Главная страница 1

ТРЕНИРОВКИ КОНВЕРГЕНЦИИ ГЛАЗ


Конвергенция глаз играет большую роль при бинокулярном зрении в процессе совме­щения монокулярных зрительных впечатлений, в создании условий для их слияния в бинокуляр­ный образ. У детей она часто нарушена, осо­бенно при видимом или скрытом косоглазии. Она может быть ослабленной, неустойчивой, либо вообще отсутствовать.

У детей с вылеченной интропией и с инфо­рией ее нарушения могут привести к деком­пенсации равновесия глазных мышц, к нару­шению симметричного положения глаз и к развитию обратной девиации.

Нарушения конвергенции при экзофории часто приводят к мышечной астенопии, к по­явлению и усилению функциональной близо­рукости, к прогрессированию осевой миопии и к переходу скрытого косоглазия в явную экзо­тропию.

Состояние конвергенции глаз у Вашего ребенка Вы можете проверить сами простым способом. Им же можно контролировать ус­пешность тренировок.

1) посадите ребенка лицом к себе, на рас­стоянии 60-80 см, закройте свой один глаз;

2) примерно посередине между ребенком и Вами поставьте вертикально карандаш так, чтобы Вы открытым глазом видели его как бы наложенным на середину лица ребенка по ли­нии “пе­реносье – подбородок”, а верхний его конец располагался на уровне его глаз;

3) предложите ребенку смотреть в Ваш открытый глаз и выясните, видит он при этом “один” или “два” карандаша (при бинокуляр­ном зрении в этих условиях возникает физио­логическая диплопия);

4) если ребенок смотрит в Ваш глаз и при этом видит “один карандаш”, то на этом кон­троль заканчивается. У Вашего ребенка нару­шено бинокулярное зрение (подавлено зри­тельное впечатление одного из глаз) и ему тре­буется дополнительное лечение;

5) если он видит “два карандаша”, предло­жите ему далее смотреть только на верхний конец карандаша, который Вы начинаете медленно приближать к лицу ребенка (Внима­ние! Все время следите за проекцией его на середину лица ребенка!);

6) при отсутствии конвергенции по мере приближения карандаша к лицу ребенка один его глаз все более и более поворачивается к носу, а второй глаз при этом все сильнее по­ворачивается кнаружи (к виску);

7) при наличии конвергенции оба глаза ребенка по мере прибли­жения к нему каран­даша симмет­рично все более и более поворачи­ваются к носу до тех пор, пока рас­стояние между его переносьем и ка­рандашом (при нормальном объеме конвер­генции) не уменьшится до 5-6 см, а у некоторых детей и ближе; после этого один глаз оста­ется повер­нутым к носу, а другой отклоняется кнаружи; определите и запомните (запишите) наимень­шее расстояние от глаз до карандаша, при кото­ром оба глаза еще были повер­нуты к носу (его называют “бли­жайшая точка конверген­ции”); в процессе лечения оно должно умень­шаться;

8) поставьте карандаш в 10 см от переносья ребенка и предложите ему смотреть на него 1-1,5 мин; при устойчивой конвергенции в тече­ние этого срока оба глаза должны быть сим­метрично повернуты к носу и стоять непод­вижно, никаких неприятных ощущений Ваш ребенок при этом не должен испытывать. Если менее чем через 1 мин один или оба глаза нач­нут “колебаться”, либо по­я­вятся неприятные ощущения, запомните время устойчивой пози­ции глаз; в процессе тренировок оно должно увеличиваться;

9) предложите ребенку без карандаша, уси­лием воли свести глаза к носу (посмотреть не на кончик носа и не на лоб, а на свое перено­сье); если это ему удается, то он обладает “во­левой конвергенцией”, которую он может использовать в процессе упражнений.



Лечение нарушений конвергенции

А. При отсутствии конвергенции еже­дневно, не менее 4 раз в день проводят по 3-5 мин следующее лечебное упражне­ние:

• пациент устанавливает на расстоянии 20-30 см от глаз вертикально карандаш (или свой палец) и смотрит мимо него вдаль; при этом он должен видеть два изображения карандаша;

• сначала ему нужно посмотреть, на­при­мер, на изображение “правого каран­даша” так, чтобы при этом был бы виден и “левый карандаш”, после чего нужно мед­ленно перевести взгляд на “левый ка­рандаш”, стараясь не потерять из виду и “правый”;

• далее пациент продолжает попере­менно фиксировать взгляд на изображе­ниях карандаша, сначала медленно, а за­тем быстрее и быстрее, делая при этом попытки посмотреть на карандаш “одно­вре­менно двумя глазами”; при успешной попытке двойные изображения прибли­жаются друг к другу, а при включении механизма кон­вергенции – “наслаиваются” друг на друга и “сливаются” в одиночное изображение.



Б. Для усиления имеющейся конвер­генции применяют три вида упражнений, которые делают ежедневно, 3-4 раза в день (упражне­ния 1 и 2 – по 3-5 мин). В течение дня их можно чередовать, то есть в одном сеансе применить упражне­ние 1, в другом упражнение 2 и так далее.

Упражнение 1. Пациент устанавливает вертикально карандаш (палец) в 15-20 см от глаз, после чего то 15-20 сек смотрит вдаль (через окно на горизонт), фиксируя внимание на двойных изображениях ка­рандаша, то переводит взгляд на каран­даш, сливая его двойные изображения, и смотрит на него 5-7 сек, после чего снова смотрит вдаль и повторяет цикл. При ка­ждом цикле или перед очередным упраж­нением карандаш придвигают к глазам на 0,5-1 см.

Упражнение 2. Пациент устанавли­вает вертикально карандаш (палец) на рассто­янии вытянутой руки и, фиксируя его взглядом, медленно приближает его к гла­зам до появления его двоения, затем так же медленно отодвигает его от себя, ста­раясь как можно быстрее усилием воли слить двойные изображения карандаша, после чего отодвигает его на расстояние вытянутой руки и повторяет цикл.

Упражнение 3 применяют у пациен­тов, имеющих волевую кон­вергенцию (см. выше п. 9). Паци­ент становится лицом к окну так, чтобы ему была видна дальняя перспектива (лучше – горизонт). Усилием воли он сводит глаза к переносью, удер­живает их в этом положении 5-7 сек, за­тем 15-20 сек смотрит вдаль и вновь сво­дит глаза к переносью, повторяя цикл. За один сеанс делают 3-5 циклов.

В. Устойчивость конвергенции можно повысить следующим упражне­нием. Определяют положение ближайшей точки конвергенции (см. выше п. 7), ка­рандаш устанавливают вертикально в эту пози­цию или на 1-2 см дальше от глаз. Сна­чала пациент старается как можно дольше фиксировать карандаш двумя глазами, за­тем он (примерно в 2-3 раза большее время) отдыхает, глядя вдаль, и далее по­вторяет цикл. За один сеанс выполняют 2-3 цикла. Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день.

Г. Научить пациента волевой конвер­ген­ции для применения упражнения № Б-3 можно следующим образом. Поставьте карандаш в 10-12 см от его глаз и пред­ложите смотреть на него. Как только па­циент повернет оба глаза к носу, предло­жите ему усилием воли удержать глаза в этом положении после то­го, как Вы уберете карандаш. Че­рез несколько таких попыток па­ци­ент научится удерживать глаза приведенными к носу. Затем пред­ложите ему научиться “сводить глаза” без карандаша. Через неко­торое время он научится это де­лать и сможет использо­вать при упражнениях волевую конвер­генцию.
Желаю успешного лечения

В. Поспелов, профессор

Словарь терминов


Бинокулярный – двуглазый (напри­мер, бинокулярное зрение – зрение двумя глазами).

Дивергенция глаз – установка глаз в па­раллель­ное положение при зрении вдаль.

Диплопия – двоение предметов (физиоло­гиче­ская – двоит предмет, расположенный ближе или дальше фиксируемого взглядом объекта; патологическая – двоит рассматри­ваемый объект).

Интропия – явное, видимое сходящееся косоглазие, при котором один глаз отклонен кнутри, к носу.

Инфория – скрытое сходящееся косогла­зие.

Конвергенция глаз – сведение их кнутри, к носу при взгляде на близко расположенный предмет.

Монокулярный – одноглазый (например, монокулярное зрение – зрение одним глазом

Мышечная астенопия – болезненное со­стояние, проявляющееся усталостью глаз, не­приятными ощу­ще­ниями в них, болями в гла­зах или около них (часто – в висках), голов­ными болями (в 75% МА – главная их при­чина). Чаще протекает в виде приступа, возни­кающего во время или после зрительной ра­боты на близком расстоянии.

Обратная девиация – отклонение глаза в противоположном направлении, например – к виску при бывшем ранее отклонении его к носу.

Экзотропия – явное, видимое расходя­щееся косоглазие, при котором один глаз от­клоняется кнаружи, к виску.

Экзофория – скрытое расходящееся косо­глазие



Смотрите также:
Тренировки конвергенции глаз
56.09kb.
1. Кому можно изучать Каббалу
659.41kb.
Проблема адаптации к физическим нагрузкам, или «тренированности» с давних пор привлекает внимание специалистов и в настоящее время остается одной из важнейших проблем теории и методики спортивной тренировки
196.42kb.
Основные данные самолета
46.8kb.
Создавалась для лчного пользования
184.39kb.
Метод работы с "зелёной точкой" Порядок выполнения
37.77kb.
1 июля 1200 г в Китае изобретены солнечные очки. Любопытно, что это изобретение напрямую связано с отправлением правосудия очки предназначались для защиты глаз судей во время долгих судебных заседаний
81.96kb.
Формирование установочных поз и ходьбы у детей дошкольного и младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
227.34kb.
О. А. от студента гр. Тоб 1 11 Палухина А. В. Отчет
14.25kb.
Защитные лицевые экраны
47.25kb.
Литературная коллективная работа
70.74kb.
Урок для тренировки всех мышечных групп, возможно использование различного аква-оборудования. Урок рекомендован для всех уровней подготовленности
27.33kb.