Главная |
страница 1
В.И. Чекалин. Миниочерк “второй истории” (женщины и общество) В.И. Чекалин Тверской государственный университет Миниочерк “второй истории” (женщина и общество) “Второй историей” начинает называться история женской половины человеческого рода. “Первая история” – это мужская история, которая вошла в мифы, легенды, исторические памятники, учебные пособия. Женская же история оказалась почти безымянной и молчаливой. И если “первая история” связана с макросоциумом, то “вторая” более заметна в микросоциуме. Но эти две “истории” развивались, то переплетаясь, то двигаясь параллельно, то стимулируя друг друга, а временами противостояли. Взаимодействуя, две половины человеческого рода обеспечивали его прогресс и совершенствование, рождая великие творения мысли и чувств. Обращаясь к общей человеческой истории, мы обнаруживаем противоречия, несуразности и парадоксы во взаимоотношениях женщин и мужчин. Аборигены Австралии в далёком прошлом имели разделение труда по признакам пола: занятия женщин – собирательство, мужчин – охота и рыболовство. Мужчины у избранной в качестве жены женщины вместо объяснения в любви спрашивали: “Хочешь ли ты для меня собирать пищу?” У мужчин имелись отдельные хижины, куда не было доступа женщинам. А женщины “создали” общий язык для сохранения своих тайн, который не понимали мужчины. У других племён Океании существовали и женские дома. Женщина племени дакота (Полинезия) в пылу гнева говорила соседке: “Бесстыжая женщина! Я видела, как твой муж нёс в дом дрова, чтобы развести огонь. Где же была его жена, что он сам должен был превратиться в женщину!”i В племенах, занимающихся земледелием, женщины пользовались особым уважением. “Уже давно было высказано мнение, что изобретательницей земледелия была женщина, – отмечает М.О.Косвен, – По всей видимости, земледелие развивалось непосредственно из собирательства, ставшего, как мы знаем, специальной отраслью женского труда”ii. При мотыжной обработке земли на долю женщин приходилась самая тяжёлая работа. “Для туземцев, – писал Миклухо-Маклай, – женщины более необходимы, чем в нашем цивилизованном мире. У туземцев женщины более работают для мужчин, а у нас наоборот”iii. Та же норма действовала и на другой стороне земного шара. “Если девушка плохая работница, – пишет Ф.Нансен об эскимосах, – то она ни в коем случае не может рассчитывать на замужество”iv. Идеальный образ жены —примерной работницы вошёл и в фольклор: “Настоящую женщину надо ему, – говорится в одной из песен африканского племени Фульбех, – ту, что умеет быстро навьючить вязанку на спину быка”v. В Африке даже в XIX в. можно было встретить женщин-вождей племён. Вот эпизод встречи Д.Ливингстона с женщиной-вождём племени макололо Нямоаной. Разговор с ней полагалось вести с помощью двух посредников. Ливингстон говорил своему посреднику о цели посещения Земли Нямоаны, а тот передавал его слова посреднику со стороны вождя, этот же посредник говорил мужу вождя, а муж – жене, а затем жена-вождь сообщала ответ своему мужу и т.д. Гораздо богаче впечатлениями было пребывание Ливингстона в гостях у женщины-вождя Маненко из племени балонда. “Маненко была высокая, стройная женщина лет двадцати, – пишет Ливингстон. – Всё её тело намазано для защиты от непогоды жиром, смешанным с красной охрой … иначе она, как и большинство дам из племени балонда, была бы в состоянии полной наготы…”vi Но вот Маненко набросилась на друзей Ливингстона: “Употребляя при этом самые отборные выражения, – замечает он, – не оставившие у нас ни малейшего сомнения в том, что она была совершеннейшим образом сварливая баба…”vii. Случилось так, что Маненко не выполнила свои обещания отправить в назначенный день багаж Ливингстона, и раздосадованный Ливингстон решил отправить его сам, “как вдруг она, положив руку мне на плечо, – вспоминает Ливингстон, – взглянув на меня нежным взором, сказала мне: “Ну, мой одинокий, мужественный человек, поступи и ты так же, как сделали все остальные! (т.е. согласись ждать. – В.Ч.). Чувство досады у меня, конечно, сразу исчезло и я ушёл на охоту…”viii. По-другому складывалась “вторая история” в цивилизованных странах Европы, начиная с античности. В Древней Греции женщины-богини – Афина-Паллада, Артемида и другие, – играли властную роль и имели значительное влияние на её жизнь только в мифах. Что же касается “земных” гречанок, то их удел был намного скромнее. “Мы имеем гетер для душевных наслаждений, – говорил Демосфен, – прелестниц для чувственных ласк, а жён для поддержания нашего рода и хозяйства”ix. В Древней Греции на гробницах хозяек дома изображались сова, узда и веник: символы бдительности, молчаливости и экономии. Муж мог неугодную жену продать в рабство. И в то же время отдельным земным женщинам приписывалась божественная мудрость, а именно женщинам-оракулам. Сократ набирался ума в беседах с гетерой Феопомией, она же будто бы была и советницей Перикла. В Древней Греции было рождено немало изречений, ограничивавших социальные функции женщины и унижавших её человеческое достоинство. “Деторождение – вот главная задача и назначение свободной женщины” (Ликург). “Задача женщины – воспитание детей и ведение хозяйства!” (Фенелон). “Женщина – прекраснейший недостаток природы” (Аристотель). В Древнем Риме женщины начинают играть более активную социальную роль, особенно матроны. В честь замужних женщин 1 марта устанавливался праздник – Матроналий. У матрон возникает потребность быть если не советчицей в общественной деятельности мужа, то хотя бы поверенной. Порция, жена Брута, заметив, что муж скрывает от неё какую-то тайну, говорит ему: ”Брут, я – дочь Катона, и вошла к тебе в дом не как наложница, не для того, чтобы делить с тобой ложе и стол, но чтобы участвовать во всех твоих радостях и несчастьях. В семейной жизни нашей ты показал себя безупречным мужем; но я, с своей стороны, чем могу доказать тебе свою привязанность, если мне недозволено будет переносить вместе с тобой тайные твои страдания и быть поверенной твоих сокровенных дум”x. В древнерусских мифах почитается женское божество Лада – покровительница порядка, особенно супружеского лада, в былинах помимо трёх богатырей, защитников земли русской, встречаются в той же роли богатырши (Настасья Микулична). Однако цивилизация усилила бесправие и угнетённость женской половины человеческого рода. И как протест – появление легенд и мифов о существовании женско-однородных государств воинственных амазонокxi, которые возникали в результате восстания женщин против своего рабства, за возвращение к первобытному равенству. Может показаться странным, но в наше время появляются реально как воинственные, так и мирные амазонки: в болотистых джунглях Новой Гвинеи совсем недавно обнаружено воинственное поселение женщин, не терпящих мужчин. О причинах его образования существует лишь предположение: в одном из племён папуасов унижение и угнетение женщин превзошло все пределы, и женщины покинули это племя. Более всего необычно то, что в США, экономически и технически процветающем государстве, появилась колония “амазонок”. В 1972 г. несколько мельбурнских, разумеется, небедных женщин сложились и купили 410 гектаров лесного участка (позднее ещё прикупили земли) на северном побережье штата Новый Южный Уэльс. Женщины сами построили дома и занялись огородничеством без использования техники. Главная “рабочая сила” – лошади, женские руки и женский ум. Женщины хорошо владеют верховой ездой и не допускают мужчин на свою территорию. Во имя чего создана эта колония? Как протест против мужского шовинизма в США, как доказательство, что женщины могут создавать всё то, что создают мужчины. Все дела коммуны решаются на общем ежемесячном собрании. Сейчас здесь 50 обитательниц, а временами их коммуна возрастает до нескольких сотен – приезжают женщины отдохнуть от мира, где “властвуют мужчины”. Так далёкое прошлое соединяется с настоящим. По раскладу эпох мы подошли к средневековью. Здесь появляется просвет в положении женщин в основном из имущественного слоя, благодаря усилиям рыцарей-поэтов (трубадуров, труверов, миннезингеров), воспевающих женскую красоту, любовь к женщине и поклонение ей. Женщина дворянского сословия могла стать наследницей лена (земли) и распоряжаться своей судьбой. Следует отметить, что во все времена женщины творили свою “вторую историю”, но не прямо, а через влиятельных в социально-политических сферах мужей, сыновей, братьев, отцов. В средневековых городах женщина после смерти мужа – владельца ремесленной мастерской становилась мастером и её хозяином и имела право взять в свой дом мужчину в качестве подмастерья. На Руси женщина купеческого звания имела право самостоятельно вести торговое дело. И ещё было на Руси несколько сфер, где женщина могла реализовать свои управленческие, социально-психологические и художественные способности: это руководство женскими монастырями, благотворительными обществами, артелями-мастерскими вышивальщиц и т.п. Однако как самостоятельная социально-политическая сила женщины показали себя в ходе Великой французской революции, выступая под девизом: “Если женщина имеет право взойти на эшафот, то она должна иметь право взойти и на трибуну”. И женщины Франции обнаружили умение быть везде, где требовались их воля, талант, смелость в революционной борьбе. “Женщины во время Революции, – пишет Э.Легуве, – проникли в политическую сферу, они захватили в ней массою и сохраняли в продолжение трёх лет мужские должности…”xii. Женщины “доказали, что могут владеть и прялкой и шпагой”xiii. Э.Легуве ставит вопрос, благоприятен ли был для них этот опыт. И отвечает, что в основном неблагоприятен. Вмешательство в политику “было или злополучно, или бесполезно, или смешно”xiv. И далее: “женщины не созданы быть государственными людьми”xv. “С каких пор дозволено отрекаться от своего пола”, – замечал и вопрошал Шометт. Однако все эти оценки поведения республиканок в ходе революции слишком суровы. Все ошибались и вели себя не в соответствии с меняющимися обстоятельствами. (Кстати, пример республиканок был привлекателен и для наших женщин – участниц революции 1917 г.) Изданный в 1793 г. Парижским Конвентом декрет был не из мудрых: “Все клубы и все женские сходки, под каким бы названием они не были, воспрещаются”xvi. В Парижской коммуне (1871 г.) тоже участвовали женщины, но они уже выражали не общеженский интерес, а узкоклассовый. В России социально-направленное женское движение складывалось с некоторым запаздыванием по сравнению с Западной Европой. Лишь в декабре 1908 г. в Петербурге состоялся I Всероссийский съезд женщин, в основном среднего класса. (Несомненно важными стимулами этого собрания женщин послужили такие потрясающие события, как поражение России в русско-японской войне 1905 г. и революция 1905-1907 гг.) Собравшиеся на съезд женщины нашли немало проблем для обсуждения и выработали требования к государственной власти о предоставлении им гражданских прав, поскольку в России женщина не имела права быть свидетелем в суде, не имела права составить духовное завещание, не могла быть опекуном, не имела доступа к свободным и промышленным профессиям, к медицинскому и юридическому образованию, не могла участвовать в законодательной работе. В первой четверти ХX в. женщины США и России добиваются политического равноправия. Следует отметить 1910 г., когда по решению женщин-социалисток 8 марта был объявлен Международным женским днём. Но с самого начала этот праздник не стал общеженским праздником из-за его пролетарско-социалистического уклона. В марте 1917 г. Временное правительство приняло решение о всеобщем избирательном праве, что вполне удовлетворяло интересы женщин России всех сословий, а после Октября 1917 г. женщины России были разделены на классово-привилегированных и классово-чуждых – с позиций пролетарских интересов. Осуждались браки мужчин-пролетариев с женщинами бывших сословий: дворянками, мещанками, купчихами, офицершами, генеральшами. Вместе с тем шло противопоставление “чистых” и “нечистых”, имеющих “право голоса” и “лишенок”, и это разделение продолжалось почти 40 лет. Но вскоре произошёл новый “великий” раскол уже трудящихся женщин: образование колхозов, лишившее женщин-крестьянок возможности иметь паспорт и права перемены места жительства. Трудно переживали женщины-крестьянки лишение права на ведение частного единоличного хозяйства. У М.Шолохова в “Поднятой целине” описывается “бабий бунт” в одной из донских станиц против создания сельхозартели. Автор статьи, будучи учеником пятого класса, в марте 1931 г. оказался свидетелем восстания казачек станицы Мингрельской Абинского района Азово-Черноморского края, направленного на смену станичной власти и роспуск колхоза. Женщины-казачки, зачинщицы восстания, начали сбор женщин с Западной части станицы, заходя в каждый двор; некоторых казачек приглашали, а иных “побуждали” присоединиться к походу на административную площадь станицы. На площади собралось 1,5-2 тысячи казачек (и ни одного казака-мужчины). Одна группа казачек направилась смещать председателя стансовета (из казаков), вторая группа пошла “разгонять” правление колхоза “Красный партизан”. Председателя колхоза Белоусова (из городских “двадцатипятитысячников”) вывели “под ручки” из кабинета правления, привели на мосток через речку Ерык, протекающую рядом с правлением, подняли на руки, раскачали и бросили через перила в мартовскую воду. Больше подобного насилия не применяли. Занятия в школе отменили. Женщины на общем колхозном дворе стали разбирать бывших своих лошадей, сбрую, телеги, линейки, сельхозинвентарь. Были и такие казачки, которые не хотели “всё своё” забирать домой (около 20-25%), но женщины-вожаки сами, вопреки желаниям хозяек, развозили это имущество по казачьим дворам. Первая группа казачек, сместив председателя стансовета, оставила секретаря (им была молодая казачка) и образовала на площади казачий круг для выбора “атаманши”. Выбрали “атаманшу” и переименовали секретаря в писаря при “атаманше”. Власть казачек в Мингрельской продержалась три дня. На четвёртый день прискакавший из Краснодара кавалерийский эскадрон восстановил старый порядок без кровопролития и жертв. Казалось бы, Конституция 1936 г., объявленная как самая демократическая в мире, уравнивала в политических правах всех женщин. Но фактически этого не произошло: первое место отводилось женщинам – членам партии, второе – беспартийным работницам физического труда. Кроме того, при выдвижении в качестве кандидата в депутаты местной власти, при продвижении по службе, при поступлении в техникумы и вузы учитывалось социальное происхождение, а негласно – и отношение к религии. Несмотря на некоторый прогресс в повышении равноправия женщин, они оставались социально-политическим меньшинством в советском государстве. Для них при выборах в Советы народных депутатов различных уровней устанавливалась определённая квота. При наборе женщин на должности служащих им, как правило, доставались должности рядовых сотрудников, в меньшей мере – заместителей заведующих отделами, редко – заведующих отделами. Этот подбор женских кадров сохранялся и во время перестройки, да и теперь в условиях демократизации общества. Можно сказать, что в нынешнее время также продолжает действовать мужской шовинизм. В современном мире есть прецедент – президентом республики Исландия в 1996 г. избрана Мэри Робинсон, которая успешно работала в этой должности и её выдающиеся управленческие способности были признаны политическим истеблишментом, об этом свидетельствует выдвижение её кандидатуры на должность генерального секретаря ООН. В должности премьер-министров уже было несколько женщин: Индира Ганди, Гру Брутленд, Беназир Бхуто. Почему же женщины России, составляющие большинство населения и избирателей, по образованию не уступающие мужчинам, отдают им власть над собой, на которую они по праву и по управленческим способностям могут успешно претендовать? Несколько причин, в основном субъективного характера, объясняют эту парадоксальную ситуацию: отсутствие осознания, потребности и воли разделить власть, прежде всего верховную, с мужчинами; женщины, работающие в средствах массовой информации, а их там немало, могли бы посодействовать формированию сильного женского общественного мнения о необходимости вхождения во власть. Кстати, при выборах в пятую государственную Думу в 1993 г. объединение “Женщины России” завоевало около 40 депутатских мандатов. Однако за два года работы в Думе они не показали ни женского духа, ни интуиции, ни воли при решении не только женских вопросов, но и общих проблем, не сумели оформиться как по-женски мудрая фракция и чаще всего при обсуждении и принятии законов колебались между фракцией коммунистов и аграриев, за что и были наказаны на выборах в шестую Государственную Думу: “Женщины России” не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. В чём же слабость женского движения? Образованию массового союза женщин России мешают стереотипы поведения и предрассудки, складывавшиеся веками: будто женщины не способны вести государственную деятельность из-за того, что они слишком эмоциональны, подвержены длительным колебаниям между “да” и “нет” в процессе принятия ответственных решений, особенно в короткие сроки. С чего бы можно было начать объединение женщин? — С образования группы солидарности по какому-то общему, может быть, бытовому интересу и совместным действиям по его реализации; — с осознания понимания скрытых причин реального неравенства женщин, того, что оно по своей сути не случайность, не зигзаг женской неудачи, а установленный мужчинами негласный порядок, поддерживаемый исторически меняющимися государственными системами; — с перехода к организованным массовым действиям, подкреплённым пониманием, за выравнивание прав; нужна борьба в самых разных формах: публикации в газетах, листовки, телефонные беседы, встречи – вначале, может быть, на квартирах, а потом в клубах; — с использования депутатских возможностей в органах власти женскими группами (с привлечением сочувствующих мужчин), даже находящимися в меньшинстве, права на контроль за расходованием финансовых и иных средств. Казалось бы, у женщин всё есть, чтобы получить не менее одной трети депутатских мест. Реальный успех зависит от совокупности целого ряда факторов: завоевание женского общественного мнения, а также частично и мнения мужчин; достаточная финансовая поддержка для выдвижения кандидатами в депутаты от какой-либо организации (надёжнее – от авторитетной партии, в которой должна быть активная и целеустремлённая женская группа). Вне организации, вне партии, без финансовой поддержки, без сочувствия средств массовой информации, без политической просвещённости и хотя бы небольшого опыта управленческой политической работы трудно достичь успеха. Если бы профсоюзы здравоохранения, просвещения (в основном женские) сумели бы объединиться с профсоюзами лёгкой, пищевой промышленности, сферы услуг, тоже преимущественно женскими, то победа кандидатов в депутаты, мэры, губернаторы досталась бы женщинам. ПРИМЕЧАНИЯ i Спенсер Г. Основы этики. СПб., 1899. С.14. ii Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1953. С.62. iii Миклухо-Маклай Н. Н. Путешествия на берег Маклая. М., 1956. С.99. iv Нансен Ф. На крайнем Севере, жизнь эскимосов. М.;Л., 1926. С.52. v Курьер. 1962. №3. С.13. vi Ливингстон Д. Путешествия и исследования Южной Америки. М., 1955. С.186. vii Там же. С.187. viii Там же. С.188. ix Цит. по: Шевяков М.В. Женщина и любовь. СПб., 1901. С.96. x Плутарх. Избранные произведения. М.; Л., 1941. С.199. xi Семёнов Ю. Происхождение брака и семьи. М., 1974. С.137-145. xii Легуве Э. История нравственного положения женщин. М., 1862. С.381. xiii Там же. xiv Там же. С.387. xv Там же. xvi Там же. С.385. Смотрите также:
"Второй историей" начинает называться история женской половины человеческого рода. "Первая история" это мужская история, которая вошла в мифы, легенды, исторические памятники, учебные пособия
130.87kb.
Вместо предисловия женская история и развитие женского коллективного сознания
96.14kb.
История России в стихах
65.98kb.
История семьи история россии
56.15kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 07. 00. 09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» Москва
329.65kb.
История журнала это история становления творческой свободы слова и мысли, большого и тяжелого творческого пути советских литераторов к завоеванию права творить что хочется и как хочется
19.05kb.
«Гореть самим! Зажечь других!» Межшкольная районная газета
266.88kb.
История древнего мира) Специальность – 030401. 65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск 2011
1274.69kb.
Русский алфавит
89.86kb.
Литература по курсу История государства и права зарубежных стран Аннерс Э. История европейского права. М., 1994
148.25kb.
Статья повествует о истории южной окраины города Тамбова. В ней изложены легенды и исторические сведения о достопримечательных местах «Волчьей лощины»
85.45kb.
Учебные вопросы
67.87kb.
|