Главная страница 1

АРГУМЕНТАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕКСТА КАК СИНТАКСИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ

И.Ю. Качесова

Алтайский государственный университет, Барнаул
В современной теории синтаксиса выделяются два подхода в определении предмета: синтаксис единиц и синтаксис аспектов. Синтаксис единиц основывается на том, что выделение предмета синтаксического описания происходит, исходя из структурных и функциональных характеристик единицы. Текст, таким образом, входит в парадигму синтаксического описания, наряду со словосочетанием и предложением. Основанием для выделения синтаксиса аспектов признается его коммуникативная сущность. Высказывание (текст) рассматривается в процессе его функционирования, а процессы создания, понимания текста описываются в структурных, когнитивных, информативных и т.п. парадигмах. В последнее десятилетие в современной филологии возрождается интерес к тексту как феномену риторическому, что предполагает сопряжение в исследовании текста различных подходов и аспектов. Текст становится явлением риторико-речевым, а его характеристики – системными. Изменение модуса исследования обусловлено выдвижением на первый план субъекта в коммуникации и предполагает изменение акцентов исследования текста. Таким образом, текст как явление речевое трансформируется в явление коммуникативно-деятельностное, что, в свою очередь, вписывает текст в парадигму аргументативных категорий.

Аргументативные характеристики текста мало изучены; они уникальны. До сих пор в современной литературе открытыми остаются вопросы: любой ли текст можно считать аргументативным текстом; как определить сущностные характеристики текста в аспекте аргументации; можно ли считать текст компонентом аргументативного процесса и каковы его функции? (См. работы Х. Перельмана, Т.Г. Хазагерова, М.И. Панова и др. [1]).

С одной стороны, в теории аргументации текст оценивается как средство воспроизведения процесса аргументации (что встраивает текстовую аргументацию в компонент вербализации намерения в риторическом каноне). Такого рода подход признает наличие инвариантной модели аргументативного процесса и предполагает существование текстовых реализаций этой модели. С другой стороны, текст рассматривается как результат реализации когнитивной модели аргументативной деятельности (сущностью данного подхода является риторическое изобретение). Возможно описание текста как одного из компонентов структуры аргументативного процесса (наряду с такими компонентами, как субъекты аргументации, спорное положение, тезисы, аргументы, поле аргументации). Каждое из этих направлений представляет разные функциональные характеристики текста. Однако особенности жизнедействия текста в аргументации требует сопряжения различных (логических, психологических, стратегических и т.д.) подходов. Данное сопряжение мотивировано еще и коммуникативной практикой (особенно в сферах рекламы, PR-коммуникаций и т.д.).

Данная статья предлагает одну из моделей определения аргументативного статуса текста. Предполагается, что появление аргументативного текста является, во-первых, результатом функционирования когнитивной модели аргументативной деятельности (далее будет именоваться К-модель аргументации), во-вторых, обусловлено существованием поля аргументации. Следовательно, условиями приобретения текстом аргументативных характеристик (в нашей версии, любой текст при соблюдении ряда условий может считаться аргументативным) являются существование К-модели и действие К-модели в поле аргументации. Последовательно рассмотрим оба условия.


1.Когнитивная модель аргументативной деятельности

В процессе порождения аргументативного текста информация проходит несколько этапов трансформаций. На первом этапе аргументатор (первый субъект аргументации S1) создает некоторый образ текста. Это этап появления аргументативного намерения (далее А-намерение), которое формируется посредством модальностей «я хочу, мне необходимо, я должен говорить то-то». На втором этапе А-намерение корректируется: образ текста трансформируется в когнитивную модель, сущностью которой является приобретение образом текста аргументативных характеристик (аргументативные характеристики диктуются полем аргументации). Данный этап определяется как межтекст, так как его онтологическим свойством является принципиальная возможность качественного преобразования информации. В результате преобразований появляется квазитекст (третий этап трансформаций), его содержание определяется модальностью «я должен это сказать». А-намерение преобразуется в аргументативную уверенность (далее А-уверенность). На четвертом этапе после отбора языковых средств появляется собственно текст, который передается аргументируемому (второй субъект аргументации S2).

Этапы преобразований образ текста – межтекст – квазитекст – текст описывают формальную модель порождения аргументативного текста. Категория межтекста разработана в [2]. Содержание модели определяется трансформацией А-намерения в А-уверенность посредством диктата полем аргументации аргументативных характеристик.

Схематично модель выглядит следующим образом:


Рис.1. Когнитивная модель аргументативной деятельности


S1 -

Образ текста

- Межтекст -

Квазитекст

Текст - S2





А-намерение


Диктат

А-характеристик



А-уверенность



Модель преобразований образ текста – межтекст – квазитекст – текст нами рассматривается в качестве внешнего когнитивно-деятельностного механизма порождения аргументативного текста. Внутренний механизм связан с многоаспектностью явления аргументация и представляет собой сложно организованную полевую структуру. Каждый из аспектов аргументации (логический, психоинтеллектуальный, композиционно-структурный, тактико-стратегический) формирует особое поле по характеру выполняемой им функций. Поля функций, сформировавшись автономно, образуют динамическую структуру гиперполя аргументативной функции. Ядерным компонентом гиперполя выступает доминирующая функция. Периферийными компонентами являются условия и способы реализации доминирующей функции. Основными характеристиками гиперполя аргументативной функции являются множественность полей функций, динамичность структуры, пересечение периферийных компонентов (подробнее о структуре гиперполя аргументативной функции см: [3, с. 80]). Таким образом, механизм порождения аргументативного текста имеет два уровня: внешний когнитивно-деятельностный механизм преобразования намерения в аргументативную уверенность и внутренний, реализующийся на этапе межтекста и связанный с динамичностью гиперполя аргументативной функции.




  1. Поле аргументации и его характеристики

Традиционно поле аргументации определялось как совокупность «спорного положения, множества аргументов с вытекающими из них тезисами, правилами приемлемости доводов» [4, с. 194]. Данное определение описывает поле аргументации как один из структурных компонентов аргументативного процесса и не учитывает коммуникативной обусловленности аргументирования. Более продуктивным является, на наш взгляд, представление поля аргументации в качестве коммуникативно-предметного пространства. Коммуникативно-деятельностный подход к аргументации позволяет рассматривать поле аргументации как область проявления аргументативной деятельности с позиций структуры аргументации, статуса и функций субъектов аргументирования, особенностей творческого моделирования аргументативного процесса, места и времени осуществления аргументации, учета предметного наполнения и т.д.

Поле аргументации нами определяется как трехмерное пространство, которое характеризуется мерой формы, мерой содержания и мерой сопряженного функционирования.

Мерой формы поля аргументации является его структура. Поле аргументации включает в себя как минимум двух субъектов аргументирования (S1 и S2), спорное положение как предмет аргументирования (СП), тезисы (Т), многоаспектно раскрывающие спорное положение, систему аргументов (а1…аn), ситуативный компонент (sit). Схематично это выглядит следующим образом:

Рис.2. Мера формы поля аргументации

S1 - СП - S2


Т1 Т2


а1…аn a1…an

-----------------sit--------------------


Мера содержания поля аргументации определяется взаимодействием субъекта аргументирования с его коммуникативным и предметным окружением. Коммуникативное взаимодействие определяют информационные потоки, которыми оперируют субъекты аргументирования, способы моделирования и структурирования информационного пространства, степень креативности каждого из субъектов. Предметное взаимодействие определяет материальное окружение субъектов аргументирования.

При сопряжении компонентов формы и содержания поле аргументации начинает функционировать как феномен времени и пространства, которые приобретают аргументативные характеристики. Время существования поля аргументации является временем универсальным, соединяющим прошлое, настоящее и будущее. Компонент настоящего обусловлен тем, что аргументация происходит сейчас (now). Компонент прошлого обусловлен наличием определенного опыта и объема информации у субъектов аргументирования до начала аргументации. Компонент будущего представляет собой возможность моделирования аргументативного процесса субъектами аргументации и прогнозирование результата. Аргументативное пространство включает в себя кроме собственно физического пространства еще и информационное, интеллектуальное, культурологическое и другие виды пространств.

Таким образом, поле аргументации характеризуется сложным составом. Поле включает субъектов, информацию, коммуникацию, материальные объекты, процессы, когнитивные модели и т.д. Наличие внешних и внутренних характеристик, динамическое развертывание пространственного и временного компонентов определяют поле аргументации в качестве сложного объемного образования и делают возможным представление поле как основу репрезентации когнитивной модели аргументации. Поле аргументации не только является базой проявления когнитивной модели, но и само, в свою очередь, диктует образу текста аргументативные характеристики. Развертывание аргументативной деятельности в поле аргументации осуществляется как процесс преобразования А-намерения в А-уверенность при учете требований аргументативных характеристик поля. Именно поле аргументации требует трансформировать информацию, которая содержится в образе текста, в аргументативную информацию (что осуществляется на этапе межтекста).

Итак, в результате анализа было показано, аргументативный текст появляется как завершающий этап деятельности когнитивной модели аргументации. Его появление осуществляется на базе функционирования поля аргументации.


ЛИТЕРАТУРА
Перельман Х., Ольбрехт-Тытека Л. Из книги «Новая риторика»: Трактат об аргументации // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов-на-Дону, 1999.

Качесова И.Ю. Синтаксическая композиция текстов рассказов и киносценариев В.М. Шукшина: трансформационный аспект. Автореферат дисс… канд. филол. наук. Екатеринбург, 1998.



Качесова И.Ю. Коммуникативно-деятельностный аспект аргументации // Человек – Коммуникация – Текст. Вып. 3. Барнаул, 1999. С. 78-84.

Курбатов В.А. Логика. Ростов-на-Дону, 1996.



Смотрите также:
Аргументативные характеристики текста как синтаксической единицы
83.28kb.
Техническое задание Характеристики судов патрульного флота для нужд Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (3 единицы) – тип-1
116.1kb.
4 Класс 6 ф и. Единицы измерения информации
22.71kb.
Филологический факультет
4315.69kb.
Пояснения к составления заказа на датчики давления Корунд: Наименование датчика
33.26kb.
В 3 классе по учебнику М. И. Башмакова, М. Г. Нефедовой умк «Планета знаний». Тема урока: Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости. Тип урока: введения нового знания
98.4kb.
Природный камень в агрессивной среде
65.04kb.
А. Ю. Виноградов «Деяния Андрея и Матфия»: композиция текста и богословие апокрифа
731.67kb.
Тексты для работы на занятии (IV семестр) специальности: бтп, изос уск. Прочтите текст и выполните задания после текста
124.1kb.
Русский язык вариант № Задание 1
82.44kb.
Вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 14. 08
34.71kb.
1 вопрос: Юридическая психология как прикладная отрасль психологии
236.71kb.