Главная   страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

Тема 17.7. Живопись и скульптура Микеланджело.

Понятия: капелла, «метод ванны» в работе с каменной глыбой, анатомия и изобразительное искусство, маньеризм.

Произведения:

«Давид»,


«Моисей»,

«Пьета»,


роспись Ситкстинской капеллы,

Капелла Медичи во Флоренции.


Тема 17.8. Высокий Ренессанс в Венеции.

Понятия: «островной» город, статичная и динамичная композиция картины, прямая и косая перспективы.

Произведения:

Площадь Св. Марка в Венеции,

Джорджоне «Сельский концерт», «Спящая Венера», «Юдифь»;

Тициан «Динарий кесаря», «Венера перед зеркалом», «Даная»;

Тинторетто «Тайная вечеря».
Тема 17.11. Музыка Возрождения.

Понятия: эвфония, ars antiqua и ars nova, мензуральная нотация, мадригал, хор, хоровые голоса (бас, тенор, альт, сопрано, дискант).

Произведения:

Г. де Машо, лэ - 0.56;

Г. де Машо, виреле «De tout sui si confortee» - 1.38;

Ф. Ландино «Piccolo primavera» - 2.09;

К. Жанекен, «Битва» или «Пение птиц» (фрагменты по выбору учителя);

Мадригал К. Джезуальдо и Дж. Палестрины (по выбору учителя).


Раздел 18. Культура «Северного Возрождения» в Германии и Нидерландах.
Тема 18.1. Искусство гравюры (техника и выразительные возможности).

Понятия: графика, гравюра, виды печатной графики: выпуклая (ксилография, линогравюра), углубленная (гравюра на металле), плоская (литография), торцовая гравюра, офорт, акватинта, жанры графики (карикатура, плакат, книжная иллюстрация, экслибрис).

Произведения:

В. Фаворский, иллюстрации к «Слову о полку Игреве» (по выбору учителя),

Г Доре, иллюстрации к «Божественной комедии» Данте (по выбору учителя,

Рембрандт «Фауст»,

Ф. Гойя. Офорты из серии «Капричос» (по выбору учителя),

Литографии К. Кёльвиц (по выбору учителя).
Тема 18.2. Творчество А. Дюрера.

Понятия: светотень и моделирование объема, градации светотени (свет, полутень, тень, блик, рефлекс), линия и пятно в графике, графический цикл.

Произведения:

автопортрет (любой по выбору учителя),

«Четыре всадника». Гравюра из цикла «Апокалипсис»,

«Рыцарь, смерть и дьявол»,

«Меланхолия»,

«Св. Иероним в келье».


Тема 18.3. Протестантский хорал и нидерландские полифонисты.

Понятия: a cappella, строгий стиль в полифонии, имитация, канон, способы преобразования мелодии (обращение, возвратное движение, увеличение, уменьшение), cantus firmus, мотет.

Произведения:

Ж. Депре «Облегчите мне...» - 1.08;

И. Вальтер «Протестантский хорал» - 1.46;

О. Лассо «Серенада» - 3.35.


Тема 18.5. Протестантский настольный алтарь и его мастера.

Понятия: настольный алтарь, створки алтаря (рай, земная жизнь, ад), лицевая и внутренняя стороны алтаря.



Произведения:

Я. ван Эйк «Гентский алтарь» или М. Грюневальд «Иезенгемский алтарь» (по выбору учителя),

И. Босх «Сады земных наслаждений»,

П. Брейгель Старший:

из цикла «Времена года» (любое полотно по выбору учителя),

«Падение Икара»,

«Слепые».
Раздел 19. Возрождение в Испании.
Тема 19.1. Мавританская культура.

Понятия: мавританский стиль.

Произведения:

Соборная мечеть в Кордове,

Дворик львов (Альгамбра).
Раздел 20. Английское Возрождение.
Тема 20.1. Театр Возрождения в Англии (В. Шекспир).

Понятия: театр-гостиница, лондонский театр «Глобус», партер, ярус, «елизаветинская сцена», просцениум, авансцена, условная декорация.

Произведения:

фрагменты пьес В. Шекспира (по выбору учителя).


Тема 20.2. Музыка английского Возрождения.

Понятия: бард, пентатоника, менестрель, жига, вёрджинел, маска (жанр музыкального театра).

Произведения:

У. Бёрд «Волынка» - 1.22;

У. Бёрд «Флейта и барабан» - 1.46;

Г. Перселл. «Дидона и Эней», финальная ария Дидоны (3 д.) - 4.46



Раздел 21. Русская культура в XVI - XVII веках.
Тема 21.1. Расцвет в русском каменном зодчестве.

Понятия: шатровый храм, столпный храм, палата, анфилада, двусветный зал, узорочье, барокко, нарышкинское барокко, голицынское барокко.

Произведения:

церковь Вознесения в Коломенском,

храм Василия Блаженного в Москве,

Теремной дворец Московского Кремля,

палаты князей Юсуповых в Б. Харитеньевском переулке (Москва),

палаты бояр Романовых в Зарядье (Москва),

церковь Троицы в Никитниках (Москва),

церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва),

церковь Покрова в Филях (Москва),

Церковь Знамения в Дубровицах под Москвой,

Л. Ковалев и О. Старцев «Надвратный теремок на Крутицком подворье в Москве».


Художественная культура Нового времени
Раздел 22. Культура западноевропейского барокко.
Тема 22.1. Итальянское барокко (архитектура, интерьеры, скульптура, фонтаны).

Понятия: барокко, архитектурные формы барокко, павильон, колоннада, полуциркульное окно, балкон, архитектурный орнамент, плафон, плафонная перспектива, гризайль, зеркала в архитектуре.

Произведения:

Виньола, Дж. делла Порта «Церковь Иль-Джезу в Риме»,

Л. Бернини. «Давид»,

«Экстаз Св. Терезы»

Площадь Св. Петра в Риме

Фонтан «Четыре реки» в Риме

М. Караваджо «Лютнист».

Тема 22.2. Возникновение оперы.

Понятия: опера, Флорентийкая камерата, ария, ариозо, дуэт, терцет, квартет (вокальный), интрада, мадригальная комедия, певческие голоса (бас, баритон, тенор, контральто, меццо-сопрано, сопрано лирическое, сопрано драматическое, сопрано колоратурное).

Произведения:

Я. Пери. «Эвридика», любой фрагмент;

К. Монтеверди. «Ариадна», плач Ариадны - 2.56;

К. Монтеверди. «Коронация Поппеи», дуэты Нерона и Поппеи - 1.27;

К Монтеверди. «Коронация Поппеи», сцена Сенеки с домочадцами - 2.51.

Тема 22.3. Оратория, кантата, пассион (И.С. Бах), Фуга.

Понятия: оратория, кантата, «страсти» (пассионы), ария da capo, генерал-бас (цифрованный бас), фуга, тема фуги, противосложение, интермедия, стретта.

Произведения:

Дж. Перголези. «Stabat mater»:

№ 1 - 4.10;

№ 12 - 3.20;

№ 13 - 1.10;

И. Бах. «Страсти по Матфею»: № 1, хор - 7.52;

№ 46, сцена отречения Петра - 1.29;

№ 47, ария альта - 2.52;

№ 66, ария баса - 2.24;

любой хорал по выбору учителя;

Г. Гендель. «Мессия», хор «Аллилуйя» - 3.58.
Тема 22.4. Музыкальные инструменты барокко (орган, клавесин).

Понятия: орган, регистр, мануал, органная педаль, гидравлос, клавикорд, клавесин.

Произведения:

И. Бах «Токката и фуга ре-минор» для органа - 8.29;

Фуга для органа ми- минор - 2.32;

органная прелюдия фа-минор (BWV 639) - 2.58 или органная прелюдия ре-минор (BWV 539) - 1.57 (по выбору учителя);

Ж. Рамо «Курица» - 2.58;

Ф. Куперен, пьесы для клавесина (по выбору учителя).


Тема 22.5. Садово-парковое искусство (парки итальянские, французские, английские).

Понятия: священная (храмовая) роща, терраса, террасный (итальянский) парк, лестница и пандус, каскад, парковая скульптура, регулярный (французский) парк, партер, боскет, аллея, Ландшафтный (английский) парк, парковые «сюрпризы», грот.

Произведения:

Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр. Версаль (дворец и парк);

Петергоф (дворец, верхний «французский» парк, нижний «английский» парк, фонтаны).
Тема 22.6. «Золотой век» испанской живописи (Эль Греко, Веласкес).

Понятия: «вертикальная» композиция картины, «глубинная» композиция картины, колорит в живописи, основные характеристики цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота).

Произведения:

Эль Греко: «Погребение графа Оргаса»,

«Сошествие св. духа на апстолов»,

«Вид Толедо»;

Д. Веласкес: «Менины»,

«Венера перед зеркалом»,

«Пряхи»,

«Эль Примо»;

Х. Рибера «Св. Инесса».
Тема 22.7. Жанр натюрморта в живописи.

Понятия: натюрморт, эмблема, эмблематика, эмблематические сборники, живописная аллегория, типы натюрморта («завтраки», цветочные букеты, гирлянды, vanitas), живописная «обманка», символика предметов, растений и животных в натюрморте.

Произведения:

Ф. Снейдерс «Рыбная лавка»; натюрморты П. Класа, В. Хеды, В. Калфа, С. Шардена, натюрморты русских художников (по выбору учителя).


Тема 22.8. Фламандское барокко (П.П. Рубенс).

Понятия: «холодные и теплые», «далекие и близкие» цветовые тона.

Произведения:

П.П. Рубенс: «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»,

«Автопортрет с женой Изабеллой Брандт»,

«Пейзаж с радугой»,

«Портрет Елены Фоурмен с детьми».

А. ван Дейк «Автопортрет».

Я. Иорданс «Бобовый король».
Тема 22.9. Голландское барокко (Рембрандт и «малые голландцы»).

Понятия: групповой портрет, валёры.

Произведения:

Ф. Хальс. «Цыганка»,

Рембрандт: «Анатомия доктора Тулпа»,

«Выступление стрелковой роты капитана Баннинига Кока» («Ночной дозор»),

«Даная»,

«Автопортрет с Саксией на коленях»,

«Портрет старика в красном»,

«Возвращение блудного сына».

П. де Хох «Хозяйка и служанка».

А. ван Остаде (любая картина по выбору учителя).

Г. Терборх «Бокал лимонада».

Я.Вермеер: «Девушка с письмом»,

«Искусство живописи».
Раздел 23. Культура русского барокко.
Тема 23.1. Петр I и начальный Петербург.

Понятия: регулярная архитектура, проспект, «красная линия» улицы, город-крепость, бастион, редут.

Произведения:

Ансамбль Петропавловской крепости,

Невский проспект (общий вид),

Летний сад в Санкт-Петербурге,

А. Зубов, гравюры (проспекты) (по выбору учителя).
Тема 23.2. Архитектура русского барокко (Трезини, Растрелли, Ухтомский и др.).

Понятия: метод проектирования «снаружи внутрь», «архитектурная команда», передача движения в архитектуре, «живописность» и «иллюзорность» архитектурных форм барокко.

Произведения:

Д. Трезини «Собор Петра и Павла Петропавловской крепости» (Петербург),

М. Чоглоков «Сухарева башня» (Москва),

И. Зарудный «Церковь Архангела Гавриила («Меншикова башня»)» (Москва),

Д. Ухтомский: «Колокольня Троице Сергиевского монастыря»,

«Красные ворота» (Москва),

Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города (Москва),

Палаты Аверкия Кириллова (Москва),

Б. Растрелли: «Зимний дворец» (Петербург),

«Собор Воскресения Христова Смольного монастыря» (Петербург).



Раздел 24. Классицизм в культуре Западной Европы.
Тема 24.1. Принципы классцистической архитектуры.

Понятия: классицизм, классический, образец и образ в архитектуре, соотношение деталей и целого в классицизме, вертикальное и горизонтальное членение здания в классицизме, приемы акцентировки помещения в анфиладе, фасад как самостоятельная архитектурная форма, ризалит.

Произведения:

Фрагменты классицистических архитектурных сооружений (по выбору учителя).


Тема 24.2. Особенности живописи классицизма и рококо (Н. Пуссен, А. Ватто).

Понятия: миф в искусстве, картина-аллегория, классицистическая система цвета («трехцветка»), классицистическая композиция.

Произведения:

Н. Пуссен: «Царство Флоры»,

«Аркадские пастухи»,

«Пейзаж с Полифемом»;

А. Ватто: «Жиль»,

«Вывеска лавки Жерсена»,

«Отплытие на остров Киферу», или «Затруднительное положение», или «Отдых в парке» (по выбору учителя),

О. Фрагонар «Поцелуй украдкой»,

С. Шарден «Молитва перед обедом».
Тема 24.4. Классицистический театр (Корнель, Расин, Мольер).

Понятия: театр как форма быта, жанры классицистического театра, «классицистические единства» (действия, места, времени), манера игры, декламация, драматический монолог, амплуа, условная пластика актера.

Произведения:

Отдельные отрывки из классицистических пьес (по выбору учителя).


Тема 24.6. Рождение и основные принципы сценического балета (Новер, Люлли).

Понятия: танец бытовой, бальный и театральный (сценический), «Большой балет», комедия dell`arte, «Академия танца», основные элементы танца (позиция, па).

Произведения:

Ж.Б. Люлли, сюита «Музыканты короля»: Менуэт - 2.06;

Гавот - 2.17.
Раздел 25. Культура русского классицизма.
Тема 25.1. Мастера русского архитектурного классицизма.

Понятия: городской архитектурный ансамбль, функциональные центры города (административный, религиозный, театральный и т.д.), типовой проект.

Произведения:

А. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламотт «Здание Академии художеств» (Петербург),

А Ринальди «Мраморный дворец» (Петербург),

«Проект Большого Кремлевского дворца» (Москва),

М. Казаков: «Петровский (подъездной) дворец» (Москва),

«Здание Сената в Московском Кремле»,

М. Казаков и Д. Жилярди «Здание Московского университета на Моховой»,

Т. де Томон «Ансамбль стрелки Васильевского острова» (Петербург),

А. Захаров «Здание Адмиралтейства» (Петербург),

А. Воронихин «Казанский собор» (Петербург),

К Росси: «Михайловский дворец»,

«Ансамбль дворцовой площади»,

«Ансамбль улицы Зодчего Росси» (Петербург),

О. де Монферран «Исаакиевский собор» (Петербург),

О. Бове «Ансамбль театральной площади» (Москва»).
Тема 25.4. Дворянский бал.

Понятия: бал городской и усадебный, домашний оркестр, бытовой танец, полонез, мазурка, вальс, котильон.

Произведения:

П. Чайковский «Евгений Онегин»: Полонез (3 д.) - 4.25;

М. Огиньский «Полонез» - 3.20;

Вальс (2 д.) - 6.33.


Тема 25.5. Русская классическая дворянская усадьба.

Понятия: усадьба, курдонер, флигель, главный и парковый фасады, парковый Парнас, символика цвета в усадебных постройках, символика усадебных растений, парадные комнаты усадьбы, комнаты «для фамилии», мужской кабинет, «голландский» и «английский» кабинеты, гостиная (зала), «антик», женский кабинет, салон, дамский альбом, бисер, театральная зала, роговой оркестр, столовая, сервиз, сервировка (французская, английская, русская), буфет.

Произведения:

Б. Растрелли «Екатерининский (Большой) дворец» (Царское село),

Ч. Камерон «Большой дворец в Павловске»,

В. Баженов: «Дом П.Е. Пашкова» (Москва),

усадьба «Останкино», «Кусково» или «Архангельское» под Москвой (по выбору учителя).
Раздел 26. Культура эпохи Просвещения.
Тема 26.2. Расцвет английской живописи (Хоггатр, Гейнсборо).

Понятия: повествовательное полотно, живописная серия, сюжет в изобразительном искусстве.

Произведения:

У. Хоггарт: серия «Модный брак» или «Похождение повесы» (отдельные полотна на выбор учителя);

Т. Гейнсборо: «Утренняя прогулка»,

«Дама в голубом».



Тема 26.5. Опера Просвещения.

Понятия: опера-сериа, оперная драматургия, тембр музыкального инструмента, роль тембра в оперной музыке, монолог в опере, каватина, ариетта.

Произведения:

К. Глюк. «Ифигения в Авлиде», монолог Агамемнона (1 д.) - 2.06;

«Орфей»: сцена с фуриями (1 д.) - 4.10;

ария Орфея «Потерял я Эвридику» (4 д.) - 5.25;

мелодия (2 д.) - 3.58;

В Моцарт. «Свадьба Фигаро»: каватина Фигаро (1 д.) - 2.28;

ария Керубино (1 д.) - 2.40;

ария Фигаро (1 д.) - 3.41;

ариетта Керубино (1 д.) - 2.56;

ария Сюзанны (2 д.) - 2.41.


Тема 26.6. Соната и симфония в творчестве «венских классиков» (Гайдн, Моцарт, Бетховен).

Понятия: соната, сонатная форма (экспозиция, разработка, реприза), главная и побочная партии, симфония, сонатно-симфонический цикл, группы симфонического оркестра, тональный принцип организации музыки, устойчивость и неустойчивость в классической музыке, тяготение, тоника, аккорд, гомофонно-гармонический склад в музыке.

Произведения:

Любая соната Гайдна или Моцарта по выбору учителя;

Л. Бетховен, соната № 8 «Патетическая» - 18.21;

Л. Бетховен, соната № 14 «Лунная» (ч. 1) - 6.03 (вся соната - 15.58);

В. Моцарт, симфония № 40 (соль-минор), ч. 1 - .8.39 (вся симфония - 28.49);

Л. Бетховен, симфония № 5 (до-минор) - 33.


Тема 26.7. Жанр портрета в русской живописи, портрет парадный и интимный (Рокотов, Левицкий, Боровиковский).

Понятия: портрет, проблема сходства, личность и индивидуальность, портрет и маска, ракурс в портрете, бытовая среда портрета, «чтение» портрета, портретная миниатюра, портретная галерея, «портрет-демонстрация» (парадный портрет), «портрет-поза», «портрет-жест» (интимный портрет), «портрет-выражение», «интерьерный портрет».

Произведения:

И. Никитин «Портрет канцлера Г.И. Головкина»,

А. Матвеев «Портрет супругов»,

А. Антропов «Портрет статс-дамы А.И. Измайловой»,

И. Вишняков «Портрет Сарры Фермор»,

И. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме»,

Ф. Рокотов «Портрет А.П. Струйской»,

Д. Левицкий: «Портрет П.А. Демидова»,

«Портрет Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущовой»,

«Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия»,

В. Боровиковский: «Портрет М.И. Лопухиной»,

«Портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагриных».


Тема 26.8. Мастера русского скульптурного портрета.

Понятия: жанры скульптуры: монументальная (круглая и рельефная), садово-парковая, скульптурный портрет, медаль; взаимосвязь произведений скульптуры и архитектуры; бюст.

Произведения:

скульптуры Летнего сада в Петербурге (по выбору учителя),

Б.К. Растрелли: «Памятник Петру I» (Петербург),

«Императрица Анна Иоанновна с арапчонком»;

Ф. Шубин, любой бюст (по выбору учителя),

М. Козловский «Памятник А.В. Суворову» (Петербург),

Э. Фальконе «Памятник Петру I («Медный всадник»)» (Петербург).
Тема 26.9. Русские столичные, провинциальные и крепостные театры.

Понятия: «охочие комедианты», «народный театр», «публичный театр», «университетский театр», «оперный дом», крепостной театр, режиссер, театральные жанры («мещанская» драма, сатирическая и благородная комедии, политическая трагедия), сентиментализм.

Произведения:

П. Гонзага, любая декорация по выбору учителя;

интерьеры усадебного театра в подмосковном селе Останкино.
Тема 26.10. Русская музыка конца XVIII века.

Понятия: кант, партесное пение, ансамбль, солист, хоровой концерт.

Произведения:

Канты на Полтавскую победу (1709 г.) - «Орле Российский», «Виват» - 2.16.

М. Березовский, концерт «Не отвержи меня во время старости», ч. 1 - 6.00
Раздел 27. Романтизм в мировой культуре.
Тема 27.1. Романтическая литература.

Понятия: жизнь как художественное произведение, романтическое стремление, романтическая ирония, двоемирие, детектив.

Произведения: фрагменты произведений Э.Т.А. Гофмана, В. Одоевского, Э. По (по выбору учителя).
Тема 27.2. Поэтический романтизм.

Понятия: поэтический цикл, баллада, лирическая баллада, сонет, «кладбищенская лирика», «Озерная школа», революционный романтизм, «Парнас».

Произведения:

отдельные произведения Г. Гейне, У. Водсворта, С. Кольриджа, П.-Б. Шелли, П. Беранже, Э. По, У. Уитмена, А. Мицкевича, М. Лермонтова (по выбору учителя).


Тема 27.3. Академизм и романтизм в живописи и скульптуре.

Понятия: Академия и академизм, художественная норма, образец в искусстве, романтическая тематика в живописи (народная культура, средневековье, Восток, экстремальные состояния человека), контраст в живописи, статическая и динамическая композиция.

Произведения:

Ж.Л. Давид: «Клятва Горациев»,

«Смерть Марата»,

«Портрет мадам Рекамье»,

«Портрет Наполеона»;

Д. Энгр: «Эдип и сфинкс»;

Ф. Гойя: «Продавец посуды («Гончарный рынок»)»,

«Портрет Ла Тираны»,

«Портрет семьи Карла IV»,

«Расстрел повстанцев»;

К.Д. Фридрих (любое полотно по выбору учителя);

Э. Делакруа: «Дант и Вергилий («Ладья Данте»)»,

«Свобода на баррикадах, ведущая народ»,

«Портрет Паганини»;

Т. Жерико «Плот Медузы»;

А. Канова и Б. Торвальдсен (любая скульптура по выбору учителя).


Тема 27.4. Романтическая опера.

Понятия: романтическая опера, оперный синтез, театральная декорация, тетралогия, лейтмотив, символ в музыке, фантастическое в музыке.

Произведения:

Р. Вагнер, «Тангейзер», увертюра - 15.04;

Р. Вагнер, «Лоэнгрин», рассказ Лоэнгрина - 5.02;

«Валькирия», полет Валькирий - 7.00;

«Закат богов», траурный марш - 6.52.
Тема 27.5. Комическая опера.

Понятия: комическая опера, опера-буффа, интермедия (театральная), речитатив, «война буффонов», зингшпиль.

Произведения:

Дж. Перголези. «Служанка-госпожа»: интродукция - 1.24;

ария Умберто (1 к.) - 2.38;

А. Гретри. «Ричард Львиное Сердце», ария Лоретты (1 д.) - 2.31;

В. Моцарт. «Волшебная флейта», дуэт Папагено и Папагены (2 д.) - 2.30;

Дж. Россини, «Севильский цирюльник»: увертюра - 7.23;

каватина Фигаро - 4.45,

каватина Розины - 5.33,

ария Дона Базилио - 4.40.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
С. А. Ивлев Мировая художественная культура Тематическое планирование
1077.87kb.
Календарно-тематическое планирование курса «Мировая художественная культура»
91.35kb.
Практикум по предмету «Мировая художественная культура» тематический блок Тема 1 "романская и готическая архитектура"
39kb.
Конкурс «Искатель» Тема Москва в пейзажах русских художников. Секция Мировая художественная культура
186.28kb.
Интегрированный урок (литература и мировая художественная культура)
85.31kb.
Тематическое планирование по курсу «Православная культура» по программе Л. Л. Шевченко 5 год обучения 5 класс
18.67kb.
Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 8
222.38kb.
Рабочая программа Учебного курса «Мировая художественная культура» в 10 классе Учителя: II квалификационной категории
366.59kb.
Тематическое планирование учебного материала по математике для профильных класс
55.54kb.
Методические разработки преподавателя: конспекты, планы и презентации уроков по мхк (музыка, живопись, культура, история); проверочные работы, тесты и задания; программа по музыке для 5-8 классов общеобразовательной школы
31.25kb.
Тематическое планирование программного материала по русской литературе в 6 классе
180.87kb.
Календарно тематическое планирование 8 класс
158.39kb.