Главная страница 1

Русский язык

ВАРИАНТ  № 1.

Задание 1. Определите функциональный стиль, реализованный в данных текстах. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания. Сделайте письменный аргументированный анализ.

А. Уже древнегреческие мыслители видели что помимо общего в том масштабе в каком его постигают “частные науки” есть общее и большего масштаба а именно в отдельности для каждой из трех основных областей действительности природы человеческого общества сознания. Но существует и всеобщее которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа необходимость случайность причинность связь время и т.п. Таким образом структурное поле общего включает в себя конкретно- общее (компетенция отдельных наук) наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).

Б. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью далее ООО признается утвержденная одним или несколькими лицами коммерческая организация уставный капитал которой разделен на доли определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой акцией а лишь свидетельством которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам учредителям.

В. Можно ли давать урок если нет классной комнаты Сдавать экзамен без зачетки в кармане Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования Вот Джо Мартин например так не думает Ему 41 год он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса и в то же время студент университета Дьюка во время перерыва на обед или вечером когда жена мистера Мартина уже спит Джо садится за клавиатуру компьютера входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте которое ему обозначил профессор стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.

Задание 2. Из поставленных в скобках слов выберите подходящий, по вашему мнению, вариант. Используя данные словарей русского языка, установите смысловое и стилистическое сходство и различие между этими словами, после чего обоснуйте свой выбор. Наблюдения оформите в виде подробных аргументированных комментариев.

  1. Особая статья бухгалтерского баланса посвящена (представительные - представительские) расходам.

2. По приглашению друзей мне (довестись, посчастливиться, прийтись, удасться) (побывать в, посетить) Баньске-Бистрице.

Задание 3. Определите, какие языковые нормы нарушены в речевой структуре. Опираясь на теоретические источники, обоснуйте свое мнение. Сделайте письменный аргументированный анализ. Произведите необходимую правку.


  1. Деятельность редакции по уточнению текстов лимитирована утратой части манускриптов.

  2. Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе.

Задание 4. Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях:

  1. На выставке (экспонируется - экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых – точная копия корабля.

  2. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось - отправились) на свои дачные участки.

  3. От множества следов по снегу может показаться: десяток росомах (бегали - бегало - бегал), но это следы одного дикого зверя.

  4. Американцы с помощью радиопередатчиков, укрепленных в ошейниках росомах, попытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли - погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой - жертвами) охоты.

Задание 5. Составьте любой служебный документ, относящийся к группе распорядительных.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Прежде чем выполнять предлагаемые задания, необходимо внимательно изучить соответствующую литературу. Список литературы, которая поможет студенту разобраться в вопросах, способствующих выполнению заданий, помещен на стр. 14,15.

Выполнение первого задания потребует от студента знания основных признаков русского литературного языка, одним из которых является его стилевое расслоение.

В зависимости от сферы и цели общения коммуникант каждый раз производит отбор тех или иных языковых средств. Совокупности языковых средств, отличающиеся своим назначением, называются разновидностями литературного языка, или функциональными стилями. Тот или иной функциональный стиль способствует созданию определенного речевого произведения.

Например: при помощи научного стиля оформляются научные доклады, диссертации, дипломные работы и др.; основное назначение официально-делового стиля – это создание официальных документов.

Опираясь на языковые средства, при помощи которых было создано предложенное для выполнения задания словесное произведение, студент должен определить функциональный стиль, реализованный в словесном произведении, и речевой жанр этого произведения. Свои наблюдения он должен представить в виде письменного анализа, в котором в качестве аргументов должен быть использован языковой материал, извлеченный из текста.

Приступая к выполнению второго задания, студент должен знать, чем характеризуется слово как единица лексической и стилистической системы языка.

Как единица лексической системы слово может иметь одно лексическое значение (однозначное слово) или несколько лексических значений (многозначное слово). Многозначные слова могут отличаться наличием прямых и переносных значений. Как единица стилистической системы слово может характеризоваться наличием или отсутствием эмоциональной и экспрессивной окраски и относиться и одному из стилистических разрядов (общеупотребительная лексика, терминология, нейтральная лексика, книжная лексика, разговорная лексика, просторечная лексика). Вся семантическая и стилистическая информация о слове содержится в различных словарях русского языка (прежде всего – в толковых словарях), в том числе в виде стилистических помет (например, таких: перен., разг., высок., спец. и др.). Кроме того, слова могут вступать в различные семантические отношения друг с другом, имея одинаковые или близкие значения (слова-синонимы), противоположные значения (слова – антонимы), различные значения при одинаковом или близком написании и звучании (слова – омонимы, слова – паронимы).

Осуществляя выбор одного слова из представленных в скобках, студент должен, во-первых, получить полную семантическую и стилистическую информацию о данных словах, во-вторых, определить, какое из слов соответствует семантике и стилистической тональности речевой структуры.

При оформлении своих наблюдений в виде письменных комментариев студент может воспользоваться следующим образцом.
Речевая структура
(Предстоящий, грядущий) летний спортивный сезон будет богат разнообразными соревнованиями.
Комментарий.

Опираясь на данные словарей русского языка, можно определить место слов, представленных в скобках, в лексической системе русского языка.

В «Словаре русского языка» (В 4-х т. / АН ССР. Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981) содержится следующая информация о словах предстоящий, грядущий:

1) прилагательное предстоящий имеет значение «непосредственно

следующий за настоящим» (предстоящий сезон);
прилагательное грядущий имеет значение «приближающийся,

наступающий, будущий» (грядущее поколение);


2) слово предстоящий не имеет никаких помет, свидетельствующих о его эмоционально-экспрессивной окраске и стилистическом ограничении

его употребления; слово грядущий в указанном выше значении сопровождается пометой высок., что свидетельствует о его положительной эмоциональной окраске и стилистическом ограничении его употребления.

Следовательно, анализируемые прилагательные можно охарактеризовать как слова, имеющие близкие, но не одинаковые лексические значения (слова-синонимы).
Однако данные слова различаются стилистической характеристикой. Поэтому, если прилагательное предстоящий может быть использовано в контексте с любой стилистической тональностью, то прилагательное грядущий может быть использовано в контексте с ограниченной стилистической тональностью (речь должна быть торжественной, патетически окрашенной).

Содержанию контекста (в предложении речь идет о времени, непосредственно следующим за настоящим) и его нейтральной окраске соответствует синоним предстоящий.


Таким образом, речевая структура должна иметь следующий вид:
Предстоящий летний спортивный сезон будет богат разнообразными соревнованиями.
Выполнение третьего и четвертого задания способствует не только формированию навыка осознанного отношения к выбору языкового средства, служащего для передачи определенной информации, но и формированию навыка осмысления качества выбранного языкового средства, что во многом зависит от понимания такой лингвистической категории, как языковая норма, а также от знания структурно-языковых типов норм.

В языке, как правило, существует несколько однопорядковых языковых единиц (фонетических, словообразовательных, морфологических, синтаксических, лексических), при помощи которых можно выразить одну и ту же информацию. Однако языковой коллектив чаще всего отдает предпочтение одному из языковых вариантов, который закрепляется в различных письменных источниках (кодифицируется), в том числе и специальных (словарях, справочниках и др.), и называется языковой нормой.

Нарушение языковой нормы существенно снижает качество речи, а это, в свою очередь, мешает адекватному восприятию информации (логической, эстетической, эмоциональной и др.), выраженной речью, и препятствует эффективному общению.

При определении языковых норм (не ошибок!), которые были нарушены в речевой структуре, студент должен знать, что нормы могут регулировать выбор варианта звука (орфоэпические нормы), ударения (акцентологические нормы), словообразовательного средства (словообразовательные нормы), формы слова

(морфологические нормы), синтаксической модели (синтаксические нормы), лексемы (лексические нормы).

Обоснованию мнения студента по поводу обнаруженного им нарушения определенных языковых норм может помочь следующий образец письменного анализа.



Речевая структура.
Табунщик видел перед собой лишь бесчисленные корпуса лошадей.
Анализ.
Речевая структура, предложенная для анализа, является простым предложением, построенным по законам русского синтаксиса, а именно:

1) представлен грамматический центр- табунщик видел;



  1. представлен состав сказуемого – видел перед собой, видел корпуса, бесчисленные корпуса, корпуса лошадей.

Лексику, использованную в предложении, можно охарактеризовать как общеупотребительную и нейтральную, о чем свидетельствует отсутствие в соответствующих словарных статьях «Словаря русского языка» (В 4- х. т. /АН СССР. Под ред. А.Н. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981) стилистических помет.

Выбор словоформ, используемых в анализируемом предложении, в целом соответствует законам морфологии (табунщик□ - ед.ч., И.п., м.р.; видел□- ед. ч., м.р., прош. вр., изъяв., н.; перед собой – ед.ч., Т.п.; бесчисленные – мн.ч., В.п.; лошадей – мн.ч., Р.п.). Для называния туловища животного в предложении использовано существительное корпус, которое реализовано в речевой структуре в форме множественного числа. Однако из двух словоформ, множественного числа корпусы и корпуса норма предписывает использование словоформы корпусы: в «Словаре русского языка» за существительным корпус

в значении «туловище человека или животного» закреплена форма множественного числа, образованная при помощи окончания ы.



Таким образом, в предложении нарушена морфологическая норма, регулирующая выбор варианта словоформы:



Речевая структура должна иметь следующий вид:
Табунщик видел перед собой лишь бесчисленные корпусы лошадей.
Контрольная работа выполняется на стандартных белых листах с оставлением широких полей для замечаний и пояснений рецензента. Титульный лист оформляется по образцу, данному в приложении. Контрольная работа заканчивается списком использованной литературы, в котором источники располагаются строго по алфавиту с правильным оформлением выходных данных книг, и может быть представлена либо в напечатанном варианте, либо в рукописном (почерк должен быть четким, аккуратным). Если контрольная работа выполнена без соблюдения всех указаний или не полностью, она возвращается без проверки как не зачтенная.

После получения проверенной контрольной работы студент должен внимательно прочитать рецензию, ознакомиться с замечаниями рецензента и подготовиться к защите работы во время экзамена.



Смотрите также:
Русский язык вариант № Задание 1
82.44kb.
Рамзаева Т. Г. Русский язык (Дрофа) Желтовская Л. Я. Русский язык (аст, Астрель) Соловейчик М. С. и др. Русский язык (Ассоциация XXI век) Желтовская Л. Я. Русский язык (аст, Астрель) Ладыженская Т. А. и др
189.56kb.
Контрольная работа 2 Вариант 1 Преобразуйте прямую речь в косвенную. Переведите предложения на русский язык
36.26kb.
Коллекция «История образования» Российского общеобразовательного портала
21.78kb.
Немецкий язык (2- язык)
30.86kb.
2 Люди с особыми потребностями, которые в равной степени должны иметь доступ к информации, заключенной в видеоконтенте
14.43kb.
Оценка устного ответа
212.38kb.
«33 или 32? Почему забывается буква
226.39kb.
Тема: Закономерности изменчивости. 1 вариант. Задание в тестовой форме
87.24kb.
Русский язык обзор сетевых ресурсов в помощь учителю-предметнику
106.48kb.
Тест по информатике для студентов зооинженерного факультета-вариант 1 Задание №1
243.92kb.
Решением педагогического совета
102.68kb.