Главная страница 1

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г. Короленко


Утверждена

на заседании кафедры

27. 10. 04, протокол № 2

Зав. кафедрой __________ З.М. Цунанова

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина Лингвострановедение и страноведение


Специальность «033200.32 – Удмуртский язык и литература с

дополнительной специальностью «иностранный язык»

 

Пояснительная записка

Преподавание лингвострановедения и страноведения имеет цель дать будущим учителям немецкого языка достаточно полное представление о ФРГ как о стране изучаемого языка: о ее географии, политической, экономической и культурной жизни на современном этапе.

Курс страноведения строится на основе следующих принципов:

1.Высокая информативность.

2.Координация по линии межпредметных связей с общественно-политическим и психолого-педагогическими циклами: со смежными науками - историей и географией , с курсом литературы страны изучаемого языка : с практическим курсом немецкого языка.

Осуществление межпредметных связей и координация с указанными выше науками способствует, с одной стороны, осуществлению комплексного подхода к воспитательной работе в вузе, с другой стороны - комплексному использованию студентами полученных знаний для решения воспитательных задач в школе.



Цели и задачи курса

Курс лингвострановедения и страноведения способствует комплексной реализации целей обучения иностранному языку: воспитательной, общеобразовательной, профессиональной и практической.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ цель курса заключается в том , чтобы способствовать формированию системы мировоззренческих взглядов, понимания сущности общественных явлений в стране изучаемого языка.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ роль курса состоит в расширении кругозора студентов, а также в формировании страноведческой ориентации будущих учителей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ цель предполагает активное влияние на формирование педагогической направленности личности студентов, на стимулирование познавательных интересов в области выбранной профессии и специальности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ цель заключается в овладении иностранным языком с сопровождением изучения истории, культуры, искусства, нравов, обычаев, традиций носителей языка.

Организация изучения иностранного языка в тесной связи с национальной культурой народа, который говорит на этом языке, лингвострановедческий аспект обучения в целом будет способствовать усилению коммуникативно-познавательной мотивации студентов, наиболее эффективно реализовать общие требования обучения с воспитанием.

Содержание

Курс страноведения состоит из разделов:

1. Отражение истории Германии в языковых единицах.

2. Старые и новые федеральные земли Германии.

3. Языковые единицы, отражающие географические реалии Германии.

4. Праздники в Германии и старые народные обычаи.

5. Религия и церковь.

6. Из истории архитектуры и градостроительства.

7. Экономика Германии.

8. Государственное устройство и общественно-политическая жизнь страны.

9. Европейский Союз и Германия.

10. Демографические и социальные проблемы.

11. О национальном характере немцев.


Тематика лекционных занятий:

II семестр
I.Отражение истории Германии в языковых единицах.

1.Основные периоды в истории Германии.

2. Реформация. Крестьянская война. "Битва народов". Агрессивная политика Пруссии. Революция в Германии(1848-1849).

3.Объединение Германии (1871). Третий рейх. (1933-1945).Образование 2-х немецких государств (ГДР и ФРГ).Объединение Германии (30 октября1990)


II.Старые и новые федеральные земли   Германии.

Schleswig-Holstein, Mecklenburg-Vorpommern,Niedersachsen, Brandenburg, Nordrhein - Westfalen, Sachsen-Anhalt,Sachsen, Hessen,Rheinland-Pfalz,Thüringen, Bayern, Baden-Württemberg, Bremen,Hamburg, Saarland, Berlin.


III. Языковые единицы,  отражающие географические

реалии Германии. Границы, моря, озера. Отдельные регионы Германии, особенности их природно-географического положения и историческое значение. Интересные названия некоторых городов. Легенды и предания, связанные с некоторыми немецкими городами. Климат страны и его особенности.


IV. Праздники в Германии и их отражение в языке.

Das Neue Jahr; Fastnacht; Ostern; Tag   der deutsche Einheit; Tag der Allerheiligen, Weihnachten. Старые народные обычаи; поверья, традиции, приметы; старые легенды; символика цвета; свадьбы, похороны.


V. Религия и церковь города, епископства и монастыри

на территории Германии в середине 13 века. К истории религиозной борьбы в Германии.


VI. Из истории архитектуры и градостроительства.

К истории градостроительства. Некоторые  реалии современного города.


VII.Национальный характер немцев. Немцы о немцах.

со стороны. Некоторые черты и особенности национального характера жителей разных федеральных земель и регионов.


VIII. Административно-территориальное деление страны

местные органы самоуправления.


IX. Государственное устройство и общественно-

политическая жизнь Германии.


X. Экономика Германии.
Индивидуальные часы на усмотрение преподавателя.

VI семестр

XI. Европейский Союз и Германия. Переход к единой

европейской валюте.
XII. Культурная жизнь Германии.
XIII. О национальном характере немцев.
VII семестр

XIV. Проблемы окружающей среды.

XV. Европейский Союз и Германия.

XVI. Переход к единой европейской валюте.

XVII. Демографические и социальные проблемы.

XVIII. Рынок труда.

XIX. О национальном характере немцев.
Рекомендации для самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов заключается в написании рефератов по темам текущего лекционного курса. Реферат включает:

1) План, состоящий, как минимум из трех разделов (с обязательным указанием начальных страниц).

2) 2-3 главы с выводами по каждой главе или в конце всей работы.

3) Список использованной литературы, который располагается в конце работы.

Название работы должно соответствовать содержанию. Части работы должны быть логически связаны, выводы отличаться обоснованностью. Объем работы 10-20 машинописных страниц.
Темы рефератов:
I. География и история.

1) Природные ресурсы и условия в ФРГ.

2) Раскол и объединение Германии.

3) Реформация в Германии и Мартин Лютер.

4) Германия в годы фашистской диктатуры.

5) Объединение Германии. Причины и результаты.

II. Экономика.

1) Машиностроение и его отрасли.

2) Внешнеэкономические связи ФРГ.

3) Развитие и роль транспорта в ФРГ.

4) Франкфурт - финансовый центр Германии.
III. Партия и политика.

1) Политическая организация общества в Германии.

2) От холодной войны к разрядке.

3) Молодежь и политика.

4) Молодежные организации в Германии.

5) Внешняя политика Германии.


IV. Образование.

1) Система образования в ФРГ.

2)Проблемы образования в Германии.

3) Средняя школа в Германии.

4) Профессиональное образование в Германии

5) Университеты и другие вузы Германии.

6) Образование и наука.
V. Культура и искусство.

1) Культура. Традиции и современность.

2) Литература послевоенной Германии.

3) Кино ФРГ в послевоенные годы.

4) Телевидение ФРГ.

5) Немецкая национальная музыка.

6) Архитектура Германии. Готика.

7) Б.Брехт и его театр.


VI. Обычаи, нравы, праздники.

1) Быт и нравы народов Германии.

2) Праздники и обычаи Германии.

3) Зимние праздники немцев.

4) Семейные праздники в Германии.

5) Сияние рождества.

6) Быт жителей ФРГ.
VII. Города и достопримечательности.

1) Из истории городов Германии.

2) Города новых земель Германии.

3) Контрасты Гамбурга.

4) Берлин вчера и сегодня.
VIII. Разное.

1) Роль женщины в обществе.

2) Семья в ФРГ.

3) Церковь и государство в ФРГ.

4) Проблемы безработицы в ФРГ.

5) ФРГ единым взглядом




Примерный перечень вопросов к зачету:
1. Отражение истории Германии в языковых единицах.

2. Языковые единицы, отражающие географические реалии Германии (границы, моря, озера, города) старые и новые федеральные земли Германии).

3. Из истории архитектуры и градостроительства.

4. Денежные единицы (меры длины, веса, объема, площади).

5. Государственное устройство и общественно-политическая жизнь страны.

6. Характеристика экономики страны.

7. Основные этапы образования Европейского Союза и отношение к нему разных слоев населения.

8. Переход к единой европейской валюте (для стран Европы).

9. Религия и церковь.

10.Демографические и социальные проблемы.

11.Национальный и социальный состав населения.

12.Национальные традиции и праздники страны изучаемого языка.

13. О национальном характере немцев.

Основная литература:
1. Д.Г. Мальцева. Германия. Страна и язык.- М., 1998. (1экз.)

2. История Европы. Т.1, 2.-М., Наука,1988-1992.

3. История средних веков в 2-х томах /под ред. С.Д.Сказкина.-М., В.ш.,1977.

4. Путешествие в историю Германии.Ч.1,2,3.С.-Петербург, 1998.


Дополнительная литература:
Учебно-наглядные пособия и экранно-звуковые средства обучения.

1.Географические карты Германии.

2.Диапозитивы.

3.Города Германии.


4.Транспаранты.

5.Журналы "Deutsche Welle", "Juma", "Kulturchronik", "Deutschland","Иностранные языки в школе", "Spiegel".

6.Sandreas Winkler "Einsichten",Bildbann,1991.

7.Was feiert der Deutsche?Bonn,1991


8.Видеофильмы.

9.Газеты "Rundschau","Deutsch", "Der Weg".

Дисциплина "Лингвострановедение и страноведение". Для студентов факультета иностранных языков (немецкое отделение).

Составитель Поздеева Т.В.,ст. преподаватель кафедры романо-германской филологии.


Учебная программа "Лингвострановедение и страноведение" предназначена для студентов факультета иностранных языков педагогического института. Программа имеет целью дать знания о ФРГ как стране изучаемого языка.



Смотрите также:
Учебная программа дисциплина Лингвострановедение и страноведение Специальность «033200. 32 Удмуртский язык и литература с дополнительной специальностью «иностранный язык»
69.88kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
480.54kb.
«Второй иностранный язык (французский) ур. А1» для специальности 5В 011900 «Иностранный язык: два иностранных языка» учебно-методические материалы
2108.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Иностранный язык (английский) в сфере юриспруденции
516.41kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Теоретическая грамматика " специальности 033200 / 050303 "Иностранный язык"
147.97kb.
Рамзаева Т. Г. Русский язык (Дрофа) Желтовская Л. Я. Русский язык (аст, Астрель) Соловейчик М. С. и др. Русский язык (Ассоциация XXI век) Желтовская Л. Я. Русский язык (аст, Астрель) Ладыженская Т. А. и др
189.56kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социолингвистика» для специальности 050303 «иностранный язык»
66.51kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов очной формы обучения по специальности 031202
913.4kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Английский язык»
684.7kb.
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «духовые и ударные инструменты»
539.34kb.
Немецкий язык (2- язык)
30.86kb.
Практические занятия
1137.87kb.