Главная страница 1

ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ И ЮРИДИЧЕСКАЯ

ПРИРОДА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИНАДЛЕЖАЩЕЕ ЕЙ ИМУЩЕСТВО
В.П. МОЗОЛИН
Мозолин Виктор Павлович - заведующий кафедрой гражданского и семейного права МГЮА, доктор юридических наук, профессор.
I. Государственная корпорация как одна из форм некоммерческих организаций, наделенная правами юридического лица, получила закрепление в законодательстве относительно недавно. Она была легитимирована Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ <1> и включена в перечень некоммерческих организаций в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <2> в виде дополнительной ст. 7.1 "Государственная корпорация". Первой государственной корпорацией, созданной на основании данного Закона, стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций, просуществовавшее всего пять лет и ликвидированное Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 87-ФЗ <3>. На смену ей пришли государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", созданная Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <4>, и около десятка других государственных корпораций в наиболее важных отраслях народного хозяйства нашей страны. В их числе созданные государством в последние годы Российская корпорация нанотехнологий, Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, Государственная корпорация "Ростехнологии", Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом". Государственная корпорация создается и ликвидируется на основании федерального закона в качестве сложноструктурной организации с весьма широкими функциями и полномочиями в своей многогранной деятельности, в том числе и в сфере своей хозяйственной деятельности. Так, Российская корпорация нанотехнологий для достижения целей своей деятельности реализует следующие основные функции:

--------------------------------



<1> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3472.

<2> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

<3> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3223.

<4> СЗ РФ. 2003. N 52. Ч. I. Ст. 5029.
рассматривает проекты в сфере нанотехнологий в целях последующего предоставления финансовой поддержки за счет средств корпорации;

осуществляет организационную и финансовую поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторский разработок в сфере нанотехнологий;

осуществляет финансирование проектов в сфере нанотехнологий, предусматривающих внедрение нанотехнологий или производство продукции в сфере нанотехнологий;

осуществляет финансирование проектов по подготовке специалистов в сфере нанотехнологий;

осуществляет мониторинг реализации проектов в сфере нанотехнологий, финансируемых за счет средств корпорации;

выполняет другие функции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Имущество, переданное Российской Федерацией государственной корпорации, признается собственностью последней.

Государственная корпорация может заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку это служит достижению цели, ради которой она создана. Цели существующих в стране государственных корпораций весьма широкие. Например, целью деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии").

Наконец, государственная корпорация несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам перед третьими лицами. Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации.

Вышесказанное о цели, функциях, характере деятельности государственной корпорации, праве собственности на имущество, принадлежащее корпорации, и имущественное обеспечение ее деятельности свидетельствует о том, что государственная корпорация как организационно-правовая форма юридического лица выходит за рамки понятия некоммерческой организации, содержащегося в п. 1 ст. 50 ГК РФ и п. 1 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Государственная корпорация не находится на бюджетном финансировании. Она относится к числу государственных организаций, функционирующих, хотя об этом прямо и не упоминается в законе, на основе принципа самофинансирования своей деятельности за счет доходов, получаемых от данной деятельности. "Государственная корпорация "Ростехнологии", - говорится, например, в п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии", - вправе получать в соответствии с законодательством Российской Федерации доходы в целях реализации своих функций, установленных настоящим Федеральным законом и решениями Президента Российской Федерации". Кроме того, она вправе участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, иных коммерческих и некоммерческих организаций, которые созданы на территории Российской Федерации и за ее пределами, целью деятельности которых являются разработка, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного и двойного назначения. Доходы от такого участия поступают в собственность корпорации.

Поэтому можно сказать, что в число основных целей деятельности государственной корпораций входят не только разработка, производство и экспорт изготовляемой продукции, выполнение работ и оказание услуг, но и извлечение прибыли для финансирования данной деятельности.

С другой стороны, в связи с публично-правовым характером выполняемых функций государственная корпорация не может осуществлять свою деятельность в качестве коммерческой организации.

Государственная корпорация как юридическое лицо должна входить в индивидуальную группу в системе юридических лиц в российском гражданском праве наподобие юридических лиц, имеющих индивидуальный статус. Такой организацией, например, является Центральный банк Российской Федерации.

II. В российской правовой системе право собственности на имущество государственной корпорации не имеет автономного характера. Оно является составным компонентом общей системы отношений собственности, функционирующих в современном российском обществе, и соответственно одним из элементов правового механизма, регулирующего данные отношения. В условиях рыночной экономики товарно-денежные отношения, связывающие сферу производство товаров с производственным и личным потреблением, не могут основываться исключительно на одной форме собственности.

Подтверждением этому была рухнувшая экономика СССР, основанная на государственной собственности на средства производства и централизованном планировании производства, распределения, обмена и потребления товаров.

Подвержена действию разрушительных сил и современная архитектоника рынка, основанная на частной собственности, действующая в условиях функционирования капиталистического способа производства. Независимо от того, кто является участником данного рынка (частная компания или государственная организация), обращение товаров на нем, включая определение их стоимости, производится, как правило, с применением принципов, имеющих частноправовой характер.

Государство обычно идет на нарушение этих принципов в исключительных случаях путем установления регулируемых цен на отдельные виды товаров, оказания финансовой помощи частным компаниям и другим путем, главным образом в период войн и других катастрофических явлений, связанных с угрозой существования государства или существенного ухудшения жизни людей в обществе.

Следует сделать общий вывод, что монополия любой формы собственности в обществе (независимо от того, как бы оно ни называлось - социалистическим или капиталистическим) не способствует обеспечению достойного уровня и повышению жизни людей в обществе и в целом развитию самого общества во всех странах мира.

Весьма показательно, что в настоящее время в условиях развивающегося экономического кризиса все чаще звучат голоса о необходимости повышения роли участия государства в экономике и в периоды ее бескризисного развития.

Особенно это становится актуальным для стран с социально ориентированной рыночной экономикой, каковой является Россия.

Известно, что участие государства в экономике осуществляется в двух правовых формах.

Во-первых, государство в лице своих уполномоченных органов призвано регулировать экономические отношения в обществе путем принятия и применения к ним соответствующих правовых нормативных актов. В этом случае важное значение приобретает степень и масштаб участия государства в регулировании данных отношений. Оно может иметь преимущественно организационно-правовой характер в форме создаваемого правового механизма, предусматривающего для участников отношений субъективные права и обязанности в качестве меры их возможного поведения и обеспечивающего правовые гарантии реализации прав и обязанностей. Вместе с тем при необходимости государство в состоянии, о чем говорилось выше, по существу, вторгаться в сферу осуществления участниками правоотношений принадлежащих им субъективных прав, принудительно обязывая их действовать в заданном государством режиме. Например, это проявляется в продаже товаров или внесении арендных платежей за нанимаемое жилье по установленной государством цене, выдаче по своему выбору банковских кредитов предпринимателям под фиксированные проценты.

Во-вторых, государство в качестве субъекта права может непосредственно участвовать в гражданских правоотношениях на равных началах, как сказано в п. 1 ст. 124 ГК РФ, с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Формы такого участия возможны самые разнообразные, начиная от выдачи субординированных кредитов Центральным банком Российской Федерации Сбербанку России, Внешнеторговому банку, Российскому Агробанку для последующего кредитного рефинансирования частных коммерческих банков и кончая непосредственным участием государства как субъекта гражданского права в формировании рыночных цен на определенные виды товаров, обращаемые на товарных рынках.

Последняя форма оказания непосредственного воздействия государства на рыночные отношения, осуществляемого в интересах общества, представляется наиболее эффективной и целесообразной в тех сферах рыночной системы, в которых на государство приходится значительная масса определенного товара, продаваемого или покупаемого на рынке. Таким товаром могут быть вещи, имущественные права, иные ценности, являющиеся предметом договора поставки товаров для государственных нужд, контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд, договора купли-продажи приватизируемого имущества, других товаров, в которых цена товаров формируется по инициативе и под прямым воздействием государства.

Естественно, данная правовая форма участия государства в экономической жизни общества рассчитана на применение не столько для преодоления экономических кризисов, сколько для регулирования экономики в ее развивающемся состоянии.

В указанном направлении оздоровления и развития экономики в российском обществе свою положительную лепту должны вносить и государственные корпорации. Так, Государственная корпорация "Ростехнологии" согласно п. 8 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии" вправе участвовать в формировании внешнеторговых цен на продукцию военного назначения. Думается, что указанная Государственная корпорация, как и другие государственные корпорации, не только вправе, но и обязаны участвовать в формировании рыночных цен на выпускаемую ими продукцию независимо от ее назначения (мирного или военного) либо территории реализации - на отечественном или внешнеторговых рынках.

III. Как уже отмечалось выше, в соответствии с действующим законодательством имущество, на базе которого государственная корпорация осуществляет свою деятельность, и получаемые от этой деятельности доходы являются ее собственностью. При этом к какой форме собственности относится собственность корпорации и какова юридическая природа права собственности на имущество, принадлежащее корпорации, закон не определяет.

Понятие "форма собственности" не раскрывается в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и п. 1 ст. 212 ГК РФ. "В Российской Федерации, - говорится в ст. 8 Конституции РФ, - признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности".

В советской юридической литературе в последние годы существования Советского Союза широко использовалось понятие "формы собственности", отождествляемое с категориями степени обобществления и особенностями обобществляемого имущества <5>. В период же перехода к рыночной экономике, как нам представляется, акцент в подходах к рассматриваемому понятию должен быть иным. "В понятие формы собственности вместо указания на степень обобществления имущества следовало бы ввести категорию типа собственника, а критерий особенностей обобществляемого имущества заменить более конкретным и привычным термином "виды имущества". При этом названные критерии разграничения форм собственности должны быть даны в законе в максимально укрупненном (подробном) выражении <6>.

--------------------------------

<5> См.: Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Л., 1988. С. 51.

<6> Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1992. С. 21.
С учетом приведенного понятия в собственности государства не может находиться имущество, принадлежащее физическому или юридическому лицу на праве частной собственности. И наоборот, имущество, находящееся в собственности физического или юридического лица, одновременно не может принадлежать на праве собственности государству.

Несколько сложнее решается вопрос о форме собственности на имущество, принадлежащее государственной корпорации. В данном случае окончательный ответ будет зависеть от правового статуса государственной корпорации как юридического лица. Если данная корпорация, созданная государством, должна функционировать в качестве частноправовой организации, как это может, в частности, иметь место при учреждении государством акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью со 100-процентным или как минимум с контрольным пакетом с правом на участие в уставном капитале хозяйственного общества, то по своей форме собственности на имущество, принадлежащее государственной корпорации, такая собственность должна признаваться частной собственностью. При этом государство при учреждении рассматриваемого вида государственной корпорации будет сохранять за собой право собственности на акции, выкупаемые учреждаемой корпорацией в форме акционерного общества, или право собственности на право участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Право собственности на вещественные компоненты имущества (вещи, в том числе деньги) будет принадлежать самой государственной корпорации, которую необходимо в этом случае переименовать просто в корпорацию. Таким образом, в этом случае возникает двойное право собственности на разделенные между собой объекты права: акции или права участия в уставном капитале хозяйственного общества и имущество в его натуральном выражении. Данные объекты не могут существовать вне органической связи между собой, являясь, условно говоря, двумя сторонами одной и той же монеты.

Совершенно иное положение возникает при создании на основании закона государственной корпорации в качестве публично-правовой организации. В этом случае никакого раздвоения объекта права собственности на имущество - права собственности на имущество в его вещественном выражении в форме вещи, включая деньги, с одной стороны, и права собственности на акции или права собственности на долю участия в уставном капитале корпорации, с другой стороны, - вообще не возникает. Как следствие, в зоне действия федерального законодательства о собственности создается два вида государственной собственности на одно и то же имущество: собственность РФ как государства - субъекта гражданского права и собственность государственных корпораций как юридических лиц - также субъектов гражданского права. Право собственности в государственной корпорации как публично-правовой организации и принадлежащее ей имущество продолжают оставаться единым и неделимым, относящимся к федеральной государственной собственности.

Как сказано в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", корпорация создается и действует в целях управления государственным имуществом.

IV. С двумя видами собственности корреспондирует два вида права собственности в отношении одного и того же государственного имущества: право собственности РФ как государства, выступающего в качестве самостоятельного субъекта гражданских правоотношений, и право собственности государственной корпорации, являющейся юридическим лицом. Указанные виды права собственности находятся между собой в состоянии юридико-генетической связи и взаимодействия в составе единой субъектной структуры права собственности, называемой нами непосредственной сложноструктурной моделью права собственности <7>.

--------------------------------



<7> Мозолин В.П. Указ. соч. С. 39 - 46.
При применении общей сложноструктурной модели право собственности на имущество может одновременно принадлежать нескольким субъектам права, например, при использовании институтов права общей собственности. Основная особенность права общей долевой собственности состоит в том, что круг правомочий собственников (владение, пользование и распоряжение) один и тот же. Различие может быть в объеме, порядке осуществления правомочий, но не в самом их наличии. Такую модель называют горизонтальной сложноструктурной моделью права собственности.

Сложноструктурная модель права собственности может иметь и вертикальный характер. В этом случае такую модель следует именовать субординационной, поскольку конституционно и (или) административно она основывается на отношениях вертикальной или диагональной зависимости (определенной степени подчиненности) одного субъекта права другому, причем последним из названных субъектов должно быть государство.

Подобного рода модель широко применялась в Средние века в форме так называемого расщепленного права собственности на землю в отношениях между феодалами и крестьянами. В более позднее время сферой применения рассматриваемой модели, как правило, становились отношения права собственности на природные ресурсы в государствах федеративного типа.

В Российской Федерации, по нашему мнению, субординационная сложноструктурная модель права собственности на природные ресурсы, согласно п. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, может быть использована применительно к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

При данном варианте сложноструктурной модели права собственности граница между правом собственников на единое имущество может проходить как непосредственно по самой субстанции правомочий, разделяя их на отдельные части, так и по линии возможной индивидуализации правомочий за каждым собственником.

В качестве второго подвида сложноструктурной модели права собственности на имущество выступает опосредованная сложноструктурная модель. В отличие от однообъектной сложноструктурной модели она предусматривает два известных в настоящее время способа существования: вариант двухобъектной модели и вариант однообъектной модели, применяемой в режиме рассредоточенного во времени действия права собственности на одно и то же имущество, принадлежащего каждому его субъекту.

Двухобъектная сложноструктурная модель права собственности используется в России государством и муниципальными образованиями при создании ими хозяйственных обществ с доминирующим участием в их уставном капитале, о чем говорилось выше. В этом случае государству (муниципальному образованию) принадлежит право собственности на акции (право на участие в управлении делами общества), а хозяйственному обществу как юридическому лицу - право собственности на овеществленное имущество.

Однообъектная сложноструктурная модель права собственности на одно и то же имущество, применяемая в режиме рассредоточенного во времени действия права собственности, была известна и широко применялась в Англии в отношении земельных участков в период феодализма. Впоследствии она была перенесена в США, а затем и в английские колонии, ставшие в настоящее время независимыми государствами, входящими в систему остаточного действия англосаксонской системы права.

В наше время под действие рассматриваемой модели нередко подпадает и другое недвижимое имущество, в первую очередь жилые квартиры и дома граждан (применение системы "time sharing property").

В целом само по себе понятие "право собственности на время" приобретает в наши дни достаточно широкое распространение и потому требует теоретического внимания со стороны отечественных цивилистов.

Именно в рамках однообъектной сложноструктурной модели права собственности на одно и то же имущество, применяемого в режиме рассредоточенного во времени действия права собственности, и должна, на наш взгляд, определяться юридическая природа права собственности государственных корпораций на принадлежащее им имущество.

Государственная корпорация создается и ликвидируется в Российской Федерации на основании федерального закона. В течение указанного периода времени ("от" и "до") она вправе осуществлять свою деятельность на базе федерального государственного имущества, доходов, получаемых от использования данного имущества, и иных финансовых источников, указанных законом, используемых государственной корпорацией на предоставленном ей полном праве собственности, имеющем целевой характер.

В период существования государственной корпорации право РФ на переданное ей государственное имущество приостанавливается. Оно восстанавливается на переданное корпорации имущество и приобретается государством на имущество, заново созданное и приобретенное государственной корпорацией во время ее действия <8>.

--------------------------------



<8> См.: часть 3 ст. 41 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", посвященную ликвидации корпорации.</8></8></7></7></6></5></6></5></4></3></2></1></4></3></2></1>



Смотрите также:
В. П. Мозолин мозолин Виктор Павлович заведующий кафедрой гражданского и семейного права мгюа, доктор юридических наук, профессор
141.14kb.
В. В. Лунеев организованная преступность, уголовный терроризм в условиях глобализации
175.8kb.
Кодификация законодательства об интеллектуальной собственности е. А. Суханов, В. Ф. Яковлев
179.53kb.
В. Г. Вишняков доктор юридических наук, профессор В. Г
329.76kb.
Доктор химических наук, профессор, зав
59.42kb.
Список работников ниу вшэ
27.6kb.
Состав Диссертационного совета д 212. 048. 04
13.52kb.
Т. Н. Москалькова т. Н., заместитель председателя Комитета Государственной Думы фсрф по делам СНГ и связям с соотечественниками, заслуженный юрист рф, доктор юридических наук, профессор
83.41kb.
Учебная программа для специальности 1-31 03 02 «Механика» 201 г. Составитель
73.08kb.
Книга будет полезна практикующим юристам, преподавателям и студентам, гражданам, интересующимся вопросами правоприменения
4649.21kb.
В статье рассматриваются вопросы существования модели семьи, члены которой состоят в фактических брачных отношениях в России, а также дается анализ регулирования данных отношений в зарубежном законодательстве
194.84kb.
Основы экономики и менеджмента зарубежных средств массовой информации
171.95kb.