Главная |
страница 1
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ» по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» Формы обучения: очная, заочная Составитель: Раннев П.П. Ростов-на-Дону 2011 СОДЕРЖАНИЕ Общие сведения о дисциплине 5 Заочная форма обучения 6 5.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ 14 Раннев П.П. Философия религии : Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во РСЭИ, 2011. 63 с. Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507.65. «Менеджмент организации» ВВЕДЕНИЕ Учебная программа дисциплины «Философия религии» разработана для студентов, обучающихся по всем специальностям и направлениям и является дисциплиной по выбору студента.Дисциплина «Философия религии» является важной учебной дисциплиной в системе профессионального образования. Он способствует формированию научного мировоззрения и рационального подхода к аксиологическому, мировоззренческому, психотерапевтическому и пр. аспектам религии, осмыслению процессов взаимодействия религии и общества, указывает на основные тенденции негативного воздействия религиозных явлений (экстремистский фундаментализм, нарушение светскости государства, деструктивность некоторых религиозных объединений и пр.). Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия религии»» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Учебный курс состоит из 9 основных тем. При очной форме обучения на изучение дисциплины «Философия религии» отводится учебным планом всего 68 часов, в том числе лекционные занятия- 16 часа, практические (семинарские) занятия-18 часа, самостоятельная работа студентов- 34 часа. По окончании изучения курса студенты сдают зачёт. При заочной форме обучения на изучение дисциплины «Философия религии» отводится учебным планом всего 68 часов, в том числе лекционные занятия- 4 часа, практические (семинарские) занятия- 4 часа, самостоятельная работа студентов- 60 часов. По окончании изучения курса студенты сдают зачёт. Общие сведения о дисциплинеУчебная программа дисциплины «Философия религии» разработана для студентов, обучающихся по всем специальностям и направлениям и является дисциплиной по выбору студента.Дисциплина «Философия религии» является важной учебной дисциплиной в системе профессионального образования. Он способствует формированию научного мировоззрения и рационального подхода к аксиологическому, мировоззренческому, психотерапевтическому и пр. аспектам религии, осмыслению процессов взаимодействия религии и общества, указывает на основные тенденции негативного воздействия религиозных явлений (экстремистский фундаментализм, нарушение светскости государства, деструктивность некоторых религиозных объединений и пр.). 1. Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «Философия религии» является изучение ключевых теоретических положений, понятийного аппарата, методологических оснований философии религии и религиоведения; освоение историко-философских знаний о религии; выявление роли религии в системе духовной культуры общества и рассмотрение актуальных проблем религии в современности. Задачи дисциплины: - овладеть теоретическими и тематическими знаниями в области философии религии и религиоведения; - изучить современные законодательные документы о свободе совести и принципе светскости РФ; - сформировать свою личную позицию по проблемам свободомыслия и свободы совести; - уметь обосновывать необходимость соблюдения межконфессиональной толерантности и уважения иных религиозных традиций в повседневной жизни; - расширить на базе полученных знаний кругозор слушателей. 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины По завершении изучения дисциплины студент должен з н а т ь: -историю развития философских представлений о религии, основные современные философские концепции религии сущность принципа свободы мысли, совести, религии и убеждений; -содержание вероучений, этапы развития религии, теологические принципы различных конфессий, сакральные канонические тексты, методы и приемы их современной интерпретации; у м е т ь: -использовать полученные знания в профессиональной и повседневной деятельности; -уметь практически осуществлять аргументационный процесс в контексте диалога религиозного и нерелигиозного мировоззрений на обыденном и теоретическом уровнях знания; -самостоятельно фиксировать и изучать актуальные проблемы религии, анализировать их на основе применения методологии и принципов научного религиоведения. и м е т ь п р е д с т а в л е н и е: -о психологических, феноменологических и других концепциях религии; -об основах и предпосылках религии, ее строении, структуре, о месте в системе культуры, функциях в обществе, группах, личности; о соотношении религии и науки, особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире и тенденциях изменения религии в современном мире о процессах секуляризации, сакрализации, политизации, о модернизме и фундаментализме, об интеграционных процессах в религиях. 2. Структура и объем дисциплины
Учебно-тематический план
3. Содержание дисциплины Тема 1 Введение в философию религии и религиоведение Определение понятия «религия»: сравнительная характеристика теологического и философского подходов. Социологические, биологические, психологические, этнологические определения религии. Критерии религии (вера в сверхъестественное, дихотомия сакрального-профанного, наличие культа, вера в богов). Представления о религии в древности, в средние века, в эпоху Возрождения и в Новое время. Религия в трудах мыслителей немецкой классической философии. Соотношение морали и религии по И.Канту. Философия религии Гегеля. Сущность религии по Л.Фейербаху. Научная концепция религиозного отчуждения К.Маркса и Ф.Энгельса. Многообразие философско-методологических подходов к религии в 20 веке: феноменологический, интуитивистский, герменевтический, прагматический и т.п. Роль психоанализа в изучении религии (З.Фрейд, К.-Г..Юнг). Концепции религии в русской философии 19-20 вв. Развитие философии религии 20 века в отечественной религиоведческой традиции (Г.Францев, С.А.Токарев, А.И.Клибанов, М.И.Шахнович и т.д.). Современные тенденции религиоведения. Социальные, гносеологические, психологические и исторические корни религии. Основные элементы и функции религиозной системы. Структура религиозной системы и характер взаимоотношения элементов этой системы. Основные черты религиозного сознания. Структура религиозного сознания. Рациональное и иррациональное в религиозном сознании человека. Противоречия религиозного сознания. Эволюция религиозного сознания. Проблема религиозного (в т.ч. и мистического) опыта. Культовая и внекультовая религиозная деятельность. Типы религиозных организаций и их характеристика. Концепция развития религиозной организации «от секты к церкви». Тема 3 Религия как одна из форм общественного сознания Религия как мировоззренческая форма общественного сознания. Место и роль религии в системе духовной жизни общества. Изучение опосредованной связи религии с политикой, моралью, искусством, правом, философией, наукой. Мифологические теории. Мифология и религия: сравнительная характеристика. Компенсаторная, регулятивная, мировоззренческая, интегрирующая-дезинтегрирующая, коммуникативная, культуротранслирующая функции религии. Место и роль религии в обществе и социальных процессах (политических, национальных движениях). Конфессиональное и светское религиоведение. Натуралистическая теория происхождения религии М.Мюллера. Теория прамонотеизма В.Шмидта. Анализ подходов к происхождению религии: эволюционный (Тейлор, Фрейзер, Спенсер, Робертсон-Смит), функциональный (Дюркгейм, Малиновский, Радклиф-Браун, Дюмезиль), структуралистский (Леви-Стросс), психоаналитический (З.Фрейд, К.Юнг), феноменологический (Элиаде). Первобытное мышление в анализе Леви-Брюля и Леви-Стросса. Содержание процесса религиозного синкретизма. Закономерности эволюции религии. Тема 5 Разновидности родоплеменных религий Антропосоциогенез и проблемы возникновения религии. Критический анализ концепций о первоначальной форме религии. Взаимоотношения магии и религии. Роль архаических социальных структур в порождении родоплеменных религиозных систем. Архаические формы религии, религии в период развитого родового строя, религии в период разложения родового строя. Пережитки первобытных верований и культов в мировых религиях и народных суевериях. Тема 6 Национально-государственные формы религии Религии ранних классовых обществ: месопотамская, древнеегипетская, зороастризм. Восточные религиозные системы: конфуцианство, даосизм, синтоизм, индуизм, сикхизм, джайнизм. Индоевропейские религии (греческая, римская). Иудаизм. Религиозный национализм и этноцентризм. Условия возникновения мировых религий. Современное состояние мировых религий. Проблемы экуменического движения. Философско-этические основы раннего буддизма. Основы буддийского мировоззрения. Социально-нравственный смысл сансары, кармы, нирваны. Священные тексты буддизма хинаяны, махаяны. Развитие буддийской философии. Синкретизация буддизма с национальными религиями в различных регионах Азии. Буддизм на территории России. Предпосылки и истоки возникновения христианства. Раннее христианство и христианство как государственная религия Римской империи. Вселенские соборы. Библия и апокрифы. Фольклор в Ветхом Завете (Фрейзер). Разделение церквей и раскол в христианстве. Христианская апологетика первых веков н.э. Исторические условия происхождения ислама. Особенности вероучения и культа. Основные направления в исламе: суннизм и шиизм. Коран. Реформация ислама в 19 веке. Фундаментализм и модернизм в исламе. Ваххабизм и религиозно-политический экстремизм. Мусульманская теология (калам) и восточные перипатетики (аль-Фараби, инб-Сина, ибн-Рушд). Суфизм – исламский мистицизм. Тема 8 Современные нетрадиционные религии Предпосылки и условия возникновения современных НРД и культов и их идейные источники. Общая характеристика различных нетрадиционных религий. Проблема «деструктивности» нетрадиционных религий и принудительное депрограммирование адептов. Антикультовое движение и свобода совести. Тема 9 Религия и идеи свободомыслия в истории культуры Проблема прогресса религии в истории культуры. Религиозный полиморфизм. Процессы фундаментализма, модернизма, консерватизма в религиях современности. Религиозно-политический экстремизм. Будущее религии. Понятие секуляризации. Процесс высвобождения от религиозной формы светского содержания культуры (литература, живопись, архитектура и др.). Проявления свободомыслия в народном творчестве, нравственном сознании, в теологии и философии. Исторические формы свободомыслия. Богоборчество и скептицизм в культуре древнего мира. Пантеизм и антиклерикализм еретических движений средних веков. Свободомыслие в народной культуре феодального общества. Религиозный индифферентизм и гуманизм в литературе и исторических произведениях. Развитие естественнонаучной мысли (Р.Бэкон, У.Оккам). Гуманизм и антиклерикализм ренессанского искусства. Критика христианской мифологии мыслителями возрождения (Дж.Ванини, П.Помпонацци, Э.Роттердамский). Философская и естественнонаучная основа свободомыслия Нового времени. Типология свободомыслия 20 столетия: теопозитивизм (Б.Рассел), психоанализ (З.Фрейд, Э.Фромм), атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр), секулярный гуманизм (П.Куртц), эволюционный гуманизм (Д.Хаксли), натуралистический гуманизм (К.Ламонт). Идея веротерпимости в древности и средние века. Эволюция представлений о свободе совести в эпоху Возрождения и Новое время. Развитие и закрепление в общественном сознании свободы совести в 20 веке. 4.Учебно-тематический план семинарских занятий. Семинар 1 Введение в философию религии и религиоведение
Литература:
Семинар 2 Религия как динамично развивающаяся система система
Литература:
Семинар 3 Религия как одна из форм общественного сознания 1. Религия как одна из форм мировоззрения. 2.Мифология как предшествующая религии форма мировоззрения. Мифологические теории. Мифология и религия. 3. Связь религии с политикой, моралью, искусством, правом, философией и наукой. 4. Роль религии в жизни общества и отдельной личности. Литература:
Семинар 4 Современные теории возникновения религии
3.Закономерности эволюции религии. Литература:
Семинар 5 Разновидности родоплеменных религий.
Литература:
Семинар 6 Национально-государственные формы религии
4. Даосизм и конфуцианство как самые распространённые виды религиозных учений в Древнем Китае. Литература:
Семинар 7 Мировые религии.
Литература:
Семинар 9 Религия и идеи свободомыслия в истории культуры
Литература:
Самостоятельная работа студента по дисциплине включает в себя: - изучение лекционного материала по конспекту лекций; - изучение основной и дополнительной литературы; - подготовка к практическим (семинарским) занятиям; - выполнение индивидуальных заданий. ЛИТЕРАТУРА К ТЕМАМ КУРСА Тема 1 Введение в философию религии и религиоведение
Вопросы для самопроверки:
Тема 2 Религия как динамическая система
Вопросы для самопроверки:
Тема 3 Религия как форма общественного сознания
Вопросы для самопроверки:
Тема 4 Современные теории и концепции возникновения религии
Вопросы для самопроверки:
Тема 5 Родоплеменные религии
Вопросы для самопроверки:
Тема 6 Национально-государственные формы религии
Вопросы для самопроверки:
Вариант(1) тестовой проверки знаний студентов. 1.Что означает слово «религия» в переводе с латинского языка? А) строгость Б) надобность В) таинственность 2. отрицание существование бога – это … А) атеизм Б) анимизм В) тотемизм 3. вера в существование душ А) атеизм Б) анимизм В) тотемизм 4. комплекс верований и обрядов первобытного общества А) атеизм Б) анимизм В) тотемизм 5. ритуал, приводящий в экстатическое состояние, называется … А) шаманизм Б) фетишизм В) магия 6. культ неодушевленных предметов – это … А) шаманизм Б) фетишизм В) магия 7. обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей А) шаманизм Б) фетишизм В) магия 8. этика – политическое учение в Китае А) конфуцианство Б) даосизм В) индуизм 9. китайская религия и одна из основных религиозно – философских школ А) конфуцианство Б) даосизм В) индуизм 10. перевоплощение душ – это … А) конфуцианство Б) даосизм В) индуизм 11. источник сведений по социально – экономической и культурной истории древнейшей индии А) Коран Б) веды В) библия 12. что означает в переводе с арабского «Ислам»? А) набожность Б) покорность В) строгость 13. основатель ислама А) Мухаммед Б) Иисус В) Конфуций 14. кто были последователи ислама А) христиане Б) мусульмане В) буддисты 15. что является источниками вероучения иудаизма А) тора Б) Коран В) санскрит 16. религия, возникшая в древней индии А) буддизм Б) христианство В) ислам 17. кто считается основателем буддизма А) Конфуций Б) иуда искариот В) Сиддхартха Гаутама 18. что является основным источником буддийской религии А) апокрифы Б) астрология В) Перипитака 19. какие в буддизме выделились два главных направления А) небо и земля Б) добро и зло В) хинаяна и махаяна 20. к какой религии относится вера в Иисуса Христа А) буддизм Б) христианство В) ислам 21. главный источник вероучения в христианстве А) библия Б) Коран В) Авеста 22. когда возникло христианство А) в 1 в.н.э. Б) во 2в.н.э. В) в 4в.н.э. 23. один из догматов христианства А) суннизм Б) троица В) шиизм 24. священная книга зороастрийцев А) Библия Б) Авеста В) Коран 25. какие боги особенно почитаются в индуизме А) Будда Б) Вишну и Шива В) Зевс 26. религия в индии А) джайнизм Б) ислам В) христианство 27. основатель джайнизма считается … А) Мухаммед Б) Конфуций В) вардхамана 28. священная книга мусульман А) библия Б) Авеста В) Коран 29. это направление в исламе составляет большинство А) суннизм Б) шиизм В) троица 30. арабская группа приверженцев в исламе А) суннизм Б) шиизм В) троица Вариант(2) тестовой проверки знаний студентов. «Моральный принцип веры» утверждал: 1 Кант; 2 Гегель; 3 Фейербах; 4 Эпикур. Религия как «знание божественного духа (Бога) о себе через опосредование конечного духа (человека)» - это сказал:
Представление о религии как о «коллективном неврозе», появляющимся в результате воздействия на индивида враждебного социального начала, сдерживающего его агрессивные природные инстинкты, характерно на взглядов:
Тип определений религии, построенных на представлениях о Боге как трансцендентной реальности и вере в возможность установления с ним контактов:
Фактор детерминации религии, основанный на душевных переживаниях, экзистенциальных проблемах личности, общественных механизмах суггестии, общепринятых нормах поведения человека:
Ведущий структурный элемент религиозной системы, характеризующийся совокупностью рациональных и иррациональных компонентов:
Тип религиозного объединения, характеризующийся анонимностью членства, формализацией культа, институализацией религиозной организации:
Функция религии, заключающаяся в узаконении общественных порядков, государственных, политических, правовых институтов:
Верны ли следующие суждения: а) мифология и религия – это формы общественного сознания; б) миф символически воспроизводится в религиозных действиях; 1 верно только «а»; 2 верно только «б»; 3 верно «а» и «б»; 4 оба суждения не верны. Первичная форма религиозных верований:
Подход к анализу происхождения религии, рассматривающий становление религии как поступательное движение по общим, закономерным для любого народа, ступеням:
Теория происхождения религии, сущность которой сводится к представлению о монотеизме как первоначальной форме религии:
Зооатнопоморфный облик божеств древнеегипетской религии является результатом действия процесса: 1 секуляризации; 2 синкретизации; 3 аккультурации; 4 гипостазирования. В зороастризме хранителем аша (порядка, праведности, справедливости) является: 1 Ангро-Майнью; 2 Ахура-Мазда; 3 человек; 4 жрецы. Индийская религиозно-философская традиция построена на священных текстах:
Религия Индии, построенная на синтезе индуизма и суфизма: 1 джайнизм; 2 буддизм; 3 ислам; 4 сикхизм. «Лунь-юй», «Мэн-цзы», «Ли-цзи» «Джун юн» считаются священными текстами в:
Имеющая мистический характер категория «недеяние» (у-вэй) как путь религиозного спасения человека и общества, отражающая самоорганизацию природы и единый мировой закон, составляет доктрину:
Божество синто, олицетворяющее солнце, чей потомок является императором современной Японии:
Верны ли следующие суждения: а) в традиции тхеравады существуют буддисты-монахи и буддисты-миряне; б) в хинаяне достигнуть нирваны способны монахи; 1 верно только «а»; 2 верно только «б»; 3 верно «а» и «б»; 4 оба суждения не верны. Верны ли следующие суждения: а) буддийская реинкарнация происходит посредством создания после смерти нового комплекса дхарм; б) буддийская реинкарнация происходит путем перехода неизменной сущности – атмана из одного тела в другое; 1 верно только «а»; 2 верно только «б»; 3 верно «а» и «б»; 4 оба суждения не верны. Сверхъестественные существа в буддизме, постоянно перерождающиеся в сансаре для того, чтобы способствовать достижению нирваны всем страдающим созданиям:
Направление буддизма, построенное на древнеиндийских ритуальных и йогических приемах, доктрина которого насыщена эзотерическими заклинаниями, мантрами, символами:
Священным преданием в иудаизме является: 1 Ветхий завет; 2 Талмуд; 3 Тора; 4 Зогар. Хасиды представляют следующее направление иудаизма: 1 консервативное; 2 мистическое; 3 рационалистическое; 4 реформистское. Основные каноны и догматы христианского вероучения оформились: 1 на вселенских соборах; 2 в проповедях Иисуса Христа; 3 в мистических откровениях отцов Церкви; 4 в приказах императора Константина. Верны ли следующие суждения: а) Иисус Христос единосущен Богу Отцу; б) Иисус Христос подобосущен Богу Отцу; 1 верно только «а»; 2 верно только «б»; 3 верно «а» и «б»; 4 оба суждения не верны. Католическое Священное Предание включает постановления: 1 7 вселенских соборов; 2 21 собора; 3 12 соборов; 4 23 соборов. Католическая философия тейярдизма построена на принципе: 1 рационализма; 2 спиритуализма; 3 экзистенциализма; 4 эволюционизма. Верны ли следующие суждения: а) в основе протестантских доктрин лежит учение о божественном предопределении; б) в основе протестантских доктрин лежит принцип всеобщего священства; 1 верно только «а»; 2 верно только «б»; 3 верно «а» и «б»; 4 оба суждения не верны. Концепция демифологизации христианства разработана: 1 Ж.Кальвином; 2 Д.Бонхёффером; 3 Р.Бультманом; 4 К.Бартом. Ортодоксальная православная мистическая практика получила название: 1 исихазм; 2 имяславие; 3 суфизм; 4 шаманизм. Русь приняла христианство от: 1 Рима; 2 Болгарии; 3 Моравии; 4 Византии. Патриаршество было ликвидировано: 1 Петром 1; 2 Борисом Годуновым; 3 большевиками; 4 Николаем 2. Двенадцать имамов из числа прямых потомков Али, наследующих власть над мусульманскими странами, признаются среди:
Форма свободомыслия, сущность которой сводится к борьбе против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе:
Процесс освобождения от религиозного контроля в мирских делах называется: 1 модернизацией; 2 секуляризацией; 3 свободомыслием; 4 свободой совести. Верны ли следующие суждения: а) управление религиозными организациями в современной России должно осуществляется в соответствии с законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»; б) религиозные объединения, не являющиеся традиционными для России, должны преследоваться законом; 1 верно только «а»; 2 верно только «б»; 3 верно «а» и «б»; 4 оба суждения не верны. Вопросы для подготовки к зачёту.
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «философия религии» по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Формы обучения
370.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов очной формы обучения по специальности 031202
913.4kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии
732.3kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины этнология специальность- 030401. 65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
383.56kb.
Для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации», специализации «Производственный менеджмент»
34.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск
789.37kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины искусство заголовка для студентов факультета журналистики
169.09kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины политология для студентов
245.88kb.
«математика» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)»
126.89kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Современные проблемы физики и производства Дисциплина входит в цикл днм
272.66kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Латинский язык истм ски 0306М ски М1
1095.62kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине "информационный менеджмент" для специальности
146.98kb.
|