Главная страница 1

Тема урока: Отряд Перепончатокрылые

Задачи:

  • Образовательные – выяснить характерные особенности отряда Перепончатокрылые, изучить их многообразие, значение в природе и жизни человека; познакомиться с понятием общественные насекомые, их инстинктивным поведением.

  • Воспитательные – продолжить формирование представления о природе как едином целом на примере объяснения выражения «насекомые – вредители», обоснования преимущества биологических методов борьбы с насекомыми – вредителями лесного и сельского хозяйства, а также необходимости охраны перепончатокрылых.

  • Развивающие – продолжить формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, составлять схемы, сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с тестами; закрепление практических навыков работы с микроскопом.

Оборудование: видеофильм; кодограмма: таблица «Отряд Перепончатокрылые»; микроскоп, микропрепараты «Строение конечности пчелы»

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Опорные знания: основные систематические единицы, классификация растений и животных; линька членистоногих; строение нервной системы ракообразных; симбиоз; правила работы с микроскопом.

Новые понятия: инстинкт; перепончатокрылые; наездники; пчелы: матка, трутни, рабочие; прополис, воск, соты, мед.

Уровень усвоения: I, II.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний по систематике животных. – 3 мин. Беседа:

    • Какое царство живой природы мы изучаем в этом учебном году?

    • Какой тип животных мы начали изучать?

    • На основании каких признаков животных относят к этому типу?

    • Какие классы животных типа Членистоногие вы знаете?

    • Какие отряды класса Насекомые вы изучили на прошлых уроках?

    • Какие признаки положены в основу классификации насекомых по отрядам?

  1. Изучение нового материала.


Тема урока: «Отряд Перепончатокрылые».

Цель: познакомиться с представителями отряда Перепончатокрылые, их значением в природе и жизни человека.

  1. Общая характеристика отряда Перепончатокрылые:

самостоятельная работа – 3 минуты, устный опрос, письменно закончить дома.

    • Количество видов:

    • М
      Перепончатокрылые
      ногообразие:



  • Распространение:

  • Признаки:

    • крылья:

    • усики: 1 пара

    • глаза:

    • ротовой аппарат:

  • Развитие: …

Яйца

неоплодотворенные оплодотворенные


…. … …


  • Значение: - в природе: 1. …. 2. … . 3. … .

- в жизни человека: 1. … . 2. … .

  1. Статья «Наездники» - самостоятельно изучить – 1 минута. Беседа – 5 минут

  • Почему эти перепончатокрылые получили такое название?

  • Как наездники откладывают яйца?

  • Кто такие сверхпаразиты?

  • Как вы думаете, какое значение для лесного и с/х имеют паразитические перепончатокрылые – наездники и яйцееды?

  • Почему некоторых из них (трихограмму) человек разводит в лабораториях?

Дополнительно! Кодограмма:

    • Белянковый наездник – откладывает яйца в тело гусеницы бабочки белянки

    • Куколочный наездник - откладывает яйца в куколки бабочек

    • К паразитическим перепончатокрылым относятся также яйцееды:

трихограмма (1 мм) - откладывает свои яйца в яйца >80 видов бабочек

теленомус – поражает яйца клопов вредных черепашек



  1. Изучив отряды насекомых, мы узнали, что среди этих животных есть множество вредителей лесного и с/х. Человек разработал различные способы борьбы с насекомыми-вредителями. Но, когда мы говорим: насекомые – вредители, то подразумеваем – для человека!, т.к. в природе все взаимосвязано, уравновешено – нет полезных или вредных животных – каждый занимает свою определенную нишу в экосистеме. Поэтому необдуманные вмешательства человека в экосистемы может иметь печальные последствия, о чем мы уже не раз с вами говорили.

К
Меры борьбы с насекомыми-вредителями лесного и с/х
одограмма:

Химическая

защита растений

( ……………)

Механические

способы борьбы

(……..……..)

Агротехнические способы борьбы

(……….…….)



Биологические способы борьбы – при помощи их естественных врагов (…………..…)

(……)


Эвристическая беседа:



  • Химическая защита эффективна, но почему ее нельзя считать оптимальной мерой борьбы?

  • В чем недостаток механического способа борьбы?

  • Какой из этих способов сочетает в себе безопасность для природы и эффективность? - вывод




  1. Самостоятельная работа по вариантам (3 минуты + 4+4 на опрос):


I вариант – статья «Пчелы», стр.87-89 + фрагмент в/ф.

  • Из каких представителей состоит пчелиная семья? Каково их количество?

  • Какова роль членов семьи?

  • Что такое роение?

  • С помощью чего пчела собирает пыльцу? (корзиночки и щеточки на задних лапках) и нектар (хоботок)?

  • Что такое соты? Из чего они строятся? (Из воска; 1кг воска – 10 кг меда. Восковые площадки на брюшке; нижние челюсти разминают воск).

  • Что такое инстинкт?

  • Какие продукты жизнедеятельности пчелиной семьи использует человек?

(Мед, пчелиный клей – прополис, пчелиный яд, воск. Маточное молочко (апилак) – кормят матку; выделяется специальными железами у рабочих пчел. Перга – из пыльцы мед).
II вариант – статья «Муравьи», стр. 89-91+ фрагмент в/ф.

  • Кто входит в состав семьи муравьев?

  • Как образуется новая семья муравьев?

  • Как устроен муравейник? Для чего его используют муравьи? Язык муравьев!

  • Каково значение муравьев в природе и жизни человека?




    • Сравните образ жизни пчел и муравьев. Устно.

* Почему пчел и муравьев считают общественными насекомыми?

***Медоносную пчелу относят к домашним животным, а платяную моль, рыжего таракана – нет. Как это объяснить, ведь они живут в домах человека, а пчелы – на пасеке?



  1. Закрепление. 1.Определите систематическое положение:

1 вариант – осы роющей, 2 вариант – пилильщика соснового

2. Рассмотреть микропрепарат «Конечность пчелы». Как строение связано с функцией?

  1. Д/з: § 19, закончить работу в тетради.

Тема урока: Отряд Перепончатокрылые

  1. Общая характеристика отряда Перепончатокрылые:

с
Перепончатокрылые
амостоятельная работа – 3 минуты, устно, письменно закончить дома.

    • Количество видов: Многообразие:




  • Распространение:

  • Признаки:

    • крылья:

    • усики: 1 пара

    • глаза:

    • ротовой аппарат:

  • Развитие: … Яйца

неоплодотворенные оплодотворенные

…. … …


  • Значение: - в природе: 1. …. 2. … . 3. … .

- в жизни человека: 1. … . 2. … .

  1. Статья «Наездники» - самостоятельно изучить – 1 минута. Ответить на ?

  • Почему эти перепончатокрылые получили такое название?

  • Как наездники откладывают яйца?

  • Кто такие сверхпаразиты?

  • Как вы думаете, какое значение для лесного и с/х имеют паразитические перепончатокрылые – наездники и яйцееды?

  • Почему некоторых из них (трихограмму) человек разводит в лабораториях?

Дополнительно!

    • Белянковый наездник – откладывает яйца в тело гусеницы бабочки белянки

    • Куколочный наездник - откладывает яйца в куколки бабочек

    • К паразитическим перепончатокрылым относятся также яйцееды:

трихограмма (1 мм) - откладывает свои яйца в яйца >80 видов бабочек

теленомус – поражает яйца клопов вредных черепашек



  1. Способы борьбы с насекомыми-вредителями.

К
Меры борьбы с насекомыми-вредителями лесного и с/х
одограмма:

Химическая

защита растений

( ……………)

Механические

способы борьбы

(……..……..)

Агротехнические способы борьбы

(……….…….)



Биологические способы борьбы (…………..…)




  • Химическая защита эффективна, но почему ее нельзя считать оптимальной мерой борьбы?

  • В чем недостаток механического способа борьбы?

  • Какой из этих способов сочетает в себе безопасность для природы и эффективность?– вывод.

4. Самостоятельная работа по вариантам :

I вариант – статья «Пчелы», стр.87-89 .

  • Из каких представителей состоит пчелиная семья? Каково их количество?

  • Какова роль членов семьи?

  • Что такое роение?

  • С помощью чего пчела собирает пыльцу? … нектар ?

  • Что такое соты? Из чего они строятся?

  • Что такое инстинкт?

  • Какие продукты жизнедеятельности пчелиной семьи использует человек?

II вариант – статья «Муравьи», стр. 89-91.

  • Кто входит в состав семьи муравьев?

  • Как образуется новая семья муравьев?

  • Как устроен муравейник? Для чего его используют муравьи? Язык муравьев!

  • Каково значение муравьев в природе и жизни человека?


Закрепление. 1.Определите систематическое положение:

1 вариант – осы роющей, 2 вариант – пилильщика соснового



Д/з: § 19, закончить работу в тетради.



Смотрите также:
Отряд Перепончатокрылые Задачи
71.06kb.
Кремаренко Андрей (КА)
30.84kb.
Отряд Бесхвостые Anura. Подотряд Опистоцельные Opistocoela
62.99kb.
Здесь ребята хорошо питались, после обеда отдыхали, интересно проводили досуг
43.11kb.
1. Обучение, обучающие выборки
97.33kb.
1 Общая информация 2 Характеристика, цели и задачи
250.44kb.
Предмет, задачи, методы юридической психологии
566.37kb.
Многомерные задачи оптимизации
106.72kb.
Урок15. Рельеф ашинского района. Цели и задачи урока
51.38kb.
Реферат по теме «Задачи на нахождение молекулярной формулы вещества»
77.78kb.
Ковязин Е. И. Олимпиадные задачи по небесной механике и космонавтике
53.8kb.
Тема: Видообразование как результат микроэволюции (11 класс) Учитель: Волченкова А. В. Задачи
34.44kb.