Главная страница 1страница 2 ... страница 7страница 8



www.coe.int/moneyval

www.coe.int/cybercrime

МАНИВЭЛ (2012) 6


9 марта 2012 г.


Типологическое исследование

Криминальные денежные потоки в сети Интернет: методы, тенденции и взаимодействие между всеми основными участниками1


Содержание



  1. Введение



    1. Задачи исследования

    2. Методология




  1. Обзор инициатив и вопросы для обсуждения

2.1 Общие положения

2.1.1 Меры борьбы с киберпреступностью

2.1.2 Меры борьбы с отмывание денег и финансированием терроризма, а также меры, направленные на розыск, арест и конфискацию доходов от преступлений

2.1.3 Основные международные стандарты


    1. Киберпреступность: угрозы, тенденции, инструменты и инфраструктура

2.2.1 Виды киберпреступности

2.2.2 Киберпреступность: инструменты и инфраструктура

2.2.3 Новые платформы для киберпреступности

2.2.4 Предпосылки для киберпреступности



    1. Преступления в Интернете, приносящие доход

2.3.1 Мошенничество

2.3.2 Иные категории преступлений в Интернете, приносящие доход



    1. Составление картины рисков и «слабых» мест, связанных с киберпреступностью

2.4.1 Технические риски

2.4.2 Анонимность

2.4.3 Ограничения в части лицензирования и надзора

2.4.4 Географические или юрисдикционные риски

2.4.5 Сложность схем отмывания

2.4.6 Иные факторы риска




  1. Типологии и избранные примеры

3.1 Потоки криминальных денег в Интернете и их отмывание: методы, приемы, механизмы и инструменты

3.1.1 Услуги по переводу денежных средств

3.1.2 Электронные денежные переводы/присвоение или открытие банковского счета

3.1.3 Снятие наличных со счета

3.1.4 Системы Интернет-платежей

3.1.5 «Денежные мулы»

3.1.6 Международные переводы

3.1.7 Электронные деньги

3.1.8 Покупки в Интернете

3.1.9 Компании — оболочки

3.1.10 Предоплаченные карты

3.1.11 Платформы для он-лайн игр и он-лайн торговли


    1. Индикаторы деятельности, связанной с возможным отмыванием денег: показатели риска отмывания денег



  1. Контрмеры

4.1 Сообщение об Е-преступлениях

4.1.1 Центр приема сообщений об Интернет-преступлениях (IC3)

4.1.2 MELANI

4.1.3 Национальный центр по сообщениям о мошенничестве

4.1.4 Он-лайн система приема сообщений об Интернет-преступлениях (I-CROS)

4.1.5 Signal spam

4.1.6 Сообщения о Е-преступности: использование обычного формата данных

4.2 Предотвращение и осведомленность общества

4.3 Меры регулирования и надзора

4.3.1 Меры по управлению рисками и надлежащей проверке

4.3.2 Надлежащая проверка для регистраторов и реестродержателей

4.4 Единая правовая система, основанная на международных стандартах

4.4.1 Реализация положений Будапештской Конвенции о киберпреступности

4.4.2 Реализация положений Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма

4.5 Создание специализированный подразделений для борьбы с преступлениями в области высоких технологий

4.6 Межведомственное сотрудничество

4.6.1 Германия: проектная группа «Электронные платежные системы»

4.6.2 Албания: меморандумы о сотрудничестве

4.7 Сотрудничество между государственным и частным сектором и обмен информацией

4.7.1 Форум по борьбе с преступлениями в области высоких технологий Федерации ирландских банкиров

4.7.2 Венгрия: Рабочая группа по управлению инцидентами

4.7.3 Американский национальный альянс по компьютерной криминалистике и подготовке NCFTA

4.7.4 Центры анализа и обмена информацией (ISAC) для финансовых служб

4.7.5 Европейская финансовая коалиция против коммерческой сексуальной эксплуатации детей в Сети

4.7.6 Специальные группы по борьбе Е-преступностью (Секретная служба США)

4.7.7 Европейская группа по борьбе с Е-преступностью (EECTF)

4.7.8 Инициатива против киберпреступности для частного сектора и правоохранительных органов (CICILE)

4.7.9 Руководства по сотрудничеству между правоохранительными органами и ISP для борьбы с киберпреступностью

4.8 Обучение

4.8.1 Европейская группа по образованию и обучению для борьбы с киберпреступностью (ECTEG)

4.8.2 Центр Университетского колледжа Дублина по расследованию киберпреступлений (UCD CCI)

4.8.3 Юго-восточная Европа — стратегии обучения для правоохранительных органов

4.8.4 Концепция Совета Европы по обучению судей и прокуроров





  1. Результаты

5.1 Киберпреступность и криминальные денежные потоки

5.2 Отмывание денег и вопросы киберпреступности

5.3 Выводы и направления развития




  1. Приложение

6.1 Концепция исследования

6.2 Ссылки



8
8

10
14


14

14

16



17

18
18

21

27

28



31

33

48



53
54

55

57



58

59

60


61

61
62

67
70

73

77



83

85

88



89

91

94



95

99

107



108

109


109

110
111

111
112

113


113

115


116
117

118
121

121
123

123
123


125

126
126


127
128
129

129
130


131

131
132


133
133
135
135

136


139
144
144

147


© [2012] Совет Европы. Все права защищены. Воспроизведение разрешается при условии ссылки на источник. В случае использования в коммерческих целях ни одна из частей исследования не может быть переведена, воспроизведена или передана любым способом или средствами как электронными (CD-Rom, Интернет и т. п.), так и механическими, включая копирование, запись или иные способы хранения или поиска информации без предварительного письменного разрешения Генерального Директората I по правам человека и верховенства права Совета Европы (F-67075 Страсбург по dghl.moneyval@coe.int или cybercrime@coe.int)

КРАТКИЙ ОБЗОР


  1. Данное типологическое исследование является успешным результатом совместных усилий МАНИВЭЛ2, Международного проекта Совета Европы по борьбе с киберпреступностью3, а также Проекта Совета Европы по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма в Российской Федерации (MOLI-RU2). Основой для данного исследования послужило желание практиков проанализировать взаимосвязь между киберпреступностью и отмыванием денег, наиболее часто используемые методы и средства для отмывания преступных доходов от киберпреступлений и через Интернет, а также риски и незащищенность, возникающие от этой разновидности отмывания денег.




  1. Это типологическое исследование несколько отличается от тех, которые ранее проводил МАНИВЭЛ с учетом того, что оно было подготовлено с использованием большого количества данных, собранных в результате обзоров, проведенных МАНИВЭЛ, ФАТФ и ЕАГ с привлечением государственных экспертов своих государств-членов, а также представителей финансовых учреждений, специализирующихся на киберпреступности. В результате впервые удалось объединить достаточные ресурсы и опыт подразделений финансовой разведки, служб, проводящих финансовые расследования и расследования преступлений в сфере высоких технологий, а также опыт основных представителей частного сектора, которые привнесли свои знания в этот проект.




  1. Исследование говорит о том, что киберпреступность широко распространена и с ее помощью генерируются огромные суммы преступных доходов, а данные об отмывании денег и успешных действиях правоохранительных органах — незначительны. При этом внося свой вклад в повышении осведомленности о текущих инициативах, направленных на предотвращение и борьбу с киберпреступностью и отмыванием денег, а также преступлениями в Интернете, направленными на извлечение прибыли. В исследовании рассматриваются риски, уязвимые места, выявленные в результате анализа предоставленных примеров, методов, техник и средств отмывания денег от киберпреступлений. Были получены типологические схемы, а также определенные показатели возможного отмывания денег.




  1. В отличие от традиционных схем отмывания денег с использованием банковской системы для кибер-отмывания используются сложные схемы, разные виды операций, финансовых услуг (от банковских переводов, внесения/снятия наличных, использования электронных денег до «денежных мулов» и поставщиков услуг по переводу денежных средств). В то же время осведомленность о рисках, которые несут новые платежные системы и сервисы, а также о связанных с ними отмывании денег — низкая. Таким образом, выявление и пресечение потоков преступных денег является очень сложной задачей для правоохранительных органов. Более того, существует явный риск того, что в большинстве стран киберпреступления не выявляются или уровень сообщений о них очень низок, что в свою очередь ведет к отсутствию финансовых расследований и расследований дел, связанных с отмыванием денег.




  1. В заключительной части исследования содержатся некоторые выводы о киберпреступности, отмывании денег и имеющихся в наличии контрмерах, а также полезный опыт некоторых стран, который может вдохновить политиков и регуляторов или стать частью более системных подходов или стратегий, направленных на борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также на выявление, изъятие и конфискацию преступных доходов, полученных через Интернет. Были выявлены ряд направлений, которые дают возможность активизировать совместные действия и внести свой вклад в те усилия, которые направлены на предотвращение отмывания денег.


СПИСОК АББРЕВИАТУР


АКП

Автоматизированная клиринговая палата

ПОД/ФТ

Противодействие отмыванию денег и финансирование терроризма

АРГ

Антифишинговая рабочая группа

АТМ

Банкомат

ВКА

Федеральная уголовная полиция Германии

МПМ

Мониторинг протоколов маршрутизации

Группа CERT

Группа реагирования на нарушения компьютерной защиты в сети Интернет

НПК

Надлежащая проверка клиента

CNP

Карта физически отсутствует

CSIRT

Группа реагирования на инциденты, связанные с компьютерной безопасностью

DDOS

Распределенная атака типа отказ в обслуживании

ЕССР

Европейская платформа по борьбе с киберпреступностью

ЕСЕ

Европейская серия договоров (с 1.01.2004, СДСЕ — Серия договоров Совета Европы)

ЕС

Европейский Союз

ФАТФ

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег

ПФР

Подразделение финансовой разведки

РГТФ

Региональные группы по типу ФАТФ

ФТ

Финансирование терроризма

ПКК

Правительственный консультативный комитет __________

IC3

Центр приема сообщений об Интернет-преступлениях

ICANN

Организация по присвоению имени и адресов в Интернете

ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии

I-CROS

Он-лайн система приема сообщений об Интернет-преступлениях

ИД

Идентификационные данные

ПСИ

Платежные сервисы Интернета

ISP

Поставщик Интернет-услуг

ЗСК

Знай своего клиента

ОД

Отмывание денег

МАНИВЭЛ

Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма

ПИН

Персональный идентификационный номер

СПО

Сообщения о подозрительных операциях

СВИФТ

Международная межбанковская электронная система платежей

T-CY

Комитет Конвенции Совета Европы о киберпреступности

VOIP

Протокол передачи голоса через Интернет

США

Соединенные Штаты Америки

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 Задачи исследования


  1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и, в частности, Интернет связывают между собой компьютеры во всем мире, предлагая сообществам уникальную возможность. Интернет позволяет все большему количеству людей4 и организаций общаться, обмениваться информацией, предлагать и использовать услуги и пользоваться своими правами. Но с другой стороны использование ИТК и Интернета делают сообщества более уязвимыми для такой угрозы как киберпреступность.




  1. Для целей настоящего исследования киберпреступность означает5:




    • преступление против компьютерных данных и систем: данная категория включает в себя так называемые «c.i.a.-преступления» против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных систем и данных;

    • преступления, совершенные с использованием компьютерных данных и систем: данная категория включает в себя, например, мошенничество, детскую порнографию или преступления, связанные с нарушением прав на интеллектуальную собственность, если совершаются в коммерческом масштабе и с помощью компьютерной системы




  1. Тот факт, что для совершения экономических или тяжких преступлений могут быть использованы компьютерные системы делает киберпреступность очень доступным и дешевым инструментом. При этом необходимо учитывать, что киберпреступность уже сама по себе интернациональна. Она все больше и больше переориентируется на извлечение прибыли в результате совершения различных видов мошенничества, экономических преступлений и деятельности организованной преступности. В то время как появились новые виды преступлений, «традиционные» преступления начали более эффективно совершаться через Интернет. Кроме того, сформировалась электронная теневая экономика, объемы которой продолжают расти, и в функционирование которой вовлечены организованная преступность, эксперты в сфере ИКТ, хакеры, мулы и иные лица, которых легко нанять и обладающие всеми необходимыми навыками для предоставления соответствующего инструментария или услуг для совершения киберпреступлений или для распоряжения преступными доходами. Организованным преступным группам необязательно обладать каким-либо собственным опытом деятельности в Интернете, поскольку лиц, обладающими соответствующими навыками или предоставляющими необходимые услуги, можно нанять, создавая, таким образом, что-то наподобие деловой сети, объединяющей как мелких преступников, так и организованные преступные группы, которые могут находиться в разных частях света. Все это приводит к появлению «грязных» денег в Интернете.




  1. Когда отмывание денег криминализовано на основании подхода «охватываются все преступления», то и любые киберпреступления, приносящие преступный доход, будут считаться предикатными по отношению к отмыванию денег, а имущество, отмытое, благодаря введению или выведению его в/из системы на любой стадии, считается отмыванием денег. Борьба с киберпреступностью имеет большое значение для усилий, предпринимаемых в сфере ПОД/ФТ.




  1. Для борьбы с такими преступлениями задействован широкий круг участников как из государственного, так и из частного сектора. Несмотря на примеры совместных действий, все же прилагаемые усилия носят точечный характер. Инициативы, направленные на борьбу с мошенничеством в Интернете, не всегда увязаны с той деятельностью, которую осуществляют подразделения финансовой разведки или правоохранительные органы, ответственные за проведение финансовых расследований.




  1. Одним словом, с одной стороны, был достигнут значительный прогресс с конца 1980-х в части создания системы предотвращения отмывания денег, а чуть позже финансирования терроризма, и контроля за ней; с середины 1990-х — в части разработки методик проведения финансовых расследований, направленных на конфискацию доходов, что является частью расследования по уголовному делу. Также с 2001 г. Очевиден значительный прогресс в результате введения в действие законодательства о борьбе с киберпреступностью, создания специализированных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, и условий для расследования, преследования, вынесения приговоров по киберпреступлениям, а также международного сотрудничества и недавнего усиления сотрудничества между государственным и частным сектором. С другой стороны, сферы противодействия киберпреступности, финансированию терроризма, отмыванию денег и проведения финансовых расследований слабо взаимосвязаны между собой.




  1. Совершенствование знаний относительно методов, используемых в Интернете для отмывания преступных доходов, включая мошенничество и финансирование терроризма, путем обмена информацией между представителями государственного и частного секторов будет только способствовать более эффективному проведению финансовых расследований, аресту и конфискации преступных доходов и предотвращению совершения преступлений через Интернет.




  1. Задачи исследования:

- рассмотреть отдельные риски отмывания денег и финансирования терроризма, методы, тенденции и типологии;

- разработать критерии для выявления потоков преступных денег и отмывания денег в Интернете;

- определить возможные пути решения в части превентивных мер, совместных действий, ареста и конфискации преступных доходов, проведения расследований отмывания денег и финансирования терроризма через Интернет, а где возможно разработать документы, содержащие полезный опыт.


1.2 Методология



  1. Данное типологическое исследование является успешным результатом совместных усилий МАНИВЭЛ6, Международного проекта Совета Европы по борьбе с киберпреступностью7, а также Проекта Совета Европы по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма в Российской Федерации (MOLI-RU2) вслед за принятием на Пленарном заседании МАНИВЭЛ в сентябре 2008 г. решения о проведении проекта.




  1. Исследование было подготовлено группой, состоящей из представителей Росфинмониторинга (Подразделение финансовой разведки Российской Федерации, сопредседатель проекта), Министерства внутренних дел Российской Федерации, ПФР (NOCPML) Румынии, Государственного комитета по финансовому мониторингу (ПФР) Украины, Федерального бюро Германии по финансовому надзору (BAFIN), Всемирного банка, проекта МОЛИ-РУ2, Секретариата МАНИВЭЛ (сопредседатель проекта) и Международного проекта по борьбе с киберпреступностью (сопредседатель проекта). На разных этапах реализации проекта свой вклад внесли “McAfee Labs”, “PayPal”, “Team Cymru” и “UK Payments”. Два консультанта Адриана Хольтслаг-Альварез (Голландия) и Дэйв О'Райлли (Ирландия) оказали содействие в подготовке списка литературы, вопросника и плана исследования, а также внесли свой вклад в его содержательную часть.




  1. При подготовке данного исследования проектная группа использовала данные и информацию из вопросника, который 20 января 2010 г. был направлен членам МАНИВЭЛ и ФАТФ, а также представителям правоохранительных органов и частного сектора, занимающихся вопросами противодействия киберпреступности. Учитывая проведение совместного заседания МАНИВЭЛ и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) по типологиям было принято решение привлечь государства-члены ЕАГ8 к данному исследованию. Их ответы на вопросник были получены в июне 2010 г. Было получено 22 ответа9, что дало возможность обобщить ценную информацию.




  1. Члены проектной группы провели несколько рабочих встреч в ходе реализации проекта. Представители Росфинмониторинга и Международного проекта по борьбе с киберпреступностью провели предварительную встречу в Москве в 2009 г. Учитывая подобранную литературу и первые полученные ответы, удалось подготовить первый проект исследования, который обсуждался проектной группой на заседании Совета Европы в марте 2010 г., в результате чего выкристаллизовались те вопросы, которые необходимо охватить в данном исследовании. Приблизительно в тот же промежуток времени произошел обмен мнениями с рядом представителей частного сектора. В июне 2010 г. участники распределили подготовку отдельных частей исследования между собой с тем, чтобы к октябрю был подготовлен новый проект, который они могли бы обсудить в октябре 2010 г.




  1. В ходе совместного заседания экспертов МАНИВЭЛ и ЕАГ по типологиям противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Москва, 9-10 ноября 2010 г.) был проведен отдельный семинар, посвященный таким вопросам как потоки криминальных денег в Интернете (на основе типологического исследования МАНИВЭЛ) и риски ненадлежащего использования электронных денег для отмывания денег и финансирования терроризма (на основании типологического исследования ЕАГ). Участие членов ЕАГ и МАНИВЭЛ, а также доклады представителей государственного и частного секторов подпитали дополнительной информацией данное исследование и помогли обосновать некоторые промежуточные аспекты.




  1. Кроме того, было использовано большое количество источников, находящихся в широком доступе. В данном исследовании также учтены результаты типологических исследований ФАТФ, посвященных вопросу использования он-лайновых платежных систем для отмывания денег и финансирования терроризма (июнь 2008 г.10 и октябрь 2010 г.11). Если исследования ФАТФ в большей степени затрагивают вопросы использования новых платежных методов то данное исследование предоставляет более полную картину относительно взаимосвязей, рисков, контрмер, принимаемых для борьбы с киберпреступностью, преступными денежными потоками и отмыванием денег в Интернете.




  1. Члены проектной группы провели ряд консультаций в период с декабря 2010 г. по декабрь 2011 г., что привело к завершению работы над данным исследованием.


2. Обзор инициатив и вопросы для обсуждения
2.1 Общие положения
2.1.1 Меры борьбы с киберпреступностью


  1. Конвенция против киберпреступности была открыта для подписания в Будапеште в ноябре 2011 г. К январю 2012 г. она была ратифицирована 32 государствами (31 европейское государство и США). Кроме того, она была подписана еще 15 странами (11 европейскими, а также Канадой, Японией и ЮАР). Настоящая Конвенция в соответствии со ст. 37 открыта для присоединения Государств - членов Совета Европы и не являющихся его членами, а также Государств, которые не участвовали в ее разработке. Таким образом, Аргентина, Австралия, Чили, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Мексика, Филиппины и Сенегал получили приглашение присоединиться к Конвенции. Кроме того, большое количество государств используют положения Будапештской Конвенции для того, чтобы изменить свое законодательство. Конвенция служит основой для борьбы с киберпреступностью, учебным пособием, модельным законодательством и технической помощью. Будапештская Конвенция, таким образом, является всеобъемлющей основой для законодательства о борьбе с киберпреступностью.




  1. Будапештская Конвенция обязывает государства:




    • криминализовать атаки на компьютерные данные и системы (то есть незаконный доступ, неправомерный перехват, воздействие на данные и функционирование системы, противозаконное использование устройств12), а также преступления, совершенные с использованием компьютерных технологий (включая подлог и мошенничество13, детскую порнографию14 и нарушение авторских и смежных прав15);

    • предпринять процессуальные законодательные меры для того, чтобы компетентные органы смогли проводить расследование киберпреступлений и сохранить легко изменяемые электронные доказательства наиболее эффективно, включая оперативное обеспечение сохранности данных, обыск и выемку хранимых компьютерных данных, перехват данных и т.д.)16;

    • сотрудничать эффективно с другими странами-участницами Конвенции через общие (выдача, взаимная правовая помощь и другие) и специальные процессуальные меры (оперативное обеспечение данных, доступ к хранящимся данным, перехват телекоммуникационных сообщений, создание контактных центров, работающих 24 часа в сутки семь дней в неделю и другие) для международного сотрудничества.



  1. Конвенция была дополнена Протоколом СДСЕ 189 (2003 г.) о ксенофобии и расизме, совершенных при помощи компьютерных систем.




  1. В соответствии со ст.46 был создан Комитет Конвенции против киберпреступности (T-CY) для того, чтобы помочь странам-участницам обмениваться информацией и рассматривать необходимость внесения дополнений или протоколов к Конвенции. T-CY не наделена функцией мониторинга или оценки, но в ноябре 2011 г. было принято решение начать оценку выполнения государствами положений Будапештской Конвенции.




  1. Для того, чтобы помочь странам реализовать положения Будапештской Конвенции в 2006 г. Совет Европы запустил Международный проект по борьбе с киберпреступностью, который направлен на то, чтобы оказать содействие странам по совершенствованию законодательства, обучению сотрудников правоохранительных органов, органов прокуратуры и судейского корпуса, укреплению сотрудничества между государственным и частным сектором, выработки мер для защиты персональных данных, а также защиты детей от сексуальной эксплуатации и насилия. Третья фаза проекта началась в январе 2012 г.17 Эта фаза также включает в себя деятельность, связанную с отслеживанием потоков преступных денег в Интернете. Международный проект дополняется проведением национальных и региональных проектов.

      1. Меры борьбы с отмывание денег и финансированием терроризма, а также меры, направленные на розыск, арест и конфискацию доходов от преступлений




  1. Что касается международных стандартов, то Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма 2005 г. (далее - «Варшавская Конвенция» СДСЕ 198) дополняет и уточняет положения Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. (далее — Страсбургская Конвенция,СДСЕ 141). К обеим Конвенциям могут присоединиться страны, не входящие в Совет Европы. СДСЕ 141 была ратифицирована 47 государствами-членами Совета Европы и Австралией. В настоящее время обе Конвенции действуют одновременно.




  1. Варшавская Конвенция была открыта для подписания 16 мая 2005 г. и вступила в силу 1 мая 2008 г. На январь 2012 г. 22 государства ратифицировали ее и еще 12, включая Европейский Союз — подписали ее. Ожидается, что все 47 государств-членов станут участницами СДСЕ 198, как это случилось со Страсбургской Конвенцией, которая была ратифицирована самым широким кругом участников. Конвенция, помимо всего прочего, содержит положения о конфискационных мерах (статья 3), следственных и предварительных мерах (статья 4), замораживании, изъятии и конфискации (статья 5), управлении замороженным и изъятым имуществом (статья 6), о следственных полномочиях и приемах (статья 7), криминализации преступлений, связанных с отмыванием денег (статья 9), создании подразделений финансовой разведки (ПФР) (статья 12), предупредительных мерах (статья 13), приостановлении подозрительных операций внутри государства, международных запросах о предоставлении информации по банковским счетам (статья 17), запросах информации по банковским операциям (статья 18), запросах о мониторинге банковских операций (статья 19), о применении предварительных мер (статьи 21 и 22), конфискации (статьи 23 и 24) и сотрудничестве между ПФР (статья 46). Конвенция предусматривает механизм обзора посредством проведения Конференции стран — участниц с тем, чтобы обеспечить эффективное выполнение ее положений.




  1. Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ) — является независимым органом обзора, который Комитет министров Совета Европы наделил полномочиями по проведению оценок соответствия основным принципам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) и эффективности их реализации. МАНИВЭЛ не только отслеживает соответствие стандартам СЕ, но и ФАТФ, Европейского Союза через систему взаимных экспертных оценок. 28 государств-членов Совета Европы, Израиль и Святой Престол (включая город-государство Ватикан) проходят такую оценку.




  1. Выработка стандартов (в частности Страсбургская и Варшавская Конвенции) и оценочная деятельность, осуществляемая МАНИВЭЛ, дополненные проектами по оказанию технического содействия, помогают странам последовательно и настойчиво реализовывать стандарты ФАТФ и МАНИВЭЛ. Большинство из них — это совместные проекты Совета Европы и Европейского союза, в том числе и проекты МОЛИ-РУ2 по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма в Российской Федерации18.


2.1.3 Основные международные стандарты


Основные международные стандарты по борьбе с киберпреступностью
Совет Европы
- Конвенция против киберпреступности (СДСЕ 185 - 2001 г.) - Будапештская Конвенция

- Дополнительный протокол к Дополнительному протоколу к Конвенции о киберпреступности о криминализации действий расистского и ксенофобного характера, совершенных с помощью компьютерных систем (СДСЕ 189)


Международные стандарты о противодействии отмыванию денег финансированию терроризма
Совет Европы
- Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (СДСЕ 141, 1990 г.)

-Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансированиеи трроризма (СДСЕ 198, 2005 г.)
Европейский Союз
-Директива Европейского Парламента и Европейского Совета 2005/60/ЕС от 26 октября 2005 г. о предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма и мерах по ее реализации

-Постановление (ЕС) № 1781/2006 об обязательном включении информации о плательшике при осуществлении перевода

- Постановление (ЕС) № 1889/2005 по контролю за наличными денежными средствами ввозимыми в или вывозимыми из Сообщества

-Директива Европейского парламента и Совета 2007/64/ЕС о платежных услугах на внутреннем рынке.
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег
- Сорок Рекомендаций (по состоянию на февраль 2012 г.)
Организация Объединенных Наций
- Международная Конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.) (Нью-Йоркская Конвенция)

-Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (КТОП)



2.2 Киберпреступность: угрозы, тенденции, инструменты и инфраструктура
2.2.1 Виды киберпреступности


  1. Киберпреступность можно разделить на следующие категории:




  • преступления против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных систем и данных (так называемые «CIA-преступления»), включая:

  • неправомерный доступ, например, путем взлома, обмана и иными средствами;

  • неправомерный перехват компьютерных данных;

  • воздействие на данные, включая повреждение, удаление, ухудшение качества, изменение или блокирование компьютерных данных;

  • воздействие на функционирование системы, включая создание серьезных помех функционированию компьютерной системы, например, путем распределенных атак на ключевую информационную инфраструктуру типа отказ в обслуживании;

  • противозаконное использование устройств, то есть, например, производство, продажа или иные действия, направленные на обеспечение доступности программ, устройств и иных средств, предназначенных для совершения «CIA-преступлений»



  • преступления, совершенные при помощи компьютерных систем, включая19:

  • подлог и мошенничество, совершенные с использованием компьютерных технологий;

  • преступления, связанные с содержанием данных, в частности детская порнография, детская эксплуатация и сексуальное насилие, расизм, ксенофобия, а также консультирование, подстрекательство, содействие путем указаний и предложение совершить преступление, начиная с убийства и кончая изнасилованием, пытками, диверсией и терроризмом. Под эту же категорию подпадают кибер-вымогательство, запугивание, клевета, распространение ложной информации в Интернете, азартные игры он-лайн.

  • преступления, связанные с нарушением авторских и смежных прав, например незаконное воспроизводство и использованием компьютерных программ, аудио/видео и иных видов цифровой формы, а также баз данных и книг.




  1. Данная классификация представляется полезной для улучшения судебного реагирования20, а также для аналитических задач. Однако в действительности преступление представляет собой совокупность различных видов преступного поведения как описано в примере ниже, включая незаконный доступ, неправомерный перехват, воздействие на данные и систему, а также подлог и мошенничество.



следующая страница >>
Смотрите также:
Типологическое исследование Криминальные денежные потоки в сети Интернет: методы, тенденции и взаимодействие между всеми основными участниками1
2223.8kb.
Актуальность
186.93kb.
Правила пользования услугами передачи данных и телематических служб в сети Интернет общие положения
58.52kb.
По мере роста этой сети создавались и развивались многие другие сети. Еще до наступления эры персональных компьютеров создатели arpanet приступили к разработке программы Internetting Project
397.39kb.
Письмо от физического лица о передаче поддержки домена из ано «Координационный центр национального домена сети Интернет» к иному Регистратору
11.31kb.
Скс – основа компьютерной локальной сети (лвс)
359.87kb.
Разработка и внедрение системы мотивации и стимулирования труда персонала организации
4024.06kb.
Табуков Сиражутдин Камилович
1028.05kb.
Если вы используете ip-адрес из внутренней сети WebPlus (начинается на 172. 25 и 192. 168), то для доступа в Интернет необходимо использовать прокси-сервер
17.3kb.
Повышение престижа труда учителя, сохранение преемственности
106.24kb.
Электронной почтой пользуются сотни тысяч людей, и большинство из них наивно полагают, что Интернет сохранит их переписку конфиденциальной
61.48kb.
Архив материалов из сети Интернет по теме «Аборты, контрацепция, репродуктивное здоровье и демография»
741.27kb.