Главная   страница 1страница 2страница 3страница 4

Пояснить на примере таблицы, что означают фразы:



  1. «Устойчивое развитие – это развитие в настоящем без ущерба для

настоящего и будущего».

  1. «Думай глобально, действуй локально».


Литература для учителя
Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. Т. 1. Озеро Байкал / Отв. ред. О.А. Тимошкин. - Новосибирск: Наука, 2001. – 832 с.

Атлас и определитель пелагобионтов Байкала / О.А. Тимошкин, Г.Ф. Мазепова, Н.Г. Мельник и др. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1995. – 694 с.

Безрукова Е.В. Растительность и климат юга восточной Сибири в позднем плейстоцене и голоцене по данным непрерывных байкальских разрезов: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора геогр. наук. – Иркутск, 2000. – 46 с.

Бенедикт Дыбовский. – Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. фирма РАН, 2000. –

296 с.

Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.



Бухаров А.А., Фиалков В.А. Геологическое строение дна Байкала. Взгляд из «Пайсиса». – Новосибирск: Наука. – 118 с.

Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.

Вотинцев К.К. Гидрохимия озера Байкал: Тр. Байкальской лимнол. ст. АН СССР. т. 20.– М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 311с.

Вотинцев К.К., Мещерякова А.И., Поповская Г.И. Круговорот органического вещества в озере Байкал. – Новосибирск: Наука, 1975. – 188 с.

Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.

Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.

Горюнова О.И., Свинин В.В. Ольхонский район. - Иркутск, "Арком", 1995. - 142 с.

Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. - 155 с.

Догель В.А. Зоология беспозвоночных животных. - М.: Высш. шк., 1975. –

560 с.


Древности Байкала. Сб. научных трудов. - Иркутск, Изд-во Иркутского госуниверситета, 1991. - 251 с.

Жамбаева С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. - Наука, Новосибирск, 2000. - 400 с.

Ижболдина Л.А. Мейо - и макрофитобентос озера Байкал (водоросли). – Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 1990. – 176 с.

Ковда В.А. Основы учения о почвах. Общая теория почвообразовательного процесса. Кн. 1, М: Наука, 1973. – 473 с.

Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.

Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. – 254 с.

Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.

Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996. – 118 с.

Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. – 272 с.

Попова С.М. и др. Палеолимнологические реконструкции (Байкальская рифтовая зона). – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. – 111 с.

О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов: Постановление РФ от 11.07.00 № 5 // Питьевая вода. - 2001. - № 1. – С. 3-4.

Проблемы Байкала / Отв. ред. Г.И. Галазий, К.К. Вотинцев. - Новосибирск: Наука, 1978. – 295 с.

Тимошкин О.А., Бондаренко Н.А., Оболкина Л.А., Мельник Н.Г. и др. Пелагические и донные сообщества Байкала: существует ли взаимосвязанная цикличность в их развитии? // Третья Верещагинская Байкальская конференция. – Иркутск, `2000. – С. 232-233.

Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.

Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.

Сутурин А.Н. Байкал – участок мирового наследия: гордость или позор. – В сб.: Байкал – объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. – С. 4-11.

Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.

Саттон Д. Путь к новому мышлению. // Волна № 2(42) 2005. – С. 20-26.

Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.

Шимараев М.Н. Элементы теплового режима озера Байкал. – Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение, 1977. - 149 с.

Экологический энциклопедический словарь / Ред. В.И. Данилов-Даниэльян, Ю.М. Арский и др. – М.: Изд. Дом «Ноосфера», 1999. – 932 с.
Литература для учащихся
Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.

Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.

Воробьев С.А. Путешествие по Прибайкалью. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1991.

Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.

Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.

Голенкова А.И. Следопыты Байкала. Очерки. – Иркутск: Вост. - Сиб. Кн. Изд-во, 1986. – 224 с.

Голенкова А.И. Пик Черского. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1980.

Гурулев С.А., Что в имени твоем, Байкал? - Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1982.

Кардашевская П.А. исследователи Байкала. Иркутск: РИО ИГУ, 2001.

Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.

Калинович С.Е., В.Я. Кузеванов, Н.А. Пузанова, С.С. Калюжный, Е.П. Хмелькова, Э.Г. Еремченко. Растения западного побережья озера Байкал. Часть 1. Фотоальбом и справочник для определения древесных и травянистых растений в полевых и походных условиях (Учебно-методическое пособие). – Иркутск, Облмашинформ, – 2002. - 40 с.

Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.

Саловаров В.О., Кузнецова Д.В. Атлас-определитель птиц Байкала. – Иркутск: Призма, 2002. – 192 с.

Тахтеев В.В. Байкаловедение: Материалы к семинарским занятиям. – Иркутск: Изд-во Иркутск. госуниверситета, 2000. – 104 с.

Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ, 2001. -160 с.

Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.

Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.
Учебно-тематический план раздела I Программы « Байкаловедение:

География. Гидрология. Методы исследования Байкала», 5 класс (34 часа)




Тема урока

Содержание изучаемого

материала



Цели урока

Форма урока

Практическая часть урока

Оборудование

Домашнее задание

Введение (1 час)

1.

Введение

1 час.


Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Легенды и сказания о Байкале.


Дать общие представления об уникальности Байкала и о критериях его включения в список участков всемирного наследия.

Урок- экскурсия,

Киноурок.

Фильм Байкальского музея "Колодец планеты".


-

Фотографии горного окружения Байкала: Байкальский хребет, Приморский хребет, Хамар-Дабан.

Фотография Байкала из космоса, фотографии нерпы, омуля, ракообразных, планарий.



Рисунок любимого места на Байкале.

География Байкала (11ч)

2.

Географичес-кое положение озера Байкал.

1 час.


Географическое положение озера, реки, впадающие в Байкал, Ангара.

1. Познакомить учащихся с географическим положением озера.

2. Формирование навыков работы с картой. Воспитание культуры учебного труда.



Урок – путешествие.

Видеоурок.



Работа с контурной картой.

Практическая работа №1 "Географическое положение оз. Байкал".



Глобус, физические карты полушарий, России, Иркутской области.

Выполнить макет озера из подручного материала.

3.

Береговая линия.

2 час.


Заливы, соры, бухты.

1.Познако-мить учащихся с особенностями береговой линии озера.

2. Развитие навыков работы с контурной картой.

3. Воспитание культуры учебного труда.


Урок – путешествие. Киноурок.

Практическая работа №1 "Географическое положение оз. Байкал"

Карта оз. Байкал, контурные карты озера.

Выполнение модели озера из бумаги, картона, пластилина, клея.

4.

Острова.

1 час.


Название островов, их расположение, их обитатели.

1.Познако-

мить с островами, их названиями, особенностями положения.

2. Развитие навыков работы с контурными картами.

3. Воспитание любви к родному краю.



Урок-путешествие. Киноурок.

Работа с контурной картой.

Практическая работа №1 "Географическое положение оз. Байкал"



Карта оз. Байкал, контурные карты озера.

Изучение происхождения названия островов. Завершение изготовления макета озера.

5.

Горное окружение.

2 часа.


Ландшафтное разнообразие побережья Байкала.

1. Познакомить учащихся с горным окружением озера. Подготовить учащихся к усвоению знаний о ветрах, дующих с побережья.

2. Развивать навыки работы с физической картой.



Урок– путешествие. Киноурок.


Практическая работа с картой озера, контурными картами. Практическая работа №1 "Географическое положение оз. Байкал"

Карта оз. Байкал, контурные карты озера.

Найти и принести на урок рисунки, фотографии горного окружения озера Байкал.

6.

Особенности климата на Байкале.

1 час.


Климат. Условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы.

1. Познакомить учащихся с особенностями климатических условий, погоды на Байкале.

2. Развитие логического мышления (причинно-следственные связи).



Киноурок

Работа с климатической картой



Фенологические наблюдения по сводкам синоптиков.
Практическая работа № 2 "Климат оз. Байкал"

Климатическая карта озера.

Закончить работу с климатической картой.

7.

Ветры.

1 час.


Ветры, шторма, легенды, сказки о ветрах.

1. Познакомить учащихся с ветрами Байкала.

2.Формирование навыков ориентации в экстремальных ситуациях.

3. Эстетическое воспитание.


Работа с картой. Киноурок.

Практическая работа № 3 "Ветры Байкала"

Географическая карта Байкала.

Найти легенды, сказки о Байкальских ветрах.

8.

Сезоны года.

1 час.


Продолжительность сезонов года, их особенности. Ледовые явления. Описание в литературных произведениях иркутских писателей времён года.

1. Познакомить учащихся с особенностями времён года на Байкале. Климатическая характеристика времён года.

2. Развитие логического мышления (причинно-следственные связи)

3. Эстетическое воспитание.


Урок-конкурс.




Географическая карта Байкала.

Литературные произведения,

картины.


Рисунки различных времён года. Из литературных произведений найти отрывки с описанием времён года на Байкале.

9.

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «География Байкала»

1 час.


Краткое обобщение:

1. Геогр. положение озера.

2. Береговая линия и горное окружение.

3. Озёра.

4. Климат.

5. Времена года.



1.Систематизировать знания по теме, заострив внимание на основных вопросах.

2. Развитие навыка выбирать главное.

3. Воспитание интереса к курсу.


Урок-игра.

Викторина или интерактивные технологии

Вопросы викторины, карты.

Заочная викторина.

Экскурсия в краеведческий или лимнологический музей.



10.

Контроль знаний по теме.

1 час.


Основной материал темы.

1. Выявить уровень усвоения материала.

2. Развитие логического мышления.

3. Воспитание культуры учебного труда.


Тестирование.

Тестовые задания.

Тесты.

Составить кроссворд по теме «География Байкала».

Происхождение Байкала (7 часов)

11.

Геологическое происхождение Байкала.

2 часа.


История формирования Байкальской котловины.

1. Познакомить с историей возникновения озера.

2. Формирование научного мировоззрения.



Урок изучения нового материала.

Путешествие во времени.



Зарисовать этапы формирования байкальской котловины

Диапозитивы, рисунки, иллюстрирую-щие возник-новение озера.

Закончить рисунки этапов формирования байкальской котловины.

12.

Землетрясения, вулканы.

1 час.


Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала, прогнозирование землетрясений. Действия населения во время землетрясения.

1. Сформировать у учащихся представление о причинах землетрясений на Байкале

2. Формирование навыков ориентации в экстремальных ситуациях.



Урок-практика.

Поведение населения во время землетрясений.



Практическая работа № 5 "Землетрясения".




Составление памяток для населения во время землетрясения.


13.

Полезные ископаемые.

1 час.


Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

1. Углубить знания учащихся о горных породах, полезных ископаемых.

2. Развитие навыков определения полезных ископаемых.

3. Культура учебного труда.


Работа с

физической картой. Контурные карты.



Практическая работа № 4 "Полезные ископаемые".

Экскурсия в минералогический музей.



Коллекция полезных ископаемых, горных пород минералов озера Байкал. Физическая карта.

Описать впечатления от посещения музея байкальских минералов.

14.

Современное геологическое строение Байкальской котловины.

1 час.


Глубины, береговые склоны, подводные рельефы, рельеф дна. Связь с мантией Земли.

1. Дать представление о рельефе дна озера.

2. Формирование научного мировоззрения.



Урок изучения нового материала.

Киноурок.

Урок – путешествие.





Рисунки, диапозитивы, кинофильмы

Закончить рисунки рельефа дна, вертикального разреза Байкала.

15.

Урок обобщения по теме «Происхождение Байкала».

1 час.


1. История происхождения Байкала.

2. Рельеф дна.



1. Систематизировать знания по теме.


Интерактивные технологии.

Викторина.

Рисунки, диапозитивы, кинофильмы

Заочная викторина, экскурсия.

16.

Контроль по теме «Происхождение Байкала»,

1 час.





Проверить уровень усвоения темы.







Тесты.




Воды Байкала (9 часов)

17.

Водный баланс Байкала.

1 час.


Источники поступления воды в озеро. Водный баланс озера.

1. Дать представление о формировании водного баланса.

2. Развитие логического мышления (решение математических задач).



Урок объяснения нового материала.

Расчет объёма воды в озере Байкал в разные времена года. Решение задач.

Математические задачи.

Решение задач или их составление.

18.

Свойства воды.

1 час.


Оптические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды.

1. Познакомить учащихся с физическими характеристиками воды озера

2. Развитие навыков наблюдения.

3. Воспитание культуры учебного труда.


Урок-игра; Групповая форма урока.


Конкурс команд или выполнение заданий по группам.
.


Инструкция к практической работе.


Литературные произведения с описанием байкальской воды.

19.

Особенности Байкальской воды.

1 час.


За счёт чего Байкальская вода считается уникальной. Сравнение с водами других водоемов.

1. Показать особенность воды Байкала.

2. Развитие логического мышления.

3. Воспитание культуры общения.


Урок-практика.

Наблюдение и сравнение свойств воды.

Практическая работа № 6 "Свойства байкальской воды"



Доказать особые свойства байкальской воды (использовать таблицу с данными сравнения воды разных водоёмов).

Сочинение.

20.

Температурный режим байкальских вод.

2 часа.


1. Сезонные изменения температур.

2. Изменения температуры от поверхности до дна озера.

3. Температура воды и жизнь в Байкале.


1. Познакомить учащихся с температурным режимом Байкальских вод.

2.Развитие логического мышления.

3. Воспитание культуры учебного труда.


Урок-практика


1. Построение графиков изменения температуры воды по сезонам

2. Построение графиков изменения температуры по глубинам.

Практическая работа № 7 "Температура байкальских вод".


Данные для выполнения практической работы.




21.

Течения в Байкале.

1 час.


1. Поверхностные течения, присклоновые течения. Течения в придонном слое. Подлёдные течения.

2. Связь движения водных масс с жизнью в толще Байкала.



1. Познакомить учащихся с течениями в Байкале.

2. Развитие логического мышления.



Урок-практика

На контурных картах указать течения в озере.

Практическая работа № 8 "Течения Байкала".



Физическая карта течений и контурная карта




22.

Ледовый режим.

1 час.


Время замерзания, толщина льда, период таяния. Факторы, влияющие на процессы замерзания и таяния льда на Байкале.

1. Дать представление о ледовом режиме.

2. Развитие логического мышления.



Урок объяснения нового материала.




Космические фотографии ледового режима




23.

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Воды Байкала».

1 час.


Основные вопросы темы:

1. Особенности байкальской воды.

2. Температурный режим байкальской воды.

3. Течения.

4. Ледовый режим.


1. Систематизировать знания по теме.

2. Развитие логического мышления (причинно-следственные связи).



Киноурок.

Интерактивные технологии.









Экскурсия в Байкальский музей.

24.

Контролирующий урок.

1 час.





1. Проверить усвоение темы.

Тестирование.










Исследования озера Байкал (6 часов)

25.

История открытия Байкала.

1 час.


История открытия озера Байкал.

1. Познакомить учащихся с историей открытия озера Байкал.

2. Связь с историей.



Урок – конференция.




Фотографии, рисунки, карты.

Литературное описание озера первооткрывателями.

26.

Изучение Байкала в XIX в.

1 час.


Учёные, изучавшие Байкал в XIX в. Их биографии, вклад в изучение Байкала.

1. Познакомить с учёными-байкаловедами

2. Культура речи.

3. Патриотическое воспитание.


Урок – конференция.




Портреты, рисунки, карты.

Сообщения об учёных.

27.

Изучение Байкала в XX в.

1 час.


Учёные, изучавшие Байкал в ХХ в. Их биографии, вклад в изучение Байкала.

1. Познакомить с учёными-байкаловедами

2. Культура речи.

3.Патриотическое воспитание.


Урок – конференция.

Практическая работа № 9

Методы исследования Байкала



Портреты, рисунки, карты.

Сообщения об учёных.

28.

Методы изучения Байкала.

1 час.


Современные методы изучения озера.

1. Познакомить учащихся с современными методами изучения Байкала.

Киноурок или урок-экскурсия.

Экскурсия в Лимнологический институт и в Байкальский музей.







33.

Урок обобщения по теме "Исследования озера Байкал".

1 час.








Урок-экскурсия.

Экскурсия на научно-исследовательское судно, изучающее озеро Байкал.

Оборудование научно-исследовательского судна.




34.

Урок обобщения. Итоги года.

1 час.








Тесты, задания, викторины.







Экскурсия на озеро. Летние задания.


Учебно-тематический план раздела II Программы

«Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале», 6,7 класс (34 часа)



Тема


Содержание изучаемого материала

Цели урока

Форма урока

Практическая часть урока

Оборудование

Домашнее

Задание



Введение (1 час)

1.

Введение

1 час.


Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Биологическое разнообразие. проблемы загрязнения и охраны озера Байкал.



Дать общие представления об уникальности Байкала и о критериях его включения в список участков всемирного наследия.

Урок- экскурсия, киноурок.


Поиск на картах и схемах мест обитания редких видов растений и животных.


Карты и схемы.

Рисунок любимого места на Байкале.

Жизнь на байкальских берегах – 11 часов

1.

Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья.

1 час.


Разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья. Условия обитания. Редкие и исчезающие виды. Эндемики.

Познакомить

учащихся с разнообразием растений и животных, редкими видами, условиями и местами обитания.



Урок с элементами лекции. Практическая работа с рисунками и картой.


Отметить на карте места обитания отдельных растений и животных.

(Практическая работа №1).



Физическая и контурная карты Прибайкалья и Забайкалья.

Подготовить сообщение о

редких и исчезающих видах животных и растений Прибайкалья и Забайкалья.



2.

Высотные пояса Прибайкалья и Забайкалья.

Альпийский пояс.

1 час.



Альпийский пояс. Условия обитания. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных.

Познакомить учащихся с природными высотными поясами, расположением альпийского пояса.

Урок с элементами лекции, практическая работа с картой.



Отметить на карте основные высотные пояса.

(Практическая работа №2).



Физическая и контурная карты Прибайкалья и Забайкалья.

Подготовить сообщения о растениях и животных,

обитающих

в альпийском поясе.


3.

Горные

леса.


1 час.

Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных.

Познакомить

учащихся с особенностями климата,

животного и растительного мира горных лесов.


Урок-конференция,

кинофрагменты, слайды.




Отметить по сообщениям учащихся на контурной карте места обитания редких и исчезающих растений и животных горных лесов.

(Практическая работа № 3).



Контурные карты и фигурки растений и животных.

Подготовить сообщения о животных и растениях горных лесов.

4.

Степь.

1 час.


Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных.

Познакомить

учащихся с особенностями климата,

животного и растительного мира степей.


Урок-конференция, кинофрагменты, слайды.


Отметить по сообщениям учащихся на контурной карте места расположения степей в Прибайкалье и Забайкалье.

(Практическая работа № 4).



Контурные карты и фигурки растений и животных.

Подготовить сообщения о животных и растениях, обитающих в степи.

5.

Луга и болота.

1 час.


Приспособленность к среде обитания лугов и болот растительности и животного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных.

Познакомить

учащихся с особенностями климата,

животного и растительного мира лугов и болот.


Практическая работа с картой, урок-конференция, видеофильм.


Отметить по сообщениям учащихся на контурной карте места расположения лугов и болот в Прибайкалье и Забайкалье.

(Практическая работа № 5).



Контурные карты, рисунки и фотографии растений и животных.

Подготовить сообщения о животных и растениях, обитающих на лугах и болотах.

6.

Особо

охраняемые

территории.

1 час.


Национальные парки, заповедники, заказники.

Познакомить учащихся с особо охраняемыми территориями.

Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительая подготовка информации об охраняемых территориях.


Составление таблицы с информацией об охраняемых территориях.

(Практическая работа № 6).



Кинозарисовки, фотографии,

рисунки,

карта.


Подготовится к внеклассному уроку для младших классов об охраняемых территориях на Байкале.

7.

Прибайкаль-

ский нацио-

нальный парк

(ПНП).


1 час.

Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира.

Познакомить учащихся с особенностями ПНП.

Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительая подготовка информации о ПНП


Составление маршрута путешествия по ПНП.

Кинозарисовки, фотографии,

рисунки,

карта.


Подготовить сообщения об особенностях растительного и животного мира в ПНП.

8.

Забайкаль-

ский нацио-

нальный парк

(ЗНП).


1 час.

Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира.

Познакомить учащихся с особенностями ЗНП.

Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительая подготовка информации о ЗНП


Составление маршрута путешествия по ЗНП.

Кинозарисовки, фотографии,

рисунки,

карта.


Подготовить сообщения об особенностях растительного и животного мира в ЗНП.

9.

Байкало-Лен-

ский, Баргу-

зинский

и Байкальский

заповедники.

1 час.


Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира.

Познакомить учащихся с особенностями природы Байкало-Ленского заповедника.

Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительая подготовка информации.


Составление маршрута путешествия.

Кинозарисовки, фотографии,

рисунки,

карта.


Подготовить сообщения об особенностях растительного и животного мира.

10

Памятники

Природы


на побе-

режье


Байкала.

1 час.


Различные виды

природных памят-

ников природы

на побережье

Байкала.


Познакомить учащихся с памятниками природы на Байкале.

Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительая подготовка информации.


Составление маршрута путешествия.

Кинозари-совки, карта.

Конкурс рисунков.

11

Урок

обобщения.

1 час.


Высотная поясность Прибайкалья и Забайкалья, их характеристика. Особо охраняемые территории и объекты на Байкале.

Систематизи-ровать знания по теме.

Урок-путешествие. Конкурс между командами.

Маршруты по картам, составление программы путешествий.

Карты, фотографии, рисунки.

Конкурс команд на лучшее путешествие.

Жизнь в озере Байкал - 14 часов



Тема

Содержание изучаемого материала

Цели урока

Форма урока

Практическая часть

Оборудование

Домашнее

Задание


1.

Биоразнообразие озера

Байкал.


1 час.

Условия, характеризующие уникальность Байкала.

Эндемизм обитателей Байкала.



Познакомить учащихся с уникальнос-тью Байкальского водоёма, как средой формирования эндемичных видов.

Урок изучения нового материала.

Работа с картой, рисунками, фоографиями.

Рисунки, фотографии, карта озера Байкал. Видеофильм.

Подготовить сообщение на тему «Почему Байкал включили в список участков всемирного природного наследия.

2.

Высшие водные растения, донные водоросли и фитопланктон.

1 час.


Разнообразие, отличия и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона и донных водорослей Байкала.

Познакомить школьников с разнообразием, отличиями и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона и донных водорослей Байкала.

Урок изучения нового материала.

Работа с определителем водорослей, рисунками, фотографиями.

Практическая работа № 7.



Определители водорослей, кинофрагменты.

Зарисовать

виды донных растений




3.

Бактерии, простейшие, коловратки. Их роль в жизни Байкальских обитателей.

1 час.


Бактериопланк-тон. Донные микробные сообщества. Простейшие. Коловратки. Их роль в деятельности байкальских организмов.

Познакомить учащихся с разными группами мельчайших представителей животного мира Байкала.

Урок изучения нового материала,

с элементами лекции.




Работа с рисунками и фотографиями.

Рисунки, фотографии, ката озера Байкал.

Подготовить сообщение о роли бактерий в озере Байкал.

4.

Губки.

1 час.


Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала.

Познакомить учащихся с особеннос-тями строения губок, их жизнедеятельностью, отдельными видами.

Урок изучения нового материала.


Работа с раздаточным материалом, рисунками.

(Практическая работа №8).



Раздаточный материал,

рисунки, кинозарисовки.



Зарисовать байкальские губки.

5.

Моллюски.

1 час.


Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала.

Познакомить учащихся с особеннос-тями строения моллюсков, их жизнедея-тельностью.

Урок изучения нового материала.


Работа с раздаточным материалом, рисунками.

(Практическая работа № 9).



Раздаточный материал,

рисунки, кинозарисовки.



Зарисовать различные виды байкальских моллюсков.

6.

Гаммариды.

1 час.


Представители, особенности строения, биологии развития и поведения.

Познакомить учащихся с представи-телями гаммарид.

Урок изучения нового материала.


Работа с раздаточными объектами, рисунками.

(Практическая работа № 10).



Рисунки, раздаточный материал, кинозарисовки.

Зарисовать отдельные виды гаммарид.

7.

Зоопланк-тон.

1 час.


Зоопланктон, преобладающий вид – эпишура.

Познакомить учащихся с зоопланк-тоном Байкала, его ролью в жизни озера.

Урок изучения нового материала.


Работа с микроскопом рассматривание обитателей байкальской воды.

(Практическая работа № 11).



Рисунки, кинфраг-менты.

Зарисовать

эпишуру, ее возрастные стадии.



8.

Байкальские черви.

1 час.


Турбеллярии, олигохеты полихеты. Особенности жизнедеятельности, строения, роль в экосистеме Байкала.

Познако-

мить уча-

щихся с особеннос-тями строения и жизнедеятельности байкальских червей.


Урок изучения нового материала.


Работа с раздаточными материалами, рисунками.

(Практичес-кая работа № 12) .



Раздаточные материалы, рисунки, кинозарисовки.

Зарисовать планарии.

9.

Водные насекомые.

1 час.


Хирономиды. Ручейники.

Познако-

мить уча-

щихся с особеннос-тями строения и жизнедея-тельности водных насекомых.


Урок изучения нового материала.


Работа с раздаточными материалами, рисунками.

Раздаточные материалы, рисунки, кинозарисовки.

Зарисовать хирономид и ручейников.

10

Рыбы Байкала.

1 час.


Общая характеристика обитающих в Байкале рыб.

Промысловые рыбы. Эндемики.

Соровые рыбы.


Познакомить учащихся с рыбами, обитающими в озере.

Урок изучения нового материала.


Составление

Классификационной схемы рыб, обитающих в Байкале.

(Практическая работа №13).


Рисунки рыб, снимки.

Зарисовать эндемичные виды рыб.

11


Нерпа.

1 час.


Морфологические характеристики. Гипотезы о происхождении. Особенности биологии. Миграционные пути. Роль в пищевых связях.

Познакомить учащихся с единственным млекопитающим Байкала - нерпой.

Киноурок.


Работа с картой Байкала, рисунками и фотографиями.

(Практическая работа №14).



Рисунки нерпы, детёнышей, следов жизнедея-тельности. Карта озера Байкал.

Экскурсия в нерпенарий.

12

Зоны жизни. Байкальские сообщества.

1 час.


Особенности распределения байкальских организмов по зонам жизни. Байкальские сообщества.

Познакомить учащихся с особенностями распределения байкальских организмов по зонам жизни и байкальскими сообществами.

Урок изучения нового материала.


Работа с картой Байкала, рисунками и фотографиями.

Зарисовки зональности жизни в Байкале.

Подготовка сообщений о зональности распределения отдельных организмов в Байкале.

13

Пищевые связи.

1час.


Взаимосвязь живых организмов, обитающих в Байкале в круговороте органического вещества.

Системати-зировать знания учащихся об организмах, обитающих в Байкале, на уровне пищевых взаимоот-ношений.

Урок- конкурс.

Составление пищевых цепей, узнавание организмов – эндемиков Байкала.

Схема трофических отношений байкальских организмов.

Творческие работы.

14

Итоговый урок. Что мы узнали об озере Байкал.

Систематизация знаний, полученных в разделе «Жизнь в озере Байкал»

Подвести итоги полученных знаний.

Урок-конференция.

Работа с картами, рисунками, фотографиями. Подготовка презентаций работ.

Схемы, карты, графики, рисунки.

Подготовка презентаций по пройденному материалу.

Человек на Байкале - 8 часов


1.

Как люди появились на Байкале и заселяли Прибайкалье и Забайкалье.

1 час.


Представители, формировавшие бурятскую национальность. Занятия рыболовством, охотой, с/хозяйством.

Продолжить знакомство учащихся с историей заселения побережья озера человеком.

Интегриро-ванный урок с учителем истории.

Работа с картами, схемами, рисунками.

Карты освоения

Прибайкалья и Забайкалья.



Экскурсия в краеведческий музей.

2.

Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений.

1 час.


Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений.

Познакомить учащихся с понятиями загрязнители, загрязнения, источники загрязнений.

Урок изучения нового материала.

Работа с картами, рисунками, фотографиями.

Карта России, рисунки, фотографии источников загрязнений.

Подготовить сообщения об источниках загрязнения.

3.

Охрана окружающей среды.

1 час.


Законы России по охране окружающей среды.

Познакомить учащихся с российским законодательством по охране окружающей среды.

Урок изучения нового материала.

Урок изучения нового материала.

Карта России, рисунки, фотографии источников загрязнений.

Подготовить сообщения о возникновении законов в России по охране окружающей среды.

4.

Влияние человека на озеро Байкал.

1 час.


Загрязнение воды, воздуха, почв. Источники загрязнения. Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.

Научить учащихся выступать с материалами по экологическим проблемам, высказывать свою точку зрения, быть в роли оппонентов.

Урок- конференция.


Составление карты загрязнений озера.

(Практическая работа № 15).



Карты, рисунки, фото.

Экологические проекты.

5.

Вселение чужеродных видов в озеро Байкал.

1 час.


Микробное загрязнение. Элодея канадская, пелядь, амурский сом

Познакомить учащихся с биологичес-кими загрязнениями, их влиянием на Байкал и условиями снижения биологичес-кого загрязнения.

Урок изучения нового материала в форме решения экологических задач.

Узнавание на рисунках биологических загрязнителей озера.

Рисунки, таблицы, кинозарисовки.

Экологические проекты.

6.

Влияние туристов на озеро Байкал.

1 час.


Оценка влияния туристов на загрязнение озера Байкал.

Познакомить учащихся с оценкой влияния туристов на загрязнение озера Байкал.

Урок изучения нового материала в форме решения экологических задач.

Работа с таблицами, расчетами, картой.

Практическая работа № 16.



Карта Байкала, формулы расчеов влияния туристов.

Решение экологических задач.

7.

Как мы охраняем озеро Байкал.

1 час.


История создания закона. Виды деятельности, запрещённые и ограниченные на байкальской территории.

Познакомить учащихся с законом об охране озера.

Урок изучения нового материала в форме решения экологических задач.

Указать на карте территории, на которых запрещены или ограничены виды деятельности.

Фотографии, таблицы, тексты законов.

Создание проектов,

законов об охране эндемичных видов.



8.

Что такое «Устойчивое развитие».

1 час.


Ознакомление с понятием «устойчивое развитие» и его практическим применением.

Познакомить учащихся с понятием «устойчивое развитие» и его практическим применением.

Урок изучения нового материала в форме решения экологических задач.

Работа с картами, рисунками, таблицами.

Практическая работа № 17.



Карта, рисунки, таблицы.

Проекты охраны локальных участков природы на Байкале.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Модульный вариант Программы "Байкаловедение", 5 класс
Модуль 1 (11 часов)



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Е. Н. Кузеванова Н. В. Мотовилова байкаловедение программа спецкурса
821.52kb.
Программа спецкурса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе»
293.36kb.
Программа учебного курса по выбору для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки бакалавр, специалист
147.82kb.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности
196.14kb.
Программа для 8 класса
158.51kb.
Рабочая программа по физике для 11 класса
178.29kb.
Король Екатерина Александровна пояснительная записка программа хоровое пение «Весёлый камертон»: модифицированная программа
1199kb.
В. Б. Татарского и 75-летию геологического факультета спбгу программа
319.43kb.
Образовательная программа начального общего образования
7109.18kb.
1. Рабочая учебная программа дисциплины
267.93kb.
Программа «Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности»
116.09kb.
20 лет зао «Атрус» Собор древнейших городов России, Украины и Беларуси
11.05kb.