, Бадхыз-Карабильская.
Угольные ресурсы. На территории республики известны одно буроугольное (Туаркырское) и два
каменноугольных (Яг-манское, Кугитангское) месторождения.
Угольные пласты месторождений расположены на территории Туркменистана, а добыча угля — в
Узбекистане. Добыча угля велась здесь в годы войны, однако из-за нерентабельности разработка прекращена.
Металлические руды. В Туркменистане нет месторождений железных руд. Незначительные запасы
полиметаллов имеются в горах Кугитанга, содержащие в основном свинец и цинк. Промышленная добыча
свинца начата в 1943 г. (в районе пос. Свинцовый рудник) и впоследствии прекращена из-за нерентабельности
рудника. Полиметаллические руды найдены и в других районах республики.
В Западном Копетдаге имеются рудопроявления барита, витерита, флюорита, ртути, однако промышленного
значения они не имеют.
Химические сырьевые ресурсы. Туркменистан обладает большими запасами самородной серы, йода, брома,
поваренной и калийной солей, сульфата натрия, магниевых солей, озокерита.
Среди химических сырьевых ресурсов важное место занимает самородная сера. На территории республики
известны два месторождения — Дарваза и Сернозаводск, где сера добывалась с 1930 по 1961 г. В настоящее
время добыча серы прекращена вследствие очень высокой себестоимости.
Иод и бром. Месторождение йодобромных вод найдены на Челекенском полуострове и в Небит-Даге. На их
базе работают Челекенский и Небитдагский йодобромные заводы.
Республика располагает всеми известными типами месторождений минеральных солей. В заливе Кара-
Богаз-Гол сосредоточены громадные запасы рассолов, являющиеся прекрасным сырьем для получения
сульфата натрия, бишофита, эпсомита. На территории республики имеются пять месторождений поваренной
соли: Куулинское, Окузбулакское, Джебельское (Баба-Ходжинское), Султансанджарское, Гаурдакское. В
настоящее время разрабатываются месторождения в Куули и Джебеле.
На полуострове Челекен сосредоточены промышленные месторождения озокерита (горного воска) —
минерала из группы нефтяных битумов. Разработка ведется с 1930 г. Добыча производится открытым
(карьерным) способом. Озокерит применяется в медицине, лакокрасочной промышленности, для пропитки
бумаги и тканей, в косметике. По промышленным запасам озокерита Туркменистан занимает второе место в
СССР после Украины.
Республика располагает богатейшими запасами минерального строительного сырья: цементное и
строительное (в том числе строительные п силикатные пески), доломиты, гипсы, ангидриды, глины и
лессовидные суглинки, гравийно-песчаная смесь ^стонов для дорожно-строительных работ, известняк для
стенового камня, известняк строительный, магматические породы, облицовочные материалы, поделочные
камни. Наиболее крупные месторождения цементного сырья расположены в районе Бахар-дена, Большого
Балхана и Безмеина. В настоящее время разрабатывается Безмеинское месторождение, на базе которого ра-
ботает Безмеинский цементный завод.
Республика располагает неограниченными запасами кварцевых песчаников и песков, пригодных для
стекольного производства. Наиболее значительные месторождения в Бабадурмазе и Бахардене. Последнее
обеспечивает сырьем Ашхабадский стекольный комбинат.
Важнейшими месторождениями гипса и ангидрида являются Большое Балханское, Копетдагское, Гаурдак-
Кугитангское, Бадхызское, Карабильское. Имеются 35 месторождений кирпичных глин, галечников и 15
месторождений гравия (из них эксплуатируются пять: Небитдагское, Безмеинское, Ашхабадское, Душакское и
Калаиморское), 13 месторождений строительных песков; Красноводское месторождение белого камня (гюша).
Земельные ресурсы
Общий земельный фонд Туркменско (на 1 января 1999 г.) составляет 49403,0 тыс. га. В бессрочном и долго-
срочном пользовании которых находится 64,8% всех земель. На долю приходится 26,7%, леса — 6,7%,
населенных пунктов — 0,1%, промышленности, транспорта, курортов, заповедников, имеющих
несельскохозяйственное назначение, — 1,3%, государственного водного фонда — 0,4% земли.
Из всех земель, находящихся в пользовании в 1999 г., сельскохозяйственные угодья составляют 75%.
Основную часть общей земельной площади (72,8%) и большую часть сельскохозяйственных угодий
государства (97%) занимают пастбища (36 млн. га). В основном это пустынные пастбища Каракумов со средней
кормовой продуктивностью около 1,0—1,3 ц/га, пригодные, главным образом, для отгонного овцеводства.
Имеются огромные резервы для вовлечения новых земель в сельскохозяйственный оборот. Общая площадь
пригодной для орошения земли превышает 6 млн. га, из которой более 1 млн. га предполагается освоить в зоне
Каракумского канала после завершения его строительства. Однако это связано с определенными трудностями
— водная и ветровая эрозии, вторичное засоление орошаемых земель, опустынивание в пастбищной зоне и др.
Водные ресурсы
Экономическое и социальное развитие государства привело к резкому увеличению потребления водных
ресурсов. Туркменистан — очень вододефицитное государство, где на 1 км2 приходится лишь 0,94 тыс. м3 (1999
г.) воды в год, в то время как средняя водообеспеченность территории СНГ составляет 194 тыс. м3 в год на 1
км2. Обеспеченность собственными водными ресурсами на душу населения в СНГ составляет в среднем 16,6
тыс. м3 в год. Этот показатель в республике составляет 0,16 тыс. м3 в год, что более чем в 100 раз ниже средне-
союзного уровня. Засушливый климат, невысокие горы, параллельно расположенные по отношению к влажным
воздушным потокам, определяют крайнюю бедность территории Туркменистана водными ресурсами по
сравнению с другими республиками. Гидрографическая сеть распределена неравномерно: на большей части
территории республики (центральная, северная, западная) реки вообще отсутствуют. Самая крупная и
многоводная река Средней Азии Амударья проходит вдоль восточной границы республики. Речная сеть
Южного Туркменистана представлена Мургабом, Тедженом, Атреком и малыми реками северо-восточного
склона Копетдага. На территории Туркменистана около 3 тыс. водотоков общей протяженностью 14300 км.
Русла длиной менее 10 км составляют 95% от общего количества рек. Только 40 водотоков имеют постоянный
сток. Озера — нехарактерный элемент гидрографии Туркменистана. Они расположены в основном в русле
Узбоя, поймах рек и естественных впадинах. Наиболее крупные — Сарыка-мышское (2200 км2) и
пресноводные озера Западного Узбоя (Ясхан, Кара-Тегелек, Топиатан и др.).
Амударья — крупнейшая водная артерия Средней Азии, общая протяженность ее 2520 км, из них 1000 км
протекает по территории Туркменистана, площадь бассейна (до Керки)—309 тыс. км2, фактический водозабор
— 199,4 тыс. км2.
На западе Туркменистан омывают воды Каспийского моря - крупнейшего на земле бессточного соленого
моря (озера), не связанного с Мировым океаном. Каспийское море вытянуто с севера на юг почти на 1200 км,
средняя ширина — 320 км, площадь — около 380 тыс. км2, объем воды — 78 тыс. км3. Длина береговой линии
— около 7 тыс. км (из них 6 тыс. км в пределах СССР), средняя соленость вод — 12,8%. Уровень моря на 28,3 м
ниже Мирового океана (1980 г.) максимальная глубина — 1025 м. На восточном туркменском побережье (от
мыса Суэ до устья р. Атрек) расположены такие крупные заливы, как Кара-Богаз-Гол, Красноводский, Северо-
|
|
|