Главная |
страница 1
Тема: Снег. Какого цвета снег? (Сочинение-описание природы) Цель: показать, что цветом снега художники могут рассказать о природе, о людях, о чувствах человека, о родной стране. Задачи:
Оборудование к уроку: компьютер, медиапроектор, экран Прилагаемые медиаматериалы: 1 Клип Е.К.Берюховой «Русская зима», http://viki.rdf.ru 2.Авторская презентация «Снег. Какого цвета снег?, созданная в среде MS POWER POINT». Тему нашего урока вы назовете, если правильно отгадаете загадку: - Он летает белой стаей и сверкает на лету. - Запишите тему урока : « Снег! Какого цвета снег? Сочинение-описание природы. (слайд №2) 2. Осмысление содержания. - С каким временем года у вас ассоциируется снег? - С зимой. - Что такое для нас ЗИМА? - Зима – это холод, всё живое засыпает, это «сон природы». Зима – это игра в снежки, катание с горок. Зима – это морозы, такие лютые, что отменяют занятия в школе, это снежные вьюги. Зимой можно строить крепости, лепить Снежную Бабу, кататься на лыжах и коньках. Зима – это румяные щёчки, «свежий» вид, бодрость духа.. Зима – это движение. Вот она какая разная зима! С одной стороны – «сон природы», с другой – движение. И, наконец, – это Новый год с хороводом вокруг красавицы ёлочки и зимние каникулы, Святки с таинственными гаданиями и Рождество с задорными колядками. (просмотр клипа «Русская зима») Выпал снег — и унылое черное поле превращается, как по волшебству, в великолепный белый ковер, сверкающий на солнце, преображаются лесные чащи, в белые одежды наряжаются ели. Да и сам снег! Что может быть более непостоянным, более изменчивым? Вот он есть — и вдруг, подобно сказочной Снегурочке, он исчезает, тает.(слайд №4) Сколько вам лет, столько раз вы видели снег. А какого он цвета? У всех нас есть глаза, но взглянуть – ещё не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника. (слайд №5) - Какое настроение у нас появляется, когда мы смотрим на картину художника? - Зрелище первого снега, принесшего преображение земле, рождает светлые чувства. Светлое чувство покоя передается людям, рождая в душе волнение и радость. От картины А.А. Пластова как будто исходит свежесть, так пахнет первый снег. - Кто герои картины? - Герои картины – дети. Девочка выскочила на крыльцо в одном платьишке, наспех накинув на голову шерстяной платок. Ей зябко, но уходить не хочется. Уж очень красив падающий снег. Она сама нежная, как снежинка. Её братишка зачарованно смотрит на первый снег. Снежинки падают ребятам на лоб, на щёки, на нос, падают и тают, а они как будто улыбаются и щурятся. Какого же цвета снег на картине художника Пластова? - Он белый-белый, чистый-чистый, пушистый, лёгкий. - По двору важно разгуливает ворона. Зачем она понадобилась художнику? Прикроем ворону рукой, а потом отведём руку – и поймём. Крупная, серая, с чёрными крыльями птица на свежевыпавшем снегу, словно клякса на чистой странице тетрадки. И поставил кляксу художник нарочно. От тёмного пятна чистый белый снег кажется ещё белей. Сегодня на уроке мы будем вести с вами словарь-помощник, словарь наблюдений и настроения, он поможет вам при написании сочинения-описания природы (заполняем коллективно)
-А теперь посмотрим на снег глазами художника В.К.Бялыницкого-Бируля. (слайд №7) Его картина называется «Зима», совершим с ним путешествие по лесам, полям, лугам, не сделав ни одного шага. Где мы сейчас очутились? -На окраине леса. Круглый год зелена мохнатая хвоя ёлок. А берёзы стоят по-зимнему голые. Трогательна беспомощность пяти молодых тоненьких берёзок, они отделились от леса, где деревья защищают друг друга от ветра и стужи. Кажется, что берёзки нарочно жмутся друг к другу: вместе не так холодно. Ни одна ветка не дрогнет, всё оцепенело в зимнем беззвучии. Смотришь на хрупкие стволы березок, и становится зябко. У Бялыницкого –Бирули зима колдунья, она заколдовала и небо, и землю, и лес. Она заставила слушать нас ледяную суровую тишину. А теперь посмотрим на снег, какой он? - Это уже не первенец зимы – чистый, пушистый. Это старый, слоистый, слежавшийся снег. Его обдували ветры и подтачивала оттепель. Он потускнел, словно подёрнулся голубовато-серой дымкой Как вы думаете, ребята, только ли от времени потускнел снег? - Нет. Художник В.К.Бялыницкий-Бируля писал пейзаж в пасмурный день, когда в воздухе висит серая дымка, когда природа словно задумалась. И с тобой, после путешествия под хмурым небом по тусклому дымчатому снегу что-то случилось. И ты притих. Такова волшебная власть цвета. Запишите в словарь наблюдений то, каким мы видим снег на картине художника, а в словарь настроения слова, которые передают наше настроение от этой картины. (заполняем коллективно)
Картина И.А. Грабаря «Мартовский снег».(слайд №8) -В старинной русской песне поётся, как парень догонял девушку, которая шла за водой. Очень она ему понравилась. Да и как не понравиться! У той, у кого на плече коромысло, спина – прямая, посадка головы – гордая, поступь – плавная. Всем этим в России всегда славилась девичья краса. По-песенному статна стройна девушка с коромыслом на картине Игоря Эммануиловича Грабаря. Но почему Грабарь назвал свою картину не так, как в песне «Шла девица за водой», а «Мартовский снег»? Потому, что главный – он, последний снег уходящей зимы. Какой он? -Он ещё по-зимнему пышный. - Он голубой! - А почему? - Чем ближе к весне, тем ярче солнце и ярче тени. - Посмотрите, как отброшенные деревьями, синие, голубые тени разбежались, исполосатили мартовский снег. Художник писал их мелкими, дробными мазками. Сливаясь в единое целое, они словно колеблются, дрожат. Поверхность снега превратилась в многоцветную зыбь. И тебя охватывает беспокойство. Что-то должно случиться. Что-то очень важное. Всё в ожидании: и деревья, и небо, и земля. Вот и чудится, что, обернувшись девушкой, идет по переливчатому мартовскому снегу та, которую все ждут – сама Весна. Работа со словарём наблюдения и настроения (заполняем коллективно)
Картина Б.М.Кустодиева «Масленица» (слайд №9) Художник Борис Михайлович Кустодиев пригласил нас на народное гулянье, в старину. Однако ты не чувствуешь себя чужим среди этих весёлых, румяных от мороза людей. Ты словно сам вместе с ними дышишь чистым морозным воздухом, кружишься на карусели, топчешься возле ярмарочных балаганов, где продают народные лакомства: медовые пряники, ярко раскрашенные леденцы. Буйным ликованием красок Кустодиев выразил волшебную прелесть милой сердцу природы. Каким мы увидели снег на картине творца? Запишем в словарь наблюдений (заполняем коллективно)
- Любуясь многоцветьем снега, ты почувствовал, что русская зима- твоя родная зима А какого цвета снег на картине нашего художника- земляка Чернова Дмитрия Петровича? Но сначала прослушаем рассказ о талантливом мастере кисти Чернове Д.П. (слайд №10,11,12) Сообщение ученика: 1935 год, ноябрь, деревня Золотовка, в крестьянской семье родился мальчик. Нарекли Дмитрием. Ничего не говорило о том, что это будущий художник. Хотя рисовать любил он с детства. Первые ростки таланта заметил в нём преподаватель Юдинского педагогического училища, художник Анатолий Гордеевич Кокорин. О нём Чернов вспоминает с особой теплотой как о своём первом учителе рисования. Однако, несмотря ни на что, Чернов долго не связывал свою жизнь с искусством. Он поступает в Курганский пединститут на факультет «Физика- основа производства. Проучился там два курса, «понял не мое» и оставил учёбу. По совету друга, художника Н.Е.Баева, поступает на худграф в Нижнетагильский институт в 1968 году. Так в 37 лет он становится студентом. Не одно поколение ребятишек выучил Дмитрий Петрович, а предметы рисование и черчение, которые он вёл, были любимыми. Уйдя на пенсию в 1996 году, стал заниматься любимым делом – рисовать картины и радовать земляков своим творчеством. Учитель: А теперь совершим виртуальную экскурсию в галерею художника (слайды № 13-20) Посмотрите на картины нашего художника – чародея. На холстах глухо шумят темные боры, тонко звенят осинки, светлыми молниями сверкают в ельнике березки. Картины встречают нас солнечной опушкой, убегающим в глубь леса прозрачным ручьем, исхоженной дорогой или полевой тропинкой, протоптанной в густой траве. Художник словно зовет нас за собой, чтобы вместе вступить в лесную глушь, пройти по раздольному полю. В каждом уголке природы Дмитрий Петрович умеет найти что – то заветное, сокровенное. Смотришь на картины и узнаешь родное приволье: золотовский сад, гренадерский остров, новогеоргиевские поля, закат над озером, сосны-великаны, расположившиеся в лесу между Новогеоргиевкой и Золотовкой. Светом жизни пронизаны эти холсты, сколько в них игры света и тени, волшебства бликов, которые заставляют зримо ощущать родное приволье. Картины Дмитрия Петровича восхищают наших земляков, во многих домах – картины, где запечатлены знакомые и милые сердцу пейзажи. 1.Нравится ли вам картина? Какие чувства вызывает у вас картина? 2.Что в ней особенно нравится? 3.Какова основная мысль картины? 4.Какие краски преобладают в картине? Почему? 5.Как изображены лес, небо, деревья? Какие цвета при этом использует художник? А какой мы видим снег? Снег на деревьях, на земле? 6.Видим ли мы на картине солнце? Каким образом художник, не изображая солнце на картине, дает нам почувствовать, что это морозный солнечный денёк? 1.Общие сведения о художнике Д.П.Чернове и тематике его картин. 2.Общая характеристика картины: тема, какое время года изображено. Какие цвета преобладают? 3.Описание деталей: неба, леса, деревьев, снега (подберите для описания эпитеты, олицетворения, сравнения). 4.Оценка картины. Чувства, которые она вызывает, впечатление, которое производит? (Учащиеся записывают план в тетради Начался наш урок с загадки про снег. Вы увидели его на замечательных картинах художников Какого же цвета снег? Напишем синквейн на тему «Снег» (слайд №25,26,27) Какие у нас получились синквейны? Снег Белый, пушистый Сияет, блестит, сверкает. Снег – это чудо России! Красота! Снег Первый, долгожданный Падает, кружится, ложится Пришла матушка-зима. Радость! Пусть сегодняшний наш урок станет уроком Любви к родной природе и искусству, уроком Красоты, Радости! Радости от сознания того, что есть в мире Прекрасное, и это Прекрасное совсем рядом. Я благодарю вас за радость общения во время совместной работы.(слайд28) Мне хочется услышать ваши чувства и мысли в ваших сочинениях на тему «Снег. Какого цвета снег? Сочинение-описание природы» Использованные ресурсы сети Интернет:
Слайд №29 Смотрите также:
Цель: показать, что цветом снега художники могут рассказать о природе, о людях, о чувствах человека, о родной стране
91.11kb.
Цель: показать цели деятельности оон; показать роль международного права в регулировании отношений между народами и его влияние на национальное законодательство
170.55kb.
Классный час «О вреде курения» Цель: рассказать и наглядно показать учащимся 4-5 класса вред табакокурения
26.61kb.
Учитель биологии гуо сош №39
40.67kb.
Урок биологии 7 класс Тема:
31.94kb.
Тема: «След на земле»
128.25kb.
Летопись Поселка Дальнее поле Песчанокопского района Ростовской области пос. Раздельный пос. Гок Дата начала ведения Л́́́етописи
205.23kb.
А. М. Горький Край родной… Как много эти два слова говорят сердцу каждого из нас. И счастлив человек, сохранивший любовь к родной стороне на протяжении всей своей жизни
224.12kb.
Дата Изменения в природе. Труд людей. Обряды и обрядовые действия
70.93kb.
Тема урока: в королевстве карбоновых кислот Цель
46.82kb.
Водородная связь. Цель
77.01kb.
Г. П. Бунин М. Б. Плущевский А. В. Плотников Стандартизация как научно-техническая деятельность и перспективы становления ее как науки: взгляд на проблемы и пути их решения в нашей стране закон
752.14kb.
|