Главная |
страница 1
КЛАССООБРАЗОВАНИЕ В ПОСТ-КОММУНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В.Ильин (С.-Петербургский государственный университет) Самого поверхностного взгляда на процесс классообразования в посткоммунистических странах достаточно, чтобы увидеть, как общая тенденция облекается в более или менее специфические формы. Из этого наблюдения и вытекает основной вопрос данного доклада: Каковы факторы выбора модели классообразования в посткоммунистических странах? Хотя в поле зрения находятся вся совокупность стран, прошедших через этап государственного социализма как разновидности этакратизма, внимание фокусируется в первую очередь на России. Методологическое введение Слова «класс» и «классовая структура» являются ключевыми в разных методологических традициях, поэтому нельзя говорить о классообразовании, не обговорив предварительно смысл, вкладываемый в это базовое понятие. В данном случае я говорю о классах в русле марксистской традиции. В контексте данного доклада важны следующие исходные принципы:
Исходя из этого, процесс классобразования включает в себя два ключевых более частных институциональных процесса:
История знает две модели классобразования: снизу и сверху. В первом случае классы формируются в процессе первоначального накопления капитала, происходящего в ходе рыночного производства и обмена. Во втором случае ключевую роль в организации первоначального накопления частного капитала играет государство. В реальном историческом процессе, как правило, эти модели переплетаются, но соотношение составляющих существенно различается. Исторические предпосылки Классообразование в посткоммунистических странах в существенной мере предопределено предшествующим историческим развитием. В нем есть общий для всех стран знаменатель, но есть и свои особенности. Общность исторического пути состоит, прежде всего, в наличии опыта существования в условиях этакратической системы, прежде всего, в форме государственного социализма. Отсюда вытекают следующие общие характеристики социального развития:
В то же время исторические предпосылки классообразования в разных странах имеют существенные особенности:
А. Наличие или отсутствие оснований для великодержавных амбиций. Россия в силу своего природного и человеческого потенциала всегда имела основания претендовать на статус великой державы. А поддержание этого статуса требует огромных экономических ресурсов. В условиях относительно низкого уровня хозяйственного развития великодержавные амбиции могли поддерживаться только посредством радикальной централизации, мобилизации рычагов распределения ресурсов в руках государства. Малые страны по определению лишены оснований для великодержавных амбиций (хотя потеря ориентации в пространстве у их лидеров тоже случается). Отсюда вытекает меньшее стремление к мобилизации посредством государственной централизации. Б. Наличие осознанных внешних угроз. Советский Союз сформировался в условиях, когда внешние угрозы были явные и однозначные. Противостоять им можно было лишь на пути жесточайшей мобилизации всех ресурсов. Страны, присоединившиеся к советской системе после второй мировой войны, жили в условиях противоречивого внешнеполитического дискурса. Страны НАТО не представляли такой однозначной и реальной угрозы как некогда нацистская Германия. Кроме того, для многих жителей Восточной Европы это был спорный вопрос: исходит ли от НАТО военная угроза? Отсюда отсутствие осознанной необходимости в создании механизмов жесткой мобилизации. Как следствие всего комплекса исторических и геополитических особенностей страны Восточной Европы, входившие в советский блок, имели более либеральные социально-экономические системы (исключение являлась лишь Албания и в меньшей мере Румыния).
Все эти процессы сводятся к общему знаменателю: Классообразование шло сверху. Формирование классовой структуры снизу носило периферийный характер. Таким путем шло первоначальное накопление в мелком бизнесе. Логика рыночного перераспределения вовлекала тех, кто стал собственником в результате приватизации государственной собственности. Следствием этих институциональных преобразований стала либерализация общества: Во-первых, во всех странах появились классы частных собственников. Во-вторых, наметилась тенденция к обретению ими социальной автономии по отношению к государству. Либерально-олигархический вариант классообразования В России либерализация 1990-х гг. привела к формированию олигархической крупной буржуазии. В меньших масштабах этот процесс проявился в Украине. Олигархический капитал отличается не только размерами, создающими предпосылки для монопольной экономической власти. Характерное для любого бизнеса стремление выйти из-под контроля государства приводит к установлению в той или иной мере контроля над государством со стороны олигархов. Этот вариант классообразования шел в России в контексте действия разнообразных факторов, делавших его возможным и придававшим ему специфические формы.
Для такого бизнеса желательно слабое государство, от которого требуется только защита процесса добычи и экспорта ресурсов при неспособности обеспечить реальное налогообложение бизнеса. В этой матрице интересов важное место отводится демократической системе, характеризующейся (1) контролем СМИ (прежде всего, конечно, телевидения) крупным капиталом; (2) парламентом, депутаты и целые фракции которого зависят от финансовой поддержки крупного бизнеса; (3) коррумпированной исполнительной властью, решения которой покупаются на рыночных основаниях. Олигархический вариант классообразования создавал социальный потенциал для анти-либеральной реакции. Во-первых, бюрократия, породившая олигархов как своих полномочных представителей, оказалась исполнительницей вспомогательных функций. Подставные лица начали вести себя как подлинные хозяева, рассматривая политиков и чиновников как обслуживающий персонал. Назрел конфликт интересов чиновничества и крупной буржуазии. Во-вторых, дезорганизация государства, его обнищание при наращивании экспорта, вела к болезненной дезорганизации повседневной социальной жизни общества. Мелкий и средний бизнес оказался в существенной мере под контролем бандитских группировок. Наемные работники в массовом масштабе страдали от систематических и длительных задержек заработной платы в условиях инфляции. Пенсионный фонд был не в состоянии регулярно платить даже мизерные пенсии. Все это создало основу для союза бюрократии и разных слоев российского общества. В-третьих, дезорганизация повседневной социальной жизни широких слоев населения происходила на фоне быстрого превращения в России в бедную страну, выполняющую в мировом разделении труда функцию сырьевого придатка. Все это создавало социальную основу для националистического дискурса, т.е. определения ситуации в терминах великодержавности, нации, империализма, глобального конфликта и т.д. Таким образом, бюрократический реванш начался под лозунгами возрождения великой России, что имеет серьезные последствия для процессов классообразования. Важным фактором выбора стратегии выхода из четко вырисовывавшегося в конце 1990-х гг. тупика стал опыт модернизации КНР, которому предшествовала успешная рыночная модернизация ряда других азиатских стран с опорой на авторитарный государственный режим. Классообразование в контексте этого пути приобретает специфические формы:
Предпосылками развития по этому пути являются: 1. Собственные ресурсы, дающие шанс на участие национального государства в глобализации в качестве активного субъекта. 2. Историческая память о былом великодержавном статусе. 3. Мощная бюрократия. Бюрократическое классообразование Этот вариант легко сочетается и с либеральным, и с государственно-капиталистическим вариантами развития. Особенно благоприятной средой является либеральный путь развития в условиях социальной дезорганизации (Россия 1990-х гг.) и государственно-капиталистический путь при отсутствии гражданского общества и СМИ как ветви публичной власти (Россия начала 21 века). Бюрократическое классообразование включает в себя ряд взаимосвязанных процессов:
Формирование традиционного среднего класса В условиях первой половины 1990-х гг. возникли относительно благоприятные условия для развития традиционного среднего класса (мелких предпринимателей) в сфере розничной торговли. Либерализация в форме дезорганизации государства позволяла вести бизнес, игнорируя общественные интересы, нарушая законы, уходя от уплаты налогов и т.д. В то же время социальный статус членов данного класса отличался крайней непредсказуемостью, т.к. конкуренты также легко нарушали законы с целью убрать преграды на своем пути. Важным фактором рыночной ситуации этой эпохи был хаотичный рэкет со стороны конкурирующих между собой бандитских группировок. Рост традиционного среднего класса в России был прямым результатом интеграции страны в глобальную экономику. Границы национального рынка открылись. Слаборазвитое отечественное производство потребительских товаров обрушилось. В этих условиях мелкая торговля расцвела в сфере импорта (в значительной мере контрабандного) товаров широкого потребления. Государственно-капиталистический путь начала 21 века внес коррективы в социальный статус традиционного среднего класса. Укрепление государство обернулось тенденцией к превращению формального налогообложения в реальное. Регулярное столкновение государственного или даже муниципального интереса с интересами разрозненных мелких бизнесменов не оставляет последним шансов на успех. Нередко за защитой «общественного интереса» стоит лоббирование со стороны крупного бизнеса. Типичный пример: расчистка улиц многих городов от ларьков, преобразование городских рынков в торговые комплексы и т.д. Упала роль бандитского рэкета как фактора, определяющего рыночную ситуацию. Но его место во многих случаях заняли государственные силовые структуры или связанные с ними организации, осуществляющие охрану на коммерческих условиях. По сути дела это такой же навязчивый сервис, как и бандитский рэкет, но условия более предсказуемые и цивилизованные. Коррупция как спутник государственно-капиталистического пути развития особенно тяжким бременем ложится именно на мелкий бизнес. Формирование нового среднего класса наемных профессионалов Новый средний класс – это категория, которая может наполняться в разных условиях различным содержанием. Либерально-олигархический вариант развития России 1990-х гг. создавал своеобразный контекст для формирования данного класса.
Государственно-капиталистический путь развития, опирающийся на великодержавную идеологию и политику, вносит некоторые коррективы в эти процессы. Во-первых, государство начинает инвестировать больше средств в отрасли, обеспечивающие обороноспособность, и соответствующие научные направления. Это и прямые инвестиции, и государственные заказы. В этих условиях появляется вероятность интеграции части научных, инженерных и менеджерских кадров из ВПК в новый средний класс. Во-вторых, растущий статус бюрократии является основой для превращения ее наиболее успешных слоев в часть нового среднего класса. Правда, этот процесс роста легальных доходов чиновников имеет лишь косвенную связь с рынком, если не считать конкуренции государства с частным бизнесом за привлечение квалифицированных специалистов. В-третьих, милитаризация открывает благоприятные перспективы для такой мобильности и для высших слоев российского офицерства. Либеральный вариант классообразования в Восточной Европе Важную роль в выборе этого пути развития играет геополитика. Малые страны Восточной Европы, ранее либо входившие в состав СССР, либо находившиеся в сфере его контроля, в современном мире не имеют шансов на реальную независимость. Раньше был выбор между двумя полюсами: советским и западным (США и Западная Европа). После развала СССР альтернатива исчезла. Своего потенциала для того, чтобы играть на мировой арене свою игру, у них нет. Россия слишком слаба, чтобы претендовать на роль мирового центра притяжения. Поэтому остается один путь интеграции в Европейский союз и блок НАТО. Этот геополитический расклад в существенной мере формирует контуры классообразования в этом регионе. Его основными чертами являются:
В глобальной классовой структуре позиции крупной буржуазии оказываются за пределами национальных государств. Возникает странный для былых эпох феномен: «капитализм без капиталистов». Их функцию выполняют иностранные, часто транснациональные компании, чью штаб-квартиры находятся за границей. Одновременно новый средний класс (наемные профессионалы) трансформируется под давлением глобализации. Центры разработки технологий сдвигаются в наиболее развитые страны мира. Именно там концентрируется глобальный новый средний класс, интеллектуально обеспечивающий производство и развитие инфраструктуры в посткоммунистических странах Восточной Европы. В этих же странах новый средний класс формируется за счет профессий, обеспечивающих сбыт импортируемых товаров, менеджеров, организующих производство по схемам и технологиям, разработанным за границей. Резюме Классообразование – это социальный процесс, являющийся неотъемлемой частью более широкого процесса перехода (возврата) к капитализму. Содержание этого процесса приобретает разные формы, обусловленные как историческим прошлым, так и современным положением конкретных стран. В последней группе факторов немаловажную роль играет геополитическое положение страны, ключевой характеристикой которого являются ресурсы, дающие или исключающие шансы на борьбы за статус великой державы, играющей в мире относительно самостоятельную роль. Россия, испробовав в 1990-е гг. олигархически-либеральный путь развития, в начале 21 века, в период президентства В.Путина, начала двигаться в сторону государственно-капиталистического варианта классообразования, переплетающегося с бюрократическим вариантом. В то же время другие европейские страны, вышедшие из советского блока, явно движутся по пути либерального классообразования, проходящего под мощным воздействием процессов глобализации. Смотрите также:
Слова «класс» и«классовая структура» являются ключевыми в разных методологических традициях, поэтому нельзя говорить о классообразовании, не обговорив предварительно смысл, вкладываемый в это базовое понятие
139.57kb.
Традиционная финская баня известна практически во всем мире. Для финнов сауна понятие священное, это место, где воцаряется покой, здесь нельзя ссориться и выяснять отношения
14.02kb.
Значение символа
103.53kb.
Понятие политического
284.71kb.
Литературная гостиная "Прекрасный мир прекрасного человека"
133.46kb.
Сценарий праздника «Яблочный спас»
53.21kb.
На Руси о пострадавших принято говорить либо хорошо, либо никак. Эту житейскую мудрость, берущую начало в религиозных традициях, не смогли переломить даже 70 лет атеизма
46.07kb.
«Экшн. Как сделать фильм динамичным и зрелищным ?» 29 марта и 12 апреля
29.49kb.
1. Предмет и задачи дисциплины Место лексикологии в ряду других лингвистических дисциплин
54.32kb.
Доклад на гуманитарной конференции 2008 Ашманов Станислав 10 класс Ремизов Павел 10 класс " Предметный мир супергероя"
134.73kb.
Всё любимой работе
22.46kb.
«В воспитании культуры мышления большое место отводится шахматам. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и
44.27kb.
|