Главная страница 1



Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Утверждено

Проректор ГУ-ВШЭ

С.Ю. Рощин

_____________________

«____»______________2012 г.

Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки

«_24_»_мая_2012 г,

протокол № 5.

Зав. кафедрой

истории идей и методологии исторической науки

______________И.Н. Данилевский

Программа вступительного экзамена в аспирантуру

по специальности 07.00.09 «Историография, источниковедение

и методы исторического исследования»

Москва

2012
Общие требования
Поступающий в аспирантуру должен иметь систематические знания об основных понятиях историографии (истории исторической науки) и источниковедения, уметь анализировать эти понятия в системах различных общенаучных парадигм, иметь представление об общетеоретических основаниях теории и методологии гуманитарного знания, методологии исторической науки, принципах историографического и источниковедческого анализа и синтеза, обладать системными знаниями о развитии историографии и источниковедения в контексте современного научного знания, обладать профессиональными знаниями по проблематике науки об источниках и методах их отыскания, классификации, методах их критического изучения и интерпретации с целью раскрытия их информационного потенциала, уметь творчески применять теоретические основания и профессиональные знания для решения задач в области историографии, источниковедения и конкретно-исторического исследования.

ЧАСТЬ I
ИСТОРИОГРАФИЯ

1. Историография (история исторической науки) как научная дисциплина

Определение историографии. Определение историографии. Историография и «история исторического знания», «история исторического познания», «история исторической мысли», «история исторической науки».

Цели и задачи историографического исследования. Историография как элемент научно-исследовательской культуры. Историография как форма авторефлексии науки. Историография как область истории науки. Историография как часть интеллектуальной истории.



Предметное поле историографии. Социально-ориентированное и научно-ориентированное историописание. Личность ученого как предмет исследования. Научная институция как предмет исследования. Неформальные объединения историков. Научная школа: определения и проблемы исследования.

Историческая наука как социокультурное явление. Философский контекст историографии. Религиозные и философские убеждения как фактор развития исторической науки. Понятие «научная парадигма» применительно к истории исторической науки.

Социально-политический контекст историографии. Политические убеждения как фактор эволюции исторической науки. Историописание как форма саморефлексии общества. Историописание как феномен социальной памяти. «Места памяти».

Эстетический контекст историографии. Литературные традиции как фактор эволюции исторической науки.

Источниковедческий контекст историографии. Факторы эволюции источниковой базы исторического исследования. Историография и эволюция архивного дела, археографии, текстологии.



Источники историографических исследований. Типы и виды источников историографических исследований.

2. История европейской исторической науки

Историческая наука как продукт Нового времени. Знание о прошлом в эпоху Ренессанса. Зарождение принципов научного исследования.

Историческая наука в рамках рационалистической парадигмы. Принципы рационализма как философского течения. «Рассуждения о методе» Р. Декарта. Представления об обществе (Г. Гроций, Т. Гоббс). Развитие источниковедения и специальных исторических дисциплин в XVII в. (Acta Sanctorum и Общество болландистов, Ж. Мабильон). Г. Болингброк.

Историческая наука в эпоху Просвещения. История в учении французских просветителей XVIII в. Исторические взгляды Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Ж. Кондорсэ, Ш. Монтескье.

История в учении немецких просветителей XVII в. Исторические теории И. Гердера, И. Канта, Ф. Шиллера.

История в учении английских просветителей. Эволюция общества в представлениях А. Смита. История в творчестве Д. Юма. Исторические труды Э. Гиббона,

Зарождение сравнительно-исторического метода. Дж. Вико.



Историческая наука эпохи романтизма. Романтизм как реакция европейской культуры на Великую французскую революцию.

Национальная история в сочинениях немецких и французских романтиков. Ж. Мишле. Историческая школа права (Ф.К. Савиньи, К.Ф. Эйхгорн).

Развитие специальных исторических дисциплин. «Критика источников» как базовая дисциплина гуманитарного знания. «Monumenta Germaniae Historica»: задачи издания и его роль в формировании национальной памяти. Формирование принципов исторического профессионализма. Б.Г. Нибур, Л. фон Ранке, Ф.К. Шлоссер. Формирование национальных метанарративов.

Гегельяно-марксистская парадигма и историческая наука. Цели и содержание исторического процесса по Г.В.Ф. Гегелю. «Исторические» и «неисторические» народы. Гегельянская философия в европейской культуре XIX в. Задачи исторического знания в концепциях К. Маркса и Ф. Энгельса. Конкретно-исторические представления К. Маркса и Ф. Энгельса.

Позитивистская парадигма и историческая наука. История в трудах О. Конта, Г. Бокля, Г. Спенсера. Первобытное общество в исследованиях Г.Л. Моргана.

Методы исторического исследования во второй половине XIX в. Труды И.Г. Дройзена, Э. Фримена, Э. Бернгейма.



Неокантианская парадигма и историческая наука. Методология истории В. Дильтея. Историческая наука в философских концепциях «баденской школы» неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Идиографическая и номотетическая составляющая знания о прошлом.

Историческая наука после Первой Мировой войны. М. Блок. Л. Февр. «Школа Анналов». История как история человека и его культуры. Развитие цивилизационного подхода (О. Шпенглер, А. Тойнби).

Историческая наука второй половины XX в. Историческая наука в противостоянии идеологических систем. Эволюция представлений об объекте исторического знания. Понятие «больших длительностей» Экономическая история. Квантитативная история. История культуры. Микроистория.

Историческая наука в ситуации постмодерна. Ключевые черты эпохи постмодерна. Распад национальных метанарративов. Идея «конца истории». Историческое знание и национальная память. Любительское историописание, проблема демаркации исторического и псевдоисторического знания. Представление исторического знания в сети интернет.

3. История российской исторической науки

Зарождение исторической науки в России XVII в. «Синопсис». «Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся в гражданстве» С. Медведева. «Скифская история» А. Лызлова. «Политика» Ю. Крижанича.

Рационалистическая историография в России. Историография петровского времени. «Рассуждение о причинах Свейской войны» П.П. Шафирова. «Журнал или поденная записка Петра Великого». Сочинения Ф. Прокоповича. «Ядро российской истории» А.И. Манкиева.

«История Российская» В.Н. Татищева: структура текста, источники и методы работы историка. Концепция русской истории у В.Н. Татищева. Проблема «татищевских известий».

Немецкие историки на службе в Академии наук. Г.З. Байер. Г.Ф. Миллер как архивист. Исторические труды Г.Ф. Миллера.

«Древняя Российская история» М.В. Ломоносова: задачи и основные особенности текста. Спор М.В. Ломоносова с Г.Ф. Миллером по вопросу о происхождении руси. Реформы Петра I в оценке М.В. Ломоносова.



Российская историография второй половины XVIII в. История в культуре екатерининского времени. Исторические труды М.М. Щербатова. И.Н. Болтин и его полемика с Леклерком и М.М. Щербатовым. Историки «екатериниского кружка». Исторические сочинения Екатерины II, Ф.А. Эмина, И.П. Елагина. История в творчестве русских просветителей (Н.И. Новиков, В.В. Крестинин, А.Н. Радищев и др.).

Издания исторических источников во второй половине XVIII в. Н.Н. Бантыш-Каменский.



Российская историография начала XIX в. Мировоззрение и политические взгляды Н.М. Карамзина. Литературная деятельность Н.М. Карамзина. Задачи истории в понимании Н.М. Карамзина. Источники и методы исторического исследования в понимании Н.М. Карамзина. Структура и концепция «Истории государства Российского». «История государства Российского» как явление культуры.

Исторические воззрения декабристов.

Эволюция источниковой базы и инструментария исторического познания. «Скептическая школа» в русской историографии. М.Т. Каченовский. Археографическая деятельность «Румянцевского кружка» (К.Ф. Калайдович, П.М. Строев).

Российская историография 20-х — 90-х гг. XIX в. Расширение источниковой базы и эволюция инструментария исторического познания. Археографическая экспедиция и Археографическая комиссия. Идеология «официальной народности» и ее значение для развития исторической науки.

«Положительное направление» в исторической науке. М.П. Погодин и его труды по русской истории. Н.Г. Устрялов.

Исторические воззрения славянофилов (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков и др.). Исторические воззрения западников. «Философические письма» П.Я. Чаадаева. Т.Н. Грановский. К.Д. Кавелин.

Философские основы исторической концепции С.М. Соловьева. «История России с древнейших времен». Государство как основная движущая сила русской истории. Критерий периодизации русской истории.

«Государственная школа» в русской историографии. Б.Н. Чичерин. История России в исследованиях А.Д. Градовского и В.И. Сергеевича.

Исторические труды Н.И. Костомарова. «Русская история в портретах главных ее деятелей». Н.И. Костомаров как историк народных движений. Труды Н.И. Костомарова по истории Украины.

Исторические труды А.П. Щапова и их социально-философские основы. И.Е. Забелин как историк русской культуры и основатель Исторического музея.

В.О. Ключевский и его основные труды. Факторы исторического развития России в трудах В.О. Ключевского. Вопросы источниковедения и историографии. Структура и концепция «Курса русской истории».

Историография всеобщей истории: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, П.Г. Виноградов, В.И. Герье и др.

Опыты методологической рефлексии в российской исторической науке. К.Н. Бестужев-Рюмин.



Российская историография конца XIX — начала XX в. Расширение источниковой базы и эволюция инструментария исторического познания. Рецепция идей неокантианства в России (А.И. Введенский) и проблемы их применения к историческому познанию. Труды А.С. Лаппо-Данилевского по актовому источниковедению. Летописное источниковедение в трудах А.А. Шахматова. «Методология истории» А.С. Лаппо-Данилевского. Историко-методологические идеи Л.П. Карсавина, Р.Ю. Виппера и др.

«Консервативное направление» русской исторической мысли конца XIX — начала XX в. С.Ф. Платонов. М.К. Любавский.

«Либеральное направление» русской исторической мысли. П.Н. Милюков. Н.П. Павлов-Сильванский. А.А. Кизеветтер.

«Марксистское направление». П.Б. Струве. М.И. Туган-Барановский. Исторические взгляды Г.В. Плеханова. Н.А. Рожков. «Русская история с древнейших времен» М.Н. Покровского.


Советская историческая наука (1917 – начало 1990-х гг.). Периодизация истории советской исторической науки. Оценка советской историографии в зарубежных историографических работах.

Октябрьская революция 1917 г. и условия существования исторической науки и исторической мысли в Советской России. Место, роль и функции исторической науки в советском обществе. Политика Советского государства по отношению к исторической науке. Историческая наука как элемент политической системы. Общество и историческая наука. Марксистско-ленинская методология и советская историческая наука. Основная проблематика советских историков; табуированные темы. Археографическая и архивная политика. Противоречия в исследовании исторических источников. Отношение к научному наследию и опыту. Противоречия в эволюции методов изучения и интерпретации истории. Возможности прогресса исторического познания. Тип советского историка и системы научных отношений. Изоляционизм советской исторической науки.

Система подготовки кадров историков. Основные курсы в гуманитарной высшей школе. Ликвидация исторического образования в высшей и средней школе. Обществоведение.

Два направления в публикации и исследовании исторических источников. Темы публикаций и источниковедческих исследований Академии наук СССР и ее учреждений. Теоретическое источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Публикации марксистских научно-исторических учреждений, их цели и качество. Совместная архивная, архивоведческая и археографическая деятельность историков «старой» школы и историков-марксистов.

Проблематика и исследования «старой» и марксистской историографии. Труды В.В. Бартольда, С.В. Бахрушина, М.М. Богословского, Б.Я. Владимирцова, Ю.В. Готье, Б.Д. Грекова, М.К. Любавского, С.Ф. Ольденбурга, И.А. Орбели, В.И. Пичеты, С.Ф. Платонова, А.Е. Преснякова, М.Д. Приселкова, Е.В. Тарле и др., их место в истории отечественной исторической науки. Книги и выступления М.Н. Покровского, В.П. Волгина, С.М. Дубровского, Н.М. Лукина, В.И. Невского, А.М. Панкратовой, С.А. Пионтковского, Ф.А. Ротштейна, С.Г. Струмилина, Г.С. Фридлянда, А.В. Шестакова, Е.М. Ярославского и др. и их место в истории отечественной исторической науки.

Методология истории. Позитивизм «старой» историографии. Вульгаризация и политическая редактура марксизма, ее причины. Дискуссии историков-марксистов по проблемам «экономических форм» и общественно-экономических формаций. Ослабление контактов с мировой исторической наукой.

Методы выработки оценок исторических событий в марксистской науке (дискуссии об историческом значении выступления декабристов, о взглядах Н.Г. Чернышевского, о «Народной воле», о характере российского империализма и др.). Начало канонизации ленинских подходов и оценок. Письмо И.В. Сталина в редакцию журнала «Пролетарская революция» (1931). Идеология и наука.

«Русская история в самом сжатом очерке» М.Н. Покровского. Человек как «продукт эпохи». История как движение от революции к революции. Историография как разоблачение противника. Депатриотизация истории, формирование образа классового врага, отбор действующих лиц, вульгаризация и модернизация прошлого. Схоластика, схематизм и иллюстративный метод в исторических исследованиях. Неоднозначность позиций и споры историков 20-х – начала 30-х гг.

Изучение советской историографии 20-х – начала 30-х гг., его противоречия.

Идеологический переворот середины 30-х гг.: смена ценностей, приоритетов, тактики. И.В. Сталин и историческая наука. Изменение условий существования исторической науки. Утверждение принципа «партийности» и прекращение дискуссий.

Партийное руководство исторической наукой. Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР о перестройке исторического образования, реорганизации научных учреждений и высшей школы, о задачах исторических исследований. Причины и формы отказа от первой, «ленинско-покровской» модели исторического прошлого.

Формирование «управляемой истории». Этапы создания официальной концепции истории большевистской партии, всеобщей истории, истории России. «История ВКП(б). Краткий курс» (1938) и ее значение в оформлении новой модели исторического прошлого. Подготовки учебников по гражданской истории в 1934-1938 гг.

Кадровые и институциональные изменения в исторической науке. Осуждение Покровского и его «школы». Массовые репрессии и историки. Особая роль Института Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина и его филиалов. Создание исторических факультетов университетов и педагогических институтов, Института истории АН СССР. Исторические журналы. Подготовка научных кадров высшей квалификации. Роль и задачи историка. Передача архивного дела в ведение НКВД СССР. Партийные и государственные архивы.

Учебники всеобщей и отечественной истории для средней и высшей школы 1938-1940 гг. Роль академических учреждений и вузов в их создании. «Сталинско-академическая» модель исторического прошлого: основные черты, отличия от предшествующей модели. Реализация «Замечаний» И.В. Сталина, С.М. Кирова и А.А. Жданова на учебники всеобщей и отечественной истории и Постановления жюри правительственной комиссии под председательством А.А. Жданова.

Публикация исторических источников. Академические издания.

Состояние методологии. «Краткий курс» и догматизация метода. Марксизм в «сталинско-академической» интерпретации. Содержание понятия «ленинизм». Прекращение международных контактов советских историков и его воздействие на методологический уровень советской исторической науки. Распространение «иллюстративного» метода в работе историков.

Коллективные проекты советской исторической науки и их реализация («История гражданской войны в СССР», «История фабрик и заводов», «История дипломатии», многотомные очерки истории СССР и советских республик, «Всемирная история»). Предвоенные труды Б.Д. Грекова, С.В. Бахрушина, К.В. Базилевича, М.В. Нечкиной, А.М. Панкратовой, Е.В. Тарле, М.Н. Тихомирова и др.

Влияние Великой Отечественной войны на исследовательскую работу и задачи советских историков. Историки и научно-исторические учреждения в годы войны. Новая проблематика (военная история и история военного искусства, история национальной государственности, внешней политики, культуры). Ослабление идеологического контроля над наукой и его последствия. Контакты с европейскими учеными. Вклад советских историков Н.П. Грацианского, Б.Д. Грекова, А.В. Ефимова, Е.А. Косминского, И.И. Минца, В.И. Пичеты, Е.В. Тарле, М.Н. Тихомирова и др. в борьбу с фашизмом. Совещание историков в ЦК ВКП(б) (1944). Журнала «Большевик» и советская историография.

Историография послевоенного времени. Постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам во второй половине 40-х – начале 50-х гг., партийные дискуссии по вопросам философии, языкознания и их воздействие на историческую науку. Борьба с буржуазным объективизмом и космополитизмом в области исторической науки: задачи и смысл, жертвы.

Институциональные изменения: причины и задачи. Академия общественных наук при ЦК ВКП(б) (КПСС). Новые институты и комиссии АН СССР исторического профиля. Завершение формирования республиканской и местной сети академических учреждений.

Публикация исторических источников. Возобновление серийных изданий.

Социально-экономический детерминизм в исторической науке. Идеологические и политические предписания и ограничения; «предсказуемое» и «непредсказуемое» прошлое. Дискуссии о периодизации исторического процесса, о складывании централизованного государства в Восточной Европе, о формах феодальной собственности, товарном производстве, природе мануфактуры, формировании капиталистического уклада, промышленном перевороте в России и др. Успехи в археологии и этнографии. Труды Б.Д. Грекова, Н.М. Дружинина, Б.А. Рыбакова, И.И. Смирнова, П.П. Смирнова, М.Н. Тихомирова, Л.В. Черепнина. История Западной Европы в трудах Е.А. Косминского, С.Д. Сказкина, А.И. Неусыхина, Древнего Востока – в трудах В.В. Струве. Мифологизация истории освободительного движения, новейшей истории, истории социализма, истории Второй мировой войны. Направление и формы критики исторических трудов.

ХХ съезд КПСС и «оттепель» второй половины 50 – начала 60-х гг. Изменения в условиях существования исторической науки. Проблематика исторических исследований. Изменения режима хранения документов в архивах. Публикация исторических источников, ее направления. Возвращение советских историков на международную арену, характер контактов с мировой исторической наукой. Постановление ЦК КПСС «О деятельности журнала “Вопросы истории”» (1957), «Дело Московского университета».

Состояние методологии. Формирование понятий «марксистско-ленинская методология», «марксистско-ленинская историческая концепция». «История Коммунистической партии Советского Союза». Издания Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Историческая «Лениниана».

Многотомные «Всемирная история», «История СССР с древнейших времен до наших дней», «История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» как попытки коррекции «сталинско-академического» видения прошлого.

Научные дискуссии по проблемам истории в 50-х – 60-х гг. (о характере социально-экономического строя Древней Руси, о личности Ивана IV, о характере и истории крестьянских войн в России, о народничестве и народовольчестве, о роли пролетариата в освободительном движении). «Новое направление» в советской исторической науке (работы П.В. Волобуева, М.Я. Гефтера, К.Н. Тарновского). Обсуждение проблемы многоукладности, дискуссии об «азиатском» способе производства. Попытки обсуждения советскими историками и писателями проблем сталинизма и его роли в истории страны, истории Великой Отечественной войны (Р.А. Медведев, А.М. Некрич, А.И. Солженицын).

Курс руководства КПСС в конце 60-х – первой половине 80-х гг. на ресталинизацию. «Борьба с очернительством». Восстановление идеологического руководства исторической наукой. Ограничение режима доступа к документам архивов. Постановления и тезисы ЦК КПСС к юбилейным датам. Влияние партийно-государственного аппарата на контакты с мировой наукой. Создание официальной концепции отечественной истории периода капитализма и истории советского общества; прекращение научных дискуссий по этим проблемам. Концепции «всеобщего кризиса капитализма», «мирового освободительного движения», «развитого социализма». Монографии («История Великого Октября» И.И. Минца; и др.) и коллективные официальные многотомные издания ИМЛ при ЦК КПСС и институтов АН СССР. Борьба с инакомыслием и инакомыслящими в исторической науке.

Влияние мировой исторической науки на обновление методов и инструментария исследований. Состояние источниковедения. Создание отечественной школы применения количественных методов в исторических исследованиях (И. Д. Ковальченко, Л.В. Милов). Создание семиотической школы; работы Ю.М. Лотмана и их значение для исторической науки. Методы изучения культуры средневековья (М.М. Бахтин, А.Я. Гуревича). Споры вокруг работ Л.Н. Гумилева. Дискуссия о российском абсолютизме (А.Я. Аврех и др.) и кризис«марксистско-ленинской методологии». Противоречия между запросами общества и состоянием исторической науки, между идеологией, теорией и методологией истории и познавательной практикой (работы К. Валишевского, В.С. Пикуля, М.К. Касвинова, научно-популярные книги Р.Г. Скрынникова).

Новые направления исторических исследований. И.Я. Фроянов. А.А. Зимин. В.Л. Янин. Н.Н. Воронин. Д.С. Лихачев. Н.Е. Носов. С.О. Шмидт. Л.В. Милов. Н.И. Павленко. П.Г. Рындзюнский. И.Д. Ковальченко. Н.Я. Эйдельман. Н.А. Троицкий. Исторические исследования в университетах и институтах АН СССР; становление региональных исследовательских школ. Историческая наука в советских национальных республиках.

Тупиковые пути. Историография «развитого социализма» в СССР.

Трансформации советского общества и советской государственности во второй половине 80-х – 90-х гг. Политика «гласности» и историческая наука. Проблема сталинизма в художественной литературе и публицистике. Падение доверия к академической исторической науке. Изучение «белых пятен», «фигур умолчания», «зон, закрытых для мысли» в мировой и отечественной истории. «Круглые столы» по проблемам советской истории. Критика отдельных постулатов марксизма-ленинизма. Дискуссии о судьбе социализма.

Распад СССР, социальные, политические и идеологические трансформации России. Проблема места исторического знания в изменяющемся обществе. Дискуссии об альтернативности исторического развития, их результаты. Политизиция общества и распад советской марксистско-ленинской исторической науки. Трансформация ее инфраструктуры. Судьба кадров советской исторической науки. Формирование течений и направлений в российской исторической науке, социальные, политические и философские корни течений и направлений. Влияние европейской и американской историографии на общественно-политическую и методологическую дифференциацию исторической науки в России, ее проблематику и методы.

новых подходов и методов (цивилизационный подход, мир-системный анализ, синергетика, полиформизм и др.). Переосмысление истории России с позиций цивилизационного подхода. Падение интереса к изучению социально-экономической проблематики, истории классовой борьбы и революций. Обращение к проблеме человека в истории.

Реорганизация исторического образования. Учебники истории. История и проблемы гуманитаризации высшего и среднего образования. Новые отношения истории и гуманитарных наук.

Инфраструктура исторических исследований. Фонды, конкурсы.

Перестройка системы архивов. Условия доступа к историческим документам. Публикация исторических источников. Новые археографические издания.

Состояние методологии истории. Издания трудов дореволюционных российских и эмигрантских ученых, западных историков и философов, их роль в формировании ситуации методологического плюрализма.
РАЗДЕЛ II

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
И МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ



  1. История в системе научного знания

Проблема гуманитарного знания как научного. Проблема эпистемологии гуманитарного знания. Основные понятия. Объект и субъект познавательной деятельности. Философия истории. Теория исторического процесса и теория исторического знания: соотношение и взаимосвязь. Методология истории.

Общность и различие в познании природы и общества. Различие объекта, предмета и познавательных целей наук о природе и наук о человеке и обществе. Источники научной информации. Объект, предмет и методы гуманитарных наук. Общность источниковедческой основы наук о человеке и обществе. Источники информации и способы ее получения.

Современная ситуация междисциплинарных взаимодействий наук о природе и культуре. Методы наук о человеке в условиях междисциплинарных взаимодействий. Проблемы источников в научном познании. Проблематика компьютерных технологий. Методы гуманитарного знания и проблемы исторического профессионализма. Современные проблемы вспомогательных наук истории.

  1. Источниковедение

и методы исторического исследования

Позитивистские концепции исторического исследования. Позитивистские методы в исторической науке. Позитивизм об изучении фактов в их эмпирической данности. Классификация исторических источников. Методы установления достоверности свидетельств. Проблемы изучения письменных текстов. Объем и содержание основных понятий. Соотношение методов анализа и критики источников и методов вспомогательных исторических дисциплин.

Проблемы специфики гуманитарного познания в трудах В.Дильтея. Соотношение субъекта и объекта исторического познания в неокантианской концепции. В.Виндельбанд и Г.Риккерт о различи методов познания в науках о природе и науках о культуре. Сторонники и противники данного разделения, их аргументация.

Формирование источниковедения как особого направления в России. Междисциплинарность данного направления. Методы изучения отдельных видов источников как явления культуры. Использование методов исторической науки, филологии, языкознания, права.

«Методология истории» А.С. Лаппо-Данилевского. Исходные философские постулаты его концепции. Источник как явление культуры. Единство и целостность объекта научного познания. Развитие и интерпретация феноменологической концепции гуманитарного познания в трудах русских философов, правоведов, историков и филологов.

Преодоление позитивистских стереотипов в сознании историков после Первой мировой войны. Л.П. Карсавин и его труд «Философия истории». Формирование Школы «Анналов». Становление «новой исторической науки». М. Блок «Апология истории или Ремесло историка». «Идея истории» Р. Дж. Коллингвуда и ее значение для развития методологии исторического исследования.

История как глобальная смена цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби). Дискуссии по проблемам цивилизационного подхода к истории человечества. Трудности сравнительного подхода.

Структурализм в гуманитарном познании. Поиск структурированных систем межличностных (интерсубъективных) отношений. Структурная антропология (К. Леви-Строс) и изучение архаических типов мышления и поведения. Концепции языкового характера мышления интерпретация культуры. Структурализм и постструктурализм (М. Фуко).

Знаковая природа текста (Р. Барт, Ж. Деррида). Проблемы интерпретации текста (П. Рикер). Методы реконструкции текста. Дискуссии по проблемам объективности исторического познания. Соотношение между историческим произведением (нарративом), реальностью прошлого и возможности исторического познания. Научное исследование как литературный текст. Понятие исторического источника и понятие текста. Деконструктивизм как метод исследования. Его возможности и пределы.


  1. Теоретические проблемы исторического источниковедения

Специфика исторического познания. Понятие исторического источника. Исторический источник как специфический «исторический факт». Исторический источник как носитель ретроспективной информации. Особенности кодировки ретроспективной информации. Исторический источник как текст. Проблемы декодировки и перекодировки информационных сообщений.

Становление и развитие исторического источниковедения. Критика и интерпретация источника как исследовательская проблема. Источник и «внеисточниковое знание». Источниковедение и научная реконструкция истории: теоретические и методические проблемы. Проблемы верификации результатов источниковедческого анализа. Источниковедение как комплексная дисциплина.

Классификация исторических источников: принципы и понятия. Классификационные системы. «Остатки» и «предания». Понятие о типах и видах исторических источников. Типологическая классификация (письменные, вещественные, визуальные, устные, этнографические, лингвистические источники). Условность классификационных систем.

Виды исторических источников. Проблема видообразования. Эволюция видов исторических источников.

Структура источниковедческого исследования. Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез. Источниковедение и смежные дисциплины.




  1. Типы и виды исторических источников: общая характеристика

Типология исторических источников. Основания классификации источников по типам.

Виды исторических источников. Основания классификации источников по видам.

Понятие о корпусе исторических источников данной эпохи, культуры, цивилизации и т.п.




    1. Письменные источники

Общая характеристика письменных источников. Особенности кодировки ретроспективной информации в письменных источниках. Социальные функции как основа выделения видов письменных источников. Основные видовые классификации письменных источников (литургическая литература, поучения и похвальные слова, исторические сочинения, законодательные источники, актовые материалы, делопроизводство и учетная документация, публицистика и художественная литература, судебно-следственные материалы, материалы общественных объединений и политических партий, источники личного происхождения, периодика и др.). Специфика работы с отдельными видами письменных источников.

Источниковедческие проблемы изучения литургической литературы. Происхождение и состав литургических произведений. Литургическая книжность как источник ретроспективной информации. Специфика использования литургических произведений в качестве исторического источника.



Поучительные и панегирические произведения как исторический источник. Происхождение и состав поучительной и панегирической литературы. Специфика использования поучительных и панегирических произведений в историческом исследовании.

Законодательство как исторический источник. Разновидности законодательных источников. Особенности источниковедения законодательных источников. Специфика кодировки ретроспективной информации в законодательных материалах. Использование законодательных источников в исторических исследованиях.

Актовые источники. Понятие акта. Происхождение и эволюция актовых материалов. Классификации актов. Структура актовых материалов. Понятия формуляра и клаузулы. Акты как исторический источник. Методика формулярного анализа. Возможности использования формулярного анализа при работе с другими видами письменных источников. Особенности изучения актовых источников. Актовое источниковедение (дипломатика).

Делопроизводственные и учетные документы как исторический источник. Эволюция государственных институтов и делопроизводство. Специфика кодировки ретроспективной информации в делопроизводственных и учетных документах. Источниковедческие проблемы изучения делопроизводственных документов. Использование делопроизводственных и учетных документов в историческом исследовании.

Документы политических партий и движений.

Статистические источники. Статистика, статистические данные и статистическая обработка: определение понятий. Статистика как исторический источник. Зарождение и развитие статистики. Организация статистики. Разновидности статистических источников. Специфика кодировки ретроспективной информации в статистических материалах. Источниковедческие проблемы изучения статистических материалов. Проблемы интерпретации статистических материалов. Приемы и методы обработки статистических материалов. Использование статистических источников в конкретно-исторических исследованиях.

Исторические произведения как исторический источник. Цели создания и социальные функции исторических произведений. Разновидности исторических произведений (хроники, анналы, хронографические произведения, летописание и др.): сравнительный анализ. Источниковедческие проблемы изучения исторических произведений. Особенности использования исторических произведений в конкретно-исторических исследованиях.

Источники личного происхождения как исторический источник (мемуары, дневники, переписка, эссеистика). Проблема классификации источников личного происхождения. Виды и разновидности источников личного происхождения. Специфика кодировки ретроспективной информации в мемуарах и дневниках: общее и особенное. Особенности ретроспективной информации, сохранившейся в личных письмах. Источниковедческие проблемы изучения источников личного происхождения. Возможности использования источников личного происхождения в исторических исследованиях.

Периодическая печать как исторический источник. Этапы развития периодической печати. Разновидности периодической печати: газетная, журнальная периодика, повременные издания учебных и научных заведений и обществ. Периодическая печать на электронных носителях. СМИ. Особенности кодировки ретроспективной информации в периодической печати СМИ. Источниковедческие проблемы изучения периодической печати. Возможности использования материалов периодической печати в конкретно-исторических исследованиях.

Публицистика как исторический источник. Особенности кодировки ретроспективной информации в публицистических произведениях. Источниковедческие проблемы изучения публицистики. Возможности использования публицистических произведений в конкретно-исторических исследованиях.

Художественная литература как исторический источник. Социальные функции художественной литературы. Зарождение художественной литературы. Понятие «литературный процесс». Методы исследования художественной литературы.

    1. Устные и этнографические источники

Особенности передачи ретроспективной информации в устной традиции. Возможности и ограничения фиксации устных источников в письменной форме. Связь устной традиции и ритуальных действий. Симпрактический характер ритуальных действий и обрядов. Проблемы и возможности вербализации симпрактических действий. Понятия устных и этнографических исторических источников. Проблемы датировки устных и этнографических источников. Особенности использования устных и этнографических источников в историческом исследовании.

    1. Лингвистические источники

Слово как носитель ретроспективной информации. Язык как образ мира. Языковая картина мира. Этимологический анализ и возможности его использования в историческом исследовании. Частотный словарь как носитель ретроспективной информации. Направления лингвистических исследований, оформившиеся в специальные историко-филологические дисциплины (топонимика, антропонимика, историческая диалектология, семасиология, ономасиология и др.) Возможности реконструкции прошлого на основании лингвистических данных.

    1. Вещественные источники

Материальный объект (вещь) как исторический источник. Специфика кодировки ретроспективной информации в материальных объектах. Источниковедческие проблемы изучения вещей как источников ретроспективной информации. Проблема вещественного источника. Понятие музейного предмета. Общее и особенное в подходе к материальному объекту как к музейному предмету и как к историческому источнику. Проблема идентификации ретроспективной информации, полученной из вещественных и письменных источников. Возможности интеграции вещественных и письменных источников в историческом исследовании. Направления вещественного источниковедения, оформившиеся как специальные исторические дисциплины (археология, нумизматика, сфрагистика, фалеристика, вексиллология, униформология, история костюма, кодикология и др.).

    1. Визуальные источники

Изображение как текст. Изображение как исторический источник. Виды изображений (орнамент, миниатюры, иконопись, зарисовки с натуры, портреты, жанровые сценки, фото- и кинодокументы и др.). Особенности кодировки ретроспективной информации в различных видах визуальных источников. Источниковедческие проблемы изучения визуальных текстов. Проблемы идентификации визуальных и вербальных текстов. Проблемы вербализации изобразительных источников. Особенности интеграции визуальных, вещественных и письменных источников в историческом исследовании. Геральдика как направление визуального источниковедения и специальная историческая дисциплина. Использование визуальных источников в исторических исследованиях.
Литература

История исторической науки

Учебники и учебные пособия

Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания (учебное пособие для вузов). М.: Дрофа, 2004.288 с.

Савельева И. М., Полетаев А. В..Теория исторического знания (учебное пособие для вузов). СПб.: Алетейя; М.: ГУ-ВШЭ, 2008. 523 с.

Советская историография / Ред. Ю.Н.Афанасьев. М., 1996.


Дополнительная литература

Hinde J. Jacob Burckhardt and the Crisis of Modernity. McGill-Queen’s University Press, 2000.

Mitzman A. Michelet and Social Romanticism: Religion, Revolution, Nature // Journal of the History of Ideas. Vol. 57. No. 4. 1996. P. 659–682.

Shapiro B. J. A Culture of Fact: England, 1550-1720. Ithaca; L., 2003.

The Uses of History in Early Modern England / Ed. P. Kewes. San Marino, 2006.



Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVII- п.п.XIXвв.) М., 1985.

Барг М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987.

Барг М. А.Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1984.

Барг М.А., Авдеева К.Д. От Макиавелли до Юма: Становление историзма. М., 1998. в .

Бентли Дж. Образы всемирной истории в научных исследованиях ХХ века // Время мира. 1998. Вып. 1. С. 27-66.

Биск И. История исторической мысли в новое время. Иваново, 1983.

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. 2-е изд.: пер. с фр. М.: Наука, 1986 [1949].

Боден Ж. Метод легкого познания истории (фрагмент) [1566]: пер. с лат. // Диалог со временем. 2000. Вып. 2. С. 198-206.

Бокль Г. Т. История цивилизации в Англии: Пер. с англ. СПб.: Павленков, 1895 [1857–1861].

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. В 3 т. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1986–1992 [1979].

Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: В 3 ч. Ч. 1: Роль среды / Пер. с фр. М.: Языки славянской культуры, 2002 [1949]. Введение, Гл. I.

Бродель Ф. Что такое Франция? Кн. 1. Пространство и история: пер. с фр. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1994 [1986].

Бурстин Д. Американцы. В 3 т. Т. 1: Колониальный опыт [1958]. Т. 2: Национальный опыт [1972]. Т. 3: Демократический опыт [1973]: пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.

Бычков С.П., Корзун В.П. Введение в отечественную историографию ХХ в. Омск, 2000.

Вебер М. Основные социологические понятия (из первой главы книги «Хозяйство и общество) [1921] // Вебер М. Избр. произведения / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. С. 602–643.

Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций / Пер. с итал. А. А. Губера. М.; Киев, 1994.

Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М.: Языки славянских культур, 2002.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977 [1784–1791].

Геродот. История в 9-и кн.: пер. с древнегреч. М.: Ладомир, 1993.

Гизо Ф. П. Г. История цивилизации в Европе: пер. с фр. Спб.: Павленков, 1905 [1825].

Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XV в. / Пер. с итал. М.: РОССПЭН, 2000.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. М.: Искусство, 1984 [1972].

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа Анналов. М.: Индрик, 1993.

Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. М., 1985.

Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке [1963] // Философия и методология истории / Ред. И. С. Кон. М.: Прогресс, 1977. С. 37–71.

Дройзен И. Г. Историка: Пер. с нем. СПб.: Владимир Даль, 2004.

Дюби Ж. Трехчастная модель или представления средневекового общества о самом себе: пер. с фр. М.: Языки русской культуры, 2000 [1978].

Евсевий Памфил. Церковная история: пер. с древнегреч. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. URL: http://www.krotov.org/acts/04/03240000.html

Зарецкий Ю.П. История европейского индивида: От Мишле и Буркхардта до Фуко и Гринблатта. // WP6/2005/05. М: ГУ ВШЭ, 2005.

Зиммель Г. Проблема исторического времени [1917] // Зиммель Г. Избранное. В 2 т.: пер. с нем. М.: Юрист, 1996. Т. 1. С. 517–529.

Иванова Ю. В., Соколов П. В. Основные направления политической мысли и историографии Чинквеченто после Макьявелли и Гвиччардини. WP6/2009/08. М.: Изд. дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2009.

Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т.: пер. с древнегреч. М.: Наука, 1994.

Историография нового и новейшего времени стран Европы и Америки. / Ред. И.П.Деменьтьев, А.И.Патрушев. М, 1990.

Историческая наука в России в ХХ веке. / Ред. Г.Д.Алексеева. М.,1997.

Историческая наука и историческое сознание. / Ред. Б.Г.Могильницкий. Томск, 2000.

Историческая наука на рубеже веков / Ред. А.А.Фурсенко. М, 1998.

Калверт К. Дети в доме: Материальная культура раннего детства в XVII–XIX веках. М.: НЛО, 2009. Предисловие, гл. 1.

Кареев Н. И. Историка (Теория исторического знания). СПб., 1913.

Карлейль Т. Французская революция. История: пер. с англ. М.: Мысль, 1991 [1837].

Кобрин В.Б. Кому ты опасен, историк? М., 1992 г.

Козеллек Р. Случайность как последнее прибежище в историографии [1979] // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 171–184.

Кокка Ю. Социальная история: между структурной и эмпирической историей [1986] // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 174–189.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории [1946] // Он же. Идея истории. Автобиография: пер. с англ. М.: Наука, 1980.

Кроче Б. Теория и история историографии: пер. с ит. М.: Языки русской культуры, 1998 [1917].

Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории: пер. с фр. СПб.: 1899 [1898].

Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века: пер. с фр. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997 [1957].

Ле Гофф Ж. О биографии исторического персонажа. (Людовик Святой) [Введение к книге «Людовик Святой»] // Казус. 1999. М.: РГГУ, 1999. Вып. 2. С. 101-117.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: пер. с фр. Москва: Прогресс–Академия, 1992 [1964].

Ле Гофф Ж. Является ли все же политическая история становым хребтом истории? [1971] // THESIS. 1994. Вып. 4. С. 177–192.

Ле Руа Ладюри Э. Застывшая история // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 153–173.

Лукиан. Как следует писать историю // Он же. Собр. соч. В 2 т. М.; Л., 1935; Избр. М., 1987; Избр. проза. М., 1991.

Луций Анней Флор. Две книги римских войн: пер. с лат. // Малые римские историки / Сост. А. И. Немировский. М.: Ладомир, 1996. С. 99–191.

Макиавелли Н. История Флоренции: пер. с ит. Л.:. Наука, Ленингр. отд., 1973 [1532 (1520–1525)].

Медик Х. Микроистория [1994] // THESIS. 1994. Вып. 4. С. 193–202.

Миронов Б. Н. История в цифрах. Л.: Наука, Ленинград. отд., 1991.

Мифы и мифология в современной России / Ред. К. Аймермахер, Г. Бордюгов. М.: РГГУ, 2000.



Мишле Ж. Кордельеры и Дантон. / Пер. Т.А.Быкова, ред., авт. предисл. О. А. Добиаш-Рождественская. Пг.: Всемирная литература, 1920. URL: http://pylippel.newmail.ru/guests/michelet_danton.html#0.

Могильницкий Б.Г. История исторической мысли ХХ в. Томск, 2001-2003. Вып. I-II

Насонов А.Н. История русского летописания XI начала XVIIIвв. М., 1969.

Национальные истории в советском и постсоветском государстве. / Ред. К. Аймермахер, Г. Бордюгов. М.: РГГУ, 1999.



Немировский А.И. У истоков исторической мысли Воронеж: 1979

Нора П. и др. Франция–память: пер. с фр. СПб.: Изд-во СПб университета, 1999.

Павел Орозий. История против язычников: пер. с лат. В 2-х т. СПб.: Алетейя, 2001.

Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения [1966] // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 94–122.

Погодин С.Н. « Русская школа историков»: Н.И.Кареев, И.В.Лучицкий, М.М.Ковалевский. Спб.,1997.

Преодоление прошлого и новые ориентиры его переосмысления. / Ред. К. Аймермахер, Г. Бордюгов. М.: РГГУ, 2002.



Про А. Двенадцать уроков по истории. Пер. с фр. М.: РГГУ, 2000 [1996].

Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: Невеста, жена, любовница. М.: Ладомир, 1997.

Рамазанов С.П. Кризис в российской историографии начала ХХ в. Волгоград, 1999-2000. 2 ч.

Реизов Б.Г. Французская романтическая историография. Л., 1956.

Россия в ХХ веке: судьбы исторической науки. / Ред. А.Н.Сахаров. М.: 1996.



Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время: в поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997.

Сидорович О. В. Анналисты и антиквары: Римская историография конца III-I в. до н. э. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2005.

Синицын О.В. Неокантианская методология истории и развитие исторической мысли в России в к.XIX –начала ХХ вв. Казань, 1998.

Соколов А.Б. Введение в современную западную историографию. Ярославль, 2002

Сократ Схоластик. Церковная история: пер. с лат. М.: РОССПЭН, 1996. http://www.krotov.org/acts/04/socrat/socr00.html

Тюрго А. Р. Ж. Рассуждения о всеобщей истории [1750] // Он же. Избр. философские произв.: пер. с фр. М.: Гос. соц. -эк. изд-во, 1937. С. 77–142.

Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург,2002.

Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 1: От Петра Великого до смерти Николая I. М., 2002.

Успенский Б.Ф. Царь и патриарх. Харизма власти в России. (Византийская модель и ее русское переосмысление). М: 1998.

Февр Л. Бои за историю: пер. с фр. М.: Наука, 1991.

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира: пер. с фр. М.: Высшая школа, 1992 [1986].

Хейзинга Й. Осень Средневековья: пер. с голл. М.: Наука, 1988 [1963; 11919].

Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 года. М., 1993.

Шоню П. Экономическая история: проблемы и перспективы [1974] // THESIS, 1993. Вып. 1. С. 137–151.

Эриксон Э. Г. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование: пер. с англ. М.: Медиум, 1995 [1958].

Юм Д. Англия под властью дома Стюартов. М.: Алетейя, 2001. Т. 1.

Источниковедение и методы исторического исследования

Учебники и учебные пособия

Бокщанин Б.Г. Источниковедение Древнего Рима: Уч. пособие. М., 1981.

Григорьева И.В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М., 1984.

Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма): Уч. пособие / Под ред. проф. В.И. Кузищина. М., 1982.

Источниковедение истории Древнего Востока: Уч. пособие для студ. истфаков вузов / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1984.

Источниковедение истории СССР / Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1973.



Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 2004.

Люблинская А.Л. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955.

Дополнительная литература

Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. 2-е изд. М., 2004.

Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). - М.: 1997.

Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер. с англ. А.Д. Шмелева. М., 2001.

Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / Пер. с англ. А.Д. Шмелева под ред. Т.В. Булыгиной. М., 1999.

Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и грамматики / Пер. с англ. А.Д. Шмелева. М., 2001.

Вендина Т.И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. М., 2002.

Вишленкова Е. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». М., 2011.

Воробьев В.В. Лингвокультурология. - М.: 1997.

Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. - М.: 1996.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Космо-Психо-Логос. -М.: 1995.

Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М.: 1985.

Данилевский И.Н. Загадки трубачей Радзивиловской летописи // Вестник истории, литературы, искусства / [гл. ред. Г.М. Бонгард-Левин]; Отделение ист.-филол. наук РАН. М.:, 2005. Т. 1. С. 75–83.

Данилевский И.Н. Поучение Владимира Мономаха и храмовая резьба Владимиро-Суздальской земли // Вестник истории, литературы, искусства / [гл. ред. Г.М. Бонгард-Левин] ; Отделение ист-филол. наук РАН. М., 2005 .Т. 5. 2008. С. 286–303.

Колесов В. В. Философия русского слова. СПб., 2002.

Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. В пяти томах. СПб., 2000–2001. Т. 1: Мир человека; Т. 2. Добро и зло; Т. 3: Бытие и быт; Т. 4: Мудрость слова; Т. 5: Литературный язык.

Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986.

Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. - М., 2002.

Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. М., 1965.

Почепко Г.П., Фролова И.И. История зарубежных стран (Европа, Америка, Австралия). Библиография иностранных библиографий. М., 1967.

Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975.

Романов В.Н. Историческое развитие культуры: Проблемы типологии. М., 1991.

Романов В.Н. Историческое развитие культуры: Психолого-типологический аспект. М., 2003.

Симон К.Р., Доронин И.P. Из опыта составления ретроспективной библиографии советской литературы по истории СССР // Труды Библиотеки Академии наук и Фундаментальной библиотеки общественных наук АН СССР им. В.П. Волгина. M.; Л., 1955. Т. 2.

Шмитт Ж.–К. Историк и изображения // Одиссей: Человек в истории. 2002.

Языки как образ мира. СПб., 2003.



Яковлев С.В. Критические замечания по поводу исследования Т.И. Вендиной «Средневековый человек в зеркале старославянского языка» // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2004. № 2 (16). С. 112–120.

Hepworth Ph. How to find out in history. A guide to sources of information for all, Oxf., 1966.

International bibliography of historical sciences. Washington, 1930–1968. V. 1–34.



Langlois Ch.V. Manuel de bibliographie historique, 2 éd. R., 1901-1904. Fasc. 1-2.

http://yupakhomov.narod.ru/Bibliography.htm





Смотрите также:
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 07. 00. 09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» Москва
329.65kb.
Программа и вопросы вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 05 – «Романские языки»
166.15kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности
22.83kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 22. 00. 08 «Социология управления»
153.19kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 01. 01. 05 «Теория вероятностей и математическая статистика»
33.57kb.
Вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 02. 00
32.29kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру ифав ран по специальности 05. 13
14.14kb.
1. Сущность, содержание и классификация чрезвычайных ситуаций
66.28kb.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности «6M021000 Иностранная филология»
97.95kb.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности
196.14kb.
Вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 14. 08
34.71kb.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности «6M011300- биология
196.37kb.