Главная страница 1

Урок географии

в 8-м классе по теме

"Закономерности движения воздушных масс в России.

Синоптическая карта»

Учитель: Бесстрашнова Н.А., МОУ сош №3 г.Ртищево Саратовской области

Цели и задачи:

образовательные – определить уровень усвоения обучающимися основных понятий и терминов, главных особенностей климата России, климатообразующих факторов, понимание закономерностей распределения основных элементов климата;

развивающие – определить уровень умения работать с климатическими картами, синоптическими картами, составлять характеристику погоды территории; развивать способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; научить учащихся применять полученные знания на практике (помощью в работе могут быть данные, полученные из Интернета, карт атласа), анализировать их, делать выводы.

воспитательные – воспитывать ответственность за свою деятельность в классе, повысить интерес к изучению материала

Опорные знания и умения:

влияние океанов и рельефа на распределение температур и осадков, типы воздушных масс, понятия – циклон, антициклон, атмосферный фронт.



Оборудование:

атласы, настенная карта России, раздаточный материал, компьютер, экран, мультимедийный проектор.



Ход урока

«Ветры, беспрепятственно носясь по Русской равнине… сближают в климатическом отношении места, очень удаленные друг от друга по географическому положению».

Василий Осипович Ключевский


  1. Эвристическая беседа по высказыванию В.О.Ключесвского: «Ветры, беспрепятственно носясь по Русской равнине… сближают в климатическом отношении места, очень удаленные друг от друга по географическому положению»

Учащиеся рассуждают о перемещении по России ВМ, циклонов, антициклонов и т.п. метеорологических явлений, как о причине «сближения» различных климатов России.



  1. Учитель предлагает вспомнить основные свойства различных атмосферных вихрей и по слайдам презентации определить их характерные черты (циклон, антициклон, холодный фронт, теплый фронт).

  2. Повторение: у погоды один из главнейших показателей – это температура. Определите, какие из перечисленных факторов серьезно влияют на температурный режим местности:

  • Географическая широта

  • Течения

  • Рельеф

  • Солнечная радиация

  • Полезные ископаемые

  • Близость океанов

  • Выветривание

  • Высота местности над уровнем моря

  • Циркуляция воздушных масс

  • Антропогенное воздействие

  • Неблагоприятные климатические явления

  • Агроклиматические ресурсы

Обучающиеся рассуждают и показывают на примере территории России.

  1. Учитель указывает на то, что все параметры погоды можно изобразить с помощью условных знаков на синоптической карте.

  2. Сообщение учащегося: «Их истории создания синоптической карты»

  3. Анализ синоптической карты по типовому плану:

План характеристики карты

1. Какова карта по охвату территории, по масштабу?

2. Что изображено на карте и какими условными знаками?

3. Какие знания можно получить при работе с этой картой?





  1. Практическая работа (фронтальная устно):

  1. Найдите и покажите на карте зоны действия антициклона.

  2. Найдите и покажите зоны действия циклонов.

  3. Какие еще природные явления «говорят» о том, что восточная Европа находится под воздействием циклонов? (осадки)

  4. Покажите на карте теплые и холодные фронты.

  5. В каких городах в ближайшее время наступит похолодание (указать на карте и объяснить)? (Осло, Анкара)

  6. В каких городах в ближайшее время наступит похолодание (указать на карте и объяснить)? (Санкт-Петербург, через 2-3 дня – в Москве)

  1. Практическая работа (индивидуально, дифференцированно в зависимости от сложности задания):

  1. Найдите и покажите на карте зоны действия антициклонов и циклонов.

  2. Проследите их перемещение и укажите места, в которых в ближайшее время ухудшится погода.

  3. Покажите на карте теплые и холодные фронты. В каких городах в ближайшее время потеплеет и похолодает?

  4. Охарактеризуйте погоду в Москве (пользуйтесь условными знаками раздаточного материала).

  5. Подумайте, в какое время года зафиксированы показатели атмосферы (ориентируйтесь на преобладающие направления перемещения воздуха ). Если обучающиеся сомневаются, то есть смысл показать синоптическую карту с температурным режимом.

  6. Подумайте, как должна измениться погода в Ртищево в ближайшее время?

k:\распред темпер и осадк\22ос.png


  1. Просматривая последовательность синоптических карт, учащиеся убеждаются в правильности своего выбора.

  2. Беседа - почему так важно иметь точный прогноз погоды? Слайд-шоу показывает о летних и осенних бедствиях Европейской России – засухе и жаре, ураганах и грозах, ливневых дождях и торнадо в в Туапсинском районе Краснодарского края (в ночь на 16 октября после мощных ливней потоки воды обрушились на несколько посёлков). Все это необходимо прогнозировать!

  3. Домашнее задание: §11, 12, знать условные обозначения синоптической карты и уметь ими пользоваться при заполнении контурной карты.

  4. Подведение итогов урока

  5. Заключение – «У природы нет плохой погоды»



Смотрите также:
Закономерности движения воздушных масс в России. Синоптическая карта
36.78kb.
§ 10. Внешние процессы, формирующие рельеф, и связанные с ними стихийные явления
52.33kb.
Вопросы для 9 класса
57.93kb.
Гирлянда из воздушных шаров
31.2kb.
Какой существует срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках
196.88kb.
"Развитие рабочего движения. Распространение марксизма в России, образование российской социал-демократии"
139.49kb.
Урок: Технология. Швейное дело 5 класс (ско 8 вид) Тема: Сведения о швейных машинах Цели: 1) познакомить учащихся с историей возникновения и видами швейных машин
122.49kb.
Участник дорожного движения звучит гордо!
83.73kb.
«Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров»
55.66kb.
Закономерности фомирования численности населения по территориям
56.31kb.
Игра-соревнование «Знайте правила движения, как таблицу умножения»
60.62kb.
Деятель венгерского и международного революционного движения, один из организаторов Коммунистической партии Венгрии. В 1916 году находился в России как военнопленный
18.41kb.