Главная |
страница 1
МОУ «Гимназия № 19» Программа спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе» Автор: Гераськина В. И. , учитель русского языка и литературы Саранск 2010 Пояснительная записка Настоящая программа представляет собой систему подготовки к ЕГЭ по русскому языку, составлена на основе действующих образовательных стандартов по предмету, плана экзаменационной работы по русскому языку, спецификатора и кодификатора элементов содержания в полном соответствии с демонстрационным вариантом КИМ а ФИПИ за 2010 год. Программа охватывает задания всех уровней (А, В, С), содержит отобранную в соответствии с критериями ЕГЭ систему понятий, норм, а также определяет целый ряд умений из области орфоэпии, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики, культуры речи, которыми должны овладеть учащиеся в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Цель курса – обеспечение качественной подготовки учащихся 11 классов к итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Задачи преподавания курса. Спецкурс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» способствует корректировке и углублению знаний учащихся по содержанию базового курса «Русский язык»; имеет познавательно – практическую направленность: способствует совершенствованию знаний учащихся из области разделов науки о русском языке, формирует речевые умения, а также языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся, которыми необходимо владеть для успешного выполнении заданий ЕГЭ. Структура курса. Программа построена с учётом принципов преемственности, последовательности, системности и научности. Учебный материал сгруппирован в блоки по разделам, соответствующим структуре теста ЕГЭ. Это позволяет учащимся наиболее эффективно обобщать и систематизировать материал. Новизна данной программы заключается в системной, блоковой подаче материала, в широком охвате и глубине изучения представленных тем, интеграции речеведческого и лингвостилистического подходов. Средствами обучения являются: сборник учебно - справочных материалов, составленный учителем русского языка и литературы Гераськиной В. И., учебник русского языка для 10 - 11 классов (авторы Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин), КИМы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, изданные ФИПИ, а также различные лингвистические словари. Программа предназначена для учителей – словесников, работающих в 10 – 11 классах общеобразовательных школ, и рассчитана на 34 учебных часа. Содержание программы Часть 1. Задания уровня А
А1. Орфоэпические нормы (ударение). Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка. Отработка орфоэпических норм на примере наиболее частотных слов (на материале КИМов ЕГЭ 2004 - 2010года). Работа с орфоэпическим словарём под редакцией Р. И. Аванесова.
А 2. Отработка лексических норм на примере паронимов. Умение составлять паронимические пары, объяснять лексическое значение паронимов. Отработка умения правильно употреблять паронимы в речи. Работа со словарём паронимов. А 11. Отработка лексических норм: умение определять лексическое значение слова в узком контексте или находить слово по одному из предложенных значений. Работа с толковым словарём С.И. Ожегова. А 30. Углубление знаний о фразеологизмах, о видах фразеологизмов по происхождению и стилистической принадлежности. Отработка умения находить фразеологизмы в тексте, отличать их от метафор. Работа со школьным словарём фразеологизмов русского языка В. П. Жукова. В 7. Совершенствование знаний о средствах связи предложений в тексте: контекстных антонимах и синонимах, союзах, наречиях, местоимениях, лексических повторах. Отработка умения находить данные средства связи в тексте.
А 3. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных грамматических норм русского литературного языка при образовании форм различных частей речи: падежных форм имён числительных, форм множественного числа родительного падежа имён существительных, степеней сравнения имён прилагательных и наречий, местоимений, личных форм глагола и деепричастий (с примерами ошибочного формообразования) А 4. Отработка грамматических норм при построении предложений с деепричастным оборотом, отработка правильного построения предложений: с подлежащим – одним лицом, производящим действие; со сказуемым – глаголом в форме 1, 2 лица ед. и мн. числа; со сказуемым, выраженным инфинитивом. А 5. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка при согласовании и управлении, построении предложений с ОЧП, сложноподчинённых предложений и т.п. Отработка правильного построения предложений.
А 6. Отработка умения определять место указанного предложения в данном тексте, прослеживать смысловые, логические, грамматические связи между предложениями, определять последовательность предложений в тексте. А 7. Отработка умения подставлять одно из указанных слов в данное предложение, прослеживать смысловые, логические, грамматические связи между предложениями, определять последовательность предложений в тексте.
А 8. Отработка умения находить грамматическую основу предложения в сложных случаях выражения подлежащего и сказуемого.
А 9. Отработка умения классифицировать предложения по структуре: простые осложнённые; сложные: бессоюзные, союзные – ССП и СПП; сложные с различными видами союзной и бессоюзной связи. Совершенствование навыков синтаксического разбора предложений:
А 10. Отработка умения различать омонимичные части речи.
А 12. Совершенствование правописания н-нн в различных частях речи. Углубление и систематизация правил написания н-нн в суффиксах существительных, прилагательных, причастий, наречий. Отработка сложных случаев написания н- нн в различных частях речи. А 13. Отработка определения слов с безударной проверяемой гласной в корне. Отработка умения различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные корня. А 14. Совершенствование правописания приставок разных видов: неизменяемыми; на –з, -с; рос- (рас-) – роз- (раз-); пре-, при-. Отработка правописания букв ы –и после приставок, ъ – ь разделительных знаков, иноязычных слов с ь и ъ. А 15. Отработка правописания безударных личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, гласной перед н – нн в причастиях. Отработка умения правильно образовывать видовую форму инфинитива и определять по ней спряжение. А 16. Совершенствование правописания суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. Отработка умения определять часть речи, выделять корень и суффикс (-ы) в слове. А 17. 1 вариант: Отработка слитного и раздельного написания не с различными частями речи: существительными, прилагательными, причастиями, наречиями; 2 вариант: Совершенствование правописания не и ни. Отработка смыслового и морфемного различения не и ни. А 18. Совершенствование слитного и раздельного написания омонимичных частей речи: союзов, местоимений, наречий, предлогов, деепричастий. Отработка умения различать их, определяя морфологическую принадлежность, применяя способ подстановки. Блок IX. Умение определять принадлежность предложения к определённой синтаксической модели. Умение проводить пунктуационный анализ предложения. А 19. Отработка умения правильно объяснять постановку запятой в предложении или её отсутствие, различать сложносочинённые предложения с союзом и от простых с однородными членами, связанными союзом и. Совершенствование пунктуационных навыков в сложных случаях при общем второстепенном члене в ССП с союзом и. А 20. Умение правильно выделять на письме обособленные определения, выраженные причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами; обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами. Совершенствование пунктуационных навыков при обособлении определений, приложений и обстоятельств. А 21. Углубление знаний о вводных конструкциях. Отработка умения выделять вводные конструкции, отличать их от самостоятельных частей речи и частей составного именного сказуемого; различать синтаксическую роль слов однако, значит, кажется, может, наконец. А 22. Отработка умения находить ряды однородных членов, определять виды союзов, которыми они связаны. Совершенствование пунктуационных навыков при ОЧП. А 23. Отработка умения различать простые предложения с обобщающим словом при ОЧП и сложные бессоюзные предложения. Совершенствование пунктуационных навыков (постановка двоеточия и тире в БСП). А 24. Совершенствование пунктуационных навыков в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным (с союзным словом который). А 25. Совершенствование пунктуационных навыков в сложных предложениях с различными видами союзной сочинительной и подчинительной связи. Отработка умения выделять грамматическую основу, определять, какие синтаксические единицы связывает союз и: части СП или однородные ЧП. Отработка сложных случаев пунктуации: на стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного) при наличии - отсутствии второй части двойных союзов то, но, так. А 26. Совершенствование умения заменять придаточную часть СПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Отработка случаев, при которых придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом: глагол стоит в форме будущего времени или в н.ф., меняется определяемое слово при причастном обороте.
А 27. Отработка умения находить ключевые слова, главную информацию, заключённую в тексте, и сопоставлять её с предложенными вариантами, соблюдая фактологическую достоверность. А 28. Совершенствование навыка адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения, сопоставляя предложенные варианты с предложениями, содержащими авторскую позицию, главную мысль текста. А 29. Отработка умения определять функционально-смысловые типы речи по предмету речи, строению текста и языковым особенностям. А 30. (см. блок II) Углубление знаний о фразеологизмах, о видах фразеологизмов по происхождению и стилистической принадлежности. Отработка умения находить фразеологизмы в тексте, отличать их от метафор. Работа со школьным словарём фразеологизмов русского языка В. П. Жукова. Совершенствование знаний о средствах связи предложений в тексте: контекстных антонимах и синонимах, союзах, наречиях, местоимениях, лексических повторах. Отработка умения находить данные средства связи в тексте. Часть 2. Задания уровня В.
В 1. Углубление знаний о морфологических и неморфологических способах словообразования и словообразовательных моделях.
В 2. Отработка умения различать омонимичные части речи (сложные случаи морфологии).
В 3. Отработка умения вычленять словосочетания из предложения, находить главное и зависимое слова, определять способы их выражения, типы подчинительной связи в словосочетании.
В 4. Отработка умения находить грамматическую основу предложения в сложных случаях выражения подлежащего и сказуемого. Умение определять виды односоставных предложений с главным членом – сказуемым по форме глагола, применяя способ подстановки личных местоимений.
В 5. Совершенствование навыков синтаксического анализа предложения Отработка умения находить обособленное (необособленное) определение / приложение / обстоятельство в тексте по значению, грамматическим признакам и способам выражения. Совершенствование пунктуационных навыков при обособлении определений, приложений и обстоятельств. В 6. Совершенствование навыков синтаксического анализа предложения. Отработка умения определять способы подчинения в СПП с несколькими придаточными. В 7. (см. блок II.) Совершенствование знаний о средствах связи предложений в тексте: контекстных антонимах и синонимах, союзах, наречиях, местоимениях, лексических повторах. Отработка умения находить данные средства связи в тексте.
В 8. Совершенствование знаний о выразительных языковых средствах: тропах (лексических средствах) и синтаксических средствах (экспрессивных синтаксических конструкциях, риторических фигурах, средствах поэтического синтаксиса, фигурах речи). Отработка умения различать лексические средства выразительности (основанные на переносном значении слова) и синтаксические (основанные на необычном построении словосочетаний и предложений). Знакомство с тропами: эпитетом, метафорой, метонимией, синекдохой, олицетворением, фразеологизмами, сравнением, антономасией, аллегорией, оксюмороном, гиперболой, литотой, перифразой, умолчанием, синонимами, омонимами, антонимами, контекстуальными антонимами и синонимами, паронимами, диалектизмами, индивидуально – авторскими словами (окказионализмами), просторечием, жаргонизмами. Знакомство с синтаксическими средствами: фигурами повтора - лексическим повтором, анафорой, эпифорой, синтаксическим параллелизмом; риторическим вопросом, обращением, восклицанием; градацией, антитезой, инверсией, парцелляцией, вопросно – ответной формой изложения, рядами однородных членов, эллипсисом, многосоюзием. Отработка умения находить средства выразительности, определять их роль в тексте. Часть 3. Задание уровня С
Умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста. Умение создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного. Умение последовательно излагать собственные мысли. Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкций и лексическое богатство языка. Умение оформлять письменную речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. Для успешного выполнения задания уровня С (сочинения – рассуждения) учащиеся должны овладеть следующими специальными умениями:
основе литературного материала и / или случая из жизни);
грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. По завершении спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11классе » учащиеся должны овладеть следующими умениями:
уместности их употребления;
оформления, эффективности поставленных коммуникативных задач;
стилей и разновидностей языка;
задачами;
Тематическое планирование спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Литература
Смотрите также:
Программа спецкурса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе»
293.36kb.
Рабочая программа по русскому языку в 10 (общеобразовательном) классе на 2009-2010 учебный год количество часов в неделю 2
884.45kb.
Программа по русскому языку и литературе
296.62kb.
Программа вступительных экзаменов по русскому языку
1018.61kb.
Тематическое планирование по русскому языку в 6 классе
674.49kb.
Единый государственный экзамен по английскому языку стал причиной волнений, тревог и споров для тысяч учащихся по всей России, их родителей и учителей. Существует мнение, что «на егэ по английскому языку можно натаскать»
107.85kb.
Рабочая программа по русскому языку в 7-ом классе предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчёта 4 часа в неделю
342.09kb.
Рабочая программа по русскому языку умк «Начальная инновационная школа»
534.17kb.
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса Учитель начальных классов Кожевникова Г. В. Николаевск, 2011
287.28kb.
Русский язык. 10-11кл. (Базо-вый уровень.) 2010 г
121.67kb.
Комитет образования
182.25kb.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения
444.75kb.
|