Главная |
страница 1страница 2страница 3
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет философииОтделение культурологии Программа факультатива История эзотерических учений для направления 031400.62 «Культурология» Автор преподаватель Носачев Павел Георгиевич Одобрена на заседании кафедрыНаук о культуре зав. кафедрой В.А. Куренной ____________________________ «_____»_________________2008 г. Москва Пояснительная записка Курс «История эзотерических учений» призван познакомить студентов с обширным полем знаний и теорий, которое представляет собой эзотерическая культура. Курс должен показать, сколь глубоко отдельные части эзотеризма и весь комплекс эзотерических знаний вплетен в культуру. В процессе изучения курса студенты должны понять основные принципы формирования комплекса эзотерических знаний и научиться отличать различные формы и виды эзотеризма. Они должны осознавать, что в корне данного явления лежит потребность человека в иррациональном, которая зачастую, в особенности в Новое время, оставалась неудовлетворенной. Поэтому сам по себе феномен эзотеризма мог являться источником вдохновения для важных явлений культуры, таких, например, как поэзия Йейтса и Блейка, проза Борхеса и Пелевина, картины Босха и Брейгеля. Представляется наиболее очевидным рассматривать феномен эзотеризма как возникновение некоей системы ответов на вызовы, которые в те или иные моменты истории ставят перед человеком время и культура. Безусловно, в основе своей эти ответы не несли положительного смысла, ибо чаще всего были некоей девиацией, направленной как от здорового религиозного, так и от рационального осмыслений. Эзотеризм постоянно на протяжении всей истории культуры пытался ответить на вечные вопросы, мучавшие человека. Это особенно ярко видно уже в раннем периоде его существования в герметизме и гнозисе. В дальнейшем такая картина будет, лишь несколько меняясь, в формальном виде сохраняться в течение всей истории вплоть до сего дня. Поэтому наилучшим представляется рассмотрение истории эзотеризма, начиная от его корней, которые лежат в ином постижении различных явлений культуры и выстраивают свою дальнейшую генеалогию на основе иррационализма. Таким образом за отправную точку каждой темы в данном курсе берется положительная основа, предоставляемая самой культурой, а дальнейшее ее переосмысление через призму эзотерических концепций рассматривается как переосмысление изначальной данности. Сам процесс преподавание курса связан с рядом проблем, вызванных особой спецификой предмета изучения. Эзотеризм обладает немалой притягательной силой, и зачастую у студента может возникнуть интерес к отдельным частям данного курса, не связанный с ознакомительными научными целями его преподавания. Во избежание таких случаев курс надлежит излагать особым образом, выстраивая преподавание по методологии, исключающей подобные реакции. Преподавание в рамках данной программы строится на основе теорий выдвинутых итальянским философом-семиотиком Умберто Эко. В основе подхода этого философа стоит утверждение об отсутствии за герметической (в данном случае такое наименование можно отнести ко всем эзотерическим идеологемам) тайной онтологического измерения. При такой трактовке весь эзотеризм воспринимается как девиация на пути развития культуры, девиация, порожденная особым культурным процессом, который Эко именует сверхинтерпретацией. В результате этого процесса на основе существующих в культуре нарративов создаются новые реальности, реальности эзотерические. Всегда создание таких реальностей сопряжено с идеей герметической тайны, эзотерики стараются выстроить все свои системы вокруг некоей тайны, превосходящей все знаемое человеком, и эта тайна, якобы, должна дать человеку ответы на все его вопросы. Этот ореол таинственности и придает эзотерикам ощущение своей исключительности, выделенности из всей окружающей серой массы. Именно это так сильно и соблазняет внешнего человека, вселяет в него надежду на все объясняющий ответ, таящийся в глубине эзотерических нарративов. По теории Эко весь комплекс эзотерических знаний возник в результате неверного процесса интерпретации определенных явлений в культуре (в данном случае неверный значит чрезмерно усложняющий процесс истолкования). И как следствие такого неверного истолкования можно рассматривать и появление эзотерической тайны, которая с необходимостью должна предавать данному истолкованию смысл, но придать она его не может, потому что, согласно теории Эко, ее не существует. Весь эзотеризм в данном случае строится вокруг пустого места. Как кажется, использование такой методологии лишает эзотеризм основных его притягательных характеристик и делает возможным его изучение со строгой культурологической позиции. Также такой подход дает возможность для студентов подойти к изучаемому предмету с критической точки зрения, в то же самое время не перечеркивая его значимость. Ведь само изучения данного феномена представляется нужным и важным, ибо именно он сформировал и формирует до сих пор многие особенности культуры общества. Курс рассчитан на один модуль.
Цель курса Курс призван познакомить студентов с обширным полем знаний и теорий, которое представляет собой эзотерическая культура. Задачи курса
Техническое оснащение курса Для более полного восприятия содержания курса предлагается сопровождать изложение материала иллюстрациями, выполненными в виде слайд-шоу или фильма. Для этого необходим телевизор или компьютер с проектором. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
Тематический план курса
Структура курса Тема 1. Введение. Основные признаки эзотеризма. Иррационализм как одна из основ комплекса эзотерического. Этимология термина «эзотеризм», ключевые понятия, относящиеся к проблематике эзотеризма. Эзотерическое и экзотерическое. Термины «мистическое», «оккультное». Отличие эзотеризма от философии и теологии. Понятие «Западного эзотерицизма». Различие в мировоззренческих установках эзотеризма и религии. Эзотерические учения и практики. Эзотерический опыт. Особенности эзотерического мышления. Вопрос о герметической тайне. Эзотеризм и культура. Основные методологии изучения эзотеризма. Основные этапы развития западного эзотеризма. История эзотеризма в академических исследованиях. Литература:
Тема 2. Эзотерическая культура и религиозность. Появление эзотеризма из идеи иррационального. Раздел 1. Элементы эзотеризма на ранних стадиях истории религии. Пифагорейская община и ее развитие. Орфики. Греческая натурфилософия. Платонизм. Неоплатонизм как одна из основ эзотеризма. Эпоха эллинизма и ее значение для развития эзотерических учений. Влияние древневосточных традиций на античный и эллинистический эзотеризм. Мистериальные культы.
Раздел 2. Герметизм как попытка переосмысления греческой религиозности. Особая роль Гермеса в эллинизме. Образ Гермеса Трисмегиста и его эволюция. «Герметический корпус». «Высший» и «низший» герметизм. Христианство и герметизм. История герметизма в Западной Европе. Литература:
Раздел 3. Неоднозначность понятия «гнозис». Гностицизм и гностицизмы. Гнозис как положительное явление. Идея гнозиса у Климента Александрийского, Оригена, и др. христианских авторов. «Гнозис» как общее религиозно-эзотерическое движение. Т.н. «христианский» гнозис как попытка дать иное истолкование учению и образу Христа. Основные идеи гностицизма. Литература:
Раздел 4. Каббала как эзотерическое переосмысление иудаизма. Преддверие каббалы. Мистика Меркавы, образ Метатрона и тексты Шиур Кома. Зарождение и развитие каббалы. Выдающиеся каббалисты: Ицхак Лурия, профетическая каббала А. Абулафии, Понятие сфирот. «Книга Зохар». Учение о мире. Учение о душе. Магия и каббала. Каббалистические методы (гематрия и др.). Ангелология и демонология. Образ каббалиста в европейской культуре. Каббала и христианство. Каббала и ее влияние на современный иудаизм. Каббала и современная культура. Литература:
Раздел 5. Алхимия как особая практика, распространенная по всему миру и покоящаяся на главных эзотерических принципах. Феномен алхимии. Источники алхимии. Алхимическая литература. Греческая, арабская, китайская, индийская, западноевропейская разновидности алхимии, этапы их становления. Основные понятия алхимии. Алхимия и новоевропейская наука. «Духовная» алхимия. Алхимия сегодня. Литература:
Тема 3. Влияние эзотеризма на формирование научного мировоззрения Нового времени. Появление эзотерического синтеза Возрождения. Влияние эзотерических идей на развитие научного мировоззрения. Деятельность М. Фичино. «Естественная магия» и гуманизм. Каббалистическое христианство Пико делла Мирандолы. «Оккультная философия» К. Агриппы. Учение Парацельса. Тритемий. Математический эзотеризм Дж. Ди. Мистицизм Я. Бёме. Литература:
Тема 4. Реакция на рационализм Просвещения и образование тайных орденов и сообществ Раздел 1. Исторические причины формирования орденов и братств в католическом мире. История ордена тамплиеров: историческая канва и мифологическое обрамление. Развитие легенды об ордене тамплиеров. Появление идеи тайного знания, передающегося в среде групп посвященных. Социальные условия возникновения мифа о розенкрейнцерах. Жажда нового мира. Мифология М. Майера и натурфилософия Р. Фладда. Социальные утопии Т. Кампанеллы, Я. А. Коменского, Ф. Бэкона и др. Манифесты розенкрейцеров и легенда о Христиане Розенкрейце. Этапы развития движения. Розенкрейцерство и масонство. Литература:
Раздел 2. Причины популярности масонства. Масонство, как реакция на рационалистический дух просвещения. Исторические условия формирования братств каменщиков. Легендарное переосмысления изначальных идей братств. Основные этапы развития масонства. Легенда о Хираме. «Оперативное» и «спекулятивное» масонство. Символика и ритуалы масонства. Степени масонов. Масонское мировоззрение. Мартинисты. Масонство и «герметическая» философия. История масонского движения в России. Влияние масонских идей на художественную культуру. Масоны и их критики, попытки феноменологического осмысления. Литература:
следующая страница >> Смотрите также:
Программа факультатива История эзотерических учений для направления 031400. 62 «Культурология»
327.04kb.
Для направления 031400. 62 «Культурология» подготовки бакалавра
140.55kb.
Программа Дисциплины история политических и правовых учений
163.82kb.
Программа дисциплины «Источниковедение и информационные ресурсы истории» для направления 030600. 62 «История» подготовки бакалавра
207.66kb.
Логика для направления 031400
183.94kb.
Программа дисциплины Экономическая теория для направления 030600. 62 «История» подготовки бакалавра
420.18kb.
1. Рабочая учебная программа дисциплины
267.93kb.
Программа дисциплины «История России» для направления 230100. 62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра
639.85kb.
Программа дисциплины "Международные механизмы защиты прав человека" " International mechanisms of human rights protection" для направления
184.39kb.
Учебная программа для специальности: 124 01 02 «Правоведение» Факультет: юридический Кафедра: теории и истории государства и права
865.91kb.
Программа дисциплины «История искусств» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра
307.96kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности
210.22kb.
|