Главная страница 1

Тема урока: «Испарение и конденсация ВОДЫ»

(для 8 класса).


Вода у тебя нет ни вкуса, ни цвета,

Ни запаха, тебя невозможно описать,

Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:

ты – сама жизнь.

Антуан де Сент - Экзюпери

Цель урока: создать условия для усвоения нового материала по данной теме, используя элементы проблемного обучения.

Задачи урока:

Образовательные – дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние и наоборот, научить школьников понимать микромеханизм этих явлений, объяснить эти процессы с точки зрения молекулярно кинетической теории;

Развивающие – формировать представление о процессе научного познания развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании законов физики; способствовать развитию познавательного интереса школьников.

Воспитательные – сформировать умения применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи в экстренных ситуациях.
Оборудование:

- стеклышки;

- рисунки, на которых представлены три агрегатных состояния воды в природе;

Тип урока: комбинированный.



План изложения нового материала.

1. Объяснение явления испарения с точки зрения МКТ.

2. Испарение как физическое явление, его признаки.

3. Факторы, влияющие на скорость испарения.

4. Конденсация.

5. Насыщенный пар.

6. Испарение в природе, технике.
План урока

Организационный момент



1 минута
Подготовка к усвоению нового материала

3 минуты
Актуализация опорных знаний

3 минуты
Освоение нового материала

18 минут
Закрепление материала

10 минут
Первичная проверка полученных знаний

5 минут
Домашнее задание

2 минута

Подведение итогов урока (рефлексия)



3 минуты
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Подготовка к усвоению нового материала
Учитель: На столах у вас лежат предметные стеклышки. Подышите на стеклышко. Что вы наблюдается? Как называется наблюдаемое явление? Как и почему можно изменить «картину» на стеклышке?
Объявление темы урока: «Испарение и конденсация». Постановка целей и задач урока.
3. Объяснение нового материала.
Рассказ о явлении испарения с точки зрения МКТ.


Учитель: Нарисуйте в тетради сосуд, который наполненный жидкостью. Изобразим молекулы этой жидкости в виде шариков, которые расположены довольно плотно друг к другу. Это молекулярная модель жидкости. Изобразите стрелками направления движения некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость?
Вывод: поверхностный слой жидкости могут покинуть молекулы находящиеся вблизи поверхности, и которые имеют большую кинетическую энергию равную работе, которую необходимо совершить против сил сцепления, удерживая их внутри жидкости.

Применение здоровьесберегающих технологий при изучении темы «Испарение»:
Эти знания можно применить при оказании первой медицинской помощи, если мама на работе, а у братика или сестренки поднялась высокая температура, то вы должны сделать следующее:

вызвать врача;

до прихода врача уложить больного в постель и заставить его раздеться;

взять мягкую тряпочку, воду (капнуть в нее несколько капель уксуса или спирта);

тряпочку намочить в воде, немного отжать и обтереть больного, укрывать не надо, можно немного помахать над ним полотенцем, тогда испарение пойдет быстрее и температура тела понизится;

дождаться врача;


Если будет необходимость, эту процедуру можно повторить.
От каких факторов зависит скорость испарения?
а) температуры;

б) площади поверхности жидкости;

в) рода жидкости;

г) от скорости удаления паров с поверхности жидкости.

Конденсация.
Конденсация - процесс перехода молекул из пара в жидкость.
Этот процесс происходит на поверхности жидкости или твердого тела.
Конденсация сопровождается выделением энергии. Пример: образование облаков, выпадение росы.
Насыщенный пар
Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным паром.

Испарение в природе, технике.


а) В естественных условиях испарение является единственным способом передачи влаги с океанов в атмосферу и основной составляющей круговорота воды на земном шаре.
Пример: С поверхности земли, ежегодно испаряется 577 000 куб. км воды.
С поверхности Мирового океана - 505 000 куб. км; с поверхности рек, озер ….- 74 000 куб. км.
Огромное количество воды испаряется растениями. За вегетационный период 1 га пшеницы испаряется около 2 000 куб. м воды. 1 га взрослых лиственных деревьев за лето испаряет до 15 000 куб. м
б) в технике применяется испарение как средство для очистки веществ или разделения жидких смесей перегонкой (получение бензина, керосина и т.д.).
Процесс испарения лежит в основе двигателей внутреннего сгорания, холодильных установок, а так же для разбрызгивания воды в горячем цеху для охлаждения воздуха, а также в основе всех процессов сушки в сушильных камерах.
4. Закрепление.
а) фронтальная беседа по вопросам.
1. Что называют испарением?

2. От чего зависит интенсивность испарения?

3. Что называют конденсацией?
б) работа в группах
1 группа: В каких случаях понижение температуры при испарении жидкости полезно и что следует сделать, чтобы его ускорить?
2 группа: Когда быстрое испарение вредно, и каким образом его можно замедлить?
3 группа: Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?
1 группа: Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?
2 группа: Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый?
3 группа: Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?

Загадки.


1. Что в руках не удержать? (вода).

2. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт? (иней).

3. День и ночь кричит, а голос не устаёт? (водопад).

4. Я вода да по воде же плаваю? (лёд).

Физические свойства воды:

1. Температура кипения - …

2. Температура плавления - …

3. Плотность воды при температуре 4 градуса- …

4. Температура плавления льда -…
6. Рефлексия. Итог урока.

Учащимся розданы карточки для оценки своей деятельности на уроке. ( Молекула на дне – учащийся не понял тему, на поверхности – частично понял, покинула жидкость – хорошо понял тему)


7. Домашнее задание.
§ 15. Напишите короткий, не более двух тетрадных страниц (и желательно веселый), рассказ - загадку, в основе которого лежали бы явления испарения и конденсации.


Литература:

Перышкин, А.В., Физика: Учеб. для 8 кл. сред. шк. – 10-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2004. – 175 с.: ил.

Физика: Методические материалы 8 кл. М.: Илекса, 2003

Малафеев, Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе: Кн. для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с. – ISBN 5-09-001844-8.



Кирик, Л.А. Физика-8. Методические материалы. М.: Илекса, 2003 – 288 с.



Смотрите также:
Урока: «Испарение и конденсация воды»
52.33kb.
«Поглощение воды корнем и ее транспорт у цветковых растений»
53.87kb.
Цель урока: Сформировать представление об основных видах движения воды в Океане
65.99kb.
Минеральные воды Крыницы Всего в Крынице 25 источников: 7 естественных Zdroj Glowny, Slotwinka, Jan
31.5kb.
Опыт комплексного лечения пациента с эксфолиативным хейлитом и хронической трещиной губы
57.08kb.
Преимущества озонирования воды в бассейнах
34.57kb.
Отчет 54 с., 6 ч., 19 рис., 1 табл., 73 источн., 0 прил
25.97kb.
Область применения
48.56kb.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок Форма урока: деловая игра «Научный симпозиум»
150.71kb.
Комплекс интеллектуальных соревнований школьников
37.4kb.
Аппараты. Настольные кулеры для воды идеально подходят для использования в домашних условиях, поскольку их габариты значительно меньше напольных моделей. Напольные кулеры для воды обладают рядом преимуществ
12.37kb.
Эксперимент №1. Влияние температуры воды на окраску тела рыбы
14.38kb.