Главная страница 1страница 2страница 3страница 4

Министерство экономического Министерство образования и науки


развития и торговли Российской Российской Федерации

Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики




Факультет Социологии


МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ


для направления 521200 – Социология



(подготовка бакалавра)

для специальности 020300 – Социология



(подготовка специалиста)

521200 – Социология

(Подготовка магистра)

Автор программы: Толстова Юлиана Николаевна

e-mail: untolstova@mail.ru

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры
Социология Методов сбора и анализа социологической

информации

Председатель ____________________________ Зав. кафедрой________________________

Девятко И.Ф. Крыштановский А.О.
«_____» _______________________2004 года «_____» _________________________________ 2004 года

Утверждено УС факультета социологии

Ученый секретарь _______________________


«____» _________________ 2004 года

Москва, 2004



Тематический план учебной дисциплины


№№

Тем

Название раздела, темы

Всего

Часов

Аудиторные часы

Сам. работа




Л

С







1

2

3

4







Раздел I. Проблема социологического измерения и возможные подходы к ее решению













1

Проблема измерения в социологии: общее представление

3,0

1,0

-




2

Основные направления развития идей, связанных с социологическим измерением. Выделение оснований для построения курса по теории измерений в социологии

3,0

1,0

-







Раздел II. Одномерное шкалирование как попытка совмещения положительных сторон «мягкого» и «жесткого» подходов к сбору данных













3

Шкала Терстоуна для измерения установки

9,0

1,0

4,0




4

Метод парных сравнений и построение на его основе оценочной шкалы

11,0

1,0

4,0




5

Тестовая традиция. Проблема построения индексов для измерения установки. Шкала Лайкерта. Шкалограммный анализ Гуттмана

10,0

2,0

2,0




6

Латентно-структурный анализ Лазарсфельда (ЛСА)

9,0

1,0

2,0




7

Семантический дифференциал. Использование в социологии его формальной схемы. Другие методы проективной техники и оценочной биполяризации

7,0

1,0

2,0




8

Одномерное развертывание. Логика многомерного развертывания

9,0

1,0

2,0







Раздел III. Репрезентационная теория измерений с точки зрения потребностей социологии













9

Роль формализма в осмыслении понятия социологического измерения

3,0

1,0

-




10

Основные понятия репрезентационной теории измерений. Формальное определение измерения

5,0

1,0

2




11

Уровни измерения. Знчение их выделения для социолога

6,0

2,0

2




12

Задачи, решаемые репрезентационной теорией измерений. Их актуальность для социологии

3,0

1,0

2




13

Причины недостаточности для социологии формализма репрезентационной теории измерений. Возможность его адаптации к потребностям социологии ("смягчение" формализма)

3,0

1,0

-




14

Роль содержательных концепций социолога

при осуществлении измерения и определении типа шкалы. Возможность их учета при адаптации формализма



3,0

1,0

-







Раздел IY. Различные подходы к типологии шкал. Использование соответствующих оснований для расширения формального определения измерения













15

Типология шкал Кумбса на основе процедур опроса и моделей восприятия респондентом предлагаемых ему объектов

5,0

2,0

2,0




16

Типологии шкал Кумбса, Райфа, Трелла на основе моделирования отношений, нетрадиционных для репрезентационной теории измерений



5,0

2,0

2,0







Раздел Y. Различные объяснения причин специфики социологического измерения. Их сравнение с подходом репрезентационной теории измерений













17

Абсолютизация номинальных шкал

3,0

2,0

-




18

Социологическое измерение с точки зрения теории экстенсивных и интенсивных величин

3,0

2,0

-







Раздел YI. Традиционные критерии качества измерения













19

Формулировка некоторых традиционных критериев качества измерения

5,0

2,0

2,0




20

Традиционные критерии качества измерения с точки зрения репрезентационной теории измерений

3,0

2,0

-







Итого

140

28

28

86


Формы контроля знаний студентов

и структура итоговой оценки

Формы отчетности по курсу:

  • 4 домашних задания (практическое построение одномерных шкал, письменный отчет по каждому заданию – 3-4 страницы);

  • письменная аудиторная контрольная работа (80 минут);

  • домашнее эссе (3-4 тыс. слов);

  • устный экзамен (20 минут на студента).


Итоговая оценка по дисциплине «Методы измерения в социологии» складывается из элементов, отвечающих перечисленным формам отчетности, с учетом работы студента на практических занятиях.

Примерные темы домашних заданий


  • работа со шкалой Терстоуна: составление суждений; расчет квартилей; проведение анкетного микро-опроса;

  • построение оценочной шкалы с помощью метода парных сравнений;

  • работа со шкалой Лайкерта: выбор объекта установки, составление суждений, проведение микро-опроса; определение адекватности используемых суждений;

  • интерпретация гипотетических результатов использования латентно-структурного анализа;

  • практическое применение метода семантического дифференциала: постановка задачи, разработка шкал, опрос, сравнение расстояний между разными парами объектов;

- решение конкретной задачи шкалирования с помощью одномерного развертывания.
Основные направления возможных тем эссе. Примерная литература для написания эссе
1. Методы экспертных оценок
Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. - М.: Наука, 1973.

Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. - М.: Статистика, 1980.

Докторов Б.З. Экспертные оценки как метод изучения общественного мнения // Социс. - 1985. - N 4.

Дэвид Г. Метод парных сравнений. - М.: Статистика, 1978.

Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. - М.: Экономика, 1978.

Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М.: Патент, 1996.

Масленников Е.В. Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании: выявление, оценка и обобщение эмпирического знания (спецкурс). - М.: МГУ, 1992.

Миркин Б.Г. Проблема группового выбора. - М.: Наука, 1974.

Панкова Л.А., Петровский А.М., Шнейдерман М.В. Организация экспертизы и анализ экспертной информации. - М.: Наука,1987.

Шмерлинг Д.С., Дубровский С.А.,Аржанова Т.Д., Френкель А.А. Экспертные оценки. Методы и применение / Статистические методы анализа экспертных оценок (Уч. зап.по статистике, т.20). - М.: Наука, 1977. С. 290-382.

Экспертные оценки в задачах управления. - М.: ИПУ АН СССР, 1982.

Экспертные оценки в социологических исследованиях. Киев.,1990.



2. Многомерное шкалирование в социологии

Дэйвисон М. Многомерное шкалирование. М. : Финансы и статистика, 1988.


Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М.: Наука, 1987. С. 173-214
Каменский В.С. Методы и модели неметрического многомерного шкалирования // Автоматика и телемеханика, 1977. №3. С.с. 118-156
Каменский В.С., Петров В.М., Сатаров Г.А., Михеев А.В. Применение неметрического многомерного шкалирования при анализе восприятия художественных текстов // Материалы V-го Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1975. Сю 1975-201
Клигер С. А. , Косолапов М. С. , Толстова Ю. Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М. : Наука, 1978
Крылов В.Ю. Математическое моделирование субъективных пространств. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. доктора психологических наук. М.: Институт психологии АН СССР, 1988
Крылов В.Ю. Геометрическое представление данных в психологических исследованиях. М.: Наука, 1989
Михеев А.В., Каменский В.С., Петров В.М., Сатаров Г.А. Об использовании неметрического многомерного шкалирования при исследовании потребности в объектах культуры // Модели и методы исследования социально-экономических процессов. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1975. С.с. 205-224

Многомерный статистический анализ в экономике / Отв. ред. Тамашевич В.Н.. М.: Юнити, 1999

Петров В.М. Опыт применение неметрического многомерного шкалирования при изучении предпочтений молодёжи в области авторской песни // 4М,1991,1.С.99-114
Сатаров Г.А. Многомерное шкалирование: новые идеи и пути использования // Статистические методы в общественных науках. Сб. обзоров ИНИОН. М., 1982
Сатаров Г.А. Многомерное шкалирование и другие методы при комплексном анализе данных // Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1985. С.132-140
Сатаров Г.А. Анализ политической структуры законодательных органов по результатам поимённых голосований // Российский монитор, 1992а, 2. С.57-81
Сатаров Г.А. Структура политических диспозиций россиян: от политики к экономике // Российский монитор, 2, 1992б. С.135-148
Сатаров Г.А., Каменский В.С.Общий подход к анализу экспертных оценок методами неметрического многомерного шкалирования // Статистические методы анализа экспертных оценок. М., 1977
Сатаров Г.А., Станкевич С.Б. Применение неметрического многомерного шкалирования при изучении расстановки и соотношения сил в конгрессе США // Анализ нечисловых данных в системных исследованиях. М.: ВНИИСИ, сб.тр., вып.10, 1982. С. 76-83
Сатаров Г.А., Станкевич С.Б. Голосование в конгрессе США. Опыт многомерного анализа // Социс, 1983. №1. С. 156-166
Сошникова Л.А., Тамашевич В.Н., Уебе Г., Шефер М. Многомерный статистический анализ в экономике. М.: Юнити, 1999. Гл 8. С.401-467
Терехина А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. М.: Наука, 1986
Терехина А.Ю. Многомерный анализ субъективных данных о сходствах или различиях. М., 1978
Типология и классификация в социологических исследованиях. М. : Наука, 1982.
Шрайбер Е.Л. Примеры сбора данных и интерпретации числовых результатов в процедурах многомерного шкалирования // Статистические методы в общественных науках. Сб. обзоров ИНИОН. М., 1982

Торгерсон У.С. Многомерное шкалирование. Теория и метод. Статистическое измерение качественных характеристик. М.: Статистика, 1972. С. 95-118.

Kruscal J.B., Wish M. Multidimensional scaling. Sage university paper series in quantitative applications in the social sciences. No. 11, 1978.

3. Психосемантические методы в социологии
Авраменко В. Г. , Багаева Т. И. Критерий оценки качества методик "ГОЛ" // Социс. - 1990. - N 12. С. 112-115.

Баранова Т. С. Психосемантические методы в социологии // Социология: 4М. - 1994. - N 3-4. С. 55-64.

Баранова Т. С. Психологическое исследование социальной идентичности личности / Социальная идентификация личности - 2 (Книга 2). - М. : Институт социологии РАН. С. 202-237.

Дубицкая В.П., Ионцева М.В. Любите ли Вы кино? // Социология: 4М. - 1997. - N 8. С.86-113.

Методы социальной психологии. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1977.

Осипов Г. В. , Андреев Э. П. Методы измерения в социологии. - М. : Наука, 1977(115-118).

Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. - М. : Изд-во МГУ, 1988.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: Изд-во МГУ, 1997

Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. М., 1997

Похилько В. И. , Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. - 1984. - N3.

Тарарухина М.И., Ионцева М.В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли // Социология: 4М. - 1997. - N 8. С. 114-138.

Толстова Ю.Н. Идеи моделирования, системного анализа, “качественной социологии”: возможность стыковки (на примере метода репертуарных решеток) // Социология: 4М. 1997. - N 8. С. 66-85.

Франселла Ф. , Банистер Д. Новый метод исследования личности. - М. , 1987.

Хорошилов В. А. , Шевченко Д. А. Новые информационные технологии в социологических исследованиях // Социс. - 1991. - N 1. С. 115-120.

Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. - М. , 1983.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М. : Добросвет, 1998. С. 300-305.

Kelly G. The psychology of personal constructs. V. 1, 2. - N.-Y.: Norton, 1955.




следующая страница >>
Смотрите также:
Высшая школа экономики
533.67kb.
«Высшая школа экономики»
35.91kb.
Программа повышения конкурентоспособности национального исследовательского университета «высшая школа экономики»
1149.46kb.
Эмиль Абрамович Паин, доктор политических наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
172.27kb.
Высшая школа экономики
166.47kb.
Моу сош №13 по итогам работы
1426.38kb.
Основы экономики и менеджмента зарубежных средств массовой информации
171.95kb.
Младший школьник как читатель
88.04kb.
Высокие темпы глобализации экономики, расширение роли Всемирной торговой организации (вто) не способствуют во многих странах росту производства и потребления продуктов питания
101.47kb.
Мбоу «начальная школа детский сад» №1 на 2013 2016 г г
239.12kb.
Представитель кембриджской школы экономики
17.02kb.
Виктор Демин фильм без интриги
2299.93kb.