Главная страница 1



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»


ОДОБРЕНО

на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин

(протокол №1 от 29 августа 2011г.)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной


и воспитательной работе

О.В. Челомбицкая

1 декабря 2011 года



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

«ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ»

по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

Формы обучения:

очная, заочная

Составитель: Раннев П.П.

Ростов-на-Дону

2011


СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения о дисциплине 5

Заочная форма обучения 6

5.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ 14



Раннев П.П. Философия религии : Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во РСЭИ, 2011. 63 с.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507.65. «Менеджмент организации»


ВВЕДЕНИЕ
Учебная программа дисциплины «Философия религии» разработана для студентов, обучающихся по всем специальностям и направлениям и является дисциплиной по выбору студента.

Дисциплина «Философия религии» является важной учебной дисциплиной в системе профессионального образования. Он способствует формированию научного мировоззрения и рационального подхода к аксиологическому, мировоззренческому, психотерапевтическому и пр. аспектам религии, осмыслению процессов взаимодействия религии и общества, указывает на основные тенденции негативного воздействия религиозных явлений (экстремистский фундаментализм, нарушение светскости государства, деструктивность некоторых религиозных объединений и пр.).

Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия религии»» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Учебный курс состоит из 9 основных тем.

При очной форме обучения на изучение дисциплины «Философия религии» отводится учебным планом всего 68 часов, в том числе лекционные занятия- 16 часа, практические (семинарские) занятия-18 часа, самостоятельная работа студентов- 34 часа. По окончании изучения курса студенты сдают зачёт.

При заочной форме обучения на изучение дисциплины «Философия религии» отводится учебным планом всего 68 часов, в том числе лекционные занятия- 4 часа, практические (семинарские) занятия- 4 часа, самостоятельная работа студентов- 60 часов. По окончании изучения курса студенты сдают зачёт.

Общие сведения о дисциплине




Учебная программа дисциплины «Философия религии» разработана для студентов, обучающихся по всем специальностям и направлениям и является дисциплиной по выбору студента.

Дисциплина «Философия религии» является важной учебной дисциплиной в системе профессионального образования. Он способствует формированию научного мировоззрения и рационального подхода к аксиологическому, мировоззренческому, психотерапевтическому и пр. аспектам религии, осмыслению процессов взаимодействия религии и общества, указывает на основные тенденции негативного воздействия религиозных явлений (экстремистский фундаментализм, нарушение светскости государства, деструктивность некоторых религиозных объединений и пр.).
1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Философия религии» является изучение ключевых теоретических положений, понятийного аппарата, методологических оснований философии религии и религиоведения; освоение историко-философских знаний о религии; выявление роли религии в системе духовной культуры общества и рассмотрение актуальных проблем религии в современности.

Задачи дисциплины:

- овладеть теоретическими и тематическими знаниями в области философии религии и религиоведения;

- изучить современные законодательные документы о свободе совести и принципе светскости РФ;

- сформировать свою личную позицию по проблемам свободомыслия и свободы совести;

- уметь обосновывать необходимость соблюдения межконфессиональной толерантности и уважения иных религиозных традиций в повседневной жизни;

- расширить на базе полученных знаний кругозор слушателей.


2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По завершении изучения дисциплины студент должен з н а т ь:

-историю развития философских представлений о религии, основные современные философские концепции религии сущность принципа свободы мысли, совести, религии и убеждений;

-содержание вероучений, этапы развития религии, теологические принципы различных конфессий, сакральные канонические тексты, методы и приемы их современной интерпретации;




у м е т ь:

-использовать полученные знания в профессиональной и повседневной деятельности;

-уметь практически осуществлять аргументационный процесс в контексте диалога религиозного и нерелигиозного мировоззрений на обыденном и теоретическом уровнях знания;

-самостоятельно фиксировать и изучать актуальные проблемы религии, анализировать их на основе применения методологии и принципов научного религиоведения.



и м е т ь п р е д с т а в л е н и е:

-о психологических, феноменологических и других концепциях религии;

-об основах и предпосылках религии, ее строении, структуре, о месте в системе культуры, функциях в обществе, группах, личности;

о соотношении религии и науки, особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире и тенденциях изменения религии в современном мире о процессах секуляризации, сакрализации, политизации, о модернизме и фундаментализме, об интеграционных процессах в религиях.


2. Структура и объем дисциплины

Кол-во часов.

Форма обучения



Всего

Аудитор

занятия


Самостоят. работа

Форма отчетности



Очная


68

34

34


Зачет

Заочная

8

60


Учебно-тематический план



Наименование темы

Количество часов

Очная форма обучения

Заочная форма обучения


Лекции

Семинары

Лекции

Семинары

1

Введение в философию религии и религиоведение

1

2

1

1

2

Религия как динамическая система

1

2







3

Религия как форма общественного сознания

2

2







4

Современные теории и концепции возникновения религии

2

2

1

1

5

Родоплеменные религии

2

2







6

Национально-государственные формы религии

2

2







7

Мировые религии: буддизм, христианство, ислам

2

4

1

1

8

Современные нетрадиционные религии

2










9

Религия и идеи свободомыслия в истории культуры

2

2

1

1




Итого

16

18

4

4

Итоговая форма контроля

зачёт

зачёт


3. Содержание дисциплины

Тема 1 Введение в философию религии и религиоведение

Определение понятия «религия»: сравнительная характеристика теологического и философского подходов. Социологические, биологические, психологические, этнологические определения религии. Критерии религии (вера в сверхъестественное, дихотомия сакрального-профанного, наличие культа, вера в богов).

Представления о религии в древности, в средние века, в эпоху Возрождения и в Новое время. Религия в трудах мыслителей немецкой классической философии. Соотношение морали и религии по И.Канту. Философия религии Гегеля. Сущность религии по Л.Фейербаху. Научная концепция религиозного отчуждения К.Маркса и Ф.Энгельса. Многообразие философско-методологических подходов к религии в 20 веке: феноменологический, интуитивистский, герменевтический, прагматический и т.п. Роль психоанализа в изучении религии (З.Фрейд, К.-Г..Юнг). Концепции религии в русской философии 19-20 вв. Развитие философии религии 20 века в отечественной религиоведческой традиции (Г.Францев, С.А.Токарев, А.И.Клибанов, М.И.Шахнович и т.д.). Современные тенденции религиоведения.
Тема 2 Религия как динамично развивающаяся система система

Социальные, гносеологические, психологические и исторические корни религии. Основные элементы и функции религиозной системы. Структура религиозной системы и характер взаимоотношения элементов этой системы.

Основные черты религиозного сознания. Структура религиозного сознания. Рациональное и иррациональное в религиозном сознании человека. Противоречия религиозного сознания. Эволюция религиозного сознания. Проблема религиозного (в т.ч. и мистического) опыта.

Культовая и внекультовая религиозная деятельность. Типы религиозных организаций и их характеристика. Концепция развития религиозной организации «от секты к церкви».



Тема 3 Религия как одна из форм общественного сознания

Религия как мировоззренческая форма общественного сознания. Место и роль религии в системе духовной жизни общества. Изучение опосредованной связи религии с политикой, моралью, искусством, правом, философией, наукой.

Мифологические теории. Мифология и религия: сравнительная характеристика. Компенсаторная, регулятивная, мировоззренческая, интегрирующая-дезинтегрирующая, коммуникативная, культуротранслирующая функции религии. Место и роль религии в обществе и социальных процессах (политических, национальных движениях).

Тема 4 Современные теории возникновения религии

Конфессиональное и светское религиоведение. Натуралистическая теория происхождения религии М.Мюллера.

Теория прамонотеизма В.Шмидта. Анализ подходов к происхождению религии: эволюционный (Тейлор, Фрейзер, Спенсер, Робертсон-Смит), функциональный (Дюркгейм, Малиновский, Радклиф-Браун, Дюмезиль), структуралистский (Леви-Стросс), психоаналитический (З.Фрейд, К.Юнг), феноменологический (Элиаде).

Первобытное мышление в анализе Леви-Брюля и Леви-Стросса. Содержание процесса религиозного синкретизма. Закономерности эволюции религии.



Тема 5 Разновидности родоплеменных религий

Антропосоциогенез и проблемы возникновения религии. Критический анализ концепций о первоначальной форме религии. Взаимоотношения магии и религии.

Роль архаических социальных структур в порождении родоплеменных религиозных систем.

Архаические формы религии, религии в период развитого родового строя, религии в период разложения родового строя. Пережитки первобытных верований и культов в мировых религиях и народных суевериях.


Тема 6 Национально-государственные формы религии

Религии ранних классовых обществ: месопотамская, древнеегипетская, зороастризм. Восточные религиозные системы: конфуцианство, даосизм, синтоизм, индуизм, сикхизм, джайнизм.

Индоевропейские религии (греческая, римская). Иудаизм. Религиозный национализм и этноцентризм.
Тема 7 Основные ветви мировых религии: буддизм, христианство, ислам

Условия возникновения мировых религий. Современное состояние мировых религий. Проблемы экуменического движения.


Философско-этические основы раннего буддизма. Основы буддийского мировоззрения. Социально-нравственный смысл сансары, кармы, нирваны. Священные тексты буддизма хинаяны, махаяны. Развитие буддийской философии. Синкретизация буддизма с национальными религиями в различных регионах Азии. Буддизм на территории России.
Предпосылки и истоки возникновения христианства. Раннее христианство и христианство как государственная религия Римской империи. Вселенские соборы. Библия и апокрифы. Фольклор в Ветхом Завете (Фрейзер). Разделение церквей и раскол в христианстве. Христианская апологетика первых веков н.э.
Исторические условия происхождения ислама. Особенности вероучения и культа. Основные направления в исламе: суннизм и шиизм. Коран. Реформация ислама в 19 веке. Фундаментализм и модернизм в исламе. Ваххабизм и религиозно-политический экстремизм. Мусульманская теология (калам) и восточные перипатетики (аль-Фараби, инб-Сина, ибн-Рушд). Суфизм – исламский мистицизм.
Тема 8 Современные нетрадиционные религии

Предпосылки и условия возникновения современных НРД и культов и их идейные источники. Общая характеристика различных нетрадиционных религий. Проблема «деструктивности» нетрадиционных религий и принудительное депрограммирование адептов. Антикультовое движение и свобода совести.


Тема 9 Религия и идеи свободомыслия в истории культуры
Проблема прогресса религии в истории культуры. Религиозный полиморфизм. Процессы фундаментализма, модернизма, консерватизма в религиях современности. Религиозно-политический экстремизм. Будущее религии. Понятие секуляризации. Процесс высвобождения от религиозной формы светского содержания культуры (литература, живопись, архитектура и др.). Проявления свободомыслия в народном творчестве, нравственном сознании, в теологии и философии. Исторические формы свободомыслия. Богоборчество и скептицизм в культуре древнего мира. Пантеизм и антиклерикализм еретических движений средних веков. Свободомыслие в народной культуре феодального общества. Религиозный индифферентизм и гуманизм в литературе и исторических произведениях. Развитие естественнонаучной мысли (Р.Бэкон, У.Оккам). Гуманизм и антиклерикализм ренессанского искусства. Критика христианской мифологии мыслителями возрождения (Дж.Ванини, П.Помпонацци, Э.Роттердамский). Философская и естественнонаучная основа свободомыслия Нового времени. Типология свободомыслия 20 столетия: теопозитивизм (Б.Рассел), психоанализ (З.Фрейд, Э.Фромм), атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр), секулярный гуманизм (П.Куртц), эволюционный гуманизм (Д.Хаксли), натуралистический гуманизм (К.Ламонт). Идея веротерпимости в древности и средние века. Эволюция представлений о свободе совести в эпоху Возрождения и Новое время. Развитие и закрепление в общественном сознании свободы совести в 20 веке.


4.Учебно-тематический план семинарских занятий.
Семинар 1 Введение в философию религии и религиоведение

  1. Развитие философских знаний о религии до 19 века.

  2. Сравнительный анализ определений религии в теологической и философской традиции.

  3. Философские концепции религии (И.Канта, Г.Гегеля, Л. Фейербаха, К.Маркса и Ф.Энгельса).

  4. Социологический, психологический, антропологический подходы к анализу религиозных явлений.

  5. Место философии религии в системе религиоведческих дисциплин.


Литература:

  1. Введение в общее религиоведение /Под ред. И.Н.Яблокова.– М.:Университет, 2001. -578 с.

  2. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии.–М.:Мысль,1989. – 285с.

  3. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. – М.:Nota Bene, 1998. – 424с.

  4. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высшая школа, 1994.-368с.

  5. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 1997.

  6. Религиоведение / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Гардарика, 2001

  7. Религиоведение / Под ред. М.М.Шахнович. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.

  8. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с.

  9. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 672с.

Семинар 2 Религия как динамично развивающаяся система система




  1. Основные элементы и функции религиозной системы.

  2. Религиозное сознание и его основные черты и структура.

  3. Эволюция религиозного сознания, его основные этапы.

  4. Типы религиозных организаций.


Литература:

  1. Введение в общее религиоведение /Под ред. И.Н.Яблокова.– М.:Университет, 2001. -578 с.

  2. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии.–М.:Мысль,1989. – 285с.

  3. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. – М.:Nota Bene, 1998. – 424с.

  4. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высшая школа, 1994.-368с.

  5. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 1997.

  6. Религиоведение / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Гардарика, 2001

  7. Религиоведение / Под ред. М.М.Шахнович. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.

  8. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с.

  9. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 672с.

Семинар 3 Религия как одна из форм общественного сознания

1. Религия как одна из форм мировоззрения.

2.Мифология как предшествующая религии форма мировоззрения. Мифологические теории. Мифология и религия.

3. Связь религии с политикой, моралью, искусством, правом, философией и наукой.

4. Роль религии в жизни общества и отдельной личности.



Литература:

  1. Введение в общее религиоведение /Под ред. И.Н.Яблокова.– М.:Университет, 2001. -578 с.

  2. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии.–М.:Мысль,1989. – 285с.

  3. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. – М.:Nota Bene, 1998. – 424с.

  4. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высшая школа, 1994.-368с.

  5. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 1997.

  6. Религиоведение / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Гардарика, 2001

  7. Религиоведение / Под ред. М.М.Шахнович. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.

  8. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с.

Семинар 4 Современные теории возникновения религии





  1. Конфессиональное и светское религиоведение

  2. Анализ подходов к происхождению религии.

3.Закономерности эволюции религии.


Литература:

  1. Введение в общее религиоведение /Под ред. И.Н.Яблокова.– М.:Университет, 2001. -578 с.

  2. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии.–М.:Мысль,1989. – 285с.

  3. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. – М.:Nota Bene, 1998. – 424с.

  4. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высшая школа, 1994.-368с.

  5. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 1997.

  6. Религиоведение / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Гардарика, 2001

  7. Религиоведение / Под ред. М.М.Шахнович. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.

  8. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с.

Семинар 5 Разновидности родоплеменных религий.


  1. Антропосоциогенез и проблемы возникновения религии.

  2. Магия и религия в истории человечества.

  3. Родоплеменные религиозные системы: тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм.

  4. Первобытные верования и культы.

  5. Архаичные формы и способы классификации религий.

Литература:

  1. Введение в общее религиоведение /Под ред. И.Н.Яблокова.– М.:Университет, 2001. -578 с.

  2. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии.–М.:Мысль,1989. – 285с.

  3. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. – М.:Nota Bene, 1998. – 424с.

  4. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высшая школа, 1994.-368с.

  5. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 1997.

  6. Религиоведение / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Гардарика, 2001

  7. Религиоведение / Под ред. М.М.Шахнович. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.

  8. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с.


Семинар 6 Национально-государственные формы религии


    1. Причины возникновения национально-государственных религиозных систем.

    2. Возникновение Иудаизма - религии древних евреев. Ветхий завет как основной источник Иудаизма.

    3. Индуизм как результат соперничества между буддизмом и джайнизмом.

4. Даосизм и конфуцианство как самые распространённые виды религиозных учений в Древнем Китае.

Литература:

  1. Введение в общее религиоведение /Под ред. И.Н.Яблокова.– М.:Университет, 2001. -578 с.

  2. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии.–М.:Мысль,1989. – 285с.

  3. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. – М.:Nota Bene, 1998. – 424с.

  4. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высшая школа, 1994.-368с.

  5. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 1997.

  6. Религиоведение / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Гардарика, 2001

  7. Религиоведение / Под ред. М.М.Шахнович. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.

  8. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с.



Семинар 7 Мировые религии.

  1. Предпосылки возникновения буддизма.

  2. Основные понятия буддийского религиозного сознания.

  3. Распространение буддизма в Южной, Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке (южная и северная ветви).

  4. Социально-исторические условия и идейные истоки христианства.

  5. Становление христианского вероучения, культа, организации.

  6. Библейский канон и апокрифы древних христиан.

  7. Исторические условия возникновения и распространения ислама. Ислам на территории России.

  8. Особенности вероучения и культовой практики ислама.

  9. Реформация ислама в 19 веке.


Литература:

  1. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. – ПРИОР, 1998.

  2. Васильев Л.С. История религий Востока. –М.: Книжный дом «Университет», 1988. С.30-47

  3. Введение в буддизм / Под ред. В.И.Рудого. – СПб., 1999

  4. Икеда, Дайсаку. Верить в человека. Пер. с яп.- СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. – 384 с.

  5. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. – М.: Наука, 1994. –159 с.

  6. Основы буддийского мировоззрения (Индия, Китай).-М.: Наука, 1994.-239 с.

  7. Религиозные традиции мира. В 2-х т. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996

  8. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991

  9. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. – СПб.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2005. – 480с.

  10. Торчинов Е.А. Введение в буддизм.- СПб.: Амфора, 2005. – 430с.

  11. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. – М., 1989



  12. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. – ПРИОР, 1998.

  13. Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии. –М.: Мысль, 1989. –336 с.

  14. Библия /любое издание/

  15. Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. – М.: Академии наук СССР, 1954. –268с.
  16. Донини А.У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). Пер. с итал. – М.: Политиздат, 1989. – 365 с.



  17. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. –М., 1990

  18. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М.: Политиздат, 1987. –336.

  19. Столяров А.А. Патрология и патристика. – М.,: КАНОН, 2001. –120с.

  20. Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х т. –М, 1993.

  21. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. – ПРИОР, 1998.

  22. Аль-Газали « Элексир счастья» // Хисматуллин А.А. Классическое суфийское сочинение. – СПб, 2001

  23. Бертельс Е. Происхождение суфизма и зарождение суфийской литературы // Суфии: Собрание притч и афоризмов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – С.475-530

  24. Васильев Л.С. История религий Востока. –М.: Книжный дом «Университет», 1988.

  25. История религии. В 2 т. Т.2. Учебник / под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высшая школа, 2002. – 463 с.

  26. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. – М., 1986.

  27. Коран. Пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. – М., 1986

  28. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. – М.: Наука, 1991.-219 с.

  29. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Высшая школа, 1979

  30. Степанянц М.Т. Реформация ислама в 19 веке. – М., 1990

  31. Степанянц М.Т. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 2001.

  32. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. - М.: Наука, 1987. –192с.

  33. Тримингэм Дж. Суфийские ордены в исламе. – М.: Наука, 1989.

  34. Хисматулин А.А. Суфизм. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. – 272с.

  35. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ. – М.: Алетейа, Энигма, 2000. – 416с.

Семинар 9 Религия и идеи свободомыслия в истории культуры




  1. Будущее религии.

  2. Идея свободомыслия в нравственном сознании в теологии и философии.

  3. Свободомыслие в культуре различных исторических периодов.

  4. Понятие свободы совести в общественном сознании.


Литература:

  1. Введение в общее религиоведение /Под ред. И.Н.Яблокова.– М.:Университет, 2001. -578 с.

  2. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии.–М.:Мысль,1989. – 285с.

  3. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. – М.:Nota Bene, 1998. – 424с.

  4. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высшая школа, 1994.-368с.

  5. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 1997.

  6. Религиоведение / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Гардарика, 2001

  7. Религиоведение / Под ред. М.М.Шахнович. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.

  8. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с.
  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ



Самостоятельная работа студента по дисциплине включает в себя:

- изучение лекционного материала по конспекту лекций;

- изучение основной и дополнительной литературы;

- подготовка к практическим (семинарским) занятиям;

- выполнение индивидуальных заданий.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМАМ КУРСА


Тема 1 Введение в философию религии и религиоведение

  1. Введение в общее религиоведение / под ред. И.Н.Яблокова. – М., 2001

  2. Веремчук В.И. Социология религии. – М.: Юнити-Дана, 2004. -254 с.

  3. Гараджа В.И. Религиоведение. – М.: Аспект-Пресс, 1995.

  4. История философии / Под ред. В.М.Мапельман. – М.: ПРИОР, 1997. 464 с.

  5. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. – М., 1989. – С.3-24

  6. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. – М.:Nota Bene, 1998. – 424с.

  7. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высшая школа, 1994.-368с.

  8. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 1997.

  9. Религиоведение / Под ред. М.М.Шахнович. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.

  10. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с.

  11. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. – Ростов-на-Дону, 1996.

  12. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. – СПб.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2005. – 480с.

  13. Элиаде М. Священное и мирское. – М, 1994


Вопросы для самопроверки:

  1. Какое место занимает философия религии среди религиоведческих дисциплин?

  2. Каковы основные подходы к изучению религиозных явлений?

  3. Какими методами исследуется религия?

  4. Как интерпретируются религиозные феномены в истории философской мысли?

  5. К чему сводится сущность религии?



Тема 2 Религия как динамическая система

  1. Борунков Ю.Ф. Особенности религиозного сознания. – М.: Знание,1972.- 48с.

  2. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. – М.:Мысль, 1971.-176с.

  3. Веремчук В.И. Социология религии. – М.: Юнити-Дана, 2004. -254 с.

  4. Гараджа В.И. Социология религии. – М.: Наука, 1995. –224с.

  5. История религии. В 2 т. Т.1. Учебник / под ред. И.Н.Яблокова. – М., 2002.– 463 с.

  6. Капустин Н.С. Проблема религиозного синкретизма // Инновационные подходы в науке: теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания. Сборник статей /Под ред. Ю.Г.Волкова. – Ростов-на-Дону, 1999. – С.125-149

  7. Маркова Л.А.Наука и религия: проблемы границы.- СПб.: Алетейя, 2000.-256с.

  8. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высшая школа, 1994.-368с.

  9. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 1997.

  10. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с.


Вопросы для самопроверки:

  1. Какие уровни имеет религиозное сознание?

  2. Какие характеристики имеет религиозное сознание?

  3. Дайте определение обряда и ритуала, их место в религиозной деятельности?

  4. Какие типы религиозной организаций встречаются?

  5. Чем секта отличается от церкви?



Тема 3 Религия как форма общественного сознания

  1. Барбур И.Религия и наука: история и современность. – М.: Библейско-богословский институт, 1998. – 430 с.

  2. Капустин Н.С. Проблема религиозного синкретизма // Инновационные подходы в науке: теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания. Сборник статей /Под ред. Ю.Г.Волкова. – Ростов-на-Дону, 1999. – С.125-149

  3. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. 1992 №7. – С.64-76.

  4. Маркова Л.А.Наука и религия: проблемы границы.- СПб.: Алетейя, 2000.-256с.

  5. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 1997.

  6. Хеллер М. Творческий конфликт. О проблемах взаимодействия научного и религиозного мировоззрения.- М.: Библейско-богословский институт, 2005.–207с.


Вопросы для самопроверки:

  1. Как пересекаются религия и мифология?

  2. Почему из мифологического сознания вычленяется религия?

  3. Возможен ли союз научного и религиозного мировоззрения?

  4. Каким образом в современном мире религия связана с политикой и правом?

  5. Как религия функционирует в системе культуры?



Тема 4 Современные теории и концепции возникновения религии

  1. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.: Педагогика-Пресс, 1994

  2. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М.: ТЕРРА; Республика, 1999. – 392 с.

  3. Классики мирового религиоведения. В 3-х т. М., 1996

  4. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). - М.: Наука, 1974. -204с.

  5. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990.


Вопросы для самопроверки:

  1. Когда появляется религия?

  2. Имели ли неандертальцы религиозные представления?

  3. Чем мышление первобытного человека отличается от современного мышления?

  4. Как объясняет факт возникновения религии современная церковь?

  5. Какие существуют научные теории появления и ранних фаз эволюции религии?



Тема 5 Родоплеменные религии

  1. История религии. В 2 т. Учебник / под ред. И.Н.Яблокова. – М., 2002.–463 с.

  2. Крывелев И.А. История религии. Очерки в 2-х т. – М.:Мысль, 1988.

  3. Токарев С.А. Ранние формы религии. –М.: Политиздат, 1990.


Вопросы для самопроверки:

  1. Какие ранние формы религии наиболее архаичны?

  2. Какие изменения претерпевает религия на этапе разложения родового строя?

  3. Какие пережитки древних верований сохраняются в мировых религиях?

  4. Каково положение родоплеменных религий в современном мире?

  5. Можно ли говорить об отсталости туземных племен Австралии, Океании и пр.?



Тема 6 Национально-государственные формы религии

  1. Религиозные традиции мира. В 2-х т. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996

  2. История религии. В 2 т. Учебник / под ред. И.Н.Яблокова. – М., 2002.–463 с.

  3. Крывелев И.А. История религии. Очерки в 2-х т. – М.:Мысль, 1988.

  4. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высшая школа, 1994.-368с.

  5. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. –М.:Наука, 1993

  6. Васильев Л.С. История религий Востока. –М.: Книжный дом «Университет», 1988. С.30-47


Вопросы для самопроверки:

  1. Охарактеризуйте особенности национальных религий как религий ранних классовых обществ?

  2. В чем проявляется процесс синкретизации на примере древнеегипетской религии?

  3. Какие основные черты имеют национально-государственные религии?

  4. Какие тенденции проявляются при контакте мировых и национально-государственных религий?

  5. Приведите примеры монотеизма в национально-государственных религиях и объясните процесс его появления?


Вариант(1) тестовой проверки знаний студентов.

1.Что означает слово «религия» в переводе с латинского языка?


А) строгость
Б) надобность
В) таинственность

2. отрицание существование бога – это …


А) атеизм
Б) анимизм
В) тотемизм

3. вера в существование душ


А) атеизм
Б) анимизм
В) тотемизм

4. комплекс верований и обрядов первобытного общества


А) атеизм
Б) анимизм
В) тотемизм

5. ритуал, приводящий в экстатическое состояние, называется …


А) шаманизм
Б) фетишизм
В) магия

6. культ неодушевленных предметов – это …


А) шаманизм
Б) фетишизм
В) магия

7. обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей


А) шаманизм
Б) фетишизм
В) магия

8. этика – политическое учение в Китае


А) конфуцианство
Б) даосизм
В) индуизм

9. китайская религия и одна из основных религиозно – философских школ


А) конфуцианство
Б) даосизм
В) индуизм

10. перевоплощение душ – это …


А) конфуцианство
Б) даосизм
В) индуизм

11. источник сведений по социально – экономической и культурной истории древнейшей индии


А) Коран
Б) веды
В) библия

12. что означает в переводе с арабского «Ислам»?


А) набожность
Б) покорность
В) строгость

13. основатель ислама


А) Мухаммед
Б) Иисус
В) Конфуций

14. кто были последователи ислама


А) христиане
Б) мусульмане
В) буддисты

15. что является источниками вероучения иудаизма


А) тора
Б) Коран
В) санскрит

16. религия, возникшая в древней индии


А) буддизм
Б) христианство
В) ислам

17. кто считается основателем буддизма


А) Конфуций
Б) иуда искариот
В) Сиддхартха Гаутама

18. что является основным источником буддийской религии


А) апокрифы
Б) астрология
В) Перипитака

19. какие в буддизме выделились два главных направления


А) небо и земля
Б) добро и зло
В) хинаяна и махаяна

20. к какой религии относится вера в Иисуса Христа


А) буддизм
Б) христианство
В) ислам

21. главный источник вероучения в христианстве


А) библия
Б) Коран
В) Авеста

22. когда возникло христианство


А) в 1 в.н.э.
Б) во 2в.н.э.
В) в 4в.н.э.
23. один из догматов христианства
А) суннизм
Б) троица
В) шиизм

24. священная книга зороастрийцев


А) Библия
Б) Авеста
В) Коран

25. какие боги особенно почитаются в индуизме


А) Будда
Б) Вишну и Шива
В) Зевс

26. религия в индии


А) джайнизм
Б) ислам
В) христианство

27. основатель джайнизма считается …


А) Мухаммед
Б) Конфуций
В) вардхамана

28. священная книга мусульман


А) библия
Б) Авеста
В) Коран

29. это направление в исламе составляет большинство


А) суннизм
Б) шиизм
В) троица

30. арабская группа приверженцев в исламе


А) суннизм
Б) шиизм
В) троица

Вариант(2) тестовой проверки знаний студентов.

«Моральный принцип веры» утверждал:

1 Кант;

2 Гегель;



3 Фейербах;

4 Эпикур.


Религия как «знание божественного духа (Бога) о себе через опосредование конечного духа (человека)» - это сказал:


  1. Гегель;

  2. Маркс;

  3. Фейербах;



  4. Вебер.

Представление о религии как о «коллективном неврозе», появляющимся в результате воздействия на индивида враждебного социального начала, сдерживающего его агрессивные природные инстинкты, характерно на взглядов:



  1. Юнга;

  2. Фрейда;

  3. Фромма;

  4. Франкла.

Тип определений религии, построенных на представлениях о Боге как трансцендентной реальности и вере в возможность установления с ним контактов:



  1. философские;

  2. теологические;

  3. эзотерические;

  4. оккультные.

Фактор детерминации религии, основанный на душевных переживаниях, экзистенциальных проблемах личности, общественных механизмах суггестии, общепринятых нормах поведения человека:



  1. гносеологический;

  2. психологический;

  3. социологический;

  4. исторический.

Ведущий структурный элемент религиозной системы, характеризующийся совокупностью рациональных и иррациональных компонентов:



  1. религиозное сознание;

  2. религиозная деятельность;

  3. религиозные отношения;

  4. религиозная организация.

Тип религиозного объединения, характеризующийся анонимностью членства, формализацией культа, институализацией религиозной организации:



  1. орден;

  2. секта;

  3. деноминация;

  4. церковь.

Функция религии, заключающаяся в узаконении общественных порядков, государственных, политических, правовых институтов:



  1. регулятивная;

  2. интегрирующая;

  3. легитимирующая;

  4. мировоззренческая.

Верны ли следующие суждения:

а) мифология и религия – это формы общественного сознания;

б) миф символически воспроизводится в религиозных действиях;

1 верно только «а»;

2 верно только «б»;

3 верно «а» и «б»;

4 оба суждения не верны.


Первичная форма религиозных верований:



  1. магия;

  2. культ предков;

  3. фетишизм;

  4. анимализм.

Подход к анализу происхождения религии, рассматривающий становление религии как поступательное движение по общим, закономерным для любого народа, ступеням:



  1. эволюционный;

  2. функциональный;

  3. структуралистский;

  4. феноменологический.

Теория происхождения религии, сущность которой сводится к представлению о монотеизме как первоначальной форме религии:



  1. преанимизм;

  2. прамонотеизм;

  3. генотеизм;

  4. полидемонизм.

Зооатнопоморфный облик божеств древнеегипетской религии является результатом действия процесса:

1 секуляризации;

2 синкретизации;

3 аккультурации;

4 гипостазирования.


В зороастризме хранителем аша (порядка, праведности, справедливости) является:

1 Ангро-Майнью;

2 Ахура-Мазда;

3 человек;

4 жрецы.


Индийская религиозно-философская традиция построена на священных текстах:



  1. Вед;

  2. Авесты;

  3. Трипитаки;

  4. Махабхараты.

Религия Индии, построенная на синтезе индуизма и суфизма:

1 джайнизм;

2 буддизм;

3 ислам;

4 сикхизм.


«Лунь-юй», «Мэн-цзы», «Ли-цзи» «Джун юн» считаются священными текстами в:



  1. синтоизме;

  2. конфуцианстве;

  3. даосизме;

  4. иудаизме.

Имеющая мистический характер категория «недеяние» (у-вэй) как путь религиозного спасения человека и общества, отражающая самоорганизацию природы и единый мировой закон, составляет доктрину:



  1. дзен-буддизма;

  2. чань-буддизма;

  3. конфуцианства;

  4. даосизма.

Божество синто, олицетворяющее солнце, чей потомок является императором современной Японии:



  1. Идзанами;

  2. Аматэрасу;

  3. Идзанаги;

  4. Сусаноо.

Верны ли следующие суждения:

а) в традиции тхеравады существуют буддисты-монахи и буддисты-миряне;

б) в хинаяне достигнуть нирваны способны монахи;

1 верно только «а»;

2 верно только «б»;

3 верно «а» и «б»;

4 оба суждения не верны.


Верны ли следующие суждения:

а) буддийская реинкарнация происходит посредством создания после смерти нового комплекса дхарм;

б) буддийская реинкарнация происходит путем перехода неизменной сущности – атмана из одного тела в другое;

1 верно только «а»;

2 верно только «б»;

3 верно «а» и «б»;

4 оба суждения не верны.


Сверхъестественные существа в буддизме, постоянно перерождающиеся в сансаре для того, чтобы способствовать достижению нирваны всем страдающим созданиям:



  1. бодхисатвы;

  2. архаты;

  3. боги;

  4. будды.

Направление буддизма, построенное на древнеиндийских ритуальных и йогических приемах, доктрина которого насыщена эзотерическими заклинаниями, мантрами, символами:



  1. тхеравада;

  2. хинаяна;

  3. махаяна;

  4. ваджраяна.

Священным преданием в иудаизме является:

1 Ветхий завет;

2 Талмуд;

3 Тора;

4 Зогар.


Хасиды представляют следующее направление иудаизма:

1 консервативное;

2 мистическое;

3 рационалистическое;

4 реформистское.


Основные каноны и догматы христианского вероучения оформились:

1 на вселенских соборах;

2 в проповедях Иисуса Христа;

3 в мистических откровениях отцов Церкви;

4 в приказах императора Константина.


Верны ли следующие суждения:

а) Иисус Христос единосущен Богу Отцу;

б) Иисус Христос подобосущен Богу Отцу;

1 верно только «а»;

2 верно только «б»;

3 верно «а» и «б»;

4 оба суждения не верны.


Католическое Священное Предание включает постановления:

1 7 вселенских соборов;

2 21 собора;

3 12 соборов;

4 23 соборов.


Католическая философия тейярдизма построена на принципе:

1 рационализма;

2 спиритуализма;

3 экзистенциализма;

4 эволюционизма.


Верны ли следующие суждения:

а) в основе протестантских доктрин лежит учение о божественном предопределении;

б) в основе протестантских доктрин лежит принцип всеобщего священства;

1 верно только «а»;

2 верно только «б»;

3 верно «а» и «б»;

4 оба суждения не верны.


Концепция демифологизации христианства разработана:

1 Ж.Кальвином;

2 Д.Бонхёффером;

3 Р.Бультманом;

4 К.Бартом.


Ортодоксальная православная мистическая практика получила название:

1 исихазм;

2 имяславие;

3 суфизм;

4 шаманизм.


Русь приняла христианство от:

1 Рима;

2 Болгарии;



3 Моравии;

4 Византии.


Патриаршество было ликвидировано:

1 Петром 1;

2 Борисом Годуновым;

3 большевиками;

4 Николаем 2.


Двенадцать имамов из числа прямых потомков Али, наследующих власть над мусульманскими странами, признаются среди:


  1. хариджитов;


  2. суннитов;


  3. шиитов;

  4. суфиев.

  5. Система законов, регулирующая всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, нравственные, культурные предписания, определяющие поведение верующих, называются:



  1. шариатом;

  2. адатами;

  3. закятом;

  4. хаджжом.

Форма свободомыслия, сущность которой сводится к борьбе против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе:



  1. богоборчество;

  2. скептицизм;

  3. антиклерикализм;

  4. индифферентизм.

Процесс освобождения от религиозного контроля в мирских делах называется:

1 модернизацией;

2 секуляризацией;

3 свободомыслием;

4 свободой совести.


Верны ли следующие суждения:


а) управление религиозными организациями в современной России должно осуществляется в соответствии с законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

б) религиозные объединения, не являющиеся традиционными для России, должны преследоваться законом;

1 верно только «а»;

2 верно только «б»;

3 верно «а» и «б»;



4 оба суждения не верны.

Вопросы для подготовки к зачёту.


  1. Проблема определения религии (анализ различных точек зрения на сущность религиозного феномена).

  2. Основные элементы религии. Структура религиозного сознания.

  3. Роль религии.

  4. Специфика естественных религий и религий откровения («религии человека» и «религии цивилизаторов»).

  5. Основные догматы и ритуалы иудаизма.

  6. Содержание Торы.

  7. Происхождение христианства. Никео-Цареградский символ веры.

  8. Эволюция христологических и сотериологических аспектов личности Иисуса.

  9. Характеристика Ветхого и Нового заветов.

  10. Принятие восточной ветви христианства на Руси. Русская православная церковь в истории России.

  11. Вероучение и культ православия.

  12. Этика православия.

  13. Особенности церковной организации, ритуальной практики и вероучения католицизма

  14. Специфика протестантской религии. Основные направления протестантизма.

  15. Этика католицизма и протестантизма - сравнительный анализ.

  16. Ислам: основы мусульманской веры.

  17. История создания Корана.

  18. Интерпретация параллелей Корана и Ветхого завета.

  19. Этика ислама.

  20. Эсхатологические представлении авраамических религий.

  21. Объясните древнеиндийские представления о переселении души.

  22. Кратко охарактеризуйте содержание вед.

  23. Каким Божествам поклоняются в индуизме. Учение «Бхагавадгиты».

  24. Объясните, что такое карма. Как на живое существо действует закон кармы согласно индуизму?

  25. Опишите социальную систему индуизма. Каковы обязанности каждой социальной группы?

  26. Основные этические положения в индуизме (запреты и предписания).

  27. Буддизм, его основные направления

  28. Религия как объект изучения философии религии. Типология определений религии. Конфессиональные и аконфессиональные определения.

  29. Вопрос об источнике и причинах возникновения религии в философии религии.

  30. Модели взаимоотношений Бога и мира /теизм, пантеизм, панентеизм, деизм, атеизм/.

  31. Моральность и религиозность: проблемы взаимозависимости.

  32. «Разумная религия»: сущность понятия. Возможность существования.

  33. Обоснование идеи веротерпимости и межрелигиозного диалога в различных философских концепциях.

  34. «Доказательства бытия Бога» в философии религии.

  35. Религия и философия. Соотношение религии и философии на разных этапах истории.

  36. Теософские и теологические идеи античной философии.

  37. Августин «Исповедь».

  38. Проблема соотношения веры и разума, теологии и философии в средневековье.

  39. Место мифа в христианской картине мира средневековья.

  40. Элементы философских знаний о религии в эпоху Возрождения.

  41. Н.Кузанский «О скрытом Боге», «Об искании Бога».

  42. М.Лютер «Свобода христианина».

  43. Философия религии Нового времени 17 –18вв. Наука и христианское мировоззрение в эпоху Нового времени.

  44. Б.Спиноза «Богословско-политический трактат»

  45. «Мысли о религии» Б. Паскаля.

  46. Вера, деизм и атеизм в эпоху Просвещения. Религия и философия в эпоху Просвещения. Просветители о католической церкви и ее роли в истории общества, о сущности религии и путях ее преодоления.

  47. Дж.Локк «О толерантности».

  48. Философия религии И.Канта.

  49. Философия религии Г.Гегеля.

  50. Г.Гегель «Лекции по философии религии»

  51. Проблемы соотношения языка и религии. Вопросы толкования и перевода вероучительной литературы.






Смотрите также:
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «философия религии» по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Формы обучения
370.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов очной формы обучения по специальности 031202
913.4kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии
732.3kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины этнология специальность- 030401. 65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
383.56kb.
Для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации», специализации «Производственный менеджмент»
34.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск
789.37kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины искусство заголовка для студентов факультета журналистики
169.09kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины политология для студентов
245.88kb.
«математика» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)»
126.89kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Современные проблемы физики и производства Дисциплина входит в цикл днм
272.66kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Латинский язык истм ски 0306М ски М1
1095.62kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине "информационный менеджмент" для специальности
146.98kb.