Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№14»
Согласовано: «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор МОУ «СОШ № 14»
Хитрых Л.А. Наседкина Р.Н.
«___» ________ 200__ г. «___» _________ 200__
Рабочая программа
по русскому языку
в 10 (общеобразовательном) классе
на 2009-2010 учебный год
количество часов в неделю – 2
методическое объединение русского языка и литературы
Огнева Светлана Леонидовна
Составлена в соответствии с программой Прошла экспертизу на заседании
по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / методического объединения
А. И. Власенков//Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 протокол №____
классы\ Сост. Л. М. Рыбченкова.- М.: Дрофа, 2003. С. 8-28
Учебник – «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». (Под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченкова)
Москва «Просвещение, 2007.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10 КЛАСС
В связи с тем, что ни одна из действующих программ по русскому языку в 10-11-х класса (А. И. Власенкова; А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой; Н. Г. Гольцовой) не обеспечивает реализацию Федерального компонента государственного стандарта общего образования достаточно полно, при составлении рабочей программы для 10 класса мы опирались на содержание, предъявленное в Примерной программе среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).
Содержание курса русского языка средней (полной) школы (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
Особенностью курса является его направленность на усвоение элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, на формирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного языка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень).
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:
- Общие сведения о языке
- Культура речи. Понятие о системе языка
- Культура речи. Речевое общение
- Разговорная речь
- Повторение в конце года
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
• адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
• использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
• осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях;
• свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
• передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
• использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
• формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
• выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
• высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
• владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
• создавать устное высказывание на лингвистические темы;
• владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
• оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
• проводить разные виды языкового разбора;
• опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
• эффективно использовать языковые единицы в речи;
• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
• фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.
На изучение русского языка в 10 классе отводится по 35 часов.
Литература для учащихся
1. Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. филологического профиля / В. В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2004.
2. Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. / Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.
3. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
4. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие / Н. Г. Гольцова И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2002.
5. Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.
6. Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
7. Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н.А.Кузьмина. -М.: Дрофа, 2005.
8. Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену/ М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
9. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
10. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
11. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 кл. - М.: TL «Сфера», 2004.
12. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006.
13. Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточный материал. 11 класс. - М.: Дрофа, 2006.
14. Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексные анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2002.
15. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену пс русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2006.
16. Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2002.
Для учителя
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособие «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
4. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Кур: лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.:ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
5. Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006.
6. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие. -Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.
7. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
8. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка.-М.: Просвещение, 1994.
9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
10. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Дидактические материалы к лекциям по теме «Формы и виды контроля на уроках русского языка в 11 классе». - М.: АПК и ПРО, 2002.
11. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово PC», 2004.
12. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. -Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
13. Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
14. Служевская Т.П. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. - СПб: Изд-во «Тускарора» совместно с фирмой «РиД», 1997.
15. Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
16. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
17. Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - PC», 2003.
18. Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
19. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.
20. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 10 класс. Методические рекомендации. -М.: Дрофа, 2006.
21. Меркин Г.С, Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово-PC», 2005.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
|
Тема
|
Кол-ввоо во
|
Тип
|
Элементы
|
Требования
|
Вид контроля,
|
Домашнее
|
Дата про-
|
|
урока
|
|
урока
|
содержания
|
к уровню подготовки
|
вид самостоятельной работы
|
задание
|
ведения
|
План
|
Факт
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (2 часа)
|
1.
|
Русский
|
1
|
Урок
|
Русский язык -
|
Понимать социальную роль
|
Упр. 268, прочи-
|
Упр. 267, составить
|
|
|
|
язык в со-
|
|
усвоения
|
государственный
|
русского языка в обществе, по-
|
тать отрывок из
|
план и тезисы отрыв-
|
|
|
|
временном
|
|
новых
|
язык РФ. Русский
|
литико-правовой статус русско-
|
речи академика
|
ков из статьи В. В.
|
|
|
|
мире
|
|
знании
|
язык в кругу языков России. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
|
го языка как государственного языка РФ, связь языка и истории, культуры русского и других народов, место русского языка в системе языков народов мира, уметь объяснять причины интереса к русскому языку в
|
И.И.Срезневского «Мысли об истории русского языка», сформулировать основную мысль. Стр. 145, прочи-
|
Лопатина и И. С. Улуханова «Русский язык». Подготовить сообщение по каждому пункту плана. Написать небольшое сочинение-
|
|
|
|
|
|
|
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур
|
мире, использовать ознакомительно-изучающее чтение, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, строить монологическое высказывание на основе исходных текстов, уместно использовать цитирование
|
тать отрывки из статьи
К.Д.Ушинского «Родное слово». Ответить на вопрос: что общего и различного в содержании этих текстов? Подготовить на их основе сообщение о взаимосвязи языка с обществом, культурой, историей народа
|
рассуждение, выразив свое отношение к словам Ф. М. Достоевского «Язык, народ - в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!»
|
|
|
2.
|
Формы су-
|
1
|
Повтори-
|
Литературный
|
Знать основные формы суще-
|
Учебник В. В. Ба-
|
Подготовить связное
|
|
|
|
ществова-
|
|
тельно-
|
язык. Просторе-
|
ствования национального рус-
|
байцевой, соста-
|
аргументированное
|
|
|
|
ния русского
|
|
обоб-
|
чия. Народные
|
ского языка: русский литера-
|
вить план § 9
|
высказывание на одну
|
|
|
|
национального языка
|
|
щающии урок
|
говоры. Профессиональные раз-
|
турный язык, территориальные диалекты (народные говоры).
|
«Состав современного русского
|
из тем: «Русский язык — национальное дос-
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
|
|
|
новидности. Жаргон. Арго. Взаимосвязь языка и культуры. Национальный язык -единство его различных форм (разновидностей)
|
социальные диалекты (жаргоны) и просторечия; уметь объяснять письменно и устно смысл лингвистических понятий: диалектизмы, жаргонизмы и др.; понимать, что литературный язык - это высшая, образцовая форма национального языка, объединяющая кодифицированный литературный язык и разговорную речь, причины появления речевых ошибок под влиянием конкурирующих с литературным языком разновидностей национального языка, распознавать речевые ошибки разного типа и исправлять их
|
языка». Упр. 55, прочитать текст Д. С. Лихачева, определить его тему, тип речи, найти ключевые слова, ответить на вопрос: согласны ли вы с выводом Д.Лихачева? Свой ответ обосновать
|
тояние, переданное нам предшественниками», «Русский язык - живая связь времен».
Объяснить, как вы понимаете смысл пословицы: «Горе в чужой земле безъязыкому»
|
|
|
РАЗДЕЛ II. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ ЯЗЫКА (17 часов)
|
3-4
|
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка
|
2
|
Повтори-
тельно-
обоб-
щающий
урок
|
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка
|
'Знать смысл понятий: языковая система, основные единицы языка и речи (звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст), основные уровни языка (фонемный, морфемный, лексический, синтаксический), уметь аргументировать взаимосвязь и отношения языковых единиц разного уровня
|
Учебник Дейкиной А. Д., Пахновой Т. М., стр. 92, записать высказывание о языке лингвиста
Н.М.Панова, определить стиль текста. П
|
Учебник Власенкова А.И., упр. 270, записать основной тезис текста Л. И. Скворцова «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» и те аргументы, которые развивают основную мысль автора.
|
|
|
5-6
|
Входная контрольная работа.
|
2
|
Урок контроля знаний
|
Материал, изученный в 9 классе
|
Уровень усвоения знаний, полученных за курс основной школы
|
|
Составить тест на орфографические темы
|
|
|
7-8
|
Текст и его место в системе языка и речи
|
2
|
Повторительно-обобщающий
|
Текст - самая крупная единица синтаксической системы, сложный
|
Владеть основными нормами построения текста, уметь определять тему, основную мысль текста, способы их выражения,
|
Учебник Власенкова А.И., прочитать теоретический материала на
|
Упр. 291, ответить на вопрос: как вы относитесь к высказыванию академика
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
|
|
урок
|
результат мыслительной речевой деятельности. Признаки текста. Абзац
|
выделять микротему, ключевые слова, способы и средства связи между предложениями в тексте, лексические, грамматические средства выражения отношения и оценки, средства выразительности, создавать письменное высказывание, отбирать языковые средства, обеспечивая правильность, точность и выразительность речи
|
стр. 155-157, 159, 161-162 и на его основе подготовить устное сообщение «Текст как речевое произведение». Упр. 282, проанализировать текст о жизненном пути писателя, творчество которого изучается (законченный отрывок объемом 1-3 страницы): выявить в отрывке признаки текста, его тему, основную мысль, выделить микротексты и ключевые слова. Составить план, пересказать текст по плану
|
В.Щербы, который считает, что абзац «углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли»? Составить небольшой текст, соблюдая правила построения абзаца
|
|
|
9-10
|
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.
|
2
|
Повтори-
тельно-
обоб-
щающий
урок
|
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи
|
Знать основные качества хорошей речи, использовать ознакомительно-изучающее и ознакомительно-реферативное чтение научного (лингвистического) текста, передавать его содержание в виде развернутого плана, уметь создавать устное высказывание, отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность, выразительность речи с учетом коммуникативной целесообразности и уместности
|
Учебник В. В. Бабайцевой, § 39 «Качества хорошей речи». Составить тезисный план, проиллюстрировать каждый пункт своими примерами.
Учебник Власенкова А.И., упр. 274, передать своими словами содержание статьи В. В. Виноградова, используя
|
Учебник Власенкова А. И., упр. 275, изложить своими словами мысли С. И. Ожегова о культуре речи, об изменениях требований к культуре речи в разные исторические эпохи
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи
|
|
|
|
|
при пересказе содержащиеся в статье лингвистические термины
|
|
|
11-12
|
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические, синтаксические)
|
2
|
Повтори-
тельно-
обоб-
щающий
урок
|
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические, синтаксические)
|
Понимать, что нормативность -отличительная особенность русского литературного языка, уметь использовать словари грамматических трудностей русского языка для получения информации о языковой норме, оценивать чужую и собственную речь с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка
|
Упр. 273, ответить на вопросы: что нового вы узнали о языковой норме из текста Л. В. Щербы, как и кем создается литературная норма? Редактирование текста
|
Упр. 276, прочитать предложения из книги «Не говори шершавым языком» о нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ, определить тип ошибки, записать предложение в исправленном виде
|
|
13-14
|
Орфоэпические (произносительные) и акцентологические нормы
|
2
|
Повтори-
тельно-
обоб-
щающие
уроки
|
Роль орфоэпии в устном общении. Произносительные нормы: произношение безударных гласных и некоторых согласных, сочетания согласных, некоторых грамматических форм, особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств. Акцентологические нормы: нормы ударе-
|
Владеть основными правилами произношения ударных и безударных гласных, некоторых согласных и сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, особенностей произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств, нормами ударения в современном русском языке, уметь работать с орфоэпическим словарем, оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм
|
Тест. Прослушивание записей речи русских актеров и дикторов. Анализ речи с точки зрения соблюдения орфоэпических (произносительные) и акцентологических норм современного русского литературного языка.
Упр. 14 (учебник Власенкова А. И.), записать словосочетание, объяс-
|
Учебник В. В. Бабайцевой, § 25, ответить на вопрос: с какими разделами языка связана орфоэпия? Учебник Власенкова А. И., упр. 10, произнести слова, проверить себя по орфоэпическому словарю, указать произносительные варианты [ЧН]/, [ШН], проверить по толковому словарю значения непонятных слов. Упр. 17, обозначить ударный слог
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
|
|
|
ния в современном русском языке, допустимые варианты произношения и ударения
|
|
нить, какая особенность русского ударения помогает справляться с орфографическими трудностями при написании безударных гласных в корне Провести эксперимент: могут ли все слова одного синонимического ряда сочетаться с одним и тем же словом?
|
|
|
|
15-16
|
Контрольная работа.
|
2
|
Урок контроля знаний
|
Практическое владение изученным материалом
|
Практическое владение изученным материалом
|
|
Составление тестов, подобных контрольным
|
|
|
17-18
|
Лексические нормы
|
2
|
Повтори-
тельно-
обоб-
щающие
уроки
|
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением и стилистическими свойствами. Употребление паронимов. Ограниченное употребление диалектизмов и жаргонизмов. Взаимосвязь языка и культуры
|
Уметь использовать толковые словари русского языка для определения, уточнения лексического значения слова, подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово с учетом конкретной речевой ситуации, использовать синонимы как средство связи слов в тексте и как средство устранения неоправданного повтора, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения
|
Краткий пересказ содержания понравившегося фильма с использованием слов разного типа. Упр. 47, прочитать и записать синонимичные пары и ряды слов, сравнить их. Определить, отличаются ли они оттенками значений, сферой употребления, сверить свой ответ с толковым словарем и словарем синонимов.
|
Учебник В. В. Бабайцевой, § 26. Учебник Власенкова А. И., стр. 20-35, используя теоретический материал, подготовить устное сообщение о лексическом богатстве русского языка.
Упр. 75, написать сочинение-миниатюру о значении слов: в чем их сходство и различие? (Использовать один из вариантов
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19-20
|
Орфографические нормы
|
2
|
Повтори-
тельно-
обоб-
щающий
урок
|
Раздел русской орфографии и основные принципы написания. Правописание морфем: гласных и согласных в корне, приставок
|
Знать основные принципы написания морфем: гласных и согласных в корне, приставок, уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих корни-омонимы, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания, различать приставки ПРЕ-ПРИ на семантической основе, обнаруживать орфограммы в корнях и приставках слов, группировать слова по видам орфограмм, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов
|
Осложненное списывание с творческим заданием. Упр. 26, сгруппировать слова по наиболее важным орфограммам, сформулировать орфографические правила на каждую группу слов
|
Упр. 7, прочитать текст. Выписать непонятные слова, найти их значения в словаре. Обозначить орфограммы в первых трех предложениях, определить принцип их написания. Упр. 15, изменить слово или подобрать родственное ему таким образом, чтобы ударение перешло сначала на один, потом на другой звук корня. Ответить на вопрос: какое орфографическое правило вы применили для безошибочного написания слов?
Упр. 19, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы
|
|
|
21-22
|
Орфографические нормы
|
1
|
Повтори-
тельно-
обоб-
щающий
урок
|
Основные принципы написания морфем: правописание окончаний и суффиксов различных частей речи
|
Знать основные принципы написания морфем: правописание окончаний и суффиксов различных частей речи, уметь определять правильный способ действия при выборе написания окончаний и суффиксов разных частей речи, единообразно писать наиболее употребительные суффиксы с опорой на моремно-
|
Взаимодиктант с самопроверкой
|
Упр. 139, прочитать текст, записать его. Вставить пропущенные орфограммы и недостающие знаки препинания. Ответить на вопрос: какие художественные детали используются в тексте и как они характеризуют героя
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
|
|
|
|
словообразовательный анализ слова
|
|
На основе теоретического материала учебника составить устные сообщения: «Правописание Ь на конце после шипящих», «Употребление букв Е (ё), О после шипящих и Ц в разных морфемах»
|
|
|
23-24
|
Орфографические нормы
|
2
|
Повто-
ритель-
но-
обоб-
щающий
урок
|
Слитные, дефисные и раздельные написания
|
Знать принцип русской орфографии (лексико-синтаксический) уметь выбирать правильный способ действия при выборе слитного, дефисного и раздельного написания, опознавать части речи и выявлять условия выбора орфограмм (НЕ с разными частями речи, сложные слова, дефисные написания морфем -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ- и др.), соблюдать принцип слитного, дефисного и раздельного написания на письме, группировать орфограммы по видам, аргументированно обосновывать выбор написания
|
Тест. Комплексный анализ текста. На основе примеров упр. 199 сформулировать правило употребления дефиса
|
Упр. 205, произвести орфографический разбор всех случаев слитного, раздельного написания НЕ, объяснить постановку тире и двоеточия. Упр. 200, выявить разницу в примерах, записать через тире
|
|
|
25-26
|
Грамматические нормы
|
1
|
Повтори-
тельно-
обоб-
щающий
урок
|
Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний
|
Уметь употреблять в речи трудные падежные формы, формы косвенных падежей существительных на -МЯ, несклоняемых существительных, существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа, согласовывать прилагательные, причастия и глаголы в форме прошедшего времени с существительными, правильно употреблять формы
|
Редактирование предложений текста. Учебник Бабайцевой В. В., упр. 148, 150
|
Учебник А. И. Власенкова, упр. 144, поставить существительное в Р.п. мн. ч. Упр 162, поставить числительные в Т.п. (1), записать прописью числительные и существительные, поставив их в нужном падеже (2). /пр. 169 (II), образо-
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
|
|
|
|
имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разрядам, одушевленности / неодушевленности, имена прилагательные и наречия в формах сравнительной степени, правильно образовывать и употреблять некоторые личные формы глаголов, причастия и деепричастия, предлоги в составе словосочетаний, соблюдать нормы построения словосочетаний, требующих согласования или управления, находить и исправлять грамматические ошибки
|
|
вать видовые пары глаголов
|
|
|
27-28
|
Грамматические нормы
|
2
|
Повтори-
тельно-
обоб-
щающий
урок
|
Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с однородными и обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности
|
Соблюдать синтаксические нормы при построении простого осложненного и сложного предложений, согласовании подлежащего и сказуемого, уметь редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, производить синонимичную замену синтаксических конструкций с учетом стилей и типов высказываний
|
Редактирование текста
|
Упр. 233, закончить предложение, добавляя однородные члены для уточнения мысли, для усиления выразительности. Включить слова, грамматически не связанные с членами предложения. Написать сочинение на тему «Размышляя перед экраном телевизора» (тип речи - рассуждение), соблюдая нормы построения текста и языковые нормы
|
|
|
29-30
|
Нормативные словари современного русского языка и справочники
|
1
|
Повтори-
тельно-
обоб-
щающий
урок
|
Нормативные словари современного русского языка и справочники
|
Уметь извлекать из словарей и справочников необходимую информацию, пользоваться всеми видами словарей при подготовке рефератов, докладов, устных сообщений, разработке проектов
|
Подготовить аргументированное устное высказывание на основе слов Ф. Вольтера «Слова - образы, словарь - это Вселен-
|
Написать памятку «Как работать со словарем» (по 1 из нормативных словарей) или рекомендательную аннотацию на один из словарей
|
|
|
31-32
|
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие.
|
2
|
Урок контроля знаний
|
Изученный за 1 полугодие материал
|
Владеть практическими навыками материала, изученного за первое полугодие.
|
|
|
|
|
Планирование контроля на 1 полугодие
|
Вид контроля
|
Всего
часов
|
Контрольно-измерительные материалы
|
Входная контрольная работа
|
2
|
Контрольная работа за 1 четверть
|
2
|
Контрольно-измерительные материалы
|
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие
|
2
|
Контрольно-измерительные материалы
|
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входная контрольная работа
Вариант 1