Главная страница 1

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет

Юриспруденция


Кафедра___________________________________


Оценка____________

Подпись


Преподавателя________

“____” _________2005



Режим чрезвычайного положения

Курсовая работа

По Административному праву

Студент Голенищев Д.А.

Юриспруденция группа Ю-631

Научный руководитель:

Ст. преподаватель Дзюба Ольга Николаевна

Екатеринбург

2005

ОГЛАВЛЕНИЕ



с.

Введение________________________________________________________ 3
Глава 1

Процедура введения режима чрезвычайного положения



1. Основания для введения, границы, органы обеспечения.

2. Обнародование, утверждение указа Советом Федерации.

Глава 2

Вопросы мер и временных ограничений прав граждан.



1. Нормы Закона о Чрезвачайном положении, вопросы временного изьятия, вопросы референдума.

2. Нормы конституции о режиме Чрезвычайного положения, вопросы труда

3. Иные Акты Регулирующие режим Чрезвычайного положения, правила действия организаций, санкции за нарушения в период режима ЧП.

Глава 3

Органы управляющие территорией, на которой введено чрезвычайное положение.



1. Президент РФ.

2. Комендант, временный специальный орган управления территорией, Федеральный орган управления территорией.
3. Финансирование.

Заключение._______________________________________________ 23

Список использованных источников и литературы.__________26

ВВЕДЕНИЕ



Закон о чрезвычайном положении конечно нельзя назвать популярным. Данный закон вводится при настолько нестабильной ситуации, что обычные демократические способы регулирования не дают результата. В Российской Федерации чрезвычайное положекние вводилось на территории чеченской республике (отдельные её районы) также на территории города Москва в 1993 году (ещё на основании тех норм о режиме ЧП). В конце мая 2001 года был введён ФкЗ "о чрезвычайном положении" (30 мая 2001 года) N 3-ФКЗ (далее в тексте закон о ЧП). Его введение позволило привести в соответствие норму конституции о чрезвычайном положении (ст. 56) всей законодательной базе. Кроме того все подведомственные документы были приведены в соответствие с ним. Тем не менее остаётся множество вопросов о его применении, в ряде случаев. Особенно важен вопрос ограничения прав граждан.

В данной работе рассмотрены вопросы соответствия закона о ЧП конституции РФ, международным актам и иным актам; Определено понятие Чрезвычайной ситуации; Определены предположительные проблемы в случае введения режима ЧП; Также проведён анализ временных ограничений прав и свобод граждан и способов защиты от неправомерных действий со стороны властей. Вместе с тем определены основные силы, обеспечивающие данный режим.

Глава 1

Процедура введения режима Чрезвычайного положения


1. Основания для введения, границы, органы обеспечения.

При издании указа о введении Режима ЧП Президенту необходимо указать следующие обстоятельства:

а. Основания для введения данного режима. Данные обстоятельства указаны в ст.3 закона о ЧП. Условно можно разделить на пункт «а» социальные, пункт «б» стихийные. Список исчерпывающий - ни по каким иным обстоятельствам, например, экономический кризис, ввести Режим ЧП нельзя.

б. Обоснование необходимости введения Режима ЧП. Имеется в виду следующее: некоторые локальные «проблемы» могут быть урегулированы и без введения режима ЧП. Режим ЧП вводится тогда, когда для восстановления порядка необходимо ограничение прав и свобод граждан, привлечение дополнительных сил и средств, введения новых органов управления территории. Поэтому в данном пункте Президент, как бы, объясняет почему, собственно, потребовалось введение данного режима.

в. Границы территории, на которой будет введен режим ЧП. Как пример, можно привести пункт 2 Указа Президента РФ от 25 июля 1994 г. N 1541 «о введении Чрезвычайного положения на части территорий республики северная Осетия и ингушской республике», где указывается следующие границы «…Моздокского района (за исключением населенных пунктов Тельман, Елбаево и Садовый), Правобережного района (населенные пункты Старый Батакоюрт…». То есть если не указана вся территория субъекта, необходимо все населённые пункты. Границы населённых пунктов на местности по идее должны определяться дорожными знаками (если нет особых рельефных отличий границы территории). Так за дорожным знаками «Начало населённого пункта», «конец населённого пункта» (5.22, 5.23 правил дорожного движения) допустимо ограничение конституционных прав, перед ними - не допустимо. Насколько реально будет это объяснить лицам, ликвидирующим обстоятельства введения ЧП, - другой вопрос.

г. Органы для обеспечения режима ЧП многочисленны.: Во первых, как следует даже из названия, - МЧС России, в структуру которого входят Государственная противопожарная служба, войска гражданской обороны а также региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868); Во-вторых военнослужащие, за временным исключением тех, кто не был приведён к воинской присяге (в соответствии со ст.41 ФЗ от 28.03.1998 №53 - ФЗ ред. От 30.03.2005 «о воинской обязанности и военной службе»); В третьих силы МВД (оповещение которых проводится спец. сигналом "тайфун"), а именно: Отряды Милиции Особого Назначения (ОМОН), Сотрудники ДПС, Милиция(в соответствии с п. 13 ст.10 закона "о милиции" от 18.04.1991 №1026-1), Внутренние войска МВД РФ( в соответствии с п.13 положения, утверждённого приказом МВД от 15 ноября 2003 г. N 884 "об утверждении общего положения о соединении и воинской части внутренних войск министерства внутренних дел Российской Федерации"); В-четвёртых Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (согласно п. 36 ст.8 положения, введённого указом Президента РФ "вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за обротом наркотиков" от 28 июля 2004 года N 976); В-пятых Федеральная Служба безопасности (согласно п. 57 ст. 9 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утверждённого указом Президента РФ от 11 августа 2003 года N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"); В-шестых - Органы Прокуратуры РФ в соответствии с ст.36 п.1 закона о ЧП. Лицам участвующим в обеспечении режима ЧП предоставляются дополнительные гарантии и компенсации, учёт таких лиц производится на основании приказов начальников органов, командиров воинских частей и руководителей органов и организаций, привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения, в которых эти сотрудники, военнослужащие и иные лица проходят службу (работают).

д. Перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений. Перечисляя данные права, недопустимо ограничивать те права, которые указаны в Конституции статья 56 часть.3. Также необходимо соблюдать международные акты. Вопросы юридического соответствия актов закону о ЧП будут рассмотрены ниже.

е. Ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях ЧП. Ответственными могут назначаться кто угодно, скорее всего МЧС или органы особого управления территорией.


2. Обнародование, утверждение указа Советом Федерации.
Указ должен быть незамедлительно обнародован по каналам радио и телевидения, а также официально опубликован.

Несколько странно звучит статья 10 закона о ЧП Статья заявляет, что в случае досрочного прекращения режима ЧП население оповещается об этом в том же порядке, в каком оно оповещалось о его введении. Странность заключается в том, что порядок оповещения населения во всех случаях одинаков. Это Телевидение, радио и опубликование. Если читать статью 10 отдельно от статьи 6 то как бы допускается несколько способов оповещения населения, а следовательно могут быть злоупотребления, во первых исполнение режима ЧП де-факто, когда он не объявлен, во вторых удержание режима ЧП когда де-юре он прекращен.

Непосредственно после статьи об обнародовании указа в законе о ЧП идёт Статья 7 об утверждении указа Советом Федерации.При получении данного указа, председатель СФ незамедлительно направляет его текст Комитету Совета Федерации по безопасности и обороне и Комитету по делам Федерации и региональной политике. Ими подготавливаются заключения об утверждении указа Президента о введении режима чрезвычайного положения (статья 154 постановления Совета Федерации от 30 января 2002 г. N 33-СФ "о регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ"). Сбор членов Совета Федерации к месту проведения заседания Совета Федерации должен состоятся в срок, не превышающий 48 часов. Очевидно, члены Совета Федерации должны узнать об этом из СМИ, так как в пункте 1 указано, что им необходимо явиться без специального вызова. Они также должны явиться в максимально короткие сроки, Думается, что именно Совет Федерации выбран для утверждения режима ЧП по причине того, что в соответствии с частью 1 ст. 99 конституции является постоянно действующим органом. Собрание же Государственной думы в максимально короткий срок, особенно вне сессии, затруднительно.

Интересна противоречивость пункта 2 статьи 155 регламента Совета Федерации и пункта 3 этой же статьи (также пункта 1 ст. 7 закона о ЧП). В первом случае сбор членов Совета Федерации должен обеспечить председатель СФ, во втором случае члены совета Федерации должны явиться без специального вызова. Таким образом можно предположить либо существование регламентированного в документах СФ такого понятия как "специальный вызов" либо то, что председатель не вызывая членов СФ как-то обеспечивает их явку.

Данное постановление, принятое в 2002 году отменило бывшее ранее в регламенте требование предоставить документ, подтверждающий согласие органа государственной власти субъекта РФ на введение там Режима ЧП. Действительно получить такое требование в ряде случаев затруднительно.

Рассматривается вопрос об утверждении указа в срок не превышающий, указанные как в регламенте СФ также и в законе о ЧП, 72 часа. с момента введения режима.

Рассмотрение вопроса об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на заседании Совета Федерации начинается с доклада Президента Российской Федерации, либо по его поручению полномочного представителя Президента в Совете Федерации, после чего оглашаются заключения Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета по делам Федерации и региональной политике. Утверждение указа принимается/отклоняется большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации (часть 3 ст. 102 конституции) и оформляется постановлением Совета Федерации. Данное постановление незамедлительно направляется Президенту Российской Федерации и в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

В случае не утверждения указа он утрачивает свою силу по истечении 72 часов с объявления.

Таким же образом решается вопрос о продлении режима ЧП.

В законе отдельно не указывается то, что Совет Федерации может внести какие-либо поправки в указ президента о введении режима ЧП. Но учитывая, что именно от СФ зависит введение режима более чем на 72 часа, допустимо поставить соответствующий ультиматум.

Что интересно, при отмене режима ЧП досрочно президентом, согласия или заключения Совета Федерации не требуется.

Несколько отличается ситуация когда режим ЧП введен на всей территории РФ.

Конечно, законодатель должен предусмотреть все варианты, но более чем сомнительно, что когда либо потребуется введение ЧП на всей территории РФ в соответствии со ст.8 закона о ЧП. Либо эта норма продиктована международным правом, либо она существует для избежания кризиса власти при отсутствии президента. Пункт "а" статьи 3, в котором, как обстоятельства, указываются попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти и пр. по своему определению должен быть локальный (так, полем для действий такого рода будут либо города, в большинстве случаев Москва, либо бунты национальных субъектов). Даже более вероятен пункт "б", но тогда катастрофа обретает поистине глобальный характер Влияние как Федерального Собрания так и Президента на стихийные волнения в данном случае будет минимальным. Впрочем, кроме малой вероятности возникновения, других причин не вводить режим ЧП на всей территории нет. Указ издаёт президент, и решать границы также ему.

Глава 2

Вопросы мер и временных ограничений прав граждан.


1. Нормы Закона о Чрезвачайном положении, вопросы временного изьятия, вопросы референдума.

В статье 11 закона о ЧП указываются меры и временные ограничения применяемые в условиях чрезвычайного положения. Что касается приостановки деятельности предприятий/организаций, в которых используются взрывчатые и особенно радиоактивные вещества (пункт “и” данной статьи) то довольно опрометчиво не сослаться на какую-нибудь инструкцию, так как бездумное выполнение данного пункта (а исполнитель конкретно не указан) может привести к ещё одной, возможно большей катастрофе. Если даже в мирное время случаются опасные моменты, например случаи отключения от электричества (за неуплату) стратегических, военных объектов. То в случае чрезвычайной неразберихи, особенно без специальных инструкций, возможно и не такое. Трудно представить, что будет, когда приказ будет сформулирован как " обеспечить приостановку деятельности предприятий района N".

В дополнение к ст.11 закона о ЧП, в статье 12 разработаны меры для случая предусмотренного пунктом "а" ст. 3 ("социальные" бедствия). Данные меры касаются комендантского часа, ограничения СМИ, и др.

пункт “в” статьи 12 (приостановка деятельности политических партий) не рассматривает случай противоречия со статьёй 8. Данные партии могут входить в состав Государственной думы. Так любая партия Государственной думы может быть объявлена препятствующей устранению обстоятельств. Конечно, депутаты хорошо знают законодательство, особенно в части депутатской неприкосновенности, но в законе не существует исключений - политическая партия, препятствует значит её деятельность может быть приостановлена. Правда, данное противоречие вступает силу при объявлении режима ЧП на всей территории РФ.

Правильный по своей сути пункт "д" статьи 12 вырезает всех хронических больных, оставляя лишь не пользующихся лекарствами. Уверен, что многим соотечественникам подобный " естественный отбор" покажется если не правильным, то в порядке вещей, западные комментаторы будут единогласно против. Далее идёт норма о временном изьятии, в исключительных случаях, у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ. Идёт противоречие Конституции РФ часть 3 ст. 35 где добовляется "при условии предварительного и равноценного возмещения." данная статья, хоть и не является не подлежащей ограничению, всё равно в случае отсутствии указания её в указе Президента она используется.

Вообще возможны злоупотребления относительно "временного изъятия". Обязательно необходимо организовать порядок, данного мероприятия. Во первых следует разработать инструкцию, где указать, кто имеет право совершать изъятия, в каком порядке, и обязательно формы документов, которые должны выдаваться взамен изъятого имущества (достоверно известно из истории, что ещё солдаты белой гвардии изымая для своих нужд лошадей и пр. выдавали расписки, чем, кстати, отличались от красных). Во вторых обязательно о данном порядке надо оповестить об этой процедуре население.

Дополнительно следует отметить Постановление правительства от 31 декабря 2004 г. N 895 утверждающее Положение о приоритетном использовании, а также приостановлении и ограничении любых средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Пункт 3 которого предусматривает первоочередное по отношению к другим пользователям право на использование любых сетей связи и средств связи. Пункт 5 приостановления предусматривает, что данное изьятие может применяться независимо от формы собственности, правовых оснований владения и пользования ими... и т.д. Пункт 15 предусматривает ответственность (также и физ. лиц) в случае отказа (противодействия) в соответствии с законодательством РФ. Это при том, что законодательством предусмотрены санкции, но за нарушение РЕЖИМА ЧП,а режим введится указом президента и должен быть обнародован. Санкции где указана "Чрезвычайная ситуация" относятся лишь к должностным лицам.Гражданам, до отмены вышеуказанного постановления, остаётся подальше прятать свои мобильные телефоны в ситуации, которую, ввиду нигде не регламентированных оснований, кто-то посчитал чрезвычайной.

В подзаконных актах характерно то, что не учитывается разница между Режимом Ч.П. при котором возможны ограничения некоторых прав граждан (в т.ч. ст. 35 Конституции "право часной собственности" ), и чрезвычайной ситуацией, при которой продолжает действовать законодательство РФ которое ни постановление правительства ни иной акт нижестоящей организации/органа никак не может отменить.

Вышеуказанное постановление Правительства издано на основании ст. 66 ФЗ "о связи" от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ. Опять же предварительное и равноценное возмещение (п. 3 ст. 35 конст.) данными актами не предусматривается.

Отличие режима чрезвычайного положения от так называемой чрезвычайной ситуации, прежде всего в том, что не происходит ограничений конституционных прав. Использование в законе понятия чрезвычайная ситуация оставляет должностным лицам самостоятельно решать является ли данная ситуация чрезвычайной. Так, например, постановление ГД ФС РФ от 27 июня 2002 г. N 2953-III ГД "о чрезвычайной ситуации, сложившейся в южном федеральном округе в результате наводнения" содержит лишь констатацию проблемы, провозглашение ситуации чрезвычайной, "просьбу" правительства разобраться.

Вообще Государственная Дума имеет минимальное влияние на течение режима чрезвычайного положения, закон о чрезвычайном положении упоминает её лишь один раз, в ст. 8, когда говорит о том, что Государственная дума продолжает свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения. Эта мера применяется лишь в том случае, если ЧП введено на всей территории РФ.

Статья 13 аналогично двенадцатой статье разрабатывает меры при введении режима ЧП на основании п."б" ст. 3 закона о ЧП. Здесь гораздо меньше ограничений прав граждан, лишь отстранения руководителей государственных или не государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей или предписаний. Замечание лишь одно, власть редко пользуется обьявлением режима ЧП с этими основаниями, вместо этого используя неопределённое определение чрезвычайной ситуации, а при этом временное отселение жителей в безопасные районы может быть признано незаконным.

Запрет статьёй 14 закона о ЧП выборов, безусловно, идёт на пользу стабильности региона, не создавая лишних проблем. Этого же нельзя сказать о запрете референдумов. При всей сложности организации референдумов его проведение не такое уж частое событие, а, учитывая, что по конституции (часть.1 ст. 3) единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ, игнорирование воли народа, в отдельных случаях, врятли будет способствовать восстановлению порядка в регионе. Разумеется, недопустимы бунты целых регионов, направленные на изменение конституционного строя, либо на отделение. Но вместе с тем при ликвидации проблем стоило бы опираться не столько на силу, сколько и на мирные способы урегулирования, выяснение причин проблемы, работа с населением, с их лидерами и др. В любом случае население должно оставаться союзником Государству. Если объяснять эту меру тем, что такие референдумы могут быть позже признаны недействительно, то очевидно выгоднее дать высказаться и ничего не делать, чем просто не давать высказаться. Данная мера Существенно расходится со статьёй 3 конституции, которая, помимо указанного, содержит следующее:

2.Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления,

3.Высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы,

4.Никто не может присваивать власть в Российской Федерации

(а данная статья, как и включающая её глава 1, в соответствии со ст. 135 не может быть пересмотрена без замены конституции). Это также входит в противоречие с мерой "а" статьи 11 закона о ЧП. Ведь местное самоуправление наделено народом властью также как и органы государственной власти. Нелишне указать также на статью 2 закона о ЧП, где среди целей введения чрезвычайного положения указывается также защита конституционного строя Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 ФкЗ “о референдуме Российской Федерации” от 10 октября 1995 г. №2 ФКЗ референдум не проводится в течении 3 месяцев после отмены режима Чрезвычайного положения. Данный абзац можно понимать двояко, так как отмена режима ЧП может быть произведена на территории маленькой республики, а на три месяца будет приостановлено устройство Референдума на всей территории РФ (так, по крайней мере, дословно понимается данный абзац). Другое более расширенное, и более правильное в данном контексте толкование звучит так: запрещено проведение референдума в течении трёх месяцев на той территории, на которой было введено чрезвычайное положение. Второе толкование более правильно, но оно не вытекает прямо из данного абзаца.

В связи с этим п.1 ст. 13 Федерального закона "об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ также не дает полной ясности в данном вопросе, так как подобное недопущение референдума ставится наравне с прочими основаниями. Так из-за неполадок в одном регионе вся Федерация может лишиться важного и своевременного волеизъявления народа. Вопрос не будет решен до конца, пока не появится такого опыта проведения референдума на всей территории РФ. Как показала практика, всенародное голосование такие режимы не отменяли.
2. Нормы конституции о режиме Чрезвычайного положения, вопросы труда
Конституция (статья 56 часть.3) дает перечень прав, которые недопустимо ограничить. Во-первых это право на жизнь (закреплённое в статье 20 конституции РФ). Таким образом, недопустимо в данный период посылать "ликвидаторов" ЧП на встречу смерти, а также недопустимо расстреливать бунтующие толпы. Вместе с тем согласно части второй данной статьи недопустимо казнить, кого бы то ни было без решения суда, причем с участием присяжных заседателей. Конечно, никуда не деться от рассуждений типа "если ты взялся за оружие против страны, какое ты право имеешь на жизнь?" но статья 20 как раз говорит об особо тяжких преступлениях, таким образом, если какому-нибудь "борцу против режима" удастся выжить при ликвидации ЧП, избежать расстрела без суда и следствия (имеется в виду конечно не законный приговор, а действия "ликвидаторов" ЧП), то он вполне, повторяю при неукоснительном следовании закона, может уйти от правосудия и вновь заняться своими делами(особенно если имеет поддержку СМИ и капитал.)

Правда редко где при введении Чрезвычайного положения обходятся без жертв. в Законе речь идёт видимо не о недопустимости лишения кого бы то ни было жизни а о недопустимости издания актов с таким требованием.

Следующее недопустимое ограничение права это достоинство личности(статья 21), в частности недопустимость жестокого или унижающего человеческое достоинств обращения. Даже конституция не даёт понять, что считается унижением достоинства границы простираются от устных оскорблений до принуждений сексуального характера. Интересно будет ли считается оскорблением "эй вы, там тащите эти брёвна к той плотине ... " Если учесть, что и в мирной жизни обращения населения между собой, мягко говоря, далеки от дипломатических и редкое высказывание не содержит бранных слов, имеющих явно негативно пренебрежительное отношение к человеку, то данная декларация в конституции видимо воистину направлена на далёкое светлое будущее в котором отношения между людьми чище и следование законам на первом месте.

Далее идёт ещё более расходящееся с законом о ЧП. Статья 23 часть 1 - право каждого на неприкосновенность частной жизни ( а также личную тайну и пр. но это нас сейчас не интересует) Разве не является таковым привлечение человека на ликвидацию аварии?(статья 13 пункт "е" закона о ЧП) . Разумеется привлекаться будут рабочие с стоящих вблизи предприятий, причём им будут обеспечены требования охраны труда(ст.13 пункт "е" закона о ЧП). Опять же имеется некоторое расхождение статья закона о ЧП говорит обо всём трудоспособном населении, в реальности в дневное время будут привлекаться, как уже указал рабочие (по причине наибольшей доступности, либо толпа зевак, добровольцев(большинство из которых может оказаться мародёрами) но соответственно конституции - закрылся в своей квартире - у тебя частная жизнь и взломать твою дверь и заставить тебя (для примера) грузить ящики с ядерными боеголовками никто не имеет права.

В реальности это конечно будет происходить по другому, найдётся какой-нибудь офицер, который долгое время посвятил работе с солдатами, имеет звучный командный не терпящий возражений голос и при котором не придет в голову указать на свои конституционные права. И как гласит известная народная мудрость "кто не спрятался я не виноват". Конечно конституция рассчитана на мирную жизнь и её регулирование чрезвычайной ситуации в реальности слишком затруднительны.

Статья 15 конституции РФ п.4 гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то принимаются правила международного договора. В связи с этим возникает вопрос как нормами международного права регулируется использование труда граждан при объявленном режиме ЧП. Исключая договора о налогообложении, которых большинство среди договоров РФ, можно выделить Декларацию прав и свобод человека и гражданина принятую ВС РСФСР 22 ноября 1991 года, которая провозглашает:

п.1 статьи 23: каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или свободно соглашается и пункт 4 этой же статьи Принудительный труд запрещен.

В то же время конвенция "о защите прав и основных свобод" от 4 ноября 1950 года п.п. с п.3 ст. 4 предусматривает как исключение в случае чрезвычайного положения обязательную службу. (источник опубликования бюллетень международных договоров №3 2001 год). Подобное исключение закреплено также п.п. в п.3 ст.4 конвенции СНГ "о правах и основных свободах человека" ратифицированной ФЗ от 4 ноября 1995 г. №163 ФЗ.

Таким образом, данные работы населения по ликвидации ЧП являются общепризнанной мировой нормой, и не противоречат нормам законодательства РФ.

В связи с этим работник не может отказаться от выполнения данной работы даже если она непосредственно угрожает жизни и здоровью работника. Это недвусмысленно даёт понять статья 379 ТК РФ говоря об "исключении случаев, предусмотренных федеральными законами" Заявление работников о том, что в связи с вредными и опасными условиями труда им должно быть предоставлено сокращение рабочего времени также будет отклонено, потому, что статья 92 ТК РФ, закрепляющая данное правило, говорит о порядке установленном правительством РФ (а именно 4 часа и более) . Тем не менее данные работы должны и будут считаться как работы с вредными и (или) опасными условиями труда. И в соответствии со статьей 116 работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, должны предоставляться дополнительные оплачиваемые отпуска. Размер и порядок которых определяется правительством РФ. В данном случае Более реально предположить ситуацию предоставление подобных отпусков уже после ликвидации ЧП, разумеется если это не сведёт на нет усилия по восстановлению порядка.

Спорным может оказаться в данном случае отзыв работников из такого отпуска для продолжения ликвидации ч.п. преждевременно обьявленного оконченным. Спорным так как статья 125 ТК РФ говорит лишь о недопустимости отзыва занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а данные работники по основному месту работы в большинстве своём на таких работах не заняты.

Зарплата таким работникам определяется правительством РФ не ниже размеров, установленных законами (т.е. не ниже МРОТ который в соответствии с Федеральным законом "о Минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ будет составлять с 1 сентября 2005 - 800 рублей, с 1 мая 2006 - 1100 рублей в месяц.) и также иными нормативно правовыми актами, причем во власти коменданта некоторые из них отменить(по согласованию с президентом). Чуть лучше положение работников тех организаций, которые лишь выполняют предписания по ликвидации, им могут устанавливаться иные большие размеры з/п.

Вышеуказанное может казаться незначительными, но если уж правительство кидает своих граждан на ликвидацию тех последствий, которые в большинстве случаев происходят по его же вине, работники имеют право требовать компенсации.

Отдельно нужно отметить нормы об использовании труда женщин. А, как уже указывалось выше, работы по ликвидации, в соответствии с п. "е" ст. 13 закона о ЧП, должны проводится в соответствии с установленными нормами труда.

В том случае, если правительство не издаст особых норм труда женщин будут использоваться ныне действующие.

В частности не допускаются работы, связанные с поднятием и перемещением тяжестей вручную:

До двух раз в час предельно допустимая нагрузка 10 кг.

Постоянно в течении рабочей смены 7 кг.

Наклоны более 30 градусов 100 раз за смену.

И так далее в соответствии с Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28 октября 1996 г. N 32.

Механизм привлечения трудоспособного населения придётся разрабатывать на месте, ни на службу занятости, ни на благородные призывы к добровольцам особо надеяться не придётся. Видимо по этому, а также по причине сложной организации данного процесса эта мера оставлена на крайний исключительный случай.

Если продолжить исследование международных договоров, следует обратить внимание на то что Статья 7 пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года говорит Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. Эта статья в соответствии со ст. 4 данного пакта не может быть ограничена в результате ЧП. Отсюда - довольно спорным можно считать вопрос об бесчеловечном и/или унижающем человеческое достоинство обращении. Вышеуказанное понятие растяжимо. В то же время лицу доказывающему в суде такое обращение надо будет найти свидетелей, обеспечить все справки и пр. Это сложно, но в тоже время этой нормой можно мотивировать свой отказ от выполнения каких либо опасных работ по ликвидации, не следует также забывать, что тот же пакт провозглашает право на жизнь как неотъемлемое право каждого (ст.6) и режим ЧП не может ущемлять это право.

Не пропуская ни одной статьи данного списка, прокомментирую статью 24. о сборе, хранении и распространении информации о частной жизни лица. Конечно наврятли кому-либо придет в голову в период стихийного или иного бедствия заниматься подобным делом, но при ликвидации массовых беспорядков, террористических актов восстаний это является просто необходимым, частная жизнь лидеров заговорщиков может вызывать оперативный интерес, а использование компрометирующих фактов из жизни этих лидеров может способствовать в деле ликвидации ЧП.

Следующая статья я не могу её обойти и она вызывает наибольшее удивление когда видишь её в этом списке. статья 28. Пропустив гарантии свободы совести и пр. ибо никому не придет в голову игнорируя религиозные чувства людей заставить их молится допустим Ахурамазде дабы избавить землю русскую от божьей кары. обратим внимание на следующее: " ... и распространять религиозные и иные убеждения и Действовать в соответствии с ними!" я прямо вижу картину Кругом пожары наводнения взрывы, кучка пожарных и военных мобилизует всё трудоспособное население и тут появляются они безумные фанатики говорящие (как пример) о грядущем конце света, грехах и пр. бред. Разумеется данные действия внесут слабо сказать неразбериху, панику населения и как следствие неэффективность действий по ликвидации. Что говорить о том, что лидеры местного духовенства вообще могут отказаться сотрудничать с властями в этом вопросе, также под этим предлогом можно будет отлынивать от выполнения обязательных работ, и если бы только на время не слишком продолжительной молитвы мусульман, нет существует также всем известный шаббат (запрет работы по субботам у Иудеев) а во время ЧП многие вдруг станут правоверными последователями пророка Моисея и закрывшись в синагоге будут спокойно наблюдать за "реалити шоу". Скорее всего законодатель имел в виду тот редкий для нашего времени случай, когда восстание поднимается с целью обратить регион в иную веру, а если говорить прямо то данная мера была принята в опасение возвращения красных командиров проводящих секуляризацию и насильное сбривание бород у священнослужителей. Надо ли говорить, что на подобный акт, в данный период, энергии общества не хватит,

Статья 34 жирной линией перечёркивает пункт "д" статьи 13 закона о ЧП. А именно: в соответствии с пунктом ж статьи 11 закона о ЧП Предприниматель теперь не может ликвидировать своё предприятие (приостановление или прекращение деятельности организаций), должен переориентировать своё предприятие на нужды "центра ликвидации ЧП" и может быть вообще отстранен от управления предприятия лишь на основании заключения уполномоченного на это должностного лица. Нельзя не заметить, что при таком ходе дела не обойдётся без взяточничества. и речи не идёт о провозглашенной в конституции свободное использование своих способностей и имущества в предпринимательской деятельности. И замечу ещё раз это не просто провозглашенные в конституции права, а права не подлежащие ограничению(ст.56 часть3)

Следующая статья - статья 40, право на жилище. Это право согласно конституции не может быть ограничено. При всей растяжимости понятия жилища это может быть как коммуналка так и коттедж с охраной., и государство не может в связи с ЧП Ограничить право на жилище кого бы то ни было. Здесь речь идёт(если исходить из закона) не об лишении права проживания а о Ограничении, а если ты живешь в пяти комнатной квартире с евроремонтом и пр. удобствами, неужели не будет считаться ограничением твоих прав на данную квартиру-жилище подселение двух семей из обвалившегося по соседству дома.(по любой причине в следствии ЧП.) видимо при ликвидации последствий придется использовать дополнительные ресурсы для обеспечения пострадавших жильём (даже с случае существующего неподалёку коттеджного посёлка. Они и используются в соответствии с п. "а" ст. 13 закона о ЧП.

Далее. Статья 46 гарантия судебной защиты. когда в соответствии со статьёй 13 пункт "в" закона о ЧП (привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы...) все служащие задействованы в ликвидации аварии. К служащим судов это малоприменимо. В соответствии со статьей 35 закона о ЧП На указанной территории действуют все суды, учрежденные в соответствии с главой 7 Конституции Российской Федерации. Необходимо заметить следующую разницу. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФкЗ от 31 декабря 1996 года №1фкз " о судебной системе Российской Федерации" Правосудие в Российской федерации осуществляется только судами учреждёнными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим федеральным законом. При указании закона о ЧП лишь на конституцию (на главу 7) несоответствие может решаться так : если виды нормативных актов в обоих случаях ФкЗ применяется тот акт, статья, содержащая спорное положение, которого была издана позднее. Так ФкЗ о ЧП 30 мая 2001 года имеет большую силу чем ФКЗ от 31 декабря 1996 о судебной системе РФ. Таким образом не все суды продолжают функционирование, а лишь те которые непосредственно указаны в главе 7 конституции. Данная глава не содержит такой исчерпывающий перечень как статья 4 ФКЗ " о судебной системе Российской Федерации", но в её содержании указываются: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ. Видимо при ситуации невозможности функционирования прочих судов все проблемы лягут на вышеуказанные "Высшие суды" .
3. Иные Акты Регулирующие режим Чрезвычайного положения, правила действия организаций, санкции за нарушения в период режима ЧП.
Свод законодательных мер по урегулированию Чрезвычайных ситуаций не исчерпывается Конституцией РФ и ФкЗ "о чрезвычайном положении". Нельзя сказать, что власть не позаботилась о мерах по ликвидации ЧП в случае его возникновения.

Так в частности Приказ министерства внутренних дел РФ от 16 сентября 2002 №900 “о мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции.” статья 8.5 предписывает участковому уполномоченному принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях необходимые меры по спасению людей, оказанию им первой медицинской (доврачебной) помощи, а также по охране имущества и своевременному информированию об этих обстоятельствах дежурного по органу внутренних дел, при необходимости органы местного самоуправления и население.

Статья 16.4 этого же приказа говорит о совместном с сотрудниками ДПС обеспечении беспрепятственного проезда транспортных средств аварийно-спасательных служб в район чрезвычайной ситуации на административном участке.

Данным приказом определяется действие "ликвидаторов" ЧП на низшем уровне. До того момента, как будет назначен комендант и (или) др. орган координации и направления деятельности по ликвидации ЧП. предварительные действия ложатся на простых участковых. Хотя данный приказ не упоминает сам режим ЧП а лишь говорит о чрезвычайных "ситуациях", тем не менее, данные положения действительны также и при этом режиме.

Что интересно, при отсутствии и в конституции и в законе о ЧП нормы о том что введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного по правам человека и не влечет ограничения его компетенции. Но это закреплено в статье 4 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

Закон о ЧП не запрещает данное положение, и по общему правилу, что не запрещено, то разрешено. Правда, деятельность Уполномоченного в данном случае должна быть более регламентирована.

Особо хотелось бы отметить приказ Федеральной архивной службы РФ от 28 марта 2001 года №24. Не многие государственные учреждения разрабатывают правила действия в чрезвычайных ситуациях, Архивная служба представляет собой исключение. Надо отметить, что в ведении данной службы находятся уникальные, особо ценные, ценные и др. документы. Архивохранилище обслуживают милицейская, противопожарная или другая вневедомственная охрана. В случае чрезвычайной ситуации, решающую роль играет руководство архива. Главные направления деятельности в этом случае - ликвидация аварии, поддержание функционирования систем жизнедеятельности архива и обеспечение сохранности документов. Вместе с тем оповещаются соответствующие аварийно спасательные службы. Работники не занятые в данных мероприятиях либо переводятся на другую работу, либо временно освобождаются от работы. Любой факт, как, например, нарушения печатей, фиксируется и расследуется. Также данным приказом предусмотрены действия в случае отказа иных служб в обслуживании архива. В этом случае, как охрана, так и противопожарная деятельность осуществляется силами сотрудников архива. Далее я приведу правила организации такой охраны, (не в качестве описания действия данной конкретной службы, а как модель поведения для всех предприятий и организаций, в большинстве из которых, как уже говорилось, таких правил нет). При организации охраны в архивной службе исходят из расчета 4 человека на 1 пост (сутки дежурства, трое суток отдыха). Замечу, что охрана какого бы то ни было объекта одним человеком крайне неэффективна, так как, в случае его гибели, сигнал тревоги подавать будет некому. При таком использовании необходимы бронестекло, решетки, др. замки, открываемые изнутри, которые, в случае смерти охраняющего, будет невозможно открыть. Продолжая эту тему ст. 9.3 данного приказа говорит, что при осуществлении охраны архива силами его работников все входы в архив, кроме основного, закрываются, опечатываются и используются только при крайней необходимости. При всем этом в любом архиве есть инструкции и необходимые материалы, для обеспечения эвакуации документов.

Что, прежде всего, следует из данного документа? Также как государство заботится о своем архиве, также и каждый директор предприятия должен заботится о имуществе своей организации (разумеется в тех пределах в каких позволяет режим Чрезвычайной ситуации и предписания "Ликвидаторов".). Во первых при любой чрезвычайной ситуации не всегда следует рассчитывать на помощи противопожарных служб, ибо они могут быть задействованы в более значимом месте, а следовательно обеспечение противопожарной безопасности ложится на работников предприятия; Во вторых аналогично требуется усилить охрану от проникновения посторонних лиц в предприятие (это могут быть как мародёры, так и террористы), вместе с тем должна быть организована проверка всех посетителей (сюда же, часто применяемая ныне, выдача пропусков сотрудникам). В третьих в случае угрозы повреждения наиболее ценного имущества следует рассмотреть вопрос эвакуации.

Санкции за нарушения закона при действии режима Чрезвычайной ситуации

По уголовному кодексу РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ статья 63 пункт 1 л) совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках является отягчающим обстоятельством. Насколько отягчающим вину предоставлено решать судье в пределах установленного законом интервала наказания.

Большинство санкций за нарушение режима ЧП содержится в КоАП РФ.

В соответствии с кодексом РФ об административных правонарушениях статьей 3.9 . Административный арест, т.е. содержание нарушителя в условиях изоляции от общества за нарушение требований режима чрезвычайного положения устанавливается на срок до тридцати суток. Что примечательно в той же статье закреплено, что Административный арест назначается судьей, а функционирование на проблемной территории Суда как показано выше, не гарантировано. Таким образом "нарушителя" будут задерживать на положенные конституцией 48 часов (как правило с момента доставления в участок/составления протокола) с тем чтобы потом успеть получить решение суда о наложении ареста, причем суд может находится на довольно большом расстоянии. При этом "нарушитель" имеет право на адвоката. Так реальность задержания по закону существенно снижается. Правда на этот счет у работников правоохранительных структур есть свои методы, например отпустить лицо, а после выхода за ворота вновь задержать, по любым основаниям которые присутствуют в УПК РФ.


Нарушение требований режима чрезвычайного положения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ или административный арест на срок до тридцати суток.(ст. 20.5)

Статья 20.6 Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сюда же относится уже указанное в данной работе постановление правительства об изьятии средств связы (мобильных телефонов). Примечательно, что субъект данного правонарушения - должностные (не физические) лица.

Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ.



Глава 3

Органы управляющие территорией, на которой введено чрезвычайное положение.


1. Президент РФ.

Прежде всего надо помнить, что издаёт указ о введении режима ЧП Президент РФ.

Президент РФ занимает особое положение при устранении обстоятельств введения ЧП.

1 именно указом президента оно объявляется, и действует как минимум 72 часа. Также указом президента оно продлевается или досрочно прекращается.

2 Президент может приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента Российской Федерации о введении на данной территории чрезвычайного положения.

3 на основании указа Президента для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска, вплоть до пограничных. По-видимому, это вытекает из конституционного положения, что президент является верховным Главнокомандующим.

4. указом Президента Российской Федерации назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение. Деятельность комендатуры регулируется положением, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Также комендант может обращаться к Президенту Российской Федерации с предложениями о необходимости применения мер и временных ограничений, предусмотренных статьями 11 - 13 закона о ЧП.

5.Президент может создавать Временный специальный орган управления территорией, на которой введено ч.п. или федеральный орган управления территорией. Последний вводится при неспособности первого справится с ситуацией. Президент также назначает их Руководителей.


2. Комендант, временный специальный орган управления территорией, Федеральный орган управления территорией
Комендант назначается в целях осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения.

Он имеет право:

1. издавать, в пределах своих полномочий, приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения. Данные приказы и распоряжения обязательны для исполнения на соответствующей территории всеми организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, и должностными лицами указанных организаций, гражданами, а также начальниками (командирами) органов внутренних дел, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории. Это предусмотренно ст. 18 п. 2 "а", подчинение коменданту Федеральной службы безопасности под вопросом;

2. устанавливать время и срок действия комендантского часа;

3. определять особый режим въезда на территорию/выезда из неё;

4. устанавливать особый режим продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков и спиртосодержащей продукции. Причём вопросы оборота спиртосодержащей продукции в РФ представляют чуть ли не государственную тайну. И наделение коменданта данной функцией, как это не забавно звучит, наделяет его большой властью;

5. определять порядок и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, веществ и военной техники;

6. выдворять в установленном порядке за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения;

7. оповещать через средства массовой информации население соответствующей территории о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

8. устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и порядок их работы. То есть, если жерналист не понравился, по какой-нибудь причине, окомендант может без каких-либо последствий для себя выдворить его.

По сути он подотчетен лишь президенту РФ.

Введение временного специального органа управление территорией по существу меняет лишь властные отношения в верхушке органов обеспечивающих режим ЧП. Комендатура становится структурным подразделением данного органа. Предполагается также, что при данной мере увеличится численность сил обеспечивающих режим ЧП. Полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение передаются данному органу. Соответственно влясть избранных народом глав территории приостанавливается.

Введение федерального органо управления территорией - крайняя мера. Её введение сопровождается прекращением деятельности всех предижущих властных образований и их реорганизацией. По смыслу при чтении статьи 25, она мало чем отличется от ст. 24 в части их прав. Разница в том, что специальному органу лишь могут перейти властные полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления. А федеральному переходят безоговорочно.

3. Финансирование
В соответствии со статьей 27 закона о ЧП, финансирование обеспечения работ по устранению ЧП и др. расходы определяет правительство РФ. Предполагается это будут те средства бюджета, которые не распределены законом о бюджете на данный год, также могут быть использованы финансовые средства проблемного региона. данной Статьей не зря более подробно расписано финансирование возмещения ущерба пострадавшим, нежели финансирование самого процесса ликвидации ЧП. Во время ликвидации создавшегося положения деньги имеют вторичный вес. Всё решают люди и техника (как правило изъятая у населения, организаций). Не считая сравнительно небольших денег на повышенную з/п "ликвидаторов" ЧП Необходимость в финансировании возникает лишь тогда, когда проблема улажена

Заключение.


Таким образом, закон о чрезвычайном положении занимает довольно странное положение в российском законодательстве. Так как получается, что, будучи федеральным конституционным законом, он в то же время сильно противоречит конституции и во время введения чрезвычайного положения подменяет её собой. Таким образом, происходит ситуация, при которой, в мирное время, работает конституция демократического федеративного правового государства, а во время Ч.П. действует Фкз о чрезвычайном положении.

Остается, всё ещё не решенным вопрос о понятии "чрезвычайная ситуация". Права граждан, закреплённые в конституции и иных актах не знают порой, не только властные органы, но и сами граждане. Институт защиты демократических принципов развит слабо.

Разумеется, при реальном введении ЧП исполнять его будут не правоведы или юристы, а простые люди пожарные, военные, милиция и их меньше всего будет интересовать место закона о ЧП в системе права и конституционность. Ликвидация хаоса и беспорядков уже выходит за рамки законности и регуляция положения возможна лишь совершением также не вполне законных действий. Но в этом случае несколько лицемерно звучит “ограничение некоторых прав”.

По видимому в случае введения ЧП причём при введении его не в провинциях а в городах федерального значения эти последствия будут урегулированы но никак не с соблюдением требований законодательства



Список нормативных актов:

  1. Конституция Российской Федерации 1993г.

  2. Конвенция СНГ "о правах и основных свободах человека" ратифицирована ФЗ от 4 ноября 1995 г. №163 ФЗ

  3. ФкЗ «о чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 №3 - ФКЗ

(в тексте - «закон о ЧП»)

  1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ.

  2. Федеральный закон РФ от 1 апреля 1993 года №4730-1

  3. Федеральный закон "об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ

  4. Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

  5. ФЗ от 28.03.1998 №53 - ФЗ «о воинской обязанности и военной службе»

  6. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2002 г. N 601 «о порядке учета лиц,

  7. Интернет сайт Demonicheski.k66.ru

  8. Приказ министерства внутренних дел РФ от 16 сентября 2002 №900 “о мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции”.

  9. Постановление ГД ФС РФ от 27 июня 2002 г. N 2953-III ГД "о чрезвычайной ситуации, сложившейся в южном федеральном округе в результате наводнения"

  10. Указ Президента РФ от 25 июля 1994 г. N 1541 «о введении Чрезвычайного положения на части территорий республики северная Осетия и ингушской республике»,



Смотрите также:
Д-р экон наук, доцент, ведущ науч
168.37kb.
Российская академия государственной службы
352.16kb.
«коми республиканская академия государственной службы и управления»
137.32kb.
Программа вступительных испытаний по обществознанию по направлениям подготовки бакалавриата
260.25kb.
Iii республиканский научно-практический Форум
179.36kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «система муниципального управления»
1701.1kb.
Федеральная служба государственной регистрации
204.21kb.
Российская академия наук сибирское отделение
303.24kb.
Применение ксенона в медицине Н. Е. Буров Российская медицинская академия последипломного образования
945.99kb.
Российская академия наук
596.58kb.
Миссия конференции
52.33kb.
Российская академия наук
620.96kb.