Главная страница 1



Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
Государственный университет

Высшая школа экономики
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ

Отделение культурологии


Программа дисциплины


« Риторика»

для направления 031400.62 « Культурология »

подготовки бакалавра

Автор: А.И.Левинзон

.

 Рекомендовано секцией УМС


Секция «Журналистика»

Председатель

«__» Е.Н. Пенская 2009г.

Одобрено на заседании


кафедры словесности

Зав. кафедрой

«__» Е.Н.Пенская 2009г.

Утверждено УС факультета


философии

Ученый секретарь


_________________

«__» ____________ 200 г.







Москва
Пояснительная записка

Преподавание учебного курса «Риторика» строится исходя из осмысления понятия «риторика» в современной филологической литературе. Риторика традиционно понимается как научная дисциплина, изучающая правила построения убеждающих текстов. В предлагаемом курсе такому подходу к риторике соответствует теоретическая составляющая, база которой складывается из анализа аргументации. Между тем, риторика нередко трактуется и как искусство создания текстов.  Практическая составляющая курса, основанная на тренировочных задания по порождению образчиков эффективной письменной и устной коммуникации, соответствует этому второму типу отношения к риторике. В задачи курса, таким образом, входят:

- ознакомление студентов с риторической терминологией и ее историческими изменениями;

- обучение основам теории аргументации;

- анализ убеждающих текстов СМИ с точки зрения эффективности реализации поставленных авторами коммуникативных целей;

- развитие навыков создания текстов различных речевых жанров.


Тематический план учебной дисциплины


Название темы

Всего часов

Аудиторные

часы

Самостоя-тельная работа

Лекции

Сем. и практич. занятия




1

Понятие риторики. История риторики.

10

2




8

2.

Риторическое мышление. Риторический канон. Меморио. Акцио.

10

2

2

6

3.

Инвенцио. Основные вопросы этапа изобретения мысли.

10

2




8

4.

Выбор темы. Анализ целевой аудитории.

10




2

8

5.

Топика.

10

1

4

5

6.

Коммуникативная цель. Виды текстов в зависимости от коммуникативной цели.

4

2

2




7.

Убеждающий текст. Тезис и аргументы.

4

2

2




8.

Виды аргументов.

10

2

2

6

9.

Аргументы и уловки. Виды уловок.

10

2

2

6

10.

Диспозицио.

10

2

2

6

11.

Элокуцио. Понятие о красоте речи.

2

2







12.

Языковые средства усиления выразительности.

10

2

2

6

13.

Специальные средства усиления выразительности. Фигуры речи.

8

2

2

4



Всего часов

108

23

22

63

 

Базовый учебник

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2004



Формы рубежного контроля

Итоговая оценка складывается из следующих составляющих:



  • участие в работе семинаров: работа на занятиях, выступление с докладами (40%)

  • эссе (30%)

  • зачет (30%)


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Понятие риторики. История риторики

Риторика как научная дисциплина. Риторика как искусство. Причины возникновения риторики. Первые школы красноречия. Риторика софистов. Деятельность первых риторов. Горгиевы фигуры. Риторика и диалектика у Платона. Презрение к риторике. Средневековая гомилетика. Риторика в России. Риторическая концепция Ломоносова. Возрождение риторики в XX веке. Неориторика. Японская риторическая теория. Риторика и теория аргументации. Деятельность группы «мю». Ю.М. Лотман о риторике. Риторика рекламы.

Обязательная литература

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2004



Дополнительная литература

Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект. М., 2003

Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. М., 2002

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (www.krugosvet.ru):

Речевое воздействие, Риторика
2. Риторическое мышление. Риторический канон. Меморио. Акцио.

С.С. Аверинцев о риторическом и романтическом мышлении. Исчисление возможностей как основа риторического подхода к действительности. Модели создания текста. Риторический канон. Меморио в Древней Греции. Акцио. Кинесика. Аудиторный шок и методы борьбы с ним. Выступление в негативно настроенной аудитории. Преобразование письменного текста для устного выступления.



Обязательная литература:

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2004



Дополнительная литература

Сопер П. Основы искусства речи. М., 2005

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (www.krugosvet.ru):

Разговорная речь


3. Инвенцио. Основные вопросы этапа изобретения мысли.

Членение процесса создания текста на пять частей. Изобретение мысли. Основные стадии инвенции: анализ аудитории, выбор темы, подготовка материала, определение цели и вида текста.



Обязательная литература

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2004



Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (www.krugosvet.ru):

Коммуникативная цель
4. Выбор темы. Анализ целевой аудитории.

Выбор темы исходя из интереса. Частный и общественный интерес. Градация как способ преобразования интереса. Принципы сегментации целевой аудитории. Зависимость тематики текста от характера аудитории. Зависимость языка текста от характера целевой аудитории. Язык СМИ для детей. Язык женских СМИ. Язык СМИ для сообщества предпринимателей. Способы выражения адресованности: второе лицо, обращения, императивы, риторические вопросы и восклицания, цитаты. Приемы установления контакта с аудиторией в устном выступлении.



Обязательная литература

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2004



Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru):

Жаргон, Просторечие, Синонимия
5. Топика.

Понятие топоса. Аристотель о топосах. Топос и общее мнение. Практика составления флорилегий. Топосы как мыслительные поля. Виды топосов. Практическое применение учения о топосах.



Обязательная литература:

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2004



Дополнительная литература

Москвин В.П. Аргументативная риторика. Ростов-на-Дону,

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (www.krugosvet.ru):

Риторика
6. Коммуникативная цель. Виды текстов в зависимости от коммуникативной цели.

Понятие коммуникативной цели. Коммуникативная неудача. Виды коммуникативных целей диалога. Аристотель о целях речи и видах речей. Судительная и совещательная речь. Информационный текст. Развлекательный текст. Эпидейктическая речь. Похвальная речь. Основные особенности жанра похвалы. Аристотель о хуле и похвале.

Обязательная литература:

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2004



Дополнительная литература

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2006

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (www.krugosvet.ru):

Прагматика, Речевой акт


7. Убеждающий текст. Тезис и аргументы.

Особенности коммуникативной цели убеждения. Принципы организации убеждающих текстов. Жанры убеждающих текстов. Убеждение в диалоге. Спор. Виды спора. Убеждение и реклама. Убеждение и пропаганда. Свойства тезиса. Связь тезиса и аргументов.



Обязательная литература:

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2004



Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (www.krugosvet.ru):

Прагматика, Речевой акт
8. Виды аргументов.

Принципы классификации аргументов. Естественная аргументация. Указание на источники информации в СМИ. Аргументы к вещи. Логическая и риторическая аргументация. Дедукция, индукция, аналогия. Обращение к жалости. Обращение к этосу. Обращение к авторитету.



Обязательная литература:

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2004



Дополнительная литература

Ивин А.А. Логика и теория аргументации. М., 2007


9. Аргументы и уловки. Виды уловок.

История изучения уловок. Уловки и ошибки. Софизмы. Классификация уловок. Аргумент « к человеку». Красная селедка. Соломенное чучело. Обращение к жалости как уловка. Обращение к авторитету как уловка. Языковые уловки.



Обязательная литература:

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2004



Дополнительная литература

Ивин А.А. Логика и теория аргументации. М., 2007


10. Диспозицио.

Учение о композиции. Квинтиллиан о членении текста. Хрия. Теоря выдвижения. Схемы выдвижения. Функции введения. Типы введений. Функции заключения. Типы заключений. Хронологический, логический и драматический принципы расположения материала. Расположение материала по аналогии. Антитеза как принцип расположения материала. Композиция текста, предназначенного для устного выступления. Композиция научной статьи. Композиция аналитической статьи в СМИ.



Обязательная литература:

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2004



Дополнительная литература

Сопер П. Основы искусства речи. М., 2005


11. Элокуцио. Понятие о красоте речи.

Форма и содержание в искусстве. Платон о форме и содержании речи. Структуралисты о форме и содержании текста. Риторика как учение о фигурах речи. Красота речи как ясность и выразительность.



Обязательная литература:

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2004



Дополнительная литература

Барт Р. Избранные работы. М., 1989


12. Языковые средства усиления выразительности.

Синонимия как свойство естественного языка. Оценочная лексика. Функции оценочной лексики в СМИ. Оценочная лексика как средство языкового манипулирования. Коннотативный компонент значения. Использование коннотативного компонента значения в рекламе. Понятие жаргона. Понятие просторечия. Жаргон и просторечие в современных СМИ. Лингвистическая экспертиза. Многозначность и языковая игра.



Обязательная литература:

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2004



Дополнительная литература

Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 2002

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (www.krugosvet.ru):

Жаргон, Просторечие


13. Специальные средства усиления выразительности.

Фигуры речи. Тропы. Эпитет. Сравнение. Метафора. Метафора и языковая картина мира. Метафора и мышление. Языковые и авторские метафоры. Метонимия. Синекдоха. Эвфемизм. Эвфемизм как средство языкового манипулирования. Ирония. Ирония в современных СМИ. Язык заголовков и рекламных слоганов. Модели создания заголовков и рекламных слоганов. Фигуры визуальной рекламы.



Обязательная литература:

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2004



Дополнительная литература

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2008

Теория метафоры. М., 1990

Темы эссе по риторике.

1. Подбор аргументации к данному тезису.

2. Анализ аргументации в данном тексте СМИ.

3. Анализ целевой аудитории данного текста СМИ.

4. Анализ публичного выступления преподавателя/ученого/политического деятеля.

5. Полный анализ данного текста с точки зрения его коммуникативных целей и способов их реализации в данном тексте (объемом 1-1,5 стр.) по заданной схеме.



Анализ текста (примерная схема)

  1. Охарактеризуйте специфику издания и роль данного текста в этом издании.

  2. Исходя из этого, сформулируйте основные цели текста.

  3. Адресат. Как проявляется скрытый учет адресата? Какому адресату предназначен текст, каков уровень его знаний и знакомства с темой, как это отражается на тексте: на выборе лексики, на синтаксисе, на содержании? Есть ли проявления явного учета адресата? Если есть, укажите их.

  4. Субъектная структура текста:

    • Авторское начало: в какой степени автор присутствует в тексте, почему? Как выражена позиция автора текста?

    • Отражение других точек зрения (прямая речь, цитаты, пересказ чужих слов со ссылкой, ссылка на общее мнение (говорят, считается), аллюзии на известные тексты и ситуации), «чужие голоса». 

  1. Лексико-стилистические особенности данного текста. Приводите примеры всех средств, которые вы находите, а по возможности перечисляйте их все.

    • Стандартные речевые обороты, смешение слов разной стилистической окраски (жаргон, просторечие, архаизмы, канцеляризмы и т.д.), экспрессивная лексика, нестандартная сочетаемость и редкие слова, количество заимствованных слов.  Какие приемы речевой выразительности употребляются и с какой целью (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, перифраза, олицетворение, гипербола, литота, а также каламбур, разрушение фразеологизма, игра с паронимами, оксюморон, аллюзия, ирония)? Какова насыщенность текста этими приемами? Есть ли цитаты, афоризмы, реминисценции? Для чего они введены в текст? Есть ли нарушения лексических норм – неправильное, избыточное или неоправданное употребление слов? 

  1. Синтаксические особенности данного текста: сложные/простые, распространенные/нераспространенные предложения, использование причастных и деепричастных оборотов, вводных слов и предложений, перечисления (ряды однородных членов), прямая речь и цитаты, другие особенности. Какие средства синтаксической выразительности использованы (инверсия, антитеза, параллелизм, анафора, эпифора, градация)? Объясните их назначение. Как используются формы глагольного времени для передачи непосредственного наблюдения/обобщения, абстрактного изложения / последовательного хода событий.

  2. Тема и композиция текста. Как тема влияет на выбор лексики, синтаксических конструкций. С чего начинается текст, чем он заканчивается? Как начало и конец текста способствуют раскрытию темы; каков порядок смысловых частей. Есть ли особые свойства структуры текста: развернутая метафора, антитеза, кольцевая композиция.

  3. Ваши впечатления от текста. Ваша оценка текста: насколько текст достигает своей коммуникативной цели?



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Современный взгляд на риторику. Причины возрождения риторики в ХХ веке

  2. Инвенция: основные этапы изобретения мысли.

3. Выбор темы. Использование приема градации.

4. Требование оригинальности мысли. Понятие топоса. Топика Аристотеля.

5. Виды топосов.

6. Виды ораторской речи. Основные принципы хвалебной речи.

8. Понятие тезиса. Понятие аргумента. Виды аргументов.

9. Логические аргументы. Логический закон. Логика и риторика.

10. Дедукция. Индукция. Аналогия.

11. Естественные аргументы. Аргументы к этосу. Аргументы к пафосу.

12. Аргументы и уловки. Виды уловок.

13. Понятие композиции. Принцип выдвижения информации. Схемы выдвижения.

14. Понятие о красоте речи. Языковые средства усиления выразительности.

15. Специальные средства усиления выразительности.



Автор программы А.И. Левинзон





Смотрите также:
Для направления 031400. 62 «Культурология» подготовки бакалавра
140.55kb.
Программа дисциплины «История России» для направления 230100. 62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра
639.85kb.
Программа дисциплины Алгебраическая геометрия для направления 010100. 62 «Математика» подготовки бакалавра
201.93kb.
Программа дисциплины "Международные механизмы защиты прав человека" " International mechanisms of human rights protection" для направления
184.39kb.
Программа дисциплины Экономическая теория для направления 030600. 62 «История» подготовки бакалавра
420.18kb.
Программа дисциплины Компьютерная лингвистика для направления 035800. 62 Фундаментальная и прикладная лингвистика подготовки бакалавра
215.66kb.
1Область применения и нормативные ссылки
79.2kb.
Программа дисциплины «Источниковедение и информационные ресурсы истории» для направления 030600. 62 «История» подготовки бакалавра
207.66kb.
Программа факультатива История эзотерических учений для направления 031400. 62 «Культурология»
327.04kb.
Программа дисциплины Экономика труда Для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Курс 1
241.98kb.
Программа дисциплины Продвинутый курс японского языка
231.04kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
216.16kb.