Главная страница 1

План – конспект урока .

Тема: «Многообразие птиц»

Цель: Изучить систематические и экологические группы птиц.

Задачи:

1.Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным экологическим группам.



2. Развивать логическое мышление, внимательность, умение сравнивать и обобщать, работать в заданном темпе; умение устанавливать связи между, их образом жизни и условиями среды обитания

3. Продолжить формирование умений узнавать изученных птиц и обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе;

4.Воспитывать бережное отношение учащихся к животным, заинтересовать и побудить к поиску дополнительной информации.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: Работа учащихся в группах.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации, фломастер и раздаточный материал.



Содержание:

  1. Актуализация материала

  2. Постановка проблемы.

  3. Осмысление блока новой информации

  4. Рефлексия

  5. Домашнее задание


Ход урока:

В группах выбираем хронометриста(следит за временем), секретаря (заполняет лист учета и контроля).

Перед началом урока учитель включает музыку «Пение птиц»,раздает листы учета и контроля, на которых учащиеся записывают свои фамилии, имя, класс и регистрируют каждый правильный ответ по следующим этапам урока:

- актуализация знаний.; - изучение нового материала; - рефлексия.

За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл, а за дополнение – полбалла, которые в конце занятия суммируются и в зависимости от результата выставляются оценки.

Шкала оценок: 28-33 и больше – отлично; 27-22 – хорошо;



21-16 – удовлетворительно; меньше 15– неудовлетворительно.

На партах также расположены инструктивные карточки для работы в группах с указанием последовательности выполнения заданий.


Организационный момент (5 минут)

Здравствуйте, ребята. Вы конечно догадались тему сегодняшнего урока. Правильно, сегодня мы изучим с вами многообразие птиц, их систематические и экологические группы.

На прошлых уроках вы познакомились с признаками класса птиц, познакомились с годовым жизненным циклом и сезонными явлениями птиц. Для того, чтобы проверить как вы усвоили эти знания, мы проведем самопроверку. Для этого вы поработаете с заданиями, которые лежат у вас на партах. Вам необходимо выбрать неправильные утверждения и подчеркнуть их. Время работы 2 мин. Приступаем.
І. Проверка изученного материала.

Актуализация знаний. ( Слайд 3 )

1.Клюв птицы – это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов. 2.У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми. 3.Киль -вырост грудины, к которому прикрепляются сильные грудные мышцы, двигающие крылья. 4.У птиц на ногах обычно по 4 пальца: 3 из них направлены вперед, а один – назад. 5.Пища из пищевода попадает сначала в мускульный желудок, а из него в железистый. 6.Кожа птиц тонкая, сухая. 7.Воздушные мешки птицы – часть их дыхательной системы. 8.Сердце у птиц четырехкамерное. 9.У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок . 10.Мочевой пузырь у птиц небольшой 11.Гнездование – одно из проявлений заботы птиц о своем потомстве 12.Все птицы способны к полету

А теперь, используя ключ к заданию, проверим себя. (слайд 3)
ІІ. Изучение нового материала. (10-15 минут)

Постановка проблемы:

Давайте вернемся к 12 утверждению. Почему вы считаете это утверждение неверным? ( Потому что не все птицы умеют летать. Есть среди них плавающие и бегающие). Слайд4. Демонстрируются фотографии птиц разных систематических групп.
Вам уже известно, что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных , обитающих на суше. Всего насчитывают около 8600 видов птиц. Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные места обитания. В каждом из них они приспособились к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие птиц с которыми вы познакомитесь на этом уроке. Все виды птиц ученые объединяют в три надотряда: Пингвины, Страусовые и Типичные птицы. Сегодняшний урок посвящен всем этим видам птиц.

Как вы думаете, каких животных называют птицами?

Почему пингвинов и страусов относят к птицам, ведь они не летают?

Слайд 5. Пингвины. Включают в себя 16 ныне живущих видов. В древности было около 36 видов пингвинов. Они единственные птицы, ходящие стоя, умеющие плавать, но не умеющие летать. Родина современных пингвинов - Южное полушарие. Они , как все птицы , покрыты перьями.. Их перья жесткие , с небольшими опахалами. Они очень плотно, черепицеобразно примыкают друг к другу. 'Как вы думаете, почему? (Перья выполняют роль рыбьей чешуи, также они не дают животному промокнуть и переохладиться).Ноги у этих птиц сдвинуты назад, а крылья преобразились в своеобразные ласты. Несмотря на то, что по суше пингвины передвигаются довольно неуклюже, в воде они могут развивать скорость , до 30 км в час. В воде пингвины двигаются с помощью ласт-крыльев, а ноги с перепонками играют роль рулей. Птицы питаются мелкой рыбой, ракообразными, моллюсками. Они великолепные ныряльщики и пловцы.,,

Интересные факты о пингвинах.



  • Императорский пингвин - самый крупный из ныне живущих. Его рост - до 117 см, а вес - до 46 кг. Во время высиживания яйца он может голодать до 9 недель и выносить холод до - 60 ОС.

  • Самый маленький пингвин из ныне живущих - малый пингвин. Он весит всего 1 кг, а его рост - 30-45 см.

  • Патагонский пингвин способен плыть 2-3 недели и покрыть расстояние до 1500 км.

  • Самый редкий из пингвинов - великолепный пингвин. Всего насчитывается не более 5 тысяч птиц этого вида, и это число 'постоянно уменьшается.

  • Весьма агрессивны и крикливы каменные пингвины.

  • Самый многочисленный вид- южнополярные пингвины. Их общая численность - 12-13 миллионов.

  • Высокохохлый пингвин может двигать своим хохолком.

Слайд 6: Страусовые. Эти весьма примечательные животные - самые крупные современные птицы. Обитают страусы в Африке, Австралии и Южной Америке. Страусы не могут летать. Как вы думаете, почему? (Строение крыльев не позволяет птице взлететь.) Верно. Контурные перья страусов рассученные: они лишены крючочков, а бородки не образуют сомкнутых опахал. Также небольшая грудина страуса не имеет киля. Но длинные сильные мозолистые ноги страусов позволяют им быстро бегать, птицы могут развивать скорость до 70 км/ч. У страусов небольшая голова на длинной шее. Зачем страусу длинная шея? (Чтобы хорошо видеть окрестности. Помогает при ловле насекомых.) Правильно. Пища страусов - насекомые, мелкие позвоночные, семена растений. Выделяют несколько видов Страусовых: африканские страусы, австралийские эму, американские нанду, казуары и киви.

Африканские страусы достигают высоты 3 м, весит эта птица до 90 кг. Ноги у африканских страусов двупалые •. В ямку, приготовленную самцом, откладывают яйца несколько самок. Одно страусиное яйцо весит 1,5 кг. В гнезде может быть до 50 яиц. Яйца птицы высиживают попеременно: ночью - самец, днем - самки. Через 6-7 недель из яиц вылупляются птенцы.

Американские нанду Обитают нанду в Южной Америке. Рост нанду до 170 см. Нанду живут стаями, в сентябре-декабре самец уводит 2-4 самок из стаи. Он сам готовит гнездо в виде ямы, устланной травой. Одна самка откладывает в гнездо 10-15 яиц. Обычно в гнезде оказывается около 20 яиц, но иногда их бывает до 80. У нанду высиживают яйца только самцы. Высиживание продолжается 40 дней, но птенцы выклевываются не в один день. Бывает так, что последние птенцы гибнут, т. к. самец уже ушел с другими птенцами. При малейшей опасности заботливый отец прячет малышей под крыльями. Кстати, крылья нужны страусу для торможения на бегу и резких поворотов. Нанду убегает от врагов не по прямой, а зигзагами, так легче оторваться. Через полгода полосатые птенцы нанду становятся ростом с родителей, а через 2-3 года меняют оперение.

Австралийские эму Эти птицы живут в пустынях и степях Австралии и Тасмании, их пища - плоды, семена и мелкие животныe. Рост эму достигает 1,5-1,8 м, вес 45-54 кг. Ноги птицы очень сильные, трехпалые. Эму вооружен длинным острым когтем на внутреннем пальце. Самцы и самки эму очень похожи, их трудно отличить. В конце сентября - октябре начинается брачный сезон. В январе-феврале самка покидает самца, отложив 1О или более яиц. Самка не заботится о птенцах, это обязанность самца. Самец эму высиживает птенцов от 53 до 66 дней. Высиживание - дело нелегкое, самец почти ничего не ест, кроме того, первые и последние дни срока высиживания он вообще не встает с гнезда. Питаются эму опавшими с деревьев плодами, ягодами и семенами. До начала высиживания яиц самец весит 50-55 кг, по окончании - теряет в весе до 16 кг. После вылупления 400-граммовых птенцов отец нежно заботится о них.

Казуаровые Эти птицы обитают в тропических лесах Австралии, Новой Гвинеи и близлежащих островов. Казуар - сородич эму. Живут эти птицы в одиночку, не в степях, а в густых лесах. У казуаров черное оперение, на голове - высокий роговой гребень. Их шея трехцветная: красная, желтая, синяя. Своим шлемом птица раздвигает заросли растений. Питаются казуары мелкими животными, рыбой, опавшими плодами. Откладывают 3-8 яиц, которые высиживает самец. Птенцы полосатые. В отличие от нанду у казуара одна самка. Казуары - одиночки, очень неуживчивы. Это довольно агрессивные птицы, на их средних пальцах есть грозное оружие - 10-сантиметровые когти. Нередко птицы дерутся между собой. Казуар способен с места прыгнуть на 1,5 м. Из костей птиц папуасы делают кинжалы, из костей крыльев - иглы. В Новой Гвинее ловят и приручают молодых казуаров, чтобы продать в зоопарки.

Киви. Эти самые маленькие страусовые водятся только в Новой Зеландии. Свое название получили из – за звуков, издаваемых самцами. Кстати, самка киви намного больше самца, клюв ее тоже намного длиннее. Киви небольшая птичка (50-80 см), по размеру она сходна с курицей, но яйца киви в 6 раз больше куриных. Поэтому киви откладывают только одно яйцо в год, но коричневые киви способны откладывать по 4 яйца в год. Яйца такие большие, что на 60-65% состоят из желтка. Через 3 месяца из яиц вылупляются птенцы. Они быстро растут. Становясь независимыми через 3 недели жизни. Птенцы киви изнутри разбивают скорлупу яйца не клювом, а ногами. Тело киви покрыто волосовидными перьями, похожими на мех. Крылья крошечные, .на конце крыла имеется коготок. Питаются эти птицы в основном беспозвоночными, но едят также ягоды, грибы, раков и лягушек. Киви могут прожить 30-40 лет. У них ноздри расположены на кончике клюва. У этой птицы хорошее обоняние.

Слайд 7. Типичные птицы: В этот надотряд объединяют 24 отряда, куда входят большинство современных видов птиц. В основном это летающие птицы, поэтому у них хорошо выражены приспособления к полету. Распространены они по всему земному шару. Унас, в России встречаются представители 18 отрядов и 720 видов. Их относят к различным экологическим группам.

Слайд 8 . Экологические группы птиц:

Что называют экологической группой животных? Экологические группы группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения.

По каким признакам птиц объединяют в экологические группы?

( Ответы: по местам обитания, по местам гнездования, по типу питания).



ІІІ. Осмысление блока новой информации (10мин)

Работа в группах.

Учащиеся получают набор карточек с изображением птиц определенной экологической группы. В течение 6-7 минут группы учащихся из 4 – 5 человек составляют характеристику данной экологической группы птиц по следующему плану (используя учебный материал и инструктивную карточку).

Инструктивная карточка.


  1. Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.

  2. Отметьте особенности питания и гнездования данных птиц.

  3. Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе животных.

После подготовки учащиеся рассказывают (3-5 мин) о наиболее характерных признаках птиц изученной экологической группы.

Физкультминутка: Каждый берет по рисунку птицы и переходят в группы по местам обитания птиц.

    1. Водоплавающие птицы. 2. Птицы леса 3. Птицы побережий водоемов и болот. 4. Птицы открытых пространств.

А теперь давайте проверим, правильно ли мы рапределили птиц по экологическим группам?

Слайд 9: Демонстрируются фотографии птиц разных экологических групп по месту обитания.

Слайд10: Демонстрируются фотографии птиц разных экологических групп по местам гнездования.

Слайды11-15: Демонстрируются фотографии птиц разных экологических групп по типу питания.

  • ІV. Рефлексия (10 мин)

1. Слайды: Выполнение группами тестов на установление соответсвия.

1.Установите соответствие между видом птиц и чертами приспособленности.

1. Пингвин

2. Сокол


3. Страус

4. Куры


5. Лебеди

6. Совы


А. Мощные ноги, длинная шея. Б. Копчиковая железа выделяет жир, смазывает перья В. Перья чешуевидные, пуховых нет. Г. Хватает и разрывает добычу на части Д. Острое зрение Е. Укороченные и закругленные крылья.



1

2

3

4

5

6

В

Д

А

Е

Б

Г

2. Установите соответствие между видом птиц и способам питания.

1. Орел беркут

2. Ласточка

3. Глухарь

4. Ворона

5. Ястреб

6. Снегирь

7. Сова

А. Дневной хищник

Б. Зерноядный

В. Всеядная

Г. Ночной хищник

Д. Насекомоядная





  • 1

2

3

4

5

6

7

  • А

  • Д

  • Б

  • В

  • А

  • Б

  • Г

Задание 2. Распределите птиц по экологическим группам

    1. Лесные птицы.

    2. Водоплавающие птицы.

    3. Птицы открытых пространств.

    4. Птицы побережий водоемов и болот.

    5. Птицы, добывающие корм в воздухе.

а) большой пестрый дятел, б) клест, в) ласточка, г) стрепет, д) буревестник, е) поползень, ж) лебедь кликун, з) императорский пингвин, и) журавль – красавка, к) серебристая чайка, л) белая цапля, м) стриж, н) серая куропатка, о) кавказский тетерев, п) черноголовая гаичка, р) кваква, с) большая синица, т) ястреб – тетеревятник, у) серый гусь, ф) удод.



1.

2.

3.

4.

5.
















Отдайте листок другой группе для проверки.

(Правильные ответы вывешены на доске)



1.

2.

3.

4.

5.

а, б, е, о, п, с, т, ф

ж, р, у

и, г, н

д, з, к, л, у

в, м






Выводы:

    1. Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины,распространенные в Южном полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному шару.

    2. Существуют экологические группы птиц по местам обитания, способам питания, местам гнездования и т. д.

    3. Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям.




  • V. Домашнее задание: (5 минут)



  • Изучить параграф 49учебника,заполните таблицу.



  • Экологические группы птиц по месту обитания



  • Экологическая группа

    Виды птиц

    Места обитания

    Образ жизни и черты приспособленности к среде

    Лесные птицы.







    Водоплавающие птицы.








    Птицы открытых пространств.







    Птицы побережий водоемов и болот.







    Птицы, добывающие корм в воздухе.











  • Приложение.



  • Лист учета и контроля



  • Ф.И. учащихся ____________________________________________________________

  • __________________________________________________________________________

  • Класс _____________________________

  • Тема урока: Многообразие птиц.

    Задание

    Баллы

    Повторение изученного материала




    Работа в группах на осмысление нового материала




    Рефлексия




    Общее количество баллов за урок




    Оценка








  • Лист учета и контроля



  • Ф.И. учащихся ____________________________________________________________

  • __________________________________________________________________________

  • Класс _____________________________

  • Тема урока: Многообразие птиц.

    Задание

    Баллы

    Повторение изученного материала




    Работа в группах на осмысление нового материала




    Рефлексия




    Общее количество баллов за урок




    Оценка
















  • Лист учета и контроля



  • Ф.И. учащихся ____________________________________________________________

  • __________________________________________________________________________

  • Класс _____________________________

  • Тема урока: Многообразие птиц.

Задание

Баллы

Повторение изученного материала




Работа в группах на осмысление нового материала




Рефлексия




Общее количество баллов за урок




Оценка






  • Лист учета и контроля



  • Ф.И. учащихся ____________________________________________________________

  • __________________________________________________________________________

  • Класс _____________________________

  • Тема урока: Многообразие птиц.

    Задание

    Баллы

    Повторение изученного материала




    Работа в группах на осмысление нового материала




    Рефлексия




    Общее количество баллов за урок




    Оценка










  • Птицы леса.

  • Птицы леса - самая многочисленная группа. У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой. Различают 3 группы:

  • а) Древесные птицы, лазающие по деревьям. Кормятся и устраивают гнезда на деревьях, имеют короткие, но сильные ноги, долотообразный тонкий и длинный или загнутый вовнутрь клюв (попугаи). По характеру питания могут быть и зерноядные и насекомоядные: дятлы, чечетка, чиж, щегол, поползни, клесты, дубоносы.

  • Большой пестрый дятел при лазании по вертикальному стволу тело поддерживает хвостом и длинными тонкими пальцами, вооруженными острыми когтями. Питается как взрослыми жуками, так и их личинками, живущими под корой и в древесине. Дятел раздалбливает клювом ствол поврежденного насекомыми деревья и достает языком личинку. Осенью и зимой он, кроме того, поедает много семян хвойных деревьев, добывая их из шишек. Для этого он засовывает шишку в трещину коры или в расщепленную надломленную ветвь и раздалбливает ее.

  • б) Группа лесных птиц, гнездящихся на деревьях или в зарослях кустарников. Некоторые птицы имеют компактное тело, клюв загнутый, крылья длинные, узкие, зрение острое, ноги с острыми когтями, добычу ловят в воздухе: пустельга, ястреб, кобчики (отр. дневные хищники) или падалью. Чаще всего хищные птицы поедают вредных грызунов и этим полезны человеку.

  • С наступлением ночи, когда затихают голоса дневных птиц, вылетают на охоту ночные хищные птицы: совы, филины, сычи, сипухи. У этих птиц крепкие загнутые клювы, острые когти. Огромные глаза с широко раскрывающимися зрачками способны видеть мелкие предметы при самом слабом ночном освещении, чуткий слух улавливает незначительные шорохи. У них мягкое и рыхлое оперение, позволяющее бесшумно летать. В ночной тишине бесшумный полет помогает совам хорошо слушать и внезапно появляться над жертвой. Днем сов редко можно увидеть: они прячутся в укромных местах.

  • Большинство мелких лесных птиц ( мухоловки, пеночки, синицы и т. д.( отряд воробьинные)) имеют заостренные клювы, позволяющие доставать насекомых из под коры, схватывать их с листьев, доставать из чешуек шишек. Острые когти и длинные пальцы позволяют этим птицам удерживаться на ветках.

  • в) Группа лесных птиц, гнездящихся только на земле. В наших хвойных и смешанных лесах живут рябчики, тетерева, глухари. Клюв у них относительно большой, вершина надклювья заострена и немного загнута книзу, ноздри скрыты под перышками. Крылья этих птиц короткие, закругленные, летают они тяжело и поднимаются с земли с шумом. Ноги четырех палые, с большими когтями и густо оперены. Зимой пальцы по краям окаймлены роговыми бахромками, облегчающими птицам ходьбу по рыхлому снегу; на зиму они никуда не улетают. Рябчик, тетерев и глухарь гнездятся на земле. Здесь же часто разыскивают пищу. Эти птицы едят все лесные ягоды, срывают зеленые части травянистых растений и ловят насекомых. Вместе с тем они много времени проводят на деревьях, поедая почки и сережки березы, ольхи, а глухарь и реже тетерев - и хвою сосны. Ночуют обычно также высоко, среди густых ветвей, но зимой зарываются в рыхлый снег, где проводят не только всю ночь, но в большие морозы и часть дня. Эти многочисленные представители отряда куриных (фазан, тетерев, глухарь, рябчики и др.) составляют предмет промысла.

  • Водоплавающие птицы.

Водоплавающие птицы, как показывает само название, способны плавать, а многие из них еще и ныряют. В связи с приспособлением к плаванию и нырянию у водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад. По земле большинство водоплавающих передвигаются медленно и неуклюже. Оперение водоплавающих птиц предохраняется от намокания главным образом строением перьевого покрова. Плотное переплетение перьевых и пуховых бородок образует густой слой с водоотталкивающей наружной поверхностью. Кроме того, водонепроницаемости способствуют бесчисленные пузырьки воздуха, заключенные в тончайших полостях слоев оперения. Смазывание перьев выделениями копчиковой железы тоже имеет значение для защиты от воды: оно сохраняет естественную структуру, форму и эластичность перьев, образующих водонепроницаемый слой. К водоплавающим относятся многие птицы: лебеди, гуси, казарки, утки, чирки, нырки и т. д Пингвины тоже относятся к водоплавающим птицам. Пингвины выходят на берег в период размножения, а в остальное время держатся в открытом море. Эти птицы прекрасно плавают и ныряют в поисках рыбы, моллюсков и мелких ракообразных, но совсем не летают. Крылья пингвинов маленькие и имеют форму узких плоских ластов. Короткие ноги с перепонкой между пальцами при плавании вытягиваются назад и служат рулем. По льду и снегу пингвины ходят, держа корпус вертикально и опираясь на ноги и хвост. Гнезда они не строят, а держат свое единственное яйцо на перепонках лап, пряча его под большую складку кожи на животе, и насиживают стоя.. Часто вода кажется холодной, так как из-за высокой теплопроводности она быстро охлаждает теплокровный организм. Но природа расходует энергию очень экономно. Чтобы компенсировать потерю тепла в холодной воде, водоплавающие и ныряющие птицы пользуются разными способами. Как правило, они крупнее птиц суши. Лапы водоплавающих и ныряющих птиц меньше снабжаются кровью. В их теплокровном организме есть части, имеющие различную температуру. Так, уменьшение объема теплой крови, протекающей по лапам, помогает экономить энергию, так как теплообмен в этом случае не так интенсивен. Оперение птиц, живущих у воды, очень густое, а у водоплавающих птиц оно может удерживать воздух и отталкивать воду. Большинство этих птиц имеет жировую смазку оперения из копчиковой железы, они ежедневно тратят несколько часов для ухода за перьями.











Птицы побережий водоемов и болот

Птицы побережий водоемов и болот обладают общими чертами строения. Добывают корм с поверхности земли, со дна или влажного грунта, в связи с чем у некоторых из них голенастые ноги и тонкие без перепонок пальцы, длинные щея и большой клюв (цапли и аисты - отряд аистообразные). Питаются лягушками, рыбой, насекомыми, червями , моллюсками. На болотах и побережьях из отряда кулики встречаются кроншнеп, турухтан, ржанки, бекасы, из отряда веслоногие - пеликаны, бакланы. Большинство представителей этой группы имеют промысловое значение. Жизнь многих птиц тесно связана с водоемами, в которых они добывают корм. Белый аист - крупная птица с большими черными крыльями и длинными, красного цвета ногами. Обитают аисты среди открытых пространств с редко расположенными группами деревьев, в местах, где имеются низменные обширные луга, болота, водоемы. Благодаря длинным ногам аист может заходить далеко в воду. С помощью длинных пальцев с небольшой перепонкой между их основаниями аист уверенно шагает по топким местам. Аисты - перелетные птицы и зимуют далеко от мест гнездования - В Центральной и Южной Африке, в некоторых районах Южной Азии. Морски́е пти́цы — птицы, адаптировавшиеся к жизни в морской среде. К ним относятся кайры, тупики, чайки и т. д. Хотя все морские птицы в значительной степени отличаются друг от друга как физиологически, так и по поведенческим характеристикам, они часто показывают признаки  сходства, что говорит об их общей эволюции, схожих экологических проблемах и единой кормовой нише. По сравнению с другими группами птиц морские птицы, как правило, живут дольше, размножаются в более зрелом возрасте, а птенцов выводят меньше, посвящая им значительную часть времени. Большинство морских видов гнездится колониями, численность которых может варьировать от нескольких десятков до нескольких миллионов особей. Многие из них ежегодно мигрируют на значительные расстояния, пересекая экватор; а в некоторых случаях даже совершая кругосветные путешествия. Кормятся птицы как на поверхности моря, так и под водой, а также иногда охотятся друг на друга. Одни виды круглый год проводят на океанических просторах вдали от берегов, другие же живут исключительно на побережье, а третьи определённую часть года вообще проводят вдали от моря.



  • Птицы открытых пространств

  • Птицы открытых пространств- это обитатели обширных открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты. Некоторые виды спасаются не улетая, а убегая от опасности. Бегущие птицы: страусовые, дрофа, стрепет. Живут они стаями: перемещаются с помощью ног (страусы не летают вообще). Гнездятся и кормятся на земле и имеют промысловое значение. Дрофа, стрепет, белый журавль (стерх), журавль-красавка занесены в Красную книгу России. В апреле высоко в небе под громкое курлыканье, выстроившись в треугольники, летят журавли. Они возвращаются из Африки и Южной Азии к местам гнездований. Большинство журавлей обитает на заболоченных участках, но журавль-красавка гнездится в степной зоне европейской и азиатской частей нашей страны. Сразу после прилета начинаются брачные игры журавлей. Они собираются в большой круг, в центре которого под громкие трубные звуки «пляшет» несколько пар. Через некоторое время «танцоры» встают в круг «зрителей», уступая место другим птицам. Красавки гнездятся прямо на земле: в степи или на пашне. Гнездо - неглубокая ямка с набросанными стеблями травы. В кладке 2 яйца. Питаются красавки преимущественно растительной пищей, в меньшей степени насекомыми. Красавки стали теперь редкими и нуждаются в охране. Из обитателей степей и пустынь самыми замечательными надо считать страусов. Это очень крупные нелетающие птицы с тяжелым туловищем на длинных сильных ногах. У африканского страуса на ногах всего по 2 пальца с большими когтями. Африканские страусы держатся группами, иногда в стадах крупных млекопитающих. Высокий рост, острое зрение и осторожность позволяют страусу первым замечать опасность и вспугивать все стадо. От врагов (хищника или охотника) он спасается бегством. Шаг страуса во время бега достигает 4 м, а скорость до 70 км в час. При близком столкновении с врагом страус защищается ногами, причиняя серьезные ранения. Дрофа - одна из самых крупных и редких птиц. Обитающих в пределах нашей страны. Масса ее достигает 16 кг. Дрофы селятся в степях. Благодаря хорошему зрению они уже издали замечают опасность и улетают либо убегают на своих мощных ногах. Иногда дрофа затаивается среди выгоревшей на солнце травы и тогда становится совершенно незаметной благодаря покровительственной окраске оперения. Дрофы - всеядные птицы: они поедают листья, семена и побеги растений, а также жуков, саранчу, ящериц, мелких мышевидных грызунов. Птенцы питаются преимущественно насекомыми. В случае опасности самка притворяется раненой и отвлекает внимание врага от птенцов, отбегая в сторону и волоча крылья. Птенцы при этом затаиваются на земле.





Смотрите также:
Цель: Изучить систематические и экологические группы птиц. Задачи
216.46kb.
Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека
66.42kb.
Тема: Видообразование как результат микроэволюции (11 класс) Учитель: Волченкова А. В. Задачи
34.44kb.
Фгбу «государственный заповедник «малая сосьва»
70.7kb.
II. Цель и задачи государственной политики в области развития науки и технологий
253.14kb.
Рабочая программа «Оператор по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных и птиц»
133.58kb.
Отряд Перепончатокрылые Задачи
71.06kb.
Пошаговое методическое указание 2 по выполнению базового домашнего задания
242.25kb.
Северный Ледовитый океан
40.03kb.
Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят
47kb.
2 изучение и анализ документов краеведческого музея г. Шарьи
153.89kb.
Программа дисциплины цикла сд по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства»
108.99kb.