Главная |
страница 1
Урок литературы, 10класс – Скосырева Л.В. Первая квалификационная категория. Тема: «Любовная лирика Н.А. Некрасова» (Две любви Н.А. Некрасова) Цели: внести дополнительные сведения в представление учащихся о личности Н.А. Некрасова;
Тип урока: сообщение новых знаний. Оборудование: иллюстрации, компьютер, стихи поэта. Да, наша жизнь текла мятежно, Полна тревог, полна утрат…
Чтение эпиграфа к уроку. Я не случайно выбрала именно этот эпиграф, т.к. на мой взгляд, в нем нашла отражение и жизнь, и тематика стихов Н.А. Некрасова, в этом мы и убедимся на сегодняшнем уроке. Однажды студеным зимним вечером 1844г в блистающий огнями дом известного литератора и издателя Ивана Панаева Белинский привел странного гостя. Это был обитатель трущоб, по свидетельству очевидцев, был он «очень беден, плохо одет, все как-то дрожал и поджимался. Руки у него были голые, красные, белья не было видно, но шею обвертывал он красным вязаным шарфом, очень изорванным». Еще он слагал стихи, которые никто не печатал и которыми он пытался расплатиться в трактире… Таким был Некрасов, когда впервые переступил порог дома Панаевых. Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт-гражданин, демократ, защитник, униженных и обездоленных. И немногие знают, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви, вдохновительницей и героиней многих из них была Авдотья Яковлевна Панаева. 1.Сообщения учащихся. Авдотья Яковлевна Панаева родилась в семье актеров, окончила Петербургское театральное училище, но актрисой не стала, она рано вышла замуж не по любви, а по настоянию родителей за начинающего писателя И.И. Панаева. Смолоду Авдотья Явдотья Яковлевна была красива. Современники говорили, что она одна из самых красивых женщин Петербурга. Целых 6 лет добивался Некрасов любви этой женщины. И день, когда она стала его гражданской женой, он назвал «праздником из праздников» Счастливый день! Его я отмечаю В семье обыкновенных дней; С него я жизнь мою считаю И праздную его в душе моей. 2. Но большого и долгого счастья у них не было. Трудный характер Некрасова, частые приступы хандры, жестокой и мрачной ревности делали повседневную их жизнь, тягостной. А в середине 50-х годов Некрасов уже думал, что надо жить отдельно. Несколько раз от нее уезжал и возвращался. И наверно, можно только пожалеть и того, и другого: несмотря на любовь, их союз был ошибкой, они не были созданы друг для друга, хотя лучшие годы их были полны взаимопонимания, дружбы, общности литературных интересов. Любовь к Панаевой составила светлые страницы в мрачной жизни поэта, недаром Некрасов именовал Авдотью Яковлевну «второй музой». Отношения с Панаевой стали темой многих эпизодов из жизни: ссоры и примирения, жажда понимания и счастья. Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно» Ты всегда хороша несравненно. Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый насмешливый ум. То хохочешь так бойко и мило. Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло. Так лукаво меня ты смешишь; Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, и твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня, - Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед в это темное море- Без обычного страха гляжу. 3.Чтение и анализ стихотворения «Ты всегда хороша несравненно». *Каким вы увидели лирического героя? (душа героя бывает уныла и угрюма, по всей вероятности, он что-то значит в этой жизни, Т.к. У него есть враги. Ему порой трудно преодолевать жизненные невзгоды, он ищет опору в любимой женщине ). *Каков характер лирической героини? *Какое влияние оказывает на Поэта ее любовь? (героиня не только хороша несравненно, но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна. Ее любовь оказывает хорошее влияние на угрюмого поэта: укрепляет его силы, спасает от жизненных невзгод). *Каков идеал любимой для Некрасова? *Какой должна быть любовь, как считает поэт? Вы сформулировали ряд особенностей любовной лирики Некрасова, запишем их в тетрадь. Напишите заголовок Особенности любовной лирики Н.А.Некрасова. 1.Впервые в русской литературе появилась поэзия, в которой любовь и проза жизни взаимопроникаемы. 2.Некрасов считал, что любовь должна согревать человека, помогать ему выжить в жестоком мире. 3.Идеал любимой - это женщина-друг, опора в жизни. 4.Стихи Н.Некрасова о любви искренни и достоверны. Сейчас вы услышите еще одно стихотворение Николая Алексеевича, посвященное А.Панаевой. Постарайтесь понять, о чем оно, какие чувства в нем выражены, с какой стороны раскрылся поэт? « Прости» Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь, Благослови и не забудь! Это искреннее прощание с любимой. Герой просит любимую забыть все плохое, что было между ними, не помнить дней ревности и угроз, а на всю жизнь запомнить то время, когда им было хорошо вдвоем. -Какая из особенностей любовной лирики Некрасова нашла отражение в этом стихотворении? Н.А.Некрасов умел сильно чувствовать, страстно любить и оставаться человечным в конфликтных ситуациях. Умел видеть даже в нелюбимой уже женщине прежде всего страдающего человека, что дано далеко не всем. Это доказала и сама Авдотья Яковлевна, когда в старости, пережив трех мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н.Некрасова. Он вышел у нее под пером лучшим из людей. Не менее ярким в лирическом плане стал сборник стихов «Последние песни, в котором Некрасов подводит жизненные итоги, пишет о своей судьбе, поэзии, о родине, о матери и о любви. Продолжая вспоминать о Панаевой, Н.А.Некрасов посвящает несколько стихотворений своей последней любви Зине. (Фекле Анисимовне Викторовой) 4.Сообщения учащихся. Последний роман в жизни Н.А.Некрасова начался в июле 1870г. Он был недолог, всего 7лет. Между ними большая разница в возрасте: ей-19 лет, ему-49лет. Зина-это имя ей дал Некрасов- была простой крестьянкой, которую поэт стремился развить и воспитать. Он учил ее музыке и французскому языку, посвятил поэму «Дедушка» и подарил собрание своих стихотворений. Сын поэта А.Плещеева вспоминал, что она «была красавицей, располагавшей к себе и нежным взглядом, и всегда приветливой улыбкой. Волосы у нее были светлые, профиль на редкость правильный, римский. Душа русской добрейшей женщины чувствовал ась в ней с первого знакомства». Это искреннее прощание с любимой. Герой просит любимую забыть все плохое" что было между ними" не помнить дней ревности и угроз, а на всю жизнь запомнить то время, когда им было хорошо вдвоем. -Какая из особенностей любовной лирики Некрасова нашла отражение в этом стихотворении? -С каким пушкинским стихотворением можно сравнить стихотворение «Прости»(«Я вас любил») -Давайте сравним эти два стихотворении. -Кто помнит наизусть стихотворение А.С.Пушкина? Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. -Что между ними общего? (Влюбленные расстаются, но он желает ей счастья. Герой так же щедр, как и пушкинский герой" который благословляет любимую) Н.А.Некрасов умел сильно чувствовать, страстно любить и оставаться человечным в конфликтных ситуациях. Умел видеть даже в нелюбимой уже женщине прежде всего страдающего человека, что дано далеко не всем. Это доказала и сама Авдотья Яковлевна когда в старости, пережив трех мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н.Некрасова Он вышел у нее под пером лучшим из людей. Не менее ярким в лирическом плане стал сборник стихов «Последние песни» в котором Некрасов подводит жизненные итоги, пишет о своей судьбе, поэзии, о родине, о матери и о любви. Продолжая вспоминать о Панаевой, Н.А.Некрасов посвящает несколько стихотворений своей последней любви Зине. (Фекле Анисимовне Викторовой) Двести уж дней, Двести ночей Муки мои продолжаются. Ночью и днем В сердце твоем Стоны мои отзываются Двести уж дней Двести ночей! Темные зимние дни, Ясные зимние ночи... Зина! Закрой утомленные очи! Зина! Усни! *0 чем стихотворение? Каким показан здесь герой? Перед вами стихи Некрасова. Задание: прочтите их про себя и выпишите понравившиеся вам строчки из стихов Н.А.Некрасова. Чтение вслух выписанных строк. *Почему именно эти строки привлекли Ваше внимание? *Какие еще стихи Н.А.Некрасова о любви вы знаете? Чтение стихов Некрасова о любви учащимися. *Понравились ли стихи? Чем? *Что нового вы узнали о характере и судьбе поэта из материала сегодняшнего урока? (Характер у Некрасова был сложный: он то ревновал, то хандрил, то уезжал, то возвращался. Жить с ним было трудно. Но, может быть, благодаря этому и были созданы замечательные стихи о любви. Он умел ценить женщин, оставаться человеком в конфликтных ситуациях, умел видеть в нелюбимой женщине страдающего человека. Умел быть благодарным, нежным, заботливым. И действительно, жизнь его текла мятежно, полна тревог, полна утрат. ) -Итог урока, оценки. Дома: прочитать стихотворение "Поэт и Гражданин", подготовиться к беседе по стихотворению. Смотрите также:
Урок литературы, 10класс Скосырева Л. В. Первая квалификационная категория
71.25kb.
Конкурс «Современный урок»
85.49kb.
«Художественная литература Кузенкова Любовь Николаевна самое сокровенное и самое Первая квалификационная категория действенное средство общения»
13.91kb.
В. К. высшая квалификационная категория 2011 год город Кизел
109.54kb.
Урок литературы в 7-м классе. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Хабибуллина Фарида Салимжановна
121.09kb.
Урок литературы
92.13kb.
Урок литературы в 9 классе Тема: «Моя тропа к Пушкину»
61.84kb.
Интегрированный урок русской литературы и истории в 7Б классе
82.25kb.
Урок литературы в 3 классе по сказкам английского писателя Дональда Биссета
44.71kb.
Реферат флягина Т. А. Проблемы разработки многооконных интерфейсов, квалификационная работа на степень бакалавра наук по направлению "Математика, прикладная математика": стр. 21, рис. 10, приложение 1, /библ. 3 назв
194.83kb.
Урок литературы в 7 классе
146.71kb.
Русская литература XIX века. 10класс. Коровин и др. Часть М. «Просвещение», 2010г. Русская литература XX века
11.53kb.
|