Главная |
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5
На выработку «Основных прав германского народа» – главной части будущей конституции – потребовалось полгода. «Основным правам» придавалось значение «твердой и подвижной основы» для совместной жизни и мирного развития на базе уважения человеческого достоинства58. Касаясь полуабсолютистских порядков в отдельных германских государствах – субъектах федерации, парламентарии постановили, что основные права германского народа будут служить нормой для конституций отдельных государств, в которых должны «быть созданы полнокровные законодательные органы народного представительства» с ответственным правительством. «Основные права немецкого народа» были закреплены 27 декабря 1848 г. в особом имперском законе, получив, таким образом, юридическую силу до принятия конституции59.Главным достоинством Конституции 1848 г., ставшей базовым элементом германского конституционализма, явилась разработка правовых основ такой модели федеративного государства, которая в наибольшей мере соответствовала и учитывала исторические, политические, социальные условия и задачи, стоящие перед Германией середины XIX в. Конституция закрепляла взаимосвязь федерации с ее субъектами, детально разграничивала компетенцию между ними. Такое взвешенное распределение компетенций между центром и отдельными государствами было впоследствии заимствовано Бисмарком для конституций Северогерманского союза и Германской империи. В германскую федерацию, по конституции, должны были входить государства и территории Германского союза. При этом субъекты федерации сохраняли свою независимость; имперская конституция не ограничивала их в праве иметь свои конституции и администрацию. Самый большой, II раздел конституции был посвящен «имперской власти», перечню многочисленных полномочий общефедеральных органов, призванных нейтрализовать сепаратистские тенденции, укоренившиеся представления о раздробленности как «национальной черте характера» немцев. Для достижения единства составители конституции главным условием считали сильные финансовые рычаги центра, наличие самостоятельных каналов финансирования общефедеральных органов. Статья VII формулировала положения о том, что «определенная часть доходов в размере обыкновенного бюджета снимается, прежде всего, для имперских расходов» (§ 36, статья VII). Перед Австрией стоял выбор: или войти в империю и раствориться в государственном единстве, или сохранить свое собственное государственно-правовое единство за пределами империи60. Октроировав 4 марта 1849 г. конституцию единого государства на всю габсбургскую монархию с включением туда венгерского и итальянского населения, Австрия закрыла для себя путь в Германию. Выключение Австрии из Германии Т. Ниппердей обозначил как «первое современное разделение нации», которое парадоксальным образом заложило камень в учреждение государственно-организованной немецкой нации61. Прусский король не пожелал принять общегерманскую корону из рук Франкфуртского парламента, отказался сыграть великую роль, на «которую указывало ему новое устройство Германии»62, продлил существование монархических институтов в германских государствах и растянул процесс становления буржуазного конституционализма на более длительный исторический срок. Тем не менее, в революционную эпоху 1848-1849 гг. развитие буржуазного конституционализма достигло наивысшей во всей предыдущей истории страны точки. Это - созыв на демократической основе Национального общегерманского собрания, деятельность политических партий и образование многочисленных массовых организаций, отмена цензуры и невиданная активизация политической неправительственной печати, значительное ограничение суверенитета монархов, наконец, создание наиболее либеральной конституции во всей Германии63. Заседания Прусского национального парламента открылись 22 мая 1848 г. (общегерманский парламент во Франкфурте начал работу 18 мая). Несмотря на различия в политических взглядах депутаты проявили единство в намерении разработать конституцию по соглашению с короной; официальное название Прусского собрания – «Согласительное собрание» – подчеркивало идею параллельного сосуществования народного представительства и института монархии. Тем не менее, король решил взять инициативу учреждения государства в свои руки, распустил Собрание и 5 декабря 1848 г. даровал свою конституцию. По своему либеральному наполнению Основной закон соответствовал первоначальному проекту распущенного Собрания. В частности, он сохранял ряд демократических прав и свобод, гарантировал свободу слова, собраний, союзов, представительство в палатах, объявлял частную собственность неприкосновенной, связывал осуществление исполнительной власти монарха ответственностью министров. Но он же провозглашал незыблемость королевской власти «божьей милостью», устанавливал абсолютное вето короля, закреплял за ним бесконтрольное распоряжение армией. На спаде революционной активности (конец мая 1849 г.) был принят новый избирательный закон, который ввел вместо всеобщего избирательного права трехклассную избирательную систему, сохранившуюся вплоть до 1918 г. Прусские избиратели делились на три класса в зависимости от суммы уплачиваемого налога; каждый из классов избирал одинаковое число выборщиков, которые, в свою очередь, избирали депутатов ландтага. Но антиконституционная тенденция в Пруссии имела свои ограничители: без конституционализма прусское государство не имело возможности рассчитаться со своими буржуазными кредиторами65, поэтому не могло быть и речи об уничтожении бюджетного и налогового права народного представительства. К тому же близкие к королю либералы видели в конституционном строе удобный канал для урегулирования революционного течения. 31 января 1850 г. была принята Конституция, создавшая основу для представительного органа и функционирования в нем буржуазных оппозиционных партий. Она закрепляла права и свободы, перечень которых был более обширным, чем в прежних конституциях: равенство перед законом, уничтожение сословных привилегий и преимуществ, доступность всех общественных должностей, личная свобода, неприкосновенность частной собственности, жилища, свободы слова, собраний, союзов, похороненным оказался принцип божественного происхождения власти. «Народ» как политический фактор уже нельзя было игнорировать. Новая конституционная форма правления сливалась со старой историей Пруссии, с ее самодержавием и давала королям и народу, не желавшим отрешиться от старых форм, возможность ужиться друг с другом и совместно принять участие в политической жизни страны. Бисмарк (как секретарь эрфуртского парламента) еще более усилил полномочия прусского короля, который в качестве председателя возглавлял Союзный совет, он один пользовался правом законодательной инициативы и осуществлял исполнительную власть. Этот план-проект конституции, подготовленный консервативным идеологом и профессором права Ф.Ю. Шталем, поддерживал идею полной прусской гегемонии в унии. Его автор развивал учение о государстве, которое позволило бы прусскому королю при сохранении его прежних полномочий управлять государством с конституцией и парламентом66. Сопротивление Австрии заставило Пруссию объявить свой Союз распущенным. Но в качестве уступки Пруссии было принято решение о том, что в восстановленном Союзном сейме Австрия и Пруссия будут председательствовать поочередно (ранее постоянным председателем был австрийский посланец). Решение предусматривало сохранение созданного Пруссией союза северных немецких государств, хотя и без права вмешательства последнего в компетенцию Союзного сейма. В более внушительной форме возродился Таможенный союз (1853 г.). Таким образом, проиграв Австрии, Пруссия выиграла в Германии. Предпринятые шаги (хотя и очень робкие) по формированию конституционных учреждений обеспечили ей будущее верховенство в Германском союзе. Прусские либералы отводили Пруссии роль объединителя Германии, «…по возможности либеральной Пруссии»67. Так называемый конституционный конфликт окончательно снял либеральный вариант объединения с повестки дня. Конфликт между государственными органами, переросший в государственный конфликт, привел к формированию авторитарного политического режима Отто фон Бисмарка. Противостояние между правом и силой закончилось победой силы, ибо в руках Бисмарка были войско и полиция, а его противник - немецкая либеральная буржуазия – не проявлял французской решимости. Победоносная Франко-прусская война примирила Бисмарка с палатой. Факт примирения показал: Пруссия, во-первых, конструирует не парламентскую форму правления, а дуалистическую монархию. Во-вторых, политический кризис в Пруссии в 60-е годы XIX века завершился не революцией и гражданской войной, как это было в США и Италии, а созданием единого немецкого государства во главе с Пруссией, мирным перераспределением власти, решением неотложных проблем немецкого общества. Подготовленный Бисмарком (в декабре 1866 г.) проект конституции Северогерманского союза провозглашал федеративное государство – Союз монархов. Взаимоотношения внутри Северогерманского союза регулировались конституционными нормами, что позволяло привлечь в него на принципе добровольности южные германские государства, получившие конституции уже при Наполеоне. Победа над Францией в 1870 г. сняла последние препятствия на пути превращения Союза монархов в централизованное государство. Через год были проведены выборы в первый германский рейхстаг, который принял имперскую конституцию, «скроенную по мерке Бисмарка». Принятием конституции канцлер решил историческую задачу по созданию национального государства. Прусско-германский характер этого государства обеспечивал политическое господство, пусть и в усеченном виде, монарха-кайзера. А общенациональный законодательный орган – рейхстаг, как необходимый институт конституционализма, гарантировал либеральные права и свободы для буржуазии. В соответствии с конституцией, федеративное построение империи отличалось высокой степенью централизации и обладало рядом особенностей. Так, принятые центральной властью законы проводились в жизнь субъектами федерации. А основные права человека и гражданина могли быть обеспечены только через урегулирование этих вопросов в конституциях отдельных государств. Другая особенность германского федерализма – его «прусская начинка». Прусскую бюрократию пришлось убеждать, что не король Пруссии, а только германский император осуществляет конституционные права вне границ прусского государства68. Колоссальные прерогативы монарха и исполнительной власти в целом, громадные полномочия Союзного совета, дробление партий в рейхстаге, зависимость прессы от правительства – все это, не способствуя утверждению республиканской формы правления, пробивало дорогу к утверждению конституционной монархии. Несмотря на свою ограниченность, «бисмарковская» конституция фактически отражала конституционные идеи XIX в. Она стоит в ряду конституционно-правовых актов, который открывается немецким Союзным актом начала XIX в. и заканчивается Конституцией Веймарской республики, с обоими документами Конституция 1871 г. связана общим наследием69. Ее инновационный момент заключается в «прорыве к единому национальному государству». Во втором параграфе – «Политический режим в Германии после объединения» – анализируются причины складывания авторитарного политического режима после 10-летнего либерального периода. Основанием созданной империи являлся институт ограниченной монархии. Его стабильность обеспечивалась длительной коалицией консерваторов и национал-либералов. До конца 70-х гг. консерватор Бисмарк «честно» отрабатывая свои либеральные обязательства, сохранял политическое равновесие в империи70. Появившиеся в последней четверти XIX в. две новые партии – католический Центр и социал-демократы - «разрушили» созданную канцлером государственную конструкцию. Потребность в стабильном развитии Германии заставила Бисмарка перераспределить власть: от имевшего преимущество на этом поле юнкерства в пользу крепнувшей буржуазии. Одновременно канцлер предпринял чистку прусско-немецкой бюрократии от «мусора либерализма», чтобы заставить ее служить не только государству, но и своему правительству71. Фундаментом официальной государственно-правовой политики после 1871 г. стало учение о государстве П. Лабанда (1838-1918). Его суть сводилась к тому, что монархия цементирует государственное единство и что именно ей принадлежит законодательная власть. Парламент устанавливает лишь содержание закона, а обязательную силу ему сообщает исключительно санкция короля72. Естественное право Лабанд заменил строго формализованной системой норм, объявил о божественном происхождении законов, освободив судей от угрызений совести в вопросах соответствия законов высшему праву73. Влиятельной в Германии 80-х гг. была и историческая наука, в частности, теория «государства силы» Г. Трейчке74. Своим тезисом о том, что «люди делают историю», мистическим культом государства историк прославлял власть, соединяя буржуазный индивидуализм с подчинением «сильному человеку». Иными словами, 80-е годы XIX в. обнаруживают переход от либерального правления к авторитарному режиму Бисмарка. Спецификой германского конституционализма при доминировании монарха являлось постоянное противоборство исполнительной власти и парламента, особенно после появления в нем оппозиционных партий. Предельное сужение полномочий парламента стало для Бисмарка вектором официальной политики. Однако как закон о «борьбе за культуру», так и исключительный закон против социалистов продемонстрировали свою неэффективность и не позволили канцлеру полностью трансформировать реальный конституционализм в мнимый. Промышленная революция 80-х гг. создавала новые силы и новые возможности, изменила общество, которое переросло созданную Бисмарком систему власти. Но и антиконституционная деятельность канцлера не прошла бесследно. Обессиленный длительной борьбой, рейхстаг оказался ненадежным правовым инструментом для предотвращения мировой войны. В третьем параграфе – «Модернизация государственного строя Германии на рубеже XIX-XX вв.» – исследуются обстоятельства государственно-правовой модернизации в начале ХХ в. Нельзя отрицать естественно протекавшую адаптацию конституции кайзеровского режима к реалиям конца XIX-начала ХХ вв. Задолго до революции 1918-1919 гг. произошло перераспределение компетенции между империей и землями. С расширением полномочий в законодательстве рейхстаг превратился в ведущую политическую силу75. «Ползучая» парламентаризация сделала Союзный совет главным инструментом приспособления права к меняющейся экономической и политической обстановке. Ведущая сила германского конституционализма - «исполнительная власть» потеряла свою стабилизирующую функцию. После Бисмарка сопоставимых с ним по силе влияния на парламент политических фигур в Германии не нашлось. Мировая война вызвала значительные внутриполитические изменения в Германии. Став частью немецкой военной машины76, социал-демократы потребовали участия в управлении страной. Они выступили за введение всеобщего избирательного права, пропорциональную нарезку избирательных округов в империи77, ответственное перед парламентом правительства. Требования оппозиции сводились к пяти основным пунктам: 1) радикальное реформирование избирательного права, уравнивание всех избирателей и партий78; 2) уничтожение всех привилегий в исполнительной власти, юстиции и в военной сфере; 3) право парламента и избранного правительства объявлять войну и заключать мир; 4) отмена нормы осадного положения; 5) гарантия основных прав и введение самоуправления. 30 сентября 1918 г. кайзер своим указом фактически ввел в действие парламентскую систему. Второй абзац статьи 11 конституции был дополнен фразой о том, что объявление войны и заключение мира, а также союзов с другими государствами нуждаются не только в одобрении Союзного совета (старая редакция), но и рейхстага. Дополнения, внесенные в статью 15, делали канцлера ответственным перед рейхстагом. В октябре 1918 г. конституционная субстанция 1871 г. исчезла. Германия превратилась в конституционную монархию. Хотя первая статья конституции закрепляла право народа на широкое участие в политической жизни80, «двойное представительство» нации главой государства и имперским парламентом можно рассматривать как дефект конституции81. Конкурирующая легитимация оставляла президенту возможность выключить парламент из принятия политических решений с помощью статьи 48. Статья 54, разрешавшая рейхстагу выносить вотум недоверия отдельным министрам, действовала с оглядкой на президента, который был уполномочен принимать решение в отношении затронутых членов кабинета. Идея унитарного государства имела глубокие исторические корни, но у нее не было шансов на осуществление: за федерацию выступили авторы Веймарской конституции Г. Прейс и М. Вебер, федералистский вариант поддержали сами германские государства82. Веймарский федерализм не был республиканским и отличался рядом особенностей. 1. Неравноправием субъектов - Пруссия обладала территорией, на которой проживало две трети населения Германии, развитой промышленностью и сильной военной организацией83; неравным было представительство земель в рейхсрате, где Пруссия имела две пятых голосов (больше, чем она имела в кайзеровском союзном совете). 2. Недобровольностью союза - невыполнение какой-либо землей обязательств, возложенных на нее конституцией, влекло союзную экзекуцию. Наличие федералистских норм не помешало значительно усилить централизацию государственной власти и управления. Усилив компетенцию центральных органов империи и уничтожив ряд особых, оговоренных прав отдельных государств, Веймарская конституция облегчила Гитлеру унитаризацию Германии. Во втором параграфе – «Веймарская конституция и правящая элита Веймарской республики: проблемы противостояния» – анализируется противостояние конституции и ее противников в государственных органах власти. Противостояние консервативных сил Веймарской конституции началось с момента ее обсуждения Учредительным собранием и не прекращалось вплоть до 1933 г. Борьба субъектов конституционного права велась на разных направлениях, из которых основными можно назвать пять. 1. Противникам конституционного строя удалось сохранить представителей кайзеровского юридического аппарата в правоохранительных органах и судейском аппарате республики84, поскольку собственными подготовленными кадрами республика не располагала. 2. Усилия противников направлялись на ревизию тех статей конституции, которые препятствовали расширению полномочий исполнительной власти, - в частности, статьи 76, разрешавшей вводить изменения в конституцию только квалифицированным большинством. Острая борьба велась за «овладение» статьей 48 конституции. 3. Противники конституции старались выхолостить подлинное содержание законов, принимавшихся в защиту республики. 4. Рейхсвер не стал армией республики. Все генералы и подавляющее большинство офицеров, доставшиеся ему в наследство от кайзеровской армии, стремились создать новое государство по образцу и подобию рухнувшей империи85. 5. Веймарской конституции незримо противостоял глава государства президент П. Гинденбург, который своими действиями (или бездействием) потворствовал врагам конституционного строя, в частности, активно следовал антиконституционным призывам «править страной на основе статьи 48 конституции»86. После устроенного в рейхстаге пожара Гитлер и консервативный политик Папен, предшественник Гитлера на посту рейхсканцлера, убедили Гинденбурга предоставить правительству чрезвычайные полномочия. После этого Веймарская конституция фактически была выключена из механизма регулирования общественных отношений. Без решений государства, - считал Шмитт, - право, не более чем общая руководящая идея. Статья 48 Конституции, согласно Шмитту, давала рейхспрезиденту возможность отзываться на предполагаемую «общую политическую волю немецкого народа и действовать как защитнику и хранителю конституционного единства и целостности немецкого народа». В этом русле Шмитт рассматривал гитлеровскую акцию 1934 г. по устранению противников режима. Мощный антилиберальный заряд нес в себе и такой фундаментальный элемент воззрений Карла Шмитта, как «децизионизм», т. е. ставка на решение «или – или» в противоположность дискуссии и компромиссу. Концентрированным выражением децизионизма является шмиттовское понятие «исключительного». Речь идет о таких обстоятельствах и ситуациях, которые не предусмотрены никакими нормами. Реальную действительность между двумя мировыми войнами как раз и можно было принять за непрерывную исключительную ситуацию, постоянно требовавшую неординарных решений. «В исключительном случае, – провозглашал Шмитт, – норма уничтожается». По мере приближения конца Веймарской республики Шмитт все больше склонялся к мысли, что будущее принадлежит тотальному государству. В либеральном XIX столетии доминировала тенденция к максимальному ограничению роли государства. Настоятельное требование веймарского времени – превращение либерального государства в тотальное, для которого характерно слияние государства и общества. Тенденция к «тоталитарному государству» предстала в его теории как универсальная и неотвратимая. В этом сказывалась явная недооценка жизнеспособности либеральной парламентской демократии. Шмитт не видел скрытых в ней резервов, веруя исключительно в силу «тотального государства». Германский конституционализм развивался как в силу внутренней потребности, так и под влиянием европейского Просвещения; в конце XVIII в. испытал воздействие конституционных идей Французской буржуазной революции. Однако особенностью германской конституционной модели стало ее монархическое наполнение. Вплоть до конца XIX в. конституционная монархия функционировала в режиме сосуществования монархического и демократического принципов. Преимущественное положение монархического института не закрыло, однако, возможность постепенного перехода от монархического к парламентарному правлению. Государственная концепция Гитлера разорвала конституционно-правовую традицию. Поэтому время нацистского господства можно рассматривать как «вывих», как аберрацию конституционной идеи, что и предопределило крушение «Третьего рейха». По теме диссертации опубликованы следующие работы:
кандидатских диссертаций:
IV. Статьи в ведущих научных рецензируемых журналах
V. Материалы научных конференций и научные доклады
1 Brunner O. (Hrsg.) Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland. Bd. 5. Stuttgart, 1984. S. 543. 2 Пивоваров Ю.С. «Между казачеством и кнутом! К столетию русской Конституции и русского парламента // Парламентаризм в России и Германии: История и современность / Отв. ред. Я.А. Пляйс, О.В. Гаман-Голутвина. – М.: РОССПЭН, 2006. С. 20. 3 Grimm D. Deutsche Verfassungsgeschichte. Frankfurt am Main, 1988. S. 112. 4 Stolleis M. Geschichte des öffentlichen Rechts in Deutschland. Bd. II. München, 1992. S. 456; Reinhard W. Geschichte der Staatsgewalt. München, 1999. S. 420-422; Кустарев А.С. Макс Вебер о модернизации русского самодержавия // Политические исследования. - М., 2006. - № 2. - С. 69. 5 История буржуазного конституционализма ХVП-ХVIII вв. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М.: Наука, 1983; История буржуазного конституционализма. ХIХ в. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М.: Наука, 1986; Кизяковский В.В. Становление конституционализма в Германии 1815-1849 гг. Автореф. дисс… к.ю.н. М., 1981; Оманидзе М.М. Конституирование Веймарской республики. Автореф. дисс… к.ю.н. Харьков, 1985. << предыдущая страница следующая страница >> Смотрите также:
Баев Валерий Григорьевич генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX – первой трети ХХ вв
729.76kb.
Босния и герцеговина, воеводина, сербия, словения, хорватия в XIX начале ХХ в. План
575.41kb.
"Российское государство и право в конце XIX начале XX вв."
18.55kb.
Контрольная работа по дисциплине: Отечественная история Тема: Внешняя политика России на Дальнем Востоке во второй половине XIX начале XX вв
123.04kb.
Манаев георгий Георгиевич московские департаменты правительствующего сената в системе государственного управления российской империи в первой четверти XIX века
440.28kb.
См. Примечание Европа в начале XIX ве-ка. Борьба сил реакции, консерватизма, либерализма и революции. Консульство и империя Наполеона I
285.14kb.
Мусаев ислам Лечаевич Торгово-экономические и культурные связи народов Чечни и Дагестана во второй половине xix– начале XX в
318.09kb.
С. Ташболотова Некоторые аспекты взаимовлияния хозяйств переселенцев и коренного населения во второй половине xix– начале XX веков
130.62kb.
Моя цель в данном сообщении предложить новую гипотезу, описывающую генезис концепта Raggione di Stato одного из центральных понятий политической мысли Нового и Новейшего времени
77.84kb.
Документ 1 Отношение дворян к крепостным
22.17kb.
Нохрин И. М. Канада в составе Британской империи в конце XIX начале XX вв.: дилемма имперского единства и национальной автономии // Восток Запад в контексте мировой истории: взгляд из Сибири
193.22kb.
Реформа органов исполнения наказания в россии в конце XIX начале XX века
315.07kb.
|