Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. Т. 1. Озеро Байкал / Отв. ред. О.А. Тимошкин. - Новосибирск: Наука, 2001. – 832 с.
Атлас и определитель пелагобионтов Байкала / О.А. Тимошкин, Г.Ф. Мазепова, Н.Г. Мельник и др. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1995. – 694 с.
Безрукова Е.В. Растительность и климат юга восточной Сибири в позднем плейстоцене и голоцене по данным непрерывных байкальских разрезов: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора геогр. наук. – Иркутск, 2000. – 46 с.
Бенедикт Дыбовский. – Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. фирма РАН, 2000. –
296 с.
Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.
Бухаров А.А., Фиалков В.А. Геологическое строение дна Байкала. Взгляд из «Пайсиса». – Новосибирск: Наука. – 118 с.
Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.
Вотинцев К.К. Гидрохимия озера Байкал: Тр. Байкальской лимнол. ст. АН СССР. т. 20.– М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 311с.
Вотинцев К.К., Мещерякова А.И., Поповская Г.И. Круговорот органического вещества в озере Байкал. – Новосибирск: Наука, 1975. – 188 с.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.
Горюнова О.И., Свинин В.В. Ольхонский район. - Иркутск, "Арком", 1995. - 142 с.
Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. - 155 с.
Догель В.А. Зоология беспозвоночных животных. - М.: Высш. шк., 1975. –
560 с.
Древности Байкала. Сб. научных трудов. - Иркутск, Изд-во Иркутского госуниверситета, 1991. - 251 с.
Жамбаева С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. - Наука, Новосибирск, 2000. - 400 с.
Ижболдина Л.А. Мейо - и макрофитобентос озера Байкал (водоросли). – Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 1990. – 176 с.
Ковда В.А. Основы учения о почвах. Общая теория почвообразовательного процесса. Кн. 1, М: Наука, 1973. – 473 с.
Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.
Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. – 254 с.
Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.
Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996. – 118 с.
Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. – 272 с.
Попова С.М. и др. Палеолимнологические реконструкции (Байкальская рифтовая зона). – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. – 111 с.
О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов: Постановление РФ от 11.07.00 № 5 // Питьевая вода. - 2001. - № 1. – С. 3-4.
Проблемы Байкала / Отв. ред. Г.И. Галазий, К.К. Вотинцев. - Новосибирск: Наука, 1978. – 295 с.
Тимошкин О.А., Бондаренко Н.А., Оболкина Л.А., Мельник Н.Г. и др. Пелагические и донные сообщества Байкала: существует ли взаимосвязанная цикличность в их развитии? // Третья Верещагинская Байкальская конференция. – Иркутск, `2000. – С. 232-233.
Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.
Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.
Сутурин А.Н. Байкал – участок мирового наследия: гордость или позор. – В сб.: Байкал – объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. – С. 4-11.
Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.
Саттон Д. Путь к новому мышлению. // Волна № 2(42) 2005. – С. 20-26.
Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.
Шимараев М.Н. Элементы теплового режима озера Байкал. – Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение, 1977. - 149 с.
Экологический энциклопедический словарь / Ред. В.И. Данилов-Даниэльян, Ю.М. Арский и др. – М.: Изд. Дом «Ноосфера», 1999. – 932 с.
Литература для учащихся
Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.
Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.
Воробьев С.А. Путешествие по Прибайкалью. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1991.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.
Голенкова А.И. Следопыты Байкала. Очерки. – Иркутск: Вост. - Сиб. Кн. Изд-во, 1986. – 224 с.
Голенкова А.И. Пик Черского. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1980.
Гурулев С.А., Что в имени твоем, Байкал? - Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1982.
Кардашевская П.А. исследователи Байкала. Иркутск: РИО ИГУ, 2001.
Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.
Калинович С.Е., В.Я. Кузеванов, Н.А. Пузанова, С.С. Калюжный, Е.П. Хмелькова, Э.Г. Еремченко. Растения западного побережья озера Байкал. Часть 1. Фотоальбом и справочник для определения древесных и травянистых растений в полевых и походных условиях (Учебно-методическое пособие). – Иркутск, Облмашинформ, – 2002. - 40 с.
Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.
Саловаров В.О., Кузнецова Д.В. Атлас-определитель птиц Байкала. – Иркутск: Призма, 2002. – 192 с.
Тахтеев В.В. Байкаловедение: Материалы к семинарским занятиям. – Иркутск: Изд-во Иркутск. госуниверситета, 2000. – 104 с.
Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ, 2001. -160 с.
Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.
Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.
Учебно-тематический план раздела I Программы « Байкаловедение:
География. Гидрология. Методы исследования Байкала», 5 класс (34 часа)
№
|
Тема урока
|
Содержание изучаемого
материала
|
Цели урока
|
Форма урока
|
Практическая часть урока
|
Оборудование
|
Домашнее задание
|
Введение (1 час)
|
1.
|
Введение
1 час.
|
Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Легенды и сказания о Байкале.
|
Дать общие представления об уникальности Байкала и о критериях его включения в список участков всемирного наследия.
|
Урок- экскурсия,
Киноурок.
Фильм Байкальского музея "Колодец планеты".
|
-
|
Фотографии горного окружения Байкала: Байкальский хребет, Приморский хребет, Хамар-Дабан.
Фотография Байкала из космоса, фотографии нерпы, омуля, ракообразных, планарий.
|
Рисунок любимого места на Байкале.
|
География Байкала (11ч)
|
2.
|
Географичес-кое положение озера Байкал.
1 час.
|
Географическое положение озера, реки, впадающие в Байкал, Ангара.
|
1. Познакомить учащихся с географическим положением озера.
2. Формирование навыков работы с картой. Воспитание культуры учебного труда.
|
Урок – путешествие.
Видеоурок.
|
Работа с контурной картой.
Практическая работа №1 "Географическое положение оз. Байкал".
|
Глобус, физические карты полушарий, России, Иркутской области.
|
Выполнить макет озера из подручного материала.
|
3.
|
Береговая линия.
2 час.
|
Заливы, соры, бухты.
|
1.Познако-мить учащихся с особенностями береговой линии озера.
2. Развитие навыков работы с контурной картой.
3. Воспитание культуры учебного труда.
|
Урок – путешествие. Киноурок.
|
Практическая работа №1 "Географическое положение оз. Байкал"
|
Карта оз. Байкал, контурные карты озера.
|
Выполнение модели озера из бумаги, картона, пластилина, клея.
|
4.
|
Острова.
1 час.
|
Название островов, их расположение, их обитатели.
|
1.Познако-
мить с островами, их названиями, особенностями положения.
2. Развитие навыков работы с контурными картами.
3. Воспитание любви к родному краю.
|
Урок-путешествие. Киноурок.
|
Работа с контурной картой.
Практическая работа №1 "Географическое положение оз. Байкал"
|
Карта оз. Байкал, контурные карты озера.
|
Изучение происхождения названия островов. Завершение изготовления макета озера.
|
5.
|
Горное окружение.
2 часа.
|
Ландшафтное разнообразие побережья Байкала.
|
1. Познакомить учащихся с горным окружением озера. Подготовить учащихся к усвоению знаний о ветрах, дующих с побережья.
2. Развивать навыки работы с физической картой.
|
Урок– путешествие. Киноурок.
|
Практическая работа с картой озера, контурными картами. Практическая работа №1 "Географическое положение оз. Байкал"
|
Карта оз. Байкал, контурные карты озера.
|
Найти и принести на урок рисунки, фотографии горного окружения озера Байкал.
|
6.
|
Особенности климата на Байкале.
1 час.
|
Климат. Условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы.
|
1. Познакомить учащихся с особенностями климатических условий, погоды на Байкале.
2. Развитие логического мышления (причинно-следственные связи).
|
Киноурок
Работа с климатической картой
|
Фенологические наблюдения по сводкам синоптиков.
Практическая работа № 2 "Климат оз. Байкал"
|
Климатическая карта озера.
|
Закончить работу с климатической картой.
|
7.
|
Ветры.
1 час.
|
Ветры, шторма, легенды, сказки о ветрах.
|
1. Познакомить учащихся с ветрами Байкала.
2.Формирование навыков ориентации в экстремальных ситуациях.
3. Эстетическое воспитание.
|
Работа с картой. Киноурок.
|
Практическая работа № 3 "Ветры Байкала"
|
Географическая карта Байкала.
|
Найти легенды, сказки о Байкальских ветрах.
|
8.
|
Сезоны года.
1 час.
|
Продолжительность сезонов года, их особенности. Ледовые явления. Описание в литературных произведениях иркутских писателей времён года.
|
1. Познакомить учащихся с особенностями времён года на Байкале. Климатическая характеристика времён года.
2. Развитие логического мышления (причинно-следственные связи)
3. Эстетическое воспитание.
|
Урок-конкурс.
|
|
Географическая карта Байкала.
Литературные произведения,
картины.
|
Рисунки различных времён года. Из литературных произведений найти отрывки с описанием времён года на Байкале.
|
9.
|
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «География Байкала»
1 час.
|
Краткое обобщение:
1. Геогр. положение озера.
2. Береговая линия и горное окружение.
3. Озёра.
4. Климат.
5. Времена года.
|
1.Систематизировать знания по теме, заострив внимание на основных вопросах.
2. Развитие навыка выбирать главное.
3. Воспитание интереса к курсу.
|
Урок-игра.
|
Викторина или интерактивные технологии
|
Вопросы викторины, карты.
|
Заочная викторина.
Экскурсия в краеведческий или лимнологический музей.
|
10.
|
Контроль знаний по теме.
1 час.
|
Основной материал темы.
|
1. Выявить уровень усвоения материала.
2. Развитие логического мышления.
3. Воспитание культуры учебного труда.
|
Тестирование.
|
Тестовые задания.
|
Тесты.
|
Составить кроссворд по теме «География Байкала».
|
Происхождение Байкала (7 часов)
|
11.
|
Геологическое происхождение Байкала.
2 часа.
|
История формирования Байкальской котловины.
|
1. Познакомить с историей возникновения озера.
2. Формирование научного мировоззрения.
|
Урок изучения нового материала.
Путешествие во времени.
|
Зарисовать этапы формирования байкальской котловины
|
Диапозитивы, рисунки, иллюстрирую-щие возник-новение озера.
|
Закончить рисунки этапов формирования байкальской котловины.
|
12.
|
Землетрясения, вулканы.
1 час.
|
Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала, прогнозирование землетрясений. Действия населения во время землетрясения.
|
1. Сформировать у учащихся представление о причинах землетрясений на Байкале
2. Формирование навыков ориентации в экстремальных ситуациях.
|
Урок-практика.
Поведение населения во время землетрясений.
|
Практическая работа № 5 "Землетрясения".
|
|
Составление памяток для населения во время землетрясения.
|
13.
|
Полезные ископаемые.
1 час.
|
Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
|
1. Углубить знания учащихся о горных породах, полезных ископаемых.
2. Развитие навыков определения полезных ископаемых.
3. Культура учебного труда.
|
Работа с
физической картой. Контурные карты.
|
Практическая работа № 4 "Полезные ископаемые".
Экскурсия в минералогический музей.
|
Коллекция полезных ископаемых, горных пород минералов озера Байкал. Физическая карта.
|
Описать впечатления от посещения музея байкальских минералов.
|
14.
|
Современное геологическое строение Байкальской котловины.
1 час.
|
Глубины, береговые склоны, подводные рельефы, рельеф дна. Связь с мантией Земли.
|
1. Дать представление о рельефе дна озера.
2. Формирование научного мировоззрения.
|
Урок изучения нового материала.
Киноурок.
Урок – путешествие.
|
|
Рисунки, диапозитивы, кинофильмы
|
Закончить рисунки рельефа дна, вертикального разреза Байкала.
|
15.
|
Урок обобщения по теме «Происхождение Байкала».
1 час.
|
1. История происхождения Байкала.
2. Рельеф дна.
|
1. Систематизировать знания по теме.
|
Интерактивные технологии.
|
Викторина.
|
Рисунки, диапозитивы, кинофильмы
|
Заочная викторина, экскурсия.
|
16.
|
Контроль по теме «Происхождение Байкала»,
1 час.
|
|
Проверить уровень усвоения темы.
|
|
|
Тесты.
|
|
Воды Байкала (9 часов)
|
17.
|
Водный баланс Байкала.
1 час.
|
Источники поступления воды в озеро. Водный баланс озера.
|
1. Дать представление о формировании водного баланса.
2. Развитие логического мышления (решение математических задач).
|
Урок объяснения нового материала.
|
Расчет объёма воды в озере Байкал в разные времена года. Решение задач.
|
Математические задачи.
|
Решение задач или их составление.
|
18.
|
Свойства воды.
1 час.
|
Оптические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды.
|
1. Познакомить учащихся с физическими характеристиками воды озера
2. Развитие навыков наблюдения.
3. Воспитание культуры учебного труда.
|
Урок-игра; Групповая форма урока.
|
Конкурс команд или выполнение заданий по группам.
.
|
Инструкция к практической работе.
|
Литературные произведения с описанием байкальской воды.
|
19.
|
Особенности Байкальской воды.
1 час.
|
За счёт чего Байкальская вода считается уникальной. Сравнение с водами других водоемов.
|
1. Показать особенность воды Байкала.
2. Развитие логического мышления.
3. Воспитание культуры общения.
|
Урок-практика.
|
Наблюдение и сравнение свойств воды.
Практическая работа № 6 "Свойства байкальской воды"
|
Доказать особые свойства байкальской воды (использовать таблицу с данными сравнения воды разных водоёмов).
|
Сочинение.
|
20.
|
Температурный режим байкальских вод.
2 часа.
|
1. Сезонные изменения температур.
2. Изменения температуры от поверхности до дна озера.
3. Температура воды и жизнь в Байкале.
|
1. Познакомить учащихся с температурным режимом Байкальских вод.
2.Развитие логического мышления.
3. Воспитание культуры учебного труда.
|
Урок-практика
|
1. Построение графиков изменения температуры воды по сезонам
2. Построение графиков изменения температуры по глубинам.
Практическая работа № 7 "Температура байкальских вод".
|
Данные для выполнения практической работы.
|
|
21.
|
Течения в Байкале.
1 час.
|
1. Поверхностные течения, присклоновые течения. Течения в придонном слое. Подлёдные течения.
2. Связь движения водных масс с жизнью в толще Байкала.
|
1. Познакомить учащихся с течениями в Байкале.
2. Развитие логического мышления.
|
Урок-практика
|
На контурных картах указать течения в озере.
Практическая работа № 8 "Течения Байкала".
|
Физическая карта течений и контурная карта
|
|
22.
|
Ледовый режим.
1 час.
|
Время замерзания, толщина льда, период таяния. Факторы, влияющие на процессы замерзания и таяния льда на Байкале.
|
1. Дать представление о ледовом режиме.
2. Развитие логического мышления.
|
Урок объяснения нового материала.
|
|
Космические фотографии ледового режима
|
|
23.
|
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Воды Байкала».
1 час.
|
Основные вопросы темы:
1. Особенности байкальской воды.
2. Температурный режим байкальской воды.
3. Течения.
4. Ледовый режим.
|
1. Систематизировать знания по теме.
2. Развитие логического мышления (причинно-следственные связи).
|
Киноурок.
Интерактивные технологии.
|
|
|
Экскурсия в Байкальский музей.
|
24.
|
Контролирующий урок.
1 час.
|
|
1. Проверить усвоение темы.
|
Тестирование.
|
|
|
|
Исследования озера Байкал (6 часов)
|
25.
|
История открытия Байкала.
1 час.
|
История открытия озера Байкал.
|
1. Познакомить учащихся с историей открытия озера Байкал.
2. Связь с историей.
|
Урок – конференция.
|
|
Фотографии, рисунки, карты.
|
Литературное описание озера первооткрывателями.
|
26.
|
Изучение Байкала в XIX в.
1 час.
|
Учёные, изучавшие Байкал в XIX в. Их биографии, вклад в изучение Байкала.
|
1. Познакомить с учёными-байкаловедами
2. Культура речи.
3. Патриотическое воспитание.
|
Урок – конференция.
|
|
Портреты, рисунки, карты.
|
Сообщения об учёных.
|
27.
|
Изучение Байкала в XX в.
1 час.
|
Учёные, изучавшие Байкал в ХХ в. Их биографии, вклад в изучение Байкала.
|
1. Познакомить с учёными-байкаловедами
2. Культура речи.
3.Патриотическое воспитание.
|
Урок – конференция.
|
Практическая работа № 9
Методы исследования Байкала
|
Портреты, рисунки, карты.
|
Сообщения об учёных.
|
28.
|
Методы изучения Байкала.
1 час.
|
Современные методы изучения озера.
|
1. Познакомить учащихся с современными методами изучения Байкала.
|
Киноурок или урок-экскурсия.
|
Экскурсия в Лимнологический институт и в Байкальский музей.
|
|
|
33.
|
Урок обобщения по теме "Исследования озера Байкал".
1 час.
|
|
|
Урок-экскурсия.
|
Экскурсия на научно-исследовательское судно, изучающее озеро Байкал.
|
Оборудование научно-исследовательского судна.
|
|
34.
|
Урок обобщения. Итоги года.
1 час.
|
|
|
Тесты, задания, викторины.
|
|
|
Экскурсия на озеро. Летние задания.
|
№
|
Тема
|
Содержание изучаемого материала
|
Цели урока
|
Форма урока
|
Практическая часть урока
|
Оборудование
|
Домашнее
Задание
|
Введение (1 час)
|
1.
|
Введение
1 час.
|
Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Биологическое разнообразие. проблемы загрязнения и охраны озера Байкал.
|
Дать общие представления об уникальности Байкала и о критериях его включения в список участков всемирного наследия.
|
Урок- экскурсия, киноурок.
|
Поиск на картах и схемах мест обитания редких видов растений и животных.
|
Карты и схемы.
|
Рисунок любимого места на Байкале.
|
Жизнь на байкальских берегах – 11 часов
|
1.
|
Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья.
1 час.
|
Разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья. Условия обитания. Редкие и исчезающие виды. Эндемики.
|
Познакомить
учащихся с разнообразием растений и животных, редкими видами, условиями и местами обитания.
|
Урок с элементами лекции. Практическая работа с рисунками и картой.
|
Отметить на карте места обитания отдельных растений и животных.
(Практическая работа №1).
|
Физическая и контурная карты Прибайкалья и Забайкалья.
|
Подготовить сообщение о
редких и исчезающих видах животных и растений Прибайкалья и Забайкалья.
|
2.
|
Высотные пояса Прибайкалья и Забайкалья.
Альпийский пояс.
1 час.
|
Альпийский пояс. Условия обитания. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных.
|
Познакомить учащихся с природными высотными поясами, расположением альпийского пояса.
|
Урок с элементами лекции, практическая работа с картой.
|
Отметить на карте основные высотные пояса.
(Практическая работа №2).
|
Физическая и контурная карты Прибайкалья и Забайкалья.
|
Подготовить сообщения о растениях и животных,
обитающих
в альпийском поясе.
|
3.
|
Горные
леса.
1 час.
|
Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных.
|
Познакомить
учащихся с особенностями климата,
животного и растительного мира горных лесов.
|
Урок-конференция,
кинофрагменты, слайды.
|
Отметить по сообщениям учащихся на контурной карте места обитания редких и исчезающих растений и животных горных лесов.
(Практическая работа № 3).
|
Контурные карты и фигурки растений и животных.
|
Подготовить сообщения о животных и растениях горных лесов.
|
4.
|
Степь.
1 час.
|
Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных.
|
Познакомить
учащихся с особенностями климата,
животного и растительного мира степей.
|
Урок-конференция, кинофрагменты, слайды.
|
Отметить по сообщениям учащихся на контурной карте места расположения степей в Прибайкалье и Забайкалье.
(Практическая работа № 4).
|
Контурные карты и фигурки растений и животных.
|
Подготовить сообщения о животных и растениях, обитающих в степи.
|
5.
|
Луга и болота.
1 час.
|
Приспособленность к среде обитания лугов и болот растительности и животного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных.
|
Познакомить
учащихся с особенностями климата,
животного и растительного мира лугов и болот.
|
Практическая работа с картой, урок-конференция, видеофильм.
|
Отметить по сообщениям учащихся на контурной карте места расположения лугов и болот в Прибайкалье и Забайкалье.
(Практическая работа № 5).
|
Контурные карты, рисунки и фотографии растений и животных.
|
Подготовить сообщения о животных и растениях, обитающих на лугах и болотах.
|
6.
|
Особо
охраняемые
территории.
1 час.
|
Национальные парки, заповедники, заказники.
|
Познакомить учащихся с особо охраняемыми территориями.
|
Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительая подготовка информации об охраняемых территориях.
|
Составление таблицы с информацией об охраняемых территориях.
(Практическая работа № 6).
|
Кинозарисовки, фотографии,
рисунки,
карта.
|
Подготовится к внеклассному уроку для младших классов об охраняемых территориях на Байкале.
|
7.
|
Прибайкаль-
ский нацио-
нальный парк
(ПНП).
1 час.
|
Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира.
|
Познакомить учащихся с особенностями ПНП.
|
Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительая подготовка информации о ПНП
|
Составление маршрута путешествия по ПНП.
|
Кинозарисовки, фотографии,
рисунки,
карта.
|
Подготовить сообщения об особенностях растительного и животного мира в ПНП.
|
8.
|
Забайкаль-
ский нацио-
нальный парк
(ЗНП).
1 час.
|
Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира.
|
Познакомить учащихся с особенностями ЗНП.
|
Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительая подготовка информации о ЗНП
|
Составление маршрута путешествия по ЗНП.
|
Кинозарисовки, фотографии,
рисунки,
карта.
|
Подготовить сообщения об особенностях растительного и животного мира в ЗНП.
|
9.
|
Байкало-Лен-
ский, Баргу-
зинский
и Байкальский
заповедники.
1 час.
|
Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира.
|
Познакомить учащихся с особенностями природы Байкало-Ленского заповедника.
|
Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительая подготовка информации.
|
Составление маршрута путешествия.
|
Кинозарисовки, фотографии,
рисунки,
карта.
|
Подготовить сообщения об особенностях растительного и животного мира.
|
10
|
Памятники
Природы
на побе-
режье
Байкала.
1 час.
|
Различные виды
природных памят-
ников природы
на побережье
Байкала.
|
Познакомить учащихся с памятниками природы на Байкале.
|
Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительая подготовка информации.
|
Составление маршрута путешествия.
|
Кинозари-совки, карта.
|
Конкурс рисунков.
|
11
|
Урок
обобщения.
1 час.
|
Высотная поясность Прибайкалья и Забайкалья, их характеристика. Особо охраняемые территории и объекты на Байкале.
|
Систематизи-ровать знания по теме.
|
Урок-путешествие. Конкурс между командами.
|
Маршруты по картам, составление программы путешествий.
|
Карты, фотографии, рисунки.
|
Конкурс команд на лучшее путешествие.
|
Жизнь в озере Байкал - 14 часов
|
№
|
Тема
|
Содержание изучаемого материала
|
Цели урока
|
Форма урока
|
Практическая часть
|
Оборудование
|
Домашнее
Задание
|
1.
|
Биоразнообразие озера
Байкал.
1 час.
|
Условия, характеризующие уникальность Байкала.
Эндемизм обитателей Байкала.
|
Познакомить учащихся с уникальнос-тью Байкальского водоёма, как средой формирования эндемичных видов.
|
Урок изучения нового материала.
|
Работа с картой, рисунками, фоографиями.
|
Рисунки, фотографии, карта озера Байкал. Видеофильм.
|
Подготовить сообщение на тему «Почему Байкал включили в список участков всемирного природного наследия.
|
2.
|
Высшие водные растения, донные водоросли и фитопланктон.
1 час.
|
Разнообразие, отличия и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона и донных водорослей Байкала.
|
Познакомить школьников с разнообразием, отличиями и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона и донных водорослей Байкала.
|
Урок изучения нового материала.
|
Работа с определителем водорослей, рисунками, фотографиями.
Практическая работа № 7.
|
Определители водорослей, кинофрагменты.
|
Зарисовать
виды донных растений
|
3.
|
Бактерии, простейшие, коловратки. Их роль в жизни Байкальских обитателей.
1 час.
|
Бактериопланк-тон. Донные микробные сообщества. Простейшие. Коловратки. Их роль в деятельности байкальских организмов.
|
Познакомить учащихся с разными группами мельчайших представителей животного мира Байкала.
|
Урок изучения нового материала,
с элементами лекции.
|
Работа с рисунками и фотографиями.
|
Рисунки, фотографии, ката озера Байкал.
|
Подготовить сообщение о роли бактерий в озере Байкал.
|
4.
|
Губки.
1 час.
|
Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала.
|
Познакомить учащихся с особеннос-тями строения губок, их жизнедеятельностью, отдельными видами.
|
Урок изучения нового материала.
|
Работа с раздаточным материалом, рисунками.
(Практическая работа №8).
|
Раздаточный материал,
рисунки, кинозарисовки.
|
Зарисовать байкальские губки.
|
5.
|
Моллюски.
1 час.
|
Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала.
|
Познакомить учащихся с особеннос-тями строения моллюсков, их жизнедея-тельностью.
|
Урок изучения нового материала.
|
Работа с раздаточным материалом, рисунками.
(Практическая работа № 9).
|
Раздаточный материал,
рисунки, кинозарисовки.
|
Зарисовать различные виды байкальских моллюсков.
|
6.
|
Гаммариды.
1 час.
|
Представители, особенности строения, биологии развития и поведения.
|
Познакомить учащихся с представи-телями гаммарид.
|
Урок изучения нового материала.
|
Работа с раздаточными объектами, рисунками.
(Практическая работа № 10).
|
Рисунки, раздаточный материал, кинозарисовки.
|
Зарисовать отдельные виды гаммарид.
|
7.
|
Зоопланк-тон.
1 час.
|
Зоопланктон, преобладающий вид – эпишура.
|
Познакомить учащихся с зоопланк-тоном Байкала, его ролью в жизни озера.
|
Урок изучения нового материала.
|
Работа с микроскопом рассматривание обитателей байкальской воды.
(Практическая работа № 11).
|
Рисунки, кинфраг-менты.
|
Зарисовать
эпишуру, ее возрастные стадии.
|
8.
|
Байкальские черви.
1 час.
|
Турбеллярии, олигохеты полихеты. Особенности жизнедеятельности, строения, роль в экосистеме Байкала.
|
Познако-
мить уча-
щихся с особеннос-тями строения и жизнедеятельности байкальских червей.
|
Урок изучения нового материала.
|
Работа с раздаточными материалами, рисунками.
(Практичес-кая работа № 12) .
|
Раздаточные материалы, рисунки, кинозарисовки.
|
Зарисовать планарии.
|
9.
|
Водные насекомые.
1 час.
|
Хирономиды. Ручейники.
|
Познако-
мить уча-
щихся с особеннос-тями строения и жизнедея-тельности водных насекомых.
|
Урок изучения нового материала.
|
Работа с раздаточными материалами, рисунками.
|
Раздаточные материалы, рисунки, кинозарисовки.
|
Зарисовать хирономид и ручейников.
|
10
|
Рыбы Байкала.
1 час.
|
Общая характеристика обитающих в Байкале рыб.
Промысловые рыбы. Эндемики.
Соровые рыбы.
|
Познакомить учащихся с рыбами, обитающими в озере.
|
Урок изучения нового материала.
|
Составление
Классификационной схемы рыб, обитающих в Байкале.
(Практическая работа №13).
|
Рисунки рыб, снимки.
|
Зарисовать эндемичные виды рыб.
|
11
|
Нерпа.
1 час.
|
Морфологические характеристики. Гипотезы о происхождении. Особенности биологии. Миграционные пути. Роль в пищевых связях.
|
Познакомить учащихся с единственным млекопитающим Байкала - нерпой.
|
Киноурок.
|
Работа с картой Байкала, рисунками и фотографиями.
(Практическая работа №14).
|
Рисунки нерпы, детёнышей, следов жизнедея-тельности. Карта озера Байкал.
|
Экскурсия в нерпенарий.
|
12
|
Зоны жизни. Байкальские сообщества.
1 час.
|
Особенности распределения байкальских организмов по зонам жизни. Байкальские сообщества.
|
Познакомить учащихся с особенностями распределения байкальских организмов по зонам жизни и байкальскими сообществами.
|
Урок изучения нового материала.
|
Работа с картой Байкала, рисунками и фотографиями.
|
Зарисовки зональности жизни в Байкале.
|
Подготовка сообщений о зональности распределения отдельных организмов в Байкале.
|
13
|
Пищевые связи.
1час.
|
Взаимосвязь живых организмов, обитающих в Байкале в круговороте органического вещества.
|
Системати-зировать знания учащихся об организмах, обитающих в Байкале, на уровне пищевых взаимоот-ношений.
|
Урок- конкурс.
|
Составление пищевых цепей, узнавание организмов – эндемиков Байкала.
|
Схема трофических отношений байкальских организмов.
|
Творческие работы.
|
14
|
Итоговый урок. Что мы узнали об озере Байкал.
|
Систематизация знаний, полученных в разделе «Жизнь в озере Байкал»
|
Подвести итоги полученных знаний.
|
Урок-конференция.
|
Работа с картами, рисунками, фотографиями. Подготовка презентаций работ.
|
Схемы, карты, графики, рисунки.
|
Подготовка презентаций по пройденному материалу.
|
Человек на Байкале - 8 часов
|
1.
|
Как люди появились на Байкале и заселяли Прибайкалье и Забайкалье.
1 час.
|
Представители, формировавшие бурятскую национальность. Занятия рыболовством, охотой, с/хозяйством.
|
Продолжить знакомство учащихся с историей заселения побережья озера человеком.
|
Интегриро-ванный урок с учителем истории.
|
Работа с картами, схемами, рисунками.
|
Карты освоения
Прибайкалья и Забайкалья.
|
Экскурсия в краеведческий музей.
|
2.
|
Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений.
1 час.
|
Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений.
|
Познакомить учащихся с понятиями загрязнители, загрязнения, источники загрязнений.
|
Урок изучения нового материала.
|
Работа с картами, рисунками, фотографиями.
|
Карта России, рисунки, фотографии источников загрязнений.
|
Подготовить сообщения об источниках загрязнения.
|
3.
|
Охрана окружающей среды.
1 час.
|
Законы России по охране окружающей среды.
|
Познакомить учащихся с российским законодательством по охране окружающей среды.
|
Урок изучения нового материала.
|
Урок изучения нового материала.
|
Карта России, рисунки, фотографии источников загрязнений.
|
Подготовить сообщения о возникновении законов в России по охране окружающей среды.
|
4.
|
Влияние человека на озеро Байкал.
1 час.
|
Загрязнение воды, воздуха, почв. Источники загрязнения. Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.
|
Научить учащихся выступать с материалами по экологическим проблемам, высказывать свою точку зрения, быть в роли оппонентов.
|
Урок- конференция.
|
Составление карты загрязнений озера.
(Практическая работа № 15).
|
Карты, рисунки, фото.
|
Экологические проекты.
|
5.
|
Вселение чужеродных видов в озеро Байкал.
1 час.
|
Микробное загрязнение. Элодея канадская, пелядь, амурский сом
|
Познакомить учащихся с биологичес-кими загрязнениями, их влиянием на Байкал и условиями снижения биологичес-кого загрязнения.
|
Урок изучения нового материала в форме решения экологических задач.
|
Узнавание на рисунках биологических загрязнителей озера.
|
Рисунки, таблицы, кинозарисовки.
|
Экологические проекты.
|
6.
|
Влияние туристов на озеро Байкал.
1 час.
|
Оценка влияния туристов на загрязнение озера Байкал.
|
Познакомить учащихся с оценкой влияния туристов на загрязнение озера Байкал.
|
Урок изучения нового материала в форме решения экологических задач.
|
Работа с таблицами, расчетами, картой.
Практическая работа № 16.
|
Карта Байкала, формулы расчеов влияния туристов.
|
Решение экологических задач.
|
7.
|
Как мы охраняем озеро Байкал.
1 час.
|
История создания закона. Виды деятельности, запрещённые и ограниченные на байкальской территории.
|
Познакомить учащихся с законом об охране озера.
|
Урок изучения нового материала в форме решения экологических задач.
|
Указать на карте территории, на которых запрещены или ограничены виды деятельности.
|
Фотографии, таблицы, тексты законов.
|
Создание проектов,
законов об охране эндемичных видов.
|
8.
|
Что такое «Устойчивое развитие».
1 час.
|
Ознакомление с понятием «устойчивое развитие» и его практическим применением.
|
Познакомить учащихся с понятием «устойчивое развитие» и его практическим применением.
|
Урок изучения нового материала в форме решения экологических задач.
|
Работа с картами, рисунками, таблицами.
Практическая работа № 17.
|
Карта, рисунки, таблицы.
|
Проекты охраны локальных участков природы на Байкале.
|