Главная страница 1

56. Избирательное право и избирательные системы стран СЕ.

Всеобщие выборы проводятся в Швеции раз в четыре года. Выборы проводятся одновременно в три уровня власти: национальный (Риксдаг), региональный (Совет региона) и местный (Совет муниципалитета). Голосующие выбирают своих представителей в законодательные органы на предстоящие четыре года.

Все шведские граждане, достигшие возраста 18 лет в день выборов или до этого дня, проживающие в стране постоянно, могут принимать участие в выборах и референдумах. Все избиратели не позднее, чем за месяц до выборов получают удостоверения на право голосования.

Граждане государств Европейского Союза, Норвегии и Исландии, постоянно проживающие в Швеции, имеют право на участие в выборах, но голосуют только относительно регионального и местного уровня власти. Для этого граждане других стран должны прожить в Швеции и быть официально зарегистрированы не менее трех лет.

Для проведения выборов в Риксдаг территория государства делится на избирательные округа. Мандаты Риксдага составляют 310 мандатов, закрепленных за избирательными округами, и 39 уравнивающих мандатов.

Тот, кто не может прийти на избирательный участок в день выборов, может проголосовать в отделении связи в день выборов или до выборов.

В связи с проведением выборов почтовое ведомство также открывает временные отделения связи в больницах и других учреждениях. Тот, кто находится за границей, может проголосовать в посольствах и консульствах Швеции.

Чтобы быть избранным депутатом, кандидатура человека должна быть выдвинута политической партией и занесена в список кандидатов в одном из 29 избирательных округов по стране. Это крупные избирательные округа совпадающие с административно-территориальным делением государства. Их достоинство перед небольшими округами состоит в возможности обеспечения большей пропорциональности представительства.

Согласно действующей в стране избирательной системе только та партия, которая получила не менее четырех процентов голосов во всем государстве, имеет право участвовать в распределении мандатов. Однако партия, которая получила меньшее число голосов, участвует в распределении мандатов, закрепленных за избирательными округами, в том избирательном округе, где она собрала не меньше двенадцати процентов голосов. Мандаты, закрепленные за избирательными округами, распределяются между партиями в каждом избирательном округе пропорционально результатам выборов в этом округе.

В Швеции предусмотрены разные виды референдумов, которые могут проводиться на разных уровнях – национальном, региональном или местном. Они отличаются друг от друга по тому, откуда исходит инициатива. Различают народную инициативу и институциональную инициативу. Референдум также может иметь консультативный характер, что означает, что власти оставляют за собой право принимать решение, противоречащее высказанному населением мнению, или обязательный характер, что подразумевает следование результатам референдума.



Норвегия: Избирательным правом пользуются граждане, достигшие 18 лет и прожившие в стране не менее 5 лет. Стортинг избирает из своего состава депутатов, образующих лагтинг, который иногда выполняет функции верхней палаты и Верховного суда. Остальные депутаты составляют одельстинг (нижнюю палату).

Дания. Действующие принципы избирательного права провозглашаются Конституцией 1953 г., а также Законом «О выборах в Фолькетинг» 2004 г. Эти акты закрепляют всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Датские депутаты обладают свободным, а не императивным Глава II. Организация выборов в Дании 229мандатом, что означает невозможность их досрочного отзыва избирателями и несвязанность с наказами последних. Принцип всеобщих выборов означает, что избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами. Все подданные Дании, достигшие ко дню выборов 18 лет, обладают избирательным правом. При этом и активное, и пассивное избирательное право приобретается датским гражданином с 18 лет. На выборах в региональные и коммунальные представительные органы (соответственно, в региональные советы и коммунальные правления) избирательные права предоставляются иностранцам, постоянно проживающим в Дании в течение последних 3 лет, предшествовавших дню выборов, а также гражданам государств–членов Европейского Союза и гражданам Исландии и Норвегии. На выборах в Европарламент вправе принимать участие граждане государств–членов ЕС, проживающие в Дании. В отношении избирательных прав жителей двух датских автономий – Фарерских островов и Гренландии – действует особенность: они не участвуют в выборах в Европарламент, а также в референдумах, затрагивающих вопросы, связанные с ЕС, поскольку обе эти автономии не входят в состав ЕС.

Законодательство Финляндии не предусматривает никаких избирательных (заградительных) барьеров, поэтому даже у небольших политических партий имеется шанс получить мандаты в парламенте. Избирательного барьера не существует также и в Норвегии. В других же соседних странах он установлен и составляет: в Швеции – 4%, в Дании – 2%, в Исландии – 5%. По сравнению с Норвегией, Данией и Исланди-ей в Финляндии у избирателей имеется больший объем личного выбора и влияния на персональный состав представительного органа, поскольку в этой стране используется т.н. преференциальное голосование, при котором избирателям предоставлена возможность выбрать из списка кандидатов одного, наиболее желательного для них кандидата. По одной преференции пре-доставлено также избирателям в соседней Швеции.Следует также подчеркнуть, что Финляндия стала первой страной в Северной Европе, где женщинам были предоставлены избирательные права, причем как активное, так и пассивное. Это произошло в 1906 г., а уже на выборах в Сейм в 1907 г. были избраны первые депутаты-женщины. В других же странах этого региона женщины получили избирательные права в парламент в 1913 г. в Норвегии, в 1915 г. в Дании и Исландии, в 1921 г. в Швеции.



Действующие принципы избирательного права Финляндии провозглашаются конституцией 1999 г. и Законом о выборах 1998 г. Эти акты закрепляют всеобщее, равное, личное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Депутаты Эдускунты обладают свободным, а не императивным мандатом, что означает невозможность их досрочного отзыва избирателями и несвязанность с наказами последних.



Смотрите также:
56. Избирательное право и избирательные системы стран се
38.63kb.
2. принципы участия российских граждан в выборах 21 всеобщность выборов 21 равное избирательное право 22 прямое избирательное право 23 тайное голосование 24 добровольность участия 24 заключение 25 библиография 26
312.35kb.
«гражданское и торговое право промышленно развитых зарубежных стран»
1673.44kb.
Избирательное право
386.36kb.
Программа курса «Избирательные системы и избирательный процесс: сравнительный анализ»
326.48kb.
Конституционное право зарубежных стран
9086.51kb.
«Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право» Мурманск- 2011 Лист согласования
734.22kb.
Специальность 12. 00. 10 Международное право. Европейское право
458.54kb.
Европейская экономическая комиссия
34.51kb.
Рабочая программа учебной дисциплины судебная практика рассмотрения трудовых споров
283.33kb.
Рекомендация по изучению учебной дисциплины «Международное право»
275.77kb.
Учебно-методический комплекс международное космическое право магистерская специализация «Международное право» Москва, 2011
310.63kb.