Главная |
страница 1страница 2 ... страница 10страница 11
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХ СО СЛОЖНОЙ ОБСТАНОВКОЙ Целью предлагаемых рекомендаций по специальным образовательным программам и методикам антитеррористической направленности является формирование антитеррористической идеологии (АТИ) у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений, в реализации которых должны учитываться образовательные, половозрастные, этнические, конфессиональные и другие особенности. Данная разработка была выполнена в 2011 г. Институтом социологии РАН совместно со Ставропольским государственным университетом. Разработка программ и методик проходила по четырем направлениям: 1. разработка и экспериментальная апробация пакета специальных программ и методик по вопросам антитеррористического воспитания учащихся средней школы (старшеклассников); 2. разработка и экспериментальная апробация пакета специальных программ и методик по вопросам антитеррористического воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования; 3. разработка и апробация пакета специальных программ и методик по вопросам антитеррористического воспитания студентов учреждений высшего профессионального образования; 4. разработка и экспериментальная апробация программ тренингов по вопросам антитеррористического воспитания учащихся средней школы, учащихся учреждений среднего профессионального образования и студентов учреждений высшего профессионального образования. Разработаны три основных учебных спецкурса – по одному для каждой категории учащейся молодежи (школьники, учащиеся ССУЗов и студенты ВУЗов) и, соответственно, для каждого типа учебного заведения (лицей, колледж (техникум), ВУЗ), включающих учебную программу, учебно-методическое пособие, список учебной литературы и электронных ресурсов по теме. Для ВУЗов был разработан курс «Идеологическое противостояние терроризму», рассчитанный на 1 семестр (48 часов) для студентов 2 (3) курса обучения с последующим формированием из числа студентов актива антитеррористической пропаганды. Для ССУЗов - курс «Идеологические основы противодействия терроризму», рассчитанный на 1 семестр (34 часа). Для средних школ - курс «Общие основы противодействия терроризму», рассчитанный на 1 учебный год (34 часа, 1 урок в неделю). В порядке апробации этих курсов проведены занятия в рамках близких по тематике курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности», а также тренинговые занятия. Разработка учебно-методических материалов и организация экспериментальных занятий осуществлены в соответствие с современной парадигмой образования, согласно которой в качестве интегрального социально-личностно-поведенческого результата образования в настоящее время выступает «компетенция /компетентность» человека. Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно желаемого (программируемого) результата образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания (дидактические единицы) того, что студент должен знать и уметь «на выходе». Необходимость введения в учебный процесс разработанных специальных курсов обусловлена следующими соображениями. Во-первых, в условиях роста экстремизма и возрастания террористических угроз именно молодежь становится основной «группой риска», следовательно, задача по профилактике экстремистских настроений в молодежной среде становится чрезвычайно важной. Во-вторых, уровень знаний учащихся по основным проблемам, связанным с феноменами экстремизма и терроризма, явно недостаточен. В-третьих, школьники и студенты, как правило, проявляют весьма высокую заинтересованность в изучении проблем и вопросов антитеррористического воспитания, формирования антитеррористической идеологии. Для апробации и введения в воспитательную практику разработанных УМК в качестве базовых образовательных учреждений были определены: школа-лицей № 35 г. Ставрополя (учебно-методический комплекс для общеобразовательных школ), Ставропольский кооперативный техникум-колледж коммерции и права (учебно-методический комплекс для учреждений среднего профессионального образования), Ставропольский государственный университет (учебно-методический комплекс для вузов). В данных образовательных учреждениях были выбраны классы и учебные группы (в школе – 10-й класс, в техникуме и вузе – 2-е курсы), имеющие типичный для регионального состава учащейся и студенческой молодежи половозрастной, многонациональный и поликонфессиональный состав. В учебных группах были проведены комплексы разовых образовательно-воспитательных мероприятий вводного характера: развернутые лекционные занятия (4 часа), тренинги (4 часа), тематические встречи с работниками правоохранительных органов, обсуждения материалов СМИ и Интернета. В вузе была проведена студенческая конференция с презентацией и обсуждением материалов курсовых работ антитеррористической направленности. Кроме того, было обеспечено участие актива данных групп в общегородском мероприятии («Ставрополь – город межнационального согласия»). Проведенная подготовка специальных программ и методик антитеррористического образования и воспитания, их апробация в среде учащейся и студенческой молодежи в базовых учебных заведениях может стать основой для выработки научно-практических рекомендаций для других образовательных учреждений, органов государственного и муниципального управления в регионах со сложной обстановкой. Актуальной при этом остается задача подбора и специальной подготовки преподавателей по вышеуказанным программам и методикам. для учащихся средней школы Объем занятий: всего 34 ч. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для современной России, как и для многих других стран мира, одним из важнейших дестабилизирующих факторов стал терроризм. Он является серьезным вызовом национальной безопасности, источником рисков и угроз для общества в целом и для каждого отдельного человека. В этой связи формирование антитеррористической идеологии, антитеррористических знаний и навыков, необходимых для обеспечения личной и общественной безопасности, является важнейшей задачей, стоящей перед современным российским обществом. Курс «Общие основы противодействия терроризму» предназначен для школьников 10-11 классов. Целью курса является формирование коммуникативной, социально-психологической, социально-правовой, информационной и социально-личностной компетенций. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда теоретических, практических и воспитательных задач. К теоретическим задачам относится формирование коммуникативной, информационной компетентности, которые заключаются:
В практические задачи курса входит:
Воспитательные задачи связаны с формированием социально-личностных компетенций, состоящих:
В учебном процессе предполагается использовать следующие интерактивные формы и методы обучения: коммуникативно-диалоговые (дискуссия), имитационно-игровые (ролевые игры), проблемно-поисковые (урок-исследование, разработка и защита творческих проектов), рефлексивные (тренинги коммуникативного и рефлексивного характера) и инфокаммуникационные (электронные средства поддержки и развития образовательного процесса, цифровые образовательные ресурсы, электронные учебно-методические комплексы, слайд-лекции). Итоговая форма контроля – конференция. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Цели, задачи и основные понятия курса «Общие основы противодействия терроризму». Обзор информационных ресурсов по проблематике курса Курс «Общие основы противодействия терроризму», его основное содержание, цели и задачи. Основные понятия курса: терроризм, международный терроризм, сепаратизм, экстремизм, террористическая угроза, террористический акт, информационная среда, национальная безопасность, безопасность личности, культура межнационального общения. Обзор информационных ресурсов по проблематике курса. Печатные ресурсы: 1) нормативные документы; 2) монографии, статьи, публицистика. Электронные ресурсы: основные Интернет-ресурсы по проблематике курса, их типология, направленность и практическая значимость. 2. Терроризм как глобальная проблема современности Терроризм как особый тип войны в XXI веке. Причины возникновения терроризма: политические, социально-экономические, духовные. Виды терроризма: революционный, политический, националистический, религиозный, информационный. Цели террористической деятельности. Последствия террористической деятельности. Особенности современного терроризма. Глобализация террористических угроз. Современные террористические организации, их идеология, источники финансирования. 3. Зарубежный опыт противодействия терроризму Международный терроризм как вызов безопасности мирового сообщества. Межгосударственное сотрудничество и его роль в борьбе с терроризмом. Роль ООН в выработке и реализации стандартов в сфере предупреждения и пресечения терроризма. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, ее задачи. Целевая группа по осуществлению контртеррористической стратегии (ЦГОКС): цели, задачи, функции. Конвенция Совета Европы «О предупреждении терроризма» (27 января 1977 г.); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (9 декабря 1999 г.). Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (15 июня 2001 г.). Опыт контртеррористической деятельности спецслужб Израиля и США. Деятельность Антитерроритстического центра государств-участников Содружества Независимых Государств. 4. Экстремизм и терроризм как угрозы национальной безопасности России Экстремизм как угроза национальной безопасности и целостности Российской Федерации. Рост проявлений экстремизма в современной России. Виды экстремизма: националистический, политический, религиозный, экологический, экономический. Экстремизм и терроризм, их характерные черты. Терроризм как крайняя форма проявления экстремизма. Политические, экономические, социальные, культурно-цивилизационные и идеологические причины возрастания террористических угроз в современной России. Хроника террористических актов на территории постсоветской России. Северный Кавказ как сфера интересов международного терроризма. Террористическое подполье на Северном Кавказе и его идеология. Органы государства, осуществляющие противодействие терроризму, их компетенции, задачи и функции. Национальный антитеррористический комитет. Роль гражданского общества, политических партий, общественных организаций и объединений в борьбе с терроризмом. Государственная идеология противодействия терроризму. Формы и методы противодействия терроризму: профилактика терроризма, борьба с терроризмом, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, создание антитеррористической идеологии. Глобальная информационная среда и ее роль в противодействии терроризму. Новые информационные технологии в противодействии терроризму. Роль средств массовой информации в формировании негативного образа террориста и негативного отношения общества к феномену терроризма. Российские информационные ресурсы по проблемам противодействия терроризму, их воздействие на общественное мнение. 7. Безопасность личности в условиях террористической угрозы Терроризм как угроза мирному населению. Обеспечение безопасности граждан России с учетом террористических угроз глобального характера. Функционирование государства и общества в режиме повышенной террористической опасности. Культура безопасности жизнедеятельности. Меры личной безопасности в условиях террористических угроз. Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов. Реагирование на террористические атаки с применением химического, биологического, радиологического и ядерного оружия. Способы противостояния стрессовым факторам. 8. Культура межнационального общения как фактор противодействия терроризму Межнациональное общение и культура межнационального общения. Межнациональные отношения в современной России: проблемы и перспективы. Факторы формирования культуры межнационального общения. Культура межнационального общения в современной России. Культура межнационального общения как условие обеспечения межэтнического согласия и диалога в Российской Федерации. Формирование культуры межнационального общения в молодежной среде как фактор выработки антиэкстремистских и антитеррористических установок сознания и поведения. ЛИТЕРАТУРА Основная литература
Дополнительная литература
Законодательные акты и нормативные документы
Интернет ресурсы
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для учащихся средней школы Объем занятий: всего 34 ч. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данное учебно-методическое пособие разработано на основе программы курса «Общие основы противодействия терроризму», предназначенного для школьников 10-11 классов, и направлено на формирование у них набора компетенций: коммуникативной, социально-психологической, социально-правовой, информационной и социально-личностной. Цель настоящего учебно-методического пособия – развить навыки самостоятельной работы у школьников как в период подготовки к практическим занятиям, так и непосредственно в процессе работы в классе. Значительная часть представленных практических занятий предполагает использование интерактивных форм и методов обучения, а именно: коммуникативно-диалоговые (дискуссия), имитационно-игровые (ролевые игры), проблемно-поисковые (урок-исследование, разработка и защита творческих проектов), рефлексивные (тренинги коммуникативного и рефлексивного характера) и инфокоммуникационные (электронные средства поддержки и развития образовательного процесса, цифровые образовательные ресурсы, электронные учебно-методические комплексы, слайд-лекции). Структура урока включает: цель, форму проведения, вопросы для обсуждения, методические рекомендации для школьников, в которых подробно описываются все этапы подготовки к практической деятельности, тематику рефератов, список основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсы, задания для контроля владения компетенциями. В соответствии с темой практического занятия и формой его проведения структура может варьироваться. Итоговой формой контроля является конференция. следующая страница >> Смотрите также:
Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой
2957.93kb.
Учебное пособие Для студентов средних и высших педагогических учебных заведений 2-е издание, стереотипное Москва 2000
3116.42kb.
Химическая экология Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
159.44kb.
Перечень высших учебных заведений Автономной Республики Крым, являющихся юридическими лицами
139.06kb.
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в гоу впо агту в 2010 год
62.57kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 01 Белорусская филология
824.55kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
37.8kb.
Декан факультета математики и информатики
196.37kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
93.26kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
332.04kb.
Высшее профессиональное образование
3729.82kb.
Учебно-методическим объединением по образованию в области производственного менеджмента Минобрнауки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обуч по спец. 080502 "Экономика и управление на предприятии туризма"
76.63kb.
|