Главная |
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Предисловие 9 ноября 2006 г. исполнилось 100 лет со дня издания Высочайшего указа, положившего начало широкомасштабной аграрной реформе. Она вошла в историю под названием "Столыпинская" по имени главного вдохновителя этих преобразований, видного государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. К началу XX века в Российской империи остро ощущалась необходимость коренного переустройства системы землевладения и землепользования. Сельское хозяйство страны, основывающееся преимущественно на экстенсивных принципах развития, переживало глубокий кризис. Рентабельными были только помещичьи и немногочисленные крупные крестьянские хозяйства, применявшие современные аграрные технологии. Преобладавшие в численном отношении мелкие крестьянские хозяйства, основанные на общинном землевладении, оставались чрезвычайно архаичными и малоэффективными. Особенно удручающим было положение крестьянства в центральной части России. Вот как характеризует состояние русской деревни этого периода автор популярного пособия по сельскому хозяйству: "Наше земледелие пришло в полный упадок: полевые земли истощены, луга выродились, выгоны всюду распаханы… Нищета, голод, грубость, невежество, чуть не поголовное пьянство"1. Возглавив российское правительство в чрезвычайно сложное для страны время, П.А. Столыпин решительно приступил к осуществлению аграрных преобразований. При подготовке проекта реформ им были учтены рекомендации Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности, работавшего в 1902 - 1905 гг. Столыпин видел залог политической стабильности в создании многочисленного класса зажиточных крестьян-собственников, которые станут опорой правопорядка в деревне и будут способствовать развитию экономики страны. Для этого предполагалась значительно сократить размер общинного крестьянского землевладения и принять меры по ипотечному кредитованию крестьян в целях приобретения земель. В программной речи, произнесенной перед Государственной думой, П.А. Столыпин следующим образом сформулировал цели своей аграрной политики: "…правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину… освобо- диться от тех тисков, в которых он в настоящее время находится"2. Первым шагом по реализации этой программы стало издание Высочайшего указа, предоставлявшего крестьянам право выходить из общины и укреплять землю в личную собственность. Особую роль в этом процессе должно было играть Главное управление землеустройства и земледелия, а также подчиненные ему землеустроительные комиссии. В Тверской губернии уездные землеустроительные комиссии были созданы в 1907 г., губернская комиссия - двумя годами позже. В соответствии с положениями указа от 9 ноября 1906 г. требование об укреплении надельной земли в личную собственность подавалось крестьянином сельскому старосте. Сельское общество в своем приговоре должно было указать участки земли, отводимые крестьянину в личную собственность. Крестьянин мог получить участки в том виде, в котором ими пользовался прежде, то есть отдельных полос в разных местах земель сельского общества. Крестьянин мог с согласия общества, оставаясь жить в селении, свести эти участки в один отруб. Третий вариант укрепления надельных земель в личную собственность предусматривал создание хутора, на который переносились дом и хозяйственные постройки крестьянина. Приговоры сельских обществ об отведении земель предоставлялись на утверждение уездным съездам. После утверждения приговора земский начальник выдавал крестьянину укрепительный акт, являющийся свидетельством о праве собственности на землю. "Когда домохозяева, в личную собственность коих укреплены участки надельной земли, пожелают отграничить эти участки в натуре и нанести их на план, межевые работы и составление планов исполняются… за счет той из сторон, которая признала необходимым произвести отграничение"3. Межевые работы исполнялись землемерами губернской чертежной, губернской и уездных землеустроительных комиссий. Здесь следует отметить, что продвижение аграрной реформы было затруднено, особенно на начальном этапе, вследствие чрезмерного администрирования, бюрократических методов ее проведения. Как отмечал один из крупнейших деятелей России начала XX века С.Ю. Витте, "…ни в какие времена при самодержавном правлении не было столько произвола, сколько проявилось во всех отраслях государственной жизни во времена Столыпина"4. Поэтому крестьяне нередко воспринимали преобразования, как навязанные, не отвечающие их интересам. Например, Тверской уездный исправник в 1907 г. доносил Тверскому губернатору об отказе Кумординского волостного схода избирать представителя в уездную землеустроительную комиссию. Крестьяне, не доверяя действиям правительства, заявили, что будут ожидать "выработки Государственной думой проекта о награждении землей"5. Меры, предусматривавшиеся указом от 9 ноября, позднее были расширены и дополнены новыми нормативными актами - законом от 14 июня 1910 г. "Об изменении и дополнении некоторых установлений о крестьянском землевладении", законом "О землеустройстве" от 29 мая 1911 г. Землеустройство должно было проводиться с целью улучшения землепользования не только вышедших из общин крестьян, но и целых общин. Землеустроительные мероприятия предполагали ликвидацию чересполосицы земельных владений, раздел земель между селениями и частями селений, разбивку общинных земель в целях перехода к многопольному хозяйству. Существенной составляющей комплекса реформ, которая позволяла правительству добиться доверия крестьян, стала агрономическая помощь, оказываемая населению в районах землеустройства. В Тверской губернии этот вид деятельности губернской и уездных землеустроительных комиссий регламентировался инструкцией, утвержденной губернатором. Она предусматривала оказание агрономической помощи "мелким единоличным хозяйствам после их возникновения"6. Эту деятельность призваны были осуществлять губернский, уездные и участковые агрономы, агрономические старосты и инструкторы, состоящие в штате землеустроительных комиссий. Землеустроительные комиссии совместно с земствами создавали показательные участки, призванные повысить культуру землепользования. Большое внимание уделялось распространению среди крестьян основ агрономических и зоотехнических знаний. В документах Тверской губернской земской управы имеются, например, сведения о командировании группы тверских крестьян в Данию, Курляндскую и Лифляндскую губернии для обучения ведению сельского хозяйства7. Важной составляющей аграрной реформы, призванной решить проблему малоземелья крестьян, стала переселенческая политика правительства. Высочайшим указом от 10 марта 1906 г. всем желающим предоставлялось право на переселение в Сибирь и на Дальний Восток. Переселенцам отводились для занятия сельским хозяйством свободные казенные земли. Лица, желающие переселиться за Урал, получали возможность льготного проезда для предварительного осмотра нового места жительства и затем для переезда с семьей и имуществом. Переселенцы получали особые документы - ходаческие и проходные свидетельства. В крупных сибирских городах создавались специальные переселенческие пункты для размещения ходоков. Представляется, что это направление реформы реализовывалось наиболее успешно. Массовое переселение ослабляло остроту аграрного вопроса в европейской части России и способствовало освоению пустующих земель за Уралом. За 1907 - 1914 гг. переселилось порядка 2,5 млн. человек. Население Сибири выросло за годы колонизации на 150 %. Столь внушительных успехов правительство добилось, несмотря на то, что часть переселенцев не смогла обустроить хозяйство на новом месте и вынуждена была вернуться обратно. В период с 1906 г. по 1914 г. в европейскую часть страны вернулось 16,9 % переселенцев из Сибири и 18,9 % переселенцев с Дальнего Востока8. В Тверской губернии переселение крестьян за Урал не приобрело массового характера. Документальные материалы губернской землеустроительной комиссии свидетельствуют, что, например, в 1910 г. на переселение согласилось лишь 25 семей крестьян9. Как явствует из документов, переселялись в основном бедные крестьяне. Их новым местом жительства должны были стать Енисейская, Иркутская и Забайкальская губернии. Осуществление земельных преобразований продолжилось в России и после гибели П.А. Столыпина 1 сентября 1911 г. Самым негативным образом на проведении аграрных реформ, также как на состоянии сельского хозяйства в целом, сказалось вступление Российской империи в августе 1914 г. в начавшуюся мировую войну. Мобилизация на фронт большого числа крестьян, необходимость снабжения огромной армии уже в 1915 г. вызвали в стране нехватку продовольствия. 26 сентября 1915 г. Главное управление землеустройства и земледелия было преобразовано в Министерство земледелия10. Новое ведомство уже практически не занималось землеустройством. Его главной задачей стало снабжение армии продовольствием. В 1916 г. проведение аграрной реформы фактически прекратилось. Подводя ее итоги, следует признать, что реформа не достигла поставленных целей. К 1916 г. из крестьянских общин по стране вышло около 3 млн. домохозяев, что составило несколько менее трети от общей их численности в тех губерниях, где осуществлялись преобразования . В Тверской Следует признать, что, несмотря на определенные достижения, в целом аграрная реформа 1906 - 1916 гг. потерпела неудачу. Большая часть крестьянства осталась недовольной предложенным правительством вариантом преобразований. Свидетельством этого стали события 1917 года. После Февральской революции Временное правительство упразднило Министерство земледелия, а также землеустроительные комиссии13. Созданные вместо них земельные комитеты призваны были осуществить подготовку новой аграрной реформы. В значительной степени умонастроения крестьянства в 1917 г. получили отражение в проекте земельного закона, подготовленного партией социалистов-революционеров. В предисловии к этому документу сказано: "Вторая революция, закончившаяся свержением старой власти, снова ставит на решение законодательных учреждений земельный вопрос. На этот раз его будет решать всенародное Учредительное собрание"14. Как известно, этого не произошло. * * * В настоящий перечень включены документы Государственного учреждения "Государственный архив Тверской области", отражающие основные направления реализации аграрной реформы 1906- 1916 гг. в Тверской губернии. В основу построения перечня положен хронологический принцип. В составе каждого годового раздела имеются три группы документов. Во-первых, это организационно-распорядительная документация, регламентирующая деятельность осуществлявших реформу учреждений. Во-вторых, это справочно-информационная документация - сведения, ведомости, списки, отражающие ход преобразований в тверской деревне. Также в составе каждого годового раздела имеются документы о выделении земли, выдаче ссуд отдельным крестьянам или сельским обществам. Следует пояснить, что подобная документация содержится в значительном объеме в составе архивных фондов Тверской губернской чертежной, губернской и уездных землеустроительных комиссий. Для включения в данный перечень отобраны лишь некоторые из этих документов, являющиеся наиболее типичными. Каждая статья перечня состоит из порядкового номера, заголовка документа или дела. В тех случаях, когда заголовок не в полной мере раскрывает содержание документа, дается краткий комментарий. Каждая статья также включает в себя дату составления документа или крайние даты единицы хранения, поисковые данные. К перечню составлены предисловие, список сокращений. Для удобства пользования также прилагаются хронологическая таблица, отражающая основные этапы аграрной реформы, и список специальных терминов, встречающихся в статьях перечня. В конце перечня приводятся оцифрованные изображения некоторых включенных в него документов. Заведующий отделом ИПС С.С. Ковалев Хронологическая таблица
Список использованных терминов
Список использованных сокращений
следующая страница >> Смотрите также:
9 ноября 2006 г исполнилось 100 лет со дня издания Высочайшего указа, положившего начало широкомасштабной аграрной реформе
489.82kb.
Статья Основные принципы лесного законодательства
977.6kb.
В этом году исполнилось 50-лет со дня преставления великого светильника нашей земли- архиепископа Луки
116.61kb.
Павла Васильевича Масленикова, посвященная 100-летию со дня рождения. Данная выставка продолжает цикл презентаций работ белорусских художников, с которыми в разное время сотрудничал театр
27.38kb.
Посвященные в тайны небес хоть скромны, Но в могуществе духа царям лишь равны. Пусть в глазах христиан, мусульман, иудеев
713.27kb.
Судьба талантливейшего драматурга и литератора. К 100-летию со дня рождения Исаака Соломоновича Шура
205.7kb.
На Руси о пострадавших принято говорить либо хорошо, либо никак. Эту житейскую мудрость, берущую начало в религиозных традициях, не смогли переломить даже 70 лет атеизма
46.07kb.
Средний возраст лозы: 17 лет 50%; 6-11 лет 33%
32.23kb.
В этом году исполнилось 200 лет войне 1812 года. По всей стране проходили различные мероприятия, но на меня всех больше произвели впечатление реставрационные бои при Бородине
31.46kb.
Сообщения
144.23kb.
Г. Самара 10-11 ноября 2006 г
4582.99kb.
Достаточно интенсивное освоение Сибири восточными славянами началось с конца XVI века за 100 лет до похода Ермака
132.25kb.
|