Главная |
страница 1
содержание ВВЕДЕНИЕ 2 1.ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ВЫБОРОВ 7 ПЕРИОДИЧНОСТЬ ВЫБОРОВ 10 СВОБОДА ВЫБОРОВ 11 АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ВЫБОРОВ 12 ДОПУСТИМОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ 14 НЕЗАВИСИМОСТЬ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ 18 2.ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ 21 ВСЕОБЩНОСТЬ ВЫБОРОВ 21 РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 22 ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 23 ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ 24 ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 БИБЛИОГРАФИЯ 26 ВВЕДЕНИЕВыборы занимают особое место в политической жизни государства, в котором они предусмотрены. Результаты выборов во многом определяют дальнейшее направление развития страны. Одним из самых распространенных демократических способов легитимации государственной власти является легитимация при помощи свободных выборов. Ключевую роль в регулировании способа осуществления легитимации государственной власти играет избирательное законодательство страны. Содержание избирательного законодательства необходимо соотносить с демократической практикой проведения выборов и с международными избирательными стандартами. Избирательное законодательство, как и любое другое в стране, строится на основе определенных принципов. Принципы позволяют не только структурировать нормы права, но не потерять дух закона при решении спорных моментов, возникающих при буквальном толковании норм и их применении на практике. Принципы избирательного права являются основополагающими условиями регулирования избирательных правоотношений. Принципы избирательного права – это общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное проведение различных видов выборов, реализацию и защиту избирательных прав граждан. Не соблюдение принципов избирательного права ведет к признанию выборов нелегитимными, при котором не выяснено реальное волеизъявление граждан. Принципы избирательного права закрепляются на конституционном уровне, что говорит о большом внимании к ним со стороны государства и государственной власти, так ст. 32 и 81 Конституции РФ утверждает в качестве основополагающих принципов такие принципы как свобода выбора, всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании. Следует отметить, что разнообразие политических систем в мире предполагает и различие в правовом регулировании института выборов. Как следствие из этого вытекает закрепление различных принципов избирательного права. Принципы избирательного права со временем и политическими режимами менялись, и, часто, расширялись: изменялись избирательные цензы, «вес» голоса. Однако и до сих пор не найден идеал совокупности принципов и существует пространство для развития как принципов избирательного права, так и избирательного права как такового.
Принципы права - основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов. Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними. Правовые принципы подразделяются на общеправовые, отраслевые и межотраслевые. Например, к отраслевым относится принцип свободы выборов в избирательном праве, к межотраслевым — принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве, к общеправовым – принцип законности. Принципы избирательного права представляют собой основополагающие начала, являющиеся фундаментом правового регулирования избирательных отношений. Они обеспечивают механизм правового регулирования, служат критерием законности и правомерности действий граждан, их избирательных объединений, (системы) избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов общей юрисдикции. В ст. 1 Конституции РФ определен федеративный характер государственности, что формирует конституционные основы федерализма и его конституционно-правовую модель, в ст. 3 Конституции РФ определен механизм народовластия, в ст. 15 Конституции РФ закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Данное требование корреспондирует принципам избирательного права. Развитие современного избирательного права в условиях углубления и расширения демократических начал в организации и проведении выборов делает весьма актуальной задачу формирования универсального стандарта системы политико-правовых и организационно-технологических принципов ротации (здесь: постоянное обновление состава представительных органов и их функций с целью предотвращения их бюрократизации) и передачи публичной власти по итогам избирательных кампаний. Поэтому рассмотрение системы принципов является одной из базовых характеристик избирательного права РФ. Реформирование российского избирательного права началось с 1993 г., с момента принятия Конституции РФ. Конституция не содержит главы об избирательной системе, что не способствовало обозначению предельно четких ориентиров избирательной реформы, приоритетным направлением которой являлось воссоздание на новых принципах избирательного права РФ. В Конституции РФ закрепление принципов избирательного права было минимизировано. Важным для избирательного права РФ является Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.06.2009) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002). С принятием Конституции РФ началась реформа российского избирательного права, которая была призвана обеспечить и гарантировать демократический и легитимный процесс свободного, равноправного волеизъявления граждан при формировании представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, способствовать построению единой и согласованной, оптимально сбалансированной и непротиворечивой избирательной системы, отражающей федеративную природу государства и гарантирующей стабильность и преемственность в деятельности выборных органов государственной и муниципальной власти. Поэтому вопрос о принципах избирательного права не может быть сведен только к субъективному праву граждан на участие в выборах и гарантиям его реализации. Под принципами российского избирательного права следует понимать общепризнанные, базовые, универсальные начала, отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное (нефальсифицированное) проведение различных видов выборов в РФ, реализацию и защиту избирательных прав российских граждан. Вместе с тем, в юридической литературе не выработана единая классификация принципов избирательного права. В России наметилась тенденция расширительного понимания принципов избирательного права, включения в их систему не только концептуальных условий участия граждан в выборах, но и фундаментальных начал избирательного процесса, отражающих демократическую природу выборов как политического института народовластия и обеспечивающих свободное и открытое участие граждан в формировании представительных основ публичной власти. Сегодня обязательные, периодичные, своевременные (своевременно назначенные), свободные, альтернативные (состязательные), подлинные выборы - единственный законный способ делегирования власти народом, а также оптимальное средство формирования института представительной демократии, который является неразрывной составной частью современной конституционно-правовой модели российской государственности. Одной из интересных классификаций является классификация принципов российского избирательного права, основанная на их целевом предназначении в организационно-правовом механизме регулирования избирательных отношений. Принципы распределены по трем основным группам:
Первую группу принципов образуют базовые начала правового обеспечения избирательных отношений, связанные с обязательностью, периодичностью, своевременностью назначения, свободой, альтернативностью, состязательностью выборов, допустимостью различных избирательных систем, независимостью органов (избирательных комиссий), обеспечивающих проведение выборов, подлинностью (несфальсифицированностью) выборов, федеративной основой российского избирательного права, разграничением полномочий между субъектами избирательного процесса, запретом одновременного проведения выборов и референдума РФ. Ко второй группе принципов участия граждан России в выборах следует отнести: всеобщее, равное, прямое избирательное право, а также добровольность реализации субъективных избирательных прав на основе личного и тайного голосования. К третьей группе принципов избирательного права относятся: гласность, открытость, территориальная основа выборов, ответственность за нарушение избирательных прав граждан РФ. При этом все принципы избирательного права взаимосвязаны. Развитие российского избирательного законодательства базируется на нормах Конституции РФ, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также иных законах о выборах. Следовательно, в основу организации и проведения всех уровней федерального, регионального и муниципального выборов положены следующие базовые начала. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ВЫБОРОВВыборы являются обязательным и единственным законным способом формирования избираемых гражданами России представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Все другие варианты формирования органов власти противоречат Конституции РФ и действующему федеральному законодательству и являются нарушением основ конституционного строя России. Обязательность выборов означает, что компетентные государственные и муниципальные органы не вправе уклоняться от принятия решения об их и проведении в установленные законом сроки, отменять назначенные выборы или переносить их. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определен механизм назначения региональных выборов. Выборы указанных в п. 1 ст. 8 ФЗ «Об основных гарантиях» органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. В соответствии с п. 1 ст. 8 срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (ст. 9 и ст. 8 ФЗ «Об основных гарантиях»). В случае, если уполномоченный на то орган не назначит выборы в сроки, установленные ч. 7 ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях» (в совокупности со ст. 8 ФЗ «Об основных гарантиях» уставами и законами субъектов РФ), а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, они назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией: в органы государственной власти субъекта РФ - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного ч. 7 ст. 10 срока официального опубликования решения о назначении выборов. Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный п. 8 ст. 10 срок выборы указанных в п. 1 ст. 8 ФЗ «Об основных гарантиях» органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном ФЗ «Об основных гарантиях», соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на ЦИК России или избирательную комиссию субъекта РФ (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями 22 - 24 и 29 ФЗ «Об основных гарантиях», а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией (ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях»). Кроме того, законодатель счел важным дополнить принцип обязательности выборов рядом гарантий. Так, положениями ч. 2 ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» было закреплено, что «органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов». Для решения вопроса о досрочных выборах в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (ч. 4 ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях»). Принцип обязательности выборов тесно соприкасается с принципом запрета одновременного проведения выборов с проведением референдума РФ. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и законодательством субъектов РФ официально установленные соответствующими избирательными комиссиями итоги выборов и принятые на основании их решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума (ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях»). Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (ч. 12 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях»). ПЕРИОДИЧНОСТЬ ВЫБОРОВДанный принцип непосредственно связан с временными рамками полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. При этом промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных законодательством сроков полномочий соответствующих органов, которые в оптимальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а, с другой, - гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями одних и тех же лиц. Принцип периодичности проведения выборов является одним из необходимых и обязательных условий их демократичности и законности. В нормах международного права закреплено, что проводимые через различные промежутки времени свободные выборы относятся к числу элементов справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, равных и неотъемлемых прав всех людей. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 8 ФЗ) прямо зафиксировано, что максимальный срок полномочий выборных региональных и муниципальных органов устанавливается законами субъектов РФ, но не должен превышать пяти лет. Эта норма совместно с указанием законодательства на фиксированные сроки назначения как очередных, так и внеочередных выборов способствует созданию надлежащего правового обеспечения периодичности выборов. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (ч. 1 ст. 8 ФЗ). На этот день и назначаются выборы. СВОБОДА ВЫБОРОВЗначение этого принципа организации и проведения избирательных кампаний является универсальным. Поэтому Конституция РФ (ч. 3 ст. 3) прямо закрепляет данный принцип. Свобода выборов означает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо принуждение относительно как участия в выборах, так и непосредственно голосования. Реализация принципа свободы выборов устанавливает, что при определении их результатов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал. Если хотя бы один избиратель проголосовал, то выборы состоялись. Участие гражданина РФ в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (п. 3 ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях»). Реализация принципа свободы выборов и определению результатов голосования закреплена в законодательстве ряда субъектов РФ. Ранее в большинстве субъектов РФ законодательство было ориентировано на установление обязательного критерия явки избирателей на голосование в силу того, что в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 1993 года (ст. 58) предусматривается необходимость определения минимального порога явки избирателей на всех видах выборов, проводимых в РФ. В 2006 году минимальный порог явки избирателей был отменен, что соответствует основному содержанию принципа свободных выборов. АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ВЫБОРОВПринцип альтернативности выборов впервые получил конституционное обоснование в Определении Конституционного Суда РФ от 4 ноября 1996 г. № 91-0. В соответствии с данной правовой позицией альтернативность относится к числу важнейших условий подлинно свободных выборов, обеспечивая избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Однако избирательное законодательство допускает проведение голосования по одной кандидатуре, например, на выборах президента (п. 5 ст. 77 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»). Такой подход к правовому регулированию выдвижения и регистрации кандидатов призван обеспечить благоприятные предпосылки для реальной состязательности граждан на выборах. Данный принцип взаимосвязан с принципом прямого избирательного права и право на прямое волеизъявление на референдуме (ст. 6 ФЗ «Об основных гарантиях») Введение в современную модель российской избирательной системы принципа альтернативности способствовало нарастанию демократических процессов, отвечало зарождению действительного гражданского общества, послужило катализатором развития российского парламентаризма. К сожалению, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержит исчерпывающего ответа на вопрос, можно ли и при каких условиях проводить выборы на безальтернативной основе, тем самым допускается голосование в условиях отсутствия в избирательных бюллетенях альтернативных кандидатур как на общих выборах, так и при повторном голосовании не только на муниципальном, но и на федеральном и региональном уровнях. Однако ФЗ «Об основных гарантиях» предусматривает форму бюллетеня (п. 8.1 ст. 63 ФЗ «Об основных гарантиях»), что если голосование проводится по одной кандидатуре, ниже сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами "За" и "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты (п. 8.1 введен Федеральным законом от 12.07.2006 N 107-ФЗ). Если в связи с обстоятельствами, предусмотренными п. 33 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях, в одномандатном или едином избирательном округе окажется зарегистрированным один кандидат, голосование по одной кандидатуре допускается при проведении повторного голосования, а также (если это предусмотрено законом субъекта РФ) на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании (п. 35 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях»). Если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, за исключением случаев, предусмотренных п. 35 ст. 38 (см. выше). В этом случае голосование проводится в ближайший установленный ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях» день, на который могут назначаться выборы (п. 35 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях»). ДОПУСТИМОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМОсновной закон и федеральное законодательство не содержат ограничений в использовании при проведении федеральных, региональных и местных выборов различных избирательных систем. Мировой опыт проведения выборов указывает на существование и применение следующих избирательных систем: мажоритарной системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства; системы пропорционального представительства политических партий. Кроме того, применяются смешанные избирательные системы. Все применяемые системы имеют свои достоинства и недостатки; имеют особенности применения на национальных выборах и чаще всего вызывают неоднозначное отношение специалистов и многочисленные общественные дискуссии. В 2003 г. на выборах региональных парламентов в РФ осуществлен переход от преимущественно мажоритарной к смешанной избирательной системе, а в настоящее время в некоторых регионах - уже и к исключительно пропорциональной системе. На федеральных парламентских выборах в 2007 г. также осуществлен переход от преобладавшей в четырех избирательных циклах 1993-2003 годов смешанной избирательной системы к исключительно пропорциональной системе, т.е. к выборам по партийным спискам, выдвинутым политическими партиями. 12 октября 2008 г., в единый день голосования, выборы депутатов региональных парламентов в четырех субъектах РФ (Забайкальском крае, Иркутской, Кемеровской и Сахалинской областях) прошли по смешанной избирательной системе, т.е. одновременно по одномандатным округам и единому избирательному округу по партийным спискам. И только в Чеченской Республике 41 депутат избирался исключительно по пропорциональной избирательной системе. В Забайкальском крае и Иркутской области распределение мандатов по округам имеет общие черты, то есть часть депутатов избирается по единому избирательному округу, часть - по мажоритарной избирательной системе по одномандатным избирательным округам и еще часть депутатов - по многомандатному избирательному округу, который образуется на территории административно-территориальной единицы с особым статусом (в Забайкальском крае - это Агинский Бурятский автономный округ, в Иркутской области - Усть-Ордынский Бурятский автономный округ). ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» с особенностями, установленными в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлены правила определения вида избирательной системы на муниципальных выборах. Эти особенности определены в ч. 3 ст. 23 и в п. 2 ч. 4 ст. 35 закона. Вот некоторые: а) законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов; б) законом субъекта РФ устанавливается порядок применения этих избирательных систем; в) законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств; г) при формировании представительного органа муниципального района посредством выборов число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Наличие в законе субъекта РФ правового регулирования проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по нескольким избирательным системам с предоставлением самим муниципальным образованиям возможности выбора одной из них, предполагает также наличие специальной нормы, определяющей какая именно система должна применяться, если уставом муниципального образования эта система не была определена. Как указывает М.В. Гришина (Член ЦИК России) «к сожалению, законодательство ряда субъектов РФ не приведено в соответствие с вышеперечисленными требованиями». Возможность выбрать одну из избирательных систем предусмотрена в законодательстве Республики Саха (Якутия) (для выборов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, для поселений – только мажоритарная система относительного большинства), Республики Хакасия (мажоритарная, пропорциональная, смешанная), Алтайского края (смешанная система закрытых списков на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов), Красноярского края (мажоритарная система относительного большинства, смешанная система), Приморского края (для городских округов с численностью избирателей не менее 100 тысяч – пропорциональная или смешанная система; для остальных – мажоритарная, пропорциональная или смешанная система) и Хабаровского края (мажоритарная, пропорциональная), Новосибирской (мажоритарная, пропорциональная), Сахалинской (мажоритарная, пропорциональная), Свердловской (мажоритарная, пропорциональная или смешанная система), Томской (мажоритарная, пропорциональная или смешанная система), Челябинской областей (мажоритарная, пропорциональная или смешанная система), Чукотского (мажоритарная, пропорциональная, смешанная) и Ямало-Ненецкого автономных округов (мажоритарная, пропорциональная, смешанная). В законодательстве Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва, Камчатского края, Забайкальского края (закон Читинской области), Амурской, Иркутской, Кемеровской, Курганской и Тюменской областей, Еврейской автономной области и Ханты-Мансийского автономного округа предусмотрена возможность проведения выборов исключительно по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. В законодательстве Магаданской и Омской областей при формальном наличии возможности выбора одной из двух избирательных систем предлагается выбор между мажоритарными системами относительного и абсолютного большинства, что не вполне соответствует требованиям федерального законодательства. В законодательстве многих субъектов РФ, предусматривающем возможность выбора из нескольких избирательных систем, отсутствуют положения о том, какая именно система должна применяться на выборах депутатов в случае, если уставом муниципального образования она не определена. Соответствующие положения содержатся лишь в законах Республики Саха (Якутия), Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Магаданской, Новосибирской, Сахалинской, Томской и Челябинской областей. Установление в законе субъекта РФ возможности выбора из большого количества избирательных систем на муниципальных выборах, вовсе не означает обязательного усложнения порядка проведения соответствующих выборов. Например, хотя в Законе Республики Саха (Якутия) предусмотрена возможность выбора одной из семи избирательных систем, на выборах 2 марта 2008 г. во всех 8 муниципальных образованиях (городской округ "город Якутск", муниципальные районы Верхневилюйский улус, Верхнеколымский, Вилюйский улус, Нюрбинский район, Сунтарский улус, Усть-Майский улус, Хангаласский улус) применялась мажоритарная система. На выборах 12 октября 2008 года в 6 из 14 муниципальных районов выборы проводятся по мажоритарной системе, в 7 районах применяется смешанная система с открытыми списками и в одном районе - пропорциональная система. В Чукотском автономном округе на выборах 2 марта 2008 г. в 5 из 7 муниципальных районов представительные органы избирались по мажоритарной системе, в одном - по пропорциональной и в одном - по смешанной системе. Следует также отметить, что устанавливаемая в законодательстве субъектов РФ возможность проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных районов по смешанной или пропорциональной избирательной системе, является в ряде случаев единственным легитимным способом обеспечить соблюдение требования о недопустимости превышения установленного ФЗ числа депутатов, избираемых от одного поселения. В этой связи стоит отметить законы Республики Саха (Якутия) и Новосибирской области, в которых прямо предусмотрено проведение выборов по смешанной избирательной системе в случаях, если численность избирателей в поселениях не позволяет соблюсти это требование при применении мажоритарной системы. Высказываются мнения об отказе от пропорциональной составляющей избирательной системы при выборах федерального парламента либо максимального ограничения масштабов ее использования. Предпочтение мажоритарной системе обусловлено тем, что на региональном и муниципальном уровнях реально не сложились политические партии и общественные движения, вследствие чего проведение выборов с элементами пропорциональной системы представляется несколько искусственным и преждевременным. При мажоритарной системе избирательные объединения, пользующиеся поддержкой избирателей, вполне могут рассчитывать на значительную долю мест в представительном органе власти. Характерно, что принцип допустимости различных избирательных систем, во-первых, предусматривает поиск наиболее оптимальных вариантов проведения различных выборов, во-вторых, дополняет принцип свободы выборов. НЕЗАВИСИМОСТЬ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВДанный принцип устанавливает, что для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан образуются специальные органы - избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. ЦИК России — государственный коллегиальный орган, формируемый в соответствии с избирательным законодательством, организующий проведение выборов в федеральные органы государственной власти, независимый от органов государственной власти в пределах своей компетенции. ЦИК России хоть и является государственным органом, не относится ни к одной из трех основных ветвей власти. ЦИК России имеет контрольно-ревизионную службу, аппарат, совещательные и консультативные органы. Правовой статус избирательных комиссий – вызывает много вопросов и единой позиции не выработано. Статус избирательных комиссий по отношению к государству определяет их политико-правовое положение в структуре и механизме функционирования государственных органов в РФ. Правовой статус избирательных комиссий как самостоятельных полномочных органов характеризуется тем, что они в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления; обладают собственной компетенцией, установленной федеральными и региональными законами; осуществляют свои полномочия на постоянной основе либо в течение установленного срока; финансируются за счет средств государственного или местного бюджета; формируются в установленном законом порядке уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления (либо вышестоящими избирательными комиссиями) на основе предложений политических партий, избирательных объединений, иных общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства; наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; могут нести ответственность за законность своих действий и решений. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» упрочил статус избирательных комиссий всех уровней: ЦИК России имеет право непосредственно влиять на деятельность избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих избирательных комиссий. Вместе с тем, в соответствии со п. 16 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях» предусматривает, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование. Формирование избирательных комиссий реализуется на основе предложений политических партий, избирательных объединений, общественных объединений в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уставами (положениями) о местном самоуправлении. Избирательные комиссии состоят из нескольких членов с правом решающего голоса, формируются представительными и исполнительными органами соответствующего уровня или вышестоящими избирательными комиссиями с учетом предложений политических партий и иных общественных объединений. Избирательные комиссии субъектов РФ формируются законодательным и исполнительным органами субъекта РФ с учетом предложений ЦИК России. Избирательные комиссии муниципальных образований формируются представительными органами муниципальных образований с учетом предложений избирательной комиссии субъекта РФ. Территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии формируются вышестоящими избирательными комиссиями. При формировании избирательных комиссий любого уровня обязательно должны учитываться предложения партий, представленных в Государственной Думе по итогам предыдущих выборов. В федеральном и региональном законодательстве установлены положения о досрочном прекращении полномочий избирательных комиссий. Например, (п. 5 ст. 24 ФЗ «Об основных гарантиях») полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть прекращены досрочно законом субъекта РФ в случае преобразования муниципального образования. Днем досрочного прекращения полномочий такой избирательной комиссии муниципального образования является день вступления в силу закона субъекта РФ о преобразовании муниципального образования.
Принципы реализации гражданами права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы МСУ, непосредственно закрепленные федеральным законодательством, имеют универсальное значение для всех видов выборов в России. Конституция РФ в ст. 32 прямо не оговаривает основных принципов, обязательных на всех выборах, проводимых в РФ. В Конституции России (ст. 81) сделано исключение в виде отсылки в отношении выборов Президента РФ, которые проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В соответствии с подпунктом «в» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., принятого Генеральной Ассамблеей ООН, каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Согласно ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях» участие гражданина в выборах является свободным, добровольным и реализуется на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. ВСЕОБЩНОСТЬ ВЫБОРОВВсеобщее избирательное право граждан означает, что гражданин России, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, конституциями, уставами, законами субъектов РФ - быть избранным в органы государственной власти и органы МСУ. Реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Избирательное законодательство РФ закрепляет существование лишь возрастного ценза для активного и пассивного и ценза оседлости только для пассивности избирательного права (ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях»). Все остальные цензы не могут признаваться законными. Дополнительные возрастные ограничения участия граждан России в выборах могут устанавливаться только в отношении пассивного избирательного права. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 год - на выборах в органы МСУ. Максимальный возраст кандидатов не установлен. Установление ценза оседлости в отношении пассивного избирательного права согласно федеральному законодательству может осуществляться Конституцией Российской Федерации. Характерно, что с всеобщим избирательным правом граждан России взаимосвязан вопрос о предоставлении возможности участия в муниципальных выборах иностранным гражданам. Федеральный закон «Об основных гарантиях» (ст. 17) впервые в российской истории предусмотрел, что в списки избирателей на выборах в органы МСУ в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими ФЗ, законами субъектов РФ включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы. РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВОРавное избирательное право означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все избиратели обладают одинаковыми с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации. Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину России выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявления других граждан Российской Федерации. Данный принцип предусмотрен в ФЗ «Об основных гарантиях» ст. 5. граждане РФ участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос. ФЗ «Об основных гарантиях» ст. 38 прямо предусматривает, что кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого одним и тем же избирательным объединением на одних и тех же выборах одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов. ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВОПрямое избирательное право подразумевает, что граждане России голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно (ст. 6 ФЗ). Любые формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных основ государственной и муниципальной власти. Не допускается также проведение многостепенных выборов, при которых граждане избирают лишь нижнюю ступень органов МСУ, а члены вышестоящих муниципальных и государственных органов избираются нижестоящими органами власти. Проведение многостепенных выборов противоречит не только прямому избирательному праву граждан России, но и расходится с тем, что в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. Говоря о принципе прямого избирательного права нельзя не отметить, что нередко он отождествляется не только с непосредственным, но и личным участием каждого гражданина в выборах. Действительно, ст. 64 ФЗ «Об основных гарантиях» предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается. ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕТайное голосование исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов или должностных лиц, а также общественных объединений и граждан за волеизъявлением избирателей. Поэтому законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из первостепенных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании и при голосовании вне помещений избирательных участков. Этим целям отвечает целый ряд организационных правил и гарантий их обеспечения, содержащихся в ФЗ «Об основных гарантиях». За нарушение тайны голосования предусматривается уголовная (ст. 141 УК РФ) ответственность. Нельзя забывать и о собственных санкциях избирательного законодательства, которые предусматривают возможность отмены результатов выборов по решению суда в случае нарушений избирательных прав граждан России, в том числе касающихся соблюдения тайны волеизъявления избирателей при всех видах голосования. ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯДобровольность участия в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях» участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Не случайно Конституция РФ (ст. 3) в настоящее время закрепляет в качестве основополагающего универсального принципа реализации избирательных прав граждан исключительно свободу выборов. Свобода выборов подразумевает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказать давление на результаты его волеизъявления. Свободное избирательное право и добровольность участия в выборах являются в современных условиях одним из краеугольных камней российской избирательной политики и практики. ЗАКЛЮЧЕНИЕОценивая всю совокупность принципов, положенных в основу современного российского избирательного права, нельзя не признать, что они отражают демократическую природу выборов как одного из главных конституционных институтов народовластия и, как следствие, призваны служить безусловными ориентирами в организации и проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов в Российской Федерации. Только приоритетное следование им со стороны избирателей, кандидатов, избирательных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, судов общей юрисдикции и других участников избирательного процесса способно предотвратить при проведении избирательных кампаний возникновение неразрешимых юридических коллизий и сделать процесс передачи государственной и муниципальной власти посредством выборов легитимным, гармоничным, последовательным, нефальсифицированным и необратимым. БИБЛИОГРАФИЯНормативный материал
Литература
Смотрите также:
2. принципы участия российских граждан в выборах 21 всеобщность выборов 21 равное избирательное право 22 прямое избирательное право 23 тайное голосование 24 добровольность участия 24 заключение 25 библиография 26
312.35kb.
Избирательное право
386.36kb.
56. Избирательное право и избирательные системы стран се
38.63kb.
«Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право» Мурманск- 2011 Лист согласования
734.22kb.
1. общие положения условия участия в выставке-ярмарке «Золотая Антилопа»
86.66kb.
Заключение кафедры
21.99kb.
«гражданское и торговое право промышленно развитых зарубежных стран»
1673.44kb.
Материалы к учебным семинарам Школы трудовой демократии ракитский борис Васильевич право трудящихся на справедливое вознаграждение
604.5kb.
О предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков или земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в республике бурятия
59.5kb.
Специальность 12. 00. 10 Международное право. Европейское право
458.54kb.
Рабочая программа учебной дисциплины судебная практика рассмотрения трудовых споров
283.33kb.
Рекомендация по изучению учебной дисциплины «Международное право»
275.77kb.
|