Главная |
страница 1страница 2 ... страница 32страница 33
В О Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т На правах рукописи Настоящая работа не содержит сведений, составляющих государственную тайну ЗЕМЛИН Александр Игоревич правовое регулирование финансовой деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации Специальность: 20.02.03 – Военное право, военные проблемы международного права ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени доктора юридических наук НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ: заслуженный юрист РСФСР, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Академии военных наук, доктор юридических наук, профессор Кузнецов Н.И. Москва, 2005 ОглавлениеВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА I. финансы воооруженных сил Российской Федерации как объект правового регулирования 22 § 1. Понятие и сущность финансов Вооруженных Сил Российской Федерации как объекта комплексного правового регулирования 22 § 2. Финансовая деятельность в финансовой системе Вооруженных Сил Российской Федерации 46 Выводы по главе I: 61 ГЛАВА II. теоретико-правовые основы финансовой деятельности в ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ Российской Федерации 66 § 1. Теоретико-правовое понятие финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации 66 § 2. Финансовая деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации как категория фоенно-финансового законодательства 94 Выводы по главе II 144 Глава III. правовое регулирование финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации 149 § 1. Правовая характеристика финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации 149 § 2. Правовой режим военных расходов как источника финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации 171 Капитальные расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством. 192 Мировая практика военного строительства свидетельствует о том, что процентное соотношение между затратами на развитие и расходами на текущее потребление должно быть порядка 60 : 40, что обеспечивает развитие вооруженных сил. Анализ показывает, что указанные пропорции в России были существенно нарушены. Не соблюдаются они, впрочем, и в настоящее время. Доля расходов на текущее обеспечение Вооруженных Сил (затраты на содержание Вооруженных Сил, пенсии военнослужащим) имела за последние годы тенденцию к увеличению. В то же время доля затрат долгосрочного военно-инвестиционного характера в эти годы снижалась. Такие тенденции негативно сказываются на системе экономического и научно-технического обеспечения обороноспособности страны, боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил (См. Приложение 15). 192 § 3. Организационно-правовые основы военно-бюджетного процесса 197 Выводы по главе III 231 Глава IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ финансового механизма Вооруженных сил Российской Федерации 244 § 1. Система и компетенция органов, осуществляющих финансовую деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации 244 § 2. Особенности правового регулирования финансовой деятельности военных учреждений Министерства обороны Российской Федерации 266 § 3. Правовые средства обеспечения эффективности и законности финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации 299 Выводы по главе IV 352 Заключение 367 Нормативные правовые акты и специальная юридическая литература 377 I. Нормативные правовые акты 377 Материалы судебной и арбитражной практики 391 III. Нормативные правовые акты (законодательство) Российской Империи, РСФСР, СССР 391 IV. Материалы архивов 394 V. Научная, учебная, монографическая литература и публикации 395 154.Землин А.И., Золотухин Г.А., Михайлов А.В., Тараненко В.А. Юридический справочник по вопросам денежного довольствия военнослужащих. М.: «За права военнослужащих», 2003. 402 VI. Диссертационные исследования и авторефераты 413 VII. Справочные издания 418 VIII. Литература на иностранных языках 419 Приложения ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации оборонная деятельность и связанные с ней вопросы относятся к исключительной компетенции Российской Федерации. Оборонная деятельность как одна из основных функций государства связана с определенными затратами материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Согласно Военной доктрине Российской Федерации1 одной из приоритетных задач военно-экономического обеспечения является своевременное и в полном объеме (в пределах имеющихся финансовых ресурсов государства) финансовое обеспечение планов строительства и развития, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, потребностей всех компонентов военной организации государства. В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об обороне»2 реализация мероприятий в области обороны является расходным обязательством Российской Федерации, т. е. обязанностью Российской Федерации предоставлять средства федерального бюджета. В связи с этим финансы выступают в качестве важного фактора укрепления обороноспособности страны. Во многих отраслевых юридических науках имеются базовые юридические категории, определяющие их отраслевую самостоятельность. В финансовом праве роль такой основополагающей категории выполняет понятие «финансовая деятельность государства» (в последнее время — финансовая деятельность государства и муниципальных образований)3. Поскольку целью финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации является обеспечение реализации функций Вооруженных Сил Российской Федерации и решение поставленных перед ними задач, постольку актуальность и практическая значимость исследования противоречий и выявления на этой основе направлений совершенствования правового регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации предопределены тем обстоятельством, что решение указанных задач имеет непосредственное и во многом определяющее воздействие на боеготовность Вооруженных Сил Российской Федерации. Особую значимость приобретают проблемы правового регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации в современных условиях, характеризующихся, с одной стороны, повышением роли военной организации государства в системе национальной безопасности, а с другой — явно недостаточным уровнем финансирования расходов на оборону. Сущностное изменение условий финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации в связи с коренными преобразованиями финансово-экономического механизма страны привело к кардинальному изменению правовых основ функционирования военно-финансового механизма, в связи с чем очевидна насущная необходимость изучения и теоретико-правового исследования существенно обновленной нормативной правовой базы. Актуальность теоретико-правового исследования правового регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации определяется целым рядом немаловажных обстоятельств. Во-первых, объективной потребностью осмысления, глубокого анализа финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, от соответствия которой объективно существующим принципам военного строительства во многом зависят боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил Российской Федерации, а также национальная безопасность России в целом, с одной стороны, и недостаточной научной разработкой вопросов правового регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, с другой стороны, и в связи с этим — необходимостью теоретико-правового осмысления ее понятия, сущности, содержания, структуры, особенностей и функций. Отсутствие обобщенного знания о финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе принципах и системе ее правового регулирования, является фактором, тормозящим процесс оптимизации финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, что негативно сказывается на уровне их боеготовности. Во-вторых, значительными изменениями финансово-экономического механизма страны, военной доктрины и возникшей потребностью осмысления новых направлений, форм и методов финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. В данной противоречивой ситуации сложилась острая необходимость сохранить и повысить качественный уровень финансирования Вооруженных Сил в интересах успешного решения стоящих перед ними задач на основе познания реального его состояния, особенностей, детерминированных условиями рыночной экономики, выработки научно обоснованных практических рекомендаций по управлению процессом его оптимизации, а также существенными изменениями в характере военно-финансовых правоотношений, которые обусловливают, в частности, включение в круг правовой их регламентации внебюджетных источников финансирования, и рядом иных существенных новаций. В-третьих, состоянием действующего законодательства в области финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. Федеральные законы «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и другие законы, регламентирующие отдельные вопросы финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, в совокупности с актами финансового законодательства не имеют внутреннего логического единства, не образуют целостной системы, характеризуются противоречивостью и пробельностью. В-четвертых, неразработанностью организационно-правовых основ финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, что предполагает необходимость всестороннего юридического исследования функций субъектов финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации в целях обеспечения эффективности их взаимодействия и исключения дублирования, гибкости в использовании конкретных правовых средств и т. д. Особенно это актуально в современных условиях проведения военной и административной реформ, которые направлены, в частности, на оптимизацию государственного управления, совершенствование системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, а также реформы бюджетного процесса, предусматривающей существенные изменения системы и компетенции участников военно-сметных процедур, правомочий органов военного управления и военных учреждений как распорядителей и получателей бюджетных средств. В-пятых, состоянием научной разработки вопросов правового регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации и учебно-методической базы в данной области. Формирование и реализация государственной политики в области военных финансов осуществлялись при отсутствии четко определенных принципов, перспектив и планов, не сопровождались специальными научными исследованиями проблем законодательного обеспечения финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. До настоящего времени не создана система научных взглядов и представлений о правовом регулировании финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, за редким исключением отсутствуют разработанные и утвержденные учебные и методические пособия по указанному и смежным вопросам. Данное исследование призвано в определенной мере восполнить существующий пробел. Таким образом, актуальность теоретико-правового исследования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, направлений ее совершенствования обусловлена потребностями осмысления наиболее общих проблем строительства Вооруженных Сил России на базе принципиально нового военного и финансового законодательства. В настоящий момент сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны, существует все более возрастающая потребность в формировании оптимальной системы правового регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, соответствующей современному этапу развития государства и Вооруженных Сил, имеющей значение для обеспечения военной безопасности России, а с другой стороны, отсутствует научно обоснованная система взглядов и представлений о правовом регулировании финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также соответствующая потребностям практики военного строительства система законодательного обеспечения указанного вида деятельности. Все изложенное позволяет утверждать, что исследование всей совокупности вопросов правового регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации в условиях противоречивости, пробельности и фрагментарности законодательства является крупной научной проблемой, имеющей важное значение для развития военного права и обеспечения обороноспособности Российской Федерации. Степень научной разработанности темы. Представление об уровне теоретико-правового осмысления проблем финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации можно составить на основе анализа теоретических источников. Несмотря на существенную актуальность темы исследования, практически отсутствуют теоретические разработки военных юристов и финансистов, прямо посвященные данной проблематике. В ряде работ видных военных ученых-юристов — Н.В. Артамонова, Д.Н. Артамонова, И.Н. Арцибасова, Х.М. Ахметшина, В.Г. Белявского, Ю.И. Бирюкова, О.В. Дамаскина, А.С. Кобликова, Н.И. Кузнецова, А.В. Кудашкина, В.В. Кудашкина, И.Ф. Побежимова, Б.Ф. Старова, В.Г. Стрекозова, А.А.Тер-Акопова, К.В. Фатеева1 и других ученых — исследуются вопросы, соотносимые с проблематикой исследования, разработаны основополагающие методологические принципы и подходы военно-правового исследования. В то же время проблема правового регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации в работах перечисленных и иных авторов не выступает предметом специального исследования. В результате уровень ее исследования таков, что не позволяет обобщенно представить систему правоотношений в указанной области, обеспечить однозначное понимание и единообразное применение норм финансового, гражданского, административного, военного права, систематизировать и оптимизировать нормативную правовую базу. Детальное осмысление литературы, посвященной вопросам финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, позволяет очертить круг менее исследованных либо не исследованных вопросов. Источниковедческую базу диссертационного исследования составляют международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, действующее финансовое и военное законодательство Российской Федерации, правовые источники России XVII — начала XX веков, СССР и Российской Федерации, а также зарубежное военное законодательство, в частности, Соединенных Штатов Америки. В ходе подготовки диссертации были изучены и использованы научные работы отечественных и зарубежных ученых, диссертации по финансовой, финансово-правовой и военно-правовой проблематике, аналитические материалы, относящиеся к теме исследования, а также монографии в области теории государства и права, конституционного, административного и уголовного права, философии, военной теории, военной администрации, материалы периодической печати и иные материалы. Эмпирическую базу исследования составили: архивные документы, основные показатели деятельности военной прокуратуры, выборочный анализ статистических показателей преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, практический опыт деятельности органов военного управления, материалы судебной и арбитражной практики, результаты и выводы социологических исследований, проводимых в войсках по вопросам, имеющим смежный характер с исследуемой проблематикой, анализ нормативных правовых актов, документов, публикаций в периодической печати и других источников, а также наблюдения, основанные на личном опыте автора. Методологической основой исследования является совокупность общенаучных методов и частных методов военно-правовой науки, включающая онтологический, гносеологический, праксиологический, аксиолого-юридический, историко-правовой, социологический, функционально-деятельностный, сравнительно-правовой, структурно-системный, формально-юридический, лингвистический, семиотический и логический подходы к изучению правовых норм и теоретических положений, касающихся вопросов, соотносимых с проблематикой исследования. Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие в процессе финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. Предметом исследования является законодательство, регулирующее финансовую деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации, правоприменительная практика, а также практика деятельности органов военного управления в рассматриваемой сфере. Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении о том, что отдельные элементы финансовой системы Вооруженных Сил не упорядочены, разобщены и фрагментарны, что не позволяет им успешно функционировать, и нуждаются в связи с этим в упорядочении и соединении с использованием правовых средств на всех уровнях: теоретическом, правотворческом, правоприменительном, организационном и т. п. Диссертант полагает, что современное состояние правового регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации детерминирует необходимость разработки упорядоченной совокупности научно обоснованных знаний и представлений о системе и направлениях совершенствования правового регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах в интересах повышения ее эффективности на теоретическом уровне, объективированного в нормативных правовых актах, нормотворческой и правоприменительной деятельности. Целью исследования является разработка теоретико-правовых основ и выработка предложений по совершенствованию системы правового регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации и практической деятельности органов военного управления в целях повышения боеспособности Вооруженных Сил, укрепления обороноспособности Российской Федерации. Для достижения указанной цели предполагается на основе комплексного анализа существующих научных взглядов, отечественного и зарубежного опыта, нормативных правовых актов и практики их применения решить следующие взаимосвязанные теоретические задачи исследования: — определить понятие, содержание, границы и принципы военно-финансовых отношений; — раскрыть сущность, структуру, правовое содержание финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, обосновать ее значение как обязательного условия функционирования военной организации государства, характер взаимосвязи финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации и военной деятельности государства, проанализировать цели, задачи, функции и правовые принципы финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации как теоретико-методологические основы решения поставленной научной проблемы; — научно классифицировать действующие законодательные и иные нормативные правовые акты военного и финансового законодательства по вопросам финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации в интересах построения их стройной иерархической системы, на основе научного анализа обосновать наличие объективно существующей группы норм военного и финансового законодательства, регулирующей общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации; — вскрыть сущностные признаки военно-финансовых правоотношений, их особенности и структуру, обосновать наличие согласованной по цели правового регулирования совокупности правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации; — выявить на основе творческого анализа опыта правового регулирования финансовой деятельности на различных этапах развития русской и советской армии, а также в современных иностранных государствах основные направления, тенденции и объективные закономерности развития системы правового регулирования военно-финансовых отношений, а также определить пути совершенствования правового регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации на современном этапе; — обосновать понятие, раскрыть структуру и правовую природу военного бюджета как основного инструмента реализации военно-финансовой политики, материально-вещественного проявления военных финансов рассмотреть, правовой режим сметно-бюджетного финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации, обосновать систему и компетенцию участников военно-бюджетного процесса, вскрыть противоречия теоретико-правового, нормативно-правового и организационно-правового характера, присущие военно-бюджетному процессу в Российской Федерации; — с учетом указанных задач разработать завершенную, имеющую внутреннее единство и не противоречащую другим смежным доктринам систему научно обоснованных знаний и представлений о правовом регулировании финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации и предложить к внедрению рекомендации по дальнейшему совершенствованию законодательства в интересах повышения боеспособности Вооруженных Сил, укрепления обороноспособности Российской Федерации. На основе теоретических выводов и обобщений автор предполагает обеспечить решение задач прикладного характера: — определить направления дальнейшей научной разработки исследуемой проблемы; — выработать рекомендации организационного характера по совершенствованию финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения: 1. Разработанная автором система научных знаний и сформулированная на этой основе совокупность имеющих внутреннее единство научно обоснованных взглядов и представлений о сущности, содержании, принципах и тенденциях правового регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, состоящая из следующих частей: 1.1. Теоретико-правовые основы финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. 1.2. Правовые проблемы обеспечения финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. 1.3. Основные направления развития законодательного регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. 2. Теоретико-правовые основы финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации представляют собой совокупность научных знаний о месте финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации в финансовой системе Вооруженных Сил и военной деятельности государства, принципах финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, классификации ее видов, структуре юридического института «военно-финансовое законодательство» как системе норм военного и финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу финансовой деятельности в Вооруженных Силах. Теоретико-правовые основы составляют совокупность следующих определений и выводов: 2.1. Финансовая деятельность в Вооруженных Силах является обязательным условием функционирования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, входящих в военную организацию государства и представляет собой вид урегулированной нормами военного и финансового права деятельности государства, осуществляемой в целях обеспечения боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил, выступающей сущностным элементом системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации, обладающей присущими военной деятельности признаками и имеющей в связи с использованием при ее осуществлении особых, а именно финансовых, форм и методов, определенную специфику, проявляющуюся в ряде видовых особенностей. 2.2. Финансовая деятельность в Вооруженных Силах регулируется нормами финансового и военного права, устанавливаемыми исключительно федеральным законодательством, имеющими специальный характер. 2.3. Система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности в Вооруженных Силах, в совокупности образует единое по предметному содержанию юридическое образование — «военно-финансовое законодательство». 2.4. Организация и осуществление финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации основаны на ряде юридических закономерностей, в совокупности образующих ее принципы, указывающие на основополагающие черты и сущностные характеристики финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, создающие правовую основу для организации финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации и ее осуществления. 2.5. Деятельность организаций и органов, непосредственно осуществляющих финансовую деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации, дифференцирована в зависимости от их компетенции, что обусловливает выделение военно-финансовой и собственно финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. 3. Совокупность научно обоснованных взглядов и представлений о правовых проблемах обеспечения организации финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, к которым относятся следующие группы проблем: 3.1. Проблемы, обусловливающие необходимость совершенствования правового обеспечения организации финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе: — неразработанность правового обеспечения военной реформы и реформы военно-бюджетного процесса; — недостаточное финансирование оборонных расходов, отсутствие легального закрепления направлений и параметров военно-бюджетной политики, ориентиров и параметров объемов финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе по текущим и капитальным (инвестиционным) расходам Министерства обороны Российской Федерации; — отсутствие законодательного определения понятий «военный бюджет», «оборонный бюджет», закрепления нормативов и порядка распределения финансовых ресурсов как внутри Вооруженных Сил Российской Федерации, так и между Вооруженными Силами и другими войсками, воинскими формированиями и органами, в которых законом предусмотрена военная служба; — бессистемность и пробельность регулирования организационно-правовых вопросов финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. 3.2. Проблемы, связанные с совершенствованием военно-финансового законодательства, к которым относятся: — противоречивость законодательства о финансовой деятельности государства и финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации; — законодательная неопределенность понятий «финансовая деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации», «финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации»; «финансирование», «бюджетное финансирование»; «сметно-бюджетное финансирование» и др.; — нормативная неопределенность системы и классификации принципов финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. 3.3. Проблемы правового регулирования организации финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, касающиеся: — классификации оснований возникновения, изменения и прекращения военно-финансовых отношений; — правового закрепления системы и компетенции участников военно-финансовых отношений; — несовершенства системы правового регулирования военно-финансового механизма. 4. Основные направления развития законодательного обеспечения организации финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации предполагают: 4.1. Последовательное (поэтапное) решение в рамках военного и финансового законодательства проблем правового регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. 4.2. Совершенствование организационно-правовых основ финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. 4.3. Совершенствование организационной структуры военно-финансового механизма. 4.4. Совершенствование системы финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации 4.5. Совершенствование системы правоохранительной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. 4.6. Необходимость внедрения комплекса предложений по совершенствованию законодательства о финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации в целях устранения противоречивости, пробельности и фрагментарности законодательных и иных нормативных правовых актов. Научную новизну имеют также следующие результаты исследования: 1. Научное уточнение в ракурсе теоретико-правового анализа понятия «финансовая система Вооруженных Сил Российской Федерации» и определение понятия «финансовый механизм Вооруженных Сил Российской Федерации».
5. Изучение и критическое осмысление современных взглядов на финансовую деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации в целях уяснения обобщающей правовой характеристики финансовой деятельности как правовой категории. 6. Определение понятия «принципы финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации», раскрытие содержания этих принципов и обоснование классификации, особенностей их проявления и реализации. 7. Выявление оснований возникновения, изменения и прекращения военно-финансовых отношений и их классификация, а также определение их правовой природы. 8. Определение понятий «финансовое обеспечение», «финансирование», «бюджетное финансирование», «сметно-бюджетное финансирование», принципов и правовых основ их осуществления. 9. Выявление и обоснование системы показателей, характеризующих военно-бюджетную политику государства, а также рациональной структуры военного бюджета, учет которых при разработке бюджетного законодательства позволит оптимизировать систему военных расходов. 10. Уточнение системы и компетенции участников военно-бюджетного процесса, а также легальных определений главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, финансирующего военного учреждения и довольствующего финансового органа. 11. Формулирование на основе изучения опыта военно-бюджетного процесса по законодательству Соединенных Штатов Америки перспективных направлений и предложений по правовому регулированию составления и исполнения федерального бюджета в части расходов на оборону в соответствии с принципами программно-целевого подхода. 12. Рассмотрение и критическое осмысление организационно-правовых основ финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации как способа обеспечения законности и эффективности финансовой деятельности военных учреждений и выработка предложений по их совершенствованию. 13. Определение понятия «бюджетное правонарушение», выработка предложений по совершенствованию системы и составов отдельных видов нарушений, согласованию норм бюджетного и административного законодательства, установлению процедуры и правил производства по делам о бюджетных правонарушениях. 14. Комплекс предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов, реализация которых позволит обеспечить совершенствование правового регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации в условиях рыночной экономики, военной и бюджетной реформы. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке научных основ правового регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. На основе исследования теоретических и правовых основ финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, специфики законов, регулирующих указанный вид деятельности, их места и роли в системе конституционного, финансового, административного и военного законодательства Российской Федерации, их сравнительной характеристики с другими видами деятельности государства разработаны теоретико-правовые основы финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, включающие, в частности, теоретико-правовые определения базовых для финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации понятий, их научно обоснованную классификацию, в совокупности обогащающие военно-правовую науку. Совокупность теоретических предложений, разработанных в диссертации на основании выполненных автором исследований, является решением крупной научной проблемы обеспечения эффективности правового регулирования финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющей важное социальное и оборонное значение. Внедрение изложенных в диссертации научно обоснованных предложений по решению организационно-правовых проблем финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации позволит внести значительный вклад в повышение обороноспособности страны и военной безопасности государства. — позволили обосновать предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные и иные нормативные правовые акты, которые направлены на дальнейшее развитие российского военного и финансового законодательства1; — положены в основу научных публикаций, посвященных актуальным проблемам финансовой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также использованы для написания учебно-практической и научной литературы по военному, финансовому, банковскому, налоговому праву и военной администрации; — используются в практической деятельности государственных органов, учреждений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и их юридических служб в рамках разработанных при участии и под руководством автора инициативных научно-исследовательских работ «Право», «Право-2», «Альтернатива», а также комплексной научно-исследовательской работы «Военнослужащий»; — внедрены в учебный процесс в целях повышения уровня подготовки военно-юридических и военных кадров как в Военном университете, так и в других военных учебных заведениях профессионального образования и на военных кафедрах учебных заведений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку офицеров запаса. Результаты исследования нашли отражение в публикациях автора, отражены в материалах международных и отечественных научно-практических конференций и научных семинаров, проведенных в Военном университете и других учебных заведениях высшего профессионального образования в 1999—2004 годах, в частности, в материалах научно-практической конференции, посвященной проблемам современного состояния военного права и его влияния на национальную безопасность Российской Федерации, научного семинара — «круглого стола», посвященного актуальным проблемам систематизации военного законодательства в Российской Федерации, и др.2 Проведение исследования осуществлялось в тесной координации с ведущими научными, законодательными и правоприменительными центрами (Комитет Государственной Думы по обороне, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, Главная военная прокуратура Российской Федерации, Юридическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации). Автор принимал непосредственное участие в подготовке рабочей группой Комитета Государственной Думы Российской Федерации по обороне предложений по совершенствованию Бюджетного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих». Отдельные положения диссертации используются в законопроектной деятельности Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Структура диссертации определена в соответствии с целью, задачами, объектом и предметом исследования. Она состоит из введения, четырех глав, включающих десять параграфов, заключения, списка использованной литературы (более 700 источников), приложений (схемы, таблицы, справки, графики, диаграммы, аналитические материалы, статистические сведения, в том числе закрытого характера). следующая страница >> Смотрите также:
Военныйуниверсите т
6809.85kb.
|