Главная страница 1

Нетрадиционный урок географии

в 6 классе.

Выражаю огромную благодарность Натальи Николаевне Перепечёвой за оригинальную идею проведения урока по рассматриваемой теме, отражённой в книге - Нестандартные уроки географии 6-7кл. \Волгоград: Учитель- АСТ, 2004.



Тема: Реки. Части реки. Речная система.

Цели:

Образовательная:

  • Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как о виде «Внутренних вод» (вод суши) посредством демонстрации картин, видеофрагмента.

  • Дать знания об истоке, устье, о речной системе, бассейне и водоразделе реки.


Развивающая:

Продолжить формирование:

  • умений и навыков работы с физической и контурной картами;

  • умений: называть и показывать реки, определять их длину по карте, давать характеристику речной системы по плану.


Воспитательная:

  • Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством нестандартной формы изложения материала учителем и получения знаний (работа с видеофрагментом, анализ картин и т.п.) учащимися.




  • Продолжить систему экологического воспитания учащихся посредством обозначения: отрицательного влияния человека на все виды вод суши; экологических проблем рек России и мира, на всём протяжении изучения раздела; побудить учащихся к бережному отношению к природе, посредством экологических акций: «Чистые родники», «Чистые реки Пензенской области».

Оборудование:

Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река», «Приток 1порядка», «Приток 2 порядка», «Речная система», картины и фотографии с изображением рек. Карточки с изображением различных типов устьев. Термины: «река, котловина, водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт»



Тип урока по дидактическим целям:

Урок изучения нового материала

Тип урока по характеру познавательной деятельности:

Не проблемный.

Методы:

-частично-поисковый;

-репродуктивный;

-исследовательский.

Библиографический список:

  1. Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках: Методическое пособие- М.: ТЦ «Сфера», 2004.

  2. Герасимова Т.П. Календарно-тематическое планирование по географии . начальный курс . 6 класс. –М. Просвещение, 2003.

  3. Т.П.Герасимова. Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии- М.: Дрофа, 2003

  4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. –М.: «ВАКО», 2004




Структура урока.


Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

  1. Организационный

момент.



  1. Изучение нового материала.

Вводная беседа.

Постановка педагогических задач:



Понятие река.

Беседа по картине.

Составные части реки: Исток, русло, устье.
Работа с рисунком.

Объяснение.

Речная система.
Работа с рисунком.


  1. Закрепление изученного материала.


Итог урока.

Задание на дом.





Учитель приветствует учащихся. Проверяет посещаемость в классе.

На предыдущих занятиях мы ввели в учебный процесс понятие «Воды суши». Рассмотрели подземные воды как вид внутренних вод.

Вы знаете…

Вода- чудесный дар природы!

Она вокруг, куда ты не взгляни:

В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,

И бьёт ключом на дне реки.

Сегодня мы рассмотрим очередной вид внутренних вод (вод суши).

Темой сегодняшнего урока будет отгадка на загадку:

«Чуть дрожит на ветерке

лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море».

Вы уже поняли, ребята, что тема урока…

Верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Реки. Части реки. Речная система».

Учитель записывает тему урока на доске.

Ребята!


В природе давно отмечает народ

Из множества фактов такой:

Из родника вытекает ручей- водоток,

Становясь величавой рекой.

Вода устремляет свой путь никуда,

По руслу, всё время в потоке.

А что же такое, ребята, река –

Ответим на нашем уроке.



Сегодня на уроке мы:
- узнаем, что такое река.

- научимся находить на карте исток, русло, устье реки.

- узнаем, что такое речная система, научимся определять и показывать речную систему рек на картах, бассейн реки, водоразделы.

- Научимся определять длину реки и направление течения по карте.

Ребята! Обратите внимание на оформление сегодняшнего урока. Перед нами репродукции картин разных художников. Многие деятели искусства изображали в своих картинах величие рек.

- Кто из вас видел реку?

- А как вы поняли, что это именно река, а не болото или озеро, к примеру?

Посмотрите на картину:

- Что здесь изобразил художник?

- А как вы решили, что это именно река?

Какие из предложенных признаков мы можем отметить на основе картины и собственных наблюдений для реки?

Учитель по ходу анализа картины, предлагает учащимся выбрать понятия, характерные для реки: река, котловина,

водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт.

Молодцы! Мы выделили признаки на основе картины. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм о реке.

Вы должны внимательно, не отвлекаясь посмотреть видеофрагмент и выделить признаки реки. Это могут быть признаки, подобные тем, что мы только что выделили.

Просмотр фильма.

Выделение признаков.

Ребята! Используя все признаки реки, давайте попробуем ответить на вопрос: что такое река?

- Молодцы! А теперь, давайте сверим Ваши определения с тем. Что записано в учебнике.

Прочитайте определение.



Если определения совпали, учитель даёт отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует отметить: почему не обратили внимание на эту деталь определения?

Запишите определение с учебника в тетради.

Выделим ключевые слова в определения. Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
А теперь вместе со мной немного пофантазируем и порисуем.

Однажды, на белом свете жил ручеёк. Его отцом был Родник Ключевой.



Учитель рисует на доске.







И вот, однажды, ручеёк решил отправиться в путешествие, посмотреть, как красива Земля- матушка. Во время течения по земной поверхности, в наш речек дружно вливались слева и справа такие же водные потоки- ручейки, превращая нашего героя в полноводную реку. Звонкое журчание сливалось с живописной природой и пением птиц. И однажды, рано утром река впала в огромный водоём – это было море. Вот такая судьба у каждой реки.


Посмотрите, на доске термины: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река». Нам их надо запомнить.

- Вы знаете, как называется начало реки?

Кто из вас видел в природе исток

У ручья, у реки может быть?

Исток- это место, где ручей-водоток

Только что начинает жить!

- Посмотрите на рисунок: где берёт начало главная река?
Верно! Родник- это и есть исток нашей реки, т.е. именно отсюда река берёт своё начало, она истекает.

Учитель ставит табличку «Исток» на рисунке.
Запишите определение понятия «исток» в тетради.

Исток- начало реки.

- А что еще может служить истоком рек?

Всё правильно! Например, Волга - величавая русская река, берёт своё начало в хвощовом болотце, со дна которого бьют родники. На арке есть название: «Исток великой русской реки Волги».

Учитель показывает истое реки на карте:

Вот от сюда. именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо –

Русская великая река.

Н.Палькин.

- Вернёмся к определению реки, где протекает водоток?

Учитель прикрепляет таблицу: «Русло».

У реки выделяют устье.

- Кто из вас видел устье?

- А что это такое?

Даже если не каждому из вас довелось видеть устье большой реки, то наверняка все видели, как один ручей впадает в другой. Это и есть устье.

Демонстрирует репродукции картин и читает текст:

Устье, ребята, это место, куда,

Впадает ручей-караван.

Это может быть море, другая река,

Это может быть весь океан.

Существуют различные виды устьев.



Демонстрирует схемы:

Эстуарии - воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.

Дельта- форма устья с потоками, на которые делиться главное русло.

Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.


Схема:

Устье

Дельта Эстуарии

Помните, в наш ручеёк по мере течения дружно вливались другие ручейки. Как бы вы их назвали? Ведь, они приносят воду в главную реку!


Правильно! Дополним рисунок термином «Приток».

Прикрепляет табличку «Приток» к рисунку.

Притоки, берущие начало из озера, гор, болота.

- Сколько всего получилось?

- Как их будем различать?

- Как мы определим, какой левый приток, а какой правый?

- Посмотрите на притоки, берущие начало в горах и в озере. Что вы можете сказать о них?


- А как же здесь быть?

- Один из них первого порядка, другой - второго порядка. Как бы вы их назвали?


В совокупности это и есть речная система. Сделайте подзаголовок рисунка в тетради: «Речная система».

Прочитайте в учебнике определение: что принято называть речной системой?
На Физической карте полушарий в атласе найдите самые крупные речные системы мира.
Вам в тексте встретились понятия: «Бассейн реки» и «Водораздел».

Запишите определения этих понятий в тетради.

- Что вы записали в определении «Бассейн реки»?

«Водораздел»?

В чём различия между понятиями «Речная система» и «Речной бассейн»?

1. Пользуясь физической картой России в атласе, ответе на вопрос: Водоразделом каких рек, являются Уральские горы?

2. Найдите на Физической карте России р.Лена. Давайте вместе опишем речную систему по плану:

1. Главная река.



  1. Исток главной реки, устье главной реки.




  1. Левые и правые притоки.



  1. Притоки 1 и второго порядка.

А как можно определить длину реки?

Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб карты. Измерьте длину рек:

1 вариант - р. Обь.

2 вариант - р. Енисей.


3. Самостоятельно по плану описать речную систему:

1вариант- р. Амур

2 вариант- р. Енисей.

Давайте вернёмся к загадке, которую я загадал вам в начале урока. По её содержанию мы вместе определим те знания, которые получили на уроке.

«Чуть дрожит на ветерке

лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море».


1. Что за узкая лента на просторе?

2. А что мы называем рекой?

3. Что за узкий кончик в роднике?

4. А широкий в море?

Что ёщё нового вы узнали и научились выполнять на уроке?

Записывает задание на доске.

$30 (1 пункт). Обозначить на контурных картах реки, изученные на уроке. Подписывать названия по течению карандашом.





Учащиеся приветствуют учителя. Делают последние приготовления к уроку.

Река.



Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Дети, на основе анализа картины, выбирают понятия, характерные для реки: река, водоток, питание, режим, русло.

Дети дают свои определение.
Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.


Учащиеся записывают определение в тетрадь с учебника.
Ребята выделяют слова.

Учащиеся рисуют в тетради.

Исток.
В роднике.



Записывают определение в тетради.
Болото, горы, озеро.

В углублении- русле.

Выполняют работу. Схема:


дельта

эстуарии

Лена Енисей

Волга Св.Лаврентия

Миссисипи

Притоки.

Три

Выдвигаются варианты. (Левый и правый)

Встать по течению лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, если слева- то левый.
Они левые.
Варианты детей.


Читают определение в учебнике:

Совокупность главной реки и её притоков.
Амазонка, Конго, Обь с Иртышем, Миссисипи с Миссури.
Читают текст учебника.

Записывают определения в тетради.


Бассейн реки - площадь, с которой река собирает воду.

Водораздел- линия, разделяющая смежные бассейны рек
Речная система- черта- длина.

Бассейн-площадь.
Обь и Волга

р. Лена


хр.Прибайкалья.

море Лаптевых (дельта)
л. р.Вилюй

п. р.Алдан


С помощью линейки, нитки.


= 4250км


=3000км.
1.р.Амур

2. хр.Забайкалья

Охотское море

3.л.пр.р.Шилка

пр. р. Аргунь

р. Сунгари




  1. р.Енисей

  2. г.Саяны

Карское море

3.пр.пр.р.Ангара, Нижняя Тунгуска.


Река.


Река- это водоток, текущий в углублении- русле.

Исток- начало реки.



Устье- место впадения реки в другую реку, озеро, море. Океан.

Учащиеся записывают задание в дневнике и в тетради.



Смотрите также:
Реки. Части реки. Речная система
164.42kb.
Малый Куказар, речка
50.66kb.
Мариинско-Посадский район в 2005 году
50.44kb.
Толинский район расположен в самом сердце Припятского Полесья, в пойме реки Припять. Общая площадь региона составляет 334,2 тысячи гектаров
145.39kb.
Река, её части. Горные и равнинные реки Цели Сформировать представление об образовании горных и равнинных рек; способствовать усвоению понятий исток, русло, приток, устье, ущелье; закреплять приёмы работы с картой
68.94kb.
Мифологема воды / океана / реки в художественном мире в. П. Астафьева и и. Г. Мелвилла
23.17kb.
Изучен видовой состав, численность и биомасса макрозообентоса среднего течения реки Енисей
44.57kb.
Буйское областное училище искусств основано в 1969 году. Расположено на живописном берегу реки Костромы в здании историко-архитектурного памятника, бывшего дома купца Василия Галанина
50.81kb.
Пересечение реки Амур в Амурской области в районе н п. Верхнеблаговещенск г
217.33kb.
Фин. Hirvisaari Лосиный остров самый большой остров в дельте реки Невы. Наибольшая протяжённость: с севера на юг 4,2 км, с запада на восток 6,6 км. Площадь 10,9 км²
36.59kb.
Бад-Эмс германия
120.71kb.
Территория области расположена на обоих берегах великой русской реки Волги, которая соединяет регионы Балтийского, Белого, Каспийского, Черного и Азовского морей
569.26kb.