Организационный
момент.
Изучение нового материала.
Вводная беседа.
Постановка педагогических задач:
Понятие река.
Беседа по картине.
Составные части реки: Исток, русло, устье.
Работа с рисунком.
Объяснение.
Речная система.
Работа с рисунком.
Закрепление изученного материала.
Итог урока.
Задание на дом.
|
|
Учитель приветствует учащихся. Проверяет посещаемость в классе.
На предыдущих занятиях мы ввели в учебный процесс понятие «Воды суши». Рассмотрели подземные воды как вид внутренних вод.
Вы знаете…
Вода- чудесный дар природы!
Она вокруг, куда ты не взгляни:
В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,
И бьёт ключом на дне реки.
Сегодня мы рассмотрим очередной вид внутренних вод (вод суши).
Темой сегодняшнего урока будет отгадка на загадку:
«Чуть дрожит на ветерке
лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море».
Вы уже поняли, ребята, что тема урока…
Верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Реки. Части реки. Речная система».
Учитель записывает тему урока на доске.
Ребята!
В природе давно отмечает народ
Из множества фактов такой:
Из родника вытекает ручей- водоток,
Становясь величавой рекой.
Вода устремляет свой путь никуда,
По руслу, всё время в потоке.
А что же такое, ребята, река –
Ответим на нашем уроке.
Сегодня на уроке мы:
- узнаем, что такое река.
- научимся находить на карте исток, русло, устье реки.
- узнаем, что такое речная система, научимся определять и показывать речную систему рек на картах, бассейн реки, водоразделы.
- Научимся определять длину реки и направление течения по карте.
Ребята! Обратите внимание на оформление сегодняшнего урока. Перед нами репродукции картин разных художников. Многие деятели искусства изображали в своих картинах величие рек.
- Кто из вас видел реку?
- А как вы поняли, что это именно река, а не болото или озеро, к примеру?
Посмотрите на картину:
- Что здесь изобразил художник?
- А как вы решили, что это именно река?
Какие из предложенных признаков мы можем отметить на основе картины и собственных наблюдений для реки?
Учитель по ходу анализа картины, предлагает учащимся выбрать понятия, характерные для реки: река, котловина,
водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт.
Молодцы! Мы выделили признаки на основе картины. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм о реке.
Вы должны внимательно, не отвлекаясь посмотреть видеофрагмент и выделить признаки реки. Это могут быть признаки, подобные тем, что мы только что выделили.
Просмотр фильма.
Выделение признаков.
Ребята! Используя все признаки реки, давайте попробуем ответить на вопрос: что такое река?
- Молодцы! А теперь, давайте сверим Ваши определения с тем. Что записано в учебнике.
Прочитайте определение.
Если определения совпали, учитель даёт отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует отметить: почему не обратили внимание на эту деталь определения?
Запишите определение с учебника в тетради.
Выделим ключевые слова в определения. Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
А теперь вместе со мной немного пофантазируем и порисуем.
Однажды, на белом свете жил ручеёк. Его отцом был Родник Ключевой.
Учитель рисует на доске.
И вот, однажды, ручеёк решил отправиться в путешествие, посмотреть, как красива Земля- матушка. Во время течения по земной поверхности, в наш речек дружно вливались слева и справа такие же водные потоки- ручейки, превращая нашего героя в полноводную реку. Звонкое журчание сливалось с живописной природой и пением птиц. И однажды, рано утром река впала в огромный водоём – это было море. Вот такая судьба у каждой реки.
Посмотрите, на доске термины: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река». Нам их надо запомнить.
- Вы знаете, как называется начало реки?
Кто из вас видел в природе исток
У ручья, у реки может быть?
Исток- это место, где ручей-водоток
Только что начинает жить!
- Посмотрите на рисунок: где берёт начало главная река?
Верно! Родник- это и есть исток нашей реки, т.е. именно отсюда река берёт своё начало, она истекает.
Учитель ставит табличку «Исток» на рисунке.
Запишите определение понятия «исток» в тетради.
Исток- начало реки.
- А что еще может служить истоком рек?
Всё правильно! Например, Волга - величавая русская река, берёт своё начало в хвощовом болотце, со дна которого бьют родники. На арке есть название: «Исток великой русской реки Волги».
Учитель показывает истое реки на карте:
Вот от сюда. именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.
Н.Палькин.
- Вернёмся к определению реки, где протекает водоток?
Учитель прикрепляет таблицу: «Русло».
У реки выделяют устье.
- Кто из вас видел устье?
- А что это такое?
Даже если не каждому из вас довелось видеть устье большой реки, то наверняка все видели, как один ручей впадает в другой. Это и есть устье.
Демонстрирует репродукции картин и читает текст:
Устье, ребята, это место, куда,
Впадает ручей-караван.
Это может быть море, другая река,
Это может быть весь океан.
Существуют различные виды устьев.
Демонстрирует схемы:
Эстуарии - воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.
Дельта- форма устья с потоками, на которые делиться главное русло.
Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.
Схема:
Устье
Дельта Эстуарии
Помните, в наш ручеёк по мере течения дружно вливались другие ручейки. Как бы вы их назвали? Ведь, они приносят воду в главную реку!
Правильно! Дополним рисунок термином «Приток».
Прикрепляет табличку «Приток» к рисунку.
Притоки, берущие начало из озера, гор, болота.
- Сколько всего получилось?
- Как их будем различать?
- Как мы определим, какой левый приток, а какой правый?
- Посмотрите на притоки, берущие начало в горах и в озере. Что вы можете сказать о них?
- А как же здесь быть?
- Один из них первого порядка, другой - второго порядка. Как бы вы их назвали?
В совокупности это и есть речная система. Сделайте подзаголовок рисунка в тетради: «Речная система».
Прочитайте в учебнике определение: что принято называть речной системой?
На Физической карте полушарий в атласе найдите самые крупные речные системы мира.
Вам в тексте встретились понятия: «Бассейн реки» и «Водораздел».
Запишите определения этих понятий в тетради.
- Что вы записали в определении «Бассейн реки»?
«Водораздел»?
В чём различия между понятиями «Речная система» и «Речной бассейн»?
1. Пользуясь физической картой России в атласе, ответе на вопрос: Водоразделом каких рек, являются Уральские горы?
2. Найдите на Физической карте России р.Лена. Давайте вместе опишем речную систему по плану:
1. Главная река.
Исток главной реки, устье главной реки.
Левые и правые притоки.
Притоки 1 и второго порядка.
А как можно определить длину реки?
Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб карты. Измерьте длину рек:
1 вариант - р. Обь.
2 вариант - р. Енисей.
3. Самостоятельно по плану описать речную систему:
1вариант- р. Амур
2 вариант- р. Енисей.
Давайте вернёмся к загадке, которую я загадал вам в начале урока. По её содержанию мы вместе определим те знания, которые получили на уроке.
«Чуть дрожит на ветерке
лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море».
1. Что за узкая лента на просторе?
2. А что мы называем рекой?
3. Что за узкий кончик в роднике?
4. А широкий в море?
Что ёщё нового вы узнали и научились выполнять на уроке?
Записывает задание на доске.
$30 (1 пункт). Обозначить на контурных картах реки, изученные на уроке. Подписывать названия по течению карандашом.
|
Учащиеся приветствуют учителя. Делают последние приготовления к уроку.
Река.
Учащиеся записывают тему урока в тетради.
Дети, на основе анализа картины, выбирают понятия, характерные для реки: река, водоток, питание, режим, русло.
Дети дают свои определение.
Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
Учащиеся записывают определение в тетрадь с учебника.
Ребята выделяют слова.
Учащиеся рисуют в тетради.
Исток.
В роднике.
Записывают определение в тетради.
Болото, горы, озеро.
В углублении- русле.
Выполняют работу. Схема:
дельта
эстуарии
Лена Енисей
Волга Св.Лаврентия
Миссисипи
Притоки.
Три
Выдвигаются варианты. (Левый и правый)
Встать по течению лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, если слева- то левый.
Они левые.
Варианты детей.
Читают определение в учебнике:
Совокупность главной реки и её притоков.
Амазонка, Конго, Обь с Иртышем, Миссисипи с Миссури.
Читают текст учебника.
Записывают определения в тетради.
Бассейн реки - площадь, с которой река собирает воду.
Водораздел- линия, разделяющая смежные бассейны рек
Речная система- черта- длина.
Бассейн-площадь.
Обь и Волга
р. Лена
хр.Прибайкалья.
море Лаптевых (дельта)
л. р.Вилюй
п. р.Алдан
С помощью линейки, нитки.
= 4250км
=3000км.
1.р.Амур
2. хр.Забайкалья
Охотское море
3.л.пр.р.Шилка
пр. р. Аргунь
р. Сунгари
р.Енисей
г.Саяны
Карское море
3.пр.пр.р.Ангара, Нижняя Тунгуска.
Река.
Река- это водоток, текущий в углублении- русле.
Исток- начало реки.
Устье- место впадения реки в другую реку, озеро, море. Океан.
Учащиеся записывают задание в дневнике и в тетради.
|