Главная |
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет журналистики Кафедра теории и практики журналистики «Типология мифов о действительности в мужских и женских журналах» (курсовая работа) Содержание Введение…………………………………………………………………………3 1 Глава Мифы в глянцевых журналах 1.1 Сходства и различия глянца и гламура ……………………………………5 1.2 Миф как инструмент управления сознанием …………………………….12 2 Глава Типология мифов о действительности в мужских и женских журналах 2.1 Мифы о действительности на страницах журнала «Космополитен» …18 2.2 Мифы о действительности в журнале « Максим» ……………………… 22 Заключение…………………………………………………………………… ...26 Библиографический список……………………………………………………29 Эмпирическая база исследования…………………………………………….30 Введение Объектом исследования – глянцевые мужские и женские журналы. Предмет исследования - основные типы мифов, которые культивируются в глянцевых журналах. Цель данной работы сформулировать типологию мифов о действительности в мужских и женских журналах. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1 Определить воздействие мифа в глянцевых журналах 2 Рассмотреть какие типы мифов о действительности существуют. 3 Изучить как эти мифы представлены на страницах журнала «Космополитен». 4 Изучить как мифы представлены в журнале « Максим» Эмпирическую базу работы составляет анализ журналов «Космополитен», 3 потому что он самый популярный женский журнал в России и «Максим», который является самым массовым мужским журналом.В ходе исследования было проанализировано 2 журнала, из которых 1 2номеров «Максим» и 12 «Космополитен». Выборка проводилась с января 2010 по декабрь 2010. Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. 4 Глава 1 Мифы в глянцевых журналах 1.1 Сходства и различия глянца и гламура Журнал - это печатное периодическое издание. Журнал является одним из основных средств массовой информации, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определенных общественных классов, политических партий, организаций. Термин «журнал» произошел от французского cлова journal – дневник, газета, которое фигурировало в название первых журналов на французском языке, когда журнал еще не совсем отделился от газеты. Одно из определений глянцевого журнала дает Я. Засурский, впервые вводя это понятие в научный обиход и показывая, что в современной практике журналистики, производства и распространения периодических изданий в России это понятие используется для обозначения определенной категории журналов, характеризующейся устойчивыми содержательными и маркетинговыми характеристиками. А именно – «это престижный иллюстрированный журнал, рассчитанный на покупателя с уровнем доходов выше среднего». [ 1, c. 12] Признаков, по которым издание может быть отнесено к этой группе несколько: Первый. Он в слове «глянцевые». Эти журналы выходят, как правило, раз в месяц, и они намного толще, чем еженедельные. Значит, читаются долго, часто переходят из рук в руки. Поэтому даже из чисто практических соображений они печатаются на более плотной бумаге и имеют прочную глянцевую обложку, что, кстати, существенно влияет на их цену. Второй. Касается понятия life stile.Читая журнал life stile, человек получает более или менее полное представление о стиле жизни той социальной группы, к которой принадлежит или хочет принадлежать. Причем, получает эту информацию, касающуюся самых разных сторон своих отношений с 5 миром, человек между строк впитывает философию, образ мыслей, способы коммуникации и вообще язык ( в широком смысле слова), которые присущи этой социальной группе. Третий. Признаком этих изданий является высочайшее полиграфическое качество. Иллюстрации в этих журналах представляют собой ярчайший пример использования всех информативно-изобразительных и художественно выразительных возможностей современного фотоискусства. Это очень важно, ведь приобретая журнал, читатели в первую очередь обратят внимание на его красочность, качество бумаги и четкость исполнения печати. Четвертый. Этот признак плавно вытекает из предыдущего: глянцевые журналы не читают, а смотрят. Окружающая среда современного человека представляет собой особое визуальное пространство, все тяготеет к наглядности. А в глянцевых журналах это является доминирующей чертой, очевидно, что эта печатная продукция предназначена для отдыха. Такие журналы практически не рассчитаны на чтение, они захватывают человека не своей информативной содержательностью, а ярким образом, символизирующем успех, счастье, богатство. Гламур-это маскировка, которая нужна для того, чтобы повысить свой социальный статус в глазах окружающих. Гламур нужен для того, чтобы окружающие думали, что человек имеет доступ к бесконечному источнику денег. Пятый. Глянцевый журнал, продукт массовой культуры, который рассчитан на отдых читающего, поэтому он полностью избегает серьёзных тем, аполитичен и создает иллюзию вечного праздника жизни. Избираются наиболее выигрышные темы, из поля зрения удалены все проблемы и сложности, таким образом, у читателя создается иллюзия о собственной «глянцевой» жизни. « В глянце даже повседневная суета и непростые жизненные обстоятельства приобретают легкий блеск потусторонней жизни. Глянец воспринимается как 6 некий атрибут современного и обеспеченного человека, который может позволить себе и глянцевый журнал и те вещи,которые тот реламирует» [2,c.2] . Такие журналы создают эффект идеальной внешней картинки. Е.П. Белякова говорит о глянце в своей статье «Новая культура России – глянец»: «Глянец это явление! Глянец диктует ценности, убеждения, стиль жизни, образ мыслей. Современному человеку предлагаются готовые модели и клише на все случаи жизни. От простого: где отдыхать, что одевать, до серьезного: кем быть, что думать, как жить. Глянец это современный стандарт жизни. А ведь у понятия «стандарт» есть родственные слова – тривиально, шаблонно, одинаково, банально, заурядно, избито, примитивно, истасканно» [3, c.4] Она описывает все нюансы и мелочи «глянцевой» жизни в емкой и насмешливой форме. Вкратце концепция всех глянцевых журналов определяется тремя словами: красота, поклонники, карьера. Термин «глянцевый журнал» произошел, как очевидно, от слова «глянец». Вот какое значение этого слова дает Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: «лоск, лак, политура или полировка, гладь, блеск, зеркальность» [4, c.12] Для выведения значения термина «глянцевый журнал» особенно важно отметить в приведенном выше синонимическом ряду слова «лоск» и «блеск». Значение термина складывается из двух смыслов: первый прямой: глянцевая блестящая обложка, использование глянцевой бумаги. Второй переносный: лоск и блеск в передаче информации, идеальность образов, граничащая с неестественностью. Глянцевый журнал – это журнал, который рассчитан на определенную читательскую аудиторию и основной целью которого является формирование у читателя специфического стиля жизни, помощь ему в достижении успеха путем освещения различных аспектов деятельности в современной городской жизни, фокусируясь на красоте и гендерных коммуникациях. Это красочная 7 картинка, это набор статей, которые учат нас, как жить, что читать, что смотреть, как одеваться и что дарить любимому человеку. В силу попытки закрепления за читателем, как правило, высосанных из пальца недалёкими псевдожурналистами правил, норм поведения и мод, данная категория журналов неуважаема людьми, духовно обогащенными, свободными от стереотипов и отягощенными интеллектом. Для основной массы глянцевых изданий первичен не читатель с его интересами ,мировоззрением- первична реклама. То, что термин «глянцевый журнал» имеет не только техническое, но и категориальное значение, подтверждает тот факт, что наряду с глянцевыми существует другой тип иллюстрированного журнала – так называемый гламурный. Само слово «глянец» соотносится со словом «гламур», Гламур и глянец – вещи неразделимые. По технике производства он принципиально не отличается от глянцевого журнала, однако, в отличие от последнего, ориентирован на представителей высших слоев общества и представляет собой элитный журнал, рассчитанный на покупателей с высокими доходами. Что касается содержания этих двух типов журналов, что главное и принципиальное различие между ними заключается в составе рекламируемых в них товаров: в гламурных журналах, как правило, представлена реклама почти исключительно предметов роскоши и других товаров элитного спроса, в то время как глянцевые журналы рекламируют более широкий круг товаров, вплоть до товаров повседневного спроса. Еще одно важное отличие – уровень статей, стилистика и язык их написания. До сих пор глянец воспринимают по-разному и немного не определённо, но смысл от этого не теряется. «Глянец – это богато; доставая из сумки глянцевый журнал, мы достаем, как социальный статус - возможность не жалеть денег и времени, занимаясь дорогостоящей ерундой» [5,c.21] Появившееся несколько лет назад в российском культурном словаре 8 понятие "гламур" уже вошло в широкий обиход. Это слово связано с тремя контекстами: 1) с миром потребления товаров и услуг, 2) с модой, шоу, стилями жизни, то есть областью определенных культурных практик, 3) с медиа, глянцевыми журналами, книгами, телевидением, поставляющими образы для большой аудитории. Так что у этого термина широкие границы понимания. Такая размытость удобна, так как позволяет ему, как емкой пустой форме, сохранять актуальность, подстраиваясь под меняющееся содержание. Гламур - волшебство, чары, привлекательность, обаяние. В нынешнем употреблении - это образ, обладающий красотой, блеском, шармом. Чаще всего о гламуре говорят как о стиле и как об идеологии, оформляющейся или уже сложившейся. У этого явления прослеживаются разные родословные: одни авторы связывают его со сферой грез, выстроенной в культуре вокруг процессов потребления. «Гламур ассоциируется с яркостью и внешней легкостью жизни, противопоставленной как рутине, так и эпигонству "подлинного" шика и чар. Он предполагает светскость, успешность и демонстративную праздность. Истории гламурных персонажей повествуют не о труде и тяготах зарабатывания денег, а об их увлекательной трате. Это понятие всегда используется как синоним сверхблагополучия» [6, c.4] Слово «гламур» всегда живет в рекламном контексте. Его основная рекламная идея: то, что в культуре наделено ценностью — счастье, красота, молодость, здоровье, успешность, любовь, принадлежность к желанной группе, — может быть достигнуто при помощи денег. Гламур поощряет самое активное потребление. Пространство гламура —это мода и сфера светской жизни .Люди которые входят в него, заняты в сфере производства и сбыта рекламных образов, «белые воротнички», высокооплачиваемые работники офисов. Этот стиль иерархичен, подразумевает высокий уровень материальной обеспеченности, ведь он требует подлинности товаров ведущих брендов, взгляд «избранных» на «всех остальных». 9 Это красочная картинка, это набор статей, которые учат нас, как жить, что читать, что смотреть, как одеваться и что дарить любимому человеку. В силу попытки закрепления за читателем, как правило, высосанных из пальца недалёкими псевдожурналистами правил, норм поведения и мод, данная категория журналов неуважаема людьми, духовно обогащенными, свободными от стереотипов и отягощенными интеллектом. Функциональная сторона глянцевого журнала естественным образом связана с феноменом его появления. Глянцевый журнал является определенным жанром массовой культуры, продуктом индустрии досуга, его появление связано с тем, что в связи с появлением у значительного слоя населения избытка свободного времени, «досуга», у людей все больше возникает потребность «убивать время», т.е. одной из функций глянцевого журнала, является заполнение свободного времени. Кроме того, можно выделить развлекательную функцию. Глянцевый журнал поэтому и избегает серьезных тем, специализируясь только на проблемах, решение которых не требует принятия сложных решений, сохраняя при этом некоторую интригу на протяжении всего повествования. Главной же его функцией является снятие стрессов, это отвлечение читающего от насущных проблем решение которых, на данный момент не представляется возможным. Это наиболее важная, несомненно, положительная функция, которая позволяет получить необходимую в таких случаях эмоциональную разрядку и подзарядку. свести к двум основным позициям. Первая позиция заключается в следующем: глянцевые журналы направлены на определенную аудиторию, другими словами они далеко не для каждого. В них напечатаны темы, которые могли бы быть интересны только определенным людям, т.е. гламурная жизнь доступна далеко не всем. Но, одновременно с этим, кажущаяся «легкость» получения этого, ставит читателя в ситуацию достижимости любой цели и формирует стремления и целеполагания. 10 «Жизнь, рекламируемая глянцевыми журналами, протекает в мире информации, которой нужно лишь умело воспользоваться. Иначе и быть не может. Проблемные материалы — удел «толстых», утомительных, раздражающих своим многословием журналов» [7,c.9] Отсюда следует, что основной принцип глянца – отсутствие проблем, которые нельзя решить. Главное — позитивный и технологичный подход плюс целеустремленность. Основное внимание уделяется вовсе не внутренним изменениям, а внешним жизненным обстоятельствам, которые и диктуют подключение и применение той или иной внутренней установки. Отсюда следуют закономерно положительные финалы всех глянцевых историй на страницах журналов: восстановление нормы и стабильности. Влияние глянцевых журналов, как правило, заключается в создании красивой, “глянцевой” жизни и формировании общества потребления. Есть настоящая жизнь, а есть ее глянцевое отражение, которое не имеет ни запаха, ни национальности. При погружении в такой иллюзорный мир, у читательниц происходит подмена понятий: жизненный успех заменяет успех покупать, а естественную красоту – красота лейблов и модных трендов. Таким образом, мы видим, что глянец и гламур понятия взаимодействующие, в чем-то схожие, но все-таки разные. В данной работе рассмотрим типы мифов в мужском и женском глянце. 11 1.2 Миф как инструмент управления сознанием. Современный миф — «условно истинное высказывание, истинность которого выявляется из системного рассмотрения контекста и аксиологически. С этой точки зрения древние мифы были истинными в некотором историческом контексте. При определении современного мифа важным является понятийный ряд реальность–миф–ложь. Если целевой аудитории не известна хотя бы одна точка зрения, с которой данное высказывание истинно — это ложь. Если целевой аудитории известна хотя бы одна точка зрения, с которой данное истинно или оправданно — это миф. Если со всех точек зрения целевой аудитории данное высказывание истинно — это реальность. Из этого определения видно, что непроходимой границы между реальностью, мифом и ложью нет — они контекстуальны, зависят от мировоззрения целевых аудиторий и замыслов менеджеров социальной и физической реальности этих аудиторий. Вышеупомянутые менеджеры на самом деле тоже могут являться представителями целевых аудиторий с точки зрения других менеджеров».[8,c. 117] Несмотря на то что слово «миф» в настоящее время довольно часто встречается на страницах газет и журналов, звучит в теле- и радиоэфире, лишь очень немногие политики, журналисты и научные работники употребляют его в смысле символического, опирающегося на веру выражения основных ценностей общества. «Учитывая возможности СМИ в области манипулирования информацией, любое сообщение в масс-медиа может обретать форму мифа — символического, опирающегося на веру выражения основных ценностей общества. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека вотдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. образом, благодаря СМИ формируется общественное 12 мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности» [9, с. 216 ] « Рассуждения о том, что средства массовой информации, конструируя мифы, не только внушают определенный тип поведения, но и программируют определенный тип мышления, в определенном смысле верны. Ведь читатель выбирает себе издание по запросам и потребностям, а, выбрав его, стремится соответствовать пропагандируемым идеалам» [10,c.19]Исследователи отмечают, что современная пресса характеризуется популярностью журналов, созданных по западным моделям. Нынешние специализированные издания стали одним из основных каналов рекламы. Их акценты сместились в сторону формирования образа жизни и имиджа женщины как главенствующей фигуры в обществе (в семье, сфере управления и предпринимательства), ориентирующейся на высокий профессиональный уровень и здоровый образ жизни, стремящейся к самореализации. формирование гендерных стереотипов и создание лейбл-культуры, то есть пропаганда образа жизни, когда вещи престижного бренда становятся явными, наглядными и однозначно интерпретируемыми символами истинной мужественности или женственности. Покупка рекламируемой туши или крема, поход в рекомендуемый магазин формируют образ причастности к образу «идеальной женщины» В новой культурной ситуации журналы оказываются фактором принуждения читателя к следованию навязываемой глянцевыми журналами системы ценностей. «Взаимодействие журнального дискурса и внутренних структур личности читателя является вариативным, многоуровневым и разнонаправленным. Ситуация художественной внутри-находимости поглощает человека как на уровне сознания, так и подсознания, и бессознательного. Именно в «романном» хронотопе могут совершаться процессы как вытеснения каких- 13 то переживаний и идей, не санкционируемых журнальным дискурсом в сферу бессознательного, так и сохранения вопреки внешнему воздействию глубинных личностных структур, либо замещения вытесненных эмоционально-мыслительных конструктов новыми, навязываемыми журнальным дискурсом[11,c.19] Если читатель в результате уподобления героям глянца обнаруживает несоответствие предлагаемых журналом систем ценностей и жизненных установок его внутренним константам и внешним условиям существования, то он отказывается от чуждого и противоречащего ему жизненному опыту. Если читатель глянца меланхолически ощущает собственное одиночество и слабость в противостоянии ценностям, навязываемым журналами, то реализуется активное вытеснение изначальных ценностей индивида, ценностями, предлагаемыми журналом. Человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии со своим личным восприятием, а через отражение ее в СМИ, через образ этой действительности, сформированный ими. Но и эту, «отредактированную» СМИ, действительность человек фактически воспринимает не сам, потому что и он «пересоздан» манипуляциями СМИ, поскольку изменяется не только действительность, но и восприятие человека. «Можно предположить, что одной из задач мужских и женских журналов является попытка формирования идентификационной системы, «корпоративного стандарта» для настоящих мужчин и женщин, следование которому поможет реальным людям в повседневной жизни презентировать себя в качестве представителя символической общности «настоящих» мужчин и женщин, определенной среды. Иными словами, цель мужских и женских журналов - формирование гендерных стереотипов, характерных для данного социума; составление и тиражирование предписаний относительно того, что значит бы «настоящим мужчиной» и/или «настоящей женщиной» в том или ином обществе. Особенность современных журналов заключается в 14 том, что они претендуют на формирование стиля жизни своего читателя/читательницы. Товары, услуги, способ проведения досуга, правила поведения, круг чтения – в этом и многом другом проявляется гламурный миф, настойчиво и жестко форматируя реальность и исключая из нее запретные темы, требующие серьезного осмысления.: болезни, старость, смерть. Появляется, так называемый, «тюнинг реальности», который заявляется не только как необходимый, но и как неизбежный» [12 c.58] В женском глянце преобладает мифологический образ успешной женщины. Глянцевая героиня нашего времени – это целеустремленная светская женщина, ведущая активный образ жизни, посещающая развлекательные центры, ночные клубы, казино. Она стремится быть независимой, самодостаточной и успешной, cтроит свою судьбу своими руками.Она против архаичного и унизительного деления мира на мужчин и женщин, раз и навсегда отказалась от сомнительной чести носить титул «слабый пол». Большое значение она придает своей сексапильности и, конечно, внимательна к внешности, исправно практикует специальные технологии сохранения молодости и красоты. Создатели журнала по-своему «берегут» своих читательниц: на глянцевых страницах нельзя столкнуться с теми составляющими жизни, которые не возьмешь напором и силой – болезнью, смертью, судьбой, в конце концов. В результате предполагается удобное воспроизводство журнального стандарта. Жизнь проживается на поверхностном, телесном уровне. В глянцевой модели ничего не может быть страшнее весенней хандры и авитаминоза. Но и их можно победить стаканом апельсинового сока по утрам и стаканом теплого молока. Создается иллюзия, будто если читательницы наденут рекомендованное платье или приготовят для любимого блюдо по опубликованному рецепту, то будут оценены по достоинству. Такие журналы сосредоточены исключительно на внешней стороне проблемы, в 15 них советуют, как всегда быть красивой и привлекательной, но ничего не говорят о том, как быть умной, интересной как личность. Читательницы женских журналов обладают достаточно высоким социальным и экономическим статусом. Поскольку стиль потребления, тиражируемый такими журналами рассчитан на уровень доходов высшего класса. Но это отнюдь не означает, что потребителями такой печатной продукции являются только женщины, представительницы этой части современного российского общества. Многие читательницы покупают не просто журнал, а суррогатный заменитель «красивой жизни», на которую у них нет денег. «Глянцевые журналы предлагают читателям свои ответы на вопросы о целях и смысле жизни, утверждая, что смысл жизни человека и его сущность состоит в потреблении и растратных стратегиях поведения, а счастье человека — это счастье иметь. Рассуждения о том, что средства массовой информации, конструируя мифы, не только внушают определенный тип поведения, но и программируют определенный тип мышления, в определенном смысле верны. Ведь читатель выбирает себе издание по запросам и потребностям, а, выбрав его, стремится соответствовать пропагандируемым идеалам» [13,c.56] На страницах журналов представлены конкретные образцы поведения, воплощающие идеал в действительность, – ограниченная карьера, профессиональная нереализованность; социальная безответственность и пассивность; избегающий аналитической работы ума образ действий; крайняя поверхностность в любой деятельности; принципиальный отказ от рождения детей; отсутствие эмоциональных переживаний и привязанностей. Именно это и определяет философию победы, продуцируемую глянцевыми журналами. Триумф позитивности и оптимальной технологии, создающий иллюзию удовлетворения желаний и победы над жизнью, максимально упрощает жизнь, борясь с богатством и многообразием жизненных 16 Глянцевая журналистика почти полностью закрывает глаза на какие бы то не было проблемы, возникающие в реальной жизни. Отсутствие серьезной аналитики и навязывание жизненной модели - вот основная проблема. Героем мифов, которые создаются внутри журнала, является сам читатель. 17 Глава 2 Типология мифов о действительности в глянцевых журналах 2.1 Мифы о действительности на страницах журнала «Космополитен» «Космополитен» является самым популярным женским журналом в нашей стране. Вот как рисует портрет своей героини «Космополитен»: «Она всегда молода, потому что молодость – не возрастной фактор, а состояние души. Она мобильна, современна, уверена в себе, но при этом постоянно стремится к обновлению. Она умеет радоваться жизни и знает себе цену. Красота, здоровье, секс, любовь и карьера – те области жизни, где она неизменно достигает успеха. Она активна, любит путешествовать, но при этом с увлечением занимается домом и семьей. Быт её не страшит: она живо интересуется новинками, призванными максимально облегчить рутинную домашнюю работу. Всегда в курсе последних достижений» [14,c.71] Основным мифом в «Космополитен» являются миф об внешности и привлекательности женщины. . Рассмотрим более подробно как представленны мифы на страницах журнала. Миф о красоте, создание и поддержание которой является основной женской способностью. Жизнь, рекламируемая журналом «Космополитен», протекает в мире информации, которой нужно лишь умело воспользоваться. Иначе и быть не может. Внешность провозглашается пространством усилий женщины в борьбе за успех: «Быть в хорошей форме - удел женщины, если она хочет быть любимой» [15,c.220 ] А хорошая форма по мнению журнала - это строгие параметры 90-60-90. Журнал забит разнообразными диетами, которые, если верить авторам, непременно позволят приблизиться к вожделенному стандарту. Красота невозможна без маникюра, педикюра, массажа, антицеллюлитных обертываний и прочих SPA-процедур. В реальной жизни далеко не каждая женщина может себе это позволить. Женщина, смотрящая на нас с журнальной фотографии, проявляет себя через вещи. Она выступает в роли фотомодели, манекена для показа вещей. 18 Портрет женщины является одновременно портретом вещей где главной целью становится покупка “той самой” сумочки, как у девушки со страницы журнала. В «Космополитан» в рубрике «COSMO Shopping. Звездный стиль» заметки о модных тенденциях подкреплены фотографиями известных людей в подобных нарядах. Значит, приобретая эти вещи можно стать такими же успешными как популярные и известные люди. Покупка рекламируемой туши или крема формируют образ причастности к миру журнала Получается, залог привлекательности – это известные бренды и марки. Миф о внешности тесно связан со следующим типом мифа – мифом о личной жизни. Жизнь женщины сводится к соревнованию за мужское внимание. Журналом « Космополитен» утверждается двойной жизненный стандарт и тип поведения: «женщина в глазах мужчины» и «женщина, какая она есть». Вторая, безусловно, умнее, ярче, независимее, сильней. Только мужчинам об этом знать не положено. Независимость провозглашается одним из главных достоинств современной женщины. « Мы не позволим мужчине поставить под угрозу свою выхоленную «самость» [16,c.130] Женщин учат не только как завоевать, но и как отомстить ему « 9 способов расстроить мужчину. Если нужен стопроцентный результат, чтобы отомстить за нанесенные мужчиной обиды или просто встряхнуть этого зарвавшегося самовлюбленного юндюка, то вот приемы ближнего боя» [17,c.110] Второй тип мифов связан с определением «счастья» в жизни женщины. Быть счастливой легко, для этого достаточно блеска для губ «Счастливыми нас могут сделать не только такие глобальные вещи, как взаимная любовь, здоровье, мир во всем мире, успехи в карьере, но и блеск для губ с малиновым запахом тоже очень важен» [18,c.65] Покупка вещей известных брендов тоже преображает жизнь в лучшую сторону «Некоторые бренды откровенно заявляют, что их обувь буквально целует ножки возвышая свою 19 Происходит подмена реальной жизни на красивую и глянцевую, но не настоящую. «Праздник, который всегда с тобой – это хорошее настроение и готовность радоваться каждой мелочи – такой, как надпись love на баночке с любимым кремом. Счастье – это легко!» [20,c.126] Девиз журнала звучит "Cosmo - это успех!» А добиться успеха легко – « Все, что нужно для успеха в сезон вечеринок – красивый наряд, удачный макияж и умение делать хорошую мину при плохой игре» Известные марки и бренды, вечеринки и блеск для губ с малиновым запахом – вот они, атрибуты счастья. Одними из главных проблем являются: создание сногшибательного образа – «Отсутствие каблука на свидании – табу» [21,c.172] , попадание в неловкую ситуацию на вечеринке «Самые неловкие ситуации в сезон вечеринок: вы пришли первой, вы попали в сети зануды,вы вообще не пошли» [22,c. 214 ]. Вечеринки, тусовки и шопинг показаны, как смысл жизни. Третий тип мифа – это миф об успешности в карьере. Журнал так и позиционирует себя – « Космо – это успех». «Мы научим вас, как достичь успеха», - обещают авторы «Космополитен», а за этим обещанием стоит другое - «Мы расскажем вам, что такое успех» Главный акцент делается не на способности,а на внешность, на создаваемый образ. « НR-эксперты описали идеальный образ той, что без труда сделает карьеру в самых популярных местах. Главное – внимательно изучить созданные стилистами комплекты – и успех тебе обеспечен» [23,c.254] Из всего разнообразия карьерных проблем отдают предпочтение проблеме поиска работы и собеседований, с регулярностью просвещая читательниц о том, что работу можно найти по объявлениям, через знакомых. По части карьерного роста советы журнала, довольно, скупы. «Добросовестно трудиться положенные восемь часов может либо безумец, либо робот, превращаться в которых, откровенно говоря, никто не торопится» [24,c.262] 20 Остальные профессиональные проблемы современных женщин, журнал сводит к взаимоотношениям с коллективом или начальником. « 99% руководителей уверенны, что корпоративные мероприятия повышают лояльность сотрудников к компании» [25,c.248] Настоящая жизнь с ее проблемами и заботами заменена в «Космополитен» глянцевым блеском. Журнал журнал не решает наиболее актуальные вопросы своих читательниц, такие как: мода и красота, отношения с противоположным полом, работа, а создает мифы, как эти вопросы решить. Основное внимание уделяется вовсе не внутреннему содержанию, а внешним жизненным обстоятельствам. Жизнь проживается на поверхностном, телесном уровне. 21 2.2 Мифы о действительности в журнале «Максим» Журнал «MAXIM» издаётся с подзаголовком «Для мужчин». Журнал явно массовый, он сразу привлёк внимание читателей из самых разных социальных групп. Тип журнала по определению редакции – мужской глянцевый журнал. По определению редакции журнал пропагандирует стиль мысли – специфический интеллигентно-философски-озорной взгляд на окружающий нас мир. Не смотря на то, что «Максим» является мужским журналом, типы мифов о в нем такие же, как в женском «Космополитен». Главное внимание в « Максим» уделяется внешности мужчины и его взаимоотношениям с противоположным полом и карьере. С этими составляющими связаны и основные типы мифов о действительности. В журнале «Максим» мы видим такую концепцию : журнал – друг-приятель, этакий весельчак-хулиган, который иногда ненавязчиво что-то советует, но всё больше смеётся с читателем надо всем подряд. Миф о том каким должен быть настоящий мужчина представлен иногда в ироничной манере «Сто вещей, которые успеть сделать в жизни: Первое - затеять драку в баре – с крушением мебели, хрустом носов и битьем посуды. Второе – съесть три килограмма черной икры ложкой из банки» [26,c.43] Модель настоящего мужчины в « Максим». – «Компонентов, строго говоря, не так уж и много: возраст, власть и — главное! — стиль жизни, т.е. устойчивый набор предметов, способов и форм потребления» [27,с.85 ] Все эти компоненты лишены собственного содержания и носят характер указателей. Указателями являются марки и бренды. «Так получилось, что современного мужчину в повседневной жизни окружают не другие люди, а бренды» Достаточно купить вещь определенной марки «У каждой часовой марки есть часы настолько стильные и запоминающиеся что они способны вмиг тебя превратить в глазах окружающего в супергероя» [28,c.187] Журнал постоянно напоминают читателям, какие автомобили 22 "соответствуют их статусу", какая мебель "соответствует их статусу" и какими. «Человек может бесконечно смотреть на три вещи. С первыми двумя у всех индивидуально , а вот третьей, бесспорно, является красный спортивный ферари» [29,c.104] Есть настоящая жизнь, а есть ее глянцевое отражение, которое не имеет ни запаха, ни национальности. При погружении в такой иллюзорный мир, у читателей происходит подмена понятий: жизненный успех заменяет успех покупать, а естественную красоту – красота лейблов и модных трендов. В статье «Сотвори себе культ» рассказывается о культовых вещах, таких как трусы Calvin klien, которые обязательно должен иметь каждый мужчина. Это признак стиля, а значит успеха. Мужчин ,подобно женщинам учат правильно одеваться, подбирать цветовую гамму, не бояться экспериментировать с внешностью. Ведь для достижения цели – идеального образа все средства хороши. «Бойтесь ярких пятен в образе. Не покупай всю одежду одного бренда. Достаточно иметь пару дорогих стилеобразующих вещей, чтобы выглядеть достойно» Не важно сколько тебе лет , в любом возрасте мужчина должен следить за последними тенденциями и новинками моды, только при этом условии он будет успешен. «До 30 лет ты будешь отлично смотреться, даже в недорогих марках. Но после сорока возраст обязывает выглядеть дорого и богато» [ 30,c.220] Вообще телу мужчин уделяется достаточное внимание» « висячий живот – аномалия» [31,c.149] Миф о карьере представлен материалами о том, что для успеха в карьере достаточно иметь спортивную подтянутую фигуру, одеваться в одежду «статусных» марок и пользоваться элитным парфюмом. Большое внимание на страницах журнала уделено внешности мужчины, которая является залогом успеха и в профессиональной сфере. «Чтобы 23 понравиться сотрудникам тебе придется постараться. Поотжиматься на брусьях, что ли. И еще пополнить содержимое полочки в ванной ароматом Giorgio Armani. После этого твое благоухающее и приодетое в соответствии с модными веяниями тело станет объектом пристального внимания. Гарантируем!» [ 32,c.133] Все материалы по части карьеры и работы сводятся к ироничным советам «Самое неприятное во сне за рабочим столом то, что стол невозможно перевернуть прохладной стороной вверх. Твердость ДСП тоже не добавляет комфорта. Но теперь все изменится!» [33,c.40] Или статья « Как ухаживать с работы» рассказывающая о том ,как укоротить свой рабочий день. Отношения мужчины и женщины - вот ещё один тип мифа в «Максим» Советы и рекомендации журнала сводится к тому, что главное для мужчин – независимость, причем как для женатых, так и для свободных мужчин «Свободный вовсе не то же самое, что неженатый. Независимость можно сохранять, состоя в браке или длительных отношениях» [34,c.129] А советы часто сводятся к таким, как искусно лгать своей второй половине « Залог удачной лжи – это детальная подготовка к ней. Заранее подумай как ты будешь врать. История должна быть логичной. Если врать тебе приходится часто подключи свою фантазию» [35,c.79] Журнал не продуцирует никаких представлений о нравственной норме. Вместо этого — представления о благопристойности. Разрешает ли журнал измену или обман? Да, если это полезно. Главное — быть умным и сообразительным: это вполне может знать приятель, но об этом «глупо» сообщать жене « Если ваши жизни сплелись в одну, интрига пропадет. Но, увы, нет интриги – нет страсти». [36,c.166] Большое значение придается сексуальному удовлетворению в браке, внебрачные связи также допускаются «женатый мужчина занимается сексом два раза в неделю, неженатый, но живущей вместе с подругой – три» [37,c.95] 24 Как мы видим, мужчин интересуют больше события внешнего мира, чем самоанализ, что укладывается в рамки гендерных стереотипов: женщина показывается такой «домашней кошечкой», склонной к размышлениям и мечтаниям, несмотря на существующие амбиции, а мужчина позиционируется как неукротимый искатель, жаждущий приключений, даже если эти приключения кончаются на журнальных страницах. Кроме того, содержание журнала переводится в информацию. В результате, достаточно воспроизводить описанные журналом стандарты. Жизнь проживается на поверхностном, телесном уровне. Мужской журнал «Максим» – это мономиф, где человек является героем. Где он, в сущности, всемогущ после исполнения определённых ритуалов и после выполнения определённых заданий. 25 Заключение Глянцевые журналы претендуют на преобразование не только системы повседневных, социально-экономических и идеологических ценностей, но и на преобразование системы экзистенциальных ценностей. Глянцевые журналы предлагают читателям свои ответы на вопросы о целях и смысле жизни, утверждая, что смысл жизни человека и его сущность состоит в потреблении и растратных стратегиях поведения, а счастье человека — это счастье иметь. Учитывая возможности СМИ в области манипулирования информацией, любое сообщение в масс-медиа может обретать форму мифа — символического, опирающегося на веру выражения основных ценностей общества. В данной работы были определенны з основные типы мифов о действительности: мифы о карьере, внешности и мифы, в сферу которых входят любовь, брак, семья. В работе были исследованы женский журнал « Космополитен» и самый массовый мужской журнал в России « Максим». В «Космополитен» современные женщины в глазах общественности приобрели устойчивый имидж ограниченных особ, работающих исключительно в «офисах», специализирующихся на сплетнях, кофе и ничегонеделании, прерываемом требованиями о прибавке к зарплате, а в свободное от работы время охотящихся на мужчин и с маниакальным усердием борющихся с морщинами и целлюлитом. Таков собирательный портрет женщины из журнала. Рассуждения о том, что средства массовой информации, конструируя мифы, не только внушают определенный тип поведения, но и программируют определенный тип мышления, в определенном смысле верны. Ведь читатель выбирает себе издание по запросам и потребностям, а, выбрав его, стремится соответствовать пропагандируемым идеалам. Ежемесячный журнал «Максим» ориентирован в первую очередь на молодых 26 и состоятельных мужчин, поэтому подстроен под их восприятие. Глянцевые печатные издания не просто обрушивают на потребителя потоки информации – очень часто они оказывают мощное воздействие на психику читателей и зрителей, пытаясь навязать модель поведения, которая далека от реальности. Жизнь с намного ярче и шире штампов и стереотипов, продвигавшихся со страниц мужских и женских журналов. Если читатели глянца будут об этом помнить, чтобы не оказаться пусть в глянцевом, но все-таки иллюзорном мире, играя по жизни лишь упрощенную роль потребителей модных вещей. Влияния глянцевых журналов на общество идеалы путем подмены реальной жизни ее красочной, глянцевой копией. Для читателей ценностные ориентиры меняются: вещи становятся идолами, а покупки – смыслом жизни. Красивые картинки заставляют людей, в основном молодежь, работать на индустрию моды, тратить огромные средства на рекламную продукцию, просто потому что это «модно». . Индустрия потребления направлена на вовлечение как можно большего количества людей в «глянцевый» мир, пробуждение желания купить красоту и успех. Для многих людей «казаться» становиться важнее, чем «быть». Такое, несоответствующее действительности представление о мире причиняет вред здоровью и разрушительно воздействует на психику. Ввиду отсутствия критичности восприятия, под особенно сильный удар попадают дети и подростки – они они оказываются беззащитными перед манипуляционными технологиями. На каждого отдельного читателя один и тот же журнал может влиять по-разному. На кого-то положительно, а на кого-то отрицательно. Это зависит от конкретных особенностей личности. Верный способ противостоять негативному влиянию глянца – читатель должен понимать, что, держа в руках журнал, он имеет дело, прежде всего с чьей-то рекламной продукцией, в какую бы оболочку она не была при этом упакована, какими бы полезными материалами не сопровождалась. Очень важно, чтобы в жизни было то, что можно противопоставить глянцевой 27 продукции, то есть какие-то личные увлечения, занятия, стремления, цели. Например, полноценное общение, интеллектуальная деятельность, различные хобби. И тогда глянец займет то место в жизни, которого, по сути, и достоин. То есть станет просто глянцевым журналом, каталогом, который можно пролистать, взять полезную информацию, если такая будет в наличии, и отложить. 28 Библиографический список 1 Засурский Я.Н. Роль средств массовой информации в обществе // Вестник МГУ. - Сер. 10. Журналистика. - 1995, № 2. - С. 3-7; Засурский Я.Н. Десять лет свободы печати в России // Вестник Моск. ун-та. - Серия 10. Журналистика. - 2001, № 1. - С.12. 2 Идлис Ю.А О грязи, глянце и гламуре / Ю.А Идлис //[ Электронный ресурс]- Москва, 2006. . Заглавие с экрана. Режим доступа: http:// polit.ru. 3 Белякова Е.П Новая культура России – глянец / Е.П Белякова // [ Электронный ресурс] Москва, 2008. Заглави. с экрана. Режим доступа: http:// w.w.w. a-s-t.ru. 4 Даль. В.И. Толковый словарь живого русского языка Владимира Даля / В. И Даль // Москва, 1998. – 877с. 5 Чернышова О. В. Глянцевый мир / О.В Чернышова // [ Электронный ресурс]- Москва, 2006. Заглавие с экрана. – Режим доступа: http // w.w.w/ gazeta.ru/ 6 Дедюхина А. Д. Перегламур и недоглянец / А.Д . Дедюхина // Эксперт- 2005. - № 18.- 64c. 7 Рогинская О.О Глянцевое «я»: женские журналы и кризис автобиографизма / О.О Рогинская // Критическая масса. – 2004. - № 1 – 48c. 8 Голубович К.С. Наслаждение плоскостью: новый образ / К.С. Голубович // Новое литературное обозрение -1998. – № 33. – 162c. 9 Грушин Б.А. Массовое сознание. М.: 1987. 216 с. 10 Ромах О.В. Содержание и структура глянцевых журналов / О.В Ромах, А.И. Слепцова // Эксперт. – 2008 -№2. – 64c. 11 Ремчуков К.А. Глянец и умники / К.А Ремчуков // Независимая газета. – 2006. – №1. –С. 19. 12 Доздоморова С.И. Типологические особенности журналов для мужчин / С.И. Доздоморова // Русский журнал. – 2000. -№1. – С. 58c. 13 Фрумкина Р.Н. Ода глянцевым журналам / Р.Н. Фрумкина // Русский журнал. – 2008. – № 14. – 56с. Эмпирическая база исследования 14 Девушка Cosmo // Cosmopolitan. – 2010. – май. – 71c. 15 Твое дело // Cosmopolitan. – 2010 – октяб. – 202с. 16 Сама такая // Cosmopolitan. – 2010 - нояб. – 130 с. 17 Обижавшие невесты // Cosmopolitan. – 2010 - февр – 110с. 18 Глобальные вещи // Cosmopolitan. – 2010 - нояб. – 65 с. 19 Цвет года // Cosmopolitan. – 2010 - июнь. – 217с. 20 Beati хиты // Cosmopolitan. – 2010 - февр – 126 с. 21 Правила богини для идеального свидания // Cosmopolitan. – 2010. – май. -172с. 22 Праздник непослушания // Cosmopolitan. – 2010. – июль – 214с. 23 8 формул успеха // Cosmopolitan. – 2010. – сент. – 254с. 24 Я не робот // Cosmopolitan. – 2010. – апрель – 262с. 25 Сборная команда// Cosmopolitan. – 2010. – сент. – 248с. 26 100 вещей , которые нужно успеть сделать в этой жизни // Максим -2010. –июль. – 43с. 27 Идеальная модель // Максим. – 2010. – август. – 85с. 28 Коллекция марок // Максим. – 2010. – сент. – 87с. 29 Конь-огонь // Максим. – 2010. – январ. -104с. 30 Вам, альтернативно красивые // Максим. – 2010. – октяб. -220с. 31 Тело мачо // Максим. – 2010. – апрель. – 149с. 32 Уголок потребитиля // Максим. – 2010. – май – 133с. 33 Для тех, кто ляжет // Максим. – 2010. – сент. - 40с. 34 Свободен // Максим. – 2010. – март. – 120с. 35 Короче, Станиславский // Максим - 2010. –август. – 79с. 36 Мальчик для бытия // Максим - 2010. – июнь. -166с. 37 Много – не мало! // Максим - 2010. – ноябрь. – 30 Смотрите также:
1. 2 Миф как инструмент управления сознанием
291.91kb.
В последнее время все большую известность приобретает новый инструмент психотерапевтической работы метафорические ассоциативные карты, или, как их еще называют, терапевтические карты
47.27kb.
Вопросы кандидатского экзамена по специальной дисциплине 22. 00. 08 – Социология управления Вопросы по разделу «. Социология управления как специальная отрасль социологического знания»
20.91kb.
2005 – 12 – 21. Текст «Трипура Рахасья», гл. 11. Вся Вселенная пронизана сознанием. Ведическая астрология. Два вида культур: нисходящая и восходящая
88.96kb.
Видео детектор лжи, видеотелевизор будущего и прошлого на планете земля, на планетах и звёздах вселенной и в других параллельных мирах. Как предотвратить любой теракт
44.24kb.
Сегодня информационные технологии завоевывают все новые рынки, быстро переходя из разряда новинки в мощный инструмент управления
41.28kb.
Эрудицион для 5 кл. «Миф вокруг нас»
53.97kb.
Интернет-мем как инструмент метафоризации публичного дискурса
20kb.
Как тяжкий рок висит над человеческим сознанием мысль о смерти. Как неминуемая чаша стоит призрак смерти и, пройдя весь жизненный путь, дух (человек) приходит к заключению, что здесь нужно кончать явление жизни
536.35kb.
Сценарий линейки, посвященной декаде миф
44.22kb.
Появление компьютеров коренным образом изменило технологию письма, издательского дела
28.02kb.
«полюса конкурентоспособности» как ключевой инструмент реализации нового курса государственной промышленной и инновационной политики франции
222.35kb.
|